Вопросы музеологии
2(10)/2014
ШКОЛЬНЫЕ И УНИВЕРСИТЕТСКИЕ МУЗЕИ
УДК 069.000.93(048)
О. Б. Вахромеева
СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ: петербургский и европейский опыт
Феномен школьного музея активно проникает в сознание россиян. Благодаря неутомимым стараниям энтузиастов создаются новые школьные музеи, хранятся и приумножаются музейные ценности, оказывается влияние на жизнь современней школы, учащихся, учителей и родителей. В России действует Клуб школьных музеев, который объединяет самые разные «хранилища бесценного опыта»; среди них, краеведческие и сельские музеи, музеи боевой славы и музеи, посвященные детям-узникам фашистских концлагерей, музеи космонавтики и экологические музеи, музеи истории школ.
Потенциальные возможности школьных музеев бесконечны, однако, все они сталкиваются с большим количеством трудностей. Решая историко-культурные, учебные, воспитательные и организационные задачи, их подвижники, создатели нуждаются в оформлении концепции современного школьного музея, способной соответствовать историческому этапу развития общества.
Музеи должны быть «открытыми» и интересными для большинства современников; они ждут своих посетителей. В качестве примера концепции нового школьного музея могут служить в Санкт-Петербурге - Музей Александринской гимназии (№ 628) «Из истории развития гимназического образования Санкт-Петербурга», Музейная экспозиция «Иван Бунин: города, события, встречи» (школа № 27 Василеостровского района с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков); в Любляне - Словенский школьный музей, являющийся одним из старейших музеев школьного дела в стране.
Автором петербургской оригинальной музейной концепции является Ольга Александровна Шаркова - талантливый музейный работник, литературовед, в настоящее время заведующая музейной экспозицией в «бунинской» школе на Васильевском острове. Европейским опытом поделился один из руководителей школьного музея в Любляне - Бранко Шуштар, автор объемного исследования о различных подходах в работе школьных музеев Европы.
В исследовании, которое длилось около пяти лет, были использованы методы устной истории (интервью) и оригинальные материалы, собранные автором.
Фонды, экспозиция и разнообразная экскурсионная программа историко-краеведческого школьного музея при государственном образовательном учреждении гимназии № 628 «Из истории развития гимназического образования Санкт-Петербурга» отражают основную задачу авторского коллектива Александринской гимназии по воссозданию гимназической атмосферы рубежа XIX-XX вв. Фондовые собрания музея содержат 421 единицу
69
О. Б. Вахромеева
Современный школьный музей...
хранения; основной фонд состоит из 121 единицы. Музей небольшой, но продолжает пополняться новыми экспонатами (с 2000 г.). При этом соблюдается принцип взаимосвязи экспоната с историко-культурным фактом: при вопросе экскурсанта с указанием на любой экспозиционный объект следует рассказ о предназначении экспоната, его история появления в музее1.
Интерьер музея - гимназический класс. Столы учителя, классной дамы, учеников, старинное пианино, глобус, перьевые ручки, деревянные счеты, ноты «Прелюдии Ф. Шопена», книги по методике преподавания дают возможность оценить своеобразие обстановки гимназического класса, в котором проходило обучение.
Экспозиция музея включает следующие разделы: «Из истории гимназического образования Санкт-Петербурга 1860-1915 гг.», «Из истории гимназического образования на Охте в начале XX в.», «Благотворительность и милосердие. Из истории российского Красного Креста», «Софья Николаевна Потапова (1900-2001) - ровесница века», «Гимназия № 628 Красногвардейского района С.-Петербурга в 1991-2008 гг.», «Книги по педагогике, гуманитарным и точным наукам»* 2.
Интерес представляет библиотечное собрание музея, которое формировалось несколько лет. В 2000 г. фонд значительно пополнился учебной литературной рубежа XIX-XX вв. из личной коллекции С. Н. Потаповой. В том же году в гимназии торжественно праздновалось столетие дарительницы. В память о С. Н. Потаповой в школьном музее создан ее персональный фонд, в который входят семейные фотографии, воспоминания, архивные документы.
