Научная статья на тему 'Результативность научно-и организационно-методического сопровождения деятельности школьного музейного комплекса'

Результативность научно-и организационно-методического сопровождения деятельности школьного музейного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА / РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ / SCHOOL TRADITION SOTSIOKULTKURNAYA WEDNESDAY / SCHOOL MUSEUM / A TEACHER RESEARCHER / IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION / MUSEUM PEDAGOGY / EXPERIMENTAL PILOT ACTIVITIES / EXPERIMENTAL PLATFORM / THE DEVELOPMENT OF A SCHOOL MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Д. В., Тымко Наталья Васильевна

Представлен опыт создания музейного комплекса «Созвездие», в состав которого вошли пять музеев школьных и дошкольного отделений школы-комплекса «Школа с углубленным изучением английского языка № 1282» г. Москвы. Охарактеризованы цель и задачи, этапы развития музейного комплекса «Созвездие», сохраняющего и развивающего многолетние традиции использования педагогами в образовательной деятельности методологии музейной педагогики как эффективного средства достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательных программ, определенных содержанием и требованиями ФГОС. Показаны различные формы и виды участия педагогов-исследователей в музейных практиках, конкурсах, формах экспериментальной деятельности, обогащающих теоретическими знаниями, способностями к рефлексии опыта практической педагогической деятельности, способствующих не только профессиональному самообразованию, но и становлению музейного комплекса. Приведены конкретные квалиметрические данные, характеризующие развитие музейного комплекса «Созвездие» и деятельность педагогов-исследователей по его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effectiveness of scientific and methodological support of organizational activities of the school museum complex

The experience of creating a museum complex "Constellation", consisting of the five museums of school and pre-school departments of the complex "School with intensive study of English number 1282" in Moscow. We characterize the purpose and objectives, stages of development of the "Constellation" of the museum complex to maintain and develop a long tradition of use by teachers in educational activity the methodology of museum pedagogy as an effective means of achieving personal studying, subject and results metasubject development of educational programs, specific content and requirements of the GEF. Showing the different forms and types of involvement of teachers in museum practices issledovateley competitions, forms of experimental activity enriching his theoretical knowledge and abilities to experience the practical reflection of pedagogical activities that promote self-education is not only professional, but also the establishment of the museum complex. The concrete data characterizing their qualitative development of the museum's "Constellation" and the complex activity of teachers researchers for its development.

Текст научной работы на тему «Результативность научно-и организационно-методического сопровождения деятельности школьного музейного комплекса»

УДК 908; 069.8; 371.233.4; 351.858; 37.012.7

Д. В. Смирнов, Н. В. Тымко

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАУЧНО-И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА

Представлен опыт создания музейного комплекса «Созвездие», в состав которого вошли пять музеев школьных и дошкольного отделений школы-комплекса «Школа с углубленным изучением английского языка № 1282» г. Москвы. Охарактеризованы цель и задачи, этапы развития музейного комплекса «Созвездие», сохраняющего и развивающего многолетние традиции использования педагогами в образовательной деятельности методологии музейной педагогики как эффективного средства достижения обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательных программ, определенных содержанием и требованиями ФГОС. Показаны различные формы и виды участия педагогов-исследователей в музейных практиках, конкурсах, формах экспериментальной деятельности, обогащающих теоретическими знаниями, способностями к рефлексии опыта практической педагогической деятельности, способствующих не только профессиональному самообразованию, но и становлению музейного комплекса. Приведены конкретные квалиметрические данные, характеризующие развитие музейного комплекса «Созвездие» и деятельность педагогов-исследователей по его развитию.

The experience of creating a museum complex "Constellation", consisting of the five museums of school and pre-school departments of the complex "School with intensive study of English number 1282" in Moscow. We characterize the purpose and objectives, stages of development of the "Constellation" of the museum complex to maintain and develop a long tradition of use by teachers in educational activity the methodology of museum pedagogy as an effective means of achieving personal studying, subject and results metasubject development of educational programs, specific content and requirements of the GEF. Showing the different forms and types of involvement of teachers in museum practices issledovateley competitions, forms of experimental activity enriching his theoretical knowledge and abilities to experience the practical reflection of pedagogical activities that promote self-education is not only professional, but also the establishment of the museum complex. The concrete data characterizing their qualitative development of the museum's "Constellation" and the complex activity of teachers researchers for its development.

