••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
федры ТФиТД, факультет МФиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Мирзаева Марьям Мирзаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей, экспериментальной физики и методики ее преподавания (ОЭФиМП), ФМФиИ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 17.09.2016 г.
mail: [email protected]
Mariyam M. Mirzaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of General, Experimental Physics and Methods of its Teaching (GEPMT), the faculty of MPCS, DSPU, Makhachkala, Russia, e-mail: mir-maryam@ yandex.ru
Received 17.09.2016.
Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 37 / UDC 37
Социокультурный аспект формирования толерантности учащейся молодежи
©2°i6 Дашкуева П. В.
Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Составление алгоритма действий и выбор методического обеспечения для эффективного формирования исследуемой культуры в процессе культурно-просветительской деятельности учащихся старших классов. Методы. Синтез традиционных методов воспитания (убеждение, внушение, стимулирование, развитие инициативы, уверенности, коррекция поведения) и современных форм молодежной субкультуры (массовая, экранная, сетевая культуры электронных СМИ, информационная культура в целом и др.). Результаты. Апробация предложенной педагогической технологии в школах г. Грозный способствовала формированию коммуникативной толерантности городских старшеклассников, также успешному формированию этнокультурной компетентности субъектов образования. Выводы. В данном контексте роль культурно-просветительской деятельности становится приоритетной как ведущей формы жизнедеятельности молодежи, располагающей потенциальными возможностями изменить систему взглядов на проблему формирования толерантного сознания.
Ключевые слова: толерантное сознание, культурно-просветительская деятельность, социализация личности, этнопедагогические традиции, общегуманитарный, культурный потенциал региона, духовно-нравственные качества, нравственно-этические ценности, моральные критерии чеченской молодежи.
Формат цитирования: Дашкуева П. В. Социокультурный аспект формирования толерантности учащейся молодежи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 48-53.
Sociocultural Aspect of Students' Tolerance Formation
©2016 Patimat V. Dashkueva
Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. Plan of action creation and choice of methodical ware for culture of interest effective formation in the process of education and cultural activities of senior pupils. Methods. Synthesis of traditional education methods (persuasion, suggestion, stimulation, development of initiative, confidence, correction) and modern forms of youth subculture (mass, screen, network cultures of e-Media, information culture in general and etc.). Results. Approbation of offered pedagogical technology in schools of Grozny works towards communicative tolerance formation of town senior schoolchildren and successful ethnocul-
tural competence formation of education subject. Conclusions. As used, here the role of cultural and educational activity becomes priority as a leading form of youth's livelihoods, having potentialities to change the system of thought on the problem of tolerant consciousness formation.
Keywords: tolerant consciousness, cultural and educational activity, socialization, ethno-pedagogical traditions, all humanities, cultural potential of region, spiritual and moral qualities, ethical values, moral concepts of Chechen youth.
For citation: Dashkueva P. V. Sociocultural Aspect of Students' Tolerance Formation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical University. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp.48-53. (In Russian)
Введение
В данной статье актуализируется проблема формирования толерантного сознания старшеклассников средствами культурно-просветительской деятельности. В социально-педагогическом аспекте толерантность понимается как готовность личности к достижению индивидуальных и социальных целей, в соответствии с личными потребностями и возможностями, чтобы обеспечить социально приемлемые гражданские и моральные нормы. Толерантное воспитание сегодняшней молодежи неразрывно связано с мудростью этно-педагогического наследия предшествующих поколений.
В этнопедагогических традициях предшествующих поколений воплощена многовековая мудрость народного воспитания, возрождающая духовно-нравственные ценности молодежи, обеспечивающая социально приемлемые гражданские и моральные нормы, которые вырабатывает каждый народ на протяжении многих поколений.
В данном контексте роль культурно-просветительской деятельности становится приоритетной как ведущей формы жизнедеятельности молодежи, располагающей потенциальными возможностями изменить систему взглядов на проблему формирования толерантного сознания.
