Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления'

Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
257
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ / SPECIALISTS OF PREVENTIVE MEDICINE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / WORKING FUNCTION / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попова А.Ю., Хурцилава О.Г., Мельцер Александр Виталиевич, Пронина А.А., Аристова Т.И.

На смену существующим классификаторам приходят профессиональные стандарты, такие как «Специалист в области медико-профилактического дела», утвержденный приказом Минтруда России от 25.06.2015 № 399н. Это многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию, качеству и условиям труда, квалификации и компетенциям, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации специалиста, а также описание этических норм деятельности, обязательных к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества. В стандарте определен основной вид профессиональной деятельности специалистов медико-профилактического направления обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, определены обобщенные трудовые функции и соответствующие им квалификационные уровни специалиста, требования к образованию и практической деятельности. Для каждой из входящих в профессиональный стандарт трудовой функции определены необходимые для их реализации знания и умения. Федеральным учебно-методическим объединением по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 32.00.00 «Науки о здоровье и профилактическая медицина» разработан новый образовательный стандарт, в котором профессиональные задачи и компетенции будущего специалиста гармонизированы с трудовыми функциями, установленными профессиональным стандартом, и согласованы с основным работодателем выпускников Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Заключение. Внедрение профессионального стандарта обеспечивает ряд преимуществ для руководителей и специалистов госсанэпидслужбы, для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. Непрерывная актуализация профессионального стандарта позволит оценивать качество и уровень компетенций работника, актуализировать программы профессионального обучения всех уровней, направленные на формирование и совершенствование профессионализма специалистов медико-профилактического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Попова А.Ю., Хурцилава О.Г., Мельцер Александр Виталиевич, Пронина А.А., Аристова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARD AS A REGULATION INSTRUMENT OF OCCUPATIONAL ACTIVITIES FOR PREVENTIVE MEDICINE SPECIALISTS

The existing classifier of qualifications appears to be replaced by professional standards (PS) for specialists of preventive medicine, approved by the order of the Ministry of labor of RF № 399n from 25.06.2015. This is a multifunctional regulatory document setting requirements for the content, quality and conditions of the work, qualifications and competencies, professional education and training for skills required to meet this qualification, as well as a description of the ethical standards that are obligatory for the acceptance and respect of all members of the professional community. The standard includes the main type of professional activity of specialists of preventive medicine direction ensuring sanitary and epidemiological welfare of the population and protection of consumers, identifies summarized working functions and corresponding qualification levels for the specialist, as well as requirements for education and practical activities which are necessary for their implementation. For the each working function included into the standard there are identified required knowledge and skills. The Federal educational-methodical Association in the field of the science of health and preventive medicine prepared a new educational standard in which the professional tasks and competences of the future specialist were both harmonized with the labor functions described in the standard and aligned with the major employer of graduates Federal Service on Surveillance for Consumer rights protection and human well-being. Conclusion. The implementation of the professional standard provides a number of advantages for specialists of preventive medicine, its employers and professors of universities. Continuous updating of professional standards will allow to assess the quality and level of employee competencies, mainstream vocational training programs at all levels, aimed at creating and improving the professionalism of preventive medicine direction.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления»

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-376-382_

Оригинальная статья

Литер ату р а

1. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В., Шиган Е.Е. Реализация глобального плана действия ВОЗ по охране здоровья работающих в России. Медицина труда и промышленная экология. 2015; (5): 1-3.

2. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., ред. Профессиональный риск для здоровья работников. Руководство. М.: Тровант; 2003.

3. Аликбаева Л.А., Фигуровский А.П., Рыжков А.Л., Ермолаев-Маковский М.А., Меркурьева М.А., Топанов И.О. и др. Биологический фактор как компонент гигиенической оценки комплекса условий труда. Профилактическая и клиническая медицина. 2013; (2): 6-9.

4. Аликбаева Л.А., Рыжков А.Л. Гигиеническая характеристика трудового процесса на канализационных насосных станциях. В кн.: Состояние биосферы и здоровье людей: Материалы VIIIМеждународной научно-практической конференции. Пенза; 2008: 121-3.

5. Кармановская М.А., Березин И.И., Негода Л.Л. Определение состава микробиоты книг и воздуха книгохранилищ, библиотек СГАСУ и САМГМУ В кн.: Мельцер А.В., Якубова И.Ш., ред. Профилактическая медицина-2016: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ч. 1. СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова; 2016: 256-9.

