Научная статья на тему 'История развития школьных музеев Иркутской области: традиции, инновации, современное состояние'

История развития школьных музеев Иркутской области: традиции, инновации, современное состояние Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1623
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOLS' MUSEUMS / EXHIBITIONS / HISTORY OF REGION / REGIONALITY / MUSEUM NET / TRADITIONS / INNOVATIONS / ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ / ЭКСПОНАТЫ / ИСТОРИЯ РЕГИОНА / КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саяпарова Екатерина Владимировна

Статья посвящена истории формирования сети школьных музеев Иркутской области. В хронологическом порядке рассматривается основание музеев, их история, традиции, создание экспозиций и особенности деятельности на современном этапе, включая инновационные подходы и информационные технологии. Поскольку деятельность школьных музеев недостаточно освещена в источниках, данная работа призвана восполнить некоторые пробелы в этом вопросе и обобщить вкратце имеющиеся сведения. Школьные музеи возникли как результат многолетней работы со школьниками по учебным предметам, как итог общей работы ученических коллективов В Иркутской области первые школьные музеи появляются в 40-е годы XX века в связи с широким распространением краеведения. На протяжении XX века школьное краеведение переживало подъемы и падения, исторические реалии тоже отражались не только на деятельности, но и на самом факте существования школьных музеев. Традиционный школьный музей представляет собой сельский музей, зачастую располагающий уникальными экспонатами и, основанный, как правило, коллективом педагогов и учащихся школы. Со временем такой музей получает признание общественности, в ряде случаев коллекции перерастает в образование муниципального подчинения. Так, фонды некоторых школьных музеев послужили основой для создания краеведческих музеев, существующих до настоящего времени. В данной работе приводится количество действующих школьных музеев, данные о динамике их появления в разные годы, что позволяет в целом получить достаточно точное представление о развитии школьных музеев региона в контексте общего развития музейного дела в Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF SCHOOLS MUSEUM OF THE IRKUTSK REGION: TRADITIONS, INNOVATIONS, MODERN STATE

The article is devoted to the history of the network of school museums in the Irkutsk region. In chronological order the foundation of museums, their history, traditions, creation of expositions and features of activity at the present stage, including innovative approaches and information technologies are considered. Since the activity of school museums is not adequately covered in the sources, this work is designed to fill some gaps in this matter and summarize briefly available information. School museums arose as a result of many years of work with schoolchildren in academic subjects, as a result of the overall work of student groups. In the Irkutsk region, the first school museums appear in the 40s of the XX century due to the wide spread of local lore. Throughout the twentieth century, school regional studies experienced ups and downs, historical realities also reflected not only on activities, but also on the very fact of the existence of school museums. The traditional school museum is a rural museum, often with unique exhibits and, as a rule, founded by a team of teachers and students of the school. Over time, such a museum receives public recognition, in some cases, the collection grows into the formation of municipal subordination. Thus, the funds of some school museums served as the basis for the creation of local history museums that exist to the present day. In this paper, the number of existing school museums is given, the data on the dynamics of their appearance in different years, which allows us to get a fairly accurate picture of the development of school museums in the region in the context of the overall development of the museum business in the Irkutsk region.

Текст научной работы на тему «История развития школьных музеев Иркутской области: традиции, инновации, современное состояние»

УДК 371.65(571.53)(091); 069.016(571.53)(091) С22

Е.В. Саяпарова

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Школьные музеи возникли как результат многолетней работы со школьниками по учебным предметам, как итог общей работы ученических коллективов. В 20-е годы XX века в России активно развивается школьное краеведение и как следствие начинается массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 1950-х годов и особенно в 1970-е годы под влиянием широкомасштабных акций, поводившихся комсомольской и пионерскими организациями.

