УДК 069.016(571.54)»195/200»
Е. В. Саяпарова
ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ БУРЯТИИ: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ,
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХХ - НАЧАЛО XXI вв.)
В 1920-е гг. в России активно развивается школьное краеведение и, как результат, начинается массовое создание школьных музеев. Таким образом, школьные музеи возникли как результат многолетней работы со школьниками по учебным предметам, как итог общей работы ученических коллективов. Наибольшее развитие этот процесс получил во второй половине 1950-х гг. и особенно в 1970-е гг. под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся комсомольскими и пионерскими организациями.
Исторической литературы об открытии и деятельности музеев образовательных учреждений в Бурятии до 1950-х гг. существует крайне мало. Главным образом, тема музеев освещалась в периодической печати. Большинство публикаций посвящено открытию музеев в районах республики. Отдельные заметки освещали юбилей того или иного музея. Музейной тематике были посвящены не только районные издания, такие как «Бар-гузинская правда», «Огни Курумкана», и т.д., но и республиканские, например, «Бурятия», «Правда Бурятии», «Молодежь Бурятии».
Во второй половине 1950-х гг. большое распространение получили музеи и уголки боевой и трудовой славы. Их главными задачами являлись пропаганда подвига Советского народа в Великой Отечественной войне, а также военно-патриотическое воспитание населения. Одним из первых в 1951 г. был открыт Музей боевой и трудовой славы Гуруль-бинской средней школ; в 1969 г. в средней школе п. Селенгинск был образован Музей воинской славы им. Героя Советского Союза Кузнецова и т.д.
Большинство школьных музеев было открыто в 1970 - 1980-е гг. Это было связано с развитием школьного краеведения и, отчасти, с событиями так называемого «музейного бума», пришедшегося на 1960-е - конец 1980-х гг. Это время, когда резко выросла посещаемость музеев во всем мире1. В Бурятии в этот период открылось большинство из существующих ныне музеев. Практически каждый населенный пункт имел свой музей, открытие и существование которых зачастую осуществлялись силами энтузиастов, бравших на себя все заботы о содержании музея, пополнении его фондов. Большинство открывшихся в эти годы музеев являлись школьными музеями, создававшимися, как правило, силами учителей и учеников. Главным образом, это были музеи историко-краеведческого профиля.
Школьным музеям республики оказывалась помощь на самых разных уровнях власти. Большую помощь в становлении и развитии школьных музеев оказывали музеи государственные. В 1977 г. был основан Бурятский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей2. В числе прочей своей деятельности музей активно проводил работу со школьными музеями - оказывал помощь в комплектовании фондов, проведении передвижных выставок, тематических вечеров, проведении экскур-
1 Музейное дело России / Отв. ред. М. Е. Каулен. М., 2005. С. 163.
2 Государственный архив республики Бурятия (далее - ГАРБ). Ф. 1976. Оп. 1. Д. 159. Л. 1.
сий и т.д.3 Кроме того, объединенным музеем проводилась методическая помощь школьным музеям4. Также методическим отделом объединенного музея регулярно проводились семинары школьных музеев, стажировки руководителей, выпускались методические реко-мендации5. Объединенный музей поддерживал тесный контакт с Детской экскурсионнотуристической станцией (далее - ДЭТС), в ведении которой находились все школьные музеи6. Деятельность ДЭТС заключалась в организации работы школьных музеев, осуществлении контроля за их деятельностью, оказании необходимой методической помощи, организации систематической учебы руководителей школьных музеев и учащихся.
Многие школьные музеи становились базовыми при создании общественных музеев. Например, так было в с. Хоринск, где стараниями учительницы Д. Е. Болдоновой был собран интересный материал, который лег в основу будущего районного народного музея, официально открытого в 1979 г. Такая же ситуация повторилась в школьных музеях с. Тохой, Ташир, Ноехон, Малый Куналей и др.7
На 1 января 1978 г. в Бурятии насчитывалось 73 школьных краеведческих музея. Кроме того, 93 школы республики имели краеведческие уголки8. К 1984 г. в Бурятии насчитывалось 122 школьных музея, 260 уголков боевой славы, а также более 100 ленинских комнат, организованных при школах и средних учебных заведениях республики9. В 1990-е гг. процесс создания новых музеев был приостановлен, в связи со сложившейся в стране политической и экономической обстановкой. Часть музеев пришла в упадок, многие музеи были закрыты. Отчасти это можно объяснить сменой идеологических приоритетов и материальными трудностями. В этот период новые музеи открывались не так интенсивно как в предыдущие годы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. ситуация с музеями в Бурятии несколько стабилизировалась. Было открыто большое количество новых музеев, многие из которых появились в школах республики. Если в конце 1990-х гг. в общеобразовательных учреждениях республики работало 108 музеев, то к 2006 г. их действовало более 200.
