Научная статья на тему 'Методологические аспекты информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея'

Методологические аспекты информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МУЗЕЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / SCHOOL MUSEUM / THE MUSEUM INFORMATIZATION / INFORMATION CULTURE / A VIRTUAL MUSEUM EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Инякин Юрий Степанович, Смирнов Дмитрий Витальевич

Представлена логическая схема информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея. Раскрыта методологическая основа построения системы дополнительного туристско-краеведческого образования на основе информатизации школьного краеведческого музея. Обоснованы пути формирования новых профессиональных навыков и компетенций педагогов, которые трудятся на музейно-педагогическом поприще. Актуализирована проблема и направления развития виртуальных музеев образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Инякин Юрий Степанович, Смирнов Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of informatization of social and cultural environment of the school museum of local lore

The logic diagram information of social and cultural environment of the school museum. Disclosed methodological basis for building additional tourist local lore of the education system on the basis of information the school museum. The ways formirovaniya novyh skills and competencies of teachers who work at the museum pedagogical field. Actualize the problem and direction of virtual museums educational organizations.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея»

УДК 351.852; 371.233.4; 005

Ю. С. Инякин, Д. В. Смирнов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Представлена логическая схема информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея. Раскрыта методологическая основа построения системы дополнительного туристско-краеведческого образования на основе информатизации школьного краеведческого музея. Обоснованы пути формирования новых профессиональных навыков и компетенций педагогов, которые трудятся на музейно-педагогическом поприще. Актуализирована проблема и направления развития виртуальных музеев образовательных организаций.

The logic diagram information of social and cultural environment of the school museum. Disclosed methodological basis for building additional tourist local lore of the education system on the basis of information the school museum. The ways formirovaniya novyh skills and competencies of teachers who work at the museum pedagogical field. Actualize the problem and direction of virtual museums educational organizations.

Ключевые слова: социокультурная среда, школьный краеведческий музей, информатизация музея, информационная культура, виртуальный музей образовательной организации.

Keywords: socio-cultural environment, the school museum, the museum informatization, information culture, a virtual museum educational organization.

Методологической основой построения системы дополнительного туристско-краеведческого образования школьного краеведческого музея в современных условиях является идея рассмотрения его как расширяющейся социокультурной среды, в которой осуществляется последовательная смена состоянии развития, воспитания, профессионального самоопределения, самоидентификации и духовно-нравственного оздоровления личности, становление ее интересов, морально-нравственных позиций, ее самоопределение в быстроизменяющемся мире в интересах самой личности, общества и государства [1].

Определить «границы», в которых, собственно, протекает -педагогически целесообразно организуется и реализуется с учетом возрастных особенностей обучающихся - процесс информатизации дополнительного туристско-краеведческого образования, может помочь составленная нами логическая схема информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея, представленная на рис. 1.

Логическая схема информатизации социокультурной среды школьного краеведческого музея

В современных образовательных организациях процесс информатизации музейного образования протекает, как правило, по двум векторам: или как результат стихийного, или как процесс целенаправленного взаимодействия трех функциональных пространств:

- информационного,

- образовательного,

- музейного.

Каждое из этих пространств и их синергетическое поле выступают как социальное пространство, т. е. проявляют себя как фактор целенаправленного формирования личности.

ИО - информатизация образования;

ИМД - информатизация музейной деятельности;

МП - музейная педагогика;

ИШМО - информатизация школьного музейного образования.

Рис. 1

Логическая схема позволяет очертить границы полей информатизации музейной деятельности и дополнительного турист-ско-краеведческого образования школьников в социокультурной среде музея. Уточним определения каждого из названных полей, пространств.

Образовательное пространство составляет часть социокультурной среды, специально созданной для реализации образовательного процесса: общеобразовательные школы, профессиональные училища, колледжи, вузы, организации дополнительного образования (центры творчества, станции, школьные музеи, клубы по месту жительства детей и подростков и т. д.).

Музейное пространство формируется на основе объектов и артефактов природного и культурного наследия, социальной памяти и существует как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества его создателей и «пользователей».

Информационное пространство - это информационная среда, включенная в Глобальную информационную сеть, в которой с помощью систем передачи данных объединены в единое целое источники, средства обработки и потребители информации.

Информатизация образования - системно организованный процесс передачи общественно ценных, прежде всего краеведческих, знаний обучаемым средствами информационных и телекоммуникационных технологий.

Информатизация музейной деятельности - процесс работы школьного краеведческого музея в новом информационном пространстве.

Музейная педагогика - это научная дисциплина, интегрирующая музееведение, педагогику и психологию, актерское мастерство и анимационную деятельность, рассматривающая музей как образовательную систему [2].

Информатизация школьного музейного образования - процесс передачи знаний (информации) обучаемым средствами информационных и коммуникационных технологий.

Систематизация существующих средств программно-методического и аппаратного обеспечения является необходимой основой решения задачи информатизации школьного музейного образования [3].

