шения к окружающему миру, создание условий для их самореализации, формирование критического отношения учащихся к используемой информации.
Ведущими способами педагогической деятельности учителя по формированию информационной культуры младших школьников по нашей рекомендации явились: организация компьютерного моделирования учащимися; организация игрового моделирования ситуации; организация проектной деятельности школьников, а основными формами: учебное сотрудничество; работа в малых, а также в проектных группах; самостоятельная работа младших школьников с различными информациями.
На контрольном этапе эксперимента обобщались результаты развития информационной культуры младших школьников, которые нами были распределены по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень выражается: в умении младших школьников предвидеть последствия своих действий в информационной среде; критическом отношении к информации; ответственности за результаты и последствия своей информационной деятельности; навыков работы с компьютером. Средний уровень выражается в необходимости частичной помощи учащимся в получении и обработке информации; их действия направлены на процесс обработки информации, а не на результат. Низкий уровень выражается в том, что младшие школьники только с помощью взрос-
Библиографический список
лых (учителя, родителей) могут добывать, обработать информацию, слабо осознают важность информационной безопасности, только с помощью учителя умеют работать с информацией. Нами выявлена позитивная динамика уровней информационной культуры младших школьников: количество учащихся с высоким уровнем возросло с 10% до 28%; количество обучающихся со средним уровнем выросло с 26% до 42%; а количество учащихся с низким уровнем снизилось с 64% до 30%.
Таким образом, использование инновационных и информационных технологий повышает уровень информационной культуры учащихся начальных классов. При этом её формирование должно быть неразрывно с другими направлениями воспитания подрастающего поколения и выступать в качестве базовой основы личности современного человека [4; 5] Для успешного ее формирования и развития необходимо добиваться понимания самим ребенком своих информационных потребностей, осмысление их роли и значения информации в развитии современного общества. Информация, которую получает школьник, должна быть интересна и полезна. При этом немаловажную роль играет учитель и его способность отбирать материал, конкретные информационные технологии, доступные для освоения и понимания учащимся начальных классов. [6] Эти аспекты необходимо учитывать в процессе подготовки учителей начальных классов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён Министерством образования и науки РФ от 6.10.2009. № 373.
2. Альбекхаджиева З., Магомеддибирова З.А. Формирование информационной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2 (57): 53 - 54.
3. Борисова Т.В. Воспитание информационной культуры младших школьников. Вестник ТГПУ. 2013; 13: 207 - 209.
4. Константинов Б.Б. Формирование основ информационной культуры младших школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
5. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Формирование эмоционально-ценностного отношения дошкольников и младших школьников к изобразительной деятельности. ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт». Махачкала, 2014.
6. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Изобразительная деятельность детей 6-7 лет в развитии эмоционально-ценностных отношений. Международный журнал экспериментального образования. 2010; 11: 115 - 118.
7. Шамхалов Р.И., Магомеддибирова З.А. Модель подготовки будущего учителя начальных классов сельской школы. Мир науки, культуры, образования. 2017; 4 (65): 83 - 85.
8. Новикова И.В. Возрастные особенности формирования информационной культуры в младшем школьном возрасте. Информатика и образование. Москва: Образование и информатика, 2011; 10: 89 - 91.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Utverzhden Ministerstvom obrazovaniya i nauki RF ot 6.10.2009. № 373.
2. Al'bekhadzhieva Z., Magomeddibirova Z.A. Formirovanie informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2 (57): 53 - 54.
3. Borisova T.V. Vospitanie informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Vestnik TGPU. 2013; 13: 207 - 209.
4. Konstantinov B.B. Formirovanie osnov informacionnoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
5. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Formirovanie 'emocional'no-cennostnogo otnosheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov k izobrazitel'noj deyatel'nosti. FGBOU VPO «Chechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut». Mahachkala, 2014.
6. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Izobrazitel'naya deyatel'nost' detej 6-7 let v razvitii 'emocional'no-cennostnyh otnoshenij. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; 11: 115 - 118.
7. Shamhalov R.I., Magomeddibirova Z.A. Model' podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov sel'skoj shkoly. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 83 - 85.
8. Novikova I.V. Vozrastnye osobennosti formirovaniya informacionnoj kul'tury v mladshem shkol'nom vozraste. Informatika i obrazovanie. Moskva: Obrazovanie i informatika, 2011; 10: 89 - 91.
