УДК 371.4
ДУХОВНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
(на примере Чеченской Республики)
Т.Х. Бурсагова
Современное информационно-технологическое общество испытывает заметную потребность в нравственном, духовном воспитании людей, подрастающего поколения. Формированию духовно-нравственной культуры способствует семья, школа, государство. Значительны возможности современной школы, которая может широко использовать духовно-культурные ценности народа, общества в воспитательном процессе детей. В духовно-культурном воспитании подрастающего поколения особо нуждается и современное чеченское общество, осуществляющее переход к новому этапу социокультурного развития, связанного с постконфликтным возрождением.
В процессе исторического и культурного развития чеченцы выработали свои приемы воспитания детей в семье, характерные традиционному обществу.
Народная система воспитания была, в первую очередь, направлена на становление и укрепление у детей необходимых качеств и свойств, нужных в практической жизни. Это достигалось в традиционной семье посредством сочетания разных форм воспитания (трудового, физического, нравственного, эстетического), а также и приемов, которые, безусловно, были связаны с личным примером старших, играми, семейными и общественными праздниками. Участие в них, умение держаться, выполнять соответствующие ритуалы являлись факторами воспитания личности.
Традиции и обычаи чеченского народа складывались веками и передавались от старших к младшим. Традиции всегда носили поучительный характер. Их содержание представляет собой поведенческий эталон, по которому люди оценивали свои поступки и деяния. Много полезного для воспитания можно найти в традициях. Так, например,
Бурсагова Тамара Хамидовна - ассистент кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета, 364037, г. Грозный, ул. Шерипова, 32, е-шаП: tamaramt@mail.ru, т. 8(8712)295019.
по традициям предков в чеченской семье детям прививались такие качества, как деликатность, тактичность, благопристойность поведения. Большое внимание уделялось воспитанию уважительного отношения к родителям, старшим, пожилым [1].
Как отмечает А.Э. Исаев, "велико воспитательное значение народных традиций, этикета. Предпосылками для успешного этического воспитания подрастающего поколения являются следующие проблемы:
- четкое определение учителем нравственно-этических задач для отдельных занятий и целых разделов учебной программы;
- привлечение учащихся к освоению важнейших этико-эстетических проблем современности;
- повышение эффективности этико-эстетического воспитания на уроках русской и чеченской литературы путем ознакомления учащихся с произведениями различных национальных культур, видов искусства" [2].
Знание культурного наследия прошлого своего народа и его использование имеет огромное воспитательное значение.
Возникнув в глубокой древности и совершенствуясь в течение многих веков, традиционная педагогика чеченцев аккумулировала многообразные формы воспитания в семье и в обществе.
Проблема духовно-культурного воспитания подрастающего поколения сегодня выступает в качестве приоритетной не только для всего чеченского общества, а также для России в целом. Как известно, социальная ситуация последних десятилетий, связанная с идеологическим, социально-экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, болезненно отразившихся на образе молодого поколения. Прежде всего это - социальная
Tamara Bursagova - assistant of Pedagogy and Psychology Department at the Chechen State University, 32, Sheripov Street, Grozny, 364037, e-mail: tamaramt@mail.ru, ph. +7(8712)295019.
пассивность, опасность попадания в сети наркотического и алкогольного дурмана, ухудшение условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности, возрастание явлений социального сиротства, безнадзорности и числа правонарушений среди несовершеннолетних. Перечисленные выше явления, вызывающие тревогу за молодое поколение, характерны для всего российского общества, требуют неотложных решений, лишний раз подтверждая, что воспитание было и остается важнейшей и неотъемлемой функцией образования.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить свое Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Эти вопросы требуют своих ответов, которые необходимо использовать в условиях глобализационных процессов, оказывающих нивелирующее влияние на традиционные культуры, формирующих утилитарное, "одномерное " понимание мира.
Сегодня перед общеобразовательной школой, втянутой в систему демократических отношений, как никогда стоит задача способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
В проекте федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с законом "Об образовании". Согласно требованиям стандарта в основной образовательной программе в дополнение к содержанию образования предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания. В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
- готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных и моральных норм, непрерывного образования, са-
мовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - "становиться лучше";
- формирование осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развития нравственного самосознания личности (совести), способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- преемственность (духовную, культурную, социальную);
- приобщение к ценностям и традициям семьи [3].
