УДК 316.334 + 316.74 1БЬ 121, Б83
Б01 10.25205/2542-0429-2018-18-2-153-167
К. Н. Калашникова 1 2, Е. Г. Новогранова 2, И. И. Харченко 2
1 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 2 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск
ФУНКЦИИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ И КУЛЬТУРОЙ *
Аннотация
Рассматриваются функции школьных музеев, их роль в развитии образовательной среды, а также в формальных и неформальных отношениях в школе. Цель исследования -изучить особенности проявления функций на практике, используя пример школьных музеев Новосибирской области различных профилей. Исследование основывается на представлении о признанных основных функциях школьных музеев: документирующей и образовательно-воспитательной. Были использованы: метод полуформализованного интервью с руководителями школьных музеев, анализ документов с сайтов общеобразовательных школ, фотоматериалы, знакомство с экспозициями школьных музеев. В результате показано, что школьный музей - это полифункциональная, многопрофильная структура, которая способна выполнять больший спектр функций, чем представлялось изначально. Были дополнительно обозначены: идеологическая в рамках образовательно-воспитательной, имиджевая, культурно-просветительская, организационно-коммуникативная и профориентационная функции. Показано, что школьные музеи, являясь формой дополнительного образования детей, действуя в нормативном поле учреждений культуры, выполняют функции по развитию общего и дополнительного образования, создают предметную и смысловую основу для воспитательной деятельности, соединяют образовательную и культурную сферы. Выявлены проблемы деятельности школьных музеев: зависимость самого существования музея от энтузиазма его руководителя, проблемы низкого финансирования, нехватки площадей для экспозиций, организационные проблемы (недостаточная информированность руководителей и сотрудников о возможностях участия в конференциях, других мероприятиях, ограничение участия школьников из-за отсутствия транспорта), отсутствие доступа к профессиональной экспертизе экспонатов и др.
Ключевые слова
школьный музей, функции, образовательная среда, воспитание
К 2000 г. в городе Новосибирске насчитывалось 70 школьных музеев, и за первое десятилетие XXI в. их количество возросло до 153 [1. С. 262]. В Новосибирской области к 2011 г. 368 школьных музеев прошли паспортизацию \ Этот факт соответствует одному из приоритетных направлений политики государства - формированию патриотизма молодого поколе-
* Статья подготовлена в рамках государственного задания программы ФНИ государственных академий наук по проекту XI.179.1.2. «Условия и стимулы формирования и реализации человеческого потенциала населения в трудовой и образовательной сферах» № АААА-А17-117022250119-3.
1 Постановление правительства Новосибирской области от 29 декабря 2012 г. № 628-п «Об утверждении стратегий действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/ 5491207.
ISSN 2542-0429. Мир экономики и управления. 2018. Том 18, № 2 © К. Н. Калашникова, Е. Г. Новогранова, И. И. Харченко, 2018
ния. Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2 от 29 декабря 2012 г. включает школьные музеи в структуру образовательной организации на правовом уровне. Но не только указаниями «сверху» обусловлен рост сети школьных музеев. Школьные музеи выполняют общественно значимые функции, и их распространение может свидетельствовать о востребованности удовлетворяемых ими потребностей. Одна из таких потребностей, на наш взгляд, вызвана ограниченными возможностями школы вести воспитательную работу. Один из ведущих специалистов музейной педагогики М. Ю. Юхневич [2] выделяет несколько моделей деятельности школьных музеев, основываясь на их роли в обществе в различные периоды истории:
• просветительная модель 1870-1890 - середина 1920-х гг. (характеризуется отношением к музею как к культурно-просветительскому пространству, в котором располагаются объекты, дополняющие образовательную программу);
• политизированная модель 1920-1950 гг. (музей рассматривался как наглядная иллюстрация политической доктрины, массовость охвата музейной деятельности становится важным показателем);
• информативная модель 1960-1980 гг. (на данном этапе музеи при сохранении своей массовости становятся источником научных знаний, опирающихся на предметную основу, их пропагандистская деятельность ослабевает, но все же они остаются под контролем правящего аппарата, и идеологическая основа формирования экспозиций не исчезла);
• коммуникативная модель 1980-2000 гг. (характеризуется переносом акцента на посетителя музея, на его эмоциональное состояние и на чувственный отклик, через эмоции происходит наделение ценностным смыслом предметов, явлений, формируется отношение к историческому наследию) [2. C. 19-28].
Школьные музеи на современном этапе призваны воспитывать любовь к Родному краю, хранить историческую память народа, знакомить с достижениями той или иной эпохи (в культуре, промышленности, военном деле и др.), с повседневной жизнью людей в прошлом. В соответствии с общими целями образования они являются средством передачи ценностной и мировоззренческой системы, принятой в обществе. Справедливо будет заметить, что эту деятельность выполняют также музеи образовательных учреждений любого типа (вечернего / сменного, высшего и профессионального образования и др.). Через пространство школьного музея ученики знакомятся с историей родного края, а часто и сами становятся участниками создания экспозиции. Через ознакомление с экспонатами и их поиск у школьников формируется предметное представление о прошлом, а в ряде случаев - ценностное отношение к событиям прошлого. Об этом также пишут такие авторы, как Д. В. Шмуратко [3. С. 43], А. В. Потягов [4. C. 141], Ю. Б. Яхно [5], М. А. Зайцева и Т. Л. Михайлова [6. С. 105].