К 2012 г. в Республике Бурятия работают 242 музея - из них 132 музея являются школьными. Это музеи различного профиля: комплексные краеведческие, воинской славы, этнографические, литературы и искусства, истории образования, историко-археологические, музей Матери, представляющий собой необычную форму музейной деятельности. В коллекциях музеев хранится более 15 000 подлинных памятников истории и культуры народов Забайкалья.
В приведенной ниже таблице показано соотношение музеев образовательных учреждений и муниципальных музеев в районах Республики Бурятия10. В данной таблице представлены школьные музеи республики без учета паспортизации.
3 ГАРБ. Ф. 1976. Оп. 1. Д. 172. Л. 61
4 Там же. Л. 60.
5 ГАРБ. Ф. 1976. Оп. 1. Д. 93. Л. 2.
6 ГАРБ. Ф. 1976. Оп. 1. Д. 172. Л. 60
7 Там же. Л. 61.
8 Там же. Л. 39.
9 ГАРБ. Ф. 1976. Оп. 1. Д. 93. Л. 1.
10 Информация по школьным музеям, прошедшим паспортизацию, предоставлена Республиканским Центром детско-юношеского туризма и краеведения.
Таблица 1.
Соотношение музеев образовательных учреждений и муниципальных музеев в районах Республики Бурятия
Районы Республики Бурятия Количество музеев Музеи образовательных учреждений
Баргузинский 3 3
Баунтовский эвенкийский 6 -
Бичурский 10 5
Джидинский 17 14
Еравнинский 10 5
Заиграевский 12 10
Закаменский 14 11
Иволгинский 6 6
Кабанский 16 10
Кижингинский 3 3
Курумканский 6 4
Кяхтинский 4 1
Мухоршибирский 14 10
Муйский 2 2
Окинский сойотский 2 2
Прибайкальский 6 4
Северо-Байкальский 4 2
Селенгинский 12 10
' Т арбагатайский 8 6
Тункинский 14 13
Хоринский 5 3
Музеи г. Улан-Удэ 30 8
Школьные музеи Республики Бурятия можно условно разделить на три типа: городские школьные музеи, сельские школьные музеи, музеи образовательных учреждений (колледжей, лицеев).
Традиционный школьный музей республики представляет собой сельский музей, зачастую располагающий уникальными экспонатами и основанный, как правило, коллективом педагогов и учащихся школы. Со временем такой музей получает признание общественности, при этом деятельность его часто поддерживается силами самой общественности. Большинство школьных музеев Бурятии традиционно состоят из нескольких отделов: отдел природы, отдел истории и этнографии родного края и т.д. Количество экспонатов при этом не зависит от местонахождения музея, а их ценность неоспорима. Большинство экспонатов, представляющих материальную культуру и быт - подлинные орудия труда, домашняя утварь, одежда коренного населения - приобретают все большую ценность с каждым годом.
Основная часть экспонатов школьных музеев имеет непосредственное отношение к развитию истории и культуры определенного района, в котором расположен музей. Например, краеведческий музей средней школы п. Аршан, инициатором и руководителем которого стала З. И. Алишеева - ветеран труда, «Отличник народного образования РФ». Она работала учителем географии в Аршанской средней школе. С 1970 г. является руководителем краеведческого кружка. Музей был открыт 8 мая 1979 г. Среди материалов музея интересен уголок природы. Учащимися школы также собран богатейший материал
по истории и этнографии родного края, истории школы. Помимо экспонатов в музее также выставлены дневники и отчеты походов, грамоты и памятные подарки. Материал музея ежегодно пополняется, т.к. при музее работает краеведческий кружок.
Другим примером может служить Музей Мылинской средней школы, начавший свою деятельность 12 марта 1999 г. Музей располагается в обширном здании с несколькими комнатами и содержит несколько отделов. Так, в отделе истории села можно познакомиться с историями первых артелей, колхозов, совхоза сельской потребкооперации, детского сада и школы. Отдельный стенд экспозиции посвящен прославленным землякам Шагжи Шадаровичу Сосорову (Мэргэн Шагжа) и Шампии Гергеновичу Ямпилову На витринах разложены ордена, медали, охотничий нож-Иомошо, серебряное огниво, пороховницы, мерки. В следующем разделе оформлены планшеты, посвященные героическим путям земляков-фронтовиков, тружеников тыла. Отдельные стенды посвящены матерям-героиням и землякам труженикам, которые заслужили награды Родины.
