Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (14). Сентябрь 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 37.018.1 ББК 74.902 В531
А. А. Висингириев Грозный, Россия
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
В статье раскрывается содержание и характеризуются формы воспитательной работы школьного музея, способствующие нравственному воспитанию учащихся, выделяются этапы формирования нравственной культуры учащихся, анализируется эффективность деятельности в данном направлении.
Ключевые слова: музей; школа; нравственное воспитание; этапы формирования личности.
A. A. Visingiriev Grozny, Russia
THE CONTENT AND FORMS OF EDUCATION OF MORAL CULTURE IN THE WORK OF THE SCHOOL MUSEUM
The article reveals the contents and forms of educational work of the school museum, promoting moral education of students. It also highlights the stages of forming moral culture of students and examines the effectiveness of these activities.
Key words: museum; school; moral education; stages of identity formation.
Содержание воспитания - наиболее традиционная и вместе с тем одна из самых спорных областей педагогики. Причем, наиболее дискуссионным вопросом является понимание сущности термина «содержание» в контексте сферы воспитания подрастающего поколения. Если под содержанием образования понимается совокупность знаний, умений и навыков, исторически сложившегося
© Висингириев А. А., 2017
социального опыта восприятия реалий окружающего мира, которую учащиеся должны освоить и продемонстрировать на определённом уровне образования, то в понимании содержания воспитания вызывает определённые сложности даже сама постановка вопроса. Многие исследователи в сфере педагогики, пренебрегая определением предмета обсуждения, сосредотачивают свое внимание на перечислении функций воспитания и способах их реализации в том или ином направлении воспитательной работы. Определяя содержание воспитания как систему знаний, убеждений, общественно одобряемых качеств и черт личности, навыков, привычек, линии поведения, которыми учащиеся определенной возрастной группы должны овладеть «в соответствии с поставленными целями и задачами» [Подласый, 2000, с. 27], или как «часть общественного опыта поколений», «информация», содержание которой в соответствии с поставленными целями должно быть отобрано педагогами и передано подрастающему поколению» [Безрукова, 2009, с. 52].
Не вызывает сомнения, что такая трактовка содержания воспитания в конце концов сводит воспитательный процесс к образованию, при этом лишь частично покрывая его, обеспечивая развитие только когнитивного (знаниевого) опыта, тогда как деятельностный (умения и навыки), эмоционально-ценностный (эмоционально-ценностные отношения), креативный (творчество) остаются невостребованными и часто не включаются в содержание образования, так как дублируют содержание обучения. Мы, вслед за исследователями И. Я. Лерне-ром, М. Н. Скаткиным, В. В. Краевским и др., считаем недопустимым сведение воспитания к обучению и утверждаем, что воспитание имеет свой предмет -воспитательный процесс, который реализуется в соответствующем содержании и не может быть сведен к предмету обучения.
Философская категория «содержание» определяет сущность целого, сторону целого как неразрывное единство его частей. Категорию «содержание воспитания» необходимо рассматривать в сопоставлении с категорией «форма воспитания», которая понимается как определенным образом упорядоченная совокупность элементов содержания воспитания, отражающая сущность воспи-
тательного процесса, его цель. Таким образом, цель воспитания, сформулированная как «всестороннее и гармоническое развитие личности», реализуется в содержании, представляющем совокупность «сторон», обозначенных как ее «физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание». Каждая из составных частей имеет в свою очередь собственную цель и определенное содержание, взаимообусловленные с общей целью и содержанием воспитательного процесса.
Целью нравственного воспитания является формирование у личности нравственной культуры, а в качестве задач выступает развитие нравственного сознания, нравственного поведения, чувств и отношений, которые формируются в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Рассмотрим содержание и формы воспитательной работы школьного музея, способствующие нравственному воспитанию учащихся.
Нравственное воспитание в современных условиях, сложившихся в Чеченской Республике, - это целенаправленный, социально обусловленный процесс привития подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей и убеждений, отражающих сущность чеченского менталитета и способствующих формированию активной гражданской и личностной позиции молодежи; воспитания и социально-педагогической поддержки становления и развития духовно развитого, ответственного, образованного, креативного, инициативного и компетентного гражданина России. Программа «Школьный музей», разработанная для реализации приоритетного для школы направления, позволила достичь основного планируемого результата: сформировать социализированную жизнеспособную личность, которую будут отличать активная гражданская позиция, социально ценные нравственные качества, развитый творческий потенциал и способность к саморазвитию.
