6. Там же.
7. Там же.
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Трагедия на Сямбоозере...
12. Жигарев О. Л. Отчет о совершенном туристско-спортивном мероприятии : учеб.-метод. пособие. Новосибирск: ОЦДОД, 2015. 64 с.
13. Жигарев О. Л. Анализ проведения Международного конкурса туристских маршрутов - 2015 // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 1(118). С. 150-162.
14. Там же.
УДК 7.092; 37.018.46; 374.1; 351.852; 908; 37.048.44; 37.041; 378.046.4
Д. В. Смирнов, Г. А. Горбунов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - 2017 КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ И ФОРМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Международный Конкурс музеев образовательных организаций представлен как форма и средство дополнительного профессионального тури-стско-краеведческого образования педагога - руководителя школьного краеведческого музея. Раскрыта сущность социально значимого проекта. Охарактеризован ход подготовки и реализации Международного конкурса музеев образовательных организаций «Музей образовательной организации - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей» 2016-2017 гг. как социально значимого проекта. Обоснована целесообразность созданной ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» сетевой экспериментальной площадки «Формирование образовательного пространства средствами туристско-краеведческой деятельности. Музейная педагогика» в Нижегородской области как база для проведения Форума и конкурса. Вскрыты положительные и отрицательные стороны интеграции процесса дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов и процедуры их участия в Международном конкурсе школьных музеев.
The International Competition of Museums of Educational Organizations is presented as a form and means of additional professional tourism and local lore education of the teacher - the head of the school museum of local lore. The essence of a socially significant project is revealed. The course of preparation and implementation of the International Competition of Museums of Educational Organizations «The Museum of the Educational Organization - the Space for the Integration of Basic and Additional Education for Children» was characterized in 2016-2017. As a socially significant project. The expediency of the network of the pilot experimental site «Formation of the educational space by the means of tourism and local lore activity» created by the Institute of the Strategy for the Development of Education of the Russian Academy of Education was grounded. Museum pedagogy in the Nizhny Novgorod region, as a basis for the Forum and competition. The positive and negative aspects of integrating the process of additional professional tourism and local lore education of teachers and the procedure for their participation in the International Competition of School Museums
Ключевые слова: конкурс, музей образовательной организации, дополнительное профессиональное образование, проект, социально значимый проект, туристско-краеведческое образование, руководитель школьного музея, персонифицированный образовательный маршрут, форма повышения квалификации, социокультурная среда, пространство интеграции, опытно-экспериментальная деятельности.
Keywords: competition, museum of educational organization, additional vocational education, project, socially significant project, tourism and local lore education, head of school museum, personalized educational route, advanced training form, sociocultural environment, integration space, experimental and experimental activities.
Конкурс как действо с педагогической точки зрения в различных словарях имеет однозначное значение. Так, В. И. Даль [1] рассматривает конкурс как «соискательство (лат.) на награду, место, звание; соревновательный иск, состязанье, спорованье» или как «конкурсный, к конкурсу относящийся. Конкуренция, соперничество или состязанье в торговле и промыслах, соискательство, со-ревнованье. Конкурент, соперник, соревнователь, соискатель, состязатель». С. И. Ожегов [2] дает конкурсу следующее толкование: «Соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Конкурс скрипачей. Конкурс для поступающих в университет. Конкурс проектов. || прил. конкурсный, -ая, -ое. Конкурс - экзамен». В Большом энциклопедическом словаре [3] Конкурс рассмотрен от лат. concursus - стечение - столкновение, т. е.
«соревнование для выявления наилучших из числа участников, представленных работ и т. п.»
Однако при соблюдении необходимых и достаточных условий конкурс может выступать и организованным процессом формирования профессиональных знаний, умений и навыков, оттачивания компетенций, необходимых в деятельности конкретной категории педагогических работников. Конкурсы как процесс дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) могут и должны в данном случае организовываться с научно-методической и педагогической целесообразностью как непосредственно внутри общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей, так и на муниципальном, региональном, Всероссийском и международных уровнях. Таким образом, конкурс выступает как важнейший компонент персонифицированного образовательного маршрута педагога в системе дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога [4].
В данном контексте Международный конкурс музеев образовательных организаций рассматривается нами как форма и средство, прежде всего, внутрифирменного дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога - руководителя школьного краеведческого музея или методиста, педагога-организатора, основная педагогическая деятельность осуществляется в социокультурном пространстве музея образовательной организации. Как показывают наши исследования 1999 - 2017 гг., организованные в различных регионах России (Белгородская, Кировская, Нижегородская, Московская, Пензенская, Свердловская, Тульская, и Ярославская области; Краснодарский, Приморский и Ставропольский края; республики Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карелия и Северная Осетия; города Москва и Санкт-Петербург), Республики Казахстан (города Астаны, Алматы, Уральск и Западно-Казахстанская область) и Украины (Волынская, Переяслав-Хмельницкая, Харьковская и Херсонская области, г. Киев), на руководителей школьных музеев возложена важнейшая миссия в системе образования - деятельность по фактическому, но на общественных, как правило, началах, т. е. безвозмездной основе, обеспечению запуска механизмов интеграции содержания и форм основного (формального) и дополнительного (неформального) об-
разования, междисциплинарного взаимодействия на уровне социально-культурного пространства школы (УДОД).
