Научная статья на тему 'Формирование гендерной компетентности детей младшего школьного возраста'

Формирование гендерной компетентности детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / GENDER COMPETENCE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / EMOTIONAL VALUE PERCEPTION / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / BEHAVIOR / ПРОБЛЕМНО-ЦЕННОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROBLEM-ORIENTED COMMUNICATION / ГЕНДЕРНАЯ ТЕОРИЯ / GENDER THEORY / ГЕНДЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / GENDER BEHAVIOR / ГЕНДЕРНАЯ СЕГРЕГАЦИЯ / GENDER SEGREGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Гульнара Бейсеновна, Курбатова Юлия Викторовна

Формирование гендерной компетентности это многоаспектный процесс, включающий гендерную и компетентностную составляющие. Грамотное применение этих составляющих способствует эффективному формированию у детей гендерной компетентности, выступающей, как сочетание знаний о гендерных стереотипах современного общества и умений выстраивания своего личностного поведения в соответствии с выбором ролей из предложенных обществом гендерных моделей. В статье были изучены и раскрыты вопросы формирования эмоционально-ценностного восприятия себя и окружающего мира детей младшего школьного возраста, проанализированы основные аспекты проблемно-ценностного общения, изучены основные этапы развития, способствующие формированию информационной, мотивационной, операционной и рефлексивной компетенций, которые являются компонентами гендерной компетентности детей младшего школьного возраста, рассмотрены основные особенности гендерной сегрегации, проблемно-ценностного общения. Проведен анализ существующих учебных программ по формированию гендерной компетентности, рассмотрены перспективы дальнейших изысканий данного направления. Объектом исследования является формирование гендерной компетентности детей в общеобразовательном учреждении. Предметом исследования особенности процесса формирования гендерной компетентности детей младшего школьного возраста. Основными методами исследования являются: теоретический анализ, изучение и анализ документации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки личности ребенка в разных сферах жизнедеятельности при помощи отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF GENDER COMPETENCE OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The formation of a gender competence is a multidimensional process that includes gender and competency-based components. Proper application of these components contributes to the effective formation of children gender of competence, serving as a combination of knowledge about gender stereotypes in modern society and skills building their personal behavior in accordance with the proposed choice of roles of society gender models. In the article have been researched and disclosed the questions of formation of the emotional value perception of themselves and the world of children of primary school age, analyzes the main aspects of the problem-the value of communication, studied the main stages of development, contributing to the formation of informational, motivational, operational and reflexive competencies, which are components of the gender competence of children of primary school age, describes the main features of gender segregation, problem-value communication. The analysis of existing educational programs on the formation of gender competence, prospects for further research in this direction. The object of study is the formation of gender competence of children in educational institution. Object of research features of process of formation of gender competence of children of primary school age. The main research methods are: theoretical analysis, research and documentation analysis. Theoretical significance consists in the systematization of the pedagogical research work of the teacher in the organization of interaction with younger students with different gender characteristics, practical significance is in enabling the use of the materials in this study teacher of educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование гендерной компетентности детей младшего школьного возраста»

Аскарова Гульнара Бейсеновна, Курбатова Юлия Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ...

УДК 373.3

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2016

Аскарова Гульнара Бейсеновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования Курбатова Юлия Викторовна, аспирант

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак (Россия)

Аннотация. Формирование гендерной компетентности - это многоаспектный процесс, включающий тендерную и компетентностью составляющие. Грамотное применение этих составляющих способствует эффективному формированию у детей гендерной компетентности, выступающей, как сочетание знаний о гендерных стереотипах современного общества и умений выстраивания своего личностного поведения в соответствии с выбором ролей из предложенных обществом гендерных моделей. В статье были изучены и раскрыты вопросы формирования эмоционально-ценностного восприятия себя и окружающего мира детей младшего школьного возраста, проанализированы основные аспекты проблемно-ценностного общения, изучены основные этапы развития, способствующие формированию информационной, мотивационной, операционной и рефлексивной компетенций, которые являются компонентами гендерной компетентности детей младшего школьного возраста, рассмотрены основные особенности гендерной сегрегации, проблемно-ценностного общения. Проведен анализ существующих учебных программ по формированию гендерной компетентности, рассмотрены перспективы дальнейших изысканий данного направления. Объектом исследования является формирование гендерной компетентности детей в общеобразовательном учреждении. Предметом исследования - особенности процесса формирования гендерной компетентности детей младшего школьного возраста. Основными методами исследования являются: теоретический анализ, изучение и анализ документации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки личности ребенка в разных сферах жизнедеятельности при помощи отечественного образования.

