Научная статья на тему 'Школьный музей как важнейшее средство формирования патриотизма у учащихся'

Школьный музей как важнейшее средство формирования патриотизма у учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ФОРМИРОВАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ДУХОВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / PATRIOTISM / EDUCATION / SCHOOL MUSEUM / FORMATION / MORALITY / DEVELOPMENT / SPIRITUALITY / PERSONALITY / OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева С. Ю.

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Раскрывается опыт патриотического воспитания в школьном музее, показываются виды совместной деятельности учащихся и учителей. Представлены формы работы школьного музея, методы и подходы в музейно-педагогической деятельности, раскрывается огромный образовательно-воспитательный потенциал школьного музея, используемый в процессе обучения и воспитания учащихся. Обосновывается мысль о том, что гражданское и патриотическое воспитание вносит свой вклад в становление и развитие личности с качествами гражданина и патриота. Статья предназначена в первую очередь руководителей образовательных учреждений, руководителей школьных музеев, преподавателей и других работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL MUSEUM AS AN IMPORTANT MEANS OF FORMATION OF PATRIOTISM IN STUDENTS

This article discusses the relevance, importance, objectives, goals, directions, forms and methods of patriotic education of Russian schoolchildren. The paper shares the experience accumulated by a school museum, whose main objective is to facilitate patriotic education, showing its main functions, joint activities of students and teachers. The author presents forms of work of the school museum, methods and approaches in the museum and pedagogical activity. The work reveals a huge educational and upbringing potential of the school museum under study, and shows how this museum is used in the process of training and education of students. The paper substantiates the idea that civil and patriotic education contributes to the development of identification as a citizen and patriot. This article is intended primarily heads of educational institutions, heads of school museums, teachers and other education personnel.

Текст научной работы на тему «Школьный музей как важнейшее средство формирования патриотизма у учащихся»

Библиографический список

1. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. Педагогика. 2003; 8.

2. Ветров Ю.П., Игропуло И.Ф. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения. Высшее образование в России. 2012; 5: 89 - 96.

3. Петренко Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров для органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования: 2014; 3 (46): 107 - 108.

4. Петренко Д.А., Чеджемов С.Р. О необходимости интеграции российского и зарубежного опыта в организации профессиональной подготовки инструкторско-педагогических кадров полиции по боевой и физической подготовке на основе компетентного подхода. Вестник Университета (ГУУ). 2014; 12: 70 - 75.

References

1. Vershlovskij S.G. Vzroslyj kak sub'ekt obrazovaniya. Pedagogika. 2003; 8.

2. Vetrov Yu.P., Igropulo I.F. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelej vuza k ispol'zovaniyu metodov interaktivnogo obucheniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2012; 5: 89 - 96.

3. Petrenko D.A. Opredelenie ponyatiya professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov dlya organov vnutrennih del. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: 2014; 3 (46): 107 - 108.

4. Petrenko D.A., Chedzhemov S.R. O neobhodimosti integracii rossijskogo i zarubezhnogo opyta v organizacii professional'noj podgotovki instruktorsko-pedagogicheskih kadrov policii po boevoj i fizicheskoj podgotovke na osnove kompetentnogo podhoda. Vestnik Universiteta (GUU). 2014; 12: 70 - 75.

Статья поступила в редакцию 06.04.15

УДК 37.01:17:069

Gadzhieva S.Yu., education and psychology teacher, Azerbaijan State Economic University, Derbent Institute of the Humanities

(Derbent, Russia), E-mail: sara13@bk.ru

S^OOL MUSEUM AS AN IMPORTANT MEANS OF FORMATION OF PATRIOTISM IN STUDENTS. This article discusses the relevance, importance, objectives, goals, directions, forms and methods of patriotic education of Russian schoolchildren. The paper shares the experience accumulated by a school museum, whose main objective is to facilitate patriotic education, showing its main functions, joint activities of students and teachers. The author presents forms of work of the school museum, methods and approaches in the museum and pedagogical activity. The work reveals a huge educational and upbringing potential of the school museum under study, and shows how this museum is used in the process of training and education of students. The paper substantiates the idea that civil and patriotic education contributes to the development of identification as a citizen and patriot. This article is intended primarily heads of educational institutions, heads of school museums, teachers and other education personnel.

Key words: patriotism, education, school museum, formation, morality, development, spirituality, personality, outlook.

С.Ю. Гаджиева, преподаватель педагогики и психологии, Азербайджанский Государственный Экономический

Университет (филиал), Дербентский гуманитарный институт, г. Дербент, E-mail: sara13@bk.ru

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ

В статье рассматриваются актуальность, значение, цели, задачи, направления, формы и методы патриотического воспитания российских школьников. Раскрывается опыт патриотического воспитания в школьном музее, показываются виды совместной деятельности учащихся и учителей. Представлены формы работы школьного музея, методы и подходы в музей-но-педагогической деятельности, раскрывается огромный образовательно-воспитательный потенциал школьного музея, используемый в процессе обучения и воспитания учащихся. Обосновывается мысль о том, что гражданское и патриотическое воспитание вносит свой вклад в становление и развитие личности с качествами гражданина и патриота. Статья предназначена в первую очередь руководителей образовательных учреждений, руководителей школьных музеев, преподавателей и других работников образования.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, школьный музей, формирование, нравственность, развитие, духовность, личность, мировоззрение

Патриотизм является одной из важнейших черт современной личности, её внутренним стержнем, определяющим ее ценностные ориентации и установки. В патриотизме находят свое конкретное воплощение идейная направленность, мировоззренческая, социальная и нравственная зрелость личности.