References

1. Izmerov N.F., Bukhtiyarov I.V., Prokopenko L.V., Shigan E.E. Implementation of the WHO global action plan for the protection of

Социальная гигиена

workers' health in Russia. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2015; (5): 1-3. (in Russian)

2. Izmerov N.F., Denisov E.I., eds. Professional Risk to Workers' Health. Guideline [Professional'nyy risk dlya zdorov'ya rabotnikov. Rukovodstvo]. Moscow: Trovant; 2003. (in Russian)

3. Alikbaeva L.A., Figurovskiy A.P., Ryzhkov A.L., Ermolaev-Makovskiy M.A., Merkur'eva M.A., Topanov I.O., et al. Biological factor as a component of hygienic assessment of a complex of working conditions. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 2013; (2): 6-9. (in Russian)

4. Alikbaeva L.A., Ryzhkov A.L. Hygienic characteristics of the labor process at sewage pumping stations. In: The State of the Biosphere and Human Health: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference [Sostoyanie biosfery i zdorov'e lyudey: Materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii]. Penza; 2008: 121-3. (in Russian)

5. Karmanovskaya M.A., Berezin I.I., Negoda L.L. Determination of microbiota composition of books and air of book depositories, libraries SGAU and SAMGMU. In: Mel'tser A.V., Yakubova I.Sh., eds. Preventive Medicine-2016: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. Part 1. [Profilakticheskaya meditsina-2016: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Ch. 1]. St. Petersburg: SZGMU im. I.I. Mechnikova; 2016: 256-9. (in Russian)

Поступила 15.12.16 Принята к печати 16.01.17

0 КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 614.252.1:616-084

Попова А.Ю.1,3, Хурцилава О.Г.2, Мельцер А.В.2, Пронина А.А.1,3, Аристова Т.И.1, Трегубова Е.С.2, Ерастова Н.В.2

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, Москва;

2 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, 191015, Санкт-Петербург;

3 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, 123995, Москва

На смену существующим классификаторам приходят профессиональные стандарты, такие как «Специалист в области медико-профилактического дела», утвержденный приказом Минтруда России от 25.06.2015 № 399н. Это многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию, качеству и условиям труда, квалификации и компетенциям, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации специалиста, а также описание этических норм деятельности, обязательных к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества. В стандарте определен основной вид профессиональной деятельности специалистов медико-профилактического направления - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, определены обобщенные трудовые функции и соответствующие им квалификационные уровни специалиста, требования к образованию и практической деятельности. Для каждой из входящих в профессиональный стандарт трудовой функции определены необходимые для их реализации знания и умения. Федеральным учебно-методическим объединением по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 32.00.00 «Науки о здоровье и профилактическая медицина» разработан новый образовательный стандарт, в котором профессиональные задачи и компетенции будущего специалиста гармонизированы с трудовыми функциями, установленными профессиональным стандартом, и согласованы с основным работодателем выпускников - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Заключение. Внедрение профессионального стандарта обеспечивает ряд преимуществ для руководителей и специалистов госсанэпидслужбы, для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций. Непрерывная актуализация профессионального стандарта позволит оценивать качество и уровень компетенций работника, актуализировать программы профессионального обучения всех уровней, направленные на формирование и совершенствование профессионализма специалистов медико-профилактического направления.

Ключевые слова: специалисты медико-профилактического направления; профессиональный стандарт; компетентность; квалификация; трудовые функции.

Для цитирования: Попова А.Ю., Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Пронина А.А., Аристова Т.И., Трегубова Е.С., Ерастова Н.В. Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 376-382. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-4-376-382

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2017; 96(4)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-376-382

Original article

Popova A.Yu.13, Khurtsilava O.G.2, MeltserA.V.2, Pronina A.A.13, Aristova T.I.1, Tregubova E.S.2, Erastova N.V2

PROFESSIONAL STANDARD AS A REGULATION INSTRUMENT OF OCCUPATIONAL ACTIVITIES FOR PREVENTIVE MEDICINE SPECIALISTS

'Federal Service on Surveillance for Consumer rights protection and human well-being, Moscow, 127994, Russian Federation; 2I.I. Mechnikov North-Western State Medical University, Saint-Petersburg, 191015, Russian Federation 3Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, 123995, Russian Federation

The existing classifier of qualifications appears to be replaced by professional standards (PS) for specialists of preventive medicine, approved by the order of the Ministry of labor of RF № 399n from 25.06.2015. This is a multifunctional regulatory document setting requirements for the content, quality and conditions of the work, qualifications and competencies, professional education and training for skills required to meet this qualification, as well as a description of the ethical standards that are obligatory for the acceptance and respect of all members of the professional community. The standard includes the main type ofprofessional activity of specialists ofpreventive medicine direction - ensuring sanitary and epidemiological welfare of the population and protection of consumers, identifies summarized working functions and corresponding qualification levels for the specialist, as well as requirements for education and practical activities which are necessary for their implementation. For the each working function included into the standard there are identified required knowledge and skills. The Federal educational-methodical Association in the field of the science of health and preventive medicine prepared a new educational standard in which the professional tasks and competences of the future specialist were both harmonized with the labor functions described in the standard and aligned with the major employer of graduates - Federal Service on Surveillance for Consumer rights protection and human well-being.