Ключевые слова: школьные традиции, социокультурная среда, школьный музей, педагог-исследователь, повышение качества образования, музейная педагогика, опытно-экспериментальная деятельность, экспериментальная площадка, развитие школьного музея.

Keywords: school tradition sotsiokultkurnaya Wednesday, the school muséum, a teacher researcher, improving the quality of éducation, muséum pedagogy, experimental pilot activities, experimental platform, the development of a school museum.

С возникновением в Москве образовательных комплексов, в состав которых входят общеобразовательные организации (школы) и дошкольные образовательные организации (детские сады), насчитывающие историю не в один десяток лет, появилась проблема фактического объединения их традиций, и не только по документам, а сохранение и развитие традиций в едином образовательном пространстве - школьном комплексе. Например, московская школа № 1282 сегодня - это государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1282», состоящее из шести образовательных организаций. Одним из объединяющих эти организации и их педагогические и ученические коллективы факторов является сохранение бесценного по результативности многолетнего труда коллективов детей и взрослых - традиции музейной деятельности и использование в образовательном процессе возможностей музейной педагогики как эффективного средства воспитания, обучения, развития и оздоровления личности ребенка, его социализации и профессионального самоопределения.

Для этого был создан музейный комплекс «Созвездие», в состав которого вошли пять музеев школьных и дошкольного отделений. Задача становления и развития музейного комплекса сегодня является, как нам видится, многолетней перспективой и требует особого и кропотливого труда, прежде всего организационно-методического сопровождения традиции музейной деятельности каждой образовательной организации, составляющей школу № 1282.

Под организационно-методическим сопровождением деятельности школьного музейного комплекса мы понимаем взаимодействие педагогов в творческой группе, деятельность которой специально координируется (научно- и организационно-методически) для достижения общей цели - успешного освоения обучающи-

мися образовательных программ, достижения результатов, определенных содержанием и требованиям ФГОС [1], на базе активного использования средств, форм и методов музейной педагогики. Реализация данной задачи возможна, прежде всего, через подготовку (обучение) педагогов основам музейной педагогики и музейного дела, планирование и организацию совместной образовательной деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей обучающихся) в музеях и управление этим взаимодействием.

На первом этапе, в сентябре 2015 г., была проведена организационная работа: выявлены музеи и определены их ресурсные возможности для образовательного процесса (обучения, воспитания и развития личности ребенка) в школьных и дошкольных отделениях, определен уровень их функциональности (работает, создается, восстанавливается и т. п.), установлено наличие документации, прежде всего Свидетельств о соответствии статусу «школьный музей», были определены руководители музеев отделений школы-комплекса.

В ходе подготовительной работы были выявлены: два действующих военно-исторических музея (5-й Гвардейской танковой армии и 79-го Гвардейского минометного полка), которые существуют и активно работают более 40 лет, имеют Свидетельства о регистрации; один краеведческий музей «Сокольники - моя малая Родина», открытый в 2012 г. в дошкольном отделении, требует восстановления (обновления экспозиции) и возобновления деятельности. Свидетельства музей не имеет. Также были определены направления деятельности и ресурсные возможности для восстановления военно-исторического музея им. И. М. Чинарьяна и создания музея «История спецшколы № 1 МосгорОНО».

В сентябре - ноябре 2015 г. были определены руководители музеев и положено начало созданию музейного комплекса «Созвездие» с целью сохранения и развития многолетней традиции использования педагогами в образовательной деятельности методологии музейной педагогики как эффективного средства в достижении обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения образовательных программ, определенных содержанием и требованиями ФГОС. Для достижения цели были определены следующие задачи:

- организация и проведение в образовательной социокультурной среде музеев программ внеурочной деятельности, включающих игровую (сюжетно-ролевая игра), научно-исследовательскую

