Научная статья на тему 'Инновационная среда развития художественно одаренных детей: детский сад – школа – вуз'

Инновационная среда развития художественно одаренных детей: детский сад – школа – вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1163
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагильцева Наталия Григорьевна

В статье рассматривается модель инновационной среды развития художественно одаренных детей, которая реализуется в трех образовательных учреждениях: в детском саду, школе и вузе. Определены концептуальные положения, инновационные технологии, диагностические задания, составляющие содержание модели, рассмотрены ее компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда развития художественно одаренных детей: детский сад – школа – вуз»

ФГОС второго поколения

УДК 371.21

J

л

Н. Г. Тагильцева

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА - ВУЗ

_________________________________________________Г

Аннотация. В статье рассматривается модель инновационной среды развития художественно одаренных детей, которая реализуется в трех образовательных учреждениях: в детском саду, школе и вузе. Определены концептуальные положения, инновационные технологии, диагностические задания, составляющие содержание модели, рассмотрены ее компоненты.

Ключевые слова: художественно одаренные дети, инновационная среда, модель инновационной среды развития художественно одаренных детей.

Abstract. In article the model of the innovative environment of development of artly exceptional children which is realized in three educational institutions is considered: in kindergarten, school and higher education institution. Conceptual provisions, innovative technologies are defined, the diagnostic tasks making the maintenance of model, are considered its components.

Keywords: artly exceptional children, innovative environment, model of the innovative environment of development of artly exceptional children.

В Законе об образовании Российской Федерации, ФГОС ОО, ФГТ к системе дополнительного образования Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, в решениях Московского международного форума, под эгидой которого осуществляется работа общероссийского общественного движения «Одаренные дети - будущее России» говорится о необходимости создания условий для эффективного развития одаренных детей. К одному из таких условий относится создание инновационной среды, которая способствует успешному развитию каждого одаренного ребенка в процессе общего образования. Создание такой среды имеет значение в работе школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетической направленности, в которых обучаются дети, проявляющие те или иные художественные способности. В связи с этим, встает вопрос о необходимости создания модели инновационной среды для школ такой направленности, которая и будет рассмотрена в данной статье.

Образовательная среда является понятием, которое было сформулировано в положениях ФГОС. Оно подразумевает единство учебной, внеучебной и общественно-значимой деятельности учащихся. Создание данной среды требует от учителя постоянного творческого поиска новых эффективных форм и технологий, организационных основ и инновационных средств. Инновационная деятельность учителя, наряду с традиционными эффективными способами профессиональной деятельности, позволяет ему быть помощником, бережным наставником для каждого ребенка в его художественно-творческом развитии.

В процессе разработки проекта были выбраны три основополагающих идеи, касающиеся процесса развития одаренных детей, которые затем стали основополагающими и для процесса проектирования инновационной среды в целом. Таковыми явились идеи о том, что:

• художественная одаренность является закономерной особенностью развития каждого ребенка;

• развитие художественной одаренности способствует формированию у детей художественных компетенций: знаний, умений и навыков, которые могут быть воплощены в процессе практической деятельности;

• развитие художественной одаренности детей должно происходить в процессе созданиями ими социально значимых художественных продуктов, востребованных разными категориями слушателей, зрителей.

Эти основные идеи проекта не противоречат требованиям ФГОС ОО, так художественная одаренность рассматривается как компонент общего творческого развития каждого ребенка, позволяющая ему успешно решать проблемы творческого и поискового характера, что соответствует требованиям к метапредметным результатам образования. Процесс развития художественной одаренности позволяет воплотить сформированные ценностные идеалы, эстетические чувства в практической деятельности, что соответствует требованиям личностных результатов образования. Дети, овладевшие художественными технологиями в различных видах искусства должны создавать социально значимые художественные проекты, что соответствует требованиям к предметным результатам образования.

34

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

ФГОС второго поколения

Анализ работ по проблемам внедрения инноваций в образовательный процесс [1,2,3,4,5,6,7] позволил выделить различных типы инноваций. Среди множества типов инновации для проектирования такой среды коллективом школы были выбраны организационные инновации, представляющие новые направления деятельности дошкольного, школьного образовательного учреждения и учреждения высшего профессионального образования, а также технологические и методические инновации, включая диагностические методики.

