Научная статья на тему 'Организация творческого сотрудничества: детский сад-школа-вуз в области художественного образования'

Организация творческого сотрудничества: детский сад-школа-вуз в области художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1636
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕЭТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окуненко Людмила Андреевна, Тагильцева Наталья Григорьевна

В проекте рассмотрены возможности взаимодействия школы, детского сада и вуза, в которых приоритетным направлением является художественное образование. Раскрыты основные направления программы общеэстетического развития дошкольников, компоненты инновационных содержательных основ художественного образования школьников, а также возможность внедрения научно-исследовательской деятельности в русле педагогики художественного образования. Показаны пути взаимодействия в этих процессах всех трёх образовательных учреждений: детского сада, школы и вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация творческого сотрудничества: детский сад-школа-вуз в области художественного образования»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешного обучения и будущей трудовой деятельности.

Литература

1. Львова С. И. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы.- М., Мнемозина, 2008.

2. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012.- 453 с.

3. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях.-М., Мнемозина, (издаётся с 2005 г).

4. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях.-М., Мнемозина, (издаётся с 2006 г).

5. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.-М., Мнемозина, (издаётся с 2007 г).

6. Львова С. И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.-М., Мнемозина, (издаётся с 2008 г).

7. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы.- М., Мнемозина, 2003.

8. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы.- М., Мнемозина, 2003.

9. Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями.- М., Мнемозина, 2004.

10. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника.- М., Мнемозина, 2004.

J

л

Окуненко Людмила Андреевна

директор МБОУ СОШ № 32 Тагильцева Наталья Григорьевна

зам. директора по НМР МБОУ СОШ № 32, д.п.н.

г.Екатеринбург E-mail: Mbou_32@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ДЕТСКИЙ САД-ШКОЛА-ВУЗ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

____________________________________________________________________С

Аннотация. В проекте рассмотрены возможности взаимодействия школы, детского сада и вуза, в которых приоритетным направлением является художественное образование. Раскрыты основные направления программы общеэстетического развития дошкольников, компоненты инновационных содержательных основ художественного образования школьников, а также возможность внедрения научно-исследовательской деятельности в русле педагогики художественного образования. Показаны пути взаимодействия в этих процессах всех трёх образовательных учреждений: детского сада, школы и вуза.

Ключевые слова: Творческое сотрудничество, взаимодействие, художественное образование, научно-исследовательская деятельность, общеэтетическое и художественное развитие детей и юношества.

С 2007 года в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона, представляющего собой «... сообщество функциональных партнёров, совместно управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных

образовательных и информационных технологий» [2,3,4,5,8,9] ведётся системная инновационная деятельность по ряду актуальных направлений государственной политики в сфере образования.

В её основу положены следующие соображения:

• Обучение и знания требуют разнообразия подходов и возможности выбрать оптимальный подход.

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• Обучение - это процесс формирования сети подключения специализированных узлов и источников информации.

• Знание находится в сети.

• Знания могут существовать вне человека. Технологии помогают, способствуют нам в обучении

• Способность узнавать новое значит больше накопленных знаний.

• Способность расширяться важнее накопленного.

• Обучение и познание происходят постоянно - это всегда процесс и никогда состояние

• Ключевой навык сегодня - способность видеть связи, распознавать паттерны и видеть смыслы между областями знаний, концепциями и идеями

• Своевременность (точность, обновляемость знаний) -необходимая черта современного обучения.

• Обучение является принятием решений. Сквозь призму меняющейся реальности нам постоянно приходится делать выбор того, чему учиться.

• Правильный выбор сегодня может оказаться ложным выбором завтра, так как что изменились условия, в которых принималось решение.

Одним из основных направлений работы научно-образовательной сети является научное сопровождение деятельности образовательных учреждений по обеспечению условий для разработки новых форм организации внеурочной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся [1,5], максимального раскрытия познавательного потенциала учащихся.

Активный участник проекта - МБОУ СОШ № 32 с углублённым изучением отдельных предметов города Екатеринбурга на протяжении многих лет осуществляет сотрудничество с Институтом музыкального и художественного образования ГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» и МБДОУ детский сад № 586 «Остров детства». Установление сотрудничества в сфере художественного образования между этими образовательными учреждениями объясняется, прежде всего, тем, что отдельными предметами, изучающимися в школе углублённо, являются предметы художественно-эстетического цикла. Спецификой работы школы является наличие в каждой параллели классов: музыкального, хореографического, театрального, художественного, эстетического. В свою очередь, и в названных дошкольных учреждениях, и в вузе художественное образование является приоритетными направлениями, которые осуществляются по разным направлениям деятельности этих образовательных учреждений.