Conclusion. The implementation of the professional standard provides a number of advantages for specialists of preventive medicine, its employers and professors of universities. Continuous updating ofprofessional standards will allow to assess the quality and level of employee competencies, mainstream vocational training programs at all levels, aimed at creating and improving the professionalism of preventive medicine direction.

Keywords: specialists ofpreventive medicine; professional standard; competence; qualification; working function.

For citation: Popova A.Yu., Khurtsilava O.G., Meltser A.V., Pronina A.A., Aristova T.I., Tregubova E.S., Erastova N.V. Professional standard as a regulation instrument of occupational activities for preventive medicine specialists. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2017; 96(4): 376-382. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2017-96-4-376-382

For correspondence: Aleksandr V. Meltser, MD, PhD, DSci., vice-rector for preventive medicine, Head of the Department of preventive medicine and health protection of the I.I. Mechnikov North-Western State Medical University, Saint-Petersburg, 191015, Russian Federation. E-mail: Aleksandr.Meltcer@szgmu.ru

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgement. The study had no sponsorship. Received: 29.09.2016 Accepted: 16.01.2017

Обновление национальной системы квалификаций работников, которое в настоящее время в Российской Федерации приняло государственный масштаб, связано с формированием профессиональных стандартов (ПС). Все отрасли российской экономики, социальная сфера, здравоохранение переходят к ПС, заменяющим привычные для всех квалификационные справочники.

Применение ПС имеет практическое значение для всех участников рынка труда - для работодателей (определение требований к работникам), для работников (оценка соответствия имеющихся компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя) и для системы образования (основа для разработки образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям потребителей). ПС позволяют контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества в определенной области деятельности. Именно оценка соответствия ПС лежит в основе системы аккредитации специалистов, которая с 2016 г. поэтапно вводится для всех медицинских работников и в том числе для специалистов медико-профилактического профиля (МПП).

Решение задач, поставленных государством перед Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзором), достижение первоочередных и долгосрочных целей невозможно без грамотной сбалансированной кадровой политики, без квалифицированных специалистов [1, 2].

Существующая с 90-х годов прошлого века система квалификации и оценки кадров нуждается в пересмотре. Такая необходимость продиктована несоответствием разработанных в разные периоды квалификационных характеристик (описаний) профессий и должностей и новых требований, предъявляемых к специалистам МПП в условиях изменившихся в последние десятилетия задач и функций,

Для корреспонденции: Мельцер Александр Виталиевич, д-р мед. наук, проректор по медико-профилактическому направлению, заведующий кафедрой профилактической медицины и охраны здоровья ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, 191015, Санкт-Петербург. E-mail: Aleksandr.Meltcer@szgmu.ru

возложенных на Роспотребнадзор [1-3]. На смену классификаторам квалификаций приходит система ПС, определяющая требования к специалистам и призванная регулировать взаимодействие трудовой сферы и сферы образования.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) введено понятие «профессиональный стандарт». ПС определен как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). Правительство Российской Федерации постановлением от 22.01.2013 № 23 утвердило «Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». В соответствии с п. 3 указанных правил проекты стандартов должны разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных и других заинтересованных организаций. Утверждает ПС Минтруд России, затем они проходят обязательную регистрацию в Минюсте России. Все утвержденные ПС размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России (profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov). С 1 июля 2016 г. работодатели обязаны применять ПС, если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены ТК РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2015 № 122-Ф3).

В 2013 г. была начата разработка ПС для специалистов МПП. Подготовленный документ - продукт длительной и кропотливой деятельности большого коллектива - сотрудников Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (далее - СЗГМУ им. И.И. Мечникова), Центрального аппарата Роспотребнадзора, его территориальных органов и учреждений. Была сформирована экспертная группа, в состав которой вошли руководители и специалисты-эксперты в конкретных видах профессиональной деятельности, специалисты в области

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-376-382_

Оригинальная статья

управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, другие специалисты. Определение приоритетных задач при разработке ПС было основано на анализе:

- требований, предъявляемых к специалисту МПП с учетом современных тенденций развития профилактической медицины и исходя из реальных задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой;

- нормативной, методической, учебной, технологической документации по конкретному виду профессиональной деятельности и трудовым функциям специалистов МПП.