Для создания проекта были выбраны три теоретико-методологических основания:

1. понимание художественной одаренности детей как предрасположенности (способности) каждого ребенка к художественной деятельности;

2. сотрудничество различных образовательных учреждений является определенным механизмом, способствующим формированию непрерывной инновационной среды для развития одаренных детей на протяжении периода дошкольного, школьного детства и юношеского возраста;

3. предоставление возможности участия художественно одаренного ребенка в социально значимых художественных проектах.

Все это позволило выделить три составляющих инновационной среды развития художественно одаренного ребенка. Это - определенная организация учебно-воспитательного процесса; технологии, в том числе и инновационные, в обучении, воспитании и развитии детей, которые давали бы им возможность участия в социально значимых художественных проектах; введение диагностических методик, позволяющих определить эффективность развития художественно одаренного ребенка от детского сада до вуза. Отметим, что для реализации данного проекта были заключены договоры о сотрудничестве между школой и рядом дошкольных образовательных учреждений города Екатеринбурга, школой и Уральским государственным педагогическим университетом.

Новизна данного проекта заключается в следующем:

1. Выделена взаимосвязь дошкольного - школьного - высшего образования в создании инновационной среды развития художественного одаренных детей.

2. Разработана модель инновационной среды развития художественно одаренных детей.

3. Определен комплекс инноваций:

• технологии - коллективный способ обучения, полиху-дожествненое развитие, социально-культурное проектирование;

• диагностические процедуры, включающие методики диагностирования развития художественной одаренности детей.

Компонентами разработанной модели являются блоки: целевой, где формулируются цель и задачи проекта; концептуальный блок, в котором раскрываются принципы, способствующие реализации проекта; операциональный, включающий технологии и методы развития художественно одаренных детей на всех ступенях образования; инфраструктурный, включающий вовлечение в данный процесс семьи, образовательных

заведений - вуза, детского сада; диагностический блок, включающий технологию и методику отслеживания художественного развития каждого ребенка; результативный, представляющий проект конечного результата.

Целевой блок, включает сформулированные цель и задачи проекта.

Цель проекта: разработать содержание инновационной среды для личностного развития художественно одаренного ребенка от детского сада, через школьное образование до художественного образования в вузе.

Задачи проекта:

1. Выявить концептуальные положения для разработки содержания инновационной среды.

2. Разработать модель организации среды, способствующей развитию художественно одаренного ребенка от дошкольного образовательного учреждения и школы до учреждения высшего профессионального образования.

3. Обосновать инновационные технологии развития художественно одаренных детей, применимые в дошкольном, школьном и высшем учебном заведении.

4. Выделить эффективные методы диагностики развития художественно одаренных детей на каждом уровне образования.

Концептуальный блок модели составляют идеи о специфике творческой одаренности (Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и др.); положения о закономерностях становления одаренности детей и юношества (Д. Б. Богоявленская, В. И. Панов, Дж. Рензулли, Е. Торренс, Е. Л. Яковлева и др.); идеи о художественной одаренности как общечеловеческом родовом качестве детей (А. А. Мелик-Пашаев); положения о возрастных особенностях развития художественной и эстетической одаренности (Е. М. Торшилова); исторические концепции развития художественно одаренных детей (А. В. Баку-шинский, Г В. Лабунская, Н. И. Романов и др.).

Операциональный блок включает такие инновационные технологии развития художественно одаренных детей, как коллективный способ обучения (далее -КСО), технология полихудожественного развития, технология «социально-культурное проектирование».

Процесс художественного творчества всегда имеет индивидуальный характер, однако, обучение любому виду творчества детей наиболее эффективно происходит в коллективе. В процессе художественного обучения его обязательными этапами должны стать: предварительное обсуждение итогового художественного продукта; выявление сообразных технических средств для его создания; определение средств художественной выразительности; обсуждение конечного результата; выявление способов корректировки художественного продукта для его дальнейшего совершенствования. На данных этапах художественного творчества происходит становление аналитических и рефлексивных способностей детей, навыков критического суждения, умений планирования, умений использовать знаково-символические средства для создания художественного продукта. Все эти знания, умения и навыки способствуют формированию метапредметных результатов. Кроме того, реализация этих этапов в процессе создания продукта бази-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

35

ФГОС второго поколения

руется на взаимном обучении, когда мнения, советы, пожелания, высказанные одними участниками творческого процесса, может способствовать приобретению новых технических навыков и умений, художественных знаний у других участников. Механизмом реализации КСО является взаимодействие и взаимовлияние мнений участников данного процесса. Данный способ обучения используется в начальной, основной школе, в старших классах, а также в обучении студентов и касается всех видов художественной деятельности: исполнительской инструментальной, вокальной, художественной, театральной и т.д. Во внеклассной работе и социально-значимой деятельности данная технология заменяется технологией коллективного творческого дела (далее - КТД), когда каждый участник вносит определенный вклад в создание того или иного художественного продукта.

