уроки-диспуты, уроки памяти, исторические игры, конкурсы и викторины. Большую ценность в музее представляют документы о героях ВОВ, книги, фотоальбомы, макеты памятников, предметы военного времени.
Музей в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания детей. Его социальные функции наряду с документированием и фиксацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функции. По мнению М.Б. Гнедовского, определившего коммуникативную функцию музея в числе приоритетных: «Музей способен дать человеку то, что не может обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации - опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности» [2].
Деятельность музеев направлена на удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия. Музей рассматривается как социальный институт, являющий собой образец восприятия классического наследия и современной культуры, ориентированной на развитие ценностных качеств личности.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Н.Б Крылова отмечала, что «в нравственном сознании интегрируются высшие ценности - добро, красота, истина, любовь к свободе и справедливости преобразовываются в интересы, некоторые, в свою же очередь. превращаются в ценности» [4].
О.И. Петрич утверждает, что в структуре духовности особое место занимают духовно-нравственные ценности, которые оказывают большое воздействие, как на объективную реальность, так и на социальный мир. Духовно-нравственное направление призвано решать задачу формирования чувства долга, ответственности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, самовоспитания [7]. В.В. Макаев отмечает, что духовность противополагается физической, телесной сущности человека. Она утверждает приоритет социального (человеческого) над природным [5]. Т.П. Мышина утверждает, что образовательная деятельность музея способствует гармонизации личности, повышению общей эрудиции, расширению кругозора,
Библиографический список
пополнению знаний в профильной музею области и развитию способности учащихся к творчеству [6].
Задача системы образования сегодня - не только формирование человека с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом зависит будущее общества. Одной из важнейших черт современной личности, её внутренним стержнем, определяющим ценностные ориентации и установки, является патриотизм. В патриотизме находят своё конкретное воплощение идейная направленность, мировоззренческая, социальная и нравственная зрелость личности.
В.М. Грусман, изучая становление и развитие социально-культурных функций российских музеев, к традиционным и информативно-интегративным и хранительным функциям считает необходимым добавить образовательно-развивающую, преобразовательно-созидающую и развлекательно-познавательную функции музея. Их интеграция позволяет рассматривать его не только как сосредоточение ценностей истории и культуры, но и как центр духовной жизни, обеспечивающий комплексное использование культуросозидающего потенциала отечественных музеев. «Функции развивающего образования и развлекательного познания способствуют преобразованию объекта музейного воздействия (имеется ввиду посетитель) в субъект социально-культурного творчества» [3]. Т.Е. Васильева, О.Г. Панченко основываясь на личном опыте, утверждают, что в музейной деятельности монологическое воздействие музея на аудиторию уступает место диалогу между музеем, посетителем и внешней средой и в этот диалог включаются не только реалии современной жизни, но и мнения, взгляды, суждения иных исторических эпох [1].
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведётся поиск методических приёмов и форм, новейших подходов к учебной и внеурочной деятельности для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.
1. Васильева Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей. Воспитание школьников. 2011; 4.
2. Гнедовский М. Нужны новые подходы. Советский музей. 1988; 5.
3. Грусман В.М. Становление и развитие социально-культурных функций российских музеев наук. Санкт-Петербург: РГЭМ, 2001.
4. Крылова Н.Б. Культурология образования. Москва, 2000.
5. Макаев В.В. К вопросу о духовности личности как педагогической проблеме. Вестник ПГЛУ. Пятигорск, 2006; 3.
6. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. Таганрог, 2007.
7. Петрич О.И. Педагогические условия формирования патриотизма у студентов. Пятигорск, 2008.
References
1. Vasil'eva T.E. Muzejnaya pedagogika kak sredstvo formirovaniya duhovno-nravstvennyh cennostej. Vospitanie shkol'nikov. 2011; 4.