и другие виды деятельности обучающихся как продолжение освоения содержания учебного материала в других формах организации учебно-воспитательного процесса, отличных от классно-урочных форм, но обеспечивающих формирование универсальных учебных действий, предметных, межпредметных и ключевых компетенций в практических видах деятельности;

- обеспечение развития на базе деятельности музеев интеграции и преемственности уровней образования дошкольного, начального, основного общего через деятельность объединений дополнительного образования обучающихся, освоение программы которых закрепляет, расширяет и углубляет знания, полученные на занятиях или уроке, способствует овладению обучающимися прак-тико-ориентированными навыками деятельности и их профессиональному самоопределению;

- создание в образовательной социокультурной среде музеев условий для преемственности содержания дошкольного и школьного уровней образования;

- повышение уровня профессиональной подготовки и расширение кругозора педагогов отделений школы, обмен эффективными формами и методами работы с использованием средств музейной педагогики.

Идеи развития музейного комплекса «Созвездие» изложены в содержании Концепции «Музей - развивающая образовательная среда», целью которой является создание развивающей образовательной среды музеев как средства формирования разносторонне развитой личности обучающихся - социально активного россиянина [2] и «Концепции воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций» [3].

Сформулированные в Концепциях цели и задачи обусловили постановку цели и задач опытно-экспериментальной деятельности, требующих незамедлительного, первостепенного решения на созданной на базе школы экспериментальной площадке Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (ФГБНУ «ИСРО РАО») по теме «Оценка качества учебных достижений обучающихся в сфере неформального образования»:

1) создание интегрированного социально-культурного развивающего образовательного пространства формального (общего) и неформального (дополнительного) образования;

2) поиск, собрание и создание материальных объектов (музейных экспозиций, экспонатов, макетов) в процессе совместной краеведческой, проектной и исследовательской деятельности детей, их родителей и педагогов;

3) интегрирование предметной среды музеев, в которых обучающиеся осваивают окружающий мир средствами и формами музейной педагогики и туристско-краеведческой деятельности через освоение предметных, межпредметных и ключевых компетенций;

4) опытно-экспериментальная проверка содержания, форм и методов деятельности школьных музеев, моделирующих духовно-нравственное, интеллектуальное, творческое и физическое развитие ребенка.

Продуктивность образовательной деятельности музеев (положительная динамика их развития и эффективность: обучения, воспитания, развития, социализации и профессионального самоопределения) и всего музейного комплекса зависит от уровня и качества научно-методического сопровождения этого процесса [4]. В табл. 1 представлены данные, отражающие разнообразие форм научно-методической деятельности и участие в них педагогов.

Таблица 1

Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности музеев школы № 1282 в 2015-2016 учебном году

Формы научно-методической деятельности (кол-во)

Участ- Консуль- Участие

ники на- тации в науч- Курсы по-

учно-ме-тодичес- Л е ы Семинары Педсоветы в школе но-практи-ческих се- вышения квалифика-

кой деятельно-сти индивиду ные в о с с у Л и в школе минарах/ конференциях/форумах ции по музейной педагогике ИТО ГО

147 8 3 1 2 1 162

Кол-во

педа- 54

го- 147 36 (из них 4* 7 5 253

гов-учас- 12*)

тников

Методические разработки, памятки, рекомендации, документы 21**

* Педагогов, выступивших по теме организации образовательной деятельности с детьми в музеях и использования технологий педагогической оценки качества учебных достижений детей в сфере неформального образования;

** См. данные в табл. 2.

Анализ приведенных в табл. 1 данных показывает преобладание такой формы научно-методической работы, как индивидуальные консультации, организованные и проведенные научным руководителем экспериментальной площадки или методистом школы - координатором опытно-экспериментальной деятельности. Такая форма научно-методической работы, как показывают наши практические наблюдения, наиболее результативна, так как дает педагогу возможность в процессе беседы (диалога или триалога) и последующего обсуждения не раз возвращаться к вопросам (проблемам, темам, ситуациям и т. п.), непонятным или вызывающим затруднения в разрешении/рефлексии; активизировать творческий процесс, повысить моти-вационную заинтересованность в реализации своих конкретных профессиональных интересов, потенциала, возможностей [5]. Ведь реализация требований к результатам освоения обучающимися образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего (полного) образования, предъявляемых ФГОС, является сложным и многоплановым процессом. И главная роль здесь отведена педагогу. От его профессиионализма и уровня его педагогического мастерства зависит в итоге качество образования (Знания, Умения и Навыки, уровень общей культуры Личности, ее коммуникативной активности, уровень адаптации в среде и социализации и уровень профессионального самоопределения).