Успехи школы на поприще художественного и эстетического образования широко известны в городе Екатеринбурге и за его пределами. Учащиеся школы не раз становились лауреатами и дипломантами международных, всероссийских, региональных, областных и городских творческих конкурсов и фестивалей. Однако, коллектив школы: учителя, педагоги дополнительного образования, учащиеся, администрация школы не могут останавливаться на данных достижениях, считая их достаточными. Постоянное развитие, поиск

инновационных технологий и методик художественного образования детей стимулирует на осуществление взаимодействий с другими образовательными учреждениями, на творческое сотрудничество, которое способствует внесению новых идей и инновационных подходов, способствующих динамике развития школьного образования.

Цель проекта - раскрыть возможности развития образовательных учреждений: школы, детского сада, вуза в их взаимодействии.

Задачи:

1. Выявить условия для творческого развития дошкольников, школьников и студентов вуза в процессе их взаимодействия.

1. Определить направления реализации сотрудничества с каждым образовательным учреждением.

2. Создать координационный совет, включающих представителей детского сада, школы и вуза для оценки и мониторинга эффективности реализации сотрудничества.

В связи с вышеуказанным, основной концептуальной идеей проекта по реализации творческого сотрудничества стало следующее положение. Сотрудничество, проявляющееся во взаимодействии с такими образовательными учреждениями, как детский сад и вуз, способствует не только развитию школы, но и развитию тех учреждений, с которыми школа взаимодействует, что положительно влияет на образовательный процесс в целом и на всех его субъектов в отдельности [7].

Данное концептуальное положение вытекает из анализа содержания понятия «сотрудничество», имеющегося в справочной литературе и в ряде научных работ. Оно представляется как позитивное взаимодействие с совпадающими у его участников целями и задачами. В процессе сотрудничества осуществляются интересы всех его участников, а сами они вступают в творческое взаимодействие, которое выражается во взаимном влиянии субъектов сотрудничества друга на друга. Таким образом, сотрудничество характеризуется, во-первых, единством целей всех участников, во-вторых, оно реализует их интересы, в-третьих, оно выступает в виде творческого взаимодействия, взаимовлияния участников сотрудничества друг на друга.

О важности такого направления в деятельности школы, как сотрудничество с другими учреждениями говорится в федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС). Цель такого сотрудничества - повышение качества образовательного процесса» [11].

Сотрудничество как «обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» [6, с.6] рассмотрено и в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является ценностно-нормативной основой взаимодействия школы с другими учреждениями. Данная концепция является, как известно, одним из трёх документов, входящих в пакет документов по ФГОС.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

71

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Нормативные установки и требования по реализации школьных образовательных программ, включённые в государственные документы, позволяют говорить о том, что школа является не замкнутым пространством, а открытой системой, принимающей инновационные идеи и распространяющей их на содержание образования в других учреждениях.

Таким образом, цель проекта творческого сотрудничества между школой детским садом и вузом - создание условий для развития самой школы и тех образовательных учреждений, с которыми она взаимодействует.

Задачи проекта:

1. Создание условий для творческого развития дошкольников, школьников и студентов вуза.

3. Выявление эффективных направлений реализации сотрудничества с каждым образовательным учреждением.

4. Создание координационного совета, включающих представителей детского сада, школы и вуза для оценки степени эффективности реализации сотрудничества и организации повышения квалификации по инновациям в сфере художественного образования.

Сформулированные задачи решались следующим образом.

Задача первая - создание условий для творческого развития дошкольников, школьников и студентов вуза. Сотрудничество школы с ГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» и МБДОУ детский сад № 586 «Остров детства», подкреплённое договорами обеспечивает процесс непрерывного образования ребёнка с детского сада до окончания высшего образовательного учреждения. И в этом плане реализация данного сотрудничества оказывает положительное воздействие на развитие ребёнка, затем школьника и студента. С другой стороны, сами школьники, обеспечивающие взаимодействие с субъектами образовательного процесса в детском саду и вузе приобретают опыт творческой деятельности, на основе которой и происходит данное сотрудничество. Школьники, обучающиеся в различных видах искусства и творчества, демонстрируют свои художественные продукты, обучают их созданию детей из детского сада, участвуют в совместных художественных мероприятиях со студентами вуза: в выставках, концертах, презентациях. Данный опыт приобретают и студенты вуза и даже дошкольники. Студенты вуза института музыкального и художественного образования - выпускники школы приходят в школу и в детский сад с определёнными художественными идеями, которые воплощаются уже под их руководством со школьниками и дошкольниками. Художественное творчество дошкольников проявляется в совместных творческих проектах со школьниками - в выставках, концертах, праздниках, в создании совместных коллективных художественных продуктов: панно, картин, дизайнерских проектов, небольшую часть которых выполняют даже и дошкольники.

