Научная статья на тему 'Модель развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста'

Модель развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCE / BACHELOR OF EDUCATION / GENDER SOCIALIZATION / GENDER CULTURE / CULTUROLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Юлия Николаевна

В статье представлено научное обоснование модели развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста. В рамках культурологического подхода автор указывает на актуальность и новизну проблемы исследования, с позиции системного подхода раскрывает структуру профессиональной компетентности в области гендерной социализации и, опираясь на идеи личностно ориентированного обучения, предлагает технологию ее развития на ступени бакалавриата в системе высшего образования. Представленные данные эмпирической части исследования свидетельствуют об адекватности разработанной модели и эффективности технологии ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of development of Bachelors'' of Education professional competence in the sphere of gender socialization of preschool age children

The article presents the scientific justification of the model of development of Bachelors' of Education professional competence in the sphere of gender socialization of preschool age children. In the framework of the culturological approach the author considers the urgency and scientific relevance of the research problem. From the perspective of the system approach the author describes the structure of professional competence in the field of gender socialization. Basing upon the idea of student-centered teaching the author suggests the technology of its development in the course of Bachelor's Program in the higher education system. The empirical data of the research prove the adequacy of the developed model and the effectiveness of the technology of its development.

Текст научной работы на тему «Модель развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста»

УДК 378.14

Сальникова Юлия Николаевна

заведующий сектором научно-методической работы Пермского института железнодорожного транспорта - филиала Уральского государственного университета путей сообщения в г. Перми

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ В СФЕРЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

В статье представлено научное обоснование модели развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста. В рамках культурологического подхода автор указывает на актуальность и новизну проблемы исследования, с позиции системного подхода раскрывает структуру профессиональной компетентности в области гендерной социализации и, опираясь на идеи личностно ориентированного обучения, предлагает технологию ее развития на ступени бакалавриата в системе высшего образования. Представленные данные эмпирической части исследования свидетельствуют об адекватности разработанной модели и эффективности технологии ее развития.

Ключевые слова:

профессиональная компетентность, бакалавр педагогики, гендерная социализация, гендерная культура, культурологический подход.

Salnikova Yulia Nikolayevna

Head of Research and Methodological Sector, Perm Institute of Railway Transport -branch of Rostov State Transport University in Perm

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF BACHELORS' OF EDUCATION PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SPHERE OF GENDER SOCIALIZATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN

Summary:

The article presents the scientific justification of the model of development of Bachelors' of Education professional competence in the sphere of gender socialization of preschool age children. In the framework of the culturological approach the author considers the urgency and scientific relevance of the research problem. From the perspective of the system approach the author describes the structure of professional competence in the field of gender socialization. Basing upon the idea of student-centered teaching the author suggests the technology of its development in the course of Bachelor's Program in the higher education system. The empirical data of the research prove the adequacy of the developed model and the effectiveness of the technology of its development.

Keywords:

professional competence, Bachelor of Education, gender socialization, gender culture, culturological approach.

Современное динамичное развитие общества, науки и техники привело к изменениям в социокультурной среде. Исследователи А.Г. Асмолов, В.И. Загвязинский, Г.Ф. Куцев указывают на ряд неучтенных системой отечественного образования рисков, появившихся в последние десятилетия в процессе социализации современного подрастающего поколения, а именно «нарушение личностного самоопределения и формирования идентичности личности, личностная незрелость» [1; 2]. Их игнорирование основными институтами социализации усилило негативные тенденции в системе дошкольного образования. В поле зрения ученых и практиков попали затруднения детей дошкольного возраста, возникающие при первичной интериоризации социокультурных ценностей и социальных ролей.

Активный научный поиск решения данной проблемы психологами, социологами и педагогами (Н.И. Андреевой, Т.А. Репиной, Л.В. Коломийченко, С.Д. Матюшковой, И.С. Коном) позволил предположить наиболее характерные причины данного явления: поликультурный характер образовательного пространства и низкий уровень компетентности педагогического персонала. В современном мире существует одновременно большое количество культур: экологическая, правовая, экономическая, гендерная и т. д. Последняя в свою очередь представлена в социуме двумя моделями, обладающими противоположными набором ценностей и ролевым репертуаром для мужчин и женщин. Патриархальная модель предполагает развитие индивидуальных качеств личности в соответствии с традиционными культурными стереотипами общества о мужчинах и женщинах, а континуальная - развитие в личности и мужских, и женских качеств [3, с. 22].

