На завершающем этапе коллектив ДОУ подвёл итоги и обобщил опыт работы по реализации проекта с 2008 по 2011 год. Полученные результаты свидетельствуют о положительных изменениях у всех категорий участников проекта.
Что касается психофизического здоровья детей, то наблюдается снижение заболеваемости воспитанников на 14%, снизилось количество часто болеющих детей на 16,5%, стабильно высоким является число не болеющих детей, произошло снижение количества детей, находящихся на «Д» учёте на 13%. Выявилась устойчивая положительная динамика в уровнях физической подготовленности детей, прежде всего, за счёт перехода с низкого на средний уровень. Эти результаты свидетельствуют об эффективности реализации усовершенствованной целевой программы «Здоровый ребёнок» и «Здоровый малыш».
По социально-психологическому здоровью детей следует отметить, что в три раза уменьшилась тяжёлая степень адаптации детей 2-3 лет, а лёгкая возросла до 67%. Как следствие этого -доминирование высокого и среднего уровней нервно-психического развития (97,5%), низкий уровень представлен лишь 2,5%. У детей 4-5 лет обозначилась ярко выраженная динамика в росте уровня половозрастной идентификации: высокий уровень - 86%, средний - 9%, низкий - 5%. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) на 14% снизилось количество детей с симптомокомплексом «Социальная беспомощность», на 6% снизилось количество импульсивных детей, на 5% - пассивных детей, на 10% - количество детей с трудностями в общении и проявлениями враждебности. Подтверждают это результаты социометрического исследования, доминирует (51%) средний уровень благополучия взаимоотношения в группе. Диагностика качеств коррелирующих с социальной активностью подтверждает устойчивую динамику роста уровня развития данного качества: динамичность (высокий уровень 57%, средний 26%, низкий 17%), социальная смелость (высокий уровень 61%, средний 28%, низкий 11%). Ещё одним показателем положительной динамики реализации проекта стал высокий уровень физической и социально-психологической готовности к школе, высокая адаптивная способность выпускников. Также значительно возросла мотивация детей к ЗОЖ, расширился кругозор и углубились знания детей в области физической культуры и спорта и их непосредственное участие в спортивных мероприятиях. Это подтверждает сравнительный анализ результатов посещения детьми спортивных секций (за полтора года тенденция роста составляет 14%), а также их результативное участие в различных спортивных соревнованиях городского уровня.
Среди педагогов следует отметить рост профессиональной компетентности, мотивации, способности к развитию (низкий уровень отсутствует, преобладает высокий уровень), позитивные изменения наблюдаются и в ценностных ориентациях (выбор здоровья как ценности находится в первой тройке у 95% педагогов, воспитателей, не считающих здоровье ценностью нет). Наметилась тенденция снижения ориентированности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми (16%). Увеличилась удовлетворённость деятельностью методической службы и методическим обеспечением. Свой опыт работы педагоги и специалисты презентовали на разных уровнях (муниципальный - 12%, областной - 11%, всероссийский и международный - 25%). По результатам аккредитации ДОУ в марте 2010 года средний балл по направлению «Физическое развитие и здоровье» составил 2,6, что превышает государственные требования.
У родителей также проявились положительные изменения в ценностных ориентациях, что стимулировало мотивацию к здоровому образу жизни, рост их социальной активности, стремление к взаимодействию с детьми и ДОУ.
Таким образом, результаты реализации данного проекта свидетельствуют о целесообразности и эффективности использования такой формы организации деятельности, как проект в контексте темы «Воспитание социальной активности у дошкольников в процессе развития интереса к занятиям физической культурой и спортом», предполагающей поэтапное его осуществление в соответствие с обозначенными направлениями. Данный проект стал победителем городского конкурса проектов «Здоровый детский сад» в рамках реализации городской целевой программы «Здоровый город».
