известия вгпу
4. Suhorukov A.S., Stoljarchuk L.I. Process formirovanija kommunikativnoj kompetentnosti budu-shhih pedagogov s uchetom gendernyh osobennostej obuchajushhihsja // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 1. S. 361-365.
5. Jusupova M.V. Obrazovanie v gendernom iz-merenii // Izv. Samarskogo nauch. centra RAN. 2010. T. 12. № 5. S. 90-91.
Technology of formation of gender competence of a future teacher
The article represents the author's technology of formation of the gender competence of a future teacher as the most important component of the professional competence. In contrast to the previously known techniques describing the basic forms of activity of students, the stages of competence formation, the proposed technology is based on the educational modules (independent units of the educational programmes), allowing to consider the features of the individual development that ensure the mastery of the general cultural, general professional and professional competences.
Key words: gender competence, technology, modules of professional training, future teacher.
(Статья поступила в редакцию 25.07.2017)
В.я. Семенов
(Волгоград)
особенности тендерного подхода в музыкальном образовании школьников
Рассмотрены особенности применения ген-дерного подхода в процессе музыкального образования в младшей, средней и старшей школе. Описаны применяемые средства и музыкальный репертуар для каждой гендерной группы.
Ключевые слова: музыкальное образование, общеобразовательная школа, гендерный подход.
В современном обществе провозглашение идеи его демократического развития, обеспечивающего самореализацию личности, прямым образом связано с достижением тендерного равенства, т.к. учет интересов обеих ген-
дерных групп и раскрытие потенциала личности мужчины и женщины позволяют достичь осуществления намеченной концепции устойчивого социального развития. В вопросах тендерного равенства мировое сообщество ориентировано на всеобщее согласие, отраженное в ряде международных документов (Пекинская декларация и Платформа действий (1979); Решение Генеральной ассамблеи ООН о создании специального подразделения по гендер-ному равенству и развитию в интересах женщин (2010)). В условиях общеобразовательной школы гендерное равенство регламентируется Конвенцией ООН о правах ребенка, предполагающей уважение прав ребенка, сохранение его индивидуальности; гендерной стратегией Российской Федерации (проект), опубликованной Министерством труда и социального развития РФ (2002) и предполагающей обеспечение равных возможностей и постоянного доступа к непрерывному образованию граждан независимо от половой принадлежности. Введение гендерного компонента в государственные нормативные документы отечественного образования, в образовательные стандарты общеобразовательной школы представляет собой важную перспективу повышения его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами, поскольку гендерная составляющая в социальном познании относится к профессиональной норме многих развитых стран.
Анализ теории и практики музыкального образования школьников свидетельствует о том, что оно по большей части рассчитано на девочек, т.к. подавляющее большинство учителей общеобразовательных школ - женщины, которые лучше чувствуют потребности девочек и корректируют в связи с этим не только выбранные средства для того или иного урока музыки, но и свой педагогический образ. Более того, такой необходимый пример для подражания, как любимый учитель, в школе часто представлен чаще всего именно учителем-женщиной. Согласно данным международного сравнительного исследования педагогического корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey (2013)), проводимого каждые 5 лет, доля женщин среди отечественных учителей составляет 85 %, несмотря на то, что Комиссия по положению женщин ООН (с 2004 г.) акцентирует внимание на роли мужчин и мальчиков в достижении гендерного равенства. Вышесказан-
О Семенов В.Я., 2017
ное ярко демонстрирует тендерную асимметрию в образовательном коллективе школы, т.е. «явление, отражающее объективную закономерность количественного распределения мужчин и женщин в социальной структуре общества и во всех сферах его жизнедеятельности, а также качественные социальные последствия этого явления» [6, с. 124]. Выход из сложившейся ситуации видится нам в изучении и учете гендерных особенностей обучающихся на каждом возрастном этапе образовательного процесса.