Выделенные модели гендерной культуры, являясь частью культурно-исторического наследия человечества, осваиваются личностью в процессе гендерной социализации. Незнание ее особенностей и отсутствие целенаправленного психолого-педагогического сопровождения данного процесса в дошкольных организациях подрывают авторитет института дошкольного образования. Нормативные документы (государственная программа РФ «Развитие образования» на

2013-2020 гг. [4]; инструктивное письмо Министерства образования РФ от 09.07.2003 г. «Об изучении вопросов по основам тендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования» [5]; концепция профессионального стандарта педагога (приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 г. № 544н) [6]) указывают на необходимость решения данной проблемы с помощью квалифицированных и компетентных педагогических кадров. Поиск путей совершенствования подготовки персонала дошкольных образовательных учреждений, развития их компетентности в разных областях профессиональной деятельности, в том числе в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста, является актуальным и требует научно обоснованного решения.

Цель эмпирического исследования - теоретическое обоснование и практическая апробация модели и технологии развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Контингент исследования: студенты второго и третьего курсов факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, обучающиеся по направлениям подготовки бакалавров 050400 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и педагогика дошкольного образования») и 050100 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»), очной и заочной форм обучения. Общее количество: 110 участников в возрасте от 18 до 20 лет мужского (17) и женского (93) пола с семейным положением «холост» или «не замужем».

Методология и методы исследования: теоретический анализ психологических и педагогических источников по исследуемой проблеме, изучение нормативно-правовых документов; методы эксперимента и количественной обработки - сравнительный анализ по ^критерию Стью-дента, качественный анализ и интерпретация полученных данных.

Определение концептуальной базы исследования, выдвижение гипотетических посылок, сопоставление теоретического обоснования с проработанными в ходе анализа научной литературы версиями позволили нам спроектировать модель развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста (рисунок 1).

В основе данной модели лежат следующие теоретические положения нашего исследования:

- Профессиональная компетентность бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста является сложным личностным образованием. Она характеризует теоретическую и практическую готовность личности к творческому решению профессиональных задач в области гендерного развития воспитанников обоих полов, интегрированных в социокультурную ситуацию развития общества.

- Формирование данной компетентности происходит под влиянием множества факторов макросреды (исторического этапа развития культуры и государства, ценностных ориентаций современного общества, уровня развития системы образования, основных институтов социализации: религии, СМИ, семьи) и микросреды (половозрастных особенностей развития личности, этапа становления профессиональной и гендерной идентичности, системы мировоззренческих установок и мотивов выбора профессии).

- Профессиональная компетентность бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста имеет две составляющие: психолого-педагогическую и социокультурную. Психолого-педагогическая проявляется в наличии знаний и интереса в области психологии и педагогики гендера, овладении методами и технологиями реализации целенаправленного процесса гендерной социализации детей в условиях дошкольной образовательной организации. Социокультурная компонента выражается в наличии знаний в сфере гендерной культуры, интересе к ее освоению, потребности в сохранении ее ценностей, овладении инструментальным разнообразием, готовности к позитивному диалоговому общению с противоположным полом в рамках гендерной культуры [7, с. 21].

Процессная модель развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста базируется на следующих методологических подходах: компетентностном, культурологическом, системном и личностно ориентированном. Мотивационно-целевой блок данной модели предполагает развитие компетентности бакалавров в указанной сфере с помощью содержательных блоков и методов работы. Студент рассматривается как активный субъект образовательного процесса, находящийся под воздействием основных институтов социализации (образования, СМИ, религии) и воспроизводящий в своей жизнедеятельности общественно сконструированные образцы гендерного поведения, восприятия и оценивания. Эти образцы являются элементами либо патриархальной модели гендерной культуры общества, либо континуальной [8, с. 26].

Макросреда:

- исторический этап развития культуры и государства;

- ценностные ориентации современного общества;

- уровень развития системы образования;

- влияние основных институтов социализации: религии, СМИ, семьи

Микросреда:

- половозрастные особенности развития личности;

- этап становления профессиональной и гендерной идентичности;

- система

м и ровоззре нческих установок и мотивов;

- субъектный опыт

Бакалавр

Бакалавр и его характеристика:

уровень среднего полного общего образования; 2) уровень развития индивидуально-типологических особенностей личности; 3}учебная и профессиональная

мотивация; 4}социальные роли

Мотивационно-целевой блок технологии

Методологическая основа:

компетентностный, системный,

культурологический и личностно ориентированный подходы Цель: повышение уровня профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста

Бакалавр и его характеристика:

профессионально компетентный бакалавр

педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста

Выход

Операционально-деятельностный блок технологии

Образовательные модули:

«Я в мире гендерной культуры» и «Я в мире педагогической профессии» Методы: активного, проблемного и личностно ориентированного обучения Формы организации: лекции,

семинары, тематические встречи, дискуссии, экскурсии, праздники, походы в театр

Контрольно-оценочный блок технологии (диагностика + результат)

профессиональная компетентность бакалавров педагогики в сфере гендерной

социализации детей дошкольного возраста на трех уровнях развития

Рисунок 1 - Процессная модель развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста

Операциональный блок модели предполагает формирование у будущих бакалавров основ педагогических, психологических и социокультурных знаний, обеспечивающих целенаправленное развитие профессиональной компетентности. Для этого предлагается широкий набор дидактических средств: наглядные средства обучения (учебные пособия, художественные фильмы, произведения живописи, литературные художественные произведения), методы активного, проблемного и личностно ориентированного обучения (деловые и тренинговые игры, проектирование, моделирование, сказкотерапия, решение психолого-педагогических задач, элементы арт-терапии). Содержание данного блока реализуется через образовательные модули «Я в мире гендерной культуры» и «Я в мире профессии». В качестве основных форм работы по реализации содержательной части модели предлагаются: лекция-диалог, семинары-практикумы, тематические встречи, дискуссии, экскурсии, праздники, культурные походы в театр.

Заключительным элементом предложенной структурной модели является мониторинговый блок. Он содержит систематизированный и модифицированный диагностический инструментарий, позволяющий отследить результаты реализации технологического замысла. Для изучения уровня профессиональной компетентности в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста среди студентов-бакалавров мы использовали два блока диагностических методик согласно основным системным элементам - психолого-педагогической компетентности и социокультурной компетентности, а также их структурные составляющие - компетенции, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Диагностический инструментарий измерения профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста

Структурный элемент профессиональной компетентности Диагностическая методика

изучения психолого-педагогической компетентности изучения социокультурной компетентности

Информационная компетенция Модифицированный тест оценки знаний «Формирование и развитие гендерной компетентности личности» (И.С. Клёцина) Авторский опросник «Гендерная культура» (С.Д. Матюшкова)

Мотивационная компетенция «Удовлетворенность избранной профессией» (методика А.А. Реана в модификации методик В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой) «Маскулинность - феминность» (С. Бэм)

Операциональная компетенция Метод экспертных оценок Метод экспертных оценок

Рефлексивная компетенция «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Н.П. Фетискин) «Кто я?» (методика М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой)

Результаты проектируемой педагогической технологии представлены в виде уровневого развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста (критический, базовый, оптимальный).

Результаты и перспективы исследования. В целях определения результативности разработанной модели в ходе формирующего этапа эксперимента мы воспользовались методом математической статистики - t-критерием Стьюдента - для выявления сходства и различия психолого-педагогической и социокультурной компетентности в контрольной и экспериментальной группах (таблица 2).

Результаты исследования позволяют констатировать, что у студентов экспериментальной группы значительно увеличились показатели И1 (р = 0,001), М1 (р = 0,001), О1 (р = 0,001), Р1 (р = 0,001), И2 (р = 0,001), О2 (р = 0,001), Р2 (р = 0,001). Это выражается в более глубоких и научно обоснованных знаниях в области гендерной социализации детей дошкольного возраста, способности использовать личностные высказывания по проблемам гендерного воспитания, аргументированных и развернутых ответах по изучаемым аспектам, возросшем уровне удовлетворенности педагогической профессией, развитых умениях реализовывать содержание программ в указанной области. Демонстрируемые навыки и умения соответствуют оптимальной степени развития профессиональной компетентности бакалавров.

Итоговая диагностика участников контрольной группы показала незначительные изменения. Данные контрольных срезов подтверждают, что самостоятельное достижение оптимального уровня развития психолого-педагогической и социокультурной компетентности возможно в единичных случаях, тогда как при специально организованных условиях и обучении этот уровень становится достижимым для большинства студентов (рисунок 2).