Белова Светлана Викторовна
учитель-логопед, педагог-психолог МБОУ СОШ №10, г. Пенза [email protected]
Опыт работы по выявлению, дифференциальной диагностике и сопровождению одаренных и способных детей на ранних этапах начального школьного обучения Аннотация. В исследовании представлен опыт работы по выявлению и дифференциальной диагностике одаренных и способных детей на ранних этапах начального школьного обучения. Внедрение стандартов образования второго поколения делает приоритетным формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций у младших школьников. Одаренным и способным детям для реализации их творческих способностей ряд возможностей предоставляет внеурочная деятельность и кружковая работа (при условии максимального разнообразия предоставляемых возможностей). Дифференциация и индивидуализация обучения, усиление внимания к проблеме межпредметных связей в коллективной и индивидуальной работе с учащимися, создание условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя, внедрение про-
ектного метода обучения - все это является залогом развития личности одаренного ребенка на всех этапах обучения. Чем более творческой становится деятельность школьников и педагогов в образовательном учреждении, тем более инновационной становится образовательная среда. Ключевые слова: одаренные дети и их особенности, выявление и дифференциальная диагностика одаренных и способных детей, начальный этап обучения, внеурочная и проектная деятельность с младшими школьниками.
В рамках модернизации образования, разработки и внедрения новых технологий становится важным наиболее раннее выявление, обучение и развитие одаренных детей.
В первой половине 2011-2012 уч. года на базе четырех начальных классов школы МБОУ СОШ № 10 г. Пензы (1а, б, в, г кл.) педагогом-психологом, учителем-логопедом в содружестве с учителями начальных классов, классными руководителями, воспитателями ГПД и педагогами дополнительного образования проводилась работа по выявлению и дифференциальной диагностике одаренных и способных детей на начальном этапе обучения.
Стратегические цели:
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей на начальной ступени обучения;
- создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности;
- создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей во внеурочной и кружковой работе (при условии максимального разнообразия предоставляемых возможностей);
- оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей;
- обмен опытом педагогов школы по работе с одаренными детьми
Разрабатывая свою систему действий, мы исходили из следующего содержания понятия «одаренные дети». Итак, одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
- испытывают радость от умственного труда. Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.
Одаренным детям присущи следующие личностные особенности: стремление к самоактуализации, перфекционизм (стремление доводить свою деятельность до завершенного результата), социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, особенности эмоционального развития.
Работа по выявлению и отбору способных и одаренных детей в нашей школе осуществлялась по следующим направлениям.
I. Диагностико-ориентировочный этап. Сроки проведения мероприятий: первая четверть учебного года (октябрь-ноябрь 2011 г.)
Учитываются данные психолого-педагогического и логопедического обследования обучающихся при поступлении в 1-ые классы школы, данные из медкарт (показания по выбору образовательного учреждения, в «выборку» попадают дети, которым «рекомендовано обучение с углубленным гимназическим компонентом»). Обязательно в каждом классе проводится анкетирование родителей, в котором наряду с вопросами взаимоотношений с ребенком, особенностей его развития, обозначены вопросы о склонностях и интересах ребенка, областях его наибольшей успешности.
II. Основной этап в изучении познавательных возможностей и способностей к учению, совокупности задатков, природных данных младших школьников, показавших наилучшие результаты в ходе психолого-педагогического и логопедического обследования. Сроки проведения мероприятий: вторая четверть учебного года (ноябрь-декабрь 2011 г.)
1. Учителями начальных классов, классными руководителями и воспитателями ГПД осуществляется целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности. Выявляются пожелания самих обучающихся о включении в различные виды внеурочной деятельности.
2. Проведение педагогом-психологом и учителем-логопедом мониторинга интеллектуального развития и творческой одаренности (креативности) обучающихся с использованием специальных психологических методик.
3. Знакомство учителей и классных руководителей с данными проведенных исследований, выявление личностных и психологических особенностей одаренных детей через организацию целенаправленного педагогического наблюдения.
Выявление личностных особенностей, значимо влияющих на развитие интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте, может способствовать выстраиванию эффективного образовательного процесса с целью повышения интеллектуального потенциала ребенка.
III. Создание научно-методической и педагогической базы по сопровождению одаренных детей на начальном этапе обучения.
Проведение МО классных руководителей и МО учителей начальных классов с привлечением педагога-психолога школы, обмен опытом по работе педагогов с одаренными младшими школьниками, подбор и накопление педагогами методической литературы, необходимой для самообразования по этой теме, организация научно-методической работы по этому направлению.
Комплекс испытаний по выявлению одаренных детей включал наряду со стандартными методиками психолого-педагогического обследования с целью определения уровня готовности учащихся к школьному обучению такие методики, как методика Дж. Равена («Прогрессивные матрицы Раве-на», изучающие логичность мышления), методика П. Торренса «Закончи рисунок» (исследующая креативность мышления).