Однако, несмотря на столь важную миссию, реально повышением квалификации данной категорией педагогов, подчеркнем -общественников, системно не занимаются ни педагогические университеты, ни институты развития образования (дополнительного профессионального образования). За редким исключением в ряде регионов можно отметить систему проведения семинаров, реже -краткосрочных курсов повышения квалификации, организованную по инициативе Центров (станций) юных туристов и общественного актива краеведов.
Данной категории специалистов в Российской Федерации, к сожалению, нет даже в классификаторе профессий [5], хотя не одно десятилетие школьные музеи и их руководители, хранители активно осуществляют поисковую и учебно-исследовательскую деятельность детей, ведут просветительскую и общественную работу в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на традициях народной (многонациональной) культуры.
Многие десятилетия «трений» за сферу влияния (подотчетности и подчиненности) самих школьных музеев и их руководителей между Минобрнауки и Минкультуры плодотворных результатов не приносят... Однако суть нашей статьи заключается в описании решения данной проблемы средствами и формами, доступными в деятельности социально-ориентированных общественных организаций - реализацией социально значимого проекта «Международный конкурс музеев образовательных организаций - «Музей образовательной организации - пространство интеграции общего и дополнительного образования».
Что такое собственно проект? И тем более, социально значимый проект? Давайте попробуем разобраться. Проект (от лат. рщвеШБ - «брошенный вперёд», «выступающий», «выдающийся вперёд») представляет собой программу действий, мер по осуществлению конкретного, предметного социально-экономического замысла. По Ю. В. Сорокопуд, социальный проект - это модель самой человеческой деятельности, направленной на изменение социальной ситуации [6].
По мнению В. И. Курбатова, социальный проект - это сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которо-
го является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению [7].
Проект становится социально значимым при совпадении трёх условий:
• во-первых, наличия сложной социальной проблемы;
• во-вторых, необходимости моделирования способов её решения;
• в-третьих, наличия в распоряжении хотя бы частичных ресурсов (средств) для решения социальной проблемы [8].
Таким образом, в выбранном нами «поле» системы образования и системы культуры ШКОЛЬНЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ и все, что связано с ними и их полисферной деятельностью (по В. П. Голованову) [9], уже является СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМОЙ.
Необходимость моделирования способов решения данной проблемы так же очевидна, как, собственно, и необходимость организации процесса повышения квалификации руководителей школьных музеев, что как продуктивный результат позволяет повысить эффективность их педагогической и просветительской деятельности в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения.
И третье: МОО «МАДЮТ» и ее партнеры обладают минимально необходимыми для организации Международного конкурса ресурсами, хотя бы и, в основном, на основах добровольческой деятельности членов Академии и их огромном творческом и научно-методическом потенциале. А также мы, естественно, опирались и рассчитывали на организационно-административные ресурсы наших стратегических партнеров, пусть не всегда проявлявших не только инициативу, но и заинтересованность (имеются в виду материальные и финансовые ресурсы).
Тем не менее вернемся к сути социально значимого проекта. Под социально значимым проектом мы рассматриваем открытое пространство - социокультурную среду, в которой происходит взаимодействие различных людей, которые в обычной жизни не пересекаются по ряду объективных и субъективных причин, на-
пример проживают в разных населенных пунктах или регионах (конкретно в нашем случае - и в разных странах). Реализация социально значимого проекта способствует объединению этих людей - педагогов - руководителей школьных музеев или методистов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования - для решения конкретной проблемы. В нашем социально значимом проекте «Международный конкурс музеев образовательных организаций» - это совместный поиск и выявление наиболее эффективных механизмов запуска процессов интеграции общего и дополнительного образования средствами и методами музейной педагогики, организации учебно-исследовательской деятельности в школьном музее, внедрение инновационных форм деятельности (самодеятельности) школьных музеев и их актива (как педагогического, так и детского). Участниками процесса реализации нашего социально значимого проекта выступали как общественные институты (МОО «МАДЮТК», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», НП «Центр
^ _
развития образования, науки и культуры «ОБНИНСКИИ ПОЛИС», ГБОУ «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Нижегородской области, печатное СМИ - журнал «Дополнительное образование и воспитание», портал «Внешкольник.РФ, печатное СМИ - журнал «Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения», печатное СМИ - журнал «Педагогические искусство, электронное СМИ - «Вестник детско-юношеского туризма и отдыха» и др.), так и отдельные люди (педагоги - руководители школьных музеев, руководители образовательных организаций, специалисты государственных и частных музеев, ученые, краеведы и пр.) или их объединения (эксперты, члены Академии).