Специальный раздел посвящен поэтам, писателям. На витринах разложены коллективные сборники членов литобъединения «УранДушэ», сборник Василия Аюшева, его портрет, написанный гуашью директором школы В. Г. Гармаевым. Здесь же как почетный экспонат занимает свое место удостоверение члена литобъединения рано ушедшего из жизни поэта-педагога В. Б. Гомбоева, семь книг заслуженного учителя Республики Бурятия Б. Б. Гомбоева. Радуют глаз и изделия местных мастеров-умельцев. Подобные разделы, содержащие результаты труда талантливых современников, присутствуют во многих школьных музеях республики.
Одним из интереснейших школьных музеев Бурятии является литературно-краеведческий музей «Юный пушкинист», действующий в средней школе с. Кусоты Мухорши-бирского района. Музей был создан 10 февраля 1979 г., он располагается на первом этаже здания школы. Экспозицию музея составляют витрины, на которых присутствуют почти все книги поэта, переведенные на разные языки мира, в том числе на бурятский язык. Также в музее представлены фотоальбом и другие материалы о родословной и друзьях поэта. Музеем активно ведется переписка со всеми пушкинскими музеями Российской Федерации. В 1999 г. музею было присвоено звание литературно-краеведческого музея им. А. С. Пушкина.
Сегодня многие музеи отходят от традиционных форм деятельности. Если раньше музеи образовательных учреждений представляли собой стандартный набор отделов, посвященных истории края, этнографии и т. д., то сегодня их структура подвергается различного рода инновациям. Инновационные технологии показа во многом определяют роль музея в современном обществе. Необходимость перехода музеев за рамки своих традиционных функций продиктована актуальными задачами современной культуры.
Один из ярких примеров - национальный лицей № 24 г. Улан-Удэ. В 1999 г. там открылся музей матери-воспитателя. Сам факт существования подобного музея в республике говорит о нестандартном подходе к сохранению наследия предков. Открытие подобного музея стало инновацией в деятельности музеев образовательных учреждений республики.
Музей появился благодаря энтузиазму Лиры Григорьевны Дардаевой. Собранная ей коллекция ярких биографий мужественных женщин России и Бурятии может послужить хорошим подспорьем при подготовке тематических классных вечеров, читательских конференций. На стендах музея представлено немало удивительных историй. Они рассказы-
вают о той преданности, что двигала женами декабристов. Факты из жизни наших современниц Светланы Савицкой и Марины Попович также по праву занимают среди них свое место. Гордостью музея непременно станет стенд, посвященный Епистинии Степановой, девять сыновей которой погибли в ходе военных действий, защищая честь Родины. Также в музее представлены поделки школьников, картины художников, всего около 500 экспонатов. В планах руководства в дальнейшем проводить здесь встречи с многодетными, солдатскими матерями, женщинами-педагогами, врачами11.
В последнее десятилетие активно идет процесс вовлечения историко-культурного и природного наследия в развитие регионального образования, привлечение и обмен образовательными, интеллектуальными и информационными ресурсами. Школьный музей помогает углубленно ознакомиться с историей, культурой и природой родного края.
Сегодня в Бурятии вопросами функционирования школьных музеев занимаются специалисты Республиканского Центра детско-юношеского туризма и краеведения (далее -РЦДЮТИК). В области инноваций РЦДЮТИК разработал и осуществляет целевую программу «Школьные музеи». Главная задача данной программы - создание условий для удовлетворения и развития широкого спектра творческих потребностей детей средствами краеведения. Объектом программы является учащийся со всеми его многообразными интересами и запросами. Куратором программы выступила начальник отдела краеведения РЦДЮТИК - Т. Б. Молонова; ею же в 2000 г. был подготовлен «Путеводитель по школьным музеям Республики Бурятия».
В марте 2009 г. прошел семинар руководителей школьных музеев. Семинар был организован РЦДЮТИК на базе музея Бурятского научного центра Сибирского Отделения РАН (далее - БНЦ СО РАН). В его программу вошли лекции специалистов, методические и тематические экскурсии, мастер-классы хранителей фондов и создателей экспозиций. Начальником отдела краеведения РЦДЮТИК Т. Б. Молоновой было представлено современное состояние школьной музейной сети района. В рамках семинара был рассмотрен вопрос о создании координационного центра «Совет школьных музеев Республики Бурятия», состоялась презентация странички «Школьные музеи Республики Бурятия» на сайте республиканского Министерства образования и науки. Сотрудниками музея были подготовлены презентации методики описания и учета предметов различных групп хранения.