Книги расположены по трем разделам: 1) из истории развития педагогической мысли: Очерки по истории русской педагогики / Сост. М. И. Демков. М.: Изд-во И. Д. Сытина; Сиповский В. Д. О школьной дисциплине. СПб.: Изд-во Я. Башмкова, 1910; Ушинский К. Родное слово для детей младшего возраста (вторая после азбуки книга для чтения). СПб., 1913; 2) гуманитарный цикл: Львович В. По родному краю (сборник статей по отечествоведению). М., 1902; Кареев Н. И. Главные обобщения Всемирной истории. СПб., 1905; Шапошников И. Н. Наглядная практическая грамматика. М., 1912; 3) естественнонаучный цикл: Фламмарион К. Звездное небо и его чудеса / Пер. Е. А. Предтеченского. СПб., 1899; Пособие наставникам и родителям при начальном обучении детей арифметике / Сост. Е. П. Яхонтова. Киев, 19023.
В школьном музее параллельно ведутся четыре направления работы:
1) Исследовательское направление связано со сбором материалов для создания экскурсий и написания учебно-исследовательских работ. Довольно успешный опыт имеется по вопросу создания сайта школьного музея. Наиболее значимыми были такие работы, как: «Роль династии Ольденбургских в деле благотворительности», «Г. А. Боссе - архитектор окрестностей Петергофа», «Страницы истории усадьбы Сергиевка», «Неоготическое наследие Н. Л. Бенуа».
2) Музейно-педагогическое направление включает в себя проведение семинаров для учениц 10-х классов в ходе подготовки к экзамену в Государственном музее-заповеднике
Вахромеева О. Б., Шаркова О. А. Из истории развития гимназического образования в Санкт-Петербурге // Мир экскурсий. 2009. №7-8. С. 4б.
2 Вахрамеева О. Б. Новая женщина в старой России. Очерки по истории женского образования. Конец XVIII - начало XX века. СПб., 2011. С. 233.
3Вахромеева О. Б. Интервью с О. А. Шарковой 09.04.2009 г., С.- Петербург. Электронный носитель. С. 3.
70
Вопросы музеологии
2(10)/2014
«Петергоф». Также проводятся семинары в ходе написания исследовательских работ, консультации при подготовке учеников к «Малым краеведческим чтениям», конкурсу экскурсоводов школьных музеев, историко-краеведческому конкурсу «По берегам Медвежьей речки» (по истории архитектуры и топонимике Красногвардейского района).
3) Экскурсионно-просветительское направление, ориентированное в основном на учеников младших классов, служит для их подготовки к восприятию историко-культурных традиций Санкт-Петербурга. Дети с большим увлечением посещают такие уроки, как «Рождество в Петербурге», «Вещь в пространстве музея».
4) Фондообразующее или систематическое направление работы музея, имеющее отношение не только к комплектованию и учету, связано с проведением семинаров для учеников 8 - 9 классов: «Что такое тематико-экспозиционный план музея?», «Особенности подготовки экскурсии в школьном музее», «Особенности создания школьного музея»4.
Особенности экскурсионной программы музея обусловлены ходом учебного процесса. Традиционно в начале учебного года для первоклассников проводится ознакомительная экскурсия «Знакомство со школьным музеем» и музейные уроки под названием «Мир старинной гимназии». 19 октября, в день рождения «Александринской гимназии» для учащихся первых классов проходит экскурсия «Императрица Александра Федоровна - покровительница развития образования в России». Экскурсанты узнают о благотворительной и просветительной деятельности членов императорской семьи, традициях воспитания детей в монаршей семье. В 1835 г. в столице Патриотическим обществом была открыта Охтенская школа, просуществовавшая до 1850 г., на ее открытии Александра Федоровна присутствовала лично.