Задача вторая - выявление эффективных направлений реализации сотрудничества с каждым образовательным учреждением. Анализ образовательных программ, программ и концепций развития МБДОУ детский сад № 586 «Остров детства» и МБОУ СОШ № 32 выявил те общие направления деятельности, которые и могли стать основой для сотрудничества. Среди них принципиально важным для школы явилось направление, связанное с активизаций художественного творчества детей. Учителями школы, педагогами и воспитателями, работающими в названном детском саду, была выдвинута гипотеза о необходимости общеэстетического развития детей, что давало возможность развития детей и их предрасположенности ко всем видам искусства. Апробировав свои возможности во всех видах искусства, дошкольник и, конечно, его родители выбирали бы для школьного обучения один, наиболее предпочтительный для ребёнка вид искусства для углублённого его изучения в школе. Всё это создаёт взаимовыгодные условия для сотрудничества и для детского сада, и для школы.

В целях проверки выдвинутой гипотезы была создана программа общеэстетического развития дошкольников, включающая блоки:

• совместной эстетической деятельности дошкольников и школьников (украшение помещений, создание панно, выставок поделок из природы - дошкольников и младших школьников и т.д.);

• диагностирования дошкольников, которое позволяло выявить эстетическую предрасположенность детей (для данного тестирования была использована методика Е. М. Торшиловой «Диагностика развития эстетических способностей детей 3-7 лет);

• корректировка программ по музыкальной и художественной деятельности дошкольников, с включением эстетических компонентов.

Реализация данной программы, проходившая в течение года, дала положительные результаты и в плане обще-эстетического развития дошкольников, о чём свидетельствовали результаты тестирования детей и в плане расширения опыта художественно-творческой и эстетической деятельности школьников, о чём свидетельствовало увеличение совместных эстетических проектов дошкольников и школьников [10].

В осуществлении взаимодействия школы и вуза педагогами высшей школы, в данном случае института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета (далее УрГПУ) и учителями МБОУ СОШ № 32 разработана программа сотрудничества. Для разработки программы была сформулирована следующая гипотеза. Высшее учебное заведение, обладая научными и методическими разработками в области художественного образования детей и юношества, а также осуществляющее процесс научно-исследовательской деятельности в различных учебных заведениях может стать базой для улучшения качества художественного образования в школе, которая позволит включать

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

в исследовательскую деятельность и учащихся, и учителей школы.

Основанием для формулировки такой гипотезы была идея о вариативность знаний, о различиях ракурсов рассмотрения научной проблемы, а также способов её решения, определение порогов знания и незнания, чему способствует и особый тип мышления людей, занимающихся художественной деятельностью. Вариативность смыслов художественных образов, средств их выражений, допущение парадоксального в процессе создания и трактовки художественного произведения - все эти особенности процесса художественного творчества являются адекватными творчеству научному. Таким образом, идея активного внедрения научно-исследовательской деятельности учащихся в сферу деятельности школы с углублённым изучением предметов художественного цикла, ввиду разницы отражения мира в науке и в художественном творчестве, декларируемой в различных источниках, является не парадоксальной, а актуальной.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы были выбраны два основных направления взаимодействия школы и вуза.

Первое направление - сотрудничество обучающихся в сфере художественной деятельности. Как и при реализации первого компонента общеэстетического развития дошкольников включало создание совместных проектов студентов и учащихся школы. это совместные концерты, например, концерт, посвящённый дню музыки, уже реализованный в октябре 2012 года в школе, в котором принимали участие студенты института музыкального и художественного образования УрГПУ, фестивали, конкурсы. Например, Всероссийские конкурсы концертмейстерского мастерства, вокального исполнительства, проводимых на базе УрГПУ; дизайнерские проекты, в часиности, дизайн школьной столовой, уже реализованный в оформление столовой школы и т.п.

Второе направление - сотрудничество научно-исследовательское в сфере художественного образования детей и юношества.

Было обеспечено:

• включение в процесс научного исследования учащихся школы в процесс проведении пилотных экспериментов магистров и диссертантов;

• организация совместной деятельности педагогов вуза, учителей школы, магистров, диссертантов и учащихся школы в подготовке научно-исследовательских материалов.