Информации об открытии музеев в Иркутской области до 1950-х годов крайне мало. Главным образом, тема музеев освещалась в периодической печати. Большинство публикаций посвящено открытию музеев в районах республики. Отдельные заметки освещали юбилей того или иного музея. Музейной тематике были посвящены не только районные издания, такие как «Сельская новь», «Славное море», «Усть-Илимская правда», но и областные, например, «Аргументы и факты в Восточной Сибири», «Байкальские вести» и т. д.

Развитию музейной сети региона в целом в 1940-е годы способствовала экскурсион-но-туристическая и краеведческая работа. В 1941 г. начала работу ДЭТС (областная детская экскурсионно-туристическая станция под руководством Ш. А. Дриц). С этого момента началась планомерная работа по организации школьного краеведения и музейных уголков.

Началом развития школьной музейной сети после войны принято считать организацию Хужирского школьного краеведческого музея в Ольхонском районе. Руководил созданием музея в первой половине 1950-х годов директор школы Н. М. Ревякин, имя которого впоследствии было присвоено музею.

Во второй половине 1950-х годов большое распространение получили музеи боевой и трудовой славы. Многие школы области имели уголки боевой славы, главной задачей которых являлась пропаганда подвига Советского народа в Великой Отечественной войне, а также военно-патриотическое воспитание населения.

Во время так называемого «музейного бума» или, иначе, «музейного взрыва», пришедшегося на 1960-е—конец 1980-х годов (время, когда резко выросла посещаемость музеев по всему миру, создается большое количество школьных музеев1.

В течение нескольких предъюбилейных лет в регионе создаются многочисленные школьные музеи: историко-краеведческие в школах № 6 и № 11 г. Усолье-Сибирское, № 1 г. Братска, № 11 г. Байкальска, в школах сел Урик Иркутского района, Алымовка Кирен-ского района, Муксут Нижнеудинского района, Тарас Боханского района Усть-Ордынского национального округа; музеи В. И. Ленина в школах № 18 г. Иркутска и № 85 г. Тайшет.

1 Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен (отв. ред.), И. М. Косовой, А. А. Сундиевой. М., 2005. С. 163.

Дом-музей Героев СССР Зои и Александра Космодемьянских в с. Шиткино Тайшетского района, музей боевой и трудовой славы школы № 2 г. Тулуна и другие. По данным М.П.Радзиминович, в 1967 г. в области насчитывалось 130 школьных музеев, что составляло около 80 % от общего количества музеев (не менее 159), созданных в течение четырех послевоенных десятилетий2.

Стимулировать развитие общественных музеев помогали смотры-конкурсы, организованные городским и районным комитетами партии. Это позволяло не только выявлять лучшие из музеев-участников, но и определять лучшие по организации работы музеев городские районы. По архивным данным, с середины 1960-х годов до 1985 г. лучшими в результате общественных смотров и конкурсов были признаны следующие музеи средних школ: исторической школы № 2, краеведческой школы № 9, музей А. П. Белоборо-дова школы № 16, историко-краеведческие музеи школ № 18, № 73 и др.

При этом следует отметить, что фонды некоторых школьных музеев послужили основой для создания краеведческих музеев, существующих до настоящего времени. Таков, например, Заларинский районный краеведческий музей, который начинался с первого исторического кружка, созданного в Заларинской средней школе № 1 под руководством директора Г. С. Пынькова в 1950-е годы. Весной 1982 г. в здании старого интерната ученики-краеведы оформили землянку времен войны, уголок русской избы. 28 августа 1992 г. был открыт школьный музей. По ходатайству Галины Николаевны Макогон и привлеченных ею Т. М. Егоровой, Ю. Ф. Невидимова, М. И. Картошкиной по распоряжению главы администрации района В. П. Минеева 14 марта 1994 г. был создан Заларин-ский районный краеведческий музей.

Музей периодически менял помещения, пережил пожар и потерю части фондов, несколько реорганизаций, в результате чего был вынужден отказаться от постоянной экспозиции по истории района и перейти на работу с передвижными выставками. Он активно исследует темы заселения края, истории бурятских родов, территорий, родословия чалдонских семей, истории отрезка Московского тракта, проходящего через район, купечества, Великой Отечественной войны, переселения по Столыпинской реформе, жизнедеятельности ученого-этнографа Я. И. Линденау и др.