Формированию требований ПС предшествовал анализ предложений и мнений (более 90) специалистов организаций, участвующих в проекте.

Одной из важнейших задач являлось включение в ПС знаний и умений, относящихся к общеврачебным компетенциям и необходимых врачу любой медицинской специальности. Среди них оценка результатов стандартных методов исследования, интерпретация данных специальных методов диагностики, проведение госпитализации в экстренном порядке, обеспечение мероприятий по первичной и вторичной профилактике наиболее часто встречающихся в медицинской организации заболеваний и ряд других. Еще одной важной задачей было включение в ПС разделов деятельности, развитие которых отмечено именно в последнее время. Так, реализация административной реформы в стране, утверждение административных регламентов Роспотребнадзора, принятие новых правовых документов, касающихся выполнения экспертизы, усиление ответственности за ее результаты и многое другое потребовало включения профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, без которых невозможно осуществление надзорной, экспертной и иной деятельности, возложенной на Роспотребнадзор [1-4]. Внедрение риск-ориентированного подхода в надзорную деятельность, развитие методологии оценки риска здоровью [3] послужило основанием для включения в необходимые умения выполнение расчета риска здоровью от воздействия факторов среды обитания и производственной среды, оценки эффективности профилактических мероприятий.

Понимая, что трудовые действия, закладываемые в ПС на уровне специалитета, не могут формироваться исходя из узкоспециализированных особенностей какого-либо одного из возможных направлений будущей деятельности, ПС были предусмотрены требования к подготовке специалиста с учетом всех предопределенных задач. ПС ориентирован на трудовые действия, отвечающие профессиональным задачам всего спектра возможных должностей специалиста МПП, включая врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене, врача по гигиеническому воспитанию, врача-эпидемиолога, врача-бактериолога, врача-вирусолога, дезинфектолога, паразитолога. Поскольку специалист в области МПП востребован не только в системе Роспотребнадзора, но и в организациях Минздрава России, других министерств и ведомств, были сделаны необходимые уточнения в его трудовых действиях.

Пройдя необходимые процедуры обсуждения и согласования, ПС «Специалист в области медико-профилактического дела» был утвержден приказом Минтруда России от 25.06.15 № 399н (регистрация в Минюсте России 09.07.15 № 37941).

ПС - многофункциональный нормативный документ, определяющий требования к содержанию, качеству и условиям труда, квалификации и компетенциям, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации специалиста, изложенные в виде структурированных характеристик его деятельности, а также описания этических норм деятельности, обязательных к принятию и соблюдению всеми членами профессионального сообщества. ПС определены основной вид и цель профессиональной деятельности специалиста в области медико-профилактического дела, заключающейся в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения посредством:

- профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

- государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

- федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

- санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;

- лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

- государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

- проведения социально-гигиенического мониторинга;

- научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- принятия мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

- принятия мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни, формированию заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;

- принятия мер по привлечению к ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимательских и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

В ПС определены обобщенные трудовые функции и соответствующие им квалификационные уровни специалиста (табл. 1), а также требования к образованию и практической деятельности, необходимые для их выполнения. Для каждой из входящих в ПС трудовых функций определены необходимые для их реализации знания и умения.

ПС является основой для определения профессионального уровня и совершенствования профессиональных компетенций работников госсанэпидслужбы. Являясь профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все специалисты МПП, ПС может быть использован для создания стандартов учреждения и расширения или уточнения должностных обязанностей (функций) сотрудников с учетом особенностей организации труда и управления в конкретных учреждениях Роспотребнадзора, а также их прав и ответственности, для планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации, обоснования принимаемых решений при проведении аттестации и сертификации работников.

ПС не является раз и навсегда «застывшим» документом, он подлежит регулярному пересмотру и актуализации, что делает возможным в процессе развития структуры квалификаций наполнение его новым содержанием, добавлением квалификационных уровней в зависимости от приращения новых компетенций, повышения сложности выполняемой работы.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» требования ПС обязательно должны использоваться при составлении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) уровней как специалитета, так и ординатуры, при разработке программ и учебно-методических материалов, а также при выборе форм и методов обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования. Объединяют эти стандарты единые требования к компетенции врача по гигиене, по эпидемиологии и учебной специальности «медико-профилактическое дело».