2. Gnedovskij M. Nuzhny novye podhody. Sovetskij muzej. 1988; 5.
3. Grusman V.M. Stanovlenie i razvitie social'no-kul'turnyh funkcij rossijskih muzeevnauk. Sankt-Peterburg: RG'EM, 2001.
4. Krylova N.B. Kul'turologiya obrazovaniya. Moskva, 2000.
5. Makaev V.V. K voprosu o duhovnosti lichnosti kak pedagogicheskoj probleme. Vestnik PGLU. Pyatigorsk, 2006; 3.
6. Mysheva T.P. Muzejnaya pedagogika vsovremennom sociokul'turnom obrazovatel'nom kontekste. Taganrog, 2007.
7. Petrich O.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya patriotizma u studentov. Pyatigorsk, 2008.
Статья поступила в редакцию 10.04.15
УДК 373.1.02
Kiselnikov I.V., Candidate of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Algebra and Mathematics Teaching Methods, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF RESULTS OF MONITORING OF MATHEMATICS STUDIES IN ALTAI REGION AMONG STUDENTS OF 6 GRADERS. The article is dedicated to a current stage of development of mathematical education in Russia - the issue of using and improving the means of evaluating the results of teaching mathematics in schools. The article reflects the contents of the diagnostic work in mathematics, developed and used in the Altai regional monitoring of mathematical education among the sixth-graders. The
author quantitatively and qualitatively has analyzed the results of the diagnostic work tasks, obtained conclusions about the quality of mathematical preparation of students in the 6th grade in schools of Altai region. The reflected ideas in the article have theoretical and practical importance for the analysis of the current state of mathematics education at the regional and municipal levels. It was found that the most of the students are able to do tasks on finding percentage (80%), doing decimal fractions (92%), changing units of measuring (84%). Modeling situations by means of a mathematical language (20%) is the kind of a task done by the least of students.
Key words: mathematics education, evaluation of quality of education, results of teaching mathematics, education system in Altai Krai.
И.В. Кисельников, канд. пед. наук, доц., доц. каф. алгебры и методики обучения математике Алтайского
государственного педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АЛТАЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
Статья посвящена актуальной на современном этапе развития математического образования в России проблеме использования и совершенствования средств оценивания результатов математической подготовки учащихся школ. В статье отражено содержание диагностической работы по математике, разработанной и использованной в ходе Алтайского регионального мониторинга математической подготовки учащихся 6 классов. Автором количественно и качественно проанализированы результаты выполнения задач диагностической работы, получены выводы о качестве математической подготовки учащихся 6 классов школ Алтайского края. Отражённые в статье данные имеют теоретическое и прикладное значение для анализа текущего состояния математического образования на региональном и муниципальном уровнях.
Ключевые слова: математическое образование, оценка качества образования, результаты обучения математике, система образования в Алтайском крае.
Современное образование характеризуется активным развитием систем контроля, управления, обеспечения, менеджмента качества образования на всех уровнях в России и регионах страны [1]. В 2014 году в Алтайском крае впервые в средних классах образовательных организаций проведено региональное исследование оценки качества математического образования (далее - исследование), в котором приняло участие 21728 школьников. Исследование преследовало целью определение уровня математической подготовки учащихся 6-х классов по окончании первой четверти 2014-2015 учебного года.
Содержание диагностической работы по математике, предложенной в ходе исследования, регламентировалось нормативными правовыми документами [2]. Эта работа состояла из 2-х частей и включала в себя 15 заданий, различающиеся формой и уровнем сложности. Часть 1 содержала 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию было приведено четыре варианта ответа, из которых верен только один. Часть 2 содержала 5 заданий, к которым требуется дать краткий ответ. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Ответом на задания части 2 является целое число или конечная десятичная дробь (положительное или отрицательное).
В диагностической работе по математике были представлены задания различных уровней сложности: базового, повышенного. Задания базового уровня были включены в часть 1 работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных математических понятий. Основными условиями, которым должна удовлетворять первая часть работы, являются реалистичность предъявляемых учащимся требований и обеспечение полноты проверки на базовом уровне. Задания повышенного уровня были включены в часть 2 работы. Эти задания направлены на проверку умения использовать понятия и законы для решения различных задач. Задания во второй части расположены по нарастанию сложности.
Задание с выбором ответа считалось выполненным верно, если выбранный номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое из заданий оценивалось 1 баллом. Задание с кратким ответом считалось выполненным, если ответ совпадал с верным ответом. Каждое из заданий с кратким ответом оценивалось в 2 балла, если верно указаны все элементы ответа. Ответы на
задания с выбором ответа и кратким ответом обрабатывались автоматически после внесения ответов в систему.
В ходе исследования учащимся было предложено пять вариантов работы, построенных на следующих основных принципах.
При составлении вариантов работ для мониторинга соблюдались следующие основные принципы.
