ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373
Ю. В. Перлова
РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье дано обоснование актуальности изучения вопроса развития гендерной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с концепцией социального развития Л. В. Коло-мийченко; представлен план и описание этапов опытно-экспериментальной работы по изучению развития гендерной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста; уточнены компоненты гендерной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста; гендерная компетентность рассматривается как результат преемственного гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Ключевые слова: гендерное воспитание, гендерная компетентность, преемственность, компоненты и критерии гендерной компетентности.
В современной государственной политике, направленной на повышение качества образования, идея его непрерывности рассматривается как одна из приоритетных. Это подтверждается действующими российскими законами, федеральными образовательными стандартами, нормативно-правовыми актами и положениями (Конвенция ООН о правах ребенка, федеральный закон «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 гг., Федеральные образовательные стандарты НОО, Федеральные государственные требования) и приоритетными национальными проектами.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2008) президент Д. А. Медведев обозначил модернизацию образования как важнейшее стратегическое направление развития страны. В этом контексте особую актуальность приобретают проблемы, связанные с реализацией принципа преемственности во всех звеньях образовательной системы, особое место среди которых отводится взаимодействию детского сада и начальной школы.
Реализация принципа преемственности осуществляется по всем линиям личностного развития и по разным направлениям воспитания, в том числе по приобщению детей к основам гендерной культуры в процессе гендерного воспитания. Гендерное воспитание понимается как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности личности, заключающийся в содействии в накоплении социального опыта, выполнении гендерных ролей, осознании себя как представителя
определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей. Одним из результатов гендерного воспитания является становление гендерной компетентности, рассматриваемой в данном исследовании, как интегративного личностное образования, проявляющегося в единстве когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферы и обусловливающего поведение человека в соответствии с нормами гендерной культуры.
Для становления преемственной системы формирования гендерной компетентности в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста существуют объективные предпосылки: создана Концепция содержания непрерывного образования, существует база нормативно-правовых актов, доказана возможность и необходимость гендерной социализации в данный возрастной период, ведутся исследования, рассматривающие гендерное воспитание как специфический феномен, включающие гендерную и компетентностную составляющую, в практике реализации преемственности определились наиболее перспективные учреждения (комплексы «ДОУ - начальная школа»), авторские образовательные программы, реализуемые в детском саду и требующие своей доработки для начальной общеобразовательной школы.
Однако анализ научно-педагогической литературы и практического состояния данной проблемы, результатов опроса и экспериментальных оценок педагогов ДОУ и учителей начальной общеобразовательной школы показывает, что наблюдаются значительные трудности в осуществлении преемственности дошкольной и начальной ступеней образова-
ния, организации целенаправленного, интегрированного поступательного взаимодействия педагогов и учителей для формирования гендерной компетентности у детей 7-8 лет. В условиях перехода детей к обучению в школе вышеобозначенные обстоятельства могут негативно отразиться на подготовке к обучению и их адаптации к новой социальной роли, что создает трудность и для учителей, и для родителей. Анализ нормативных и концептуальных документов, социально-психологической, педагогической литературы, изучение опыта деятельности детских садов, работы воспитателей по вопросам гендерного воспитания позволил выявить ряд противоречий социально-педагогического, научно-теоретического и научно-методического уровней:
- между потребностью общества в компетентных гендерных отношениях, приобщении к гендерной культуре личностей и ограниченным программно-целевым и технологическим оснащением формирования гендерной компетентности в современной образовательной практике;
- между нарастающим фундаментальным научным потенциалом гендерных исследований в различных науках (социология, психология) и недостаточным использованием данных знаний в педагогике;
- между осознанием принципа учета гендерных особенностей в образовательном процессе существенной частью педагогов и отсутствием конкретных мер по его реализации на практике.
