неверно переводят сантиметры в метры, около 5% ошибочно выражают часы в минутах.
6. При решении задачи 3 основные затруднения учащихся вызвало выполнение действия деления: 5,8: 29. Около 15% участников мониторинга получили неверный результат: 2. Что привело к неправильному выполнению задания в целом.
7. При решении задач 9 и 10 на сравнение чисел, в том числе представленных точками на числовой оси, наибольшие затруднения (у около 5% участников мониторинга) вызывает выполнение этой операции с числом 0.
8. Около 10% учащихся допускают устойчивые ошибки в выполнении простейших арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление. Имеются погрешности в ис-
Библиографический список
пользовании таблицы умножения. Есть проблемы в выполнении действий без использования микрокалькулятора.
Данные, полученные в ходе анализа результатов Алтайского регионального мониторинга математической подготовки учащихся 6 классов по математике, соотносятся с данными национальных исследований качества математического образования [3].
Результаты исследования могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики; муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
1. Брейтигам Э.К., Кисельников И.В. Новые образовательные тенденции в обеспечении качества понимающего усвоения математики. Человек и образование: Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования: научный журнал. 2010; 2 (23): 78 - 81.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы). Available at: http:// xn--80abuqiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B/938
3. Концепция национальных исследований качества образования (НИКО) Available at: http://www.eduniko.ru/#!-/c20b5
References
1. Brejtigam 'E.K., Kisel'nikov I.V. Novye obrazovatel'nye tendencii v obespechenii kachestva ponimayuschego usvoeniya matematiki. Chelovek i obrazovanie: Akademicheskij vestnik Instituta pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslyh Rossijskoj akademii obrazovaniya: nauchnyj zhurnal. 2010; 2 (23): 78 - 81.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya (5-9 klassy). Available at: http://xn--80abucjiibhv9a. xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B/938
3. Koncepciya nacional'nyh issledovanij kachestva obrazovaniya (NIKO) Available at: http://www.eduniko.ru/#!-/c20b5 <http://www.eduniko.ru/
Статья поступила в редакцию 16.03.15
УДК: 351.74:378.634
13.00.08
Kuznetzova L.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian
Federation (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
PERFECTING OF SUPERVISORS' PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION. One of the directions to improve the level of professional activity of internal affairs authorities' officers is the perfecting of supervisors' professional competences. The article discusses the professional competencies at the level of managerial activity, the improvement of which is carried out in the system of continuous professional education. The program of training is adopted for these purposes. The researcher shows that the contents of the program is determined by the position of the category of supervisors, by the needs of the reality and is aimed at perfecting of established competencies. The paper also studies the logics behind the choice of the structure and contents of educational programs for supervisors and principles of the assessment of program's results. The structure of the program includes teaching blocks and describes the main activities of supervisors.
Key words: continuous professional education, professional and managerial competencies, educational program for supervisors of internal affairs authorities, technology of education, assessment of results.
Л.В. Кузнецова, д-р пед. наук, доц. Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из направлений повышения уровня профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является совершенствование профессиональных компетенций руководителей. В статье рассматриваются профессиональные компетенции на уровне управленческой деятельности, совершенствование которых осуществляется в системе дополнительного профессионального образования. В этих целях разрабатывается программа обучения, содержание которой определяется должностной категорией руководителей, потребностями действительности и направлена на совершенствование уже сформированных компетенций. Представлена логика выбора структуры и содержания программ обучения руководителей и принципы оценивания результатов обучения. Структура программы строится по блочному принципу и характеризует основные направления деятельности руководителей.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профессиональные компетенции, программа и технология обучения руководителей, оценивание результатов.
Современные условия деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляют особые требования к уровню подготовленности руководителей, к их личным качествам и компетенциям. Ключевыми в деятельности руководителей органов внутренних дел являются профессиональные и управленческие
компетенции. Новые задачи, поставленные обществом перед органами внутренних дел, актуализировали проблему повышения компетентности руководителей. Объективно существует потребность правоохранительных органов в подготовке компетентных руководителей, которые были бы способны применять свои зна-
ния в изменяющихся условиях, готовые непрерывно заниматься самообразованием, проявлять умения и навыки в практической деятельности, и чья основная компетенция заключалась в способности оптимизировать профессиональную деятельность сотрудников.