Целью проводимого нами исследования является составление алгоритма действий и выбора методического обеспечения для эффективного формирования исследуемой культуры в процессе культурно-просветительской деятельности учащихся старших классов.
Методы: программа воспитания коммуникативной толерантности у городских старшеклассников Чеченской Республики составлена на основе интегральной технологии, основанной на синтезе традиционных методов воспитания (убеждение, внушение, стимулирование, развитие иници-
ативы, уверенности, коррекция поведения) и современных форм молодежной субкультуры (массовая, экранная, сетевая культуры электронных СМИ, информационная культура в целом и др.)
Обсуждение и результаты
В условиях перемен в идеологии современного общества одной из основных целей воспитания подрастающего поколения является помощь молодым людям в понимании новой государственности Российской Федерации (РФ), в адаптации в новой и очень трудной жизни, в поиске своего места в современном и будущем обществе. Стране нужны знающие и компетентные люди, которые принимают независимые решения и способны нести ответственность за свои действия. В этих условиях становится чрезвычайно важной стабилизирующая роль толерантности в обеспечении стабильности гражданского мира.
Поэтому толерантное сознание выступает как социально-культурное образование, имеющее четко выраженный обобщенный, интегрированный, ценностно-ориентированный характер, обусловливающее социализацию личности, помогающее молодому человеку приобрести свободу выбора идеологической ориентации в процессе становления современного общества.
В социально-педагогическом аспекте, толерантность понимается как интегратив-ное единство качеств и свойств человека, определяющее его социальные ориентации, готовность к достижению индивидуальных и социальных целей, характерных обществу и государству, в соответствии с личными потребностями и возможностями, чтобы обеспечить социально приемлемые гражданские и моральные нормы.
Толерантное сознание школьной молодежи формируется в целенаправленных, специально организованных, действиях преподавателей и обучающихся, отвечающих ряду задач: реализация потенциала
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 4. 2016
системы образования; создание определенной среды жизнедеятельности со своим укладом духовной атмосферы, традициями, ритуалами, сбалансированности обучающей и общегуманитарной среды школы, включенности в эту среду общегуманитарного, культурного потенциала региона [2].
В ходе воспитательной работы развиваются социально значимые качества старших школьников, что позволяет им занимать ведущее место в культурном авангарде общества.
Чтобы достичь цели, потребуется ряд условий и средств педагогической деятельности в формировании толерантного сознания молодежи, обеспечивающих раскрытие творческих способностей и самореализацию личности учащихся и учителей. В данном контексте становится приоритетной роль культурно-просветительской деятельности как ведущей формы жизнедеятельности молодежи, располагающей потенциальными возможностями изменить систему взглядов на проблему формирования толерантного сознания.
В условиях возрастания напряженности в социально-культурных отношениях и роста межнациональных конфликтов обращение к вековой народной мудрости диктуется самой жизнью, ведь одним из способов преодоления подобных явлений может стать путь, связанный с духовностью, возрождением прогрессивных народных традиций. Толерантное воспитание сегодняшней молодежи неразрывно связано с мудростью этнопедагогического наследия предков. Использование прогрессивных традиций своего народа сегодня во многом определяется необходимостью совершенствования сложившейся в обществе воспитательной теории и практики.
Расширяющиеся образовательные парадигмы российской школы начала XXI века приобретают этнопсихологические особенности построения целостного воспитательного процесса с учетом современных требований.
На образцах и примерах народных обычаев и традиций формируются духовно-нравственные качества подрастающего поколения. Демонстрация детям и молодежи всей красоты этнического и национального колорита богатого воспитательного опыта наших предков, безусловно, поможет ребенку сориентироваться и выбрать единственно правильную линию поведения среди окружающих его людей [4].
Одним из важнейших направлений культурно-просветительской деятельности в воспитании толерантности школьной молодежи является использование гражданско-правового потенциала обычаев и традиций. Таким образом, обычаи и традиции, являясь одним из древнейших средств и методов воспитания детей, отражают исторически сложившуюся национальную культуру и национальный характер того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, человека и общества, его отношение к семье, к труду, к представителям других народов и т. д.
