ОБРАЗОВА ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
А.Н. Сарапулов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Пермь)
Школьный музей: общее и особенное
В статье рассматривается история появления школьных музеев как таковых и цель их создания. Авторам были выделены особенности и признаки школьных музеев в сравнении с государственными и ведомственными музеями. Гпавная особенность такого музея - участие учащихся не только как посетителе, но и как создателей музея. Ключевые слова: школьный музей, особенности, признаки, деятельность музея.
A. N. Sarapulov Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm)
School Museum: general and special The article discusses the history of school museums appearing and the purpose of their creation. The author pointed out aspects and peculiarities of school museums in comparison with the state and departmental museums. The main peculiarity of this museum is students' participation not only as visitors, but also creators of the museum.
Keywords: school museum, peculiarities, signs, museum activity
По мнению российских исследователей, «история отечественного образования изначально неотрывна от деятельности музеев. Уже 8 сентября 1802г. появился манифест об учреждении в России Министерства народного просвещения. В его седьмом параграфе говорилось, что в круг ведомства министерства входят помимо прочего «натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук быть могут» [1, с. 4345].
Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях XIX века. Однако вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной литературе. Неоценимое значение для идей школьного краеведения имеют труды К. Д. Ушин-ского, в которых он обосновывает абсолютную необходимость введения краеведческого элемента в обучение в русских школах и занятиях с учащимися по «истории своей ближайшей родины». К.Д. Ушинский считал, что дети должны изучать окрестности своего округа, свой город с его историческими памятниками и легендами. Эту работу необходимо отдавать в руки преподавателям истории, географии, родного языка («так как богатый материал оживится словом») [2, с. 306-315].
Идея о внесении элементов историко-краеведческих знаний в школьное обучение, органически связанная с методическим движением за введение в школах «родиноведения» и участием учителей в изучении
своей страны, была поддержана прогрессивными педагогами. Большую методологическую ценность для разработки вопросов школьного исторического краеведения имели выступления и статьи видных советских педагогов А. П. Питкевича и Т.Х. Шацкого.
С развитием школьного краеведения в 20-е годы XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 50-х годы и особенно в 70-е годы прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднование юбилейных дат Советского государства.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их-то признавали главнейшим резервом для развития государственной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской и педагогической общественности, и как результат собственной поисково - собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь нефор-
мальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
По данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ на 2003 г. в стране насчитывалось порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля- 2060, военно-исторических музеев-1390, краеведческих - 1060, музеев других профилей: литературных, художественных, технических и др. -270 [3].
Относительная условность термина "школьный музей" заставила Министерство образования России уточнить и дополнить старое название, и в разработанном "Положении о школьном музее" музей именуется "музеем образовательного учреждения", в скобках "школьным музеем". Музей в образовательном учреждении создается "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся" [4].
Современные исследователи в целом трактуют понятие музея следующим образом: музей - это государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) музейных предметов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния [5, с. 7].
Музей образовательного учреждения - это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
Целью создания и деятельности школьного музея, согласно принятому положению, является всемерное содействие развитию коммуникативных ком-пе тенций, нав ы ков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать непросто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства [6].
Школьный музей, как и любой другой осуществляет основные традиционные виды деятельности.
Но, тем не менее, музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности. Во-первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» и «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалистами - музеоло-гами) для другой (аудитории). Во-вторых, музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием [7, с. 3].
К традиционным функциям музея образовательного учреждения относятся: комплектование, изучение, учет, хранение
Сарапулов
Алексей Николаевич,
старший преподаватель кафедры Древней и средневековой истории России Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, заместитель декана исторического факультета
e-mail: ans05@mail.ru
коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он, главным образом, и осуществляет свою деятельность [8, с. 120].
Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной исследовательской работы, когда накопленные материалы требуют размещения.
На наш взгляд, важно отметить, что школьный музей имеет ряд признаков:
1. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.
2. Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.
3. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.
4. Обязательное условие функционирования школьного музея - постоянный актив учащихся, так называемый со-
ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
вет музея, способный вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе собранных материалов.
5. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнерства.
Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.
Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы экспо-зиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на них посредством личного участия в работе музея. Главное отличие образовательно-
воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую
тему они изучают.
Таким образом, феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Литература:
1. Черник В.Э. Музей в системе подготовки учителя. // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. с. 43-45.
2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М. 1948. т.3. с. 306315.
3. Голышева Л.Б. Музейная педагогика // Преподавание истории в школе. №2, 2003.
4. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16.
5. Галкина Т.В. Краткий словарь музейных терминов. / Галкина Т.В., Петунина О.О. - Томск. Издательство ТГПУ. 2004. - 16 с.
6. Яхно Ю.Б.. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства.// http://www.den-za-dnem.ru/page.php ?article=53
7. Школьный музей: жизнь в творчестве: методические рекомендации / Под ред. О.Б. Карповой. -Вологда - Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. - 100 с.
8. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела/ Л.М. Шляхтина. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2005.