Ключевые слова: гендерная компетентность, взаимодействие, эмоционально-ценностное восприятие, модель поведения, проблемно-ценностное общение, гендерная теория, гендерное поведение, гендерная сегрегация.

THE FORMATION OF GENDER COMPETENCE OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

© 2016

Askarova Gulnara Beisenova, candidate of pedagogical sciences, Professor of Department

of psychological-pedagogical education Kurbatova Yulia Viktorovna, post-graduate student Sterlitamak branch of the Bashkir state University, Sterlitamak (Russia)

Abstract: The formation of a gender competence is a multidimensional process that includes gender and competency-based components. Proper application of these components contributes to the effective formation of children gender of competence, serving as a combination of knowledge about gender stereotypes in modern society and skills building their personal behavior in accordance with the proposed choice of roles of society gender models. In the article have been researched and disclosed the questions of formation of the emotional value perception of themselves and the world of children of primary school age, analyzes the main aspects of the problem-the value of communication, studied the main stages of development, contributing to the formation of informational, motivational, operational and reflexive competencies, which are components of the gender competence of children of primary school age, describes the main features of gender segregation, problem-value communication. The analysis of existing educational programs on the formation of gender competence, prospects for further research in this direction. The object of study is the formation of gender competence of children in educational institution. Object of research - features of process of formation of gender competence of children of primary school age. The main research methods are: theoretical analysis, research and documentation analysis. Theoretical significance consists in the systematization of the pedagogical research work of the teacher in the organization of interaction with younger students with different gender characteristics, practical significance is in enabling the use of the materials in this study teacher of educational institutions.

Keywords: gender competence, interaction, emotional value perception, behavior, problem-oriented communication, gender theory, gender behavior, gender segregation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (Н.С. Белобородова [1], И. А. Гавриш [2], Д. В. Григорьев [3] и др.), все актуальнее становятся такие педагогические проблемы, как гендерное (полоролевое) воспитание, гендерная социализация, формирование гендерной идентичности, гендерной культуры и т.д. Особую роль здесь следует выделить формированию гендерной компетентности детей младшего школьного возраста.

Благодаря таким наукам, как культурология, социология, нейропсихология, в вопросах изучения гендерной проблематике накоплен уже значительный опыт.

Однако на сегодняшний день данная проблематика до конца так и не изучена, а уже накопленные знания не в полной мере используется педагогикой.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние несколько лет данная проблематика освещена во многих кандидатских и докторских диссертациях, например таких ученых, как: Евтушенко И.Н. (2008), Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

Баранникова Н.А. (2009), Дресвянина А.В. (2010), Татаринцева Н.Е. (2011), Фадеев С.Б. (2012), Перлова Ю.В. (2014) и др.

Исследователям удалось доказать, что младший школьный возраст - это сензитивный период формирования эмоционально-ценностного восприятия себя и окружающего мира, полоролевого развития, формирования гендерной модели поведения [1, 2, 3, 5, 6].

Изучая концепцию непрерывности образования, можно заключить о взаимосвязи и преемственности в конструировании интегративного личностного новообразования - гендерной компетентности в комплексе «Дошкольное образовательное учреждение - начальная школа».

Ряд педагогов-практиков, например, Курбатова С.И., Воропаева Е.И., Федорова Т.И., Примак О.Г. и др., в своей работе активно применяют технологии тендерного воспитания, то есть их воспитательный процесс полностью разбавлен различными гендерно-ориентированны-ми программами.

Так же справедливо можно отметить одно из утверждений Т. А. Репиной, которое гласит, что в социальном

169

Аскарова Гульнара Бейсеновна, Курбатова Юлия Викторовна педагогические

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ... науки

контексте настоящими мужчинами и настоящими женщинами нельзя родиться, а только можно стать благодаря целенаправленному воспитанию, причем которое необходимо начать как можно раньше, то есть еще с дошкольного возраста.

