Научная статья на тему 'Реализация гендерного подхода в воспитании девочек младшего школьного возраста'

Реализация гендерного подхода в воспитании девочек младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК / EDUCATION OF GIRLS / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ / THE PURPOSE OF WOMEN IN DIFFERENT HISTORICAL PERIODS / ЕЁ МИССИЯ В ОБЩЕСТВЕ / ITS MISSION IN SOCIETY / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FORMS OF ORGANIZATION OF WOMEN''S EDUCATION / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / CLASSIFICATION OF PHASES AND PERIODS OF FEMALE EDUCATION IN RUSSIA / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / GENDER PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Дина Александровна

Актуальность темы в социально-педагогическом аспекте определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование. Научная новизна исследования состоит в том, что: дана характеристика понятия гендерная воспитанность как интегративного личностного образования, проявляющегося в единстве когнитивной, эмоционально-чувственной, операционально-деятельностной сфер и обуславливающего поведение девочек в соответствии с нормами гендерной культуры; на основе сравнительного анализа философской, социологической и психологической концепций гендерного подхода, определены его сущность, специфика и назначение в педагогическом плане; определены условия, требования и механизм его реализации; установлена эффективность гендерного подхода, заключающаяся в повышении уровня воспитанности обучающихся девочек; проведён ретроспективный анализ проблемы гендерного воспитания девочек; обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие гендерное воспитание девочек младшего школьного возраста в процессе внеурочной и урочной деятельности; на основе педагогического проектирования разработана в процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах система гендерного воспитания девочек младшего школьного возраста; на основе компетентностного, средового, культурологического, деятельностного подходов разработана модель гендерного воспитания девочек младшего школьного возраста; разработано методическое обеспечение гендерного воспитания девочек младшего школьного возраста. В статье освещается проблема воспитания девочек в современной педагогической практике, недостаточного внимания к истории женского образования в России, предназначена студентам и практикам, интересующимся вопросами гендерной педагогики, учителям начальных классов, педагогам, методистам, завучам по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений, родителям и всем заинтересованным лицам социума; рассмотрены результаты диагностики по определению особенностей гендерной компетенции младших школьниц; показана важность проведения психолого-педагогической работы по формированию гендерных компетенций у девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPLEMENTATION OF THE GENDER APPROACH IN THE EDUCATION OF GIRLS OF PRIMARY SCHOOL AGE

The relevance of the topic in the socio-pedagogical aspect is determined by the fact that the social strategy of the state directed on creation of conditions for sustainable development of the Russian Federation on the basis of the use and improvement of human potential, suggests the inclusion of a gender component in all areas of public life: politics, Economics, culture, education. Scientific novelty of the research is that: given the characteristics of the concept of gender education as an integrative personal education, which is manifested in the unity of cognitive, emotional, operational activity areas and determining the behavior of the girls in accordance with the rules of gender culture; based on the comparative analysis of philosophical, sociological and psychological concepts of the gender approach, its essence, specifics and the purpose of the pedagogical plan; the conditions, requirements and mechanisms for its implementation; the effectiveness of gender approach in raising the level of education studying girls; a retrospective analysis of problem of gender education for girls; grounded and experimentally tested pedagogical conditions providing gender education of girls of primary school age in the process of extracurricular and curricular activities; on the basis of the pedagogical design developed in procedural-descriptive and procedural-aspects of an effective system of gender education of girls of primary school age; on the basis of competence, environmental, cultural, and activity approaches developed by the model of gender education of girls of primary school age; developed methodological support of gender education of girls of primary school age. The article highlights the problem of educating girls in modern teaching practice, insufficient attention to the history of women's education in Russia, intended for students and practitioners interested in issues of gender pedagogy, primary school teachers, teachers, methodologists, Directors of studies on educational work of educational institutions, parents and all stakeholders of society; examines the results of diagnosis by identifying the specific gender competence of primary school girls; shows the importance of psycho-pedagogical work on formation of gender competence in girls.