К нашему большому сожалению, патриотическая работа в образовательных учреждениях в большинстве своём сводится к чествованию ветеранов и проведению мероприятий к памятным датам, оставляя нетронутой всю сложность современной социально-политической и культурно-информационной среды становления подрастающего поколения. Эта проблема требует разработки методических основ патриотического воспитания, его социокультурных параметров и духовно-нравственных аспектов.

Одним из средств патриотического воспитания традиционно является школьный музей. Роль музея в современных условиях стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что

позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.

Музей - это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:

• он может быть органом ученического самоуправления;

• средством воспитания общественной активности;

• серьезным подспорьем в обучении;

• средством, повышающим общую культуру обучающихся.

Традиционный школьный музей - это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций, а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы. В помещении музея проводятся различные формы занятий: музейные уроки, уроки мужества,

уроки-диспуты, уроки памяти, исторические игры, конкурсы и викторины. Большую ценность в музее представляют документы о героях ВОВ, книги, фотоальбомы, макеты памятников, предметы военного времени.

Музей в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания детей. Его социальные функции наряду с документированием и фиксацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функции. По мнению М.Б. Гнедовского, определившего коммуникативную функцию музея в числе приоритетных: «Музей способен дать человеку то, что не может обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации - опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности» [2].

Деятельность музеев направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия. Музей рассматривается как социальный институт, являющий собой образец восприятия классического наследия и современной культуры, ориентированной на развитие ценностных качеств личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Н.Б Крылова отмечала, что «в нравственном сознании интегрируются высшие ценности - добро, красота, истина, любовь к свободе и справедливости преобразовываются в интересы, некоторые, в свою же очередь. превращаются в ценности» [4].

О.И. Петрич утверждает, что в структуре духовности особое место занимают духовно-нравственные ценности, которые оказывают большое воздействие, как на объективную реальность, так и на социальный мир. Духовно-нравственное направление призвано решать задачу формирования чувства долга, ответственности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, самовоспитания [7]. В.В. Макаев отмечает, что духовность противополагается физической, телесной сущности человека. Она утверждает приоритет социального (человеческого) над природным [5]. Т.П. Мышина утверждает, что образовательная деятельность музея способствует гармонизации личности, повышению общей эрудиции, расширению кругозора,

Библиографический список

пополнению знаний в профильной музею области и развитию способности учащихся к творчеству [6].

Задача системы образования сегодня - не только формирование человека с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества. Одной из важнейших черт современной личности, её внутренним стержнем, определяющим ценностные ориентации и установки, является патриотизм. В патриотизме находят своё конкретное воплощение идейная направленность, мировоззренческая, социальная и нравственная зрелость личности.

В.М. Грусман, изучая становление и развитие социально-культурных функций российских музеев, к традиционным и информативно-интегративным и хранительным функциям считает необходимым добавить образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую и развлекательно-познавательную функции музея. Их интеграция позволяет рассматривать его не только как сосредоточение ценностей истории и культуры, но и как центр духовной жизни, обеспечивающий комплексное использование культуросозидающего потенциала отечественных музеев. «Функции развивающего образования и развлекательного познания способствуют преобразованию объекта музейного воздействия (имеется ввиду посетитель) в субъект социально-культурного творчества» [3]. Т.Е. Васильева, О.Г. Панченко основываясь на личном опыте, утверждают, что в музейной деятельности монологическое воздействие музея на аудиторию уступает место диалогу между музеем, посетителем и внешней средой и в этот диалог включаются не только реалии современной жизни, но и мнения, взгляды, суждения иных исторических эпох [1].

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведётся поиск методических приёмов и форм, новейших подходов к учебной и внеурочной деятельности для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

1. Васильева Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей. Воспитание школьников. 2011; 4.

2. Гнедовский М. Нужны новые подходы. Советский музей. 1988; 5.

3. Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев наук. Санкт-Петербург: РГЭМ, 2001.

4. Крылова Н.Б. Культурология образования. Москва, 2000.

5. Макаев В.В. К вопросу о духовности личности как педагогической проблеме. Вестник ПГЛУ. Пятигорск, 2006; 3.

6. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. Таганрог, 2007.

7. Петрич О.И. Педагогические условия формирования патриотизма у студентов. Пятигорск, 2008.

References

1. Vasil'eva T.E. Muzejnaya pedagogika kak sredstvo formirovaniya duhovno-nravstvennyh cennostej. Vospitanie shkol'nikov. 2011; 4.

2. Gnedovskij M. Nuzhny novye podhody. Sovetskij muzej. 1988; 5.

3. Grusman V.M. Stanovlenie i razvitie social'no-kul'turnyh funkcij rossijskih muzeevnauk. Sankt-Peterburg: RG'EM, 2001.

4. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. Moskva, 2000.

5. Makaev V.V. K voprosu o duhovnosti lichnosti kak pedagogicheskoj probleme. Vestnik PGLU. Pyatigorsk, 2006; 3.

6. Mysheva T.P. Muzejnaya pedagogika vsovremennom sociokul'turnom obrazovatel'nom kontekste. Taganrog, 2007.

7. Petrich O.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya patriotizma u studentov. Pyatigorsk, 2008.

Статья поступила в редакцию 10.04.15

УДК 373.1.02

Kiselnikov I.V., Candidate of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Algebra and Mathematics Teaching Methods, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kiv@altspu.ru

ANALYSIS OF RESULTS OF MONITORING OF MATHEMATICS STUDIES IN ALTAI REGION AMONG STUDENTS OF 6 GRADERS. The article is dedicated to a current stage of development of mathematical education in Russia - the issue of using and improving the means of evaluating the results of teaching mathematics in schools. The article reflects the contents of the diagnostic work in mathematics, developed and used in the Altai regional monitoring of mathematical education among the sixth-graders. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.