К сожалению, длительное время профессиональные и образовательные системы действовали параллельно и несистемно. Образовательные организации, оторванные от участия в ежедневной деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, не успевали обновлять содержание программ. Попытка обновления квалификационных требований за счет так называемой региональной составляющей ощутимого результата не давала, в связи с чем компетентность выпускников зачастую вызывала нарекания у работодателей. Проблема улучшения качества подготовки специалистов МПП может быть решена путем внедрения нового ФГОС ВО, разработанного на основании ПС. При этом важнейшее значение при моделировании процесса обучения должна иметь ориентация на требования потребителей - руководителей различных учреждений системы

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2017; 96(4)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-376-382

Original article

Таблица 1

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

А Деятельность

по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) и предоставлению государственных услуг

Деятельность по обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека

Деятельность по проведению санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических) мероприятий

Деятельность по обеспечению функционирования органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность

Деятельность по организации федерального государственного контроля(надзора)

Осуществление федерального государственного контроля А/01.7 (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей

Выдача санитарно-эпидемиологических заключений А/02.7

Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности, А/03.7 представляющих потенциальную опасность

Осуществление государственной регистрации потенциально А/04.7 опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции

Осуществление приема и учета уведомлений о начале осущест- А/05.7 вления отдельных видов предпринимательской деятельности

Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, В/01.7 расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок

Проведение социально-гигиенического мониторинга и оценки В/02.7

риска воздействия факторов среды обитания на здоровье

человека

Организация и проведение санитарно-противоэпидемических С/01.7 (профилактических) мероприятий

Организация обеспечения полномочий в сфере федерального D/01.8 государственного контроля (надзора)

Организация, контроль, планирование и анализ деятельности D/02.8 органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность

Взаимодействие с подразделениями и представителями D/03.8 вышестоящих организаций, органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами

Обеспечение развития деятельности органов, осуществляющих D/04.8 федеральный государственный контроль (надзор), и учреждений, обеспечивающих их деятельность

Обеспечение координации и полномочий в области Е/01.9 федерального государственного контроля (надзора)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7

7

B

7

7

C

7

7

U

8

8

E

9

9

здравоохранения и госсанэпидслужбы, так как именно они в конечном счете оценивают качество подготовки специалистов.

Новый ФГОС ВО был разработан Федеральным учебно-методическим объединением по укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки 32.00.00 «Науки о здоровье и профилактическая медицина», функционирующим на базе СЗГМУ им. И.И. Мечникова. В создании ФГОС ВО (так называемого ФГОС 3++) наряду с СЗГМУ им. И.И. Мечникова и Роспотребнадзором участвовали представители многих ведущих образовательных медицинских организаций, имеющих медико-профилактические факультеты.

Профессиональные задачи будущего специалиста (профилактическая, диагностическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская), а также профессиональные (далее - ПК) и общепрофессиональные (далее - ОПК) компетенции были гармонизированы с трудовыми функциями, определенными ПС, и согласованы с основным работодателем выпускников - Роспотребнадзором. В качестве универсальных компетенций (далее - УК) были приняты компетенции, разработанные Минобрнауки России (табл. 2).

С 2017 г. выпускники медико-профилактических факультетов будут проходить первичную аккредитацию - процедуру допуска к профессиональной деятельности, основанную на определении соответствия уровня подготовки ПС, завершающуюся выдачей свидетельства об аккредитации. Свидетельство об аккредитации - это своеобразный «пропускной билет» в профессиональный круг, один из методов выбраковки дилетантов от квалифицированных специ-

алистов, который подтверждает, что обладатель аккредитации соответствует ПС, а работа, которую он выполняет, будет должного уровня качества.

Заключение

Внедрение ПС обеспечивает целый ряд преимуществ для руководителей и специалистов госсанэпидслужбы, для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций:

- руководители получают инструмент оценки профессиональной квалификации, критерии для оценки сотрудников с целью повышения их компетентности, активизации мотивации, повышения результативности и качества труда;

- специалисты могут самостоятельно оценивать свой профессиональный уровень и определять траекторию повышения квалификации для дальнейшего профессионального роста;

- профессорско-преподавательский состав образовательных организаций имеет возможность использовать ПС как содержательную основу для обновления ФГОС ВО (прикладная составляющая), разработки учебных программ, модулей и методических материалов.