Деятельность школьных музеев регламентируется «Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 357-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"» 3 и Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24.04.1996 4.
В соответствии со вторым документом «музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций...» (ст. 3). «Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера» (ст. 26). Заметим, что воспитательная функция здесь в явном виде не выделена. Закон предписывает музеям разных видов, куда по определению входят паспортизированные школьные музеи как «иные организации» (ст. 5), вести государственный учет музейных предметов и музейных коллекций (далее - экспонатов), первичный учет которых включает в себя экспертизу культурных ценностей. Обязаны осуществлять ком-
2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:0. Статья 27.
3«Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2016/07/12/muzei-dok.html.
4 Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24 апреля 1996 г. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041535&rdk=&backlink=1.
плектование экспонатов, обеспечивать их хранение, сохранность и безопасность, вести учетную документацию, в том числе иметь главную инвентарную книгу музея. Обеспечивать доступ граждан к экспонатам, а также к бесплатной информации о них путем ее размещения на официальном сайте государственного каталога в сети Интернет (ст. 10). Заметим, что часть общих требований к музеям трудновыполнима для школьного музея, тем более что руководят ими педагоги без специального музееведческого образования. Основное положение, связующее музей и школу: «Музеи могут осуществлять образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании» (ст. 27).
Существует множество публикаций, посвященных школьным музеям, эта тема довольно обширна, и к ней нередко обращаются отечественные исследователи: культурологи, педагоги, социологи. Изучением истории и эволюции школьных музеев занимались Е. Е. Леонов, Т. А. Спиридонова. Современное состояние музеев и влияние современных тенденций на их работу рассматривались А. В. Потяговым. Роль музеев в социализации, воспитании и формировании патриотизма изучали М. А. Зайцева, Т. Л. Михайлова, О. Э. Эрдман, А. А. Климова, М. В. Соколова. Краеведческая деятельность школьных музеев интересовала таких исследователей, как А. Г. Озеров, В. В. Лопатина, Г. П. Пирожков, Ф. Б. Нарожная. Пристальное внимание было уделено школьным музеям Ивановской области, Барнаула, Алтайского края, Омска, Кемеровской области, Бурятии, Тувы. Музеи Новосибирской области не становились предметом изучения в последние годы. Исключением является работа, посвященная школьным музеям города Новосибирска, в которой не рассматривались сельские музеи [1]. Количественный анализ, произведенный в этой работе, показал, что в период с 2000 по 2011 г. происходил рост числа школьных музеев, росло также число мероприятий, в которых они принимали участие. Школьные музеи активно проходят паспортизацию, создают материалы на сайтах школ [1].
Образовательная среда (рис. 1) рассматривается нами как совокупность условий (в том числе необходимой инфраструктуры) и факторов, создающих возможность для реализации потребности граждан в образовании, обучении, воспитании, социализации. Вслед за Т. Г. Егоровой [7] можно обозначить, что в образовательной среде создаются возможности «для раскрытия интересов и способностей обучаемых», что обеспечивает «активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие».
Образовательная среда Общеофазовательнке школы и их структуры
Структуры управления образования и _методические объединения_
Учреждения доп. образования детей (ДОД) в системе образования
Экспериментальные и развивакнцие + площадки, специальные развиваюлдае программы, олимпиады, конкурсы
Учреждения профессионального образования, структуры непрерывного образования
Специальные образовательные программы и проекты любых организаций (учреждений культуры, ВУЗов, НИИ, учреждений медицины, ГИБДД, РПЦ и т.д.) Образовательные программы и методики, информационные ресурсы (книги, документы, СМИ, Интернет и др.)
Учреждения ДОД других структур (культуры, ■» государственной молодежной полигики, спорта, НКО )
Частные занятия (репетиторство)
Семья
Местное сообщество
Рис. 1. Место и роль школьных музеев в образовательной среде (структурный срез)
К совокупности условий и факторов для развития интересов и способностей кроме сугубо образовательных структур можно отнести: семью, местное сообщество, учреждения культуры, молодежной политики, некоммерческие организации и др. В данной системе мы также выделяем формальные и неформальные отношения, различные образовательные программы, методики, информационные ресурсы, образовательные мероприятия и инициативы.
Школьные музеи являются подразделениями общеобразовательных школ и входят в структуру дополнительного образования детей. Их можно рассматривать как музейные пространства или как символические системы, но в данной работе мы делаем акцент на их функциях, определяемых в рамках структурно-функционального подхода. Понятие «функция» в одном из значений - служебная роль («назначение») одного из элементов социальной системы по отношению к другому или к системе в целом 5. В другом значении, по Р. Мерто-ну, «функции - это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы» [8. С. 414].
Таким образом, школьные музеи удовлетворяют определенные общественные потребности и выполняют функции согласно их роли в образовательной среде. Теоретически возможны и такие функции, которые не осознаются или специально не планируются участниками процесса, но являются последствиями их деятельности.
Согласно методическому пособию, посвященному организации школьного музея [9. С. 617], выделяются две основные функции.
• Документирующая функция характеризует любой музей и реализуется она в виде комплектования фондов (тематическое комплектование, систематическое комплектование, комплектование «по горячим следам событий», текущее комплектование), фондовой работы и создания экспозиций. Исследовательская функция является составляющей документирующей и заключается в поисковой и аналитической работах, осуществляемых на базе музея. В школьном музее эта функция проявляется не только в работе специалистов, но и в участии детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, участии и проведении экскурсий, конференций.