Результаты исследования, проведенного на базе МОУ СШ № 128, № 101 Дзержинского района, № 129 Советского района г. Волгограда в ходе уроков музыки и внеурочной деятельности, показали, что музыкальное образование школьников на основе гендерного подхода целесообразно ориентировать на успешную ген-дерную социализацию учащихся обоих полов, включающую музыкальное и гендерное просвещение, «освоение гендерных знаний, умение толерантно относиться к гендерной идентичности других, учиться позитивному общению» [7, с. 35]. В личностно-психологическом аспекте музыкально одаренным мальчикам свойственны тонкая чувствительность, наивность и мечтательность; они часто находятся в сильной эмоциональной зависимости от одного или обоих родителей, учителей, старших товарищей, т.е. демонстрируют принадлежность к группе «фемининных» детей. Совершенно другая картина наблюдается при характеристике музыкально одаренных девочек, которые, как правило, склонны к проявлению упрямства и характеризуются стремлением к самоутверждению, проявляя маскулинные качества [8, с. 22]. Что важно, с возрастом ген-дерное влияние на различия в особенностях интегративной индивидуальности музыкально одаренных школьников возрастает.
Согласно исследованиям Д. Хартли, мальчики и девочки младшего школьного возраста по-разному оценивают поведение своих сверстников. Так, мальчики в своем большинстве видят в поступках других ребят только положительное, в то же время собственное поведение может быть расценено как в положительных, так и в отрицательных тонах. Девочки, учащиеся в начальной школе, оценивают свое поведение как положительное, в то же время большинство поступков мальчиков кажутся им отрицательными [1, с. 54]. Подобно старшим дошкольникам, дети младшего школьного возраста осознают себя в соответствии со своей половой принадлежностью и дают характери-
стику другим детям, при которой девочки считают других девочек хорошими и воспитанными, а мальчиков называют хулиганами, мальчики же считают себя смелыми и самостоятельными, называя девочек плаксами [2, с. 61].
В младшем школьном возрасте, когда комплекс музыкальности еще недостаточно сильно окрашен гендерными особенностями, важно учитывать восприимчивость детей к воспитательным воздействиям музыкальной среды. Тем не менее уже в начальной школе структура музыкальности мальчиков и девочек имеет свои отличительные особенности: метроритмическое чувство и звуковысотный слух являются стержневыми способностями музыкальной одаренности у мальчиков, в то время как у девочек огромную роль играет эмоционально-творческая составляющая музыкальности. Творческая составляющая музыкальной одаренности младших школьников, таким образом, связана с интеллектуальным началом у мальчиков и с эмоциональной возбудимостью у девочек [3].
На данном возрастном этапе от учителя музыки требуется постоянно поддерживать интерес мальчиков и девочек к урокам музыки и заложить основу музыкального образования, заключающуюся в сформированных на необходимом уровне умениях и навыках, т.к. без этой «музыкальной базы» проявление подлинно творческой музыкально-эстетической деятельности в более старших возрастных периодах станет невозможной.
При выборе песенного музыкального материала, произведений для инструментального исполнительства и слушания надо принимать во внимание интересы каждой гендер-ной группы. Учитывая тот факт, что интересы мальчиков зачастую направлены на относительно отдаленные предметы и явления, важно обновлять музыкальный репертуар произведениями сказочного и фантастического содержания современных композиторов (А. Варламов «Том и Джерри», «Инопланетянка»; С. Халаимов «Сон Земли» и др.). Интересы девочек в основном направлены на отношения между людьми и на окружающие предметы и явления, что определяет лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих. Благодаря этому у девочек уже с младшего школьного возраста наблюдается больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека, что требует включения в репертуар музыкальных произведений соответству-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ющей тематики (А. Варламов «рыжая девчонка»; А. Иевлев «Подарок маме», «В сердце музыку впусти» и др.).