Таблица 2- Сравнительный анализ динамики средних групповых показателей психолого-педагогической и социокультурной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста__

Компетенция Экспериментальная группа Контрольная группа

Ко нет. этап (п = 55) Контр, этап (п = 55) Значимость различий по Ькритерию Стьюдента Конст. этап (п = 55) Контр, этап (п = 55) Значимость различий по Ькритерию Стьюдента

Информационная (психолого-педагогическая) 7,69 13.27 0,001 7.56 7.69 -

Мотивационная (психолого-педагогическая) 2,24 3,48 0,001 2,17 2.18 -

Операциональная (психолого-педагогическая) 7,04 12,93 0,001 6.09 6.35 -

Рефлексивная (психолого-педагогическая) 45.31 77,89 0,001 46,31 46,49 -

Информационная (социокультурная) 6,84 16,47 0,001 6.60 6.65 -

Мотивационная (социокультурная) 0,51 0,51 - 0,32 0,38 -

Операциональная (социокультурная) 6,45 12,18 0,001 6.38 6.33 -

Рефлексивная (социокультурная) 1,76 3,49 0,001 1,65 1,75 -

70 60 50 40 30 20 10 О

Уровень развития психолого-педагогической компетентности

70

±

КГ эг

Оптимальный

I

КГ эг

Критический

Уровень развития социокультурной компетентности

90 т-г 70

60

50

40

30

20

10

30 70 60 50 40 30 20 10 О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

КГ эг Оптимальный

КГ эг

Базовый

КГ эг Критический

- 60 50 40

- 30

- 20 - 10

О

Рисунок 2 - Соотношение уровней развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах после формирующего эксперимента

Модель и технологию развития профессиональной компетентности бакалавров педагогики в сфере гендерной социализации детей дошкольного возраста мы представляем как концептуально обоснованную систему, отражающую структурно-функциональные связи между ее компонентами и их назначение в реализации образовательной цели, способствующей разрешению государственных проблем в области образования и социокультурных проблем современного социума. Практическая значимость исследования прослеживается в повышенном интересе руководителей учреждений среднего профессионального образования к накопленному эмпирическому материалу, разработанному программному содержанию и методам работы, контрольно-измерительному комплексу и пакету диагностических методик.

Ссылки:

1. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 4-18.

2. Куцев Г.Ф. Новые ориентиры модернизации профессионального образования в условиях информационного взрыва // Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования (на материале Тюменской области) : сб. ст. Тюмень, 2012. С. 11.

3. Коломийченко Л.В. Методологические основы полового воспитания и гендерного самоопределения детей дошкольного возраста // Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности: проблемы, опыт и перспективы социальных институтов : материалы междунар. науч.-практ. конф. Киров, 2011. С. 21-26.

4. Развитие образования [Электронный ресурс] : государственная программа Российской Федерации на 2013-2020 годы. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 26.03.2016).

5. Об изучении вопросов по основам гендерных знаний, гендерным проблемам в системе образования [Электронный ресурс] : инструктивное письмо Министерства образования РФ от 09.07.2003 г. № 36-56-51ин/36-13. URL: http://www.dpo.gain.ru/Documents/Minobr/Instr_m/pis36-56-51in_36-13.htm (дата обращения: 26.03.2016).

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Коломийченко Л.В. Указ. соч. С. 21.

8. Медвецкая Н.М. Психологические аспекты гендерной культуры студентов университета // Психологический журнал. 2008. № 4 (20). С. 24-28.

References:

1. Asmolov, AG 2010, 'Strategy and methodology of social and cultural modernization of education', Problems of modern education, no. 4, p. 4-18.

2. Kutsev, GF 2012, 'New guidelines modernization of vocational education in the information explosion', Formation of the person in the socio-cultural information space of the modern national education (on the basis of the Tyumen region): a collection of articles, Tyumen, 11 p.

3. Kolomiychenko, LV 2011, 'Methodological bases of sex education and gender self-determination of pre-school age children', Pedagogical support of self-determination of gender identity: challenges, experiences and perspectives of social institutions: the materials of the international scientific-practical conference, Kirov, p. 21-26.

4. Development of education: a state program of the Russian Federation for 2013-2020 2013, retrieved 26 March 2016, <http://minobrnauki.rf/documents/3409>.

5. On the study of questions on the fundamentals of gender knowledge and gender issues in the education system: Policy Letter from the Ministry of Education of the Russian Federation of 09.07.2003 № 36-56-51in/36-13 2003, retrieved 26 March 2016, <http://www.dpo.gain.ru/Documents/Minobr/Instr_m/pis36-56-51in_36-13.htm>.

6. On approval of the professional standard "The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)": Order of the Ministry of Labour of Russia dated 18.10.2013 no. 544n 2013.

7. Kolomiychenko, LV 2011, 'Methodological bases of sex education and gender self-determination of pre-school age children', Pedagogical support of self-determination of gender identity: challenges, experiences and perspectives of social institutions: the materials of the international scientific-practical conference, Kirov, p. 21-26.

8. Medvetskaya, NM 2008, 'Psychological aspects of gender culture of university students', Psychological magazine, no. 4 (20), p. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.