Необходимо отметить, что реализация социально значимого проекта предполагает в первую очередь организацию деятельности (социальное проектирование), включающую в себя:
• получение социального эффекта;
• создание реального (не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового для целевой группы его потребителей;
• реализацию творческих ресурсов субъектов в социальной деятельности;
• конструктивное взаимодействие субъектов проекта с социальной средой;
• формирование функциональной грамотности субъектов участников проекта в определенной сфере деятельности.
Социально значимый проект «Международный конкурс» нами рассматривается как системное мероприятие, как форма дополнительного туристско-краеведческого образования педагогов, которая рядоположна таким формам повышения квалификации, как научно-практические конференции, заседания методических объединений педагогов (руководителей школьных музеев), собрания и семинары общественных академий (по профилю профессиональной деятельности), семинары и учебно-тренировочные сборы, школы инструкторов и судей по видам туризма, конкурсы профессионального мастерства педагогов дополнительного образования (как пример - «Сердце отдаю детям»), подготовка и публикация методических и научно-публицистических статей, разработка и публикация авторских программ и учебно-методических пособий, проведение мастер-классов и презентаций инновационного опыта педагогической деятельности в различных направлениях детско-юношеского туризма и краеведения и др.
При таком подходе конкурс является не только процедурой выявления профессионально лучше подготовленных специалистов (педагогов, руководителей туристских походных групп, школьных туристских организаторов, руководителей школьных музеев и пр.), но и в первую очередь формой самообразования и саморазвития педагога, поиска новаций в музейной педагогике (на уровне деятельности школьного музея) и их осмысления, обмена педагогическим опытом, продвижения инноваций, повышения мастерства [10]. И только затем уже конкурс собственно как социально значимый проект преследовал цели состязания и выявления лучших руководителей школьных музеев по номинациям. Именно по этой причине на этапе проектирования конкурса оргкомитетом было принято решение не подводить результаты между участниками в «комплексном зачете» - по сумме мест занятых во всех номинациях конкурса.
Собственно идея организации и проведения конкурса музеев образовательных организаций «Музей образовательной организации -пространство интеграции основного и дополнительного образования» в 2016-2017 гг. не является новацией по своей сути. Новацией является заявленный международный масштаб конкурса на постсоветском пространстве, что, по сути, также социальная проблема - преодоление разобщенности образовательных систем стран СНГ.
В 2012 г. инициативная группа Международной общественной организации «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения имени А. А. Остапца-Свешникова» (МОО «МА-ДЮТК») - В. П. Голованов, И. А. Дрогов, Д. В. Смирнов и Н. В. Тымко - разработала и заявила грантовый социально ориентированный проект «Всероссийский конкурс на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности «Музей образовательного учреждения - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей» [11]. Проект принял участие во Всероссийском фестивале социально ориентированных программ -конкурсе лучших социально ориентированных проектов некоммерческих организаций «СоДействие»-2012», где занял III место в номинации «Развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии».
Как инновационный продукт МОО «МАДЮТК» совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения (ФЦДЮТиК) организовали и достаточно успешно провели в 20132015 гг. Всероссийский конкурс на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности «Музей образовательного учреждения - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей», посвященный 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Финал Конкурса проходил в городе-герое Москве в ФЦДЮТиК. Однако, объективности ради, следует отметить, что тогда, в 2013-2015 гг., из-за ряда бюрократических проволочек (руководство ФЦДЮТиК 9 месяцев «утверждало Положение», накладок, вызванных коммерческим интересом Центра и проведением одновременно двух конкурсов «Школьных музеев» и «Юных экскурсоводов» и пр.) и несогласованности действий членов оргкомитета, Конкурс не стал de jure площадкой повышения квалификации, хотя de facto являлся таковым по сути.
Руководство ФЦДЮТиК стремилось провести Конкурс как очередное мероприятие, под которое рассчитывало получить финансирование из бюджета, МОО «МАДЮТК» прилагало максимум усилий для реализации Конкурса как социально значимого проекта. Социальным эффектом конкурса, по замыслу МОО «МАДЮТК», в первую очередь должно было стать повышение квалификации руководителей школьных музеев и актива школьных музеев через включение их в процессы самообразования, рефлексии собственного опыта при подготовке конкурсных материалов (визитная карточка школьного музея; видеофильм; концепция (программа) развития музея образовательной организации; паспорт школьного музея; презентация организации общественно-полезной деятельной школьного музея; творческий отчет о работе школьного музея по интеграции содержания, форм и методов общего и дополнительного образования детей) [12]. И только затем Конкурс рассматривался как соревнование сильнейших школьных музеев из регионов России по номинациям в десяти профилях школьных музеев [13]:
• комплексный краеведческий музей;
• исторический музей;
• военно-исторический музей;
• естественнонаучный музей;
• этнографический музей;
• литературный музей;
• биографический музей (в т. ч. мемориальный);
• художественный музей;
• музей истории детского движения;
• музей истории образования.