Текст научной работы на тему «Реализация гендерного подхода в воспитании девочек младшего школьного возраста»

УДК 37 (1134)

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2017

Зотова Дина Александровна, старший научный сотрудник

Институт развития образования Пермского края (614068, Россия, Пермь, ул. Екатерининская 210, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность темы в социально-педагогическом аспекте определяется тем, что социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование. Научная новизна исследования состоит в том, что: дана характеристика понятия гендерная воспитанность как интегративного личностного образования, проявляющегося в единстве когнитивной, эмоционально-чувственной, операционально-деятельностной сфер и обуславливающего поведение девочек в соответствии с нормами гендерной культуры; - на основе сравнительного анализа философской, социологической и психологической концепций гендерного подхода, определены его сущность, специфика и назначение в педагогическом плане; определены условия, требования и механизм его реализации; установлена эффективность гендерного подхода, заключающаяся в повышении уровня воспитанности обучающихся девочек; проведён ретроспективный анализ проблемы гендерного воспитания девочек; обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие гендерное воспитание девочек младшего школьного возраста в процессе внеурочной и урочной деятельности; на основе педагогического проектирования разработана в процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах система гендерного воспитания девочек младшего школьного возраста; на основе компетентностного, средового, культурологического, деятель-ностного подходов разработана модель гендерного воспитания девочек младшего школьного возраста; разработано методическое обеспечение гендерного воспитания девочек младшего школьного возраста. В статье освещается проблема воспитания девочек в современной педагогической практике, недостаточного внимания к истории женского образования в России, предназначена студентам и практикам, интересующимся вопросами гендерной педагогики, учителям начальных классов, педагогам, методистам, завучам по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений, родителям и всем заинтересованным лицам социума; рассмотрены результаты диагностики по определению особенностей гендерной компетенции младших школьниц; показана важность проведения психолого-педагогической работы по формированию гендерных компетенций у девочек.

Ключевые слова: воспитание девочек, предназначение женщины в разные исторические эпохи, её миссия в обществе, формы организации женского образования, классификация этапов и периодов женского образования в России, гендерная педагогика

THE IMPLEMENTATION OF THE GENDER APPROACH IN THE EDUCATION OF GIRLS

OF PRIMARY SCHOOL AGE

© 2017

Zotova Dina Aleksandrovna, senior researcher

Institute of development of education of Perm Krai (614068, Russia, Perm, Ekaterininskaya str 210, e-mail: [email protected])

Abstract. The relevance of the topic in the socio-pedagogical aspect is determined by the fact that the social strategy of the state directed on creation of conditions for sustainable development of the Russian Federation on the basis of the use and improvement of human potential, suggests the inclusion of a gender component in all areas of public life: politics, Economics, culture, education. Scientific novelty of the research is that: given the characteristics of the concept of gender education as an integrative personal education, which is manifested in the unity of cognitive, emotional, operational activity areas and determining the behavior of the girls in accordance with the rules of gender culture; - based on the comparative analysis of philosophical, sociological and psychological concepts of the gender approach, its essence, specifics and the purpose of the pedagogical plan; the conditions, requirements and mechanisms for its implementation; the effectiveness of gender approach in raising the level of education studying girls; a retrospective analysis of problem of gender education for girls; grounded and experimentally tested pedagogical conditions providing gender education of girls of primary school age in the process of extracurricular and curricular activities; on the basis of the pedagogical design developed in procedural-descriptive and procedural-aspects of an effective system of gender education of girls of primary school age; on the basis of competence, environmental, cultural, and activity approaches developed by the model of gender education of girls of primary school age; developed methodological support of gender education of girls of primary school age. The article highlights the problem of educating girls in modern teaching practice, insufficient attention to the history of women's education in Russia, intended for students and practitioners interested in issues of gender pedagogy, primary school teachers, teachers, methodologists, Directors of studies on educational work of educational institutions, parents and all stakeholders of society; examines the results of diagnosis by identifying the specific gender competence of primary school girls; shows the importance of psycho-pedagogical work on formation of gender competence in girls.