Направление первое осуществлялось следующим образом. УрГПУ ведёт подготовку магистров по направлению «Педагогическое образование», магистерская программ «Искусство», а также аспирантов и докторантов по специальностям теория и методика обучения и воспитания (музыка, художественное образование и эстетическое воспитание). Студенты-магистры, аспиранты для проведения опытно-поисковых работ, которые являются необходимым элементом диссертационного исследования, используют обра-

зовательные ресурсы школы № 32. Так, в настоящее время такую работу проводит один магистр, в прошлые годы эту работы проводили 7 аспирантов и один докторант, которые успешно защитили кандидатские и докторскую диссертации. В их числе и завуч школы № 32 по научно-исследовательскому развитию Е. А. Заплатина.

Второе направление реализовалось следующим образом. В процессе сотрудничества между вузом и школой встал вопрос о возможности проведения небольших фрагмент исследования старшеклассниками школы и включения их в проведение пилотных экспериментов, который был положительно решён и воплощён в практику научно-исследовательской деятельности магистров и аспирантов. Старшеклассники проводили анкетирование обучающихся основной школы, обобщали данные анкет, осуществляли опросы по разработанным авторами диссертационных исследований опросникам, производили некоторые педагогические наблюдения за художественной деятельностью дошкольников. Результаты, полученные в ходе научно-исследовательских работ, стали основой для подготовки научных проектов учащихся, представленных в ходе НПК разного уровня. Области научного знания, включённые в процесс научно-исследовательской деятельности учащихся школы, совпадали с отраслями научного знания, в которых ведутся научные разработки магистров, аспирантов УрГПУ на базе школы - педагогика, психология художественного образования, менеджмент образования, дизайн, музыковедение, искусствоведение и др.

Третье направление реализовалось через организацию семинаров по обсуждению проблем художественного образования детей и юношества. Эта работа способствовала вовлечению школьников в процесс написания рефератов, в такие мероприятия, как интеллектуальный марафон, конференции, олимпиады по предметам, выставки научных проектов, фестивали научных идей, совместные тематические научные мероприятия «Самый умный», «Интеллектуальный КВН» и тд.

Учителя школы принимали активное участие в научно-исследовательских конференциях, проводимых на базе УрГПУ, в городских педагогических чтениях, в публикациях сборников научно-исследовательских работ, в журналах «Мир науки, культуры, образования» (г. Москва), «Искусство и образование» (г. Москва), «Начальная школа плюс до и после» (г. Москва) и др.

Результатами решения второй сформулированной задачи проекта, стали публикации научно-исследовательских работ и школьниками -тезисов, статей; научные разработки дизайнерских проектов с последующим их воплощением в интерьер школы, разработки приёмов педагогической деятельности в русле художественного образования с последующим их воплощением в практику работы с учащимися младших классов школы; написание репродуктивных и продуктивных рефератов и внедрение их содержания в практику работы по освоению художественных произведе-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

73

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ний в процессе проведения учащихся основной школы фрагментов уроков музыки, МХК, изобразительного искусства, музыкальной литературы.

Косвенным показателем подтверждения выдвинутой гипотезы стали результаты научно-исследовательской деятельности учащихся не только по художественным, но и по другим предметам школьного учебного плана. Учащиеся школы стали лауреатами всероссийских научных конкурсов в Москве (литература), межрегиональных, городских научных олимпиад (биология, информатика), районных научных мероприятий (физика, математика, английский язык). это позволило сделать ещё одно важное заключение - активизация научно-исследовательской деятельности в русле художественного образования положительно влияет на активизацию научно-исследовательской деятельности учащихся по другим, нехудожественным предметам.

Решение третьей задачи - создание и организация деятельности Координационного совета, включающих представителей детского сада, школы и вуза для оценки степени эффективности реализации сотрудничества и организации повышения квалификации по инновациям в сфере художественного образования. Координационный совет курировал работу по следующим блокам:

• методическому, предназначенному для повышения уровня компетенции учителей и работников дошкольного образовательного учреждения;

• организационному, включающему сбор и анализ материалов сотрудничества между детским садом, школой и вузом.

Первый блок - методический включал организацию курсов повышения квалификации, проводимых на базе школы силами педагогов вуза, учителей школы и педагогов системы дополнительного образования -детских школ искусств, детских музыкальных школ, детских художественных школ города. Ряд таких курсов уже был проведён, и по анкетам слушателей, высказавших желание продолжения такой подготовки, была составлена программа курсов на последующие периоды.