Учащиеся начальной школы с большим интересом присутствуют на музейных уроках «Вещь в пространстве музея». В данной экскурсии находкой можно назвать сформулированную педагогом задачу и ее решение. Вещь в музейном пространстве предстает историческим источником. Простые приемы музейного источниковедения (вопросы о форме, материале, размере, способах применения и др.) наглядно демонстрируют учащимся диалог между обыкновенными на первый взгляд предметами и их авторами или владельцами. Получив краткую характеристику предметов и прослушав рассказ преподавателя об истории их развития, функциональности, дети обозревают предметы школьного быта (деревянные счеты, колокольчик, возвещавший о начале уроков, старинные парты, перьевые ручки, луночку для чернильницы) и различные бытовые вещи (чугунный утюг, сундук, печатную машинку «Ундервуд», тульский самовар, старинную швейную машинку «Зингер» и др.), после чего отвечают на сравнительные и итоговые вопросы. Например, после показа чугунного утюга с деревянной ручкой для глажения твердых тканей и маленького чугунного утюжка для глажения кружев, идет обсуждение того, как выглядит утюг в начале XXI в., в чем состоит отличие старинных моделей от современных. Такие уроки могут использоваться в рамках программы предмета «Окружающий мир». Подобные музейные уроки готовят учащихся к посещению экспозиций Российского этнографического музея, Музея истории Санкт-Петербурга и др. Дети готовы более внимательно слушать профессиональных экскурсоводов и обстоятельно воспринимать полученную информацию5.
4 Вахромеева О. Б., Шаркова О. А. Из истории развития гимназического образования в Санкт-Петербурге. С. 48.
5Вахромеева О. Б. Интервью с О. А. Шарковой 09.04.2009 г., С.- Петербург. Электронный носитель. С. 5-6.
71
О. Б. Вахромеева
Современный школьный музей...
Красочный музейный урок «Рождество в Петербурге» знакомит учащихся с традициями празднования в северной столице. При помощи истории возникновения рождественских открыток они погружаются в атмосферу праздничной подготовки (елочных украшений, особенностей выбора подарков и приема гостей). Экскурсовод сообщает: «Накануне Рождества в городе появлялись елочные базары - самые большие около Гостиного двора и на Сенной площади. Обычай рождественской елки появляется в Петербурге в 1830-е гг. и связан с именем императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Для своих детей Александра Федоровна устраивала каждый год елку в Аничковом дворце; часто на елку приглашались дети офицеров Главного штаба и Дворцового ведомства. Устройство елки, в подражание царской семье, стало красивой петербургской традицией». Школьный музей выступает как связующая нить между прошлым, настоящим и будущим. При помощи интерактивного подхода у детей появляется возможность соприкоснуться с прошлым через осмысление и сопереживание6.
Учащиеся старшей школы участвуют в экскурсии «История Красного Креста и общин милосердия». Материал предполагает заинтересованность историей благотворительности в России. В дальнейшем школьники работают над рефератами по истории меценатства, благотворительности и истории Санкт-Петербурга. Практикуется широкий выбор тем, например, «История развития благотворительности на Охте», «Исторический портрет Юлии Петровны Вревской», «Страницы истории Елизаветинской общины сестер милосердия»7.
Школьный музей служит украшением Александринской гимназии. Подтверждением тому является уникальное музейное собрание фонда вышитых тканей. Самым интересным экспонатом представляется хлопчатобумажная дорожка, вышитая гладью. Экспонат датируется 1920-ми гг. и поступил из личного собрания коллекционера М. М. Кудрявцевой. Старинный шов «в раскол» выполнен шелковыми нитями; рисунок дорожки (фигурный цветочный орнамент) выполнен по образцу из журнала «Нива» за 1895 г. Льняная салфетка, вышитая «крестецкой строчкой», поступившая в фонд в 2008 г. из коллекции О. А. Юрловой, знакомит учащихся и посетителей музея с уникальным старинным швом. «Крестецкая строчка» - орнаментальная вышивка приоткрывает секреты многовекового искусного промысла жителей Валдайского и Крестецкого уездов Новгородской губернии8.