• Образовательно-воспитательная функция музеев заключается в трансляции знаний через экскурсионную, культурно-массовую и педагогическую деятельность. Но школьные музеи отличаются в этом плане тем, что ученики - не просто зрители, они принимают участие во всех видах музейной деятельности.
На правовом уровне в Приложении к Письму Минобразования России, от 12.03.2003 № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» 6 содержится следующий перечень функций школьных музеев:
«- документирование истории, культуры и природы родного края, России, путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
- организация культурно-просветительской работы, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
- развитие детского самоуправления».
Именно этот перечень, с редко встречающимися изменениями, можно найти в большинстве положений о школьном музее. В целом эти функции по своему содержанию схожи с выделенными В. Е. Тумановым в методическом пособии [9. С. 6-17]. Методические рекомендации являются ориентиром для руководителей школьных музеев, но мы в данном исследовании исходим из предположения, что на практике люди не ограничиваются рекомендациями.
5 Глоссарий философских терминов проекта Distance. URL: http://terme.ru/termin/strukturno-funkcionalnyi-analiz.html.
6 Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. 2003. № 2 (46).
Можно вслед за И. А. Макеевой отметить, что школьный музей сочетает в себе признаки и функции «исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской» [10]. Согласно Е. Е. Леонтьеву он также обладает некоторыми специфичными характеристиками [11. С. 46-47]:
• в отличие от обычных музеев школьный служит своим создателям, он создается учащимися, педагогами и потребляется ими же;
• школьный музей тесно связан с образовательным процессом;
• интегрирован в жизнь местного сообщества, и при этом сам зависит во многом от благосклонности местной администрации, предприятий и самих жителей.
Таким образом, школьные музеи структурно относятся к школам, но при этом не теряют свою специфику как музейные учреждения. Специфика школьных музеев проявляется в привлечении школьников практически ко всем видам их деятельности.
В данной статье школьный музей рассматривается как часть образовательной среды. Исходя из этого и выделенных выше особенностей, мы определяем его как структурный элемент образовательного учреждения, организующий познавательный и воспитательный процесс, сохраняющий и изучающий историческое и культурное наследие средствами музейных, коммуникативных, педагогических и других научных методик.
Данное исследование призвано изучить особенности проявления функций на практике, используя пример школьных музеев Новосибирской области различных профилей.
Информационная база
В качестве информационной базы на первоначальном этапе были использованы материалы, полученные в ходе экспедиционных исследований «Выявление возможностей образовательной среды для развития человеческого потенциала молодежи (на примере районов Новосибирской области)» в 2014 г. и «Социальная среда и возможности развития школьников» 2016/17 учебный год (руководитель исследований - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела социальных проблем И. И. Харченко). Во втором проекте соавторы данной статьи принимали активное участие. Изучение школьных музеев не было специальной целью двух названных проектов, но в результате были собраны материалы:
• фотоматериалы и заметки, полученные при личном посещении музеев и общении с их руководителями;
• материалы из официальной документации школы и с сайта школы.
Всего в рамках проектов были рассмотрены 54 школы. В этой выборке школьные музеи есть в 5 школах города Новосибирска и в 13 школах муниципальных районов Новосибирской области.
На следующем этапе авторами статьи было проведено специализированное социологическое обследование, включающее в себя полуформализованные интервью с руководителями школьных музеев и знакомство с экспозициями. В Искитимском районе были взяты интервью у трех руководителей школьных музеев: в МКОУ «Гимназия № 1» р. п. Линево, СОШ № 1 р. п. Линёво и в школе п. Керамкомбинат. В г. Новосибирске были опрошены руководители школьных музеев: СОШ № 121 «Академическая», СОШ № 92, СУНЦ НГУ, МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17». Также в процессе исследования для прояснения некоторых моментов мы обратились с вопросами к представителю методического объединения по работе школьных музеев Искитимского района. Заметим, что представленные в выборке музеи далеко не исчерпывают разнообразие экспозиций и профилей школьных музеев Новосибирской области.
Документирующая функция
Особенность документирующей функции школьного музея состоит в том, что для ее осуществления недостаточно только работы сотрудников музея, важна роль преподавательского состава, школьников, в том числе выпускников, местного сообщества. И эта особенность, с одной стороны, накладывает ограничения на предметы и документы, которые подвергают-
ся музеефикации. Иначе говоря, набор музейных экспонатов определяется возможностями и энтузиазмом людей, поэтому нечасто можно встретить предметы, действительно представляющие существенную денежную ценность. Однако экспонаты дороги как память, реликвии, именно поэтому их стремятся сохранить. С другой стороны, расширяется возможность личного вклада, поскольку множество экспонатов находится в ближнем окружении юных и взрослых «музейщиков». Обычно наряду с другими экспонатами школьный музей хранит память о родной школе: ее истории и заслугах, выпускниках и учителях. Здесь явственно прослеживается роль музея как связующего звена между прошлым, настоящим и будущим школы.
В собирании экспонатов особенно велика роль руководителя музея, который должен увлечь школьников, своих коллег и знакомых и сам находить источники расширения экспозиции. Руководитель музея школы п. Керамкомбинат собирает экспонаты у старожилов в деревнях, в заброшенных избах (рис. 2).