Поэтому целью данного исследования являлся поиск социально-педагогических условий для развития гендерной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В связи с этим задачей опытно-поисковой работы стала проверка гипотезы, которая в общем виде сформулирована так: развитие гендерной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста будет возможно, если:
- осуществлено смысловое наполнение категорий «гендерная компетентность детей дошкольного возраста» и «гендерная компетентность детей младшего школьного возраста»;
- теоретически обоснована и практически апробирована функциональная модель гендерного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- конкретизированы основные параметры гендерной компетентности (показатели, критерии, уровни) детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- разработан и реализован комплекс социальнопедагогических условий: достижение согласованности в программно-целевых, технологических и мониторинговых аспектах гендерного воспитания; включенности содержания гендерного воспитания в разные виды деятельности, способствующие развитию гендерных компетенций; организации пре-
емственной образовательной среды, имеющей непрерывный и специфический компонент, отражающий потребностные характеристики соответствующего возраста.
Задачи, содержание, виды и роль деятельности субъектов, а также результаты этапов предварительной работы на данном этапе исследования представлены в табл. 1.
Исследование проводилось в течение трех лет в период с 2009 по 2012 г. и состояло из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Основной базой исследования были выбраны образовательные учреждения Пермского края - детские сады, начальные общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования. Участниками стали дети дошкольного и младшего школьного возраста, их родители, воспитатели, учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования и административные работники.
Для исследования особенностей деятельности образовательных учреждений и их учета в практической работе были использованы следующие методы: проблемный анализ деятельности и образовательной программы; анкетирование, беседы с детьми, педагогами и родителями; изучение документации, продуктов деятельности; наблюдение; статистические методы обработки результатов и др.
Образовательные учреждения имели следующие отличия: являлись отдельными ступенями образования, реализовывали разные образовательные программы, имели разную территориальную расположенность и др. Анализ документов деятельности данных образовательных учреждений показал, что заключены договоры о сотрудничестве (ДОУ - школа, школа - центр развития и пр.). Но по отзывам самих педагогов стало понятно, что договоры носят либо формальный характер, либо их содержание не соответствует реальному плану сотрудничества, либо сами педагоги не понимают целевой направленности, а значит, не имеют четкого представления о результате сотрудничества.
Поэтому с целью создания преемственных социально-педагогических условий развития гендерной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста были внедрены дополнительные образовательные программы (табл. 2).
Программы соответствуют принципам, представленным в Концепции социального развития и воспитания детей дошкольного возраста (Л. В. Ко-ломийченко) [2], и отвечают требованиям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк,
А. М. Кондакова, В. А. Тишкова). Содержание и планирование программ соответствуют ФГОС НОО. Программы могут быть реализованы как си-
Таблица 1
План опытно-поисковой работы
Этап Задачи этапа (содержание исследования) Методы Деятельность субъектов образования Результаты
Предварительная работа на констатирующем этапе исследования Проанализировать и определить основные проблемы осуществления преемственности в самостоятельных учреждениях муниципального образования. Отобрать или разработать диагностические методики для определения исходных характеристик преемственности. Установить исходные характеристики осуществления преемственности в развитии гендерной компетентности в деятельности образовательных учреждений Проблемно-ориентированный анализ, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, проблемные ситуации, рисуночные тесты, изучение документации Педагоги предоставляют документацию, фиксируют данные, заполняют и раздают анкеты. Родители заполняют анкеты. Дети выполняют деятельность в рамках программы Обоснование целесообразности внедрения педагогических условий реализации преемственности в формировании гендерной компетентности. Доказано взаимовлияние исходных характеристик преемственности в формировании гендерной компетентности. Конкретизированы цели дальнейшей деятельности в рамках реализации преемственности