Опыт школьного музея Александринской гимназии уникален; его следует использовать и в других учебных заведениях. Основой концепции историко-краеведческого музея является исторический источник - предмет, вокруг которого сосредоточены десятки исследовательских тем: «Символика предмета», «Игрушки петербургских детей», «Доходные дома Петербурга», «Торговый Петербург», «Городской транспорт столицы», «История моды и кинематографа», «Мода как исторический источник», «Музеи-усадьбы Гатчины», «Петергоф», «Малые музеи Петербурга», «Предмет в пространстве музея» и др.9
6 Там же. С. 8.
7 Там же. С. 10.
8 См.: http://www.628.shkola.spb.ru/museum/texts/tkani.htm; http://www.novgorodmuseum.ru/valdaiskii-filial/39-muzei-uezdnogo-goroda-valdai.html (ссылки последний раз проверялась 15.05.2014 г).
9 Вахромеева О. Б. Интервью с О. А. Шарковой 09.04.2009 г., С.- Петербург. Электронный носитель. С. 11-15.
72
Вопросы музеологии
2(10)/2014
Другая оригинальная авторская концепция школьного музея О. А. Шарковой воплотилась в Музейной экспозиции «Иван Бунин: города, события, встречи»10 11. В пространстве музейной школьной экспозиции перед посетителем раскрывается личность писателя в образах тех городов, в которых он жил: беззаботный гимназист в отрочестве (Елецкий период), литератор, не любивший холодный Петербург (Петроград), лауреат Нобелевской премии по литературе (Париж).
В пространстве музея проходят тематические экскурсии, музейные уроки, историкофилологические семинары. Ежегодно 22 октября в школе отмечают день рождения Ивана Алексеевича Бунина. В музее ведется фондовая работа. Изобразительный фонд включает картины О. Н. Широковой, посвященные поэзии И. А. Бунина11.
Композиция выставки связана со смыслом ее названия: «три города в жизни Ивана Бунина - три этапа его творческого пути. В начале обзорной экскурсии речь идет о Ельце -родном Бунинской душе городе, городе его гимназической юности. Во фрагменте экскурсии, посвященном Петербургским адресам и встречам писателя, речь идет о Петербурге 1900-х годов (Петербург - книжная столица России начала века), а также о журналах и редакциях, с которыми сотрудничал Бунин. Наиболее интересные экспонаты музейной экспозиции - старинные журналы начала века с публикациями этого периода творчества И. А. Бунина. Город эмиграции Бунина, город обширных литературных знакомств и связей - Париж 1920-х годов. Какие изменения происходят в творческом кредо писателя с 1920 по 1933 гг.? Какие литературные знакомства были у него?»12
На небольшом пространстве умещаются экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве талантливого русского писателя. Они знакомят посетителей не только с творческим наследием Бунина, но и с теми городами, которые сыграли важную роль в его жизни. Елец -город, отраженный в романе «Жизнь Арсеньева». Демонстрационные стенды позволяют увидеть архитектурные памятники этого города, старинные улицы, связанные с именем писателя. Среди экспонатов - скульптурный портрет И. А. Бунина, поднесенный в дар музейной экспозиции петербургским скульптором Ю. Г. Джибраевым в 2010 г. В фондах музея есть историко-краеведческие фильмы о городе Елец, предметы старинных елецких промыслов (некоторые из них возрождаются в наши дни, доказательством чего служат подарки из Литературно-мемориального музея И. А. Бунина в Ельце)13.
Значительную роль в пространстве музейной экспозиции играет раздел «Петербургские адреса и встречи Бунина». Отношение писателя к этому городу было неоднозначным и сложным, но Петербург сыграл ключевую роль в писательском становлении И. А. Бунина. На рубеже веков Петербург становится книжной столицей России. Здесь находятся престижные издательства, букинистические магазины, литературные клубы.