Испытания обучающихся на готовность к школе проводились в сентябре-октябре 2011 г. с использованием специальных психологических методик (методик диагностики памяти, понятийного и логического мышления, методик обследования речи и речевого мышления - из комплекта по определению готовности к школе Л. А. Ясюковой). Субтесты, по которым проводились измерения: интуитивный анализ- синтез; визуальный анализ-синтез; речевые аналогии; речевые классификации (дополнения и обобщения); речевые антонимы; слуховая и зрительная память (кратковременная) и др.
На следующем этапе (октябрь-ноябрь 2011 г.) обучающимся 1-ых классов предлагалось выполнить задания серий А и Б (по 12 матриц в каждой) из стандартизированной методики Дж. Равена («Прогрессивные матрицы Равена»). Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто быстрее и точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда, состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков. Утверждается, что эти тесты позволяют более непосредственно оценивать способность к восприятию и мышлению за счет снижения влияний вербальной коммуникации и прошлого опыта.
В ходе проведения испытаний по методике Дж. Равена было выявлено 6 уч-ся (1-в; 1-б кл.), набравших наибольшее количество баллов при выполнении заданий обеих серий. Самый высокий процентный показатель 91,6% (или 22 балла из возможных 24) набрала учащаяся 1-в кл., что соответствовало 2-му уровню интеллектуального развития (по Равену), определяемому как «интеллект выше среднего». Этому же уровню соответствовали еще 5 учащихся этих классов с результатами в 21-19 баллов (в процентном отношении 87,5%; 83,3%; 79,16%). Детей, соответствующих 1-му уровню интеллектуального развития, характеризуемому как «особо высокий интеллект» (1 -й уровень по шкале Равена с результатом более 95%) выявлено не было.
На этапе психолого-педагогического обследования (сентябрь 2011 г.) у этих обучающихся был выявлен высокий или хороший уровень зрительной памяти (высокий - 3 чел., хороший- 3 чел.) при хороших или средних показателях, характеризующих кратковременную слуховую память, и средних показателях сформированности понятийного мышления (интуитивного анализа и синтеза и визуального анализа и синтеза) и логического мышления (мышления по аналогии). Понятийное речевое мышление и состояние речи отражала серия заданий по подбору речевых аналогий, дополнению групп слов и подбору обобщений. Успешно справились с заданиями данных серий 4 учащихся, задания вызвали затруднения у 2 учащихся.
После процедуры психолого-педагогического обследования в сентябре 2011 г. из детей, показавших хорошую или среднюю подготовленность к школе, была сформирована группа для дифференциального изучения с точки зрения выраженности способностей к обучению и наличия или отсутствия задатков для реализации в различных областях творческой деятельности.
В группу для изучения попали дети с высоким и хорошим уровнями развития зрительной памяти:
- 10 учащихся с высоким уровнем кратковременной зрительной памяти (запомнившие 10 слов), при этом слуховая память у этих детей соответствовала хорошему или среднему уровням развития;
- 9 учащихся с хорошим уровнем развития зрительной памяти при хорошей (4 чел.) или средней (5 чел.) сформированности слуховой памяти. В выборку были включены 8 учащихся с хорошим уровнем понятийного интуитивного мышления и 10 чел. со средним уровнем сформированности данного вида мышления. Понятийное речевое и понятийное образное мышление у большинства учащихся 1-ых классов не превышало средних или слабо выраженных значений и поэтому отдельному анализу не подвергалось. В выборку попали 13 учащихся 1-ых классов с высоким и хорошим речевым развитием, а также несколько уч-ся со средними значениями готовности к школе и средне развитыми мышлением и речью, но проявляющими себя активно в урочной и внеурочной деятельности (учитывались данные наблюдений и рекомендации классных руководителей и педагогов дополнительного образования).
В конце ноябре 2011 г. педагогом-психологом, учителем-логопедом в содружестве с классными руководителями и воспитателями ГПД была сделана окончательная выборка детей из разных 1-ых классов, успешно справившихся с тестами по определению готовности к школе, показавших высокие или средние результаты при работе с матрицами Равена и/или активно проявляющих себя как в учебной деятельности, так и во внеклассной и кружковой работе. С данными учащимися в декабре 2011 г. проводилась методика П. Торренса «Закончи рисунок», направленная на выявление уровня творческой одаренности или креативности мышления учащихся начальных классов школы. При оценке результатов фигурного теста творческого мышления Торренса учитывались оригинальные,
нестандартные идеи, подписи и рисунки обучающихся, разработанность рисунков, а также беглость и гибкость при выполнении 10 предложенных заданий.