Keywords: education of girls, the purpose of women in different historical periods, its mission in society, forms of organization of women's education, classification of phases and periods of female education in Russia, gender pedagogy

С целью определения результативности формирующего эксперимента была проведена итоговая диагностика гендерной компетентности обучающихся девочек младших школьниц (ЭГ-1. ЭГ-2, КГ).

Осуществлялось изучение уровня гендерной компетентности обучающихся девочек 7-11 лет как личностного образования на контрольном этапе опытно-поисковой работы по методикам диагностики, которые применялись в констатирующем эксперименте. Об эффективности проведённой нашей работы, о доступном и адекватном данному возрасту программном содержании может свидетельствовать анализ результатов получен-

ных нами (рис. 1).

Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты позволяют сравнивать и судить о существенных различиях между обучающимися девочками контрольной и экспериментальной групп по уровням ген-дерной компетенции.

Получены высокие результаты у обучающихся девочек экспериментальных групп (ЭГ-1, ЭГ-2). Обнаруживаются различия, которые существенны (по сравнению с начальной диагностикой) в экспериментальной группе ЭГ-2.

Рисунок 1 - Сведения об итоговой диагностике тендерной компетентности девочек младшего школьного возраста (в %), ЭГ -1, ЭГ-2, КГ

Таблица 1 - Сведения о распределении обучающихся девочек младших школьниц по уровням распределения гендерной компетенции на начальном и итоговом этапе диагностики гендерной компетентности (%)

Уровни 1р\'1111Ы Начальный диагностический срез Итоговый диагностический срез

ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-1 ЭГ-2

Вькокин 652 12,9 84 3 62,9

Средний 22.9 51,0 17,6 19,6

Низкий 3,8 33,0 0,0 S3

Рисунок 2 - Сведения о распределении обучающихся девочек 7 - 11 лет по уровням гендерной компетентности на этапах начальном и итоговом диагностического среза гендерной компетентности (%), ЭГ-1, ЭГ-2, КГ

Можно сделать вывод, что:

1. Часть обучающихся девочек, с низким уровнем гендерной воспитанности не больше в контрольной группе, чем в экспериментальной на этапе констатирующего эксперимента опытно-поисковой работе.

2. Доля обучающихся девочек, имеющих средний уровень гендерной воспитанности не больше в экспериментальной группе, чем в контрольной на начальном этапе диагностики.

3. Часть обучающихся девочек, с высоким уровнем гендерной воспитанности в экспериментальной группе больше, чем в контрольной на формирующем этапе опытно-поисковой работе.

4. Доля обучающихся девочек, с низким уровнем сформированности гендерной воспитанности меньше в экспериментальной группе, чем в контрольной на итоговом этапе диагностики.

Количество родителей, имеющих уровень гендерной компетентности низкий в экспериментальных группах показало при сравнении полученных данных экспериментальной работы. Процент родителей, имеющих средний уровень и высокий уровень гендерной компетентности, увеличился. В контрольных группах при этом в среднем количество родителей с уровнем гендерной компетентности низким и средним уменьшилось, а с высоким увеличилось.

Получен следующий вывод. Нами получены достоверные (значимые статистически) различия между процентными долями обучающихся девочек, имеющих высокий и низкий уровни гендерной воспитанности в двух выборках как на констатирующем, так и на формирующем этапе опытно-поисковой работы.

Позитивная динамика изменений видна по представленным результатам, происходящих в ходе экспе-

римента. В опытных группах резко возросло число обучающихся девочек, находящихся на среднем и высоком уровнях гендерной воспитанности, а в другой группе произошли незначительные изменения.

При сравнении результатов, полученных в ходе опытно-поисковой работы, позволяет судить о существенных различиях между обучающимися девочками контрольной и экспериментальных групп.

Сравнение результатов, полученных в ходе опытно-поисковой работы, позволяет судить о существенных различиях между обучающихся девочек контрольной КГ и экспериментальных (ЭГ-1; ЭГ-2) групп.