Рис. 2. Экспонаты краеведческого музея «История родного края» МКОУ СОШ пос. Керамкомбинат
В эту функцию входит также осуществление школьниками исследовательской, поисковой, проектной деятельности на основе данных школьного музея, проведение экскурсий, участие в конференциях. Музей позволяет заинтересованным учащимся реализовать свой аналитический потенциал, становится базой для научного поиска и последующего представления результатов. Школьный музей может стать исследовательской лабораторией, что подтверждается, например, опытом музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии № 17, где школьники вместе со взрослыми анализируют архивные материалы, ищут свидетельства о людях - основателях Новосибирска, даже участвовали в экспедициях в Тобольск и Томск. Музей Гимназии № 1 р. п. Линево дает пример своеобразной экологиче-
ской лаборатории, где педагоги и дети анализируют качество или вред потребительских товаров, ведут наблюдение над редкими видами растений, поведением птиц, изучают биоразнообразие территории. Нередко к юным исследователям подключаются родители.
Немаловажна также методическая деятельность, осуществляемая руководителями школьных музеев и школьниками (например, разработки квест-игр, музейных уроков, викторин). Многие сами разрабатывают сценарии праздников, экскурсий, конкурсов и через сотрудничество с другими школьными музеями обмениваются методическими наработками. Совместно с учителями они придумывают, как разнообразить объяснение учебного материала за счет использования экспонатов из музея.
Образовательно-воспитательная функция
Школьный музей в своей деятельности зачастую делает акцент именно на образовательном эффекте, а не на документирующей функции. Так, директор музея школы № 92 отметила: «Если, например, Эрмитаж или Третьяковка в первую очередь собирают, сохраняют, описывают, то для нас важнее донести до сведения людей». Музейные артефакты используются на уроках в формате «Музея в чемодане», а также проводятся уроки на базе школьного музея. Нередко используется такая форма, как «История одного экспоната». Причем не только на уроках истории, обществознания и литературы, что ожидаемо, а на уроках музыки, математики, биологии, классных часах и других. Учителя понимают, что школьный музей помогает в освоении учебного материала, потому что он несет новые яркие впечатления. Дети испытывают эмоции, когда пользуются, например, вышедшими из употребления письменными принадлежностями, инструментами или предметами быта. Школьники берутся за темы, связанные с происхождением географических названий, поиском истоков того или иного народного названия (например, поле «Надькин Лён» в Искитимском районе). Важная характеристика музейного пространства (которая, впрочем, характеризует не только школьные музеи) - это акцент на подлинность. Директор музея школы № 1 р. п. Линёво в интервью упомянула, что дети часто спрашивают: «это настоящее или нет?». В СОШ № 92 вспомнили другой частый детский вопрос: «А как это работает? Для чего эта вещь?».
Значимость школьных музеев в системе образования заключается во многом в ролевом вовлечении школьников. Воздействие транслируемой информации оказывается гораздо большим, если нарушается музейное правило «не трогать, не садиться». Попробовав себя в различных видах народных ремёсел, подержав в руках подлинные предметы, наделенные историей, поговорив с ветераном, приняв участие в празднике, школьники воспринимают культурное наследие не как абстрактное и «чужое» и лучше воспринимают его.
В последние годы музеи стали востребованы также в связи с появлением в образовательном стандарте проектной деятельности школьников, начиная с младших классов.
Большую роль в патриотическом воспитании играют школьные музеи боевой славы. Они часто функционируют как «штаб» единомышленников. Участвуют в вахтах памяти, патриотических акциях, поисковой и другой работе, собирают материалы по подвигу добровольческих сибирских дивизий и тружеников тыла, проводят «Уроки мужества» (пример школы № 121), хранят и изучают подлинные письма с фронта (пример гимназии № 17), проводят встречи и ведут переписку с ветеранами и их родственниками (пример школы № 49). Особенно удачно соединение такого музея и школы с кадетскими классами (рис. 3) (опыт музея школы № 1 п. Линёво). Школьники, задумывающиеся о выборе воинской или правоохранительной профессии, получают здесь хороший ориентир.
Самые благодарные посетители, со слов руководителей музеев, - это учащиеся младших и средних классов, а самые активные помощники (актив музея) - 5-8 классы. Одно из направлений привлечения школьников к деятельности музея - их участие в качестве экскурсоводов. Старшеклассники очень заняты учебой, и участвуют, как правило, те, чей интерес связан с развитием исследовательских навыков или навыков, важных в будущей профессии (ученый, педагог, журналист и др.). Проведенные интервью показали, что учащиеся могут привлекаться к работе школьного музея по большинству направлений его деятельности. Всё же наибольшее участие принимают члены актива и Совета музея, кружков и объединений
на базе музея. Однако если актив и Совет обязан иметь любой паспортизированный школьный музей, то кружки и объединения могут позволить себе только музеи, которым школа выделила на это финансирование.
Современное образование неразрывно связано с информационными технологиями. Руководители школьных музеев согласны, что использование мультимедиа технологий - это важная форма представления музейных экспонатов, средство донесения идей и знаний. На первый взгляд в этом можно увидеть противоречие, но на самом деле наиболее эффективным представляется сочетание подлинности и представления информации в более широком историческом контексте через канал, привычный для подрастающего поколения. Заметим, что этой формой сейчас стали пользоваться специализированные музеи. Редкой формой работы пока остается оцифровка музейных материалов и перенос артефактов в виртуальное пространство, хотя в музейном деле это направление признано важным.