Непрерывное обновление ПС позволит оценивать качество и уровень компетенций работника, освоенных как в процессе обучения, так и в ходе приобретения трудового опыта, актуализировать программы профессионального обучения всех уровней, направленные на формирование и совершенствование профессионализма специалистов медико-профилактического направления.

дигиена и санитария. 2017; 96(4)

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-376-382

Оригинальная статья

Коды и наименования компетенций выпускника программы специалитета

Таблица 2

Код

Наименование компетенции

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

УК-3 Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

УК-6 Способен определить и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций

ОПК-1 Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы, знания истории развития медицины в профессиональной деятельности

ОПК-2 Способность и готовность к распространению знаний о здоровом образе жизни, направленных на повышение санитарной культуры и профилактику заболеваний населения

ОПК-3 Способность и готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач

ОПК-4 Способность и готовность к применению медицинских технологий, специализированного оборудования и медицинских изделий, дезинфекционных средств, лекарственных препаратов, в том числе иммунобиологических, и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач с позиций доказательной медицины

ОПК-5 Способность и готовность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач

ОПК-6 Способность и готовность к организации ухода за больными и оказанию первой врачебной медико-санитарной помощи при неотложных состояниях на догоспитальном этапе, в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, в очагах массового поражения, а также к обеспечению организации работы и принятию профессиональных решений в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, в очагах массового поражения

ОПК-7 Способность и готовность к применению современных методик сбора и обработки информации, к проведению

статистического анализа и интерпретации результатов, к изучению, анализу, оценке тенденций, к прогнозированию развития событий в состоянии популяционного здоровья населения

ОПК-8 Способность и готовность к определению приоритетных проблем и рисков здоровью населения, к разработке, обоснованию медико-профилактических мероприятий и принятию управленческих решений, направленных на сохранение популяционного здоровья

ОПК-9 Способность и готовность к проведению донозологической диагностики заболеваний с оценкой физических данных, функционального состояния и адаптационного потенциала по показателям антропометрических данных, показателям функционального состояния отдельных систем организма для разработки профилактических мероприятий с целью повышения уровня здоровья и предотвращения заболеваний

0ПК-10 Способность и готовность реализовать принципы системы менеджмента качества в профессиональной деятельности

ОПК-11 Способность и готовность к подготовке и применению научной, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой и нормативной документации в системе здравоохранения

ОПК-12 Способность и готовность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасность и угрозу, возникшие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности

ПК-1 Способность и готовность к оказанию государственных услуг Роспотребнадзора, в том числе:

- к участию в оформлении и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии/несоответствии факторов среды обитания, продукции продовольственного и непродовольственного назначения, условий деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям;

- к осуществлению приема и учета уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

- к участию в проведении оценки соблюдения лицензионных требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, оборудованию соискателя лицензии;

- к участию в осуществлении регистрации: впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации; лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению

в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

- к участию в осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств)

ПК-2 Способность и готовность к участию в проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических, эпидемиологических, в том числе микробиологических, и иных видов оценок факторов среды обитания, объектов хозяйственной и иной деятельности в целях установления соответствия/несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям и предотвращения вредного воздействия на здоровье населения

ПК-3 Способность и готовность к участию в организации и проведении проверок, административных расследований соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, технического регулирования; к осуществлению надзора на основе риск-ориентированного подхода

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2017; 96(4)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-376-382

Original article

Продолжение таблицы 2

Код Наименование компетенции

ПК-4 Способность и готовность к применению основ федерального государственного надзора в области санитарно-

эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, его обеспечению; к применению мер пресечения выявленных нарушений требований законодательства, привлечению к административной ответственности за выявленные нарушения требований законодательства; к квалификации административных правонарушений в соответствии со статьями КоАП Российской Федерации; к оценке причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, к подготовке представлений о принятии мер по их устранению; к оценке предотвращенного ущерба в результате действий по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

ПК-5 Способность и готовность к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), к расследованию случаев профессиональных заболеваний, к осуществлению противоэпидемической защиты населения, в том числе:

- к участию в организации проведения профилактических прививок, применения средств неспецифической профилактики (в том числе дезинфекции), оценке полноты, своевременности, качества и эффективности применения средств специфической и неспецифической профилактики, обеспечению безопасности применения иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств;

- к организации и проведению мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, участию в организации и проведении изоляционно-ограничительных мероприятий (карантина), иммунопрофилактики, дезинфекционных, стерилизационных, дератизационных, дезинсекционных мероприятий и оценке качества и эффективности их проведения;

- к организации и проведению мер в отношении больных профессиональными заболеваниями (отравлениями);