Сегодня, в условиях обострения социально-правовых отношений на Северном Кавказе, в воспитании чеченской молодежи используются гуманистические идеи чеченских ученых, также исследователей, занимающихся социокультурными проблемами чеченцев (В. Х. Акаев, Я. З. Ахмадов, Л. М. Гарсаев, Ш. А. Гапуров, И. Ю. Кокае-ва, О. Павлова, А. И. Халидов, Я. Чеснов и др.) в области нравственного, трудового, эстетического воспитания.
В своих работах они раскрыли связь между состоянием культуры, культурным потенциалом социума и его нравственным здоровьем, а также указали на возрастание роли культуры в постиндустриальном обществе. В настоящее время вопросы нравственного воспитания и зарубежными, и российскими учеными рассматриваются в русле процесса социализации.
Кавказоведческая работа М. М. Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе», в которой расширенно раскрыты особенности обычного права кавказского народа, стала бесценным источником для толерантного воспитания чеченской молодежи на обычаях и порядках, которые проливают свет на темные страницы древней истории человеческого общества [3].
Книга Я. З. Ахмадова «Чеченская традиционная культура и этика» посвящена культу достойного человека, в которой описываются предельно жесткие морально-нравственные требования чеченского традиционного общества, предъявляемые к личности человека, на уровне соответствия его поведения общественным нормам своего этноса. При этом не принимались во внимание ни прежние заслуги, ни громкое имя, ни способности. Все эти достоинства в глазах чеченцев могли быть обесценены и уничтожены одним недостойным поступком». Поэтому в народных преданиях говорится: «Чеченцем быть очень трудно» [1].
В чеченском традиционном воспитании большое внимание уделялось внутренней культуре человека. Ученые отмечают, что в последние десятилетия данная ценностная шкала резко пошатнулась под воздействием технического прогресса, в результате которого усиливается влияние средств массовой информации, активно насаждающих чуждые, порой разлагающие традиционную для чеченцев мораль, идеалы западного образа жизни и поведения, которые губительно действуют на моральные критерии чеченской молодежи. В молодежной среде привычной стали нецензурная лексика, жаргон, не соответствующие этике чеченского народа.
На факторах негативных изменений в субкультуре чеченской молодежи акцентирует свое внимание Р. Макуев: «Предаются забвению лучшие человеческие качества. Онемела способность сострадать слабому, желание защитить его и т. п. Вместо этого мы имеем фетишизацию меркантильности, отказ от исконно чеченских критериев оценки личности [5].
Следовательно, современные культурологи озабочены тем, что процессы глобализации негативно сказываются на национальной самобытности народов Кавказа. Однако ученый-этнограф С. М. Хасиев утверждает, что у каждого народа существует стабильное «ядро» этнической субстанции и самобытности нации. Эта нерастворимая гранула прежде всего выражается в языке и тех нравственно-этических ценностях, которые вырабатывает каждый народ на протяжении многих поколений. В формировании ценностей чеченской молодежи он на первое место ставит такие нравственно-этические категории как: человечность, милосердие, уважение, духовная чистота, равенство, правда, истина, стыд, совестливость, честь, этикет, внутренняя культура, терпение [8].
Таким образом, приоритетным направлением культурно-просветительской деятельности в школах Чеченской Республики является формирование главного смысла ценностей традиционной культуры - уважение к человеку, к личности.
Между тем проблема использования средств культурно-просветительской деятельности в формировании толерантного сознания учащейся молодежи требует научного осмысления в целях оптимизации воспитательной работы в образовательных учреждениях среднего образования и учреждениях социально-культурной сферы.