Аспекты программно-методического и аппаратного обеспечения

Информационная система музея - это музейная информационно-поисковая система, предназначенная для ведения единой базы данных по экспонатам и экспозициям школьного краеведческого музея, содержащей полную текстовую и графическую информацию, оказания помощи и сопровождения в учебно-исследовательской, научно-методической, реставрационной, экспозиционной и административной деятельности сотрудников музея (руководителя школьного музея, методиста, педагога-организатора, экскурсоводов, в том числе актива школьного краеведческого музея из числа обучающихся) с учетом особенностей хранения, оформления учетно-хранительских документов и описания различных музейных фондов и типов экспонатов и экспозиций, а также автоматизации процессов формирования основных типов учетно-хранительской документации, справок и статистических отчетов. Система должна обеспечивать комплексное решение задач музейного учета, научной каталогизации, реставрации и научно-технологической экспертизы в единой информационной среде школьного краеведческого музея. Кроме того, сегодня информационная система школьного краеведческого музея должна иметь механизмы подготовки информационных продуктов для Глобальной информационной сети (Интернет).

Для проведения полноценных внеурочных воспитательных мероприятий и уроков нового уровня с использованием ИКТ и образовательных мультимедиа ресурсов в рамках ФГОС (второго поколения) необходимы не только привлечение внешних лекторов из государственных, муниципальных или частных музеев, архивов и библиотек, но профессиональная подготовка (повышение квалификация - дополнительное профессиональное образование) школьных педагогов-предметников, педагогов-организаторов, классных руководителей и других специалистов. Кроме того, важным условием является обеспечение школьного краеведческого музея:

1) мультимедиа изданиями, интегрированно встроенными в учебно-воспитательный процесс, внеучебную и внеклассную (внешкольную) деятельность;

2) наличие мультимедиа площадок в образовательной организации;

3) мультимедиа грамотности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, руководителей школьного

краеведческого музея, а также специалистов сферы культуры (лекторов, экскурсоводов), умения пользоваться цифровыми средствами обучения.

Однако наши исследования 2013-2016 гг. деятельности школьных краеведческих музеев показывают [4], что огромное большинство школьных музейных сайтов являются виртуальными буклетами, каталогами, афишными стендами, турникетами, лекториями и т. п., но только не виртуальными экспозициями. К их созданию надо подходить с принципиально другими подходами, основанными на критериях виртуального экспозиционного проектирования, создающего живое и комфортное виртуальное пространство «по ту сторону» компьютерного монитора [5].

Таким образом, актуализируется проблема формирования новых профессиональных навыков и компетенций педагогов дополнительного образования, которые трудятся на музейно-педагоги-ческом поприще. Речь идет также о профессионализме в компетентном использовании и творческом применении новых компьютерных информационных технологий, которые сегодня приобретают все большее культурное, образовательное и социокультурное значение.

Направления развития виртуальных музеев образовательных организаций

После реализации механизмов виртуального музея образовательной организации на уровне, соответствующем потребностям музея общеобразовательной школы, рекомендуется продолжать его развитие в нескольких направлениях.

1. Наполнение контентом

Приоритетным направлением развития виртуального школьного музея является увеличение доли экспонатов и экспозиций, представленных в виртуальном формате.

2. Языковая поддержка

Рекомендуется провести анализ аудитории, посещающей виртуальный школьный музей, и осуществить его языковую локализацию для «туристов» тех стран, которые чаще его посещают. Дополнительным источником информации об аудитории могут служить аналитические данные о посещаемости сайта музея и виртуального тура в части географического распределения аудитории.

3. Коммуникация с сообществом - целевой аудиторией

Следует рассмотреть возможность организации интернет-сообщества, прежде всего целевой аудитории из посетителей реального и виртуального школьного краеведческого музея в сети Интернет посредством форума, блога или специализированного интернет-сервиса, осуществляющего коммуникацию с посетителями, для организации сбора и обработки отзывов и предложений.

4. Совместные выставочные проекты школьного музея

В формате виртуального школьного краеведческого музея могут быть реализованы совместные выставочные проекты как собственно школьного краеведческого музе, так двух и более музеев образовательных организаций. Создаются отдельная виртуальная экспозиция или тематический каталог, состоящие из экспонатов школьных музеев - участников проекта. Результат включается в виртуальные школьные музеи музеев-создателей и/или музеев-экспонентов.

5. Формирование информационной культуры педагога, рассматриваемой нами как «составная часть общечеловеческой культуры, представляющая собой совокупность устойчивых навыков и постоянного эффективного применения информационных технологий (ИТ) в своей профессиональной деятельности и повседневной практике» в системе дополнительного туристско-краеведческого образования.

В настоящее время образовательные организации реализуют несколько вариантов различных примерных программ по дисциплине «Социальная информатика». Важно отметить, что каждая образовательная организация, ориентируясь на одну из них, проводит обучение в соответствии с потребностями своей предметной области (рис. 2).