В средней школе начиная с 5-го класса общеобразовательной школы педагоги отмечают необходимость учета гендерных особенностей в выборе приемов и методов обучения школьников: девочки требуют высокого темпа подачи учебного материала, в то время как мальчикам комфортнее более умеренный темп; девочкам и мальчикам необходимы иллюстрации при восприятии нового материала, но при этом художественным изображениям того или иного процесса, понятным девочкам, мальчики предпочитают более конкретные схемы и графики; элементы соревнований, которые демонстрируют прекрасную результативность у мальчиков, значительно уступают командным формам работы у девочек; эмоциональная атмосфера урока, необходимая для девочек, может использоваться только при достижении желаемого результата у мальчиков, в противном случае неизбежно пострадает общая дисциплина и достижение цели урока может оказаться под серьезной угрозой [4, с. 11]. В средних классах важно продолжать обращать внимание на проявления и развитие творческого потенциала обучающихся, стараясь превращать любую, даже внешне репродуктивную музыкальную деятельность в творческую, что позволит слить воедино музыкальное и личностное развитие ребенка, создавая ситуацию их взаимообусловливания.
В средней школе отмечается увеличение роли музыкальной памяти у девочек по сравнению с мальчиками. Девочки-подростки обладают достаточно развитым невербальным интеллектом, который взаимосвязан с музыкальной памятью и музыкальным мышлением. У мальчиков-подростков наблюдается связь музыкально-творческих способностей с компонентами музыкальности [8]. Высокую эффективность в группе с мальчиками-подростками демонстрируют частично-поисковые средства обучения (ремикс-метод, микс-метод, музыкальный баттл и др.). Указанные средства предполагают игру на музыкальном инструменте, которая в свою очередь способствует активизации любознательности мальчиков-подростков. В процессе беседы о музыкальном образе и музыкальном содержании того или иного музыкального произведения важно, чтоб педагог контролировал возникающий у мальчиков ассоциативный ряд, который порой может быть не связанным напрямую с изучаемым музыкальным материалом, т.к. зачастую мальчики воспринимают музыку неосо-
знанно, на интуитивном уровне [3]. Опасность заключается в том, что желание донести до сознания школьников масштабность идей путем детализации ее содержания «является вульгаризацией ее, поиском в музыке того, чего в ней нет <...> философская символика содержания музыкального искусства низводится до уровня обыденного, повседневного содержания нашей жизни», что, разумеется, неприемлемо [9, с. 77].
Для девочек наиболее эффективными являются, как уже было отмечено выше, командные формы работы (проектная деятельность, проблемные ситуации), которые позволяют реализовывать потребности в самовыражении и общении между собой. Слабо выраженная мутация голоса у девочек-подростков позволяет наиболее полно использовать возможности вокально-хоровой деятельности, а инсценирование песен позволит им проявить способности к сценическому перевоплощению.
В старшем школьном возрасте (911-е классы) особое внимание к индивидуальным проявлениям гендерных особенностей обучающихся важно сосредотачивать на этапе разработки образовательных программ. Музыкальное образование старших школьников проходит уже вне уроков музыки в условиях внеурочной деятельности и рассматривается как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности выступать творцом, созидателем прекрасного. Вследствие этого особое внимание следует уделять развитию творческой инициативы, творческой самостоятельности обучающихся, развитию оригинальности и силы музыкального воображения. Внутренний мир старшеклассников во многом сформирован, при этом девушки отличаются практичностью и реалистичным мировоззрением, тогда как юноши зачастую более мечтательны, склонны отступать от реальности и могут иметь самобытное мировоззрение [8].
Учитывая увлечение юношей спортивными играми, важно включать в музыкальный репертуар произведения, которые имеют отношения к спорту (музыка Г.В. Свиридова к к/ф «Время, вперед!» и фрагмент 3-й части 6-й симфонии П.И. Чайковского, которые сопровождали церемонию открытия зимних Олимпийских игр в Сочи (2014) и др.). Важной частью репертуара являются произведения современных композиторов или современные обработки (официальная песня Олимпийских игр в Лондоне - "Survival" группы "Muse" (2012) и др.). В группе девочек можно учитывать их увлечение современными молодежными сериалами и кинофильмами и вклю-
чать в музыкальный репертуар произведения, которые используются в качестве музыкального сопровождения видеоряда (А. Дойников «Дождь» из к/ф «Костяника. Время лета»; И. Корнелюк - Тема любви из сериала «Мастер и Маргарита» и др.) [6, с. 40].