- к организации и проведению санитарно-технических и организационных мероприятий по локализации вспышечной и групповой заболеваемости инфекционными болезнями

ПК-6 Способность и готовность к участию в обеспечении санитарной охраны территории Российской Федерации, направленной на предупреждение заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также в предотвращении ввоза и реализации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека

ПК-7 Способность и готовность к организации приема, учета, регистрации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); к организации и проведению эпидемиологической диагностики, к установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе способствующих внутрибольничному распространению возбудителей инфекций, и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); к эпидемиологическому расследованию вспышек, обследованию эпидемиологических очагов

ПК-8 Способность и готовность к проведению мер по санитарно-эпидемиологическому обеспечению медицинских организаций, направленному на создание безопасной больничной среды, обеспечение качества и безопасности медицинской помощи и предотвращение случаев инфекционных (паразитарных) заболеваний

ПК-9 Способность и готовность к разработке, организации и выполнению комплекса медико-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижение неинфекционной заболеваемости различных контингентов населения, в том числе:

- к оценке состояния фактического питания населения, к участию в разработке комплексных программ по оптимизации и коррекции питания различных групп населения, к оценке качества и безопасности продуктов питания и продовольственного сырья, к обеспечению продовольственной безопасности населения;

- к проведению обследований и оценке физического и психического развития, функционального состояния организма, заболеваемости детей различных возрастных групп, их распределению по группам здоровья на основе результатов медицинских осмотров; к оценке внутришкольной среды, режимов, технологий обучения и воспитания детей и подростков;

- к проведению оценки условий труда, к участию в оформлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда; к оценке профессионального риска, причиной которого могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое оборудование, к расследованию причин профессиональных заболеваний и отравлений;

- к оценке воздействия на здоровье населения химических, физических, биологических факторов; к проведению обследований и комплексной оценке состояния объектов окружающей среды (атмосферный воздух, питьевая вода и водные объекты, почва), жилых и общественных зданий, сооружений;

- к оценке воздействия радиационного фактора на здоровье и обеспечению радиационной безопасности населения

ПК-10 Способность и готовность к организации и проведению СГМ, к выявлению причинно-следственных связей в системе

«факторы среды обитания - здоровье населения», к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину развития заболевания, к проведению оценки риска здоровью населения, определению приоритетных проблем и разработке управленческих решений для устранения (снижения) негативного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения

ПК-11 Способность и готовность к проведению гигиенического воспитания и обучения граждан, к проведению профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников

ПК-12 Способность и готовность к участию в осуществлении учета и анализа случаев причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах)

ПК-13 Способность и готовность к участию в планировании, анализе и отчетной деятельности (собственной, подразделения и учреждения), к ведению деловой переписки, осуществлению документооборота, к применению профессиональной терминологии, поиску информации для решения профессиональных задач

ПК-14 Способность и готовность к оказанию консультационных услуг по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия

населения и защиты прав потребителей, к организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов заявителям

ПК-15 Способность и готовность к анализу санитарно-эпидемиологических последствий и принятию профессиональных решений

по организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и защите населения в очагах особо опасных инфекций, в условиях эпидемий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, во взаимодействии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления

ПК-16 Способность и готовность к анализу научной литературы, к оценке уровня доказательности научных исследований в соответствии с поставленными целями и задачами, к публичному представлению результатов в виде публикаций и участия в научных конференциях, к участию в решении научно-исследовательских и научно-прикладных задач

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2017-96-4-382-387_

Оригинальная статья

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта

интересов.

Литер ату р а

1. Ерастова Н.В., Крюкова Т.В., Лила А.М., Мельцер А.В., Трегубова Е.С., Хурцилава О.Г. Подготовка врачей медико-профилактического профиля в условиях реализации ФГОС по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело»: приоритетные задачи и перспективы. Медицинское образование и вузовская наука. 2014; (4): 116-20.

2. Хурцилава А.В., Мельцер А.В., Трегубова Е.С., Ерастова Н.В., Крюкова Т.В. Система подготовки специалистов медико-профилактического профиля: проблемы и пути. Профилактическая и клиническая медицина. 2014; (1): 6-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мельцер А.В., Ерастова Н.В. Вопросы современных технологий Ро-спотребнадзора при подготовке врачей медико-профилактического профиля. В кн.: Попова А.Ю., Зайцева Н.В., ред. Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы VIВсероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь: Книжный формат; 2015: 635-8.