Технология полихудожественного развития используется в обучении дошкольников и младших школьников. Для разностороннего развития художественно одаренного ребенка необходимо предоставить ему возможность ознакомления с разными видами искусства и видами художественно-творческой деятельности. Кроме того, это эффективное развитие должно базироваться на такой возрастной природосообразной особенности детей, как предрасположенность ко всем видам искусства и видам художественно-творческой деятельности (Б. П. Юсов). Методами, реализующими эту технологию, являются: методы художественного контекста (Л. В. Горюнова), художественных аналогий (В. Г Ражников), одушевления неодушевленных предметов (А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Нов-лянская, Г. Н. Кудина). Данная технология способствует развитию эстетических чувств ребенка, эстетических ценностей, эмоционально-нравственной отзывчивости, что является основанием для формирования личностных результатов обучения. В процессе реализации технологии полихудожественного развития дети, обладающие наиболее развитыми умениями в одном виде художественной деятельности, обучают этим умениям детей, имеющим высокий уровень развития в другом виде художественной деятельности. Путем перевода таких умений на другой вид деятельности производится формирование умений в этом другом виде художественной деятельности. «Экстраполяция хорошо усвоенных ... способов действия с одного, известного вида деятельности, на другой, ранее малопонятной, закрепляет навыки уже освоенной деятельности.» [9, с.125]. В изобразительном искусстве взаимодействие будущих художников с будущими музыкантами способствует установлению аналогий по средствам художественной выразительности, по общности художественных сюжетов (ритм, свет-лад, динамика-цвет, эмоциональные свойства цвета). Такое взаимодействие является необходимым компонентом создания синкретического художественного продукта: компьютерная презентация по музыкальному или художественному произведению, театральное представление, хореографическое представление, коллективное художественное панно).

Технология «социально-культурное проектирование» (М. С. Бережная, Ю. Д. Красильников, А. П. Марков и др.) нацелена на создание и представление нового

художественного продукта (художественного проекта) и предназначена для личностного развития создателей этого проекта и культурного развития других людей, относящихся к различным слоям населения. Художественно одаренный ребенок, занимающийся определенным видом художественной деятельности, как правило, нацелен на определенный результат (победа в конкурсе, сдача проекта, технического зачета), но при этом в процессе такой деятельности устраняется такой мощный стимул, как социальная значимость той деятельности, которую ребенок осуществляет. Но именно социальная значимость этой деятельности и является мотивом дальнейшего развития, тогда как личностные достижения могут и не выступать определенным стимулом для дальнейшего творческого роста.

Художественно одаренные дети, работая в команде, состоящей из сверстников, а также из детей разного возраста - дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников и студентов художественно-педагогического вуза могут создавать творческие продукты: совместные художественные выставки «От детского сада до вуза», совместные концерты, включающие музыкальные, хореографические номера, выполненные под единой социально значимой тематикой всеми участниками разновозрастных творческих групп, создание совместных театрализованных представлений для ветеранов, детей-инвалидов, детей, воспитывающихся в детских домах, создание дизайнерских проектов по организации школьной среды.

Реализация данной технологии может осуществляться у дошкольников, младших школьников, старших школьников, студентов в разновозрастных коллективах. В результате внедрения данной инновационной технологии у дошкольников формируются навыки художественно-творческой деятельности, у младших школьников формируются технические художественные навыки (предметные результаты), развивается самостоятельность и ответственность за реализацию проекта (личностные результаты), у старших школьников и студентов - коммуникативные навыки и умения, аналитические навыки, готовность вступать в диалог и принимать во внимание мнение собеседника (метапредметные результаты). В данном блоке реализуется механизм взаимодействия на уровне таких субъектов образовательного процесса, как учащийся-учащийся и учащийся-учитель. Эта технология наиболее эффективна во внеучебной и социально значимой деятельности.

Инфраструктурный блок подразумевает активное включение в процесс реализации проекта различных субъектов образовательного процесса: учителей, воспитателей, преподавателей вуза, администрацию образовательных учреждений, а также родителей, представителей администраций учреждений, членов жюри конкурсов, фестивалей, выставок различного уровня.