Педагог, профессиональная деятельность которого отличается высокой мотивацией, заинтересованностью, желанием личностного и профессионального развития, всегда находится в творческом поиске грамотного (педагогически целесообразного) управления образовательным процессом, позволяющего достигать максимальных образовательных результатов (обученности, воспитанности и развития Личности, социализации и профессионального самоопределения). Для этого педагогом должны непрерывно и творчески осваиваться различные средства образовательной деятельности, в т. ч. средства музейной педагогики.

Подготовка педагогов по использованию средств музейной педагогики в образовательном процессе реализуется также и через их участие в деятельности экспериментальной площадки (ЭП) (по ФГНУ «ИСРО РАО» и школой).

Вовлеченность педагогов-исследователей школы № 1282 в опытно-экспериментальную деятельность в 2015-2016 учебном году отражена нами в табл. 2.

Таблица 2

Вовлеченность педагогов-исследователей в музейную и экспериментальную деятельность в 2016-2017 учебном году

Всего педагогов-исследователей на конец 2015-2016 учебного года Вовлеченность педагогов-исследователей в ЭД Ближайшая перспектива (предварительно на 2016-2017 учебный год, кол-во педагогов)

количество в % соотношении

Всего по об-разователь-ной организации 153 15 9,8 + 13

Школьное отделение-1 66 12 18,2 + 6

Школьное отделение-2 37 — — + 1

Дошкольное отделение-1 50 3 6 + 6

Педагоги-исследователи, активно включенные в экспериментальную деятельность, стали участниками нескольких музейных конкурсов, организованных и проведенных Городским методическим центром ДОгМ, ГБОУ ДПО «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания», а также школьных семинара и педсовета по музейной педагогике; стали авторами публикаций (статьи, методические разработки, сценарии и т. п.) и «трансляторами» своего опыта использования образовательной социокультурной среды музея в образовательной деятельности с детьми, подростками и юношами, участниками различных конференций/совещаний и т. п. (табл. 3).

Таблица 3

Участие педагогов-исследователей в музейных конкурсах, обучающих формах деятельности, распространению опыта использования музейной педагогики в 2015-2016 учебном году

Городские Семинары, педсоветы, форумы

музейные конкурсы

Количество Времен связующая нить Мир Виртуального музея Страница музея на сайте школы Бессмертный полк Символы Отечества Память сильнее времени Уникальный экспонат Не прервется связь поколений Всероссийский семинар-сове- щание руководителей музеев ОУ «Организация музейной работы в ОУ», 22-23 окт. 2015 г., Москва Международный форум «Развитие воспитательных систем в ОО в свете реализации Стратегии воспитания в РФ до 2025 г.», декабрь 2015 г., Санкт-Пете- Педсовет** Семинар***

рбург

Участни-

ков/выступ 3 2 2 + 10 7 5 4 3* 4 11

ающих

Публикаций 17

* Заочное участие

** 29.12.2015 г., педагогический совет «Реализация системно-деятель-ностного подхода в совместной образовательной деятельности обучающихся и взрослых (педагогов и родителей) в школьном музее» (место проведения -ГБОУ Школа № 1282).

*** 17.03.2016 г., научно-методологический семинар педагогов-исследователей по теме «Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в школьном музее: методы и инструментарий оценки учебных достижений обучающихся» (место проведения - ГБОУ Школа № 1282)

+ участвовали обучающиеся Школьного отделения-1282 и Дошкольного Отделения-1205 (проводящая организация - Городской методический центр ДОгМ).