По результатам успешности выполнения методики «Закончи рисунок» Торренса (изучающей креативность мышления) мы разделили испытуемых на несколько групп. Показательными являются результаты двух первых групп.
I. Учащиеся с высоким уровнем креативности (творческой одаренности).
Ульяна М. (леворукий ребенок из 1 в кл.)-набрала наибольшее количество баллов (16 баллов) по шкале «оригинальность» по методике Торренса, проявив выраженную оригинальность при выполнении рисунков, достаточную разработанность, беглость и гибкость. Ребенку были начислены премиум-баллы за объединение 2-х рисунков в одно целое изображение. При выполнении заданий по методике Равена девочка была отнесена к группе младших школьников с интеллектом выше среднего (с показателем 79,16%).
II. Учащиеся со средним уровнем креативности (творческой одаренности).
В данную группу отнесены 3 уч-ся (Вика Д., Алина Т.- 1-а кл., Настя П.-1 г кл.) с показателями «оригинальности» по шкале Торренса в 13-12 баллов. Дети предлагали при выполнении рисунков от 4 до 6 оригинальных решений. При выполнений заданий по методике Равена показывали результаты в 70,8%, 66,6%, соответствующие среднему уровня интеллекта. В группу попала также учащаяся 1 а класса Яна Д., набравшая 10 баллов по шкале «оригинальность» по методике Торренса, но показавшая при этом разработанность рисунков (на уровне 7 баллов). По методике Равена результат у девочки был посредственный.
При анализе творческих работ мною были выделены также рисунки 3-х учащихся 1 б класса, получивших 10 баллов по шкале «оригинальность» (по методике Торренса) при хорошей беглости (продуктивности) выполнения заданий. В данных случаях школьники предлагали от 2 до 4 оригинальных решений из 10 выполненных. По матрицам Равена дети показывали результат от 54,16 до 45,8%, соответствующий среднему уровня интеллекта.
III. С нашей точки зрения, внимания заслуживали еще и работы следующих учащихся: Сергея П., Кати А., которые набрали 5 и 7 баллов по шкале «оригинальность», но показали при этом хорошую разработанность тем рисунков на уровне 12 и 4 баллов. У этих уч-ся результат по методике Равена был равен 58,3%, что соответствовало среднему уровня интеллекта. При уровне творческой одаренности (креативности) ниже среднего, дети владеют первоначальными художественными навыками (в области изображения природы, животных и людей), проявляют выраженный интерес к изобразительной деятельности и другим видам искусства, что подтверждается результатами наблюдений классных руководителей и воспитателей ГПД.
Выявленные нами категории детей с охотой берутся за выполнение творческих заданий, предлагаемых воспитателями и педагогами дополнительного образования, проявляют себя активно как в урочной, так и внеурочной деятельности, успешно реализуют свой потенциал в проектной деятельности.
Результаты исследования оказались следующими. К категории творчески одаренных или способных к творческой деятельности и оригинально мыслящих было отнесено небольшое количество младших школьников (10 человек), которые показывали как высокие, так и средние результаты при выполнении заданий по методике Равена и демонстрировали хорошую подготовленность к школьному обучению на этапе психолого-педагогического обследования в I четверти учебного года.
Были детально проанализированы работы учащихся 1в, 1б классов, набравших наивысшие баллы при выполнений заданий по сериям Равена и показавших высокую логичность мышления, что соответствовало «интеллекту выше среднего» (на уровне от 75 до 94%) и проведен сравнительный анализ результатов учащихся с результатами на креативность мышления по методике Торренса. Только в 1 случае была установлена прямая взаимосвязь между зрелостью визуального мышления и умений определять логические закономерности графических объектов (логичностью мышления) и творческой одаренностью у леворукого ребенка (М. Ульяны, набравшей 16 баллов по шкале «оригинальность» по методике Торренса и показавшей хорошую разработанность и гибкость мышления; результат по методике Равена соответствовал 2 ур. интеллектуального развития (интеллект выше среднего)).