Тем не менее опыт реализации данного совместного социально значимого проекта МОО «МАДЮТК» и ФЦДЮТиК состоялся и как Конкурс, и как процесс дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования. Этот опыт оказался полезным не только и не столько для собственно руководителей школьных музеев, но и для организаторов, сообщества общественных экспертов, которые проводили экспертизу на заочном этапе и оценивали конкурсные материалы в финале, прошедшем в г. Москве в марте 2015 г.
Результаты конкурсной программы представим в табл. 1, где выделим только лидеров - Победителей Всероссийского конкурса школьных музеев 2013-2015 гг.
Таблица 1
Победители Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности
«Музей образовательного учреждения - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей» 2013-2015 гг.
№ п/ п Название музея / Образовательная организация, регион Профиль музея Сумма баллов Занятое место
1 Этнографический музей русского быта XIX - середины XX в. «Родная старина» / МБОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отд. предметов имени Героя Советского Союза В. И. Фадеева, г. Самара Этнографический музей 45,25 1
2 Музей летчика Горовца / ДДК Радуга, г. Выкса, Нижегородская область Мемориальный 40,79 1
3 Музей с. Казьминское / Музей с. Казь-минское Ставропольского края Комплексный 61,83 1
4 Межшкольный краеведческий музей им. Е. Н. Овена КР / ГБОУ ДОД «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий» Естественнонаучный 53,25 1
Школьный музей ГБОУ «Красногород-ская школа-интернат "Агрошкола"» / ГБОУ «Красногородская школа-интер- Образования
5 нат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Агрошкола"», Красногородский район Псковской области 55,50 1
6 Школьный музей МБОУ СОШ № 2 г. Элисты / Музей истории школы, МБОУ СОШ № 2, г. Элиста Детского движения 56,50 1
7 Музей Боевой Славы 234-й Ярославской Коммунистической Ломоносовско-Праж-ской стрелковой дивизии / МОУ «СОШ № 20» г. Рыбинска Военный 58,77 1
8 Музей «Голубая Глубина» / МБОУ «Гимназия им. А. Платонова» г. Воронеж Литературный 57,17 1
К разработке уже следующего социально значимого проекта Международного конкурса музеев образовательных организаций «Музей образовательной организации - пространство интеграции общего и дополнительного образования детей» МОО «МАДЮТК» подошло, по нашему мнению, более фундаментально, оргкомитет
постарался учесть все замечания и предложения, высказанные участниками и экспертами Всероссийского конкурса 2013-2015 гг.
На подготовительном этапе 2015-2016 гг. была проведена значительная организационная, опытно-экспериментальная и научно-методическая работа. МОО «МАДЮТК» совместно с социальными партнерами - ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», ГБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области», ГБУ ДО Центр технического творчества и ранней профориентации - Поволжский центр аэрокосмического образования», ФГБОУ ВПО профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Министерство образования Нижегородской области, Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России, ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1282» и др. - провели серию конференций и семинаров:
- Международная научно-практическая конференция «Школьный музей в образовательной среде: инновации, формы и методы работы», 11-12 марта 2015 г., Россия, г. Нижний Новгород;
- Всероссийский семинар-совещание с руководителями музеев образовательных учреждений «Организация музейной работы в образовательных учреждениях», 22-23 октября 2015 г., Россия, г. Москва;
- Научно-методологический семинар педагогов-исследователей «Учебно-исследовательская деятельность в школьном музее: методы и инструментарий оценки учебных достижений обучающихся», 28 марта 2016 г., г. Москва;
- II Международный научно-педагогический форум по музейной педагогике «Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы», 19-21 апреля 2016 г., Россия, г. Нижний Новгород;
- Региональный научно-методологический семинар педагогов-исследователей «Формирование образовательного пространства средствами туристско-краеведческой деятельности. Музейная педагогика», 8-9 сентября 2016 г., Россия, г. Нижний Новгород;
В Нижегородской области МОО «МАДЮКТ», ее Нижегородский региональный филиал и ГБОУ ДОД «Центр детского и юно-
шеского туризма и экскурсий Нижегородской области» инициировали создание в 2016 г. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» сетевой экспериментальной площадки по теме исследований «Формирование образовательного пространства средствами туристско-краеведческой деятельности. Музейная педагогика».
