ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 37.035.2
Ю.В. Перлова
Соликамский государственный педагогический институт, г. Соликамск, Пермский край
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ju.V. Perlova
Solikamsk State Pedagogical Institute, Solikamsk, Perm region
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SUCCESSION IN GENDER EDUCATION OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN
В статье раскрывается актуальность изучения преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, обозначены противоречия, цель и задачи исследования по изучению проблемы преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Результатом гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является гендерная воспитанность.
Ключевые слова: непрерывность образования, преемственность
воспитания, гендерное воспитание.
The article presents the urgency of studying the question in the sphere of continuity of gender education among children in preschool and primary school; points at the contradictions, goal and objectives of the research on the problem in the sphere of continuity of gender education among children in pre-school and primary school. The result of gender education among children of senior pre-school and junior school age is gender civility.
Keywords: continuity of education, gender education.
Г осударственная политика в области качества образования рассматривает идею непрерывности образования личности как одну из приоритетных. Это подтверждается действующими российскими законами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми актами и положениями (Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 года, Федеральные
© Перлова Ю.В., 2013
__________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |
образовательные стандарты НОО, Федеральные государственные требования) и приоритетными национальными проектами.
В национальной образовательная инициативе «Наша новая школа» (2008 г.) модернизация образования была обозначена как важнейшее стратегическое направление развития страны. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы, связанные с развитием непрерывной системы образования детей - от детского сада до высшей школы. Известно, что особое значение имеет проблема преемственности между такими ступенями образования, как детский сад - начальная школа, ее разработка обусловлена также внедрением новых стандартов для дошкольного и начального образования.
В законе «Об образовании» говорится, что «общее образование - это ... приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ дошкольного, начального общего . образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».
С учетом требований индивидуального подхода одним из способов достижения цели образования может стать гендерное воспитание, понимаемое как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности личности, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнении гендерных ролей, осознании себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей, формировании гендерной компетентности, результатом которого будет гендерная воспитанность дошкольника и гендерная компетентность младшего школьника. Гендерная компетентность - интегративное личностное образование, проявляющееся в единстве когнитивной, эмоциональночувственной и поведенческой сферы, обусловливающей поведение человека в соответствии с нормами гендерной культуры.
Под преемственностью в нашем исследовании мы будем понимать комплекс условий, обеспечивающих эффективное формирование гендерной компетентности у детей.
Для становления преемственной системы формирования гендерной компетентности в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста существуют объективные предпосылки: доказана возможность
и необходимость гендерной социализации подрастающего поколения, ведутся исследования, рассматривающие гендерное воспитание как специфический феномен, создана концепция содержания непрерывного образования, существует база нормативно-правовых актов, включающих гендерную и компетентностную составляющую, в практике реализации преемственности определились наиболее перспективные учреждения (комплексы «ДОУ - начальная школа»), авторские образовательные программы, реализуемые в ДОУ.
Преемственность разработана посредством соотношения целевых (определение целей и задач формирования гендерной компетентности) программных (определение компонентов формирования гендерной
||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки
компетентности), технологических (определение основных методических инструментов формирования гендерной компетентности) и контрольнооценочных (определение уровня сформированности гендерной компетентности) компонентов педагогического процесса в дошкольном и начальном общем образовании.
Анализ научно-педагогической литературы и практического состояния данной проблемы, результатов опроса и экспериментальных оценок педагогов ДОУ и учителей начальной общеобразовательной школы показывает, что существуют значительные трудности в осуществлении преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, организации целенаправленного, интегрированного поступательного взаимодействия педагогов и учителей для формирования гендерной компетентности у детей 7-8 лет. В условиях перехода детей к обучению в школе вышеобозначенные обстоятельства негативно могут отразиться на подготовке к обучению и их адаптации к новой социальной роли, что создает трудность и для учителей и для родителей.
Анализ нормативных и концептуальных документов, социальнопсихологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности детских садов, работы специалистов по вопросам гендерного воспитания позволил выявить ряд противоречий социально-педагогического, научнотеоретического и научно-методического уровней между:
- нарастающим фундаментальным научным потенциалом непрерывного гендерного воспитания и слабой программно-целевой оснащенностью этого процесса на разных ступенях образовательных учреждений;
- осознанием принципа учета гендерных особенностей в образовательном процессе большей частью педагогов и отсутствием конкретных мер по его реализации в практике;
- объективной необходимостью и реальным уровнем преемственности образования в ДОУ и в начальной школе;
- необходимостью формирования компетентной личности и отсутствием четких представлений о гендерной компетентности и психолого-педагогических условий ее формирования у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия реализации преемственности для формирования гендерной компетентности в процессе образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы, обосновать ее актуальность, определить сущность гендерной социализации как социокультурного феномена, гендерного воспитания как педагогического процесса, гендерной воспитанности/компетентности как его результата, выявить условия преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
_________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |
2. Определить основные параметры (компоненты, показатели, критерии, уровни) гендерной компетентности как результата преемственного гендерного воспитания детей младшего школьного возраста; осуществить подбор, модификацию и разработку диагностического инструментария.
3. Разработать условия реализации принципа преемственности в процессе гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Произвести опытную апробацию условий.
4. Определить эффективность проведенной работы посредством изучения динамики гендерной воспитанности / гендерной компетентности.