Следовательно, система культурно-образовательных мероприятий программы воспитания толерантного сознания у старшеклассников в средней общеобразовательной школе (СОШ) № 18 г. Грозного, основанная на исторических традициях воспитания Къонаха - «Доброго молодца», вышедшего из народа и принадлежащего народу -направлена на поступательное преобразование человеческих отношений на основе универсальных гуманистических ценностей, с целью формирования духовности, нравственности, развития определенного уровня национального самосознания, формирования социально-ответственного, творчески активного человека - созидателя с высокой культурой общения и поведения. В процесс воспитания задействованы все социокультурные факторы городской среды.
В педагогическом аспекте в понятии "къонах" содержатся основные толерантные свойства человека: моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, родовое существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях.
Следует учесть, что народы Кавказа к моменту присоединения к России характеризуются отсутствием писаного права. Они воспитывали молодежь по правилам непи-санного закона, нормы которого строго соблюдались и малейшее отклонение строго наказывалось общественным судом.
В программе воспитания молодежи по этике чеченского народа средствами культурно-просветительской деятельности приоритетным становится историческое наследие обычного права, которое является древнейшей формой воспитания детей и молодежи, нормы которого зафиксированы в обычаях, устно передаваемых от поколения к поколению. Оно исторически предшествовало писаным законам, подобно тому, как юридический обычай в качестве правовой нормы предшествовал закону вообще. Средства культурно-просветительской деятельности ориентированы на пробуждение духовного начала в развитии личности подрастающего поколения на прогрессивных народных традициях. Трансформация этнокультурного наследия в различных формах культурно-просветительской деятельности приводит к увеличению интереса к обычаям, традициям и особенностям воспитания подрастающего поколения на основе обычного права, существующего у северокавказских горцев.
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 4. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 4. 2016
Формирование толерантности старшеклассников воплощает в себя цели и задачи повышения ее идейного уровня, поддержания духовного родства поколений и формирования религиозно-этической культуры. В учебно-образовательную среду школы введен национальный компонент, молодежь воспитывается на корнях возрождаемых национальных традиций. В последовательном восстановлении духовного родства между поколениями видится залог сохранения всего духовного богатства народа. «Утрата исторических и культурных корней, по мнению исследователей-кавказоведов А. Д. Солдатенковой, Я. Чесновой, приводит к таким деформациям в развитии личности, как бездуховность и безнравственность. Национальные нигилисты становятся циниками и антипатриотами» [7].
Взаимодействие макроструктур города в социализации старшеклассников установлено в строгой последовательности. В логике воспитательного процесса соблюдается причинно-следственная связь макрофакторов города, выведенных известным ученым О. Павловой: «без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности» [6].
Критериями воспитанности чеченской молодежи считаются такие ценности народного достояния Республики, как гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа).
Единство этнопедагогической и конфессиональной основ системы воспитания молодежи в Чеченской Республике требует от организаторов воспитательной работы слаженного взаимодействия и системного подхода к выполнению поставленных задач.
В обобщенном виде работа по организации этих условий означает переход от проведения отдельных воспитательных мероприятий к созданию в школьном образовательном пространстве гуманитарной среды как системообразующего начала в жизни школы для формирования социально-активного поведения школьников.
Для организации культурно-просветительской деятельности используются различные технологии, выбор которых зависит от целей и задач ее организации для той или иной аудитории. В раннем юношеском возрасте применяются наиболее интересные и специфические технологии, способствующие максимальному усвоению молодыми людьми транслируемой им информации. Выбранные для формирования коммуникативной толерантности технологии должны соответствовать основным принципам обучения: научности, воспитывающего обучения, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям. Технологии культурно-просветительской деятельности уникальны и разнообразны, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения их количества и всестороннего улучшения их моделей.
Анализ литературы по проблеме позволил выделить основные функции культурно-просветительской деятельности, реализация которых обеспечивает развитие толерантной коммуникативной личности молодежи и взрослых: 1) информативная; 2) аффективно-оценочная (чувства, мнения) - рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме); 3) убеждающая (между людьми разных статусов, идеологические установки); 4) ритуальная (различные традиции, обычаи). Перечисленные функции реализуются в следующих направлениях деятельности микросоциума (см. схему).
