УДК 351.74/76 © И. Г. Бавсун, С. А. Ильин, 2018
Организация дополнительного профессионального образования резерва руководящего состава территориальных органов МВД России
Бавсун Ирина Геннадьевна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Омской академии МВД России Омск, Россия. e-mail: [email protected]
Ильин Сергей Анатольевич,
старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Омской академии МВД России Омск, Россия. e-mail: [email protected]
Выявлено отсутствие детально сформулированных квалификационных требований к должности руководителя применительно к каждому уровню управления в органах внутренних дел. Поэтому включить нужный объем профессиональных знаний и навыков в дополнительную профессиональную программу обучения будущих руководителей проблематично, в связи с чем размывается представление о конечных результатах их подготовки. Эффективность обучения по программам дополнительного профессионального образования снижается ввиду комплектования учебных групп в территориальных органах внутренних дел без учета уровня подготовки обучающихся и специализации их деятельности. Предлагаются решения обозначенных проблем, а именно разработка профессионального стандарта «Руководитель» для органов внутренних дел с дифференциацией его содержания применительно к каждому уровню управленческой деятельности. В рамках подготовки кадрового резерва руководящего состава территориальных органов внутренних дел необходимо выделить два направления: для руководителей подразделений в структуре территориального органа внутренних дел с углубленным изучением вопросов организации деятельности конкретного подразделения; для руководителей и заместителей руководителей территориальных органов внутренних дел с акцентом на общеорганизационной деятельности.
Ключевые слова: подготовка кадров; резерв руководящего состава; организация дополнительного профессионального образования; квалификационные требования.
Для цитирования: Бавсун И. Г., Ильин С. А. Организация дополнительного профессионального образования резерва руководящего состава территориальных органов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 48-52. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13009
В содержании кадровой функции любой организации подготовка кадров занимает важное место . Актуальность данного направления для органов внутренних дел обусловлена быстрыми изменениями современного общества, а также динамичностью и агрессивностью тех вызовов и угроз его безопасности и стабильности, которым призваны противостоять органы внутренних дел Полицейские органы любой страны нуждаются в квалифицированных кадрах и хорошо разработанной системе их подготовки, «способной незамедлительно и грамотно реагировать на постоянные социальные изменения» [1, с. 55]. Только специалисты, обладающие глубокими теоретическими познаниями и практическими умениями, уверенно владеющие навыками, необходимыми для служебной деятельности, могут решать задачи, стоящие перед органами правопорядка, на высоком профессиональном уровне. Качество подготовки таких специалистов напрямую зависит от организации профессионального образования сотрудников органов внутренних дел
Особое значение имеет подготовка кадрового резерва руководящего состава, так как эффективность деятельности органа внутренних дел во многом зависит от профессионализма его руководителя По сложившейся традиции в России (ранее в СССР) руководителями становились лучшие исполнители. Назначение таких специалистов на руководящие должности является своего рода информационным сигналом о признании его дости-
жений, одобрением результатов работы, своеобразным «кредитом доверия» его будущей деятельности в статусе руководителя Но управленческая работа как особая разновидность профессиональной деятельности требует принципиально новых знаний и навыков, которыми даже «лучший специалист», как правило, не обладает, в силу специфичности новой для него сферы и отсутствия потребности в таких знаниях и навыках прежде .
Еще в конце 60-х — начале 70-х гг. прошлого века сформировалось понимание того, что в структуре государственной власти, включая органы внутренних дел, должна концентрироваться интеллектуальная элита, способная разрабатывать и последовательно реализо-вывать стратегии и концепции развития страны, отдельных отраслей на длительную перспективу, придавать разным сферам динамический и устойчивый характер Этим во многом объясняется повышенный интерес к управленческой проблематике, а также формирование социально-политического заказа на интенсивное развитие управленческой науки и подготовку управленческих кадров . Именно в этот период в системе МВД было создано учебное заведение управленческого профиля — Академия МВД СССР, на базе которого готовились руководящие кадры высшего и среднего управленческого звена [2, с. 8].