Целями и задачами осуществления опытно-экспериментальной деятельности в рамках сети экспериментальных площадок (ГБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области»; МБОУ «Гимназия № 53 с углубленным изучением французского языка» г. Нижнего Новгорода, МБОУ «Школа № 52» г. Нижнего Новгорода, Управление образования администрации Володарского муниципального района Нижегородской области, Управление образования администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области и Управление образования администрации Уренского муниципального района Нижегородской области) были определены:
• разработка в области преемственности общего и дополнительного образования,
• организация и проведение совместных научно-практических мероприятий,
• реализация программ дополнительного профессионального образования,
• апробация и экспериментальная проверка практической применимости и эффективности результатов научных фундаментальных и прикладных исследований,
• апробация модели управления муниципальной/региональной сетью музеев образовательных организаций,
• диссеминации полученных результатов опытно-экспериментальной деятельности.
На экспериментальных площадках в ходе ОЭР проводились исследования содержания и форм деятельности школьных музеев по формированию социокультурной среды интеграции основного (урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации Федерального государственного стандарта основного образования второго поколения) и дополнительного образования детей; созданию общественного мнения о значимости и важности образовательно-просветительской деятельности музея образовательной организа-
ции в социуме села, поселка, города (района), региона; формированию гражданской идентичности, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию средствами учебно-исследовательской и проектной деятельности. Результаты ОЭР и их обсуждение на различных мероприятиях позволили отработать критериально-оценочный аппарат номинаций конкура, обсудить принципиальные позиции и подходы к оценке конкурсных работ, подготовить экспертов для их активного включения непосредственно в процесс экспертизы работ, поступивших на заочный этап конкурса, а в последствии и работы в жюри финала.
Организационный комитет, созданный МОО «МАДЮТК» и ГБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области», переформатировал и изменил идеологию, структуру Международного конкурса. Прежде всего, было нивелировано административное «сито» муниципальных и региональных органов управления образования в вопросе участия конкретного музея в конкурсе. Любой музей образовательной организации, руководитель школьного музея могли напрямую представить свои материалы для участия в заочном этапе Международного конкурса. Компетентное экспертное жюри (Россия, Казахстан и Украина) оценивало поступившие на заочный этап конкурса работы и принимало по итогам «рейтингового» отбора (предусматривающего качественную оценку содержания присланных материалов) решение о приглашении участников для участия в финале конкурсной программы.
Международный конкурс школьных музеев
изменить статус
Международный конкурс музеев образовательных организаций "Музей образовательной организации - пространство интеграции основного и до по л н ите л ьн о го образ о в а ни я детей" 2016-2017 гг,
Показать полностью...
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования, 603005, Нижний Новгород, ул. Алексеевская 22А, Нижний Новгород
Событие состоялось 20 апреля 2017
Страничка конкурса в социальной сети ВКонтакте
Заочный этап Международного конкурса предполагал активное включение педагогов - руководителей школьных музеев в ре-
шение задач (обозначенных проблем музейной педагогики в образовательной организации):
- поиск механизмов интеграции содержания, форм и методов общего и дополнительного образования;
- поиск новых подходов к процессам социализации и профессионального самоопределения занимающихся учебно-исследовательской деятельностью в школьном музее, прежде всего актива музея;
- выявление эффективных методик формирования гражданской идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики;
- использование и распространение современных интерактивных методов музейной педагогики;
- формирование банка музейно-педагогических новаций;
- обобщение инновационного опыта в разработке социокультурно-образовательных проектов;
- развитие связей науки и практики в деятельности школьного музея;
- внедрение современных научных достижений в практику работы музеев образовательных организаций;
- осмысление, обобщение и интерпретация собственного опыта работы.
Участникам Международного конкурса была предоставлена и обеспечена возможность:
- принимать участие в конкурсе в порядке, определенном Положением [14];
- получать информацию о порядке, месте и времени проведения этапов конкурса (на сайтах Академии и Центра, в социальных ВКонтакте и БасеЪоок);
- получать информацию о результатах экспертизы своей конкурсной работы в соответствии с Положением Конкурса;
- повысить свою квалификацию на краткосрочных курсах повышения квалификации «Учебно-исследовательская деятельность в музее образовательной организации как средство интеграции формального и неформального образования» (72 часа), с выдачей удостоверения установленного образца.
При этом минимальный объем часов краткосрочных курсов повышения квалификации мы рассчитывали, опираясь на «общую минимальную трудоемкость» (табл. 2) образовательной деятельности педагога-руководителя, процесс ДИСТАНЦИОННОГО само-
образования (заочный этап) и при подготовке материалов для уча-
с/
стия в финале (очный этап). ОЧНЫЙ (аудиторные занятия) образовательный процесс предполагал участие педагога в программе финала Международного конкурса (дискуссионные площадки) и пленарном заседании II Международного научно-педагогического форума «Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы» (18-20 апреля, г. Нижний Новгород).