В марте 2012 г. музей открыл отдел «Этнографический музей с. Тагна» в 62 км от районного центра. В отделе постоянно действуют выставки «Чувашская этнографическая комната», «Охотничьи и таежные промыслы населения Заларинского района», «Медвежий угол», «Хозяйственный быт и история населения с. Тагна». В 2013 г. в с. Тагна открыта экспозиция «Тагнинский госпиталь времен Русско-японской и Великой Отечественной войн».

Созданию любого школьного музея предшествует поисково-собирательская работа, оформление собранного материала в тематические выставки и краеведческие уголки, освоение многообразных форм и методов краеведческой и музейной работы, накопление большого фактического и информационного материала, позволяющее, в конечном счете, создать музей. Для оптимального использования возможностей школьного музея в учебно-воспитательном процессе необходимо заниматься всеми видами музейной деятельности. Без исследования тем, представленных в экспозициях школьных музеев, без комплектования фондов, без обеспечения сохранности собранной коллекции невозможно построить экспозицию музея, подготовить лекцию или экскурсию.

2 Страницы летописи 1941-2001 гг. [60-летию ЦДЮТиК посвящается] / авт.-сост. М. П. Радзи-минович. Иркутск, 2002. С. 185, 199.

Вопрос об открытии музея, как правило, решается советом школы или педагогическим советом. Решение об открытии музея должно согласовываться с районными отделами образования и культуры, аттестационной музейной комиссией и оформляться приказом директора школы.

В приказе директора школы об образовании школьного музея указывается профиль музея и его руководитель. Дата подписания этого документа считается датой основания музея. Директор общеобразовательного учреждения и руководитель музея несут полную ответственность за сохранность фонда и деятельность музея. Профиль школьного музея определяется педагогической направленностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы и т. д.

Правильная организация деятельности музея возможна при наличии следующих условий:

• актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительную работу;

• руководителя-педагога, при активном участии в музейной работе педагогического коллектива школы;

• с обранной и зарегистрированной в книгах поступлений музейной коллекции, дающей возможность создать музей определенного профиля;

• э кспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям; оборудования, обеспечивающего сохранность музейных предметов и соблюдение условий их показа;

• помощи администрации школы, всего педагогического коллектива и учащихся школы.

Для рациональной организации краеведческой и музейной работы из учащихся школы выбирается орган ученического самоуправления—совет школьного музея. Численный состав совета определяется в зависимости от объема планируемой работы, от количества учащихся, принимающих участие в работе музея, от тех видов работ, которые необходимо осуществить при создании и в дальнейшей деятельности музея.

Совет школьного музея работает под руководством педагога-руководителя школьного музея. При совете создаются различные группы. Каждая группа выполняет конкретные задачи по основным направлениям музейной деятельности. В идеале для организации плодотворной работы школьного музея из числа активистов должны быть созданы поисковая, фондовая, экскурсионная, лекторская (две последних можно объединить), экспозиционная, пропагандистская группы.

Поисково-собирательская группа организует всю работу по комплектованию фондов. В сферу ее деятельности входит разработка перспективного и годового планов поисково-собирательской работы по каждой конкретной теме, подготовка краеведческих походов и экспедиций. Также группа должна участвовать в разработке маршрутов и программ этих экспедиций. Члены поисково-собирательской группы должны уметь вести учет, описание находок, знать условия их хранения в полевых условиях, владеть навыками анкетирования, заполнения тетрадей с записями воспоминаний и рассказов, осуществлять текущее комплектование музейного собрания, вести переписку с ветеранами, другими частными лицами, архивами и музеями по вопросам комплектования музейного фонда.