В экспериментальной группе ЭГ-1 в ходе начальной диагностики было выявлено преобладание информационной, коммуникативной и операционально-деятель-ностной компетенции над рефлексивной и мотивацион-ной компетенциями. Результаты, полученные в процессе диагностики итоговой свидетельствуют о гармонизации уровней этих компетенций, о приемлемом соотношении сознания, поведения, мотива и информации в формировании гендерной компетенции обучающихся девочек младших школьниц.

Большинство обучающихся девочек экспериментальных групп (ЭГ-1; ЭГ-2) показало результаты высокого уровня гендерной компетентности. Это связано предположительно с доступностью большей программного материала, при изложении концентричном (допускающим к тому или другому материалу повторного обращения на следующем, более высоком уровне предъявления); целесообразностью принципа отбора содержания и тем; органичностью программно-технологического сопровождения реализации программы, разнообразием методов, приёмов, форм педагогического взаимодействия с обучающимися девочками.

В процессе изучения гендерной компетентности группы КГ приёмов обнаружено, что у большинства обучающихся девочек показатели незначительно изменились. Незначительный рост показателей высокого уровня наблюдается в этой группе, что может быть связано возможно, с внедрением в школах программ нового поколения, с ориентацией образовательных учреждений на выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов, со спецификой в организации в образовательных учреждениях учебно-воспитательного процесса, с показом отдельных элементов гендерной культуры в предметных областях учебного плана. Превалирование низкого и среднего уровней ген-дерного воспитания обучающихся девочек контрольной группы, тем не менее, свидетельствует об отсутствии по данному направлению системной работы в массовой педагогической практике.

Таблица 2 - Сведения о распределении обучающихся девочек экспериментальных групп ЭГ-1 и ЭГ - 4 по уровням гендерной компетентности (в %)

Уровни ЭГ-1 (%) ЭГ-4 (%)

Тендерное Тендерная Тендерное Тендерная

Боепитание компетентность воспитание компетентность

ооучакнцихся ооучаннцихся девочек ооучаннцихся ооучаннцихся девочек

деЕоче к младших младших школьниц девочек младших младших школьниц

школьниц школьниц

Высокий 78,0 65,2 85,1 82,5

Средний 26,0 22,9 15,8 18,4

Низкий 2,4 3,8 0,0 0,0

Изучая проявления гендерной компетентности обучающихся девочек контрольной группы видна явно выраженная дисгармония в соотношении компетенций. Сформированы недостаточно рефлексивная и информационная компетенции, фактологические, бессистемные знания из отдельных разделов программы преобладают, отсутствие самоконтроля ярко выражено.

Была продиагностирована нами экспериментальная группа ЭГ- 4, которая осваивала программу «Мир девочек и женщин» с целью подтверждения правомерности условий реализации гендерного подхода в воспитании обучающихся девочек младших школьниц на контрольном этапе эксперимента. Её реализация осуществлялась в экспериментальных образовательных учреждениях (в

отличие от ЭГ-1), учителями, участвующими в эксперименте.

Полученные в ходе диагностики, результаты свидетельствуют о том, что гендерное воспитание обучающихся девочек младших школьниц и гендерной компетенции тех же обучающихся девочек достаточно высок, показатели низкого уровня отсутствуют. При сопоставлении результатов диагностики гендерного воспитания обучающихся девочек младших школьниц и гендерной компетентности девочек групп ЭГ - 1 и ЭГ - 4 получили подтверждение правомерности наших гипотетических посылок и эффективности педагогических условий, способствующих реализации гендерного подхода в воспитании обучающихся девочек 7-11 лет.

Нами сделаны следующие выводы в результате анализа результатов итоговой диагностики развития ген-дерной компетентности обучающихся девочек младших школьниц.

Большее количество обучающихся девочек экспериментальных групп находится на высоком уровне гендер-ной воспитанности. Эти достижения, предположительно, опосредованы: доступностью материала программы, изложением концентрическим (допускающего обращение к нему повторно на более высоком уровне предъявления); целесообразностью основных принципов отбора содержания; правомерностью технологического сопровождения реализации программы (использование проектных технологий), разнообразием методов и форм взаимодействия c обучающихся девочками; включением в эксперимент обучающихся девочек воспитывающих взрослых (учителей; специалистов, родителей).