Таблица 2
Расчет трудоемкости ДИСТАНЦИОННОЙ и ОЧНОЙ образовательной деятельности педагога -
руководителя участника Международного конкурса 20 [6-2017 гг.
№ п/п Наименование вида образовательной деятельности и образовательного «продукта» Единица измерения Примерные затраты времени (час)
I . Уровень дистанционное обучение
1 Разработка «Концепция развития музея образовательной организации» 1 документ 61,1
2 Видеопрезентация экспозиции музея образовательной организации 1 видеоролик 39,0
3 Разработка «Инновационные формы образовательно-просветительской деятельности музея» 1 документ 61,1
4 Презентации своих творческих проектов 1 презентация 66,0
5 Методическая разработка на тему «Инструментарий оценки учебных достижений обучающихся, выполненных в учебно-исследовательской деятельности в музее образовательной организации» 1 документ 61,1
Всего дистанционно 288,3
II. Уровень очное обучение
6 Лекции (доклады пленарного заседания Форума) 1 заседание 2,0
7 Семинары (доклады по секциям, участие в обсуждении) 2 секции 16,0
Всего очно 18,0
ИТОГО 306,3
В своих расчетах трудозатрат затрат (табл. 3) при подготовке конкурсных материалов мы опирались на существующую и хорошо
зарекомендовавшую в НИР и ОЭР нормативно-правовую базу [15].
Таблица 3
_Расчет трудозатрат по видам ^ работ__
Наименование видов выполняемых раб Единица измерения Примерные затраты (час)
1.1 Разработка структуры материала час 2,0
1.2 Первичный поиск и отбор материалов час 2,5
1.3 Поиск и отбор отечественных и зарубежных источников по проблеме час 8,0
1.4 Сканирование, считка и редактирование час 3,0
1.5 Анализ и обобщение собранных материалов час 2,5
1.6 Построение текстового варианта материала, реферирование и верстка текста час 5,0
1.7 Ввод документов, считка, редактирование час 0,4
1.8 Написание материала в Word с предварительным форматированием час 16,0
1.9 Оптимизация графики час 8,0
1.10 Разработка и заполнение таблиц, графиков, диаграмм (6-10 иллюстраций) час 2,7
1.11 Проверка корректности ссылок, форматирова-
ние структуры документа, сопоставление рисунков и таблиц с бумажным оригиналом час 3,0
1.12 Работа с редактором, просмотр макета час 2,0
1.13 Редактирование рукописи документа час 6,0
Общая трудоемкость разработки / методических рекомендаций 1 документ 61,1
2.1 Разработка плана-графика экскурсий по экспозиции/выставке (контингент, время, тема, маршрут) час 5,0
2.2 Написание сценария час 8,0
2.3 Режиссура съемок видеоролика час 20,0
2.4 Монтаж видеоролика час 4,0
2.5 Звукорежиссура час 2,0
Общая трудоемкость создания видеоролика 1 в/ролик 39,0
3.1 Подготовка материалов для демонстрации с использованием информационных технологий час 60,0
3.2 Консультирование со специалистами час 2,0
3.3 Монтаж презентации час 4,0
Общая трудоемкость оформления презентации 1 презентация 66,0
Конечно, по многим позициям и оценке временных трудозатрат на их исполнение можно подискутировать. Однако полагаем,
___ _ ^
что ТВОРЧЕСКИЙ процесс создания «образовательного» как инновационного для участия в конкурсе любого уровня, трудно поддается процедуре «нормирования». Полагаем и надеемся не без оснований, что СОВЕРШЕНСТВО любого ТВОРЧЕСКОГО «продукта» не знает предела! А Конкурс предполагает ТВОРЧЕСТВО, а не СТАНДАРТИЗАЦИЮ, так обожаемую «чинушами» всех времен и ведомств.
Следуя логике рациональности мы оптимизировали (раздели___ ^
ли на 4) рассчитанную нами трудоемкость ДИСТАНЦИОННОЙ и ОЧНОЙ образовательной деятельности педагога - руководителя школьного краеведческого музея - участника Международного конкурса 2016-2017 гг. В итоге вышли примерно на 72 часа. Таким образом, все финалисты, как успешно закончившие краткосрочный курс дополнительного профессионального туристско-краеведчес-кого образования и сдавшие квалификационные испытания (защитили в финале свои конкурсные работы), получили удостоверение о краткосрочном повышении квалификации в объеме 72 часов.