Фондовая группа отвечает за учет и хранение фондов школьного музея. Ее обязанностями являются прием материалов от экспедиционных отрядов, от дарителей, местных

учреждений и организаций, учет музейных коллекций, поступивших на хранение в музей, в книгах поступлений, работу по шифровке материалов, организация научного определения и описания памятников, обеспечение их сохранности и использования.

Экспозиционная группа разрабатывает экспозиционную документацию—тематико-экспозиционный план экспозиции и школьных выставок, проводит отбор экспонатов, составляет этикетаж и охранно-топографические описи, организует монтаж экспозиции, ее художественное оформление. Группа постоянно работает над обновлением и расширением экспозиции.

Экскурсионная группа разрабатывает обзорные, тематические, учебно-тематические экскурсии по экспозиции школьного музея и экспонируемых им выставок, организует подготовку экскурсоводов и лекторов, проводит экскурсии и лекции.

В каждом школьном музее должна выделяться группа пропагандистов, в обязанности которой вменяется организация и проведение массовых мероприятий на базе музея, тематических вечеров, встреч с ветеранами и интересными людьми, а также праздничных торжественных мероприятий.

Одним из условий деятельности школьного музея является паспортизация. Для того чтобы получить паспорт, необходимо собрать пакет документов, подтверждающий дееспособность и функциональность данного музея. Помимо этого деятельность музея проверяется комиссией, состоящей из трех человек.

Фонды делятся на основной (подлинные памятники) и вспомогательный, создаваемый в процессе работы над экспозицией: макеты, фотокопии, схемы; творческие работы поисковой группы: рефераты, статьи, доклады, заочные викторины.

Многие школьные музеи обладают по-настоящему ценными, зачастую уникальными экспонатами, вызывающими восхищение со стороны государственных и муниципальных музеев. При закрытии школьного музея такие предметы с честью занимают место в коллекциях крупных музеев региона.

В то же время все вышеперечисленные факторы деятельности школьного музея не являются обязательными. В практике работы школьных музеев есть ряд существенных недостатков и проблем. Это обстоятельство не может не вызывать серьезного беспокойства как в плане учета и сохранности фондов, так и в вопросах профессионального экспозиционного и экскурсионного представления локального историко-культурного наследия.

Общая статистика школьных музеев по Иркутской области дает цифру 224. В коллекциях музеев хранится несколько тысяч подлинных памятников истории и культуры народов Приангарья по состоянию на сентябрь 2017 г. В приведенной ниже таблице показано соотношение музеев школьных образовательных учреждений и общего количества музеев в районах Иркутской области. В таблице представлены школьные музеи региона без учета паспортизации.

Таблица

Соотношение музеев школьных образовательных учреждений и общего количества музеев в районах Иркутской области