Академия управления МВД России по-прежнему играет ключевую роль в подготовке руководящего со-
става органов внутренних дел . Но, помимо нее, в этот процесс вовлечены многие образовательные учреждения системы МВД России ', решающие основную задачу ведомственной системы профессиональной подготовки руководящих кадров — удовлетворение государственных потребностей в высококвалифицированных руководителях правоохранительной службы [3, с. 57].
В настоящее время дополнительное профессиональное образование сотрудников, включенных в кадровый резерв для замещения должностей в органах внутренних дел, осуществляется по образовательным программам профессиональной переподготовки и имеет три уровня 2:
— подготовка федерального кадрового резерва;
— подготовка кадрового резерва МВД России;
— подготовка кадровых резервов органов, организаций, подразделений МВД России
При этом кадровый резерв органов, организаций, подразделений МВД России является самым многочисленным, и организация его подготовки для образовательных учреждений системы МВД России представляет определенные сложности Перед ними встают два основных вопроса дидактики «чему учить?» и «как учить?» будущих (или уже действующих) руководителей органов и подразделений органов внутренних дел . Ответы на них должны найти отражение в программе дополнительного профессионального образования, которую образовательные учреждения разрабатывают самостоятельно на основе примерной программы
Ответ на первый вопрос предполагает понимание того, что должен знать и уметь сотрудник данной профессии, специальности и должности, т. е . перечень профессиональных знаний, умений и навыков как базовой части профессионально-квалификационной модели (или профессиограммы). Таким образом, прежде чем готовить специалистов, необходимо точно и детально представить, какие характеристики он должен приобрести. Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» содержит перечень профессиональных знаний и профессиональных навыков, которыми должны обладать сотрудники органов внутренних дел, занимающие соответствующие должности 3 .
По сути, именно эти формулировки профессиональных знаний и навыков должны лечь в основу допол-
нительной профессиональной программы подготовки руководящих кадров в виде планируемых результатов ее освоения . Однако обозначенные требования к руководителям неконкретны, не имеют исчерпывающего характера, а порой даже нелогичны В частности, руководители из числа среднего начальствующего состава не обязаны знать структуру и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных образований, хотя должны обладать навыками взаимодействия с их представителями
Неизменно возникает вопрос об объеме профессиональных знаний в той или иной сфере, который должна охватывать дополнительная профессиональная программа обучения Например, объем знаний законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации, правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты, порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, форм и методов работы с применением компьютерной техники
Когда четко не определены границы профессиональных знаний и навыков, позволяющие считать действующего сотрудника или претендента на должность в органах внутренних дел соответствующим или не соответствующим квалификационным требованиям, фактически любой может попасть в ту или иную категорию без достаточных к тому оснований [4, с. 77]. Для образовательных учреждений отсутствие четкого осознания, каким квалификационным требованиям должен соответствовать руководитель, влечет сложности разработки программы дополнительного профессионального образования, так как изначально размывается представление о цели подготовки и результатах обучения В итоге складывается проблемная ситуация, когда подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в условиях отсутствия детально сформулированных квалификационных требований, не говоря уже о профессиональных стандартах Как следствие, нарушается алгоритм кадрового обеспечения, заключающийся в строгой логической цепочке: сначала определение, сколько сотрудников и каких необходимы организации, а затем отбор для системы уже готовых специалистов или подготовка собственных
1 Количество образовательных учреждений и научных организаций МВД России, осуществляющих подготовку руководящих кадров органов внутренних дел, значительно возросло (в плане дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, включенных в кадровый резерв МВД России, в 2017 г. эта функция возлагалась на 16 субъектов, в 2018 г. — на 17).