Участие педагогов в музейных конкурсах, различных обучающих формах деятельности, написании статей (анализ литерату-

ры и рефлексия опыта педагогического труда коллег и собственного, формулирование проблемы и актуальности, структурирование основных идей и положений, формулирование выводов) обогащают педагога-исследователя теоретическими знаниями и анализом опыта практической педагогической деятельности, способствуют профессиональному самообразованию и повышению самооценки, становлению музейного комплекса [6].

Одним из критериев становления музейного комплекса является отслеживание динамики/результативности образовательной деятельности музеев по разным индикаторам (табл. 4).

Таблица 4

Сравнение результативности образовательной деятельности школьных музеев комплекса «Созвездие», 2015-2016 учебный год

Критерии деятельности Музей Боевой Славы 5-й ГКТА (шк. отд-1282) Краевед. музей «Сокольники -моя малая Родина» (дошк. отд.-1205) Музей «История спецшколы № 1 Мосго-рОНО» (шк. отд-1282) Музей «Боевой путь 79-го ГМП» (шк. отд.-364)

Динамика музейного фонда + 30 +11 +82 + 11

Количество посетивших музей, вовлеченных в его деятельность Обучающихся 3634 868 474 1975

Педагогов 180 125 86 177

Родителей 457 126 203 448

Специалистов 16 — 105 40

ИТОГО 4287 1119 868 2640

Количество проведенных мероприятий 77 82 39 88

М « * & а. ° Ё £ в е й « А С Экскурсии, туристские познавательные поездки Обзорные — — — 12

Тематические 31 14 1 14

По р-ну 1 — — —

по Москве — — — —

Дальние 1 Не проводят —

Л В Ю X Выставки 13 5 1 1

© 1= о К н з ев М Тематические уроки/кл. часы 11 — 1 54

Он Тематические занятия 1 16 21 —

Праздники — 2 1 1*

Встречи с интересными 1 2 3

людьми

Конкурсы 1 1 1 —

Викторины (в школе/ДО) — 1 — —

Анкетирование (составление/проведение/анализ) — — 4 —

Общее крае- Кол-во

ведческое дело крае-

«Книга Памя- ведче- 84** 39** 4*** 438**

ти» ских работ

Метапредметная олим-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пиада «Не прервется 5 1

связь поколений» (уча- По услови-

стие) ям и По-

Интернет-викторина «Символы Отечества» в ложению дошколь-

рамках IV этапа Городского фестиваля «Ду- 10 ники и нач. школа не — —

ховные скрепы Отечества» (1 - Дипломант) участвуют

Создание компьютерных презентаций 9 1 3 —

Деятельность объедине- 1 1 1 «Юные

ний доп. образования «Юные «Активи-

туристско-краеведчес- туристы- — сты экскурсоводы»

кой и музейной направ- кра- школьно-

ленности еведы» го музея»

День открытых дверей - 1

День музея

Традиционные торжест-

венные акции у памят- 3 — — —

ников

Единая патриотическая акция «Бессмертный полк» (ГМЦ ДОгМ) 102 уч-ся 89 воспитан — —

Районных — — — —

Окружных 3(У) — 1 —

н ю и о « В т Городских 4 (1-Л, 1-Д, 2-У) 1(У) — 1(У)

оличество прове-енных методиче- Семинары/метод объединения (выступления (В) /проведение (П) 4 (П), (12 чел(В) — 2 (В) 3 (В)

Педсоветы/ совещания 1 (П), 2 чел — 3 (В) 3 (В)

Индивидуальные консультации 8 24 17 24

Метод. разработки 8 10 3 —

Повышение квалификации (курсы) 1 2 1 —

Участие в экспериментальной деятельности 9 3 1 —

Публикации 11 5 1 —

Участие в форумах, совещаниях и других формах обучения разного уровня по музейной педагогике 2 — 2 1

Профессиональные достижения педагогов, вовлеченных в музейную деятельность Грамоты, Сертификаты, Благодарности и т. п. Район/округ — — — —

ДОгМ, ГМЦ, ГБОУ ДПО ЦВПГВ и др. 8 1 1 —

ФГБНУ ИСРО РАО и др. 12 1 2 1

* Выступление детей на празднике «Великая Победа».

** Работы находятся на начальной стадии (описание, сбор краеведче-

ского материала).