№ п/п Район Общее количество музеев Музеи образовательных учреждений

1 г. Иркутск 67 17

2 Аларский 7 3

3 Ангарский 9 3

Продолжение таблицы

№ Район Общее количество Музеи образовательных

п/п музеев учреждений

4 Балаганский 2 1

5 Баяндаевский 4 3

6 Бодайбинский 3 2

7 Боханский 7 5

8 Братский 15 8

9 Жигаловский 3 3

10 Заларинский 3 2

11 Зиминский 16 12

12 Иркутский 12 5

13 Казачинско-Ленский 7 5

14 Катангский 5 4

15 Качугский 7 6

16 Киренский 4 3

17 Куйтунский 4 3

18 Мамско-Чуйский — —

19 Нижнеилимский 13 12

20 Нижнеудинский 11 10

21 Нукутский 7 5

22 Ольхонский 6 5

23 Осинский 14 13

24 Слюдянский 7 4

25 Тайшетский 9 6

26 Тулунский 13 12

27 Усольский 18 14

28 Усть-Илимский 14 12

29 Усть-Кутский 16 14

30 Усть-Удинский 7 6

31 Черемховский 21 20

32 Чунский 5 3

33 Шелеховский 6 5

34 Эхирит-Булагатский 1 1

Традиционный школьный музей представляет собой сельский музей, зачастую располагающий уникальными экспонатами и, основанный, как правило, коллективом педагогов и учащихся школы. Со временем такой музей получает признание общественности, в ряде случаев коллекция перерастает в образование муниципального подчинения. Большинство школьных музеев традиционно состоят из нескольких отделов: отдел истории школы, отдел природы, отдел истории и этнографии родного края и т. д. Количество экспонатов при этом не зависит от местонахождения музея, а их ценность неоспорима. Большинство экспонатов, представляющих материальную культуру и быт,—подлинные орудия труда, домашняя утварь, одежда коренного населения—приобретают все большую ценность с каждым годом.

Школьный музей боевой славы Будаговской СОШ им. Героя Советского Союза А. А. Шалимова был открыт 8 мая 1975 г. — к тридцатилетию Победы в Великой

Отечественной войне. А в 1999 г. он стал историко-краеведческим музеем. В нем собран богатый материал по истории поселка Будагово, окрестных деревень Тулунского района и Иркутской области. Это был первый школьный музей г. Тулуна и Тулунского района. Музей является призером районных и областных смотров-конкурсов музеев образовательных учреждений.

Основной фонд музея составляют предметы военного и мирного быта, а также документы, фотографии, письма, личные вещи, старинная одежда и обувь, домашняя утварь, мебель, орудия труда, монеты, коллекция минералов. Гордость музея—экспонаты, собранные краеведами школы на местах боев 47 стрелковой дивизии 43 армии дважды Героя Советского Союза А. П. Белобородова, в которой сражались наши односельчане, у д. Чайки на Псковщине.

Накопленные экспонаты музея располагаются в экспозициях: «Гражданская война», «Его имя носит наша школа», «Старое, но грозное оружие», панорама «На безымянной высоте», «История пионерской и комсомольской организации школы», «В памяти навечно», «История одного поиска», «Воины-интернационалисты», «Интерьер крестьянской избы», «Интерьер комнаты 1960-х годов», стеллажи с домашней утварью, коллекция минералов, нумизматика.

Экспозиционный материал музея широко используется в учебном процессе и внеурочной воспитательной работе:

• Уроки мужества о Герое Советского Союза А. А. Шалимове, о земляках—участниках Великой Отечественной войны, воинах-интернационалистах.

• Планшеты о городах-героях, «Наши земляки—Герои Советского Союза», экспонаты, собранные на местах боев, подлинные документы (на классных часах, уроках истории и внеклассных мероприятиях).

• Наше село в годы войны, воспоминания ветеранов (на уроках истории).

• Материалы музея используются студентами ВУЗов при написании курсовых и дипломных работ.

• Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла в школьном музее.

• Написание рефератов выпускниками школы с использованием краеведческого материала.

Музей МОУ СОШ п. Янталь Усть-Кутского МО «Возвращаясь к истокам» основан в 2001 г. на основании приказа № 79 от 30.08.2001 г. директора школы Е. Г. Черкашиной. Музею Министерством образования и науки РФ, Центром детско-юношеского туризма и краеведения выдано Свидетельство № 11129. Школьный музей зарегистрирован ОГОУ ДОД «Центр детско-юношеского туризма и краеведения» ГлавУО и ПО Иркутской области протоколом от 21.07.2006 г. №11.

Разделы музея: раздел боевой и трудовой славы; раздел истории школы; раздел истории п. Янталь; раздел нумизматики; раздел о ленинских организациях советского времени.

7 июня 2016 г. в рамках рабочей встречи состоялся визит в образовательные организации Усольского района министра образования Иркутской области Валентины Пере-гудовой. Информация по истории, культуре, традициям Усольского района была представлена в школьных музеях; министром были отмечены огромная работа и значимость данного направления.

