Научная статья на тему 'Методологические основы преемственности социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста'

Методологические основы преемственности социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SUCCESSION / SOCIAL EDUCATION AND DEVELOPMENT / PRE-SCHOOL AND JUNIOR SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перлова Юлия Вячеславовна

Анализ позиций исследователей позволил определить некоторые методологические основания преемственности дошкольного и начального уровней образования. Предложены результаты опытно-поисковой работы по изучению преемственности в социальном воспитании детей на уровне дошкольного и начального основного образования. Результаты начальной и итоговой диагностики, их сравнительный анализ позволяет говорить о целесообразности разработки и внедрения программы по социальному воспитанию детей младшего школьного возраста на основе единства программно-целевых, операциональных и мониторинговых компонентов. Овладение социальной культурой в процессе социального воспитания, а также уровень социального развития детей младшего школьного возраста будут выше, если будет достигнута согласованность в программно-целевых, технологических и контрольно-оценочных компонентах и будет происходить взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальной школы. Данные условия являются эффективными и правомерными, так как педагогический эффект проделанной опытно-поисковой работы по социальному воспитанию и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста является устойчивым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перлова Юлия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATION OF THE SUCCESSION IN SOCIAL EDUCATION BETWEEN PRE-SCHOOL AND JUNIOR SCHOOL

The analysis of the researchers' attitudes let us define some methodological foundation of the succession between pre-school and junior school levels in education. The results of experimental work to study succession in social education of pre-school and junior school are discussed. The results of the initial and final diagnostics, their comparative analysis proves the necessity of development and implementation of the program of social education for junior pupils on the basis of the unity of goal-setting, operational and monitoring components. Acquisition of social culture in the course of social education and the level of social development of junior pupils will be higher if we achieve coordination in goal-setting, technological and testing components and cooperation of pedagogues of pre-school establishments and primary school teachers. These conditions are effective and legal as the pedagogical effect of the research work in social education and development of preschool and primary school children proved to be stable

Текст научной работы на тему «Методологические основы преемственности социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста»

УДК 37.035 ББК Ч466.01

ГСНТИ 14.23.05

Код ВАК 13.00.02

Перлова Юлия Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра педагогики и психологии, Соликамский государственный педагогический институт - филиал Пермского государственного национального исследовательского университета; 618500, г. Соликамск, ул. Северная, д. 42, к. 202; e-mail: [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преемственность; социальное воспитание и развитие; дети дошкольного и младшего школьного возраста.

АННОТАЦИЯ. Анализ позиций исследователей позволил определить некоторые методологические основания преемственности дошкольного и начального уровней образования. Предложены результаты опытно-поисковой работы по изучению преемственности в социальном воспитании детей на уровне дошкольного и начального основного образования. Результаты начальной и итоговой диагностики, их сравнительный анализ позволяет говорить о целесообразности разработки и внедрения программы по социальному воспитанию детей младшего школьного возраста на основе единства программно-целевых, операциональных и мониторинговых компонентов. Овладение социальной культурой в процессе социального воспитания, а также уровень социального развития детей младшего школьного возраста будут выше, если будет достигнута согласованность в программно-целевых, технологических и контрольно-оценочных компонентах и будет происходить взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальной школы. Данные условия являются эффективными и правомерными, так как педагогический эффект проделанной опытно-поисковой работы по социальному воспитанию и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста является устойчивым.

Perlova Julia Vyacheslavovna,

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology; Solikams State Teachers Training Institute

(branch establishment) Perm State National Research University, Solikamsk

METHODOLOGICAL FOUNDATION OF THE SUCCESSION IN SOCIAL EDUCATION BETWEEN PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOOL

KEYWORDS: succession; social education and development; pre-school and junior school students.

