УДК 78.09 ББК 631
Колосницына Юлия Вячеславовна
соискатель кафедра педагогика Соликамский государственный педагогический институт
г.Соликамск Kolosnitsyna YuliaVyacheslavovna Applicant for a Degree Chair of Pedagogics Solikamsk State Pedagogical Institute Solikamsk
Реализация принципа преемственности в воспитании детей
дошкольного и младшего школьного возраста: гендерный аспект Continuity Principle Realization in Preschool and Primary Schoolchildren’s Education: Gender Aspect
В статье представлен краткий анализ преемственности дошкольного и начального общего образования, раскрыто понятие «половое воспитание детей дошкольного возраста», сущность гендерной компетентности младших школьников, описан опыт реализации преемственной, комплексной программы формирования гендерной компетентности у детей младшего школьного возраста.
This article presents a brief analysis of the continuity of pre-school and primary education; reveals the concept of «preschool children’s sexual education» and the essence of younger students’ gender competence; describes the experience of the successive comprehensive program realization of gender competence forming among junior schoolchildren.
Ключевые слова: «принцип преемственности», преемственность
дошкольной и начальной ступеней образования, гендерное воспитание, гендерная компетентность.
Key words: principle of continuity, continuity of preschool and primary levels of education, gender education, gender competence.
Более полутора веков находится в центре внимания педагогической общественности России проблема преемственности ступеней образования: в определенных исторических этапах обосновывались и реализовывались различные подходы к решению вопросов преемственности первых ступеней образования. Сегодня, на этапе реформирования образования, когда выдвигаются требования, прежде всего, к фундаменту образования -начальному звену, от качества которого в значительной степени может зависеть
содержание обучения, воспитания и развития на последующих этапах, проблема преемственности в системе образования имеет большое значение.
Преемственность считают принципом непрерывного образования, рассматривают как ступень поэтапной конкретизации его содержания. Принцип преемственности является необходимым условием достижения непрерывности, поступательности, плановости и интерактивности образовательного процесса. Преемственность предполагает максимальное использование на каждом этапе обучения достигнутого на предыдущих этапах.
Для дошкольной и начальной ступеней образования принцип преемственности является основополагающим принципом организации образовательного процесса. По мнению Должиковой Р.А. «образовательный процесс на этапе перехода от дошкольного к начальному общему образованию должен обеспечить плавный, естественный переход от одной ступени к другой и поступательное движение на основе ранее достигнутого» [2].
Изучение психологических основ преемственности обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста представлено в исследованиях психологов С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович. Отечественные психологи свои положения в решении вопроса преемственности строят на том, что для понимания структуры стремлений и потребностей личности надо исходить из конкретной ситуации развития, характерной для каждого возрастного этапа.
Для определения педагогической сущности преемственности в образовательном процессе обратимся к педагогическому словарю: «Преемственность в обучении - последовательность и систематичность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.... Характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний - новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Они делаются более сознательными, дифференцированными и обобщенными, а круг их применения расширяется» [8].
Таким образом, преемственность является существенным требованием к процессу развития учащихся путем осмысливания или взаимодействия старых и новых знаний, прежнего и нового опыта. По мере усиления умственной и физической подготовки детей увеличивается возможность опоры в обучении и воспитании на имеющийся опыт и обогащения его в возрастающих масштабах.
Идея преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования звучит во второй главе, статья 20 проекта закона «Об образовании». Федеральные государственные требования для дошкольного образования и федеральные государственные требования для начальной общеобразовательной школы определяют реализацию преемственности как ведущий механизм для повышения качества образования.
В действительности мы видим другую картину и педагоги дошкольного образовании и учителя начальных классов отмечают, что в реалии «преемственность отсутствует», особенно по линии воспитания. Именно эту проблему мы увидели при анализе результатов опроса педагогов дошкольного и начального общего образования (городов Пермского края: Соликамск, Березники, Чердынь, Александровского и других муниципальных р-нов). В опросе участвовало 75 педагогов - учителя и воспитатели - лишь небольшая часть (7,5%) ответили положительно на вопрос: осуществляется ли
взаимодействие ДОУ и начальной школы, остальные респонденты (92,5%) отметили, что преемственность ДОУ и начальной школы чаще всего носит формальный характер. Что касается преемственности содержания дошкольного и начального общего образования, то здесь картина тоже ясна.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО) Минобрнауки РФ рекомендованы и допущены учебно-методические комплексы (УМК) и образовательные системы, как традиционные («Школа России», «Начальная школа XXI в», «Перспектива», «Перспективная начальная школа», «Г армония», «Планета знаний», «Начальная инновационная школа»), так и развивающие
(Система развивающего обучения Л.В. Занкова, Система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова, «Школа 2000», «Школа 2100») [8].