Проведя анализ уже существующих авторских программ по формированию гендерной компетентности детей, можно сделать вывод о том, что данные программы, которые успешно реализуются в детских садах, требуют некоторых доработок и корректировок для внедрения их в начальных общеобразовательных школах.

На сегодняшний день программы способны раскрыть лишь отдельные аспекты формирования гендерной компетентности дошкольников. Направления, которые связанны со становлением гендерной компетентности детей, в большинстве случаев, нуждаются в дополнительной конкретизации.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Цели работы:

- формирование представления о сходстве и различии мальчиков и девочек;

- эмоциональное принятие ребенка противоположного пола;

- оптимизирование взаимодействия между детьми разных гендеров.

Задачи работы:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу, последние исследования и публикации по ген-дерной проблематике;

- изучить психо-эмоциональную составляющую детей младшего школьного возраста, особенности данного возрастного периода;

- раскрыть сущность понятия гендерной сегрегации, особенности проявления и последствия;

- проанализировать основные шаги становления системы гендерной компетентности;

- изучить особенности проблемно-ценностного общения, основные этапы развития гендерной компетенции;

- проанализировать существующие учебные программы по формированию гендерной компетентности, перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Эмоциональную составляющую детей младшего школьного возраста можно охарактеризовать такими составляющими: восприимчивость к внешним влияниям, податливость к эмоциональному воздействию. При этом гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нем должны педагоги и психологи.

Многочисленные исследования доказывают, что возрастные возможности детей младшего школьного возраста могут позволить сформировать у них научные, хотя и элементарные, начальные знания. Учитывая возраст ребенка необходимо подбирать и формы, и способы обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений, в том числе формирование гендерной компетентности.

Младший школьный возраст можно отнести к периоду гендерной сегрегации, то есть дети пытаются избегать общение с представителями другого гендера: мальчики играют с мальчиками, а девочки с девочками. Данная тенденция проявляется у детей уже в трёхлетнем возрасте и только усиливается до периода полового созревания.

Многие ученные в своих работах говорят о том, что именно младший школьный возраст отличается самой ощутимой гендерной сегрегацией. Это и объясняет стремление детей с самыми разными личностными качествами к объединению в социальные группы на основе общности гендера.

Исходя из этого, можно сделать вывод о взаимодей-170

ствии биологического пола, социальных гендерных ярлыков и психологической гендерной идентичности. Эти составляющие вынуждают ребенка объединяться с детьми такого же пола, как и он, и в то же время избегать объединений с детьми противоположного пола.

Существует также и другое проявление гендерной сегрегации - противостояние по отношению к ребенку другого пола. Например, это ярко отображено в социометрических исследованиях Я. Л. Коломинского. Взаимный выбор для общения и дружбы мальчиков с девочками, конечно же, существует, но это довольно маленький процент. Причем выбор девочками мальчиков встречается чаще, нежели выбор мальчиками девочек.

Гендерная сегрегация имеет негативное последствие - отсутствие навыков в общении с детьми противоположного пола. А это в свою очередь может оставить негативный отпечаток на дальнейшем общении и взаимодействии уже подростков.

На сегодняшний день существует много предположений о природе гендерного поведение, в основном они сводятся к тому, что способы и формы взаимодействий между детьми не являются врожденными, то есть они подаются корректировке и их можно целенаправленно развить.

Становлению системы гендерной компетентности в процессе образования детей уже способствовали такие шаги, как:

- созданные концепции содержания непрерывного образования;

- созданные системы нормативно-правовых актов;

- доказанная потребность гендерной социализации;

- исследования тендерного воспитания как специфического феномена из гендерной и компетентностной составляющих;

- создание таких перспективных учреждений, как начальная школа;

- реализация различных авторских образовательных программ в детских садах и в начальной общеобразовательной школе [4].

Основной формой деятельности учащихся является проблемно-ценностное общение, которое, несомненно, затрагивает такие ключевые аспекты, как эмоционально-психологический портрет ребенка, восприятие мира, основные ценности жизни ребенка [2].