ABSTRACT. The analysis of the researchers' attitudes let us define some methodological foundation of the succession between pre-school and junior school levels in education. The results of experimental work to study succession in social education of pre-school and junior school are discussed. The results of the initial and final diagnostics, their comparative analysis proves the necessity of development and implementation of the program of social education for junior pupils on the basis of the unity of goal-setting, operational and monitoring components. Acquisition of social culture in the course of social education and the level of social development of junior pupils will be higher if we achieve coordination in goal-setting, technological and testing components and cooperation of pedagogues of pre-school establishments and primary school teachers. These conditions are effective and legal as the pedagogical effect of the research work in social education and development of preschool and primary school children proved to be stable.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ков находятся в центре внимания педагогической общественности России. В научно-исследовательской литературе описаны разные аспекты и сущность категории «преемственность» с точки зрения философии, психологии, педагогики, социологии и пр. Для обоснования необходимости преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста представим наиболее важные для нас трактовки данного понятия. Методологические характеристика категории «преемственность» представлены в работах философов в разные исторические периоды - это работы Э. А. Баллера, Б. С. Батурина, Г. В. Ф. Гегеля. А. И. Зеленкова, Г. Н. Исаен-ко, Ф. Ю. Исмаилова, З. А. Макушева, К. Маркса, В. Г. Рубанова, И. Т. Фролова О. О. Яхот и др. [2; 5; 19].

непрерывности, преемственности образования определяются рядом документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений (ФГОС, «Национальная стратегия действий в интересах детей», «Концепция непрерывного образования») [7; 12; 14; 18; 20]. Сегодня, когда выдвигаются требования прежде всего к воспитанию личности в дошкольном и начальном образовании, от которых в значительной степени может зависеть качество обучения, воспитания и развития личности на последующих этапах, проблема преемственности имеет особое значение.

Изучение преемственности связывают с изучением проблемы непрерывности образования. Эти вопросы более полутора ве-

© Перлова Ю. В., 2016

Анализ преемственности как философской категории впервые был сделан представителем немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегелем. Разрабатывая закон «отрицания-отрицания», философ обосновывает объективную необходимость преемственности в процессе развития, делая вывод о закономерностях преемственности. Диалектический смысл отрицания заключен в ликвидации старого, а также в сохранении и дальнейшем развитии чего-либо инновационного, перспективного, того, что стало достижением на предшествующей ступени и что должно способствовать непрекращающемуся движению вперед. Философская сущность категории преемственности, согласно идеям Г. В. Ф. Гегеля, занимает особое место при анализе закономерностей социального прогресса, развития науки и искусства, для «борьбы как с некритическим отношением к достижениям прошлого, так и с нигилистическим отрицанием культурного наследия» [1; 8].

Представители диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс смысл преемственности раскрывают как сущностное демонстрируемое бесконечное саморазвитие материи, как объективно-закономерный процесс развития бытия, проявляющийся в процессе развития познания. Ярким примером проявления сущности преемственности, по мнению философов, является историческое развитие общества.

В отечественной философии категория преемственности активно входит в круг изучаемых вопросов в конце 50-60-х годов прошлого века. Вопрос об отношении категории преемственности был проблемным: некоторые исследователи вообще не относили преемственность к числу философских категорий. Другие, так же как и предшественники, рассматривали в своих работах преемственность через закон отрицания-отрицания.

Психологические основы преемственности разных уровней образования представлены в исследованиях Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна; педагогическая сущность преемственности раскрыта в работах Ш. А. Амо-нашвили, А. Анастази, Л. И. Божович, Н. Х. Вессель, Ш. И. Ганелина, Я. А. Ко-менского, В. А. Недоспасовой, Г. М. Чутки-ной, С. Т. Шацкого [3; 5; 17; 23].

Проанализировав понятие, его методологические и психолого-педагогические основания, представленные в работах педагогов, психологов, мы под преемственностью воспитания, в том числе и социального воспитания, будем понимать принцип, исходное положение для организации непрерывного процесса воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [8].

Само понятие «социальное развитие и воспитание дошкольников и младших школьников» в литературе не представлено. Между тем, в работах Л. В. Коломийченко, А. А. Майера [9; 11; 17 ] достаточно подробно раскрыта сущность, программно-содержательная, технологическая, оценочно-результативная составляющие данного процесса для детей дошкольного возраста, а Н. Ф. Голованова, М. М. Плоткин раскрывают особенности для учащихся начальной школы [6; 24]. Учитывая позиции ученых, на наш взгляд, раскрывающие методологические основы социального развития личности, мы в контексте преемственности под социальным воспитанием детей дошкольного и младшего школьного возраста будем понимать процесс овладения содержанием социальной культуры в соответствии с возможностями каждого возрастного периода.