Из всех выше перечисленных УМК только четыре можно рассматривать как преемственные. 1. Первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы -образовательная система «Школа 2100» (Научные руководители -А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш. А Амонашвили). 2. Опираясь на опыт дошкольного детства и закладывая основы предметных знаний и универсальных учебных действий, система «Начальная школа XXI века», обеспечивает преемственность с основными образовательными программами дошкольного и основного общего образования. 3. Авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000.» создана современная образовательная система для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования. УМК эффективно реализует современные идеи восстановления единства образовательного пространства на этапе его перехода к деятельностной парадигме образования, методологизации содержания образования, непрерывно и преемственно организованного от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы, а затем и в системе среднего и высшего профессионального образования. 4. УМК «Начальная школа 21 века» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, одним из которых авторы отмечают «Преемственность и перспективность обучения».
Существуют и другие способы решения проблемы преемственности содержания дошкольного и начального общего образования. Интересными, на наш взгляд, являются представленные авторские исследования преемственности воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста по различным направлениям социального воспитания: в эстетическом (Губина Г.Н. «Начальная школа-детский сад»; А.И. Аронина, Брюханова Т.А.),
84
в физическом (Абдуллин А.Х.), в трудовом развитии детей (Л.П. Дашковская), в нравственном воспитании (О.В.Ткаченко). Но социальное развитие личности проходит и по другим направлениям [4]. Особую значимость в линии социального развития личности имеет половое воспитание. Сегодня изучением разных аспектов полового (далее гендерного) занимаются педагоги, психологи и социологи (созданы центры гендерных исследований: г. Москва, г. С-Петербург, г. Рязань, г. Ижевск и прочее), существуют фонды, поддерживающие гендерные исследования (Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров и др.), общества по борьбе за права мужчин и женщин и прочее, что подчеркивает актуальность и востребованность изучения этого направления социального воспитания детей.
Отдельные аспекты гендерного воспитания детей дошкольного возраста представлены в исследованиях как отдельных авторов (Таран И.И., 2004; Евтушенко И.Н, 2008), так и целых педагогических коллективов (школа Коломийченко Л.В.: Конышева Е.А, 2006, Григорьева Ю.С., 2007).
Под половым воспитанием детей дошкольного возраста мы понимаем сложное личностное образование, включающее знания основ гендерной культуры (когнитивный компонент), потребность в реализации себя как представителя определенного пола (эмоционально-чувственный компонент), способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью и принятыми в социуме нормами гендерной культуры (поведенческий компонент), результатом которого является «гендерная воспитанность» (Григорьева Ю.С.).
Вместе с тем ведутся исследования по изучению вопросов гендерной социализации детей младшего школьного возраста (Смирнова А.В., 2005; Тарасенко Л.В., 2007; Андропова Н. П., 2007). Лишь отдельные авторы рассматривают некоторые аспекты преемственности в гендерной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста (Семенова Л. Э., 2010). Таким образом, изучение преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является малоизученной, актуальной социально-педагогической проблемой.
85
Поэтому с целью создания условий преемственности образовательного процесса дошкольного и начального общего образования и реализации принципа непрерывности нами была разработана и внедрена программа «Мальчики и девочки». Программа разработана посредством соотношения целевых (определение целей и задач формирования гендерной компетентности) программного (определение компонентов формирования гендерной компетентности), технологических (определение основных методических инструментов формирования гендерной компетентности) и контрольнооценочных (определение уровня сформированности гендерной компетентности) компонентов педагогического процесса в дошкольном и начальном общем образовании.
Предлагаемая нами программа воспитания детей, разработана в соответствии принципами, представленными в Концепции социального развития и воспитания детей дошкольного возраста, (Коломийченко Л.В.) [6] и отвечает требованиям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондакова А.М., Тишкова В.А.). Содержание и планирование программы соответствует ФГОС НОО [1]. Программа может быть реализована как система классных часов, как система занятий во внеурочной воспитательной работе, как дополнительная образовательная программа.
В связи с возрастными особенностями детей программа ориентирована на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности. Срок реализации от года до двух лет: 1-2 класс (144часа, в зависимости от планируемых часов). В структуру программы входит: пояснительная записка, блочно-тематическое планирование, описание содержания занятий, методическое обеспечение.
Цель программы: Создание благоприятных педагогических условий для формирования гендерной компетентности, как составляющей ключевых компетенций, у детей младшего школьного возраста.
Основная форма организации деятельности учащихся - проблемноценностное общение [4].
Программа предполагает: встраивание в воспитательную систему работы классного руководителя; выбор оптимальных форм работы сообразно возрасту и интересам учащихся; реализацию деятельностного подхода для достижения цели и задачи программы; привлечение к совместной деятельности взрослых (родителей, старших братьев и сестер) и самих воспитанников; ориентацию на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности; непрерывность формирования личности детей 7-8лет; связь «предыдущего с последующим», использованием и дальнейшее развитие старых связей; осмысление пройденного на более высоком уровне; учет гендерных особенностей детей младшего школьного возраста.