*** Исследования по истории школьных библиотечных книг и профессиональной судьбе одного из учителей школы № 1 (ознакомление).

По данным, представленным в табл. 4, видно, что первый год существования школьного музейного комплекса показал значительную активизацию деятельности музеев Боевой Славы 5-й Гвардейской Краснознаменной танковой армии (далее - 5-й ГКТА) и краеведческого музея «Сокольники - моя малая родина». Следует отметить, что некоторые положительные подвижки наметились в деятельности создаваемого музея «История спецшколы № 1 МосгороО-НО». Главным препятствием, тормозящим открытие этого музея, является отсутствие финансирования, необходимого для приобретения

музейного оборудования, оформления музейной экспозиции. Не произошло восстановление деятельности музея им. И. М. Чинарьяна.

В табл. 4 отражено многообразие форм образовательной деятельности с детьми, подростками и юношами, а также другими категориями экскурсантов в музеях. Одним из достижений деятельности музейного комплекса за 2015-2016 учебный год является желание педагогического коллектива дошкольного отделения-2 создать художественно-краеведческий музей по истории народных ремесел. Для этого имеется помещение, некоторый опыт образовательной деятельности, основанный на деятельности объединения дополнительного образования - студия художественно-эстетического воспитания «Калейдоскоп».

Вовлеченность педагогов-исследователей в экспериментальную деятельность дала возможность приобрести каждому педагогу бесценный практический опыт по интеграции содержания формального и неформального образования; использованию образовательной социокультурной среды музея в процессе подготовки и проведения занятий (дошкольное отделение), уроков и форм вне-учебной деятельности (классных часов, занятий кружков и секций дополнительного образования), разнообразия стандартных форм проведения педагогами уроков для школьников и занятий для дошкольников, которые значительно активизируют познавательный интерес и творческую, познавательную (у дошкольников), учебно-исследовательскую (у младших и средних школьников), проектную (у старших школьников) деятельность обучающихся, влияют на уровень их учебных и внеучебных достижений, развивают образовательную социокультурную среду школьных музеев.

Кроме того, вовлеченность педагогов-исследователей в экспериментальную деятельность значительно активизирует процесс их самообразования, повышает профессиональную мотивацию, операциональную подготовку в организации совместной образовательной деятельности с детьми, апробирование педагогами новых технологий и методик, ведет к осмыслению/переосмыслению личного педагогического опыта, его диссеминации в педагогическом сообществе.

Повышение эффективности деятельности школы от деятельности музейного комплекса «Созвездие» представлено в табл. 5.

Таблица 5

Образовательная и социально-педагогическая результативность деятельности школы от деятельности музейного комплекса «Созвездие», 2015-2016 учебный год

Уровни Критерии 2015— 2016

Образовательная результативность

музей Динамика увеличения музейного фонда + 134

Количество образовательных мероприятий 286

Количество детских работ, представленных на краеведческих конференциях/конкурсах Школьных/ дошкольных 14

Окружных —

Московских —

Межрегиональных —

Всероссийских

Всего 14

Количество посетивших музеи 1867

Количество проведенных форм методической работы с педагогами 104

На уровне обучающихся Количество школьников/дошкольников, вовлеченных в деятельность музея 6951

Количество школьников/дошкольников, вовлеченных в краеведческую исследовательскую деятельность (начало деятельности) 599

Количество школьни-ков/дошкольников-участников городских музейных конкурсов/акций Акция «Бессмертный полк» (ГМЦ ДОгМ) 191

Викторина «Символы России» 10

Метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений» 5

Достижения школьников/ дошкольни ков на краеведческих конференциях/ конкурсах Окружные Лауреаты/Победители —

Дипломанты —

Звание «Участник» —

Московские Лауреаты/Победители —

Дипломанты 1

Звание «Участник» 10

Всероссийские Дипломант —

Участник —

На уровне педагогов Количество руководителей-разработчиков образовательных мероприятий 15

Количество педагогов, задействованных в подготовке мероприятий 356

Количество педагогов, получивших индивидуальную методическую помощь 47

Количество составленных педагогами методических разработок музейных форм образовательной деятельности и программ доп. образования 19