ат э 1 у ир мр о © Конкретизировать программу нравственно-полового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Осуществить внедрение программы (методики) в практику работы образовательных учреждений. Разработать и внедрить функциональную модель сотрудничества педагогических коллективов образовательных учреждений Совокупность методов воспитания, методы осуществления преемственности Представители администрации подписывают договор о сотрудничестве, разрабатывают план. Педагоги участвуют в проведении занятий и уроков, наблюдают за детьми, участвуют в установлении сотрудничества с родителями и друг другом; дети действуют в рамках разработанной программы Доказана возможность внедрения разработанной программы, основанной на расширенном взаимодействии педагогов и детей и их родителей в процессе реализации выделенных педагогических условий. Сделаны выводы о доступности для детей 6-8 лет разработанного содержания программы
£ ё Л л о роонт ¡§ Оценить эффективность социально-педагогических условий реализации принципа преемственности в развитии гендерной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста [1] Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, проблемные ситуации, рисуночные тесты, изучение документации Педагоги предоставляют документацию, фиксируют данные, заполняют и раздают анкеты. Родители заполняют анкеты. Дети выполняют деятельность в рамках методики Произведен анализ влияния разработанной преемственной программы нравственно-полового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе реализации выделенных педагогических условий. Доказана достоверность полученных выводов методами математической статистики
Таблица 2
Содержательная характеристика дополнительных образовательных программ по развитию гендерной компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Содержание раздела «Человек среди людей» программы для детей дошкольного возраста Дополнительная образовательная программа для начальной школы
«Возрастная линия (я расту)», «Настроением можно управлять», «Достоинство и благородство», «Родословная», «Взаимоотношения в семье» «Мальчики и девочки»
«Этикет и его история», «Правила безопасного поведения», «Полезные и вредные привычки» «Уроки правильного питания»
«Спорт мужской и женский» «Спортсмены и спортсменки»
«Человек и его поступки», «Профессии мужчин и женщин», «Отдых и интересы мужчин и женщин» «Эстетическое воспитание школьников и школьниц»
«Детский сад - мой второй дом» «Школа - мой второй дом»
стема классных часов. Авторы реализовывали как дополнительные образовательные программы, во внеурочной деятельности детей. Обязательным условием реализации программы является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, в том числе и родителей [3, 4].
В связи с возрастными особенностями и актуальными потребностями детей программы ориен-
тированы на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности. Срок реализации от года до двух лет (1-2-й классы, 144 часа) в зависимости от количества планируемых часов. В структуру программ входит пояснительная записка, блочно-тематическое планирование, описание содержания занятий, методическое обеспечение.
Цель реализации программ - создание благоприятных социально-педагогических условий для развития гендерной компетентности как составляющей ключевых компетенций у детей младшего школьного возраста.
Педагогам следует выбирать формы организации деятельности детей [5]. Основной формой деятельности учащихся было выбрано проблемноценностное общение. Данный метод затрагивает эмоциональный мир ребенка, его восприятие жизни, ее ценностей, смысла. Предвосхищала деятельность учеников их «встреча с социальной ситуацией как проблемой», например через просмотр мультфильма, после чего происходило обсуждение с дальнейшей формулировкой проблемы [6]. А сам комплекс проблемных ситуаций включал ситуации свободного выбора (О. С. Богданова, Л. И. Катаева), эмоционального заражения (А. Н. Лутошкин), соотнесения (Х. Й. Лийметс), успеха (О. С. Газман,
В. А. Караковский), творчества (В. А. Караков-ский) и др. Данные ситуации создавали благоприятный климат для взаимодействия, доверия, позитивных отношений детей.
Программы предполагают реализацию деятельностного подхода для достижения целей и задач программы; привлечение к совместной деятельности взрослых (родителей, старших братьев и сестер) и самих воспитанников. Занятия ориентированы на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности; связь предыдущего с последующим, использование и дальнейшее развитие старых связей; осмысление пройденного на более высоком уровне и пр.
Деятельность педагога направлена на формирование и развитие гендерной компетентности. Взаимодействие с детьми проходит в три этапа:
1. Этап развития информационной компетентности (системы гендерно ориентированных знаний).
2. Этап развития рефлексивной компетенции (умений анализа явлений и ситуаций гендерной проблематики).
3. Этап развития операционной и мотивационной компетенций (отработки навыков гендернокомпетентного поведения).
В зависимости от специфики той или иной дополнительной образовательной программы на первом этапе происходит актуализация уже имеющихся знаний детей, затем происходит формирование системы актуальных новому социальному статусу гендерных знаний, освоение базовых идей гендерной теории.
Второй этап - это этап формирования умений анализа явлений и ситуаций гендерного неравенства, т. е. в одной и той же ситуации мальчики и девочки поступают по-разному. Роль педагога заключается в разъяснении мальчикам и девочкам, что
их поведение различно в силу сложившихся гендерных представлений.