При анализе творческих работ пятерых учащихся 1-в, б кл. (П. Юли, Б. Алины, Ф. Сони, Х. Насти, Щ. Артема) по методике Торренса (на креативность мышления) и выполнении сравнительного анализа полученных по методике Равена результатов с результатами по шкалам «оригинальность», «разработанность», «гибкость» и беглость» не было установлено никакой взаимосвязи между сформированностью визуального мышления и умений определять логические закономерности графических объектов с показателями, характеризующими творческое мышление (оригинальностью и разработанностью). Данные учащиеся смогли набрать незначительное количество баллов (от 4 до 6 б.) по шкале «оригинальность» и при этом оставили незавершенными от 2 до 5 рисунков, что свидетельствует о низкой беглости (продуктивности) творческого мышления.
Значит, выбранные нами методики - методика Дж. Равена («Прогрессивные матрицы Равена») и методика креативности мышления П. Торренса позволяют оценить уровень сформированно-сти наглядного мышления по аналогии или визуального мышления у уч-ся начальных классов (интеллектуальной способности) и уровень творческой одаренности (креативности мышления) уч-ся, но
независимо друг от друга (без поиска взаимообусловленности одного другим). В психологии утверждается, что тесты Равена позволяют более непосредственно оценивать способность к восприятию и мышлению за счет снижения влияний вербальной коммуникации и прошлого опыта и могут служить для определения интеллектуальной способности детей и взрослых. Показатели же, получаемые по методике Торренса, такие как оригинальность, разработанность, гибкость и беглость, характеризуют творческое мышление уч-ся и могут служить основанием для выявления способностей младших и старших школьников к тем или иным видам творческой деятельности.
Младшему школьному и подростковому возрастам отводится чрезвычайно важная роль в формировании и развитии умственной одаренности и креативности. Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения. Предоставление максимально разнообразного комплекса для выбора занятий по интересам, расширение спектра предоставляемых школой дополнительных образовательных услуг, дифференциация и индивидуализация обучения, усиление внимания к проблеме межпредметных связей в коллективной и индивидуальной работе с учащимися, создание условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя - все это является залогом развития личности одаренного ребенка на всех этапах обучения.
В школе на момент поступления детей в первый класс в рамках внедрения новых ФГОС второго поколения предлагались занятия в пяти кружках по выбору: «Проектная деятельность», «Речевой этикет и общая культура младших школьников», «Читаем вместе», «Живая планета», «Волшебная палитра»; предлагался достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг (английский язык, ритмика, занятия танцами, спортивные секции и пр.) - всё это уже на ранних этапах обучения создает возможность для самоопределения учащегося в выборе занятий по интересам (конечно, не без помощи родителей и направляющей помощи педагогов, знающих детей по «школе раннего развития»). Многие из детей, попавших в категорию «одаренных», выбирали занятия в двух кружках эстети-ко-гуманитарной направленности, часть детей предпочли выбрать кружки как эстетико-художественного направления, так и кружки общеразвивающей и научно-познавательной направленности («Проектная деятельность», «Живая планета», «Читаем вместе»). Особо стоит в ряду перечисленных и заслуживает наибольшего внимания такое направление, как «Проектная деятельность», являющееся обязательным для обучающихся по требованиям новых ФГОС. Занятия по данному направлению проводились основным учителем, работающим в классе, и в них были включена большая половина учающихся из одного класса. Являясь механизмом интеграции и обеспечения знаний как по отдельно взятому предмету или нескольким дисциплинам (например, в следующих областях знаний: литературное чтение, русский язык и развитие речи, история и культура или окружающий мир и технология и др.), вовлечение обучающихся начальных классов с высокими образовательным потребностями (а именно таковыми являются одаренные в той или иной области дети) в проектную деятельность способствуют формированию универсальных умственных действий (УУД): коммуникативных, регулятивных, личностных и познавательных. Проектная деятельность дает основу для освоения младшими школьниками технологий деятельностного типа и методов коллективного взаимодействия, способствует формированию основ научного мировоззрения и повышению читательской культуры школьников. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников при выполнении коллективных проектов или общественно-полезных дел происходит, на наш взгляд, как бы само собой, ненавязчиво, но с достаточно высокой эффективностью, чем при обычной или урочной работе. В процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности младшие школьники реализуют свои творческие способности, получают опыт решения определенных проблем, усваивают конкретные элементы социального опыта, оценивают самих себя и других участников образовательного процесса через оценивание конкретных, полученных в ходе исследования, результатов. «Интеллектуальная» радость, положительные эмоции, состояние успеха - всё это сопровождает детей в ходе выполнения коллективных творческих работ, макетов, буклетов, презентаций и других «продуктов» проектной деятельности.