Для отслеживания результатов гендерного воспитания у детей младшего школьного возраста в программе представлен диагностический инструментарий, описаны критерии, показатели гендерной компетентности у детей первого года обучения[3].
В результате реализации данной программы происходит изменение уровня образованности ребенка в целом. И как представлено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» «.общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Поэтому ожидаемым результатом реализации программы является формирование гендерной компетентности у детей младшего школьного возраста.
Под гендерной компетентностью мы будем понимать социальнопсихологическую характеристику личности, позволяющую ей быть эффективной в системе межполового взаимодействия [6]. Перечень
компетенций, который приведен ниже, отвечает целям начального общего образования, структурным представлениям социального опыта и опыта личности, а также основным видам деятельности ученика, позволяющим ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С учетом данных позиций и опираясь на
87
проведенное исследование, определены следующие группы ключевых компетенций: информационная (когнитивная) компетенция, включающая
определенный объем знаний о гендерной культуре; коммуникативная компетенция, предполагающая наличие интереса и ориентацию в общении на людей разного возраста, пола; наличие эмпатии, социальных эмоций и бесконфликтного отношения и общения к людям разного пола; мотивационная компетенция, отражающая наличие социально-значимых и субъективнозначимых мотивов поведения адекватных нормам гендерной культуры; технологическая (процессуальная) компетенция, проявляющаяся в овладении способами организации взаимодействия со сверстниками в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью; аналитическая (рефлексивная) компетенция, проявляющаяся в умении анализировать уровень самостоятельности, инициативности, готовности к выполнению моделей поведения в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью, готовность оценивать результаты собственных достижений в процессе гендерной социализации [6,7].
Достигнутое на начальной ступени обучения, при переходе ребенка на следующую ступень обучения, необходимо соотносить с новыми возможностями развития, видеть дальнейшую перспективу формирования компетентной личности.
Библиографический список
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текста]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223с. -(Стандарты второго поколения).
2. Должикова, Р. А. Преемственность образования детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текста]/ Должикова Р.А. - Курган, 1998. - 201 с.
3. Коломийченко, Л.В., Григорьева, Ю.С., Антонова, Е.В. Диагностика половой
социализации детей дошкольного возраста: Методические рекомендации [Текста]/
Коломийченко Л.В., Григорьева Ю.С., Антонова Е.В. - Пермь. 2003.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Строка доступа http://standart.edu.ru
5. Программа нравственно-полового воспитания дошкольников [Текста]/ Коломийченко Л.В., - Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2008. - 34с.
6. Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: Компетентность в области гендерных отношений/ Под ред. В.Н.
Пенферова, В.В. Семикина, Н.Б. Лисовской. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 325с.
7. Трубайчук, Л.В. Социальная компетентность дошкольника [Текста]/ Л.В. Трубайчук // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - С 300-307
8. Школьный гид. [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. Строка доступа http://schoolguide.ru
Bibliography
1. Approximate Program of Students’ Upbringing and Socialization. Primary General Education. The Federal State Educational Standard [Electronic Resource]. - Access Mode: http://standart.edu.ru
2. Dolzhikova, R. A. Children’s Education Continuity in Pre-School Educational Institution and Primary School: Dis. ... Cand. of Ped.: 13.00.01[Text] / R.A. Dolzhikova. - Kurgan, 1998. - 201 p.
3. Extra-Curricular Activities of Schoolchildren. Methodical Designer: Manual for Teachers [Text] / D.V. Grigoriev, P.V. Stepanov. - M.: Education, 2010. - 223 p. - (Standards of the Second Generation).
4. Kolomiychenko, L.V., Grigorieva, Yu.S., Antonova, E.V. Diagnostics of Sexual Socialization of Pre-School Children: Methodical Recommendations [Text] / L.V. Kolomiychenko, Yu.S. Grigorieva, E.V. Antonova. - Perm., 2003.
5. Professional and Psychological Competence of Humanitarian Technologists in Human Relations: Competence in the Sphere of Gender Relations / Under the Editorship of V.N. Penferov, V.V. Semikin, N.B. Lisovskaya. Study Guide. - SPb.: «Book House», 2008. - 325 p.
6. School Guide [Electronic Resource]. - Access Mode: http://schoolguide.ru
7. The Program of Moral-and-Sexual Education of Preschool Children [Text] / L.V. Kolomiychenko. - Perm State Pedagogical Univ. - Perm, 2008. - 34 p.
8. Trubaychuk, L.V. A Preschooler’s Social Competence [Text] / L.V. Trubaychuk // Topical Problems of Pre-School Education: Theoretical and Applied Aspects of Socialization and Social Development of Preschool Children. - Chelyabinsk: «Education» Publishing House , 2007. -P. 300-307.