Важным образовательным институтом, выполняющим функцию повышения уровня профессиональной и управленческой подготовленности руководителей к организации решения профессиональных задач в определённой области деятельности, является потенциал дополнительного профессионального образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных «потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании...» (ст. 2) [1, с. 8]; «на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» (ст. 76) [1, с. 77].
Дополнительное профессиональное образование осуществляется в соответствии с указанным законом посредством реализации дополнительных образовательных программ, содержание которых направлено «на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» [2, с. 3].
Таким образом, организовывая совершенствование профессиональной компетентности руководителей, мы выделяем два стержневых момента, которые должны быть определяющими при разработке программы обучения руководителей в системе повышения квалификации:
1) соответствие изменениям реальной действительности;
2) совершенствование имеющихся компетенций или приобретение новых, обеспечивающих профессиональный рост руководителей.
Структура программы повышения квалификации руководителей органов внутренних дел формируется исходя из данных требований. За основу формирования программы берется определение, что руководители уже имеют определённые профессиональные и управленческие качества, в данном случае речь идет о совершенствовании уже имеющихся знаний, умений и навыков, о содержании и порядке реализации полномочий руководителя на основе совершенствования (приобретения) профессиональных и управленческих компетенций.
В соответствии с требованиями Минобрнауки России в структуре программы должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, т.е. в зависимости от категории обучающихся руководителей. Цель обучения в связи с этим будет заключаться в их качественном изменении и совершенствовании необходимых профессиональных и управленческих компетенций.
Технология подготовки программы повышения квалификации конкретной должностной категории состоит в необходимости определения компетенций руководителей данной категорий, выделения общего и особенного в их профессиональной деятельности; совершенствовании технологии оценки компетенций руководителей органов внутренних дел.
Определение профессиональных компетенций в дополнительных профессиональных программах может быть охарактеризовано через профессиональные задачи руководителей, сформулированные в профессиональных стандартах, квалификационных требованиях, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям или квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимых для исполнения должностных обязанностей, нормативных документах, регламентирующих профессиональную деятельность различных категорий руководителей, должностных инструкциях [2].
Совершенствование управленческих компетенций строится исходя из положения, что проблема управления в деятельности руководителей состоит «скорее всего не в недостатке управленческого знания, а в его содержании, не в слабости подготовки управленческого персонала, не в отсутствии управления как такового, а в его нацеленности, организованности и в технологиях его осуществления» [1, с. 6].
Исходя из вышеизложенного, обучение в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях МВД России построено по нескольким направлениям:
1. Освоение теоретических знаний, позволяющих повысить уровень профессиональной и управленческой деятельности (нормативно-правовые аспекты организации и функционирования территориальных органов внутренних дел, совершенствование профессиональных знаний, подготовка, принятие и организация исполнения управленческих решений, методика информационно-аналитической работы и т.д.);
2. Умения, приобретаемые за счёт практической направленности обучения, способствующие повышению эффективности управления профессиональной деятельностью (умения готовить управленческие документы, организация работы совещаний коллегиальных органов, методика решения профессиональных задач и т.д.);
3. Вырабатываемые навыки, удовлетворяющие потребности руководителей в повышении своего профессионального и управленческого уровня (отработка конкретных умений в процессе проведения организационных мероприятий);
4. Совершенствование компетенций, направленных на формирование способностей применять полученные знания, умения, навыки и личностные качества в соответствии с профессиональными задачами (проявление способностей при принятии решений в конкретных практических ситуациях).
Исследование проблемы совершенствования профессиональных компетенций руководителей органов внутренних дел позволило выделить основные структурные элементы совершенствования профессиональных и управленческих компетенций слушателей в условиях дополнительного образования:
- определение требований, предъявляемых к руководителю, на основе которых формируется содержание профессиональных знаний, умение их использовать в служебной деятельности и выработке практических навыков, необходимых для компетентного выполнения профессиональной деятельности;
- определение структуры, состава компетенций и качеств руководителей, исходя из уровня управления и должностной категории;
- определение технологий совершенствования профессиональных и управленческих компетенций, в данном случае на основе модульных технологий обучения;
- разработка мониторинга образовательного процесса и сформированности компетенций руководителей.