4. Онищенко Г.Г., Попова О.Л., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Силаев А.А., Королев А.А. и др. Организация научно-исследовательской работы по гигиене студентов, обучающихся по специальности «Медико-профилактическое дело». Профилактическая и клиническая медицина. 2014; (1): 13-7.

References

1. Erastova N.V., Kryukova T.V., Lila A.M., Mel'tser A.V., Tregubova E.S., Khurtsilava O.G. Training of specialists of preventive medicine direction in the implementation of the federal state educational standard 060105 «Medical and preventive care»: priorities and prospects. Meditsinskoe obrazovanie i vuzovskaya nauka. 2014; (4): 116-20. (in Russian)

2. Khurtsilava A.V., Mel'tser A.V., Tregubova E.S., Erastova N.V., Kryukova T.V. System of preventive-medical doctors training: problems and ways for their solution. Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 2014; (1): 6-12. (in Russian)

3. Mel'tser A.V., Erastova N.V. Issues of modern technologies of Rospotrebnadzor in the training of doctors of preventive medicine direction. In: Popova A.Yu., Zaytseva N.V., eds. Actual Problems of Safety and Health Risk Analysis of the Population Under the Influence of Environmental Factors: Materials of the VI All-Russian Scientific-practical Conference with International Participation [Aktual'nye problemy bezopasnosti i analiza riska zdorov'yu naseleniya pri vozdeystvii faktorov sredy obitaniya: materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem]. Perm': Knizhnyy format; 2015: 635-8. (in Russian).

4. Onishchenko G.G., Popova O.L., Bobrishcheva-Pushkina N.D., Kuznetsova L.Yu., Silaev A.A., Korolev A.A. et al. Organization of the research work on hygiene of students training in specialty «Preventive-Medical Business». Profilakticheskaya i klinicheskaya meditsina. 2014; (1): 13-7. (in Russian)

nocTynuna 29.09.16 npHMTa K nenaTH 16.01.17

0 КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017

УДК 614.252.1:616-084

Хизгияев В.И.1, Брико Н.И.2, Кучма В.Р.2,3, Мельниченко П.И.2, Гордеева Т.И.1, Волкова Н.А.1

СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

1 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Роспотребнадзора, 129626, Москва;

2 ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, 119991, Москва;

3 ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, 119296, Москва

Профессиональный стандарт должен соответствовать современным требованиям рынка труда, а также требованиям по аккредитации и аттестации специалистов медико-профилактического профиля. Цель исследования: обоснование содержания профессионального стандарта специалиста в области медико-профилактического дела. Экспертный анализ позволил установить, что действующий профессиональный стандарт не в полной мере учитывает различные виды экономической деятельности, в которых работают или могут работать специалисты медико-профилактического профиля. Приоритетной государственной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности» определен приоритет комплексной профилактики нарушений обязательных требований с широким применением информационных ресурсов, что следует учесть в стандарте специалиста. Основной задачей специалиста медико-профилактического профиля является осуществление деятельности в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Реализация данного направления должна обеспечиваться информированием субъекта контроля об обязательных санитарно-эпидемиологических требованиях, их внедрением, оценкой эффективности и результативности их выполнения, широким внедрением производственного контроля за соблюдением санитарных правил, экспертного контроля, включая санитарно-эпидемиологическое аудирование. Анализ позволил установить, что профессиональная деятельность врача медико-профилактического профиля востребована в организациях санитарно-эпидемиологической службы, больничных и санаторно-курортных организациях; в дезинфекции, дезинсекции, дератизации зданий; при оценке условий труда; при испытаниях и анализе состава и чистоты материалов и веществ; при испытаниях и анализе в области гигиены питания, включая ветеринарный контроль и контроль за производством продуктов питания; при экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий; при мониторинге загрязнения окружающей среды. Подготовка студентов медико-профилактических факультетов должна осуществляться с учетом современных подходов к формулированию профессионального стандарта специалиста. Общественные профессиональные организации подготовили новую версию профессионального стандарта специалиста в области медико-профилактического дела, учитывающую все виды экономической деятельности, в которых обязательной является профилактическая деятельность.

Ключевые слова: профессиональный стандарт; специалист в области медико-профилактического дела; деятельность по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; трудовые функции; врач-эпидемиолог; врач-бактериолог; врач-гигиенист.

Для цитирования: Хизгияев В.И., Брико Н.И., Кучма В.Р., Мельниченко П.И., Гордеева Т.И., Волкова Н.А. Стандарт специалиста в области медико-профилактического дела как основа подготовки и деятельности в сфере медицинской профилактики. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 382-387. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-4-382-387

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.