Музеи остаются центром патриотического воспитания в общеобразовательных организациях Усольского района, на базе которых проводится большое количество торжественных

акций, посвященных Дню защитников Отечества, дню Победы, дню Героя Отечества, тематических уроков и экскурсий с использованием экспонатов музея, выставок, исследований.

Министр посетила 3 школьных музея Усольского района. В МБОУ «Буретская СОШ» с 2001 г. работает школьный историко-краеведческий музей «Исток», где ведется огромная научно-исследовательская работа по изучению истории села и района, сбору информации о педагогических династиях школы, изучению биографий тружеников тыла и участников ВОВ, изучению и представлению краеведческих находок, церковного наследия.

Музей МБОУ «Тайтурская СОШ» ведет свою историю с 1974 г. Первым экспонатом в разделе «археология» стал зуб мамонта. Более 400 экспонатов предложены вниманию посетителей, в их числе археологический раздел «Из глубины веков», включающий в себя части скелета мамонта, черепки посуды, скрепки, каменные орудия древнего человека. Раздел «История села» включает в себя документы, фотографии, домашнюю утварь, информацию о династиях. В разделе «Память» собрана информация о ветеранах ВОВ. В «Нумизматике» можно узнать о монетах и купюрах. Гордостью музея стала крестьянская бревенчатая изба с интерьером прошлых лет.

Музей МБОУ «Биликтуйская ООШ» работает с 1996 г., и его коллекция включает 157 экспонатов, вспомогательного фонда — 76 экземпляров. В разделы экспозиции входят «Земляки — участники ВОВ», «Земляки-поэты», «История школы», «Моряки», «Летопись родного края», «Умельцы села», «Так жили раньше». Собран огромный материал о героях — моряках биликтуйцах, о легендарной лодке «Кореец».

Музеи школ Усольского района являются одним из средств расширения кругозора, специальных знаний учащихся, формирования у детей и подростков научных интересов, навыков общественно полезной деятельности. В основе деятельности музея лежит принцип «школьный музей—руками детей».

Сегодня многие музеи, в том числе и школьные, отходят от традиционных форм деятельности. Если раньше музеи образовательных учреждений представляли собой стандартный набор отделов, посвященных истории края, этнографии и т. д., то сегодня их структура подвергается различного рода изменениям. Инновационные технологии показа во многом определяют роль музея в современном обществе. Необходимость выхода музеев за рамки своих традиционных функций продиктована актуальными задачами современной культуры. Инновационные подходы, которые используются музеями в своей деятельности, определяются новизной идеи, концепции функционирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в селе Верхний Булай Черемховского района действует школьный Музей цветов. Ученики при помощи преподавателей создали настоящий зимний сад. В Музее цветов сегодня более 100 экземпляров. Есть декоративная зелень, есть растения, которые все время цветут. Вот на подоконнике пеларгония, по-народному герань. А рядышком японская лилия набрала бутон.

Необычную экспозицию создали в школе № 22 поселка Магистрального в Казачин-ско-Ленском районе. Там создан Музей шишки, который состоит из пяти отделов—от экологического до художественного. Посетители дарят музею шишки от самых разных деревьев, привозят из других регионов России и даже из других стран.

Почти все школы области имеют свои сайты, на которых публикуется информация и о музее, истории его создания, направлениях работы, история отдельных экспонатов, информация о мероприятиях, проводимых при участии музея.

Ежегодно проводится смотр-конкурс школьных музеев, по итогам которого выдаются дипломы, подтверждающие право музея на звание культурно-просветительского учреждения, играющего большую роль в воспитании подрастающего поколения.

Школьный музей сегодня—это не просто пылящиеся экспонаты или выставки, а прежде всего работа детей по изучению и пропаганде историко-культурного наследия. Современные реалии требуют креативного подхода к подаче материала с целью привлечения как можно большего числа посетителей, особенно из числа младшего поколения. Музей является неотъемлемым звеном единого образовательного процесса. Он обеспечивает гражданско-патриотическое воспитание, дополнительное краеведческое образование. Здесь проводятся регулярные экскурсии, уроки, встречи с интересными людьми.