1. Принцип соответствия. Диагностическая работа в целом и отдельные её задания должны соответствовать нормативным документам [2], а также времени проведения контроля, особенностям реализации программы в конкретном учебном заведении.
2. Принцип дифференциации. В диагностической работе выделяется уровень минимальных требований и повышенный уровень освоения материала математики. Объем заданий базового (минимальных требований) уровня составляет 2/3 работы.
3. Принцип полноты предполагает проверку сформирован-ности основных видов деятельности. Однако отдельный вариант диагностической работы не претендует на полноту проверки по всем элементам содержания школьного курса математики, пройденного к моменту проведения контроля в силу ограниченности времени выполнения задания учениками.
4. Текст задания самодостаточен и не требует дополнительных материалов, справочные данные включаются в текст задания.
5. Принцип равнозначности вариантов диагностической работы. Все варианты равнозначны по сложности.
6. Принцип отсроченности проверки. В диагностических работах проверяются остаточные знания по предмету.
7. Принцип дополнительности. Варианты диагностической работы включают разные виды заданий: задания на установление соответствия, свободным ответом (решение задачи).
На выполнение работы отводилось 45 минут, причем время на выполнение заданий первой и второй частей работы не фиксировалось. Для оценивания результатов выполнения работ можно применить два показателя: рейтинг (или первичный балл, который может принимать максимальное значение 20 баллов) и традиционная отметка «2», «3», «4», «5», которая может выставляться с использованием шкалы перевода первичных баллов в оценку (Таблица 1).
Наглядное представление о распределении первичных баллов, набранных участниками по итогам мониторинга, даёт рис. 1. и таблица 5.
Таблица 1
Шкала перевода набранных баллов в оценку
Оценка «2» «3» «4» «5»
Балл 0-4 5-10 11-16 17-20
Рис.1.Диаграммараспределенияпервичныхбаллов
Из диаграммы видно, что распределение баллов близко к нормальному. Мода распределения имеет некоторое смещение «влево», что свидетельствует о преобладании в совокупности учащихся, демонстрирующихрезультатынижесредних.
Наибольший интерес вызывают предметные результаты мо-
ниторинга, показывающие степень овладения учащимися умениями, проверяемыми заданиями диагностической работы (Таблица 2). Анализ веера ответов участников экзамена позволяет увидеть достижения и погрешности школьников, которые могут стать основой совершенствования учебного процесса.
Таблица 2
Результатывыполнениязадач
№ Проверяемыетребования(умения) Итоговыйпроцент выполнения, %
А1 Уметьнаходитьпроцентот числа 80,88
А2 Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих десятичные дроби 92,40
A3 Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих десятичные дроби. Уметь расставлять порядок действий 68,79
A4 Уметь переводить величинывдругие единицыизмерения 84,84
А5 Уметь вычислять периметр четырёхугольника 45,87
А6 Уметь выполнять действия со смешанными числами 78,38
А7 Уметь определять правильные и неправильные дроби 94,37
А8 Уметь переводить дробь из обыкновенной в десятичную 73,15
А9 Уметь находить наибольшее и наименьшеечисло 89,92
А10 Уметь находить число, расположенное правее и левее на координатной прямой 85,83
В1 Уметь решать уравнения 50,12
В2 Уметь находить значение числового выражения, содержащего действия с десятичными и обыкновенными дробями 23,58
В3 Уметь применять в процессе решения задачи зависимости между величинами, характеризующими процесс движения по воде 26,01
В4 Уметь находить проценты от заданного числа. Моделировать реальные ситуации на языке математики 20,38
В5 Уметь находить периметр и площадь прямоугольника. Уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих десятичные дроби 22,04
Анализ данных, представленных в таблице 2, а также в веере ответов участников мониторинга, позволяет сделать ряд выводов:
1. Учащиеся 6 классов в целом демонстрируют наличие потенциала для изучения математики, около 93% школьников имеют достаточный уровень математической подготовки.
2. Практически все учащиеся 6 классов обладают начальными математическими компетенциями, приобретёнными в процессе обучения в начальной школе.
3. Наибольшие затруднения вызвали задачи, нацеленные на проверку сформированности умений вычислять значения числовых выражений, содержащих десятичные дроби, учиты-
вать порядок выполнения действий, выполнять действия, содержащие одновременно как обыкновенные, так и десятичные дроби.