13 - 16 мая 2009 г. на базе БНЦ СО РАН и Этнографического музея народов Забайкалья прошел Первый республиканский слет юных музееведов. В мероприятии приняли участие сборные делегации Баргузинского, Бичурского, Джидинского, Еравнинского, Заиграевского, Закаменского, Иволгинского, Кабанского, Кижингинского, Курумканского, Кяхтинского, Мухоршибирского, Окинского, Прибайкальского, Селенгинского, Тарбага-тайского, Тункинского, Хоринского районов и г. Улан-Удэ. Всего: 79 детей-участников и 29 руководителей.
В программу слета были включены работа 3-х секций («Использование памятников истории, культуры и природы в музейной (экскурсионно-туристской) деятельности», «Анализ современного состояния школьной музейной сети района», «Научное описание (атрибуция) самого ценного музейного предмета из коллекции вашего школьного музея»), мастер-класс «Анимационный метод в проектной музейной деятельности», интерактивная игра-викторина «Следствие ведут знатоки ...». Активное участие в разработке поло-
11 Иванова Л. Музей матери (Об образовании музея матери-воспитателя в национальном лицее № 24 г. Улан-Удэ) // Правда Бурятии. 1999. 23 ноября. С. 8.
жения, реализации мероприятия приняли преподаватели Восточносибирской академии культуры и искусств, в частности, ее кафедры Музейных технологий и охраны наследия.
Целью слета юных музееведов стала интеграция работы школьных музеев с другими туристско-краеведческими программами, качественная трансформация работы школьных музеев, которая должна выражаться в использовании интерактивных форм в деятельности школьных музеев, формировании навыков проектно-исследовательской деятельности, повышении социальной значимости школьных музеев, как части туристского продукта в ОЭЗ «Байкальская гавань», внедрении в деятельность школьных музеев принципов социального партнерства12.
Активно развивающийся интернет затрагивает практически все сферы деятельности человека, деятельность школьных музеев, в данном случае, не является исключением. Ярким примером является Интернет-портал под названием «Школа, музей, Интернет». Его цель - консолидация организаций, занимающихся вопросами культуры и образования, а также популяризация музейной педагогики для привлечения молодого поколения к вопросам истории Отечества, края и семьи, русской культуре.
С 2005 г. существует инновационный проект «Школьные музеи в Интернете»13. К настоящему времени создана база данных, куда внесены сведения о более чем 300 школьных музеев России (с приложением виртуальной карты), представлены виртуальные экспозиции и экскурсии, на сайте «работают» мемориальный, естественнонаучный, историко-краеведческий залы, зал искусств, выставлены работы школьников, собраны методические материалы по музейной педагогике. В рамках проекта совместно со специалистами Российского института культурологии выпущены две книги: «Музей в школе: стимул к размышлению» и «Музей в школе: практикум», организованы две областные научно-практические конференции, при поддержке «Учительской газеты» и Государственного музея современной истории России проведен всероссийский конкурс. В марте - апреле 2006 г. руководителями проекта был разработан и проведен дистанционный мастер-класс «Буклет школьного музея». В ходе работы над проектом сформировалось заинтересованное активное сообщество музейных специалистов, школьных педагогов и старшеклассников.
Раздел этого проекта под названием «Музеи - школе» представляет собой интернет-каталог14. Он призван помочь музею занять достойное место на рынке образовательных и досуговых услуг, а учителю и родителю быть в курсе новых музейно-педагогических разработок и программ. Здесь можно найти программы, проводящиеся музеями конкретного региона, а также ознакомиться с программами, соответствующими определенному возрасту (5 - 17 лет), школьному предмету, жанру (экскурсия, игра, музейный праздник, музейно-педагогическое занятие, творческая мастерская, семейный клуб и т.д.). На сегодня в справочнике около 100 программ для детско-юношеской аудитории музеев Пензенской, Тульской, Тюменской и Московских областей, а также музеев Санкт-Петербурга, Москвы, Тольятти, Ульяновска и Казани. Данный проект поддержан Центром развития музейного дела (Санкт-Петербург) и Ассоциацией детских музеев и культурно-образовательных центров. База данных разработана сотрудниками НП «Современные технологии в образовании и культуре».
12 Отчет о I Республиканском слете юных музееведов.
13 См. по адресу: http://museum.npstoik.ru/ (ссылка последний раз проверялась 03.09.2012 г.).
14 См. по адресу: http://museum.npstoik.ru/child progr/ (ссылка последний раз проверялась 03.09.2012 г.).