Цель Программы «Школьный музей» определяется как «создание образовательной среды, способствующей нравственному воспитанию учащихся средствами музея» для обеспечения оптимальных условий воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина республики и России, при-
нимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Достижение цели воспитания возможно посредством решения следующих задач: сформировать у учащихся стремление поддерживать и сохранять историко-культурное наследие народа; выработать у школьников понимание того, что такое историческое время и пространство и как оно влияет на формирование системы социально-нравственных ценностей народа; воспитать у детей уважительное отношение к истории народа, материальным и нематериальным памятникам прошлого и настоящего, осознанную потребность в сохранении национального наследия, музейных ценностей; научить ребят распознавать и оценивать свои личностные потребности, ценности и установки; приобщить школьников к целенаправленному изучению военной истории, многовековых патриотических традиций чеченского народа; привить школьникам любовь к республике, малой Родине с помощью формирования уважительного отношения к национальным традициям народа, культурному наследию жителей села, республики, страны; сформировать четкую гражданскую позицию учеников, их стремление к сознательному служению своему народу; развить готовность к восстановлению, упрочению и развитию деятельных культурных связей с жителями и образовательными учреждениями других регионов России.
Достижение цели и задач нравственного воспитания в рамках Программы осуществляется в неразрывной связи с формированием институтов гражданского общества, отстаивающих духовно-нравственные ценности и выстраивающих свою деятельность на основе принципов гуманизма и патриотизма, стабильности и неизменности существующего общественного строя, согласно которым конституционально определенный и закреплённый общественный строй необходимо оберегать.
Нравственное воспитание обучающихся осуществляется посредством участия школьников в работе школьного музея в качестве создателей экспозиций, занимающихся поисковой, оформительской, экскурсионной работой; участия в мероприятиях, организованных музеем.
Учебно-воспитательная работа по Программе «Школьный музей» способствует формированию у подрастающего поколения такого качества как нравственный абсолютизм, предполагающему существование вечных и незыблемых общечеловеческих идеалов и ценностей, стремление и готовность к популяризации традиционных нравственных, культурных и духовных ценностей через памятники материальной и нематериальной культуры (литературные произведения, театральное искусство, художественное и музыкальное наследие народа, науку и систему образования); воспитанию школьников на примерах проявления нравственных идеалов и качеств личности в российской и мировой истории, на основе национальных обычаев и традиций народов Чеченской Республики; формированию социально ответственного поведения, проявляющегося в умении противостоять чуждым идеям, ценностям, асоциальным проявлениям; развитию навыков ответственного отношения к здоровью, самодисциплины; формированию любви к своей Родине и гордости за нее; воспитанию на основе конституционных ценностей Российской Федерации, традиционных учениях духовных лидеров, обычном праве народов Чеченской Республики.
Программа разделена на информационные блоки:
«Гордость школы и села» - экспозиция, рассказывающая об истории школы и села, учителях, выпускниках прежних лет, достижениях современных учеников в области спорта, творчества, учебной и научной деятельности.
«Достояние республики» - экспозиция, посвященная выдающимся деятелям классического искусства и культуры Чеченской Республики: Махмуду Эсамба-еву, Шите Эдилсултановой, Аднане Шахбулатовой, Плесу Татаеву, Умару Ди-маеву, Марьям Айдамировой, Валиду Дагаеву, Топы Элимбаеву и другим.
«Мир духовных ценностей» - экспозиция, нацеленная на приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям чеченского народа, в качестве основных экспонатов содержащая картины и репродукции таких чеченских художников как Петр Захаров, Харон Исаев, Аманды Асуханов, Ваха Умарсулта-нов, Дадана Идрисов, Саид-Хусейн Бицираев, Султан Юшаев, Фатима Даудова, Замир Юшаев, Султан Абаев, Шамиль Шамурзаев, Хамзат Дадаев, Абу Паша-
ев, Элита Дадакаева и другие.
«История народа» - экспозиция, ориентированная на изучение и осмысление истории республики и культуры народа, воспитание самосознания жителей Чеченской Республики, приобщение их к национальному и общечеловеческому культурному наследию путем популяризации среди учащихся и посетителей музея литературного наследия чеченских классиков, в числе которых Халид Ошаев, Сайд Бадуев, Саид-Бей Арсанов, Магомед Сулаев, Шима Окуев, Аб-дулла Хамидов, Магомед Мамакаев, Арби Мамакаев, Ахмед Сулейманов, Ма-гомед-Салах Гадаев, Шейхи Арсанукаев, Абузар Айдамиров, Гапур Алиев, Ба-на Гайтукаева, Лула Джумалаева, Сайд Гацаев, Муса Бексултанов, Муса Ахмадов, Саид-Хамзат Нунуев, Канты Ибрагимов, Мусбек Кибиев, Абдул-Хамид Хатуев, Лечи Абдулаев, Умар Яричев и другие.