Изучение уровня социального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста проходило в режиме инновационной деятельности образовательных учреждений и согласно общей логике опытно-поисковой работы (констатирующее, формирующее и контрольное исследование). Нами были определены следующие задачи.

1. Выявить реальное состояние реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Уточнить показатели, критерии оценки, уровни социального развития для детей младшего школьного возраста, осуществить подбор и модификацию диагностических методик.

3. Определить степень социального развития у изучаемой категории детей на уровне дошкольного и младшего школьного образования в соответствии с логикой опытно-экспериментальной работы, обобщить и представить сравнительную характеристику полученных результатов.

4. Оценить эффективность проделанной нами работы по реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Согласно обозначенным задачам, опытно-поисковая работа спланирована на 5 лет. Основной базой исследования выбраны образовательные учреждения Пермского края -детские сады, начальные общеобразовательные школы. Участниками стали дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение и начальную школу (старший дошкольный и младший школьный возраст), родители детей, воспитатели ДОУ, учителя начальных классов и административные работники.

Решая первую задачу, мы определили в ходе проблемно-ориентированного анализа, что педагоги, участвующие в исследовании согласны с тем, что вопрос преем -ственности дошкольного и начального образования актуальны для данных учреждений. Поэтому на совместном собрании воспитателей и учителей было решено разработать необходимые документы. В результате было составлено положение о деятельности методического объединения, план сотрудничества, проведены фестиваль педагогических идей, педагогические чтения, мастер-классы, разработаны проекты на уровне ДОУ и начальной школы по решению проблемы преемственности.

Совместный педагогический поиск и инновационная деятельность педагогов заинтересовали и другие образовательные учреждения, решающие задачи социального воспитания детей: к разработке проблемы преемственности социального воспитания подключились воспитатели и учителя, педагоги дополнительного образования, а также родители детей. Можно отметить, что взаимодействие педагогов теперь носит систематический характер. Так, в годовых планах сотрудничества представлены методы и формы, позволяющие организовать процесс социального воспитания. В планы включены сообразные виды деятельности для детей изучаемых возрастов. Сотрудничество ДОУ и школы с семьей обогатилось новыми направлениями социального воспитания, такими как: экологическое, экономическое, конфессиональное и пр. [13].

Решая вторую задачу, мы обратились к исследованиям Л. В. Коломийченко, где раскрыта сущность таких категорий, как показатель, критерий социального развития детей дошкольного возраста. Так как преемственность социального воспитания в младшем школьном возрасте может быть обеспечена через обогащение его содержания, то и компоненты, показатели, критерии социального развития детей младшего школьного возраста потребовали модификации. Показатель социального развития - это качественная характеристика изучаемого объекта, описывающая какое-либо важное для исследования свойство данного объекта. Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение степени выраженности показателя. Показатели социальной воспитанности (Л. В. Коломийченко) представлены по трем сферам личностного развития: в когнитивной сфере - знания основ социальной культуры, в эмоционально-чувственной -интересы и потребности в проявлении себя как представителя определенной социальной культуры, в поведенческой - способы

взаимодействия детей с носителями своей и другой социальной культуры в соответствии с освоенными нормами социальной культуры. Критерии оценки когнитивной сферы -объем знаний, осознанность и глубина знаний (умение аргументировать), связь знаний с личным опытом. Критерии оценки эмоционально-чувственной сферы - устойчивость интересов и потребностей, отсутствие предубеждений в общении, преобладание социально значимых мотивов в выборе партнера по общению. Критерии оценки поведенческой сферы - самостоятельность, осознанность, инициативность, направленность поведения (на себя, на другого, на ситуацию), адекватность ситуации, креативность. Соотнеся показатели и критерии изучаемого явления, мы определили уровни социальной воспитанности (высокий, средний, низкий) детей [10; 21].