Микросоциум
I
Направления деятельности
I
Информационно-просветительское
Г
Культурно-творческое
Рекреативно-оздоровительное
Сферы
I
Досуг Просвещение Искусство, культура Спорт
Схема. Направления культурно-просветительской деятельности старшеклассников
Реализация перечисленных функций в творческом объединении молодежи и взрослых приведет к созданию самодеятельно-творческой атмосферы межкультурного взаимодействия и роста мотивации старшеклассников в освоении нрав-
1. Ахмадов Я. З. Чеченская традиционная культура и этика. Грозный, 2006. С. 8.
2. Климатова В. В. Роль обычаев в воспитании подрастающих поколений народов Северного Кавказа // Тезисы докладов 11-й международной научно-практической конференции / Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании. Таганрог: ТИУиЭ, 2001. С. 132-136.
3. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Москва, 1890. 319 с.
4. Кучукова З. Онтологический метод как
1. Akhmadov Ya. Z. Chechenskaya traditsion-naya kul'tura i etika [Chechen traditional culture and ethics]. Grozny, 2006. P. 8. (In Russian)
2. Klimatova V. V. The role of customs in North Caucasus younger generation's education. Tezisy dokladov II-y mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Problemy region-al'nogo upravleniya, ekonomiki, prava i inno-vatsionnykh protsessov v obrazovanii [Abstracts of II International scientific-practical conference reports. Problems of regional management, economics, low and innovative processes in education]. Taganrog, TIME Publ., 2001. Pp. 132-136. (In Russian)
3. Kovalevsky M. M. Zakon i obychay na Kavkaze [The lows and customs of Caucases]. Moscow, 1890. 319 p. (In Russian)
4. Kuchukova Z. Ontologicheskiy metod kak yadro etnopoetiki [The ontological method as the
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Дашкуева Патимат Вахаевна, соискатель кафедры педагогики, Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ), Грозный, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 27.09.2016 г.
ственно-эстетического колорита народных традиций, способствующих раскрытию самых гуманных человеческих добродетелей, которые приведут к мирному и сознательному строительству будущего нашего общества.
ядро этнопоэтики. Нальчик, 2005. 312 с.
5. Макуев Р. Х. Проблемы российской государственности через призму трагедии Чеченской Республики. Орел, 2000. С. 31.
6. Павлова О. С. Чеченский этнос сегодня: черты социально-психологического портрета. М. : Сам Полиграфист, 2013. 558 с.
7. Солдатенков А. Д., Чеснов Я. Патриотизм - основа духовно-нравственного воспитания. М. : МГОПУ им. М. А. Шолохова, 1998. 42 с.
8. Хасиев С. М. О ценностной шкале чеченцев // Латта. 2002. № 5. С. 38-42.
core of ethnopoetics]. Nalchik, 2005. 312 p. (In Russian)
5. Makuev R. Kh. Problemy rossiyskoy gosu-darstvennosti cherez prizmu tragedii Che-chenskoy Respubliki [Problems of Russian statehood through the lens of Chechen Republic tragedy]. Orel, 2000. P. 31. (In Russian)
6. Pavlova O. S. Chechenskiy etnos segodnya: cherty sotsial'no-psikhologicheskogo portreta [Chechen ethnos today: the features of social-psychological profile]. Moscow, Sam poligrafist Publ., 2013. 558 p. (In Russian)
7. Soldatenkov A. D., Chesnov Ya. Patriotizm -osnova dukhovno-nravstvennogo vospitaniya [Patriotism - the basis of spiritual and moral education]. Moscow, M. A. Sholokhov MSOPU Publ., 1998. 42 p. (In Russian)
8. Khasiev S. M. About value scale of Chechens. Latta [Latta]. 2002. No. 5. Pp. 38-42. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations
Patimat V. Dashkueva, applicant, the chair of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (CSPU), Grozny, Russia; e-mail: [email protected]
Received 27.09.2016.
Литература
References