Таким образом, на всех возрастных этапах музыкального образования школьников важен учет гендерных особенностей. В начальной школе следует принимать во внимание, что дети по-разному оценивают себя в коллективе, что у мальчиков метроритмическое чувство и звуковысотный слух, которые являются стержневыми способностями музыкальной одаренности, в то время как у девочек большую роль играет эмоционально-творческая составляющая музыкальности. В среднем звене у девочек и мальчиков сформирована общая база музыкальности, дальнейшее успешное развитие музыкальных способностей зависит от темпа подачи учебного материала, использования наглядности при восприятии музыки (художественные изображения для девочек, конкретные схемы и графики для мальчиков). В старшей школе наиболее ярко видна разница в интересах юношей и девушек, что важно учитывать при выборе музыкального репертуара.
Анализ научной педагогической, музыкально-педагогической и методической литературы о применении гендерного подхода на уроках музыки в школьном образовании (О.А. Галицкая, P.A. Козлова, Е.А. Рязанцева и др.) позволил сделать вывод о том, что исследователи и практики образования, изучающие особенности тендерного подхода в музыкальном образовании, ограничиваются дифференциацией по признаку пола, не доходя до самой сути гендерного подхода.
В нашем исследовании мы выявляем ген-дерные особенности, а также музыкальные предпочтения девочек и мальчиков не для ген-дерной сегрегации, закрепления и тиражирования гендерных стереотипов, создающих ограничения в развитии музыкальных интересов в рамках одной гендерной группы, а для «снятия гендерных ограничений», музыкального сотрудничества в ходе организации системы музыкального образования.
Таким образом, дальнейшее изучение особенностей гендерного подхода в музыкальном образовании школьников является важной перспективой повышения качества отечественного образования, соответствующего мировым образовательным стандартам, способствующего:
- расширению представлений учителя музыки о гендерных особенностях обучающихся различных возрастных групп на различных ступенях образования (начальной, средней, старшей);
- преодолению гендерных стереотипов в музыкальном развитии, формированию толерантного, уважительного отношения к музыкальным предпочтениям «мужской» и «женской» гендерных групп с целью их духовного и художественно-эстетического взаимообогащения.
Список литературы
1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психологии. 1987. № 2. С. 152-157.
2. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА : Наука, 2011.
3. Кашина Н.И. Реализация гендерного подхода на уроках музыки в кадетских учебных заведениях // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2009. № 9. С. 85-89.
4. Коджаспирова Г.М. Гендерная педагогика кадетских образовательных учреждений. М.: Экон-информ, 2008.
5. Семенов В.Я. Средства формирования интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. 2015. № 1(96). С. 38-42.
6. Силласте Г.Г. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 122-133.
7. Столярчук Л.И. Гендерный подход в условиях непрерывного образования Сер.: Педагогические науки // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2012. № 4. С. 33-37.
8. Таллибулина М.Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2003.
9. Школяр Л.В., Курбатова Н.В. Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и перспективы // Пространство и время.
2013. № 3(13). С. 76-78.
* * *
1. Ageev V.S. Psihologicheskie i social'nye funk-cii polorolevyh stereotipov // Vopr. psihologii. 1987. № 2. S. 152-157.
2. Gradusova L.V. Gendernaja pedagogika: ucheb. posobie. M.: FLINTA : Nauka, 2011.
3. Kashina N.I. Realizacija gendernogo podhoda na urokah muzyki v kadetskih uchebnyh zavedeni-jah // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogiche-skie nauki. 2009. № 9. S. 85-89.