Осуществление обучения руководителей на основе программы повышения квалификации предполагает выделение определённых принципов, которые составляют концептуальную основу обучения. Общими принципами для всех категорий руководителей, на основании которых осуществляется совершенствование компетенций руководителей в системе дополнительного профессионального образования, являются следующие:
1. Комплексность подготовки, которая отражает многоаспектный характер профессиональной деятельности руководителя и характеризующийся комплексом видов управления (административное, стратегическое, тактическое, оперативное, педагогическое).
Необходимость использования принципа комплексности в рамках дополнительного профессионального образования исходит из практики управления органами внутренних дел, способствует совершенствованию выделяемых компетенций: управленческих, личностных, профессиональных, коммуникативных, что определяет уровень профессиональной компетентности руководителей.
2. Целостность подготовки обеспечивается внутренними связями, взаимодействием основных структурных элементов системы обучения. В этой связи структура программы обучения в полной мере отражает основные функции управленческой деятельности руководителя. Отсюда необходимость включения в программу обучения вопросов в соответствии с выполняемыми функциями руководителями, выработка навыков осуществления профессиональной деятельности, подготовки и принятия управленческих решений.
3. Целенаправленность обеспечивает изменение процесса обучения в соответствии с изменениями функций правоохранительной системы. Указанный принцип обусловлен тем, что динамика и разнообразие факторов внешней и внутренней среды оказывают существенное влияние на профессиональную и управленческую деятельность. С учётом данного принципа в
программу включают модули, содержание которых в большей степени отражает современные направления в профессиональной деятельности руководителей и психолого-управленческий блок.
4. Непрерывность профессиональной деятельности указывает на то, что последовательная реализация механизмов управления органами внутренних дел не только сохраняется при воздействии изменения факторов внутренней и внешней среды, но и может характеризоваться степенью динамичности.
Выделенные основные принципы обучения руководителей требуют уточнения специфических принципов, регламентирующих каждое направление его профессиональной деятельности: правовое, психолого-педагогическое, управленческое. При этом мы исходим из специфики профессиональной деятельности руководителя, что предполагает совершенствование, прежде всего, профессиональных знаний и умений, а затем управленческих, так как руководитель организовывает выполнение поставленных задач. Кроме того, руководитель органов внутренних дел осуществляет воспитание сотрудников, тем самым применяет имеющиеся психолого-педагогические знания.
Функциональное предназначение системы дополнительного профессионального образования - это подсистема обучения, которая направлена на интеграцию отдельных блоков для достижения целей. Содержательно интеграция основных модулей обучения в режиме функционирования и развития представляется как единство компонентов организационной структуры обучения. Основные модули программы повышения квалификации руководителей являются универсальными для различных категорий должностных лиц и направлены на совершенствование профессиональных и управленческих качеств.
Исходя из этого, в программах повышения квалификации руководителей различных категорий представлены следующие учебные блоки: блок правовых знаний; блок знаний профессиональной деятельности; блок знаний по управленческой деятельности, блок психолого-педагогических знаний; блок тактико-специальной подготовки.
В связи с этим необходимо выделить ряд моментов, демонстрирующих особенности совершенствования профессиональных и управленческих компетенций руководителей органов внутренних дел (наличия специальных способностей, позволяющих осуществлять управление профессиональной деятельностью подразделений органов внутренних дел).
Во-первых, руководители органов внутренних дел в большей степени не получают специальные управленческие знания, их профессиональный рост осуществляется без предварительной управленческой подготовки. Эта особенность проявляется в том, что руководители самостоятельно приобретают управленческие знания и навыки, формируют управленческие компетенции.
Во-вторых, интенсивное участие в организации профессиональных задач способствует эффективному вовлечению руководителей в управленческий процесс, что требует особых усилий по осмыслению профессиональной деятельности и роли управления в данной деятельности.
В-третьих, согласно направлениям деятельности руководителей, логика совершенствования управленческих и профессиональных компетенций выстраивается посредством взаимосвязи всех направлений деятельности руководителей (правовые, профессиональные, организационно-управленческие, психолого-педагогические).
Применение в процессе повышения квалификации ком-петентностного подхода определяет особенности оценивания результатов обучения, которое предполагает сохранение традиционных методов оценок и разработку новых технологий оценивания компетенций. Традиционная система оценивания осуществляется в виде опроса, проверки итоговых знаний (зачеты, экзамены), тестирования по проверке основных нормативных знаний, профессиональных и управленческих умений и навыков, психологического и специального блока.