Повышение квалификации по детскому туризму, краеведению и музейному делу 5

Участие в научно-исследовательской деятельности 15

На уровне школы Количество школьников/дошкольников - участников краеведческих конференций/конкурсов 14

Количество педагогов, вовлеченных в деятельность музеев 568

Социально-педагогическая результативность

На уровне родителей Количество родителей, принявших участие в деятельности музея (образовательные мероприятия, компьютерная и другая помощь) 1234

На уровне школы Количество школьников/дошкольников и родителей, вовлеченных в деятельность музея 8185

Количество проведенных на базе музеев окружных, городских и региональных мероприятий —

Профессиональные достижения педагогов Грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности Школе —

ДОгМ, ГМЦ, ГБОУ ДПО ЦВПГВ и др. 10

ФГБНУ ИСРО РАО и др. 12

Трансляция в социуме педагогического опыта школы по музейной деятельности со школьниками/ дошкольниками, публикации на уровне: Региональном —

Всероссийском —

Международном 3

Интернет-площадки 16

Количество школьников/дошкольников, педагогов, родителей, ветеранов Великой Отечественной войны, специалистов и представителей других учреждений образования, науки, культуры и т. д., вовлеченных в деятельность музея 8914

Таким образом, научное и организационно-методическое сопровождение деятельности школьного музейного комплекса способствовало не только повышению образовательной и социально-педагогической результативности деятельности школы-комплекса № 1282, но и дало возможность выявить сложности, недостатки, причины, тормозящие развитие образовательной деятельности музеев. Среди них дефицит помещений, недостаточное или от-

сутствие оснащения музеев необходимым музейным оборудованием, недостаточный уровень научно-методической грамотности и подготовки в области музейной педагогики и музейного дела педагогов; организации и проведения с обучающимися краеведческих исследований, их написания и презентации на конкурсах краеведческих исследовательских работ.

Примечания

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL.: http://standart.edu.ru

2. Смирнов Д. В., Тымко В. Н. Концепция развития школьного краеведческого музейного комплекса «Созвездие» развивающей образовательной среды Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1282» на 2016-2021 годы : науч.-метод. сб. материалов по итогам IV Междунар. на-уч.-пед. форума «Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.». М. ; СПб. ; Киров, 2016 С. 177-195.

3. Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Концепция воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения «Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами школьных традиций» // Туризм i краезнавство: Зб1рник наукових праць. Додаток до Гумашрного вютнику ДВНЗ «Переяс-лав-Хмельницький державний пед. ун-т iменi Григорiя Сковороди». Переяс-лав-Хмельницький, ФОП Лукашевич О. М., 2013. Випуск 21. С. 182-193.

4. Горский В. А., Смирнов Д. В. Образовательный процесс как учебно-исследовательская деятельность во взаимодействии и преемственности формального и неформального образования // Новая наука: опыт, традиции, инновации : Международное научное периодическое издание по итогам Ме-ждунар. науч.-практ. конф. (24 сентября 2015 г., г. Стерлитамак). Стерлита-мак : РИЦ АМИ, 2015. С. 37-42; Смирнов Д. В. Комплексное сопровождение инновационной деятельности педагога-исследователя в условиях экспериментальной площадки Духовно-нравственное развитие школьников средствами военно-патриотического воспитания личности: сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме экспериментальной площадки / под науч. ред.: В. А. Горский, А. Г. Волков, Д. В. Смирнов ; Учреждение РАО «Ин-т содержания и методов обучения» ; Кировский ИПК и ПРО. М. : УРАО ИСМО ; Киров : Киров. ИПК и ПРО, 2011. С. 18-30.

5. Смирнов Д. В. Указ. соч.

6. Смирнов Д. В. Указ. соч. ; Смирнов Д. В. Научно-методическое сопровождение интеграции общего и дополнительного образования детей // Интеграция общего и дополнительного образования : метод. рекомендации / под науч. ред. В. А. Горского ; авт.-сост. В. А. Горский, С. В. Ким, Д. В. Смирнов ; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». М. : УРАО ИСМО, 2011. С. 207-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.