2 Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации : приложение 13 к приказу МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» . Доступ из справ . -правовой системы «Консуль-тантПлюс»
Очевидно, что разработка научно обоснованных профессиограмм сотрудников органов внутренних дел является актуальной и выступает необходимым условием решения проблемы, связанной с прогнозированием успешности осуществления профессиональной (оперативно-служебной) деятельности кандидатами на службу в органы внутренних дел [5, с. 82]. В Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел 4 указывалась необходимость разработать научно обоснованные квалификационные требования для замещения должностей руководящего состава органов внутренних дел Проект Концепции кадровой политики МВД России (на период до 2020 г. ) 5, к сожалению, так и не реализованный на практике, содержал абсолютно верное положение о необходимости разработки квалификационных требований к должностям на основе профессиограмм, анализа и нормирования служебной деятельности личного состава, определения четких границ служебной компетенции, полномочий и требований к уровню профессионального образования, стажу службы в органах внутренних дел или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности Думается, что для решения обозначенной проблемы необходимо вести речь о разработке профессионального стандарта «Руководитель» для органов внутренних дел с дифференциацией его содержания применительно к каждому уровню управленческой деятельности
Таким образом, руководитель должен обладать внушительным объемом профессиональных знаний и навыков, получение которых невозможно без серьезной теоретической и практической подготовки. Поэтому неизбежно возникает вопрос «как учить?», т. е. когда, где, в рамках какой организационной формы и в каком объеме учебных часов должны готовиться руководители различных уровней Как в рамках дополнительного профессионального образования выстроить такую систему подготовки, которая позволит сформировать профессиональных руководителей абсолютно для всех эшелонов управления?
Одна из проблем подготовки сотрудников, включенных в кадровый резерв территориальных органов, организаций, подразделений МВД России, заключается в том, что данный резерв представлен очень широким спектром должностей. В состав учебных групп профессиональной переподготовки входят как исполнители (старшие исполнители), недавно включенные в резерв руководящих кадров и еще не столкнувшиеся с вопросами управления, так и действующие руководители разных уровней (начальники подразделений и руководители территориальных органов внутренних дел, имеющие солидный стаж в руководящей должности). Многие из них уже ранее проходили подготовку в Академии управления МВД Рос-
сии или имеют диплом о высшем образовании по специальности «Государственное и муниципальное управление» или «Менеджмент» Очевидно, что подготовка их по одной образовательной программе нецелесообразна не только в силу разного опыта работы, но и принципиально разного восприятия управленческой деятельности.
Повышению эффективности подготовки кадрового резерва территориальных органов внутренних дел должно способствовать выделение в ее рамках двух направлений:
— подготовки руководителей подразделений в структуре территориального органа внутренних дел (руководители штабных, следственных, оперативных, кадровых и других подразделений) с отражением в дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки наряду с общими вопросами управленческой деятельности специфики деятельности соответствующих подразделений;
— подготовки руководителей и заместителей руководителей территориальных органов внутренних дел с акцентом на общеорганизационную деятельность, имеющей цель подготовить руководителя, обладающего широким кругозором по всем направлениям служебной деятельности органа внутренних дел. Учитывая необходимость повышения степени самостоятельности решения задач на этом уровне управления, подготовку таких руководителей можно частично проводить с использованием дистанционных средств обучения, а также в форме стажировки по должности, в резерве на которую состоит сотрудник
При этом представляется целесообразным процесс подготовки руководящих кадров начинать с момента включения таких сотрудников в кадровый резерв При назначении на должность сотрудник уже будет обладать определенным багажом знаний и навыков, необходимых ему для реализации управленческих функций Прохождение переподготовки (или получение базового образования в сфере управленческой деятельности) для впервые назначаемых на руководящую должность должно являться обязательным условием при назначении на руководящие должности соответствующего уровня Следует заметить, что в странах Европы все кандидаты, выдвинутые на руководящую полицейскую должность, независимо от наличия у них ученой степени, опыта работы в полиции и имеющегося ранга полицейской иерархии, в обязательном порядке должны пройти профессиональное обучение, продолжительность и содержание которого обусловлены видом профиля карьеры (сагеегргаШе) [6, с 5] Думается, что такой подход должен быть воспринят и отечественной системой подготовки кадров
Еще один момент, вызывающий определенные трудности при подготовке кадрового резерва руководящего состава территориальных органов внутренних дел, заключается в том, что согласно Порядку организации подготовки
4 URL: http://www. rg. ru/2013/02/04/karta-mvd-site-dok.html/ (дата обращения: 20.05.2015).
5 Проект концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел. URL: https://17 .xn--b1aew.xn--p1ai/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_sluzhba/Koncepcija_kadrovoj_politiki_Ministerstv (дата обращения: 02.05.2018).
кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275, подготовка кадровых резервов осуществляется по направлениям оперативно-служебной деятельности. В то же время квалификационные требования к руководителям, закрепленные в приказе МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50, содержат в числе прочих профессиональные знания Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также профессиональные навыки в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения
В территориальных органах МВД России функционируют 26 подразделений полиции, а также следственные и штабные подразделения, подразделения кадрового, тылового, финансового, правового, информационного, до-кументационного обеспечения и др ,6 Они осуществляют различные по содержанию виды деятельности, обусловленные спецификой задач, стоящих перед конкретным подразделением органа внутренних дел Но учесть эту специфику при разработке дополнительной профессиональной программы подготовки сотрудников, включенных в кадровый резерв руководящего состава территориальных органов МВД России, представляется крайне проблематичным, поскольку при комплектовании учебных групп в территориальных органах внутренних дел требования специализации остаются без внимания
Переподготовка сотрудников, состоящих в резерве на должности руководителей разных подразделений органов внутренних дел, осуществляемая по единой образовательной программе, не может иметь высокую эффективность, так как нельзя, наряду с общими вопросами управления, остановиться на проблемах организации деятельности соответствующих подразделений В то же время именно специализация обучения, фокусировка на действительно важных для будущего руководителя аспектах, позволила бы сократить срок освоения программ дополнительного профессионального образования [7, с. 593].
Таким образом, профессионализация управленческой деятельности требует расширения и развития системы подготовки руководящих кадров, в том числе в форме дополнительного профессионального образования Объективная необходимость совершенствования такой подготовки в системе МВД России обусловлена тем, что, во-первых, значительно возросло научное, техническое и информационное обеспечение органов внутренних дел, которое сопровождается интенсивным увеличением объема научной информации, что приводит к быстрому
старению знаний; во-вторых, все структуры МВД России интенсивно пополняются большим числом работников из других сфер, что вызывает необходимость их оперативной, профессиональной переподготовки для получения новой квалификации; в-третьих, сложное состояние оперативной обстановки в стране требует непрерывного обновления нормативно-правовых актов и других руководящих документов (наставлений, инструкций и т. д.), качественное освоение которых и выработка механизмов их реализации невозможны без своевременного обучения сотрудников различных категорий [8, с. 3].
Оптимизация работы в этом направлении нуждается в координации деятельности образовательных организаций системы МВД России (организации разнообразных форм взаимодействия и оказания методической помощи) со стороны Департамента государственной службы и кадров МВД России, который в соответствии с приказом МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» выполняет функции головного подразделения МВД России в области кадрового обеспечения и совместно с органами, организациями, подразделениями МВД России обеспечивает подготовку кадров
Список литературы
1. MacDonald. «A Comparative Study of Police Training in the UK and the USA», 1987. P. 4.
2 . Гордиенко В. В. Основные направления совершенствования подготовки руководящих кадров органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 . С 7-12 .
3 . Монгуш А. С. Тенденции развития и противоречия в профессиональной подготовке руководящих кадров органов внутренних дел // Право и образование . 2009. № 2 . С. 85-89.
4. Бавсун И. Г. Перспективы формирования профессионального стандарта сотрудника органов внутренних дел // Вестник Омской юридической академии. 2016 . № 2 . С 74-78.
5 . Федотов С. Н., Ульянина О. А. Образование сотрудников ОВД . Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы (обзор материалов международной конференции, посвященной 15-летию образования Московского университета МВД России им. В. Я . Кикотя) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 . С 77-82.
6. Кобозев А. А., Монгуш А. С. Профессиональная подготовка руководящих кадров полиции в странах Европы: особенности и тенденции развития // Право и образование 2010 № 1. С 4-27.
7. Бавсун И. Г. Проблемы подготовки руководящих кадров органов внутренних дел // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права [Электронный ресурс] : сб. статей по мат-лам ежегодной всерос. науч .-практ. конф . (Сорокинские чтения), 23 марта 2018 г. / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. Ю . Е Аврутина, д-ра юрид. наук, проф. А. И . Ка-плунова. Электрон . дан . (4,95 Мб) . СПб . , 2018 . С 591-595.