Рис. 3. Руководство музея и школьники-экскурсоводы (школа № 1 п. Линёво)
На школьные музеи в настоящее время не возложена обязанность по внедрению мультимедиа технологий. Как правило, школьные музеи не имеют собственных сайтов, а располагают информацию на сайте школы. Была выявлена несистематичность размещения этой информации. При этом информатизация все же осуществляется, поскольку без компьютерной техники и Интернета сейчас невозможна полноценная деятельность музея - подготовка текстов, презентаций, хранение и поиск информации и др. К сожалению, не все музеи оснащены необходимой компьютерной, теле- и видеотехникой. Распространена практика обмена информацией по личной инициативе, когда музееведы ведут свои странички в социальных сетях или на каких-либо тематических сайтах.
Образование и воспитание на базе школьного музея часто происходит через общение с интересными людьми (ветеранами, старожилами, выпускниками, представителями РПЦ и др.) и сопровождаются эмоциональным откликом. Школьный музей в рамках данной деятельности может быть центром сообщества, на его базе проходят мероприятия, праздники,
важные для местных жителей. Например, школьный музей СОШ № 121 стал центром акции «Бессмертный полк». Акцию проводят не только музеи военно-патриотического профиля, например, все школьные музеи Искитимского района занимаются изготовлением штендеров и фотографий по просьбе жителей. Посетителями школьных музеев становятся все поколения, начиная с воспитанников детских садов. Школьники, объединенные вокруг музея, осуществляют волонтерскую помощь жителям, особенно старшего возраста. На наш взгляд, такая особенная форма образовательно-воспитательной деятельности может рассматриваться также как коммуникативная функция школьных музеев.
В рамках образовательно-воспитательной функции можно выделить и идеологическую функцию. Во времена Советского Союза данная функция была обязательной на законодательном уровне, но сейчас она ушла из формального поля, при этом не исчезая из неформального. Определенная ностальгия руководителей школьных музеев по октябрятам, пионерам, пионерам-героям, комсомолу, их символам невольно передается современным «неорганизованным» школьникам. «Отчизна», «патриотизм», «героизм», «трудовой энтузиазм», «подвиг» - эти категории из-за их идеологической наполненности сейчас транслируются в основном на неформальном уровне.
Профориентационная функция
На базе школьного музея можно выделить также профориентационную функцию, ведь школьные музеи через вовлечение школьников способны задать некоторые ориентиры профессионального характера. Есть пример: руководитель школьного музея в п. Керамкомбинат проводит лекции для старшеклассников по музейному делу, где описывает особенности такой работы, но в интервью она также посетовала, что «если зарплаты нет, то никакие преимущества не смогут убедить».
Понятно, что лишь единицы увлеченных школьников свяжут свою жизнь с музеями, но полученные знания, навыки, эмоциональная вовлеченность в исторические события могут дать ориентир в жизненных ситуациях. Кроме того, деятельность школьного музея отличается многогранностью. Школьники могут принимать участие в качестве членов актива или Совета музея, участника кружка, экскурсовода, журналиста, исследователя, волонтера, организатора мероприятий. В музейных объединениях могут определиться с профессией будущие педагоги, гуманитарии, те, кому интересны профессии, связанные с культурой или наукой.
Культурно-просветительская функция
Потребность общества в приобщении к культуре не может полностью обеспечиваться образовательным процессом. По мнению методиста МКУДО «Центр дополнительного образования детей» Искитимского района НСО, школьный музей - это «культурно-массовый центр», а директор музея школы № 92 отметила, что «он [школьный музей] развивает зрителей, а не просто интерес зрителей к предметам». С этой точки зрения музей становится структурой, через которую у посещающих его детей и взрослых расширяется кругозор, появляется интерес к культуре Родного края, к его традициям, а иногда и желание соблюдать их.
Школьные музеи могут способствовать становлению интереса к искусству во всех его проявлениях и в целом к культурному досугу. Так, многие руководители музеев отмечали, что дети, посещающие школьный музей, с большим энтузиазмом соглашаются посещать театры, другие музеи, выставки, галереи. Например, директор экологического музея МКОУ «Гимназии № 1» указал, что сам факт посещения школьного музея дает представление о том, что в принципе собой представляет любой музей и готовит к восприятию музейной информации.
Организационно-коммуникативная функция
Образовательная среда в нашем понимании - это не статичный, а динамичный феномен, наполненный деятельностью разных субъектов и связанный сетью формальных и нефор-
мальных отношений. Школьный музей дополняет эту деятельность тематическими конкурсами, конференциями, форумами. Среди конкурсов стал популярным ежегодно проводимый в Новосибирске городской конкурс «Экскурсовод школьного музея». Для активистов школьных музеев Искитимского района проводятся: конкурс «С чего начинается Родина», фотоконкурс «Родные просторы», конкурс «Выставка одного экспоната», историко-краеведческая викторина «По тропинкам малой Родины» и др. Среди научно-практических мероприятий известны масштабные Тихомировские чтения, проводимые в Новосибирской классической гимназии № 17. Также в Новосибирске ежегодно проводится Городской фестиваль школьных музеев, где делятся опытом их руководители. В мае 2018 г. прошел уже восемнадцатый такой фестиваль, главной темой которого была работа музеев образовательных учреждений по патриотическому воспитанию подрастающего поколения 7. Некоторые муниципальные и административные районы проводят свои фестивали школьных музеев.
