Научная статья на тему 'Исследовательская работа как основной "фактор успеха" школьных музеев'

Исследовательская работа как основной "фактор успеха" школьных музеев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмуратко Дмитрий Владимирович

В работе на основе социологического опроса 95 школьных музеев Пермского края делается вывод о ключевом значении исследовательской деятельности школьников как «факторе успеха» работы школьного музея. Показана корреляционная зависимость между размером площади музея, количеством участников музейного коллектива, объемом коллекций и фактом проведения на базе музея научно-исследовательской работы. Ключевые слова: школьные музеи, научно-исследовательская работа учащихся, краеведение, дополнительное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research as a major "success factor" of school museums

The conclusion about the key importance of schoolchildren’s research as "success factors" of the work of a school museum is made in the article on the basis of a poll of 95 school museums of Perm Krai. The correlation between the size of the museum area, the number of members of the museum staff, the scope of the collection and schoolchildren’s research work is shown in the article. Keywords: school museums, schoolchildren’s research work, local studies, additional education.

Текст научной работы на тему «Исследовательская работа как основной "фактор успеха" школьных музеев»

Д.В. Шмуратко

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Пермь)

Исследовательская работа как основной «фактор успеха» школьных музеев

В работе на основе социологического опроса 95 школьных музеев Пермского края делается вывод о ключевом значении исследовательской деятельности школьников как «факторе успеха» работы школьного музея. Показана корреляционная зависимость между размером площади музея, количеством участников музейного коллектива, объемом коллекций и фактом проведения на базе музея научно-исследовательской работы. Ключевые слова: школьные музеи, научно-исследовательская работа учащихся, краеведение, дополнительное образование.

D.V. Shmuratko Perm State Humanitarian-Pedagogical University (Perm)

Research as a major "success factor" of school museums

The conclusion about the key importance of schoolchildren's research as "success factors" of the work of a school museum is made in the article on the basis of a poll of 95 school museums of Perm Krai.

The correlation between the size of the museum area, the number of members of the museum staff, the scope of the collection and schoolchildren's research work is shown in the article. Keywords: school museums, schoolchildren's research work, local studies, additional education.

К теме школьных музеев автор уже обращался ранее [3; 4] и настоящей статьей хотел бы продолжить начатый разговор. Напомним, школьные музеи — уникальное достижение отечественного образования, не имеющее аналогов в зарубежной практике. Первые школьные музеи появились в России еще во второй половине XVIII в. На сегодняшний день по данным приведенным на сайте Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения в Российской Федерации насчитывается более 5000 школьных музеев. Наибольшее их количество отмечено в Республике Татарстан, Белгородской и Воронежской областях. Однако следует признать, что эффективность деятельность школьных музеев определяется не их количеством, а качеством работы. Но от каких факторов зависит качество, эффективность и высокая самооценка школьных музеев? Для ответа на этот вопрос автором был поведен социологический опрос руководителей школьных музеев Пермского края. Всего в опросе приняли участие 95 школьных музеев, которым было предложено оценить эффективность своей работы по пятибалльной шкале, а также ответить на ряд вопросов, касающихся условий и характеристик работы музея.

Оценку «очень плохо» и «плохо» поставили себе 4 % респондентов, оценку «удовлетворительно» — 24 %, оценку «хорошо» — 52 %, «отлично» — 20 %. Полученные данные говорят о

том, что абсолютное большинство школьных музеев в целом довольны качеством своей работы. Однако при этом процент школьных музеев оценивающих себя на «тройку» и ниже достаточно высок, практически каждый четвертый школьный музей ставит себе низкий балл.

С целью ответа на вопрос, какие факторы влияют на самооценку музея, был проведен корреляционный анализ. Анализ позволил зафиксировать наличие статистически значимой корреляции между уровнем эффективности (самооценки) музея и фактом осуществление на музейной базе исследовательской работы учащихся - коэффициент корреляции 0,336. Второй по значимости является корреляционная связь между высоким уровнем самооценки музея и фактом проведения на его базе тематических уроков — коэффициент корреляции 0,298; чуть ниже корреляция с экскурсионной деятельностью — коэффициент 0,281. Таким образом, интеграция школьного музея в научно-исследовательскую, образовательную и воспитательную деятельность в первую очередь позволяет музею считать себя успешным (эффективным).

Школьный музей — это, прежде всего, музей «действия» или «деятельности», для его эффективного функционирования необходим факт постоянной включенности учащихся в музейную работу. Современная коммуникативная модель работы школьного музея предполагает расширение контактов музея с учеб-

ным заведением, в структуру которого он входит. Правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы и использованием материалов музея в учебном и воспитательном процессе [2]. Осуществление исследовательской работы дает возможность для самореализации учащихся, участия в конференциях, получения общественного признания. Именно эти факты (достижения) позволяют оценивать работу музея как эффективную.

Исследовательская работа, согласно данным корреляционного анализа, находится в прямой зависимости от объема фондов школьного музея — коэффициент корреляции 0,378. Что вполне объяснимо, т.к. для проведения исследований нужен материал — коллекции, выступающие как источник получения нового знания. Чем обширнее коллекция музея, тем больше шансов, что она заинтересует учащихся и побудит их к исследованию. Музейный предмет в коллекции школьного музея — это не безмолвная иллюстрация событий вековой давности, это подлинный источник (вещественный, письменный, графический и др.), обладающий всей полнотой исторической информации. Обращение к коллекциям музея не только как к иллюстративному материалу, но и как к источникам для самостоятельного научно-исследовательского поиска — обязательное условие работы школьного музея.