Школьные музеи, безусловно, нуждаются в поддержке, которую в силах оказать им государственные музеи, а также другие социальные организации. Республика Бурятия располагает необходимыми возможностями, позволяющими осуществить кардинальные перемены в деятельности школьных музеев. В первую очередь, это наличие в регионе вуза, проводящего подготовку специалистов музейного дела, Восточносибирской государственной академии культуры и искусств. При поддержке руководящих органов существует вероятность решить проблему с переподготовкой специалистов и повышением квалификации руководителей школьных музеев. Кроме того, закреплению полученных знаний, а также приобретению необходимых навыков практической работы руководителей школьных музеев могут поспособствовать выезды в районы специалистов - преподавателей академии, либо представителей музейного сообщества.
Для наиболее эффективного развития школьных музеев Республики Бурятия необходимо перенимать опыт других регионов страны. Одним из наиболее эффективных методов является обмен опытом. Например, в Республике Удмуртия, первым шагом решения кадровых проблем школьных музеев еще четыре года назад стало целевое обучение руководителей и активов музеев15. Подобный подход к кадровым проблемам школьных музеев может оказаться весьма эффективным, поскольку позволяет непосредственно усовершенствовать как внутреннюю, так и внешнюю работу музеев.
Интеграция в деятельность школьных музеев новых подходов, осуществляемых в ряде школьных музеев Российской Федерации, может существенно улучшить создавшееся положение. Сотрудники РЦДЮТИК проводят массовую работу с зарегистрированными музеями на территории республики. Тем не менее, существует реальная возможность увеличить количество проводимых мер по поддержанию и активизации деятельности школьных музеев - например, проведение профильных лагерей активистов школьных музеев. Эффективной формой реализации культурно-образовательной деятельности школьных музеев может стать проведение ежегодных фестивалей. Такие мероприятия, возможно, существенно изменят взгляды руководящих органов на деятельность школьных музеев, которые смогут продемонстрировать результаты своей работы и привлечь внимание общественности к своим проблемам.
Информация о статье
Автор: Саяпарова Екатерина Владимировна - канд. ист. наук, научный сотрудник, Россия, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Уде, [email protected]
Заглавие: Школьные музеи Бурятии: история формирования, традиции и инновации (вторая половина ХХ - начало XXI вв.).
Абстракт: Первые школьные музеи возникают еще в 1920-х гг., однако наибольшее развитие этот процесс получил со второй половины 1950-х гг., и особенно в 1970-е гг. - под влиянием широкомасштабных акций, поводившихся комсомольскими и пионерскими организациями. Школьным музеям Бурятии оказывалась помощь на самых разных уровнях власти, а также государственными музеями. Многие школьные музеи становились базовыми при создании общественных музеев. К 2010 г. в Республике Бурятия работало более
15 Ивонина В. Партнерство как перспективная технология // Музей. 2008. № 9. С. 80.
200 школьных музеев различного профиля: комплексные краеведческие, воинской славы, этнографические, литературы и искусства, истории образования, историко-археологические, музей Матери. В их коллекциях хранится более 15 000 подлинных памятников истории и культуры народов Забайкалья. Традиционно в музеях образовательных учреждений представлен стандартный набор разделов - краеведения, этнографии, истории школы и т. д. В настоящее время их структура подвергается различного рода инновациям. Инновационные подходы, которые используются музеями в своей деятельности, определяются новизной идеи, концепции функционирования.
Ключевые слова: Бурятия, музей, образование, школа, школьный музей.
Information on article
Author: Sayaparova Ekaterina Vladimirovna - Candidate of Science in History, Researcher, Russia, The Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of Siberian Branch of Russian Academy of Science, Ulan-Ude, [email protected]
Title: School museums of the Buryatia: history of formation, traditions and innovations (second half of XX - beginning of XXI century).
Abstract: The first school museums has been established in 1920th, however the greatest development of this process has received about the second half of 1950th, and especially in 1970th - under the influence of large-scale actions, spent by the komsomol and pioneer organizations. The first school museums in the Buryatiya appeared in 1920th in the relation of wide spreading of the local lore research. School museums of republic were helped at different levels of the authority, and also by the state museums. Many school museums became bases in creation of public museums. By 2012 in Republic Buryatia more than 200 school museums of a various profile worked: their topics are complex of regional studies, glory of military, ethnography, literature and art, history of education, history and archaeology ones, role of Mother. In their collections more than 15 000 original objects of history and culture of the people of Transbaikalia are stored. In the past in museums of educational institutions the standard set of sections is presented - studies of local lore, ethnography, school history etc. Nowadays their structure is exposed a various sort of innovations. Innovative approaches which are used by museums in the activity, are defined by novelty of idea, concept of functioning.
Key words: Buryatiya, education, museum, school, school museum.