10 Решением топонимической комиссии в декабре 2010 г. школе № 27 Василеостровского района с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков было присвоено имя первого русского нобелевского лауреата по литературе, Ивана Алексеевича Бунина. 12 мая 2011 г. состоялось открытие музейной экспозиции. Смысл названия экспозиции далеко не случаен: экспозиция рассказывает о личностном и профессиональном становлении писателя. Созданию музейной экспозиции предшествовала большая поисковая работа в Центральном архиве кинофотодокументов и в журнальном зале Российской национальной библиотеки.
11 Вахромеева О. Б. Интервью с О. А. Шарковой 22.10.2011 г, С.- Петербург. Электронный носитель. С. 3.
12 Там же. С. 4.
13 Там же. С. 5.
73
О. Б. Вахромеева
Современный школьный музей...
На демонстрационных стендах данного раздела представлен образ Бунинского Петербурга. Среди экспонатов - уникальные издания журналов «Новое слово», «Нива», «Знание», в которых были впервые опубликованы произведения И. А. Бунина.
Среди экспонатов - старинный письменный стол, выполненный петербургским мастером начала XX в. В собрании особую роль играют портреты современников И. А. Бунина, с которыми он был связан по роду занятий, его друзей, коллег по творческому цеху.
Фрагмент экспозиции «Русский Париж» дает возможность ощутить состояние писателя в эмиграции, оценить значение его литературных встреч и знакомств, изменение творческого кредо. В музейной экспозиции тщательно подобрана портретная линия самого Бунина. Сравнивая репродукции портретов художников Л. В. Туржанского, В. И. Россин-ского, Ф. А. Малявина, Л. С. Бакста, можно многое понять в изменениях, произошедших в мировоззрении талантливого человека. В заключение экскурсии внимание слушателей обращается на выставку литературоведческих работ о творчестве Бунина - многие книги Олега Михайлова, Людмилы Крутиковой-Абрамовой, Сергея Морозова содержат дарственные надписи14.
Одним из направлений фондовой работы является комплектование библиотеки, в которую входят многочисленные литературоведческие труды о творчестве И. А. Бунина, полное собрание его сочинений, памятные альбомы из Ефремова и Ельца15.
Важной находкой О. А. Шарковой является то, что в центре экспозиции находится стол, на котором лежат материалы для занятий (со школьниками и студентами Санкт-Петербургского государственного университета16), для обновления экспозиции: за этим столом начинают жить новые выставки, новые музейные уроки и новые исследовательские работы.
Европейский опыт концепции школьного музея, связанный с деятельностью Бранко Шуштара и его словенскими коллегами, представляет иной взгляд на развитие музейного дела. Следует отметить, что европейские музеи, отличающиеся многообразием подходов, по мнению Б. Шуштара, представляя историю образования, не столько фиксируют внимание «на ностальгии по ушедшему времени, сколько обращаются к реальной музеоло-гической работе»; направления их деятельности весьма широки: от коллекционирования, изучения и экспонирования к педагогической работе, например, проведение уроков для современных школьников в старинных классных комнатах17.
Национальный педагогический музей Словении имеет более давнюю историю; в нем собрана обширная коллекция музейных предметов и музейных материалов по истории образования и педагогики в стране. Сотрудники музея, наряду с пополнением фондов, заняты вопросами охраны и защиты музейных экспонатов, экспертной работой и созданием хроники по истории школы. Среди уникальных экспонатов представлены редкие книжные издания, свидетельства об окончании средних учебных заведений, ежегодные
14 Вахромеева О. Б. Биографика. Методика написания биографий / Под ред. академика РАН Б. В. Ана-ньича. СПб., 2013. С. 123-124.
15 Вахромеева О. Б. Интервью с О. А. Шарковой 22.10.2011 г., С.- Петербург. Электронный носитель. С. 7.
16 Семинарские занятия со студентами Санкт-Петербургского государственного университета д.и.н., доцента О. Б. Вахромеевой по «Биографике» уже несколько лет проходят в школьном музее И. А. Бунина.
17 Шуштар Б. Школьные музеи Европы: многообразие подходов // Вопросы музеологии. 2012. № 2 (6). С. 80.