Рис. 2

В ряде образовательных организаций высшего образования России реализуется курс «Музейная информатика», который предполагает освоение учебного материала и овладение умениями применения информационных и коммуникационных технологий в музейном деле на базе образовательной организации. Обучающиеся по данной программе по окончании освоения программы должны сочетать в себе знания по музейному делу и организации учебно-исследовательской деятельности школьников, а также овладеть навыками и компетенциями применения современных информационных технологий для развития и усовершенствования организации музейной деятельности в образовательной организации. На современном этапе модернизации компьютер, пришедший на смену картотечному ящику и пишущей машинке, является лишь удобным инструментом и не более того. Он не поменял природы гуманитарных знаний. Происходящие у нас на глазах перемены в области культуры связаны не с появлением баз данных и персональных компьютеров, а с появлением новой среды коммуникации. Эта среда диктует особые формы взаимоотношений, называемых сетевыми. Описывать сетевые отношения начали только с появлением Интернета. Целью изучения дисциплины «Музейная информатика» является формирование у слушателей (педагогов - руководителей школьных краеведческих музеев) основ информационной культуры, отвечающей современному уровню и перспективам развития информационных процессов в системе дополнительного туристско-краеведческо-го образования.

Курс предполагает лекционные и лабораторные занятия в объеме, соответствующем учебному плану, а также в процессе самостоятельной работы слушателей с применением самых разнообразных приемов активизации их деятельности.

1. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Музейная информатика» относится к базовой

части цикла профессиональных дисциплин (М.2.3).

2. Требования к результатам освоения дисциплины

В соответствии с требованиями ФГОС высшего образования в результате изучения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции.

Профессиональные компетенции:

ПК-11 - быть готовым к разработке научно-методических материалов по внедрению в музейную деятельность инновационных, 104

научно обоснованных педагогических, художественно-творческих, рекреативных, реабилитационных, информационных технологий.

ПК-13 - быть готовым составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований для учреждений и организаций социально-культурной сферы.

ПК-16 - способность управлять действующими технологическими процессами социально-культурной деятельности.

Специальные компетенции:

СК-6 - готовность к использованию информационных технологий в научно-исследовательской работе и социально-культурной практике образовательной организации.

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

знать основные информационные технологии, используемые в современном обществе;

уметь использовать информационные ресурсы в социальной сфере и образовании;

владеть технологиями музейной информатики, способствующими оптимизации деятельности образовательной организации.

3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

4. Основные разделы дисциплины:

1. Информация и ее роль в современном мире.

2. Основные понятия информационных технологий и их классификация.

3. Эволюция информационных технологий в процессе развития общества.

4. Информационные технологии - основные технологии информационного общества.

5. Эволюция компьютеров и сетевых технологий передачи данных.

6. Компьютерные сети как основной способ использования информационных технологий в музейной педагогике.

7. Эффективное использование информационных ресурсов Интернета в виртуальном школьном краеведческом музее.

8. Создание и использование информационных ресурсов школьного краеведческого музея в целях обучения, воспитания, развития, профессионального самоопределения и творческой самореализации.

Примечания

1. Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Разработка концепции развития музея общеобразовательного учреждения «Музей - развивающая образовательная среда» // Гражданско-нравственное становление и развитие школьников. краеведение. традиции и инновации: материалы V Всерос. науч-практ. конф., (г. Москва. 19 апреля 2011 г.) / Учрежд. РАО Ин-т семьи и воспитания, Ис-торико-архивный ин-т РГГУ. Ярославль: ООО «Аверс плюс», 2011. С. 5965; Смирнов Д. В. Проектирование социокультурной образовательной среды школьного музея в рамках реализации ФГОС общего полного образования (второго поколения) // Школьный музей в образовательной среде: инновации, формы и методы работы: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. / под науч. ред. Д. В. Смирнова; отв. ред. А. В. Наумов. Н. Новгород: Изд-во ГБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области, 2015. С. 182-191.

2. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. М., 2001.

3. Алексеева Е., Белкин П. Школьные музеи в новом информационном пространстве. Музей в школе: стимул к размышлению: сб. статей. М., 2005. 64 с.

4. Инякин Ю. С. Мультимедийные и телекоммуникационные технологии на службе воспитания и дополнительного образования. Новый век: Горизонт воспитания. М.: ГОМЦ «Школьная книга» 2000. С. 144-175; Инякин Ю. С., Смирнов Д. В. Использование средств информационных технологий в объединениях дополнительного образования туристско-спортивного профиля // Дополнительное образование: науч.-метод. журн. 2002. № 4(19). С. 50-52; Инякин Ю. С. Виртуальное краеведение как дидактическое средство в предметном обучении учащихся // Краеведческий альманах. 2009. № 1. С. 33-39; Смирнов Д. В., Тымко Н. В. Концепция развития школьного краеведческого музейного комплекса «Созвездие» - развивающей образовательной среды государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1282» на 2016-2021 годы // Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации: науч.-метод. сб. материалов по итогам работы IV Междунар. науч.-пед. форума «Развитие воспитательных систем в современной образовательной организации в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.», посвященного 170-летию Русского географического общества и 120-летию спортивного туризма в России (9-11 декабря 2015 г.) / под науч. ред. Д. В. Смирнова; сост.: В. П. Голованов, Г. Н. Ищук, Г. В. Зубковская, Д. В. Смирнов. М.; СПб.; Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2016. С. 177-194.

5. Алексеева Е., Белкин П. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.