В процессе этой курсовой подготовки учителям школы представлялись инновационные технологии художественного образования дошкольников, младших школьников, учащихся основной и старшей школы. Слушатели курсов готовили проекты, частью которых было описание направлений сотрудничества с детским садом и вузом. В итоговых анкетах, которые проводились на курсах, слушатели предлагали различные направления, способы реализации этого сотрудничества, которые, затем анализировались педагогами вуза и челнами координационного совета. Разрабатывались планы внедрения наиболее интересных предложений в работу по данному сотрудничеству, в частности, таких, как проведение совещаний с работниками детского сада, школы и системы дополнительного художественного образования по сопоставлению ФГТ к дошкольному образованию, до-

полнительному музыкальному и художественному образованию и ФГОС.

Второй блок - организационный, реализовался путём создания электронной базы данных сотрудничества, куда входили реальные результаты данной работы - заметки в СМИ, достижения отдельных коллективов школы, детского сада, документы, удостоверяющие победы на конкурсах и фестивалях, благодарственные письма от учреждений за совместные мероприятия школьников и студентов, отзывы посетителей выставок. Кроме того, члены координационного совета производили ретроспективный анализ портфолио дошкольников, школьников и студентов вуза - выпускников школы. Результаты данного анализа обсуждались на заседаниях методических секций, на совещания по педагогической практике студентов вуза, проводимых в стенах УрГПУ, на родительских собраниях.

В обязанности челнов координационного совета входило проведение мониторинга за реализацией проекта, за результатами художественного развития дошкольников и школьников, научного развития школьников и выпускников школы, работающих над разработкой конкретной научной проблемы. Результаты мониторинга свидетельствуют о положительной динамике художественной активности дошкольников, что позволило успешно произвести набор учащихся в музыкальный, художественный, хореографический классы школы. У школьников, обучающихся в младших классах, возрос уровень интереса к художественной деятельности в целом, а не только к одному виду искусства, который изучался ими углублённо. У учащихся основной школы проявилась положительная динамика достижений, демонстрируемых на различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах, выставках. Старшеклассники более активно, чем в предыдущие годы включались в научно-исследовательскую деятельность и, конечно, в деятельность художественную по созданию творческих продуктов. Многие из них выбрали для себя профессии, которые связаны с искусством или с педагогикой художественного образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время реализации данного проекта -с 2011 года по 2015 год. Результатом его полной реализации станут обоюдовыгодные изменения в развитии образовательного процесса на разных его уровнях - дошкольном, общем, высшем, каждый из которых представлен определённым образовательным учреждением - детским садом, школой и вузом.

Литература

1. Белова Е. Г., Давыдова Н. Н., Крюкова Е. М. Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС. Успехи современного естествознания.- 2011.-№ 10.- С.67-68.

2. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Синергетический подход в педагогической науке: границы и условия применения // Образование и наука.- 2006.- № 5.-С.13-21.

74

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

3. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука.- 2010.- № 11 (79). С.23-33.

4. Давыдова Н. Н., Суслов А. А., Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление.- № 5 (75).- 2011. С.39-45.

5. Давыдова Н. Н, Пермякова И. Г. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 1. С.55-57.

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.- 23 с.

7. Савенкова Л. Г. Интегрированный подход к процессу в школе как одно из важных направлений современной

художественной педагогики [Электронный ресурс]. // Art iso.ru. 2009.- № 1. URL: http://art.ioso.ru/integ_podhod.htm (дата обращения: 17.02.2013).

8. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- 2012.-№ 1.- С.3-18.

9. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

10. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.

11. Федеральный государственный стандарт [Сайт]. URL: http://standart.edu.ru

J

Се Юнхуэй

Аспирантка ХГФ МПГУ г.Москва

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК МЕТОД НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Л___________________________________________Г

Аннотация. Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся. Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук как психология, физиология, эргономика и ряд других областей наук, тесно связанных с деятельностью человека. Задача школы различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребёнка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех её проявлениях, развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека. Человеку научиться понимать и любить прекрасное во всем многообразии его проявлений необходимо не только для духовного обогащения, но и для успешной работы. Любой человек должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.

Ключевые слова: рисование с натуры, метод обучения, художественное образование, воспитание, художественно-творческая деятельность, формирование творчески активной личности, изобразительное искусство, художественная культура, культура, социальный опыт, социализация, развитие личности.

Рисование с натуры как метод обучения - процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. В процессе художественного воспитания школьников у детей формируется способность чувствовать,

понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им. Обучение изобразительному искусству способствует художественно-творческой деятельности.

В жизни ребёнка воспитывает всё: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлече-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.