И третий этап заключается в отработке гендерно-компетентного поведения, основная задача которого заключается в умении не проявлять гендерные предупреждения не только в поведении, но и на уровне принятия решений.
Еще одним важным компонентом деятельности стало создание единой образовательной среды для жизнедеятельности детей в школе. Были разработаны «мини-среды», основной задачей которых стало создание и обогащение социокультурной пространственно-предметной среды ДОУ и школы, а также успешное гендерное развитие детей на этапе перехода из детского сада в школу. Например: «Прием гостей», «Домашний очаг», «Мужское достоинство», «Уголок красоты», «Герб семьи», «Профессии: мужские, женские» и пр. [7].
Ожидаемым результатом является развитие гендерной компетентности. В процессе экспериментальной работы были определены следующие компоненты гендерной компетентности детей:
- когнитивный компонент, включающий определенный объем знаний о гендерной культуре (информационная компетенция);
- мотивационный компонент, включающий мотивы, предполагающие наличие интереса и ориентацию в общении на людей разного возраста, пола; наличие эмпатии, социальных эмоций и бесконфликтного отношения к людям разного пола (мотивационная компетенция);
- операционный компонент, предполагающий способы поведения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью и принятыми в социуме нормативами поведения гендерной культуры, способы разрешения нетрадиционных для пола ситуаций (операционная компетенция);
- рефлексивно-аналитический компонент (проявляется в умении анализировать), отражающий уровень самостоятельности, инициативности, готовности к выполнению моделей поведения в соответствии с генетически заданной половой принадлежностью, готовность оценивать результаты собственных достижений в процессе гендерной социализации, контроль (рефлексивно-аналитическая компетенция).
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями, учителями для решения вопросов преемственности образовательного процесса ДОУ - начальная школа. Методические материалы исследования могут быть использованы в профессиональной подготовке и переподготовке воспитателей и учителей в целях интеграции их воспитательного воздействия на процесс развития детей в период их подготовки и адаптации к школе.
Список литературы
1. Коломийченко Л . В . , Григорьева Ю . С ., Антонова Е . В . Диагностика половой социализации детей дошкольного возраста: методические рекомендации . Пермь, 2003.
2 . Коломийченко Л . В . Программа нравственно-полового воспитания дошкольников . Пермь: Перм . гос . пед . ун-т, 2008. 34 с .
3 . Григорьев Д . В ., Степанов П . В . Внеурочная деятельность школьников . Методический конструктор: пособие для учителя . М .: Просвеще-
ние, 2010 . 223 с. (Стандарты второго поколения) .
4 . Примерная программа воспитания и социализации обучающихся . Начальное общее образование // Федеральный государственный
образовательный стандарт . URL: http://standart.edu .ru
5 . Волошина Н . К . Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях параллельно-раздельного воспитания и
обучения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2011. Вып . 343. С . 170-172 .
6 . Школьный гид . URL: http://schoolguide.ru
7 . Татаринцева Н . Е . Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: дис .. . . д-ра
пед . наук. Ростов-н/Д, 2011. 435 с .
Перлова Ю. В., ст. преподаватель, соискатель.
Соликамский государственный педагогический институт.
Ул. Северная, 44, Соликамск, Пермский край, 618500.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 15.08.2012.
J. V. Perlova
DEVELOPMENT OF GENDER COMPETENCE IN PRESCHOOL AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN EDUCATION
In this article there is given an explanation of urgency in studying gender competence development of children at preschool and junior school according to the concept of social development of L. V. Kolomiychenko; there is presented a plan and description of the stages of the research in studying gender competence development of the junior school and senior school children, the components of gender competence of children at preschool and junior school are specified; gender competence is considered as the result of successive gender education of the preschool and junior school children.
Key words: gender education, gender competence, components and criteria of gender competence.
Solikamsk State Pedagogical Institute.
Ul. Severnaya, 44, Solikamsk, Perm territory, Russia, 618500.
E-mail: [email protected]