74
Вопросы музеологии
2(10)/2014
школьные отчеты, групповые и персональные фотографии учащихся и педагогов, а также школьная мебель (скамьи, стулья, столы) и утварь18.
Словенский школьный музей в Любляне является одним из старейших музеев в Словении. Он был основан в 1898 г. как общесловенский музей школы, не ориентируясь на какой-либо административный центр (ранее существовали провинциальный музей в Любляне с 1821 г., городской музей в Целе с 1882 г. и др.) (имел пансловенское значение, преодолевая административные границы провинций империи Габсбургов, населенных словенцами)19. Его появление было связано с устойчивым интересом в педагогической среде к делу школьного воспитания и образования в конце XIX в.
На официальном сайте музея посетители могут познакомиться с шестичастной виртуальной экспозицией: «Историческое развитие словенского школьного музея с момента основания в 1898 г.», «Образование в Словении до 1848 г.», «Педагог Антон Мартин Сломсек», «Образование в Словении в 1848-1918 гг.», «Школьный класс в период Первой мировой войны», «Обучающий уровень: Радость на школьной скамейке»20.
Наиболее активно, по мнению Б. Шуштара, в музее представлено выставочное направление, деятельность по проведению международных симпозиумов и издательская работа. Все эти три направления тесно связаны между собой21.
Временные выставки, посвященные различным аспектам школьной жизни, проводятся сотрудниками Словенского музея с завидным постоянством.
В 2008 г. в Словении отмечало свое 80-летие радио Любляны, тогда же в музее прошла увлекательная выставка «Школьное радио на протяжении многих лет». Она состояла из двух частей. В первой части выставки, которую организовывал Марьян Федран, посетителям предложили наглядно познакомиться с историей радио. Среди наиболее важных ученых - «отцов радио» были названы Н. Тесла, А. С. Попов, Г. Маркони, Л. Д. Форест, из Словении - Марий Осана. Первый эфир словенского радио состоялся в субботу, 1 сентября 1928 г. На выставке были представлены все элементы технического развития, от вакуумной трубки до радиоприемников, которые использовались в школах Словении. Первое словенское радио было изготовлено в Институте электрических соединений и называлось «Славица 63». Вторая часть выставки разрабатывалась всем коллективом музея, причем к работе дополнительно привлекались словенские режиссеры, сценаристы, актеры, дикторы, звукорежиссеры и фотокорреспонденты. При помощи фотографий, таблиц и микрофона были воссозданы год за годом основные реплики образовательных программ, которые передавались по радио. Так же на выставке демонстрировались некоторые оригинальные сценарии, аудиозаписи передач, программы, планы и другие материалы, связанные со школьным радио. Данная часть временной выставки наглядно убеждала посетителей в том, что радио являлось важным средством обучения в школе в периоды 1931-1941 гг. и 1947-1989 гг. (в 1941-1947 гг. радио Любляны было упразднено). Радио служило хорошим инструментом для обучения, в частности географии, естественным наукам, родному языку, литературе, истории и музыке.
18 Вахромеева О. Б. Интервью с Branko Sustar 30.03.2011 г., Женева (Швейцария). Электронный носитель. С. 1.
19 Шуштар Б. Школьные музеи Европы: многообразие подходов. С. 87.
20 См.: http://www.ssolski-muzei.si/slo (ссылка последний раз проверялась 15.05.2014 г).
21 Вахрамеева О. Б. Интервью с Branko Sustar 30.03.2011 г., Женева (Швейцария). Электронный носитель. С. 2.
75
О. Б. Вахромеева
Современный школьный музей...
После закрытия выставки на школьных каникулах были прочитаны лекции по люблянскому радио по истории развития радио в мире, организована передача по воспоминаниям о радиопрограммах и проведен семинар на школьном радио о прошлом, настоящем и будущем радио22.