«Быт и традиции» - экспозиция, демонстрирующая бытовые особенности жизни народа, народные идеалы воспитания, народные праздники и обряды. Цель экспозиции - формирование у обучающихся системы здоровых моральных ценностей путем развития таких черт общественного и индивидуального сознания, как гражданственность и патриотизм, уважение свободы творчества, стремление к прогрессу. Достижению цели способствует популяризация научных трудов, отражающих представление о культурном наследии и духовных ценностях чеченцев. В их числе работы таких исследователей как Саид-Магомед Хасиев («Пилакх» - о ценностной шкале чеченцев), Шавади Арсали-ев («Этнопедагогика чеченцев»), Ваха Гарсаев («Традиционная одежда чеченцев»), Хож-Ахмед Берсанов («Пиллакхийнхазна - ирсаннекьаш»), Хаким Аболханов (многочисленные статьи об обычаях и традициях чеченского народа), Зулай Хазбулатова («Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции»).
«Отчизны верные сыны» - экспозиция, рассказывающая об уроженцах республики - участниках Великой Отечественной войны.
Содержание и формы работы предполагают ориентацию на разные возрастные группы и этапность формирования нравственной культуры учащихся. Этот процесс в условиях школьного музея проходит следующие этапы:
1. Элементарная нравственность, основанная на послушании и подражании. Главным мотивом нравственного поведения выступает страх, боязнь быть наказанным. Элементарная нравственность характерна для детей младшего и среднего школьного возраста.
2. Конвенциональная нравственность, основанная на общественном мнении окружающих. Главным мотивом нравственного поведения учащихся выступают стыд, честь. Данный вид нравственности характерен для среднего и старшего школьного возраста.
3. Автономная нравственность, основанная на саморегуляции. Главным мотивом нравственного поведения выступает совесть.
В основе формирования нравственных чувств и отношений, позиции личности лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения. Нравственные чувства - форма переживания человеком своего отношения к явлениям окружающей действительности и самому себе. Нравственные понятия, выступая в качестве устойчивых чувств, критериев оценки, убеждений, регуляторов поведения и т. п. побуждают личность к нравственной деятельности, определяют уровень ее нравственной воспитанности - совокупности общественно ценных свойств и качеств, которые проявляются в межличностных отношениях, деятельности, общении. Для проявления нравственной воспитанности в той или иной ситуации необходима актуализация всех источников нравственного опыта школьника, в числе которых: отношения в семье; межличностное взаимодействие в различных группах (классе, музейном коллективе); особенности стиля общения и методов взаимодействия педагогов с учащимися, их родителями; социальные связи образовательного учреждения; духовные и нравственные ценности, на которые ориентированы педагоги, социум.
Реализуя Программу, педагоги пришли к осознанию острой необходимости взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, которое должно осуществляться на основе равноправного партнерства, использования и популяризации содержания педагогической деятельности, наиболее эффектив-
ных её видов, форм, способов и подходов к ее реализации. Особое внимание уделялось такому аспекту как личная заинтересованность участников деятельности в ее результатах. Для организации работы в этом направлении было принято, что в числе индикаторов эффективной деятельности образовательного учреждения в рамках нравственного воспитания выступает степень включенности школьного музея во все виды учебной, методической, воспитательной работы школы, а результативность нравственного воспитания обусловлена надлежащей организацией контрольно-диагностических мероприятий, учитывающих индивидуальность образовательного процесса. Это значит, что необходимо осуществлять диагностику для разработки траектории нравственного воспитания каждого школьника.
Библиографический список
1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000. 937 с.
2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2000. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
References
1. Bezrukova V. S. (2000). Fundamentals of spiritual culture (encyclopedic dictionary of the teacher). Ekaterinburg, 2000. 937 p. (In Russian).
2. Podlasy I. P.(2000). Pedagogy. New course: textbook for students of teachers' training colleges: in 2 books. Moscow: VLADOS, 2000. Book 1: General principles. The process of teaching. 576 p. (In Russian).