Объем фондов музея сопряжен с числом учащихся, привлеченных к музейной работе — коэффициент корреляции 0,296 и площадью, занимаемой музеев — коэффициент корреляции 0,263. Чем больше человек входит в школьное музейное объединение, тем богаче коллекция музея. Этот факт также вполне

понятен и объясним. Фонды школьных музеев часто формируются самими учащимися за счет семейных раритетов и реликвий, и естественно чем больше ребят задействовано в музейной работе, тем больше потенциальных источников пополнения коллекций. Количество участников музейного коллектива напрямую определяет возможность открытия и работы на базе музея самостоятельных кружков по интересам — коэффициент корреляции 0,303. Естественно, для возникновения кружков необходим достаточно большой коллектив, в котором становится возможной дифференциация по интересам. Средняя численность музейного коллектива, в рамках которого работают кружки по интересам — 15 чел, коллективы же внутри которых кружков не сложилось, имеют среднюю численность 11 чел. Еще одна значимая корреляция связывает объем фондов школьного музея и размер площади его помещений, коэффициент корреляции 0,263. Логично предположить, что без наличия достаточных площадей музею трудно будет собрать богатую коллекцию и обеспечить ее качественное хранение и экспонирование.

В результате получаем следующую логическую цепочку: размер площади и количество участников музейного коллектива определяют объем коллекций, который в свою очередь влияет на возможность проведения на базе музея научно-

исследовательской работы учащихся, которая, как говорит корреляционный анализ, существенным образом определяет самооценку музея относительно эффективности своей работы.

Руководителям музеев также были заданы вопросы о необходимости и характере методической помощи в осуществление работы музея. Интересно проследить зависимость ответов на эти вопросы от степени эффек-

Шмуратко Дмитрий Владимирович,

к.и.н., доцент кафедры древней и средневековой истории России, декан исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Пермь)

тивности работы музеев по результатам самооценки. Так, 100 % музеев, оценивших свою работу на «очень плохо» и «плохо», говорят о необходимости консультационной поддержки, среди музеев оценивших себя на «удовлетворительно» таковых 83 %, среди оценивших себя на «хорошо» — 69 %, «отлично» — 63 %. Чем выше самооценка эффективности, тем ниже потребность во внешней помощи и консультациях. Что касается тематического содержания необходимых консультаций, то во всех группах лидируют «рекомендации по организации экспозиции» и курсы повышения квалификации для руководителя.

Полученные результаты можно интерпретировать в таком ключе, что школьные музеи, оценивающие уровень эффективности своей работы не так высоко, причину низких результатов видят в отсутствии необходимых знаний и компетенций у руководителя музея (и поэтому отмечают необходимость в повышении его квалификации) и низкое качество экспозиции музея (просят рекомендации по ее организации). Однако, как показывает статистический анализ, такая стратегия вовсе не гаран-

тирует желаемого результата — повышения эффективности работы музея, поскольку, как отмечалось выше, высокий уровень эффективности школьного музея, прежде всего зависти не от качества экспозиции, а от вовлеченности участников музейного объединения в научно-исследовательскую работу. Как показало анкетирование, руководители школьных музеев не осознают эту зависимость, для них хороший музей — это в первую очередь хорошая экспозиция, а все остальное потом. Это утверждение справедливо, но только в отношении больших государственных и частных музеев, что касается школьных музеев, то сводить их к одной экспозиции ошибочно. Подобная ситуация имеет место не только в Пермском крае. В.А. Полоудин отмечает, что в большинстве школьных музеев Москвы экспонаты используются лишь в качестве иллюстраций к выбранной экспозиции и практически не рассматриваются как исторические источники, обладающие весомым информационным потенциалом [1].

Таким образом, чтобы помочь школьным музеям повысить самооценку необходимо

объяснить их руководителям специфику организации на базе музея исследовательской деятельности учащихся. Музеям следует усилить краеведческую работу, поскольку именно она позволяет наиболее широко развивать межпредметное мышление школьников на базе комплексных краеведческих экспозиций; стимулировать научно-исследовательскую и научно-поисковую работу.

Литература:

1. Полоудин В.А. Роль и значение музеев образовательных учреждений в формировании личности школьников // Проблемы современного образования. — 2010. — № 4. — С. 97-102.

2. Спиридонова Т.А. Развитие школьных музеев в России // Образование в современной школе. — 2012. — № 9. — С. 61-64.

3. Шмуратко Д.В. Нужны ли школьные музеи в современной России? Анализ государственных программ и стратегий // Преподавание истории в школе. — 2015. — №2 10. — С. 42-45.

4. Шмуратко Д.В. Школьное музейное пространства Пермского края на фоне общероссийских тенденций // Музей в современном мире: материалы международной научно-практической конференции г. Кудымкар, 16-18 ноября 2016 гола. — Кудымкар, 2016. — С. 4247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.