Вторая группа методов направлена на оценивание управленческих и профессиональных компетенций руководителей на основе разработанного инструментария. Для совершенствования оценки компетенций руководителей в органах внутренних
Библиографический список
дел необходимо исходить из сформулированной цели обучения и определеёных в программе компетенций. В результате обучения руководители органов внутренних дел не просто «должны знать» теоретические основы, «приобрести» практические умения и навыки, обладать личностными качествами, а демонстрировать поведенческие стратегии, приводящие к получению результата в служебной деятельности, проявлять способность применять знания, умения организовывать выполнение поставленных задач; работать с нормативно-правовыми актами, регламентирующими государственно-управленческие отношения в МВД России (анализ конкретной ситуации, моделирование и анализ ситуаций профессиональной и управленческой деятельности, деловые игры, метод проектов, кейс - методы и т д.). В целом, это комплекс необходимых профессиональных действий, способствующих достижению поставленной цели.
Предлагаемая модель совершенствования профессиональных и управленческих компетенций руководителей, исходя из логики повышения квалификации, включает следующие этапы: организационный, который направлен на отбор содержания в соответствии с целью обучения и выделенными задачами, современными требованиями общества, проявляющимися в практике, определении технологий, направленных на усвоение слушателями знаний, выработку умений и навыков и на этой основе повышение уровня компетенций, способствующих осуществлению профессиональной и управленческой деятельности руководителя; диагностический, осуществляемый в форме «входного контроля» знаний нормативных документов, регламентирующих профессиональную и управленческую деятельность, профессиональных знаний, наличие управленческих умений; развивающий - в ходе этапа осуществляется научно-методическое сопровождение обучения слушателей, выраженное в осуществлении различных технологий обучения, обеспечивающее эффективное формирование профессиональных и управленческих компетенций на основе уяснения теоретических знаний, выработки умений и приобретения навыков; результативный, в ходе которого осуществляется вторичная диагностика уровня повышения квалификации руководителей по результатам обучения по программам дополнительного профессионального обучения. Таким образом, исходя из целостного представления о повышении квалификации руководителей органов внутренних дел, программа реализует профессиональные и управленческие функции.
Эффективное функционирование любого процесса связано с условиями, которые характеризуются обстоятельствами и предпосылками, способствующими чему-либо. Подготовка руководителей различного уровня управления в системе дополнительного профессионального образования зависит от условий, которые составляют образовательное пространство образовательной организации.
Одним из условий является интеграция образовательных дисциплин при взаимодействии преподавателей, в ходе которой происходит упрочение связей между учебными модулями, направленными на повышение профессиональных и управленческих компетенций руководителей. К условиям мы также относим расширение образовательного процесса за счёт привлечения к участию в образовательном процессе повышения квалификации руководителей из практических органов. Данное условие позволяет не отрывать обучение от практической деятельности, происходит обмен положительным опытом.
Подготовка руководителей к управленческой деятельности осуществляется как направленное воздействие, имеющее целью повышение профессиональных и управленческих компетенций руководителей, способствующей развитию мотивации к дальнейшему самосовершенствованию. Общая цель, локальные цели отдельных технологий, принципы, определяющие механизмы достижения целей, структура системы обучения и взаимодействие отдельных её элементов закладывают основы интегрированной системы повышения квалификации обучающихся.
Таким образом, повышение квалификации руководителей органов внутренних дел связано с субъективными и объективными требованиями и предпосылками, реализуя которые руководитель добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств.
1. Иванов В.Н. Основы современного социального управления: теория и методология: учебное пособие. Москва, 2000.
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273.
3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499.
References
1. Ivanov V.N. Osnovy sovremennogo social'nogo upravleniya: teoriya imetodologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2000.
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 goda № 273.
3. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam. Prikaz MinobrnaukiRossii ot 01.07.2013 № 499.