Для исследования нами были использованы методы, позволяющие достаточно подробно изучить процесс социального воспитания и развития детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста [15]. Во-первых, мы проанализировали деятельность образовательных учреждений и реализуемых ими образовательных программ, а также изучили сопутствующую методическую документацию. Во-вторых, провели анкетирование, беседы с детьми, педагогами и родителями, сделали анализ продуктов деятельности детей, а также наблюдали за педагогическим процессом. Для достоверности полученных данных нами используются статистические методы обработки результатов и др.

Выбор методов изучения уровня овладения социальной культурой был также предопределен некоторыми фактами: во-первых, усложнением и согласованием содержания социального воспитания детей младшего школьного возраста через включение дополнительных элементов социальной культуры, которые доступны для освоения детьми младшего школьного возраста, во-вторых, особенностью формирования системы знаний, отношений и ценностей, адекватных социального статусу, а также базовых понятий социальной культуры, в-третьих, овладение содержанием социального воспитания, согласно ФГОС НОО, было ориентировано на формирование социального опыта как основного механизма социализации младших школьников. Поэтому методы изучения были модифицированы [3; 15].

Анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапе исследования позволяет судить о существенных различиях в уровнях овладения социальной культурой у детей из контрольной и экспериментальной группы (см. рис. 1).

констатирующее исследование

60 40 20 0

I уровни,%

Высокий уровень

Средний уровень

Низкй уровень

контрольное исследование

50 Г /

40 ■ //

30

20

10

0

п

у

уровни.

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 1. Соотношение результатов начальной и итоговой диагностики

Результаты начальной и итоговой диагностики, их сравнительный анализ позволяют говорить о целесообразности разработки и внедрения программы по социальному воспитанию детей младшего школьного возраста на основе единства программно-целевых, операциональных и мониторинговых компонентов. Некоторые наши предположения нашли свое подтверждение в ходе исследования: мы заметили, что овладение социальной культурой в процессе социального воспитания, а также уровень социального развития детей младшего школьного возраста будут выше, если:

- будет достигнута согласованность в программно-целевых, технологических и контрольно-оценочных компонентах;

- будет происходить взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальной школы.

Результаты исследования позволяют утверждать, что данные условия являются эффективными и правомерными, так как педагогический эффект проделанной опыт-

но-поисковой работы по социальному воспитанию и развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста является устойчивым. Между тем возможно расширение спектра условий, а также их конкретизация в ходе последующей исследовательской работы.

Следует заметить, что исследовательская работа по изучению преемственности социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста не завершена. Актуальность проводимой работы подтверждается социальным заказом, прежде всего родителей, законных представителей детей, а также возрастающей потребностью общества в приобщении подрастающего поколения к социальной культуре, так как ее интериоризация и культуротвор-чество личности обеспечат эффективность решения задач социального воспитания, возможность реализации принципа преемственности по всем направлениям социально-личностного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акмеологический словарь / под общ. ред. А. А. Деркача. М. : РАГС, 2004. 161 с.

2. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

3. Басов М. Я. Методика объективных психологических наблюдений над детьми. М., 1925.

4. Бывшева М. В. Проблемы преемственности: вопросы теории и практики : учеб.-метод. пособие. Екатеринбург, 2012.

5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995. 447 с.

6. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка : учеб. пособие для студентов вузов. СПб. : Речь, 2004. 272 с.

7. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

S. Колосницына Ю. В. Реализация принципа преемственности в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста: гендерный аспект // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. 20l2. N° l. С. Sl-90.

9. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития дошкольников // Детский сад от А до Я. 2004. да 5. С. S-2?.

10. Коломийченко Л. В. Прикладные аспекты социального развития и воспитания детей дошкольного возраста: опыт инновационной деятельности. Пермь, 2007. l39 с.

11. Коломийченко Л. В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования. Пермь, 2007. l54 с.

12. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Нормативно-правовая база ДОУ : сб. офиц. док. и програм.-метод. материалов. M., 2008.

13. Коротаева Е. В.. Педагогика взаимодействий в современном образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2000. 342 c.

14. Кохичко А. Н Стандарты второго поколения. Интервью вице-президента РАО Д. И. Фельдштейна. 2009. Ш l0. С. 3-6.

15. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. M. : Педагогика, l997.

16. Крежевских О. В.. Преемственность в эколого-валеологическом образовании дошкольников и младших школьников : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 2l0 с.

l?. Ыайер А. А. Проблема социализации в образовании детей дошкольного возраста в контексте подготовки к школе / / Вестник БГПУ. 2007. Вып. 7. С. 55-59.

lS. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / / Учительская газета. 2000. Ш 43. URL: http://www.ug.ru/old/00.43/t27.htm.

19. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. M. : Изд-во В. M. Скакун, l998. 785 с.

20. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20l2 - 20l7 годы : Указ Президента РФ от l июня 20l2 г. N 76l. URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

REFERENCES

1. Akmeologicheskiy slovar' / pod obshch. red. A. A. Derkacha. M. : RAGS, 2004. l6l s.

2. Baller E. A. Preemstvennost' v razvitii kul'tury. M., l969.

3. Basov M. Ya. Metodika ob"ektivnykh psikhologicheskikh nablyudeniy nad det'mi. M., l925.

4. Byvsheva M. V. Problemy preemstvennosti: voprosy teorii i praktiki : ucheb.-metod. posobie. Ekaterinburg, 20l2.

5. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu / otv. red. i sost. P. V. Alekseev. M. : Shkola-Press, l995. 44? s.

6. Golovanova N. F. Sotsializatsiya i vospitanie rebenka : ucheb. posobie dlya studentov vuzov. SPb. : Rech', 2004. 272 s.

?. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.l2.20l2 g.

S. Kolosnitsyna Yu. V. Realizatsiya printsipa preemstvennosti v vospitanii detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta: gendernyy aspekt // Vestnik Chelyab. gos. ped. un-ta. 20l2. Ш l. S. 8l-90.

9. Kolomiychenko L. V. Kontseptsiya i programma sotsial'nogo razvitiya doshkol'nikov // Detskiy sad ot A do Ya. 2004. да 5. S. 8-27.

10. Kolomiychenko L. V. Prikladnye aspekty sotsial'nogo razvitiya i vospitaniya detey doshkol'nogo vozrasta: opyt innovatsionnoy deyatel'nosti. Perm', 2007. l39 s.

11. Kolomiychenko L. V. Sotsial'noe vospitanie detey v kul'turologicheskoy paradigme obrazovaniya. Perm', 2007. l54 s.

12. Kontseptsiya soderzhaniya nepreryvnogo obrazovaniya (doshkol'noe i nachal'noe zveno) // Normativno-pravovaya baza DOU : sb. ofits. dok. i program.-metod. materialov. M., 200S.

13. Korotaeva E. V.. Pedagogika vzaimodeystviy v sovremennom obrazovatel'nom protsesse : dis. ... d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 2000. 342 c.

14. Kokhichko A. N Standarty vtorogo pokoleniya. Interv'yu vitse-prezidenta RAO D. I. Fel'd-shteyna. 2009. Ш l0. S. 3-6.

15. Kraevskiy V. V. Problemy nauchnogo obosnovaniya obucheniya: metodologicheskiy analiz. M. : Peda-gogika, l997.

16. Krezhevskikh O. V.. Preemstvennost' v ekologo-valeologicheskom obrazovanii doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov : dis. ... kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2009. 2l0 s.

17. Mayer A. A. Problema sotsializatsii v obrazovanii detey doshkol'nogo vozrasta v kontekste podgotovki k shkole // Vestnik BGPU. 2007. Vyp. 7. S. 55-59.

lS. Natsional'naya doktrina obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii // Uchitel'skaya gazeta. 2000. Ш 43. URL: http://www.ug.ru/old/00.43/t27.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Noveyshiy filosofskiy slovar' / sost. A. A. Gritsanov. M. : Izd-vo V. M. Skakun, l99S. 7S5 s.

20. O Natsional'noy strategii deystviy v interesakh detey na 20l2 - 20l7 gody : Ukaz Prezidenta RF ot l iyunya 20l2 g. N 76l. URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Коломийченко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.