Информация о статье Автор: Саяпарова Екатерина Владимировна—кандидат исторических наук, преподаватель, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, [email protected]. Заглавие: История развития школьных музеев Иркутской области: традиции, инновации, современное состояние.

Абстракт: Статья посвящена истории формирования сети школьных музеев Иркутской области. В хронологическом порядке рассматриваются основание музеев, их история, традиции, создание экспозиций и особенности деятельности на современном этапе, включая инновационные подходы и информационные технологии. Поскольку деятельность школьных музеев недостаточно освещена в источниках, данная работа призвана восполнить некоторые пробелы в этом вопросе и обобщить вкратце имеющиеся сведения. Школьные музеи возникли как результат многолетней работы со школьниками по учебным предметам, как итог общей работы ученических коллективов. В Иркутской области первые школьные музеи появляются в 40-е годы XX века в связи с широким распространением краеведения. На протяжении XX в. школьное краеведение переживало подъемы и падения, исторические реалии отражались не только на деятельности, но и на самом факте существования школьных музеев. Традиционный школьный музей представляет собой сельский музей, зачастую располагающий уникальными экспонатами и основанный, как правило, коллективом педагогов и учащихся школы. Со временем такой музей получает признание общественности, в ряде случаев коллекция перерастает в образование муниципального подчинения. Так, фонды некоторых школьных музеев послужили основой для создания краеведческих музеев, существующих до настоящего времени. В данной работе приводится количество действующих школьных музеев, данные о динамике их появления в разные годы, что позволяет в целом получить достаточно точное представление о развитии школьных музеев региона в контексте общего развития музейного дела в Иркутской области.

Ключевые слова: школьные музеи, экспонаты, история региона, краеведение, музейная сеть, традиции, инновации.

Список использованной литературы

Музеи Иркутской области: справочник / сост. Э. А. Муценек; Комитет по культуре администрации Иркутской области. Иркутск, 1997. 23 с.

Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен (отв. ред.), И. М. Косовой, А. А. Сун-диевой. 2-е изд. Москва: Изд-во «ВК», 2005. 676 с.

Пядушкина, Ирина Ивановна, Радзиминович, Марина Павловна. Аннотированный справочник по школьным краеведческим музеям Иркутской области // Байкальский ветер: Вестник ИОЦДЮТурК. Иркутск, 1995. Вып. 1. С. 31.

Рабецкая, Зинаида Ивановна. Из истории школьного краеведения в Иркутской губернии (области) в годы советской власти // Школьное краеведение: история и современность: материалы обл. науч.-практ. конф. / под ред. проф. З. И. Рабецкой. Иркутск, 2004. С. 3-23.

Сердце отдавая детям: 60-летию ЦДЮТиК посвящается / сост.-ред. М. П. Радзиминович. Иркутск, 2002. 231с.

Страницы летописи 1941-2001 гг.: 60-летию ЦДЮТиК посвящается / авт.-сост. М. П. Радзиминович. Иркутск, 2002. 325с.

Фатьянов, Алексей Дементьевич. Иркутские сокровища. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1985. 160 с.

Школьное краеведение: история и современность: материалы обл. науч.-практ. конф. / под ред. проф. З. И. Рабецкой. Иркутск: Изд. ГОУ ВПО ИГПУ, 2004. 232 с. От чистого истока: городские исторические чтения «Моя малая Родина». Иркутск, 2001. Вып. 4.

Яшина, Любовь Витальевна. Развитие музейного дела в Иркутской области в 1945-1985 гг.: краткий исторический очерк. Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2005. 88 с.

Information on article Author: Sayaparova Ekaterina Vladimirovna—PhD in History, Lecturer, Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, [email protected].

Title: The history of the development of school museus in the Irkutsk region: Traditions, innovations, present state.