Являясь глубоко патриотичным человеком, я как руководитель кружка «Речевой этикет и общая культура младших школьников», особо выделила знания, умения и навыки в области русского языка и родной речи школьников и овладении коммуникативной компетентности в сотрудничестве. С этой целью мною проводилась работа в области формирования языковых и коммуникативных компетенций учащихся первых классов и формирования умений в области решения творческих задач. Для себя я составила модель формирования УУД: работа в группах и парах сменного состава, решение проектных задач, интеллектуальные и речевые игры, использование ИКТ и мультимедиа-технологий, вовлечение учащихся в поисковую и творческую деятельность по дисциплине. В течение учебного года нами были выполнены несколько творческих работ по изучаемой дисциплине: «Стихи из города Рифмоград» (посвящается «братьям нашим меньшим»), «Подари открытку другу», «Наши школьные частушки» (проект «Посвящается нам, первоклашкам»). Учащиеся первых классов пробовали свои силы в составлении синквейнов по обозначенной педагогом или самостоятельно выбранной теме. Неоднократно проводились выставки творческих работ обучающихся, презентации работ перед одноклассниками, посещающими занятия в других кружках и секциях по интересам, что значительно повышало мотивацию детей к посещению занятий по внеурочной деятельности и раз-
вивало у них чувство уверенности в собственных возможностях и способностях. Это, в свою очередь, способствовало ускорению процесса адаптации и повышению сопротивляемости организма младшего школьника к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. являлось одним из условий сохранения как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.
Включение детей в творческую деятельность через методы группового взаимодействия послужило стимулом к их познавательному и речевому развитию, способствовало продвижениям детей в овладении универсальными учебными умениями и действиями и положительным образом отразилось на их читательской культуре и нравственном развитии. Повышение грамотности, развитие языкового чутья, воспитание внимательности к родному слову и интереса к языку - еще одна сторона проделанной нами работы. В узком смысле задача формирования универсальных учебных действий сводилась к формированию «умений учиться», что при совместном объединении усилий педагогов как основного, так и дополнительного образования становится более решаемой, чем при организации обучения в традиционном, урочном, режиме.
Стратегия работы с одаренными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Обеспечением инновационности образования является внедрение в традиционную модель обучения младших школьников технологий инновационного характера, ориентированных на формирование творческого подхода к осуществляемой учебной и познавательной деятельности, личного творческого опыта и самостоятельное получение информации. Чем более творческой становится деятельность школьников и педагогов в образовательном учреждении, тем более инновационной становится образовательная среда. Библиографический список
1. Битянова М. Р., Азарова Т. 8., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. - М., 1998.
2. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: Пособие для учителей общеобр. учр. В 2 ч. Ч.1, Ч.2/ Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н. В.; Под ред. А. Я. Данилюка.- М.: Просвещение, 2011.- (Работаем по новым стандартам).
3. Матяш Н. В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов.- М.: Вентана-Граф, 2002.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. - 4-е изд., перераб.. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
5. Савенков А. И. Одарённый ребёнок в школе и дома.- Екатеринбург, 2004.
6. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации// Исследовательская работа школьников, .- 2002 -№1- с.34-45, №2 - с.73-78.
7. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство, комплект для общеобразовательных школ. - Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2006
Берёзка Ольга Николаевна,
учитель английского языка МБОУ «СОШ №4», г. Саянск
Замолоцкая Антонида Яковлевна,
учитель немецкого языка МБОУ «СОШ №4», г. Саянск
Мастер-класс по использованию педагогической технологии «Игры» (идеи Н. Е. Щурковой) Аннотация. Материалы данного мастер-класса предоставляют возможность проследить от начала мероприятия до конца механизм использования педагогической технологии «Игры» (по идеям Н. Е. Щурковой) в учебно-воспитательном процессе. Игра предоставляет шанс детям проживать такое ценностное отношение, которого не предоставила им повседневная, конкретная реальность, и этот шанс должен быть использован. Практическая часть включает проведение классного часа, проведённого в форме игры с элементами оценочной деятельности, с элементами общения, творческого созидания и духовного осмысления жизни. Приложением к мастер-классу является презентация.
Ключевые слова: педагогическая технология игровых методик, ценностные отношения, этика взаимоотношений, социально - личностное осмысление ценностного содержания жизни.
Концепция «Формирование образа жизни, достойной Человека» вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой, которая определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
По мнению Н. Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека когда реализует себя в соответствии со своим предназначением, когда исполняет миссию Человека на Земле. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).