Конечно, при проведении Международного конкурса музеев образовательных организаций «Музей образовательной организации - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей» 2016-2017 гг. не все удалось, как задумывалось. Не удалось запустить и реализовать работу сайта конкурса, информация размещалась в основном в социальной сети ВКонтакте. Причина объективна, не удалось найти специалиста, владеющего в совершенстве информационными технологиями для исполнения достаточно большого объема работы на основе добровольчества. Недостаточно внимания уделили непосредственные исполнители организационно-информационной и агитационной стороне при проведении конкурса, система организации рассылки информационных писем оказалась не на высоте. Достаточно трудно обстоял вопрос и с информированием участников о ходе экспертизы на заочном этапе, здесь тоже есть объективные причины, смена кадров - ответственных лиц проводящей конкурс организации. Не удалось пригласить к активному сотрудничеству и участию в конкурсе школьные музеи из Республики Беларусь и с Украины, других стран в силу как объективных (ситуация на Украине), так и субъективных причин (неудовлетворительная работа с регионами и зару-
бежьем по продвижению конкурса и его сути как социально значимого проекта).
Большая сложность ожидала экспертов конкурса в том что, к сожалению, не все педагоги - руководители школьных музеев, особенно участники заочного этапа, точно следовали Положению [16] и особенно Условиям конкурса в части требований к конкурсным работам и их оформлению. Были участники, вольно трактовавшие структуру конкурсной работы (задания), четко и однозначно прописанную в Условиях. Так, например, содержание представленных конкурсных работ в номинации «Видеопрезентация экспозиции музея образовательной организации» не соответствовало сути требований. Видеоролики были прекрасные по оформлению, но по содержанию были о чем угодно - о городе, о школе, о руководителе музея, а вот собственно главного - ПРЕЗЕНТАЦИИ ЭКС-ПОЗИИИ МУЗЕЯ - экспертам найти не удавалась. В представленных КОНЦЕПЦИЯХ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ, к сожалению, часто отсутствовало главное - собственно РАЗВИТИЕ, направления, вектор, к которому стремятся сам руководитель музея и его актив! Не все участники поняли, что в номинации «Инновационные формы образовательно-просветительской деятельности музея» необходимо раскрыть и ИННОВАЦИИ и ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, а высшим пилотажем было бы их совмещение.
Наибольшую трудность для конкурсантов представило участие в номинации «Методическая разработка на тему "Инструментарий оценки учебных достижений обучающихся, выполненных в учебно-исследовательской деятельности в музее образовательной организации"». В работах, защищаемых конкурсантами в данной номинации, как правило, отсутствовала важнейшая составляющая конкурсного задания - методическая разработка инструментария оценки учебных достижений обучающихся. Сами методические разработки по учебно-исследовательской деятельности в музее образовательной организации, представленные конкурсантами, были сильными. Экспертам было сложно признавать, что, по существу, часть работ не отвечает требованиям, заложенным в Положении и Условиях.
Необходимо отметить, что атмосфера доброжелательности экспертов, их конструктивного и корректного сотрудничества с конкурсантами, открытость и возможность получить развернутые ответы у «соперников» на заинтересовавшие вопросы непосредст-
венно после выступления - защиты, методические рекомендации членов оргкомитета конкурсантам, данные уже в первый день финала конкурса, позволили многим скорректировать свои выступления и презентации на защите во второй день, в соответствии с требованиями, прописанными в Положении и Условиях. Правда, некоторым конкурсантам пришлось провести бессонную ночь в творческом вдохновении.
Есть и ряд положительных моментов, которые нельзя не отметить. Во-первых, введение организационного взноса для участия в заочном этапе конкурса позволило существенно облегчить работу экспертам (судя по участию в экспертной деятельности при проведении аналогичных всероссийских и международных конкурсов), так как уменьшилось количество участников. Заведомо слабые, компиляционные или «абы как, наспех состряпанные» работы на конкурс просто не поступили. Небольшое количество участников конкурса позволило экспертам глубже вникнуть в суть представленных работ и оценивать их по существу, а не по формальным признакам.
Совмещение времени проведения Международного конкурса школьных музеев и II Международного научно-педагогического форума «Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы» позволило конкурсантам не только принять участие в качестве слушателей пленарного заседания, но включиться в неформальное общение с участниками Форума за рамками работы секций и дискуссионных площадок.
При этом следует отметить, что проводящая организация ГБОУ «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Нижегородской области предусмотрела и тщательно рассчитала лимиты времени для работы секции «Защита конкурсных работ», которые по факту получились более чем комфортные как для жюри, так и для участников. Жюри не торопило конкурсантов, хотя лимитировало их время защиты конкурсной работы, но возможность дискуссионного обсуждения нюансов представленных работ, работа в режиме вопрос - ответ создавали шарм комфортности сотрудничества и сотворчества всех субъектов в создавшейся социокультурной среде дополнительного туристско-краеведческого образования. Соперничество конкурсантов не ощущалось, каждый стремился найти в материалах коллеги что-то полезное, необходимое в деятельности своего школьного музея.
С итогами, протоколами Конкурса, работами Лауреатов, видеофильмами финалистов можно ознакомиться в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/schoolmuseum2017 и на сайте МОО «МАДЮТК www.madutk.ru Лауреаты Конкурса представлены в табл. 4.