4. Kodzhaspirova G.M. Gendernaja pedagogika kadetskih obrazovatel'nyh uchrezhdenij. M.: Jekon-inform, 2008.
известия вгпу
5. Semenov V.Ja. Sredstva formirovanija interesa k klassicheskoj muzyke u podrostkov v obshhe-obrazovatel'noj shkole // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2015. № 1(96). S. 38-42.
6. Sillaste G.G. Gendernaja asimmetrija kak faktor kar'ernogo rosta zhenshhin // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 3. S. 122-133.
7. Stoljarchuk L.I. Gendernyj podhod v uslovi-jah nepreryvnogo obrazovanija Ser.: Pedagogiche-skie nauki // Izv. volgogr. gos. ped. un-ta. 2012. № 4. S. 33-37.
8. Tallibulina M.T. Muzykal'naja odarennost': struktura, gendernye i vozrastnye osobennosti projav-lenij: dis. ... kand. psihol. nauk. Perm', 2003.
9. Shkoljar L.V., Kurbatova N.V. Kljuchevye tendencii sovremennogo prepodavanija iskusstva: problemy i perspektivy // Prostranstvo i vremja. 2013. № 3(13). S. 76-78.
Features of the gender approach
in the music education of school students
The article deals with the features of the gender approach in the process of music education in elementary, secondary and high school. The tools and musical repertoire for each gender group are described in the article.
Key words: music education, secondary school, gender approach.
(Статья поступила в редакцию 24.07.2017)
А.г. Абакумова
(Волгоград)
педагогические условия формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях по хореографии
Обосновываются педагогические условия формирования гендерной культуры младших школьников на занятиях по хореографии в общеобразовательной школе.
Ключевые слова: гендерная культура, младшие школьники, занятия по хореографии, педагогические условия.
Проблема формирования гендерной культуры подрастающего поколения становится все более востребованной практикой начальной школы и педагогической теорией в усло-
виях модернизации начального образования. Трансформация, изменение содержания социальных ролей мужчины и женщины в обществе, отступление от традиционных гендерных стереотипов активизирует увеличение диапазона деятельности человека, его личностной и профессиональной сфер самореализации.
Современное демократическое общество стремится к осуществлению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин во всех областях жизни. В Конституции РФ выделяется положение о предоставлении равных прав мужчинам и женщинам в обществе (ч. 2, 3, ст. 19, гл. от 12.12.1993 г., 30.12.2008 г.), в Федеральном законе № 273-Фз «об образовании в РФ» (от 21.12.2012 г., с изменениями 20162017 гг.) отмечаются равные права на получение образования мужчинами и женщинами. обращают на себя внимание изданный приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «об освещении гендерных вопросов в системе образования», ФГОС НОО от 06.10.2009 г. № 373, требующий учета в образовательном процессе индивидуальных, возрастных и половых особенностей школьников. Это свидетельствует о том, что государственная образовательная документация легитимирует применение гендерного подхода, нацеленного на учет половых особенностей обучающихся, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, формирование гендер-ной культуры обучающихся.
В ходе нашего исследования на базе МОУ «Средняя школа № 9 красноармейского района Волгограда» и МОУ «Средняя школа № 54 Советского района Волгограда» было обнаружено, что в связи с изменением норм и ценностей в гендерных взаимоотношениях в современном обществе, отличающихся крайней противоречивостью, младшие школьники испытывают затруднения в ходе гендерной социализации. У обучающихся возникают сложности при определении ценностных ориентиров в понимании маскулинности, фемининно-сти, построении гендерных отношений, являющихся составляющими гендерной культуры. В ходе экспериментальной работы было обнаружено, что формирование гендерной культуры обучающихся важно именно в начальной школе, т.к. в этом возрасте ребенок попадает в новую (учебную) среду, новую социальную ситуацию развития, осваивает новое пространство, новый распорядок дня, входит в новый коллектив сверстников и сверстниц, встреча-
О Абакумова А.Г., 2017