Статья поступила в редакцию 02.04.15
УДК 355.31
Kuptzov A.V., Cand. of Sciences (Military Studies), senior lecturer, Department of Tactics and Troops Management, Military Education-Research Center of Land Forces, All-Military Academy (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Strabykin A.G., teacher, Department of Tactics and Troops Management, Military Education-Research Center of Land Forces, All-Military Academy (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
HISTORY AND PROSPECTS OF IMPROVMENT OF ORGANIZATION OF INFANTRY UNITS. The article analyzes the development of the structure units of infantry and motorized infantry troops. In the interests of the development of the theory of tactics as the research was an attempt to discover the historical relationship infantry tactics and organizational structure of the infantry units, the need for fractioning infantry units in accordance with the standard division and the special-circumstances in battle. In the article the questions of optimum number of infantry unit on the basis of the provisions of control theory, this view will be of interest to specialists in the field of research of the combat capabilities of infantry units. In conclusion, the prospects for improving the organization of the infantry divisions is drawn. The paper contains definitions of units of army. The researcher also gives some historical facts in tactics of doing military acts in 19th century.
Key words: infantry, division, organization, structure.
А.В. Купцов, канд. воен. наук, доц. каф. тактики (и управления войсками) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
А.Г. Страбыкин, преп. каф. тактики (и управления войсками) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «(Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕХОТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
В статье анализируется развитие структуры подразделений пехоты и мотострелковых войск. В интересах развития теории тактики в качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка раскрыть историческую взаимосвязь тактики пехоты и организационной структуры пехотных подразделений, необходимость дробления пехотных подразделений как в соответствии со штатным делением, так и по специализации в бою. В статье рассмотрены вопросы оптимальной численности пехотного отделения на основе положений теории управления, такой взгляд будет интересен специалистам в области исследования боевых возможностей пехотных подразделений. В заключение определены перспективы совершенствования организации пехотных подразделений.
Ключевые слова: пехота, подразделение, организация, структура.
Организация войск призвана обеспечить наиболее выгодное сочетание и целесообразное использование всех сил и средств и бесперебойное управление ими в ходе боевых действий [1, с. 16]. Она зависит, прежде всего, от экономических условий, от количественного и качественного оснащения армии вооружением и боевой техникой.
Пехота в армиях даже самых развитых стран продолжает оставаться основой вооруженных сил, постоянно совершенствуются ее структура и вооружение. Сегодня пехота имеет различную организационную структуру в зависимости от характера боевых задач. Существуют механизированные, моторизованные, мотопехотные и мотострелковые подразделения, части, соединения, а кроме того есть горно-пехотные, воздушно-десантные, десантно-штурмовые, аэромобильные формирования и морская пехота. Таким образом, пехота сегодня крайне многофункциональна.
Исторический опыт войн показывает взаимосвязь организационных форм войск и способов их боевых действий. Изменения организации пехотных подразделений, а также их вооружения и тактики происходили в результате технического переоснащения либо опыта прошедших войн. Деление войск на подразделения проводится, в том числе, с целью лучшего управления ими в бою, причем такое деление происходило задолго до появления уставов и учебников.
Рота (от нем. Rotte - толпа, отряд) - основное тактическое подразделение в вооруженных силах армий большинства государств [2]. Роты впервые были созданы в конце XV - начале XVI
вв. в наемных армиях западной Европы, они через столетия произошли от римских центурий, которые в свою очередь произошли от наиболее древней, неделимой и самостоятельной по боевой задаче группы вооруженных людей -банды, то есть группы, которой способен управлять один человек находясь в ее составе во время боя. В бою прохождение команд должно быть мгновенным, поэтому инструментами управления служил собственные голос и действия командира роты. Таким образом, исторически ротой является подразделение максимальной численности, которым в бою можно эффективно командовать голосом, свистком, жестом или собственным примером. По функциям в бою командир роты - это один из воинов, способный вести бой наравне с другими и одновременно управлять подразделением.
До середины XIX века сражения, как правило, проходили на ровных слабопересечённых открытых участках местности - на поле боя. При этом противники выстраивались друг перед другом и шли навстречу сомкнутым строем.
С оснащением армий огнестрельным оружием и повышением роли огня в бою получила развитие линейная тактика, при которой наибольшее число солдат воздействует на противника огнем. Но из-за протяженности по фронту в случае единоначалия линия оказывалась плохо управляемой, поэтому для быстроты маневров (поворотов) линия делилась на более мелкие боевые группы. Роты в батальоне (солдатского или пехотного полка петровских времен) делились на четыре плутонга, командовали ими капралы. Позднее рота стала подразделяться на два взвода, взвод делился на два отделения по тому же принципу. Подоб-