Abstract: The article is devoted to the history of the network of school museums in the Irkutsk region. In chronological order the foundation of museums, their history, traditions, creation of expositions and features of activity at the present stage, including innovative approaches and information technologies are considered. Since the activity of school museums is not adequately covered in the sources, this work is intended to fill some gaps in this problem and briefly summarize available information. School museums arose as a result of many years of work with schoolchildren in academic subjects, as a result of the overall work of student groups. In the Irkutsk region, the first school museums appear in the 40s of the 20th century due to the wide spread of region studies. Throughout the 20th century, school regional studies experienced ups and downs, historical realities also reflected not only on activities, but also on the very fact of the existence of school museums. The traditional school museum is a rural museum, often with unique exhibits and, as a rule, founded by a team of teachers and students of the school. Over time, such a museum receives public recognition, in some cases, the collection grows into the formation of a municipal institution. Thus, the funds of some school museums served as the basis for the creation of local history museums that exist to the present day. In this paper, the number of existing school museums is given, the data on the dynamics of their appearance in different years, allows us to get a fairly accurate picture of the development of school museums in the region in the context of the overall development of the museum business in the Irkutsk region. Keywords: schools' museums, exhibitions, history of region, regionality, museum net, traditions, innovations.

References

Fatyanov A.D. Irkutskie sokrovischa [Irkutsk treasures]. Irkutsk, East.-Sib. Book Publ., 1985. 160 p.

Kaulen M. E.; Kosova I. M.; Sundiyeva A. A. (eds.). Muzei Rossii [The museums of Russia]. Moscow, Publishing House "VK" Publ., 2005. 676 p.

Mutsenek E. A. (comp.). Muzei Irkutskoy oblasti: Spravochnik [Museums of Irkutsk region: Reference book]. Irkutsk, 1997. 23 p.

Ot chistogo istoka: gorodskie istoricheskie chteniya "moya malaya Rodina" [From a pure source: Urban historical readings "My Little Homeland"]. Irkutsk, 2001. Issue 4.

Pyadushkina I. I.; Radziminovich M. P. Annotirovannyi spravochnik po skolnym muzeyam Irkutskoy oblasti [Annotated reference book on school local lore museums of the Irkutsk region]. Baikal wind: Vestnik IOTSDYuTurK, vol. 1. Irkutsk, 1995. 57 p.

Rabetskaya Z. I. Iz istorii skolnogo kraevedeniya v Irkutskoy gubernii (oblasti) v gody sovetskoy vlasti [From the history of school local studies in Irkutsk province (region) in the years of Soviet power]. School local studies: History and modernity: Materials of the Regional scientific-practical conference. Irkutsk, 2004, pp. 3-23.

Rabetskaya Z. I. (ed.). Skolnoe kraevedenie: istoriya i sovremennost [School local lore: History and modern times]: materials of the regional scientific-practical conference. Irkutsk, Publishing House SEA HVE ISPU Publ., 2004. 232 p.

Radziminovich M. P. Chronicle of 1941-2002: To the 60th Anniversary of the Central Department of Journalism and Cybernetics. Irkutsk, 2002. 325 p.

Radziminovich M. P. Serdze otdavaya detyam: 60-letiyu RZDUTIKposvaschayaetsya [Giving heart to children: To the 60th anniversary of the central children's Library of Russia]. 2002. 231 p.

Radziminovich M. P. Stranizy letopisi 1941-2001 gg. (60-letiyu RZDUTIK posvaschayaetsya) [Pages of the Chronicle of 1941-2001 (To the 60th anniversary of the Central Scientific and Technical University)]. Irkutsk, 2002. 213 p.

Yashina L. V. Razvitie muzeynogo dela v Irkutskoy oblasti v 1945-1958: kratky istorich-esky ocherk [The development of museum business in the Irkutsk region in 1945-1985: A brief historical essay]. Irkitsk, Publishing house of the Irkutsk state pedagogical university Publ., 2005. 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.