Сотрудники Словенского школьного музея, начиная с 1984 г., принимали участие в работе международных симпозиумов, посвященных «жизни школы», которые были организованы их коллегами из разных европейских стран (Италии, Чехии, Германии, Польши, Франции и др.). В июне 2013 г. симпозиум проходил в Любляне, он был посвящен проблеме учительских объединений, направленных на содействие педагогического развития в современной Европе23.
На международном симпозиуме в 2011 г., состоявшемся в Италии, от Словенского школьного музея выступали Бранко Шуштар и Марьетка Балковек Дебевек. Первый рассказал о школьном музее в Любляне, как о «представителе семьи музеев, связанных с образованием»24. После чего был сделан совместный доклад на тему «Выпускные свидетельства учеников». В нем речь шла о музейном опыте по сбору, хранению, систематизации и экспонированию свидетельств об окончании средней школы в Словении. «Сбор выпускных свидетельств, как устных, так и письменных, осуществляется в момент работы с другими школьными источниками, например, во время проведения отдельных тематических выставок (с 1945 по 1962 гг. проводились ежегодные выставки по воспоминаниям и экзаменам на аттестат зрелости), когда вводятся специальные интервью. Результаты опросов регулярно публикуются в журнале «Летопись школы» в специальной рубрике. В момент интервьюирования приветствуется как можно более полное и яркое выражение своих чувств, ожиданий и оценок, которые невозможно встретить в официальных документах по истории образования. Об актуальности работы свидетельствует большая популярность данной рубрики журнала у наших современников»25.
Издательская деятельность сотрудников Словенского школьного музея уже несколько десятилетий сосредоточена вокруг сборника «Школьная хроника», который стал ежегодником после празднования 100-летия музея в 1998 г. Издание представляет собой периодический сборник трудов по отечественным и зарубежным конференциям, отчетов о временных выставках и экспозициях, а также публикацию различных групп исторических источников26.
В качестве примера Б. Шуштар выделяет сборник «Школьная хроника» .№1-2 за 2013 г., в котором речь идет о школьных тетрадях как историческом источнике.
В статье Б. Шуштара «От Мачерата до Любляны - отечественные и зарубежные инициативы в области исследований школьных тетрадей как исторических источников» обращено внимание на исследования 29 авторов из Италии, Венгрии, Сербии, Хорватии, Болгарии, Чехии, Словакии, Германии, Австрии, а также на собрания школьных тетрадей,
22 См.: http://www.ssolski-muzei.si/slo/museumcollections.php (ссылка последний раз проверялась
15.05.2014 г.). ^
23 Вахромеева О. Б. Интервью с Branko Sustar 30.03.2011 г., Женева (Швейцария). Электронный носитель. С. 5.
24 Там же. С. 8.
25 См.: http://www.ssolski-muzei.si/slo/schoolchronicles.php (ссылка последний раз проверялась
15.05.2014 г.). ^
26 Вахрамеева О. Б. Интервью с Branko Sustar 02.05.2013 г, Женева (Швейцария). Электронный носитель. С. 2.
76
Вопросы музеологии
2(10)/2014
хранящихся в Словенском школьном музее и пяти зарубежных музеях. В качестве основных мероприятий данного проекта ученый выделил в 2007 г. симпозиум в итальянском университете Анкона, в 2010 г. подготовку и двухтомное издание источников, в 2011 г. организацию выставки в Любляне «История школьных тетрадей»27.
М. Милева Блажик в своей статье обратила внимание на то, каким образом детство и сами дети проявляются в школьных тетрадях. Она обработала школьные тетради из Словении с 1850 по 2000 г. Первое, на что она обратила внимание, это разнообразные навыки письма, от эссе и творческих текстов, до традиционных школьных жанров. Систематизируя тетради и разбивая их на группы, она пришла к удивительному выводу: «типы упражнений не изменились за полтора века дидактики в написании сочинений». Другой вывод: «все авторы включали упражнения для развития лексики и формирования различных навыков - сосредотачивались на письменных упражнениях, произношении, процессе и этапах создания текста»28.