Школьный музей может становиться площадкой для объединения структур, сообществ и людей с разными интересами. Например, нам встретились при музее тематические библиотеки, пресс-центр, киностудия, немецкое национальное землячество, исследовательская лаборатория, клуб по интересам. Школьные музеи взаимодействуют с предприятиями: например, школа № 134 получила часть своих экспонатов от промышленных предприятий Кировского района. Реже встречаются действительно взаимный интерес и крепкие связи школьных и специализированных музеев. Из школ нашей выборки такое сотрудничество сложилось у Новосибирской классической гимназии № 17 с Бердским историко-художест-венным музеем, Новосибирским государственным краеведческим музеем и другими организациями. Методическую помощь школьным музеям оказывает Искитимский городской исто-рико-художественный музей, который помог разработать методическое пособие «Для начинающего руководителя школьного музея».
Методист Искитимского района отмечала, что «внешние связи [школьных музеев] хорошо налажены, всегда есть опыт, которым могут делиться: нужную информацию... можно взять в другом музее, ведется обмен конкурсами, разработками, иногда обмен тематическими выставками. держим связи с краеведческим музеем, порой есть льгота на его бесплатное посещение.».
Имиджевая функция
С точки зрения данной функции школьные музеи удовлетворяют потребность школы в формировании привлекательного имиджа для местных жителей, гостей и для органов управления. Наличие музея может стать тем весомым аргументом, который определит, отдавать ребенка в эту школу или в другую, а для органов управления станет причиной отметить или даже выделить финансирование. Имиджевая функция также связана с доверием, которое оказывает местное или экспертное сообщество школьному музею. Пример из интервью с методистом: на сельские праздники в Искитимском районе у музея просят экспонаты, напоминающие об истории села.
Как отметил директор музея СУНЦ НГУ, если в школу приезжает почетная делегация, то ее в первую очередь ведут в школьный музей, так как именно там можно познакомиться с историей школы в окружении подлинных свидетельств из прошлого.
Формальные и неформальные отношения
Функции школьных музеев реализуются через формальные и неформальные отношения. Но больше они обеспечивают образование и воспитание в сфере неформальных отношений. Формальная сторона образования измерима показателями баллов ЕГЭ, оценок в аттестате, количеством побед в олимпиадах, почетных грамот; а неформальная выражается во взглядах на жизнь, социальных связях, интересах, личном опыте и др. Формальный мо-
7 Новосибирский информационно-образовательный сайт, статья «В Новосибирске прошёл XVIII Городской фестиваль школьных музеев». URL: Источник: http://nios.ru/news/17426/.
мент в деятельности школьного музея - это паспортизация, которая проходит этап подготовки документов, этап презентации перед комиссией, этап подтверждения и регистрации документов. Перед паспортизацией музей должен просуществовать какое-то время на общественных началах и доказать свою жизнеспособность. Например, из 16 музеев Искитимского района паспортизировано пока 9.
К формальным аспектам относятся также ежегодные планы работы. Методисты рекомендуют размещать в учительской перечень экспонатов музея в привязке к учебным темам по классам. Так как нет подробных стандартов, у музееведов и их воспитанников есть свобода в выборе способов познания и тем для рассмотрения. Даже следование методическим рекомендациям образовательных управленческих структур носит рекомендательный характер.
Наибольший простор для деятельности школьных музеев связан с коммуникациями, осуществляющимися в первую очередь в школе, также в сотрудничестве с любыми «партнерскими» организациями, местным сообществом, общественными организациями. За счет распространения неформальных отношений школьные музеи становятся средством самореализации и обеспечивают связь образования и культуры.
Несмотря на значимость в образовательной среде, школьные музеи испытывают трудности. Из-за сильной привязки к личности руководителя школьный музей может являться «хрупкой» организацией. Нам встречались в процессе формирования выборки случаи, когда энтузиаст покидал свое место, и музей расформировывался. Практически в каждом интервью говорилось также о недостатке финансирования или даже его отсутствии, о маленьких площадях, о правовых сложностях, в связи с которыми существуют ограничения на хранение ценных экспонатов, например орденов и некоторых видов оружия, об отсутствии средств на проведение экспертизы экспонатов. Часть музеев не справляется также с систематизацией экспонатов, в результате чего копятся «завалы». В некоторых отдаленных от города школьных музеях указывалась также транспортная проблема, в связи с которой осложняется участие школьников в конференциях, конкурсах, экскурсиях. К сожалению, эта проблема общая для всех организованных культурных поездок детей 8. Проблемой, на наш взгляд, может являться чрезмерный акцент на коммуникативной деятельности школьного музея. В этой ситуации возможен риск для музея стать декорацией для диалога, ведь если при этом не использовать артефакты, то музей становится лишь помещением.
Однако некоторые трудности преодолеваются благодаря участию родителей школьников и выпускников школы в жизни музея; а финансовые также через получение грантов и помощь администрации и депутатов. Такой формальный момент, как паспортизация, дает преимущества в виде ставки руководителя музея, возможности инвентаризации, учета и хранения экспонатов, возможности участия в конкурсах на получение грантов. Также смягчаются материальные трудности, поскольку часть оборудования, заказываемого школой, можно приобретать целенаправленно для школьного музея. Паспортизированному музею обязательно иметь актив и Совет музея, инвентарную книгу, журналы посетителей и отзывов.