Механизм взаимодействия реализуется в этом блоке следующим образом:

• организация совместных семинаров по выработке единых требований к направлениям работы по развитию художественной одаренности детей;

36

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

ФГОС второго поколения

• проведение курсов повышения квалификации по работе с одаренными детьми, предназначенные для учителей школы и воспитателей, которые осуществляются силами преподавателей педагогического вуза и передовыми учителями, работающими с одаренными детьми;

• организация научно-практических конференций с привлечением родителей учащихся и воспитанников детского сада, учителей, воспитателей с последующей публикацией тезисов докладов; организацией совещаний с привлечением воспитателей, преподавателей вуза; подготовка сообщений в СМИ о работе с художественно одаренными детьми, проводящейся по линии преемственности детский сад - школа - вуз;

• создание совместных творческих проектов: дети-роди-тели-учителя.

Это могут быть выставки, концерты, фестивали, совместных учебные мероприятия, включающие учащихся младших классов и профильных классов, когда последние выступают в роли руководителей того или иного творческого коллектива младших школьников; концерты, презентации, которые подготовили ученики профильных классов, студенты вуза; методические выставки по работе с одаренными детьми; освещение направлений работы с одаренными детьми и результатов этой работы на сайте школы, в публичных отчетах за каждый учебный год, в публикациях школьной газеты.

Диагностический блок включает методики диагностирования художественно одаренных детей: методика Е. М. Торшиловой [10], методика А. А. Мелик-Па-шаева [4], методика Е. Торранса, адаптированная Е. Е. Туник [11].

Для диагностирования дошкольников на предмет возможности выявления предрасположенности ребенка к определенному виду художественной деятельности используется методика Е. М. Торшиловой, из которой выбраны следующие критерии: 1) умение воспринимать художественную форму в музыкальных, театральных, художественных произведениях; 2) способность эмоционального отклика на художественные произведения; 3) способность самовыражения в процессе творческой деятельности в различных видах искусства; 4) степень развитости синестезических способностей детей. Данная диагностика проводится у дошкольников в детском саду, с которым у школы имеется договор или в группах творческого развития дошкольников, которая имеется при школе.

Для диагностирования детей младшего школьного возраста используется методика А. А. Мелик-Па-шаева, из которой выбраны следующие критерии: 1) сформированность умений воплощения целостного образа художественного произведения; 2) сформированные умения создания эмоционально выразительного художественного произведения; 3) сформирован-ность технических умений в каждом виде искусства. Данная диагностика проводится во всех классах с углубленным изучением отдельных (художественных) предметов в начальной школе.

Для диагностирования художественно одаренных учащихся подросткового возраста и старших школьни-

ков используется методика Е. Торранса адаптированная Е.Е Туник, из которой выбраны критерии: 1) оригинальность; 2) беглость; 3) точность (логичность) и т.д., каждый из критериев включает развернутые показатели, включающие все те, которые входили в группу критериев на предыдущих уровнях художественного образования детей. Данная диагностика проводится в основной школе и в старших классах школы. Кроме того, такие же диагностические задания водятся и у студентов - бакалавров Уральского государственного педагогического университета (институт музыкального и художественного образования) на первом и втором курсе их обучения в вузе.

Кроме указанных критериев можно использовать те характеристики и оценки, которые будут даны членами жюри международных, всероссийских, областных, городских и районных конкурсов и фестивалей, а также критерии и показатели, используемые для замера развитости универсальных учебных действий, коммуникативных навыков, способность к саморазвитию, к духовному освоению ценностного наследия, воплощенному в произведениях искусства, отраженных в ФГОС и включенных в процесс диагностирования всех учащихся школы.

Результативный блок представляет те качества, которые должны быть сформированы и развиты у одаренных детей, включенных в инновационную образовательную среду.

Дети дошкольного возраста на момент поступления в общеобразовательную школу обладают умениями художественного восприятия различных доступных для них произведений искусства, они готовы эмоционально откликаться на художественные произведения, обладают первоначальными умениями самовыражения в различных видах художественной деятельности, проявляют интерес ко всем видам искусства и к одному - доминантному, которым готовы заниматься углубленно в школе.

Дети младшего школьного возраста обладают сформированными умениями воплощения художественного образа во многих видах искусства, сформированными знаниями и техническими умениями создания художественного образа в определенном, выбранном им для углубленного изучения виде искусства, сформированными первоначальными навыками работы в коллективе при создании художественного продукта (проекта). Художественно одаренные дети данной возрастной группы обладают сформированными предметными результатами: знания и умения технического воплощения художественного образа, личностными результатами: развитой самостоятельностью в реализации проекта, сформированной мотивацией на создание художественных продуктов, развитыми эстетическими чувствами; метапредметными результатами: умениями обобщать, анализировать, коммуникативными способностями работы в коллективе.