Динамика высокого уровня гендерной воспитанности имеет место, её показатели (в экспериментальных группах) доминируют. В контрольной группе обучающиеся девочки показывают низкий уровень гендерной воспитанности, а обучающиеся девочки экспериментальных групп явно лидируют по всем показателям. Невысокий рост показателей гендерной воспитанности обучающихся девочек младших школьниц обнаруживается в контрольной группе. Это, конечно, связано c использованием программ нового поколения в образовательных организациях, c ориентацией их на выполнение требований Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального общего образования (ФГОС НОО). Доминирование низкого и среднего уровня гендерной воспитанности обучающихся девочек контрольных групп, тем не менее, может свидетельствовать об отсутствии в массовой педагогической практике целенаправленной работы по данному направлению.

Анализ полученных результатов убедительно доказывает эффективность разработанных и апробированных педагогических условий гендерного воспитания обучающихся девочек младших школьниц, что подтверждается адекватностью и доступностью возрасту программного содержания, соответствие используемых технологий. Высокие результаты гендерного воспитания обучающихся девочек получены во всех школах, по всем экспериментальным площадкам, независимо от реализуемых комплексных программ, места проживания обучающихся девочек. Существенные различия по сравнению c начальной диагностикой отмечаются по соотношению когнитивного, эмоционально-оценочного и действенно-практического критериев гендерной воспитанности. Полученные в процессе итоговой диагностики результаты свидетельствуют о равномерности становления обозначенных критериев, об оптимальном соотношении представлений, чувств и поведения в гендерном воспитании обучающихся девочек разных возрастных групп. Это связано c целенаправленностью и многообразием методов, которые использованы при организации разных видов деятельности, предполагающих не только овладение гендерным опытом, но и интериоризацию ген-дерных ценностей. У обучающихся девочек контрольных групп явно выражена дисгармония в соотношении

этих сфер: у младших школьниц в показателях гендер-ной воспитанности преобладают ситуативные проявления чувств и эмоций, поведения фактологические, бессистемные знания. Получена динамика и в развитии профессиональной гендерной компетентности педагогов и родителей. У педагогов и родителей экспериментальных групп повысились показатели по всем составляющим гендерной компетентности. Педагогический эксперимент, таким образом, доказал, что имеющиеся достижения в экспериментальных группах опосредованы: доступностью программного материала, композиционной целостностью реализуемых подходов, концентрически его изложением; целесообразностью основных принципов отбора содержания; правомерностью технологического сопровождения реализации программы, разнообразием методов и форм взаимодействия всех субъектов взаимодействия: обучающимися девочками, педагогами и родителями; позитивной динамикой ген-дерной компетентности воспитывающих взрослых (педагогов, родителей); целесообразной организацией в гендерном воспитании предметно-развивающей среды обучающихся девочек в образовательных учреждениях. Изучение уровня гендерной воспитанности обучающихся девочек 7 - 11 лет как личностного образования на контрольном этапе опытно-поисковой работы осуществлялось по диагностическим методикам, которые применялись в констатирующем эксперименте. Анализ полученных нами результатов может свидетельствовать об эффективности проведённой нами работы, об адекватности и доступности данному возрасту содержания программы, современных технологий, правомерно используемых.

Под влиянием педагогических условий, как показывает сравнительный анализ этих данных, положительные изменения наблюдаются в экспериментальных группах. Так, за время формирующего эксперимента количество обучающихся девочек, имеющих уровень гендерной воспитанности низкий в экспериментальных группах, уменьшилось в 1,76 раз. Увеличилось в 2,38 раз и в 1,86 раза количество обучающихся девочек, имеющих средний уровень и высокий уровень. В контрольных группах При этом произошли незначительные изменения. Уменьшилось в 1,52 раз количество девочек 10 - 11 лет, имеющих уровень гендерной воспитанности низкий в экспериментальных группах. Увеличилось в 2,47 раза и в 1,81 раза количество обучающихся девочек, имеющих средний уровень и высокий уровень.