Встреча ребенка с социальной ситуацией как с проблемой может происходить, например, во время просмотра мультфильма. После этого уже происходит обсуждение и дальнейшее формулирование проблемы. А сам комплекс проблемных ситуаций включает следующие составляющие ситуации свободного выбора: эмоциональное заражение, соотнесение, успех, творчество и др.

Данные ситуации способствуют созданию благоприятного климата для формирования взаимодействия, доверительных и позитивных отношений детей. Для этого деятельность педагога должна быть направлена на формирование и развитие гендерной компетентности детей

[3].

Развитие психо-эмоциональной сферы в половом воспитании затрагивает такие составляющие становления личности ребенка, как половое самосознание, по-лоролевую самодостаточность, уважительное, терпимое отношение к другим личностям, как своего, так и противоположного полов, стремление быть полноценными представителями своего гендера.

Формирование поведенческой составляющей способствует развитию умений и навыков восприятия представителей разного пола, бесконфликтному межполовому общению, взаимодействию с членами семьи разных возрастов и полов.

Во взаимодействии с детьми педагогу следует выделить следующие этапы развития:

- информационная компетенция;

- рефлексивная компетенция;

- операционная и мотивационная компетенция.

Аскарова Гульнара Бейсеновна, Курбатова Юлия Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ...

1. Информационную компетенцию рассматривают в виде определенного объема тендерных знаний, которые соответствуют возрасту детей.

Поэтому первый этап можно охарактеризовать, как актуализацию уже имеющихся знаний детей и формированием различных систем, которые будут актуальны новым социальным гендерным знаниям, освоением базовых идей гендерной теории [1].

2. Рефлексивно-аналитическую компетенцию рассматривают в самостоятельности, инициативе, готовности соответствовать различным моделям поведения в зависимости от пола, оценке и анализе результатов достижений в процессе гендерной социализации, способности к контролю.

Второй этап - это анализ явлений и ситуаций гендер-ного неравенства, понятие того, что в одной и той же ситуации мальчики и девочки поступают по-разному [5].

В этой ситуации педагогу следует разъяснить мальчикам и девочкам, что их модель поведения отличается, и это связано со сложившимися гендерными представлениями [1].

3. Операционную компетенцию характеризуют различными способами поведений и взаимодействий с другими, опираясь на такие составляющие, как половая принадлежность, принятые общественные нормы, методы решения нетипичных для пола проблем и ситуаций [6].

Мотивационную компетенцию рассматривают как основу наличия интереса и ориентации в общении на представителей разных полов и возрастов.

Основная задача третьего этапа - отработка гендер-но-компетентного поведения, а именно умение не проявлять гендерные предупреждения в поведении и умение не проявлять гендерные предупреждения при принятии решений.

На сегодняшний день большой популярностью у педагогов и пользуются такие учебные программы, как этические беседы, уроки окружающего мира, уроки чтения, включение мальчиков и девочек в совместную работу на уроках, внеклассных мероприятиях, тренингах, лекции для родителей.

Основными целями этих мероприятий являются формирование у детей таких ключевых знаний и тезисов:

- формирование фемининности и маскулинности;

- знакомство детей с мужскими и женскими социальными ролями;

- объяснение младшим школьникам того факта, что не всем можно подражать, что у кумиров тоже есть качества, которые не стоит перенимать;

- обучение навыков сотрудничества мальчиков с девочек между собой;

- объяснение того факта, что нет ничего стыдного в дружбе с детьми противоположного пола;

- формирование взаимного уважения мальчиков и девочек;

- обучение навыков мальчиков защищать девочек, не обижать их;

- разъяснение таких понятий, как мужественность и женственность;

- объяснение роли мужчины и женщины в семье.

С помощью уроков чтения с использованием фольклорного материала, уроков, построенных на загадках, пословицах, поговорках, серия уроков на основе современной детской литературы - дети могут вынести для себя национальные мужские и женские характеры, их взаимоотношения; внешность, мужские и женские костюмы (по сказкам); представления о взаимоотношениях мальчиков и девочек. С использованием таких методик у детей сформируется гендерная компетентность, дети также приобщатся к миру прекрасного, у них обязательно раскроются интеллектуальные, познавательные, творческие способности; сформируется познавательная компетентность.

