Научная статья на тему 'Реализация принципа преемственности в гендерном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Реализация принципа преемственности в гендерном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / CONTINUITY OF EDUCATION / GENDER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перлова Юлия Вячеславовна

В статье раскрывается актуальность изучения преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, обозначены противоречия, цель и задачи исследования по изучению проблемы преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Результатом гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является гендерная воспитанность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SUCCESSION IN GENDER EDUCATION OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article presents the urgency of studying the question in the sphere of continuity of gender education among children in preschool and primary school; points at the contradictions, goal and objectives of the research on the problem in the sphere of continuity of gender education among children in pre-school and primary school. The result of gender education among children of senior pre-school and junior school age is gender civility.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа преемственности в гендерном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста»

ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 1. Психологические и педагогические науки

УДК 37.035.2

Ю.В. Перлова

Соликамский государственный педагогический институт, г. Соликамск, Пермский край

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ju.V. Perlova

Solikamsk State Pedagogical Institute, Solikamsk, Perm region

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF SUCCESSION IN GENDER EDUCATION OF PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN

В статье раскрывается актуальность изучения преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, обозначены противоречия, цель и задачи исследования по изучению проблемы преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Результатом гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста является гендерная воспитанность.

Ключевые слова: непрерывность образования, преемственность

воспитания, гендерное воспитание.

The article presents the urgency of studying the question in the sphere of continuity of gender education among children in preschool and primary school; points at the contradictions, goal and objectives of the research on the problem in the sphere of continuity of gender education among children in pre-school and primary school. The result of gender education among children of senior pre-school and junior school age is gender civility.

Keywords: continuity of education, gender education.

Г осударственная политика в области качества образования рассматривает идею непрерывности образования личности как одну из приоритетных. Это подтверждается действующими российскими законами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми актами и положениями (Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 года, Федеральные

© Перлова Ю.В., 2013

__________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |

образовательные стандарты НОО, Федеральные государственные требования) и приоритетными национальными проектами.

В национальной образовательная инициативе «Наша новая школа» (2008 г.) модернизация образования была обозначена как важнейшее стратегическое направление развития страны. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы, связанные с развитием непрерывной системы образования детей - от детского сада до высшей школы. Известно, что особое значение имеет проблема преемственности между такими ступенями образования, как детский сад - начальная школа, ее разработка обусловлена также внедрением новых стандартов для дошкольного и начального образования.

В законе «Об образовании» говорится, что «общее образование - это ... приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ дошкольного, начального общего . образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».

С учетом требований индивидуального подхода одним из способов достижения цели образования может стать гендерное воспитание, понимаемое как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности личности, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнении гендерных ролей, осознании себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей, формировании гендерной компетентности, результатом которого будет гендерная воспитанность дошкольника и гендерная компетентность младшего школьника. Гендерная компетентность - интегративное личностное образование, проявляющееся в единстве когнитивной, эмоциональночувственной и поведенческой сферы, обусловливающей поведение человека в соответствии с нормами гендерной культуры.

Под преемственностью в нашем исследовании мы будем понимать комплекс условий, обеспечивающих эффективное формирование гендерной компетентности у детей.

Для становления преемственной системы формирования гендерной компетентности в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста существуют объективные предпосылки: доказана возможность

и необходимость гендерной социализации подрастающего поколения, ведутся исследования, рассматривающие гендерное воспитание как специфический феномен, создана концепция содержания непрерывного образования, существует база нормативно-правовых актов, включающих гендерную и компетентностную составляющую, в практике реализации преемственности определились наиболее перспективные учреждения (комплексы «ДОУ - начальная школа»), авторские образовательные программы, реализуемые в ДОУ.

Преемственность разработана посредством соотношения целевых (определение целей и задач формирования гендерной компетентности) программных (определение компонентов формирования гендерной

||____ВЕСТНИК Ш ГПУ__________Серия № 1. Психологические и педагогические науки

компетентности), технологических (определение основных методических инструментов формирования гендерной компетентности) и контрольнооценочных (определение уровня сформированности гендерной компетентности) компонентов педагогического процесса в дошкольном и начальном общем образовании.

Анализ научно-педагогической литературы и практического состояния данной проблемы, результатов опроса и экспериментальных оценок педагогов ДОУ и учителей начальной общеобразовательной школы показывает, что существуют значительные трудности в осуществлении преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, организации целенаправленного, интегрированного поступательного взаимодействия педагогов и учителей для формирования гендерной компетентности у детей 7-8 лет. В условиях перехода детей к обучению в школе вышеобозначенные обстоятельства негативно могут отразиться на подготовке к обучению и их адаптации к новой социальной роли, что создает трудность и для учителей и для родителей.

Анализ нормативных и концептуальных документов, социальнопсихологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности детских садов, работы специалистов по вопросам гендерного воспитания позволил выявить ряд противоречий социально-педагогического, научнотеоретического и научно-методического уровней между:

- нарастающим фундаментальным научным потенциалом непрерывного гендерного воспитания и слабой программно-целевой оснащенностью этого процесса на разных ступенях образовательных учреждений;

- осознанием принципа учета гендерных особенностей в образовательном процессе большей частью педагогов и отсутствием конкретных мер по его реализации в практике;

- объективной необходимостью и реальным уровнем преемственности образования в ДОУ и в начальной школе;

- необходимостью формирования компетентной личности и отсутствием четких представлений о гендерной компетентности и психолого-педагогических условий ее формирования у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия реализации преемственности для формирования гендерной компетентности в процессе образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы, обосновать ее актуальность, определить сущность гендерной социализации как социокультурного феномена, гендерного воспитания как педагогического процесса, гендерной воспитанности/компетентности как его результата, выявить условия преемственности гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

_________________________________________________НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ Щ |

2. Определить основные параметры (компоненты, показатели, критерии, уровни) гендерной компетентности как результата преемственного гендерного воспитания детей младшего школьного возраста; осуществить подбор, модификацию и разработку диагностического инструментария.

3. Разработать условия реализации принципа преемственности в процессе гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Произвести опытную апробацию условий.

4. Определить эффективность проведенной работы посредством изучения динамики гендерной воспитанности / гендерной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.