Непаспортизированный школьный музей имеет свои преимущества - на его базе легко формируется стихийный клуб по интересам (пример СУНЦ НГУ).
Большую роль играют руководители школьных музеев, их энтузиазм и включенность в образовательный процесс. С одной стороны, совмещать руководство школьного музея с занятостью в учебном процессе сложно, с другой стороны, это дает возможность обогащать музейную работу преподавательской. Чаще всего работой музея руководит учитель, чей предмет связан с тематикой музея: учитель истории или русского языка и литературы -руководитель историко-краеведческого музея, учитель биологии - экологического музея. Есть школы, где руководитель школьного музея ведет предметы по выбору, например «основы исследовательской и проектной деятельности», «основы журналистики», «экология» и др.
В числе формальных отношений методическая работа со школьными музеями вышестоящих или специализированных организаций, работа по повышению квалификации музееведов. В каждом районе города и области это свои организации. Важную общую методическую
8 Ивойлова И. 10 «Б» в поход собрался // Российская газета. 2017. № 281. С. 12; Черенева В. В Питере в два раза сократилось число школьных экскурсий // Там же. С. 12.
роль играют Музей истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области при НИПКиПРО и Областной центр развития творчества детей и юношества.
Заключение
В исследовании применен подход рассмотрения процессов в системе общего образования с широкого ракурса образовательной среды, одним из элементов которой является школьный музей. На примере последнего видно, что в образовательной среде есть возможность занимать свободные «ниши», возникающие из-за нереализованных потребностей учащихся, родителей, педагогов, местного сообщества, представителей других социальных групп.
Полифункциональность школьных музеев обеспечивается многогранностью их деятельности. Школьный музей сейчас - это средство развития общего и дополнительного образования, создания базы для воспитательной деятельности и связующее звено между образовательной и культурной сферами. Важное направление развития школьных музеев -преодоление существующих трудностей и недостатков в их работе.
Авторы выражают благодарность: методисту МКУДО «Центр дополнительного образования детей» Искитимского района Антонине Михайловне Горбуновой, руководителю истори-ко-краеведческого музея «У истоков города» МБОУ города Новосибирска «Новосибирская классическая гимназия № 17» Людмиле Демьяновне Яковлевой, руководителю музея истории СУНЦ НГУ Павлу Владимировичу Процюку, руководителю экологического музея МКОУ «Гимназия № 1» Искитимского района Юрию Александровичу Панову, руководителю краеведческого музея «История родного края» МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат» Иски-тимского района Лидии Николаевне Дьяченко, руководителю музея боевой славы «Память» МКОУ «СОШ № 1 р. п. Линёво имени Ф. И. Кулиша» Сергею Александровичу Попову, руководителю музея истории школы МБОУ города Новосибирска «СОШ № 92» Любови Васильевне Шишкиной, руководителю музея боевой славы воинов-сибиряков «Землянка» МБОУ города Новосибирска «СОШ № 121 Академическая» Нине Николаевне Михинкевич.
Список литературы
1. Леонов Е. Е. Региональные особенности развития культурно-образовательной деятельности сети школьных музеев г. Новосибирска (2000-2011 гг.) // Омский научный вестник. 2012. № 2 (106). С. 261-263.
2. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001. 153 с.
3. Шмуратко Д. В. Нужны ли школьные музеи в современной России? (анализ государственных программ и стратегий) // Преподавание истории в школе. 2015. № 10. С. 42-45.
4. Потягов А. В. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив // Вестн. Вят. гос. ун-та. 2012. С. 141-143.
5. Яхно Ю. Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53 (дата обращения 01.12.2017).
6. Зайцева М. А., Михайлова Т. Л. Школьный музей как коммуникативное пространство формирования патриотизма // Оборонно-промышленный комплекс России: исторический опыт и современные стратегии: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2016. С.105-109.
7. Егорова Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестн. Шадрин-ского гос. пед. ин-та. 2013. № 2 (18).
8. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. 496 с.
9. Туманов В. Е. Школьный музей: Метод. пособие. 2-е изд., испр. М., 2003. 154 с.
10. Макеева И. А. Школьный музей: история и перспективы развития // Педагогика: традиции и инновации: Материалы II Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2012.
11. Леонов Е. Е. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестн. Кем. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 17. С. 39-49.
Материал поступил в редколлегию 29.12.2017
K. N. Kalashnikova E. G. Novogranova 2, I. I. Kharchenko 2
1 Novosibirsk National Research State University 2 Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS
FUNCTIONS OF SCHOOL MUSEUMS OF NOVOSIBIRSK REGION: BETWEEN EDUCATION AND CULTURE
Abstract
The article examines the functions of school museums, their role in the development of the educational environment as well as in formal and informal relationships at school. The aim of the paper is to study manifested functions in practice, using the example of school museums of various types in Novosibirsk region. The research is based on the idea of recognized basic functions of school museums: documenting and educational-upbringing. The method of semi-formalized interviews with the heads of school museums, the analysis of documents from the sites of schools, photographs, acquaintance with the expositions of school museums were used. As a result, it is shown that the school museum is a multifunctional, versatile structure that is capable to perform larger range of functions than was originally thought. Additional functions were mentioned: ideological, image, cultural-enlightenment, organizational-communicative function and career guidance. It is shown that school museums, being a form of additional education for children, acting in the normative field for the institution of culture, perform functions for the development of comprehensive and additional education, create an objective and semantic basis for educational activity and integrate the educational and cultural spheres. The problems of school museum's activities have been identified: dependence of the existence of museum due to the enthusiasm of its leader, problems of low financing, lack of space for expositions, organizational problems (lack of information for leader and for members about opportunities for participation in conferences, other events, restrictions on schoolchildren's participation because of lack of transport), lack of access to professional expertise of exhibits, and others.