Тем не менее, замыкание ребёнка исключительно в

границах своего полового амплуа не позволяет ему реализовать полноту родовой человеческой сущности, образованной лучшими образцами мужской и женской породы: «Эгоистически замкнутый на своём Я человек являет собой закрытую систему, неизбежно подлежащую стагнации и последующей гибели: согласно второму закону термодинамики, чтобы система была устойчивой, она не должна быть замкнутой» [7]. Развитие гендерной компетентности, тем самым, обеспечивает воспроизводство механизма эволюции человеческого рода: именно разделение человека как целостной биологической системы на оперативную (мужской пол) и периферическую (женский пол) подсистемы «выполняет функцию самосохранения человека посредством самоорганизации, самодвижения в условиях флуктуационных колебаний среды» [8, с. 145]. Следовательно, необходимо обеспечить ребёнку развитие не только аналитической гендерной компетенции как самосознания своей половой определённости, но и синтетическую гендерную компетенцию как способность вобрать в себя эволюционные достижения противоположного полового начала.

Исходя из вышеизложенного, мы можем говорить о том, что сегодня дошкольная педагогика и педагогика начальной школы должны сосредоточить свое внимание на разработке проблем реализации компетентного подхода в обучении детей, используя игровую деятельность и принцип преемственности дошкольной и начальной ступени образования.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Полученные данные подтверждают, что в воспитательной деятельности, учитывающей тендерную специфику, имеется значительный потенциал для воспитания нравственной личности.

Общий этап развития гендерной компетентности стоит рассматривать как процесс, состоящий из гендер-ной и компетентностной составляющих. Для развития гендерной ориентации детей была создана единая образовательная среда для жизнедеятельности в школе.

Для более продуктивного формирования нравственных ориентаций школьников следует использовать различные составляющие методов нравственного воспитания исходя из пола ребенка: для девочек лучшей формой являются разъяснения, рассказы, этические беседы, примеры из жизни, упражнения; для мальчиков - дискуссии, коррекции моделей поведения, применение методов дилеммы и нравственного выбора.

Также стоит иметь в виду, что воспитательный процесс необходимо проводить с учетом тендерной принадлежности школьника, то есть повторения наиболее важных моментов урока отдельно для маскулинно-ори-ентированной подгруппы детей и отдельно для фемин-но-ориентированной подгруппы детей.

Учет тендерной принадлежности ребенка способствует не только правильному протеканию воспитательного процесса, но и общему образованию школьника. Правильно выстроенная воспитательная работа в общеобразовательной школе поможет лучше усвоить детям нравственные составляющие и учебный материал в целом.

В качестве перспективы, такие формы развития ген-дерной компетентности детей, как игровая деятельность и принцип преемственности дошкольной и начальной ступени образования, должны быть в активной разработке педагогами дошкольных учреждений и педагогами начальной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белобородова Н.С., Гареева З.К. Формирование гендерной компетентности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С.6-8.

2. Гавриш И. А. Формирование нравственных ориен-таций личности школьников в учебно - воспитательном процессе с учетом их гендерных различий. Диссертация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аскарова Гульнара Бейсеновна, Курбатова Юлия Викторовна ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ .

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. 2012. 190с.

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223с.

4. Дресвянина A.B. Понятие «Гендерная идентичность»: сущность и основные исследовательские подходы [Текст] / A.B. Дресвянина // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2009. № 4. С.154-157.

5. Дубогай А.Д. Обучение в движении: Здоровьесберегающие педагогические технологии в начальной школе /А. Д. Дубогай. М.: Издательский дом «Школьный мир», 2005. 112с.

6. Заикин А.В. Гендерная компетентность учителя физической культуры //Современная молодежь: шаг в будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции для студентов и аспирантов. М.: СумГПУ имени А.С.Макаренко. 2008. С. 282-285.

7. Сабекия Р.Б. Онтология человека: проблема здоровьесбережения в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 677.

8. Сабекия Р.Б. Онтологический и эволюционный смыслы полового диморфизма // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 12. № 4. С. 142-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.