Духовно-культурное воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней не только формируются соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но и происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного общества.
Глубокое изучение морально-этнических норм своего народа дает возможность нынешней молодежи, следующим поколениям вобрать в себя и развить все лучшее, что было создано историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей. Народные традиции, как правило, духовно высоконаполненные, всегда положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения детей.
В целях совершенствования системы духовно-культурного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Чеченской Республики решаются следующие задачи:
- улучшение механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы духовно-нравственного воспитания в школе;
- широкое привлечение преподавательского состава к участию в духовно-нравственном воспитании школьников;
- расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на учащихся, необходимых для осуществления государственной политики в области духовно-нравственного воспитания;
- углубление знаний школьников о достижениях России в области науки, культуры и искусства.
В рамках реализации программы Федерального государственного стандарта по духовно-нравственному воспитанию мы проанализировали работу гимназии № 4 Старо-промысловского района г. Грозного. Учителя гимназии важное значение придают духовно-культурному воспитанию учащихся в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла. В целях формирования уважительного отношения к женщине проводятся следующие мероприятия: в феврале 2010 г. в гимназии № 4 проводился районный курс "Нохчийн къоман сийлахь йо1" ("Достойная дочь вай-нахского народа"); конкурс сочинений по теме "Образ женщины в произведениях русских и чеченских поэтов и писателей"; литературно-музыкальная композиция под названием "Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать".
Подобные мероприятия формируют положительные нравственные качества - доброжелательность, вежливость; укрепляет моральные устои и ценности.
В культуре чеченцев отношение к матери сакрально, она понимается как "хранительница домашнего очага".
Проведен цикл методических семинаров в педагогическом коллективе гимназии № 4 по проблеме "Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся с учетом культурно-национального своеобразия" по темам:
- "Развитие духовно-нравственного облика личности учащегося средствами этнопе-дагогики";
- "Возможности реализации регионально-национального компонента содержания учебных предметов в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся";
- "Использование воспитательного потенциала национальной религиозной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников";
- "О методике работы с родителями учащихся по повышению этнопедагогической культуры семейного воспитания".
Осуществляется совместная работа учителей и учащихся по изучению традиций и обычаев народов, проживающих на территории Чеченской Республики; проведены школьные конференции учащихся на тему "Духовное богатство народных традиций и обычаев", а также родительские собрания по вопросу духовно-нравственного воспитания учащихся с привлечением специалистов ГУ "Центр духовно-нравственного воспитания".
Для определения знаний и ориентированности учащихся в народных традициях и обычаев в гимназии № 4 проводилось исследование среди учащихся 8-11-х классов (2011-2012 учебный год, количество опрошенных учащихся - 340). Для определения знаний и ориентированности учащихся в народных традициях и обычаях, степени сфор-мированности у них умений и их соблюдении было проведено анкетирование, включавшее в себя следующие вопросы:
- К какому роду(тейпу) относишься ты, твои родители?
- Какие народные праздники отмечают в твоей семье? Какое участие ты в них принимаешь?
- Знаешь ли ты народные традиции, обычаи и соблюдаешь ли ты их?
- Как ты считаешь, нужно ли современному школьнику знание народных сказок, песен, игр, пословиц и поговорок?
Статистическая обработка данных показала, что уровень знания этнокультурных элементов среди учащихся достаточно высок и составляет 80 %.
С целью выявления знаний учащихся
8-11-х классов по истории и культуре чеченского народа были использованы творческие работы (сочинения на тему "История моей семьи", "Моя Чечня", "Народные традиции -это прошлое или настоящее?"). Мы выяснили, что многие учащиеся знают народные традиции и обычаи, могут назвать народные игры, произведения чеченского фольклора, но вместе с тем знания учащихся носят поверхностный характер, нет самостоятельности суждений, глубины и полноты в описании отдельных элементов этнокультурных явлений.