Сравнение результатов полученных в ходе опытно-поисковой работы позволяет судить о существенных различиях между обучающихся девочками по уровням гендерной воспитанности в контрольной и экспериментальной группах.

Высокие результаты получены по обучающимся девочкам экспериментальных групп. В сравнении с начальной диагностикой существенные различия обнаруживаются в экспериментальной группе.

Использовались следующие показатели динамических рядов, чтобы проследить положительную динамику становления критериев и показателей гендерной воспитанности младших школьниц и гендерной компетентности педагогов и родителей в ходе экспериментальной работы: 1) средний показатель; 2) показатель темпа роста; 3) показатель абсолютного прироста; 4) коэффициент эффективности.

Анализ результатов констатирующей диагностики позволяет сделать вывод о преобладании в контрольной и в экспериментальной группе среднего уровня гендер-ной воспитанности обучающихся девочек.

Отсутствие выраженных различий по высокому и низкому уровню мы связываем c тем, что изначально условия организации опытно-экспериментальной работы были одинаковы для всех. Так как констатирующее исследование проходило в начале учебного года (сентябрь), то можно объяснить ещё и тем преобладание

среднего уровня, что показатели любого направления воспитания и развития личности отражает остаточные данные после летних каникул в начале учебного года.

Можно сказать, в соответствии с уточнёнными показателями гендерной воспитанности представленными в исследованиях Ю. С. Григорьевой [1], Л. В. Коломийченко [2,3,4,5,6], Ю.В. Перловой [7], С. Б. Фадеева [8] и другие [9, 10, 11], что основная часть обучающихся девочек владеет стереотипными представлениями и знаниями о перспективах своего взросления в соответствии с половой ролью и о возрастных проявлениях людей разного пола. Обучающиеся девочки испытывают затруднения в определении представителей своего и противоположного пола по функциональным особенностям представителей своего и противоположного пола (труде, профессии, досуге, хобби); установлении взаимосвязи между своей половой ролью и различными проявлениями маскулинности и фемининности. Обучающаяся девочка имеет представление о знаках и способах оказания внимания и проявления симпатии к сверстникам противоположного пола, их привлекательных личностных качествах; о моральном характере взаимодействия между людьми разного пола, в соответствии с ситуацией. Называют родственника своего пола в качестве образца для подражания, делают попытки аргументировать сделанный выбор, знают о правилах выполнения новой гендерной роли в соответствии с заданной ситуацией и некоторые способы проявления гендер-ных отношений (сопереживание, забота, милосердие) и маскулинные и фемининные качества людей (сила, дух соревновательности, понимание других). Не устойчивый интерес проявляет к личностному взаимодействию и общению со сверстниками своего и противоположного пола, способность к установлению дружеских отношений со сверстниками чаще своего и реже противоположного пола, аргументирует выбор «друга» относительно своей «выгоды». Отрицательные и положительные выборы определяются половой принадлежностью ребёнка. Выбор характера взаимодействия определён личными потребностями и удовлетворением личных интересов, проявляет инициативность. В соответствии с заданной ситуацией выбирает адекватные способы взаимодействие и эмоциональные и речевые реакции. Оказывает помощь сверстнику в решении задачи только по просьбе учителя. Развитие сфер личности происходит равномерно, это значит, что формируемые знания, далее проявляются у обучающихся девочек в соответствующем отношении и поведении. Полученные результаты подтверждают необходимость разработки и внедрения программы по гендерному воспитанию обучающихся девочек.

Большая часть обучающихся девочек экспериментальных групп показала результаты высокого уровня гендерной воспитанности. Это предположительно связано с большой доступностью материала программы, концентричностью изложения (допускающего повторное обращение к тому или другому материалу на более высоком уровне предъявления); целесообразностью принципа отбора тем и их содержания; правомерностью программно-технологического сопровождения реализации программы, применение проектных технологий, разнообразием форм, приёмов и методов педагогического взаимодействия с обучающихся девочками. В процессе изучения гендерной воспитанности контрольной группы обнаружено, что у большинства обучающихся девочек показатели незначительно изменились. В этой группе наблюдается незначительный рост показателей высокого уровня что, предположительно, может быть связано с внедрением в школах программ нового поколения, с ориентацией образовательных организаций на выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО), со спецификой в организации учебно-воспитательного процесса образовательной организации, с отражением отдельных элементов гендерной культуры в предметах учебного

плана. Тем не менее, превалирование низкого и среднего уровней гендерной воспитанности обучающихся девочек контрольной группы свидетельствует об отсутствии системной работы по данному направлению в массовой педагогической практике.