8 . Орехова Л. П. Совершенствование дополнительного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел МВД России : автореф. дис .... канд. пед. наук. М. , 2003. 24 с.
Поступила 22.02.2018
6 О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333. Доступ из СТРАС «Юрист» .
UDC 351.74/76
Providing Further Professional Education for Reserves of Chief Police Officers from the Russian MIA Law Enforcement Territorial Agencies
Irina G. Bavsun,
Candidate of Sciences (Law), Associate-Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Law Enforcement Agencies, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs
Omsk, Russia. e-mail: [email protected]
Sergey A. Ilyin,
senior lecturer at the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Law Enforcement Agencies, the Omsk Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Omsk, Russia. e-mail: [email protected]
The paper reveals lack of elaborated job requirements to the positions of chief police staff in regard with each level of management in law enforcement agencies. Therefore, the required bulk of professional knowledge and skills is difficult to provide in the further professional education curriculum for future chief police officers , which blurs the final outcomes of training. Despite the system of law enforcement staff reserves' training established by the Russian MIA Order No. 385 "On Approval of Procedure of Organization of Staff Training for the Positions in Law Enforcement Agencies" dated March 31, 2015 being logical, the effectiveness of further professional education has decreased due to the arrangement of learning groups at law enforcement territorial agencies regardless of the trainees' entrance level and their specialization. The authors suggest solutions to the outlined problems through the developed professional standard "Manager" for law enforcement agencies with different contents according to each level of management activity. The structure of law enforcement territorial agencies chief police officers reserves' training includes two main areas: for divisional chief police officers within the law enforcement territorial agency focusing on advanced study of organizational questions concerning the activity of a specific unit, and for deputy-chief positions in law enforcement territorial agencies with emphasis given to the general organizational activity.
Keywords: staff training; chief police officers' reserves; organization of professional education;
job requirements.
Citation: Bavsun I. G., Ilyin S. A. Providing Further Professional Education for Reserves of Chief Police Officers from the Russian MIA Law Enforcement Territorial Agencies. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 3(74), 2018. P. 48-52. DOI 10. 24411/1999-6241-2018-13009
References
1. MacDonald. A Comparative Study of Police Training in the UK and the USA . 1987. P. 4.
2 . Gordienko V. V. The Main Trends of Advanced Law Enforcement Chief Police Officers' Training. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No . 3, 2014. Pp. 7-12 . (In Russ . )
3 . Mongush A . S . Development Trends and Contradictions in Law Enforcement Chief Police Officers' Training. Law and Education. No . 2, 2009. Pp. 85-89. (In Russ . )
4. Bavsun I . G . Prospects of Formation of Professional Standard for a Law Enforcer. Vestnik of the Omsk Law Academy. No . 2, 2016 . Pp 74-78 (In Russ )
5 . Fedotov S . N. , Ulianina O. A. Law Enforcement Officers' Education. Pedagogy and Psychology of Service: Presence and Future (Review of International Conference devoted to the 15th anniversary of V.Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs). Psychopedagogy in Law Enforcement. No . 3, 2017 . Pp . 77-82. (In Russ . )
6 . Kobozev A . A. , Mongush A . S . Chief Police Officers' Professional Training in Europe: Peculiarities and Trends in Development. Law and Education. No . 1, 2010 . Pp . 4-27 . (In Russ . )
7 Bavsun I G Problems of Chief Police Officers' Training Current Issues of Administrative and Administrative Procedural Law [Electronic resource] (Materials of All-Russian Annual Science-to-practice Conference "Sorokin' Readings" - March 23, 2018. Ed. by Avru-tin Yu. E. , Kaplunov A . I . ) - 4,95 Mb . St Petersburg, 2018 . Pp. 591-595. (In Russ . )
8 . Orekhova L. P. Enhancement of the Russian MIA Law Enforcement Further Professional Education . Extended abstract of Candidate of Sciences Dissertation (Pedagogy). Moscow, 2003. 24 p. (In Russ. )
Submitted 22.02.2018