Большая роль в формировании подрастающего поколения у мусульман отводится воспитанию детей в духе исламских традиций. "Самое ценное, что дает отец своему ребенку, - это хорошее воспитание", - говорится в Коране (священной книге мусульман). В целях воспитания школьников в духе исламских традиций среди старшеклассников - учащихся
9-11-х классов был проведен опрос на тему "Нужно ли в школе изучать ислам?". 95 % учащихся считают изучение в школе воспитательных возможностей ислама необходимым.
Среди учителей был проведен опрос на тему "Способно ли подрастающее поколение выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свое поведение?". Вот что по этому поводу думает С.М. Ав-
дадаев, учитель русского языка (педагогический стаж - 47 лет): "В системе образования республики я работал в качестве директора школы, заведующего районо, заведующего кафедрой образования ЧИПКРО; считаю, что такие нравственные ценности чеченского народа, как честь, достоинство, этика, готовность прийти на помощь слабому составляют неотъемлемую часть нашей жизни. В связи с чем современная молодежь должна правильно ориентироваться на познание и отборе наших духовно-нравственных ценностей. И поэтому наша молодежь должна использовать эти ценности в своих делах, в процессе учебы, трудовой деятельности. Мировоззрение молодежи делает ее способной выбирать и различать истинные нравственные ценности в своих делах и следовать им всегда и всюду. Мое отношение к тому, что в школах изучают ислам, безусловно, позитивное. Наши деды и прадеды в своей тысячелетней истории жили, трудились, воспитывая молодежь на исламских поступках. И сегодня знание исламского вероучения для подрастающего поколения республики как никогда важно и необходимо. Я считаю, что надо стремиться, чтобы школьники постепенно осознали связь собственных чувств и переживаний с чувствами своего народа".
П.А. Хунарикова (педстаж 14 лет), учитель родного языка, считает, что "выбирать нравственные ценности способна не вся молодежь, все зависит от того, в каких семьях и насколько развито духовно-нравственное наследие; к сожалению, происходит утрата моральных ценностей, на подрастающее поколение отрицательно действует интернет".
Большинство учителей считают, что подрастающее поколение способно выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свое поведение, но на их психику отрицательно действует чуждые для нашего традиционного общества ценности западной культуры, которые навязывают учащимся электронные СМИ, телевидение, интернет.
Духовно-культурное воспитание школьников должно осуществляться, прежде всего и главным образом, в процессе обучения. А это коллективная деятельность учащихся, учителей и родителей. Сегодня в школах республики введены дисциплины, в которых изучаются этика и духовная культура чеченцев. При этом подрастающее поколение ориентируется на соблюдение лучших национальных обычаев и традиций, способствующих духовно-культурному развитию человека.
Определение духовно-нравственного воспитания, как ключевой задачи современного образования, существенно меняет сложившееся в последние годы представление о школе как учреждении, где можно получить образовательные услуги и новую информацию. Школу нужно рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими объектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического развития обучающегося [3].
В духовном возрождении народа ведущее место занимают культура и образование. Задача педагога заключается в том, чтобы показать величие мировой культуры и цивилизации, ничуть не умаляя при этом значение народной, национальной культуры. Любовь к Родине, к земле, на которой родился и вырос, любовь к народу, трудолюбие, честность, уважение добрых традиций народа - вот главные критерии оценки личности человека [4].
Мы считаем, что для формирования личности школьника, его мировоззрения, духовного мира необходимо использование национальных традиций и обычаев чеченского народа, которые передавались из поколения в поколение.
Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы, так как школа - фундамент жизни человека. Нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
И сегодня мы должны понять и сохранить все лучшее, что существовало в воспитании традиций чеченского народа в прошлом, используя его в целях совершенствования всей нашей воспитательной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев / Под ред. Г.Н. Волкова. М.: Гелиос АРВ, 2007. 384 с. С. 355.
2. Исаев Э.А. Вайнахская этика. Назрань: Пилигрим, 1993. 330 с. С. 261.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. 2009. № 4. С. 55-64.
4. Мусханова И.В. Использование этнопедагоги-ческих знаний чеченцев в гуманистическом воспитании молодежи / Под ред. Ш.М-Х. Арсалиева. Назрань: Пилигрим, 2009. 170 с. С. 56.
15 августа 2012 г.