С целью подтверждения правомерности условий реализации гендерного подхода в воспитании обучающихся девочек 7-11 лет на контрольном этапе эксперимента нами была продиагностирована экспериментальная группа, которая осваивала апробированную авторскую программу «Мир девочек и женщин». Её реализация в экспериментальных образовательных учреждениях осуществлялась (в отличие от тех, где не апробировалась данная программа).

Результаты, полученные в ходе диагностики, свидетельствуют о том, что уровень гендерной воспитанности обучающихся девочек младших школьниц достаточно высок, отсутствуют показатели низкого уровня. Сопоставление результатов диагностики уровня ген-дерной воспитанности обучающихся девочек младших школьниц подтверждает правомерность гипотетических посылок и эффективность педагогических условий, способствующих реализации гендерного подхода в воспитании обучающихся девочек младших школьниц.

Анализ результатов итоговой диагностики гендер-ной воспитанности обучающихся девочек 7 - 11 лет даёт возможность сделать следующие выводы.

Проведённая нами опытно-экспериментальная работа в плане гендерного воспитания обучающихся девочек младших школьниц позволила получить позитивные результаты. В ЭГ 65% девочек проявили хорошие знания о качествах, характерных обучающимся девочкам (девушкам, женщинам). Об этом мало знают всего лишь 15%. Для 20% характерен средний (допустимый) уровень. Что касается контрольной группы, то соответственно эти уровни выглядят следующим образом: 20% - высокой, 35% - средний, 45% - низкий.

Если сравнивать составляющие гендерной компетентности обучающихся девочек младшего школьного возраста после педагогического эксперимента в экспериментальной группе, то эти данные выглядят следующим образом: в контексте когнитивной составляющей девочек - 10% отнесены к низкому уровню, к среднему

- 70%, к высокому - 20%. Эмоционально-ценностное отношение представлено в таких диапазонах: - высокий уровень - 10%, средний - 75%, высокий - 15%, индивидуально-поведенческая область соответственно: низкий

- 15%, средний - 65%, высокий - 20 %.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Григорьева, Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: дисс. канд. наук / Ю. С. Григорьева. -Екатеринбург, 2007.

2. Коломийченко, Л.В. Блочно-тематический план реализации программы полового воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С. 90 - 107.

3. Коломийченко, Л.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко, О. В. Прозументик // Детский сад от А до Я. - 2006. - № 1. - С. 12 - 26.

4. Коломийченко, Л.В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности [Текст]: моногр. / Л. В. Коломийченко. - Пермь: Перм. гос. пед. ун - т., 2007. - 139 с.

5. Коломийченко, Л.В. Семьеведение для малышей [Текст]: Программа семейно-полового воспитания детей дошкольного возраста / О. А. Воронова, Л. В. Коломийченко. - Пермь, 2007. - 121 с.

6. Коломийченко, Л.В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: мо-ногр. [Текст] / Л. В. Коломийченко. - Пермь: Перм. гос.

пед. ун-т., 2007. - 154 с.

7. Перлова, Ю.В. Преемственность гендерного воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Канд. дис, Екатеринбург, 2014 г.

8. Фадеев, С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / С. Б. Фадеев. - Екатеринбург, 2012.

9. Аскарова Г.Б., Курбатова Ю.В. Формирование гендерной компетентности детей младшего школьного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 169-172.

10. Гахраманова Г.Н. Исследование социальных механизмов формирования гендерных различий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 56-62.

11. Степанова Н.В., Петрова В.Н. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 3. С. 207-209.

Статья поступила в редакцию 05.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.