Матея Медведь из музея в Веленье представил местное собрание школьных тетрадей. Наиболее интересные тетради принадлежали семье Rocnik из Заводнья; сохранились 50 тетрадей начала XX в. Содержание источника не менее важно, чем жизнеописание владельцев тетрадей, поскольку оно представляет собой презентацию упражнений известного словенского педагога Gustava Silih.
Винко Скитек проанализировал школьные тетради учеников начальной школы 19411945 гг. в районах Каринтии (долина Mezica), на которые повлияло введение немецкой школьной системы; также он обратил внимание на иную структуру школьных органов, уполномоченных школ и школьной инспекции29.
Российские и зарубежные концепции модернизации школьных музеев различны. Петербургский опыт ориентирует специалистов на углубленную научно-исследовательскую работу, отражением которой выступает экспозиционная, экскурсоводческая и публикаторская деятельность. Европейский опыт связан с интеграцией и объединенной деятельностью в области школьных музеев. Европейские школьные музеи открыты для любой совместной работы: с высшей школой, если речь идет об образовании, с партнерами из различных ведомственных и частных структур, если речь заходит о претворении в жизнь какой-либо новой идеи (будь то школьное радио или школьные тетради).
Вместе с тем, по мнению Б. Шуштара, несмотря на различия, деятельность современных школьных музеев единообразна в своей направленности не ограничиваться показом старинных классных комнат, «а формировать лингвистическую и культурную идентичность посетителей, способствовать большей открытости общества универсальным ценностям качественного школьного образования, распространять знания и поддерживать на должном уровне систему обучения»30. Разную природу отечественного и иностранного опыта несомненно сближает и то, что в области школьных музеев работают люди, которые являются истинными знатоками и поборниками своего дела.
27 Там же. С. 7.
28 См.: http://www.ssolski-muzei.si/slo/schoolchronicles.php (ссылка последний раз проверялась
15.05.2014 г.).
29 Там же.
30 ШуштарБ. Школьные музеи Европы: многообразие подходов. С. 95.
77
О. Б. Вахромеева
Современный школьный музей...
Информация о статье
Автор: Вахромеева Оксана Борисовна - д.и.н., доцент, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет, [email protected]
Заглавие: Современный школьный музей: петербургский и европейский опыт.
Абстракт: Феномен школьного музея активно проникает в сознание современников. Возможности школьных музеев практически не ограничены, но они сталкиваются с большим количеством проблем. Решая историко-культурные, учебные, воспитательные и организационные задачи, создатели музеев нуждаются в оформлении концепции современного школьного музея, способной соответствовать историческому этапу развития общества. В качестве примера в статье рассматриваются Музей Александринской гимназии (№ 628) «Из истории развития гимназического образования Санкт-Петербурга» и музейная экспозиция «Иван Бунин: города, события, встречи» (гимназия № 27) (Санкт-Петербург), а так же Словенский школьный музей (Любляна), являющийся одним из старейших музеев этой страны.
Ключевые слова: Школьный музей, концепция, образование, Санкт-Петербург, Любляна, радио, школьная тетрадь, гимназия, экспозиция, хроники.
Information on article
Author: Vakhromeeva Oxana Borisovna - Doctor of Science in History, Associate Professor, Russia,
Saint-Petersburg State University, [email protected]
Title: Modern School Museum: Petersburg and European Experience.
Abstract: The phenomenon of the school museum actively penetrates the minds of contemporaries. Opportunities of school museums are practically unlimited, but they face many problems. Solving the historical-cultural, educational, educational and organizational tasks, the creators of муззев need the design concept of the Museum of modern school, capable to correspond to the historical stage of development of society. As an example could serve Petersburg Museum of Alexandrinsky the gymnasium (№ 628), «From history of development of secondary education of St. Petersburg», Museum exhibition «Ivan Bunin: the city, events, meetings» (№ 27); in Ljubljana the Slovenian school Museum, which is one of the oldest museums in the country.
Key words: School museum, concept of education, Saint-Petersburg, Ljubljana, radio, school notebook, gymnasium, exposure, chronicles.
78