Учащиеся старшего школьного возраста и студенты вуза имеют сформированные способности по созданию оригинального художественного проекта (продукта), а также развитые способности твор-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

37

ФГОС второго поколения

ческого мышления, они обладают быстрой реакцией на выразительные характеристики объектов, продуктивностью и способностью многовариантного воплощения образа в художественной деятельности, адекватностью средств художественной выразительности для создания художественного образа определенного художественного проекта. Художественно одаренные учащиеся этого возрастного состава обладают сформированными коммуникативными навыки и умениями, аналитическими навыками, сформированной готовностью вступать в диалог и принимать во внимание мнение собеседника, что соответствует сформированным метапредметным результатам обучения. Результат может быть выражен и в количественных показателях:

1. Увеличение числа школьников с высоким и средним уровнем развития творческих способностей по итогам промежуточной диагностики на 15-20%;

2. Увеличение количества воспитанников детского сада, поступивших в МБОУ СОШ № 32 и выбравших для развития определенную художественную деятельность на 15%;

3. Увеличение количества выпускников МБОУ СОШ № 32, выбравших дальнейшее обучение в высших и средних образовательных учреждениях, связанных с искусством на 10%;

4. Увеличение количества призеров, дипломантов, лауреатов городских, российских, региональных, всероссийских, международных конкурсов на 25-30%.

5. Увеличение количества учителей, воспитателей, педагогов дополнительного художественного образования, участвующих в конференциях, педагогических чтениях, семинарах по распространению опыта по развитию художественно одаренных детей на 30%.

Этапы реализации проекта:

I этап организационный (срок реализации -2013 г.), на котором осуществляется разработка основных положений проекта, проходит апробация инновационных технологий, включенных в модель, выработка единого концептуального направления деятельности всех ОУ, проведение начальной диагностики.

II этап внедренческий (срок реализации - 20142018 гг.), на котором будет происходить апробация разработанной модели во всех образовательных учреждениях, проводиться промежуточная диагностика для корректировки направлений деятельности по созданию инновационной развивающей среды для художественно одаренных детей и итоговая диагностика.

III этап обобщающий (срок реализации - 2018 гг.), на котором будет происходить обобщение результатов внедрения проекта в практику работы всех трех ОУ, выявляться проблемные вопросы и пути их решения, перспективы дальнейшей работы.

По первому этапу - в марте 2013 г. прошел совестный семинар «Современное качественное образование, преемственность ФГТ и ФГОС» с привлечением представителей всех 5-ти детских садов микрорайона Ботанический города Екатеринбурга, учителей школы,

преподавателей и студентов Уральского государственного педагогического университета, на котором была произведена выработка концептуальных оснований, положенных в основу данного проекта.

В процессе работы с художественно одаренными детьми (дошкольниками, школьниками и студентами) уже внедрялись технологии КСО, полихудожественного развития и социально-культурное проектирование. При проведении исследований для магистерских и кандидатских диссертаций, а также на первом этапе проекта осуществлялось диагностическое обследование учащихся по выше указанным методикам. В начале 2014-2015 учебного года будет осуществлено внедрение разработанной модели (второй этап). Но на основании подведении итогов по первому этапу, данная модель, очевидно, может быть скорректирована.

Литература

1. Виноградова И. Ю., Давыдова Н. Н. Разработка модели организации социально-педагогической поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 48-55.

2. Глибоцкая Ю. Н, Давыдова Н. Н. Оценка и развитие корпоративной культуры современного образовательного учреждения интернатного типа. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 2.С. 3-11.

3. Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Вестник образования России. 2012. № 10. С.3-14.

4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н., Адаскина А. А. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. Дубна: Феникс +, 2008. 99 с.

5. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С.25-30.

6. Сиденко Е. А. Мастер-класс «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 4. С.22-26.

7. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.

8. Тагильцева Н. Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах // Образование и наука. 2013. № 6(105). С.118—130.

9. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз // Инновационные проекты и программы в образовании. № 2. 2012. С.42-45.

10. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. Теория и диагностика. Екатеринбург: Деловая книга, 2007. 141 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб: ИМАТОН, 1998. 171 с.

12. Хуторской А. В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании // Интернет журнал «Эйдос». 2005. 26 марта.

38

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.