Таблица 4
Лауреаты Международного конкурса музеев образовательных организаций «Музей образовательной организации - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей»
2016-2017 гг.
Название музея Название организации / регион ФИО участника(ов) Лауреат в номинации
1 Музей истории села Среднеив-кино МУОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Среднеивкино» / Кировская область, Вер-хошижемский район, с. Среднеивкино Огородникова Светлана Витальевна «Методическая разработка на тему "Инструментарий оценки учебных достижений обучающихся выполненных в учебно-исследовательской деятельности в музее образовательной организации"»
2 Музей «Дружбы народов» МБОУ «Школа № 52» / Нижегородская область, г.о.г. Нижний Новгород, Канавинский район Капранова Елена Геннадьевна, Тютькина Татьяна Петровна Презентация своих творческих проектов
3 «Ермаковы лебеди» МБУ ДО «Верхнего-родковский детский центр народных ремесел» / Пермский край, Чусовской м-р, пос. Верхнечусовские Городки Баша Жаннета Александровна, Бруцкая Людмила Андреевна Видеопрезентация экспозиции музея образовательной организации
4 «Музей истории детского движения» МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» г. Северодвинска / Российская Федерация, Архангельская область, г. Северодвинск Дорофеева Елена Николаевна, Ульяновская Людмила Васильевна, Фур-тикова Нина Валентиновна «Концепция развития музея образовательной организации»
Название музея Название организации / регион ФИО участника(ов) Лауреат в номинации
5 Музей истории детского туризма ГККП «Областной центр детско-юношеского туризма и экологии управления образования акимата Западно-Казахстанской области» / г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Республика Казахстан Атаньязова Гульбагира Ерсаиновна; Кайрлиева Куралай Жауынбаевна «Инновационные формы образова-тельно-просвети-тельской деятельности музея»
Примечания
1. Даль В. И. «Толковый словарь живого языка» / сост. Т. В. Кадаш. М. : Росмэн-Пресс, 2008. 143 с
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая Рос. энцикл. ; СПб : Норинт, 1998. 1434 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд. М. : Азбуковник, 1997. 939 с.
4. Смирнов Д. В. Система дополнительного профессионального тури-стско-краеведческого образования педагогов на основе кластерного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Шуя, 2012. 49 с.
5. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 367) (с изм. и доп.) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/1548770/#friends#ixzz4gl1yu7MC
6. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы. Ростов н/Д : Феникс, 2011. 541 с.
7. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование : учеб. пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2001.
8. Балин Г. Г., Голубева Т. Б. Социально значимый проект как способ воспитания молодёжи небольшого города. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2013/pdf/5357.pdf
9. Голованов В. П. Конвенциальное пространство детства как необходимый компонент полисферности дополнительного образования детей // ВНЕШКОЛЬНИК. Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи. 2009. № 5(134). C. 2-6; Голованов В. П. Развитие поли-сферности дополнительного образования детей / Рос. акад. образования, Гос. науч.-исслед. ин-т семьи и воспитания, Мар. гос. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. Йошкар-Ола : МГПИ им. Н. К. Крупской, 2006. 339 с.
10. Смирнов Д. В. Становление системы дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагогов : монография /
Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», Ин-т развития образования Кировской области. М. ; Киров, 2011. 160 с.
11. Смирнов Д. В. Становление и стратегии развития Академии детско-юношеского туризма и краеведения на современном этапе // Вестник Академии детско-юношеского туризма и экскурсий. 2012. № 3. С. 15-38; Смирнов Д. В. Проектирование социокультурной образовательной среды школьного музея в рамках реализации ФГОС общего полного образования (второго поколения) // Школьный музей в образовательной среде: инновации, формы и методы работы : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Д. В. Смирнова, отв. ред. А. В. Наумов. Н. Новгород, 2015. С. 182-191.
12. Смирнов Д. В., Дрогов И. А., Фомин В. П., Никоноров А. Г. Реализация программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 3(108). С. 170-176; УСЛОВИЯ проведения Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности «Музей образовательного учреждения - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей» // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 3(108). С. 183-184.
13. ПОЛОЖЕНИЕ о Всероссийском конкурсе на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности «Музей образовательного учреждения - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей» // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 3(108). С. 177-181.
14. ПОЛОЖЕНИЕ о Международном конкурсе музеев образовательных организаций «Музей образовательной организации - пространство интеграции основного и дополнительного образования». URL: https://vk.com/ doc198742624_438953938?hash=f7f22e9b43e3bb6d1c&dl=3380cfb1704eb27ece
15. Примерные нормативы трудоёмкости консультационных услуг. М. : Департамент научно-технологической политики и образования Минсельхо-за России, 2009. 16 с.
16. ПОЛОЖЕНИЕ о Международном конкурсе музеев образовательных организаций «Музей образовательной организации - пространство интеграции основного и дополнительного образования».