Keywords
school museum, functions, educational environment, upbringing
References
1. Leonov E. E. Regional'nye osobennosti razvitiya kul'turno-obrazovatel'noj deyatel'nosti seti shkol'nykh muzeev g. Novosibirska (2000-2011 gg.) [Regional features of the development of cultural and educational activities of the network of school museums in Novosibirsk (2000-2011)]. Omskij nauchnyj Vestnik, 2012, no. 2 (106), p. 261-263. (in Russ.)
2. Yukhnevich M. Yu. Ya povedu tebya v muzey. Uchebnoye posobiye po muzeynoy pedagogike [I'll take you to the museum. Textbook on museum pedagogy]. Moscow, 2001, 153 p. (in Russ.)
3. Shmuratko D. V. Nuzhny li shkol'nye muzei v sovremennoj Rossii? (analiz gosudarstvennyh programm i strategij) [Are school museums needed in modern Russia? (analysis of government programs and strategies)]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching history at school], 2015, no. 10, p. 42-45. (in Russ.)
4. Potyagov A. V. Sovremennyye shkol'nyye muzei: prostranstvo innovatsiy i tvorcheskikh initsiativ [Modern school museums: the space of innovation and creative initiatives]. Herald of Vyatka State University, 2012, p. 141-143. (in Russ.)
5. Yakhno Yu. B. Shkol'nyy muzey kak sostavlyayushchaya otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva [School museum as a component of the open educational space]. URL: http:// www.den-za-dnem.ru/page.php?article=53 (accessed at 01.12.2017). (in Russ.)
6. Zaytseva M. A., Mikhaylova T. L. Shkol'nyy muzey kak kommunikativnoye prostranstvo formirovaniya patriotizma [School museum as a communicative space for the formation of patriotism] The Russian defense industry complex: historical experience and modern strategies (a collection of materials from the All-Russian Scientific and Practical Conference). Nizhniy Novgorod, 2016, p. 105-109. (in Russ.)
7. Egorova T. G. Obrazovatel'naya sreda kak pedagogicheskij fenomen [Educational environment as a pedagogical phenomenon]. Herald of Shadrinsk state pedagogical university, 2013, № 2 (18). (in Russ.)
8. Merton R. Yavnye i latentnye funktsii [Manifest and Latent Functions]. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. Teksty. Moscow, MSU Press, 1994, 496 p. (in Russ.)
9. Tumanov V. E. Shkol'nyj muzej. Metodicheskoe posobie. [School Museum. Toolkit] edition 2, - Moscow: CDJuTiK, 2003. 154 p. (In Russ.)
10. Makeyeva I. A. Shkol'nyy muzey: istoriya i perspektivy razvitiya [School Museum: history and development prospects] in Pedagogika: traditsii i innovatsii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (Chelyabinsk, October 2012). Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2714/ (accessed at 1.12.2017). (In Russ.)
11. Leonov E. E. Istoricheskiy aspekt poyavleniya i razvitiya shkol'nykh muzeyev v Rossii: periodizatsiya, problemy, osobennosti raboty [Historical aspect of the appearance and development of school museums in Russia: periodization, problems, features of work]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2011, no. 17, p. 39-49. (in Russ.)
Информация об авторах
Information about the Authors
Калашникова Ксения Николаевна
студентка магистратуры Новосибирского национального исследовательского государственного университета (ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия)
инженер 1 категории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
(пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия)
Kalashnikova Ksenia N.
Student of Novosibirsk State University (1 Pirogov Str., Novosibirsk, 630090, Russian Federation);
Engineer of 1 category of Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS (17 Academician Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation)
ORCID: 0000-0002-8400-6332
Новогранова Елена Георгиевна
(пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия)
инженер 1 категории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
Novogranova Elena G.
Engineer, Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS
(17 Academician Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation)
ORCID: 0000-0003-0863-5580
Харченко Ирина Игоревна
кандидат социологических наук старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
(пр. Академика Лаврентьева, 17, Новоси-
Калашникова К. Н., Новогранова Е. Г., Харченко И. И. Функции школьных музеев Новосибирской области: между образованием и культурой // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 2. С. 153-167.
Kharchenko Irina I.
Candidate of Sociological Sciences
Senior Researcher, Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS
(17 Academician Lavrentiev Ave., Novosibirsk, 630090, Russian Federation)
Kalashnikova K. N., Novogranova I. I., Kharchenko I. I. Functions of School Museums in Novosibirsk Region: Between Education and Culture. World of Economics and Management, 2018, vol. 18, no. 2, p. 153-167. (in Russ.)
DOI 10.25205/2542-0429-2018-18-2-153-1б7
бирск, б30090, Россия)
ORCID: 0000-0001-5348-0587
Для цитирования For citation