4. Вызывает тревогу намечающиеся проблемы в изучении геометрического материала. С задачей 5 на вычисление периметра четырёхугольника справилось наименьшее количество участников - 45,87%. При этом около 5% школьников вовсе не приступилоквыполнению этойзадачи.
5. При решении задачи 4, проверяющей необходимые в практической жизни умения (изменение величин, перевод величин из одних единиц измерения в другие), около 7% учащихся затрудняются в переводе центнеров в килограммы, около 13%
неверно переводят сантиметры в метры, около 5% ошибочно выражают часы в минутах.
6. При решении задачи 3 основные затруднения учащихся вызвало выполнение действия деления: 5,8: 29. Около 15% участников мониторинга получили неверный результат: 2. Что привело к неправильному выполнению задания в целом.
7. При решении задач 9 и 10 на сравнение чисел, в том числе представленных точками на числовой оси, наибольшие затруднения (у около 5% участников мониторинга) вызывает выполнение этой операции с числом 0.
8. Около 10% учащихся допускают устойчивые ошибки в выполнении простейших арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление. Имеются погрешности в ис-
Библиографический список
пользовании таблицы умножения. Есть проблемы в выполнении действий без использования микрокалькулятора.
Данные, полученные в ходе анализа результатов Алтайского регионального мониторинга математической подготовки учащихся 6 классов по математике, соотносятся с данными национальных исследований качества математического образования [3].
Результаты исследования могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики; муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
1. Брейтигам Э.К., Кисельников И.В. Новые образовательные тенденции в обеспечении качества понимающего усвоения математики. Человек и образование: Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования: научный журнал. 2010; 2 (23): 78 - 81.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). Available at: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B/938
3. Концепция национальных исследований качества образования (НИКО) Available at: http://www.eduniko.ru/#!-/c20b5
References
1. Brejtigam 'E.K., Kisel'nikov I.V. Novye obrazovatel'nye tendencii v obespechenii kachestva ponimayuschego usvoeniya matematiki. Chelovek i obrazovanie: Akademicheskij vestnik Instituta pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslyh Rossijskoj akademii obrazovaniya: nauchnyj zhurnal. 2010; 2 (23): 78 - 81.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya (5-9 klassy). Available at: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B/938
3. Koncepciya nacional'nyh issledovanij kachestva obrazovaniya (NIKO) Available at: http://www.eduniko.ru/#!-/c20b5 <http://www.eduniko.ru/
Статья поступила в редакцию 16.03.15
УДК: 351.74:378.634
13.00.08
Kuznetzova L.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian
Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PERFECTING OF SUPERVISORS' PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION. One of the directions to improve the level of professional activity of internal affairs authorities' officers is the perfecting of supervisors' professional competences. The article discusses the professional competencies at the level of managerial activity, the improvement of which is carried out in the system of continuous professional education. The program of training is adopted for these purposes. The researcher shows that the contents of the program is determined by the position of the category of supervisors, by the needs of the reality and is aimed at perfecting of established competencies. The paper also studies the logics behind the choice of the structure and contents of educational programs for supervisors and principles of the assessment of program's results. The structure of the program includes teaching blocks and describes the main activities of supervisors.
Key words: continuous professional education, professional and managerial competencies, educational program for supervisors of internal affairs authorities, technology of education, assessment of results.
Л.В. Кузнецова, д-р пед. наук, доц. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из направлений повышения уровня профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является совершенствование профессиональных компетенций руководителей. В статье рассматриваются профессиональные компетенции на уровне управленческой деятельности, совершенствование которых осуществляется в системе дополнительного профессионального образования. В этих целях разрабатывается программа обучения, содержание которой определяется должностной категорией руководителей, потребностями действительности и направлена на совершенствование уже сформированных компетенций. Представлена логика выбора структуры и содержания программ обучения руководителей и принципы оценивания результатов обучения. Структура программы строится по блочному принципу и характеризует основные направления деятельности руководителей.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональные компетенции, программа и технология обучения руководителей, оценивание результатов.
Современные условия деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляют особые требования к уровню подготовленности руководителей, к их личным качествам и компетенциям. Ключевыми в деятельности руководителей органов внутренних дел являются профессиональные и управленческие
компетенции. Новые задачи, поставленные обществом перед органами внутренних дел, актуализировали проблему повышения компетентности руководителей. Объективно существует потребность правоохранительных органов в подготовке компетентных руководителей, которые были бы способны применять свои зна-