Статья поступила в редакцию 17.09.18
УДК 371
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: patimat-shahbanova@mail.ru
Navrazova M.R., postgraduate student, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: uma-sh@mail.ru
SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS WITH REFERENCE TO CHECHEN PEOPLE'S TRADITIONS. The
article analyzes the basics, contents and problems of spiritual and moral education, characterizes the concept of "spirituality", analyzes the influence of the environment on its formation. The components of spiritual and moral education, such as sense of duty, mercy, loyalty in friendship, love for the motherland, responsibility, tolerance are considered. The authors come to the conclusion that it is important to find out the psychological characteristics of modern Chechen teenagers and to determine the extent, to which it is possible to influence their formation as a person with value motivation of behavior. The authors conclude that the value-semantic orientations provide the relationship and interaction of the inner and outer world of the individual and significantly affect the way of thinking of the teenager, his behavior.
Key words: spirituality, spiritual and moral education, national identity, constitutive component of personality, religious education, moral guidelines, traditions, culture.
З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,
Е-mail: uma-sh@mail.ru
М.Р. Навразова, аспирант каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,
Е-mail: uma-sh@mail.ru
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЧЕНСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ
В статье проанализированы сущность, содержание и проблемы духовно-нравственного воспитания, даётся характеристика понятия «духовность», анализируется влияние окружающей среды на ее формирование. Рассмотрены составляющие духовно-нравственного воспитания, такие как чувство долга, милосердие, верность в дружбе, любовь к родине, ответственность, толерантность. Авторы приходят к выводу, что важно выяснить психологические особенности современных подростков-чеченцев и определить, в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения. Авторы делают вывод о том, что ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего и внешнего мира личности и существенно влияют на образ мышления подростка, на его манеру поведения.
Ключевые слова: духовность, духовно-нравственное воспитание, национальная идентичность, конституирующий компонент личности, религиозное воспитание, нравственные ориентиры, традиции, культура.
В соответствии с новой парадигмой образования в основу концепции российского образования положен принцип овладения учащимися знаниями и способами действий в контексте единой общечеловеческой культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт разработан «с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации» и направлен на обеспечение «единства образовательного пространства Российской Федерации, реализацию права на возможности получения основного общего образования, овладение духовно-нравственными ценностями и культурой многонационального народа России» [1]. Именно поэтому важен учет региональной специфики и последовательное внедрение этнокультурной направленности в образовании, которую целесообразно осуществлять на основе социально-психологического подхода к пониманию личности школьника.
В связи с выше изложенным перед школой поставлена цель воспитания личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных и культурных изменений, человека, способного сохранять свои культурные корни и стремящегося к пониманию других культур, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.
Проблема нравственного воспитания именно сейчас очень остро стоит в нашем обществе. В сегодняшнем мире ребенок получает огромный поток информации из различных источников, а взять именно то, что ему нужно, что будет являться для него нормой нравственности, поможет адаптироваться в сложнейших перипетиях сегодняшней жизни очень трудно.
Таким образом, повышение уровня духовно-нравственного воспитания личности, опирающееся на богатый воспитательный потенциал народов России, в контексте поставленных обществом и государством задач совершенствования педагогического процесса, приобретает в настоящее время особую актуальность.
Поскольку основные аспекты сложного взаимодействия формирующейся личности с обществом происходят в пространстве культуры, совершенно очевидна практическая необходимость в целенаправленном поэтапном воспитании высоконравственной личности. Духовно-нравственное воспитание, как одна из составляющих общей культуры личности и важнейшего направления многогранного процесса воспитания, должно решать задачи воспитания гражданина в комплексе.
На наш взгляд, духовность является наиболее действенным фактором развития внутреннего мира ребенка.
Духовность, как считает профессор В.Ю. Гадаев, - это высший уровень развития и саморазвития личности. Духовность предполагает наличие таких высоких качеств, как совесть, честь, высокая культура мысли, любовь к Родине, к земле отцов и дедов, гордость за свое прошлое, вера в настоящее, почитание своих родителей, национальных корней, искреннее, а не напускное уважение родной культуры и культуры других народов, масштабность мышления, любовь к прекрасному и т. д. Так как духовность - неотъемлемая часть нравственного воспитания, возникает проблема ее формирования и развития у современного подростка [2].
Известно, что некоторые ученые духовность связывают с наследственностью, другие - с действиями социальной среды, третьи считают ребенка функцией и среды, и наследственности. Однако мы считаем заслуживающей внимания концепцию, согласно которой «ни наследственность, ни их среда, ни их сочетание сами по себе не определяют путь развития человека и его психологические особенности. Они лишь создают необходимые условия для его развития, но не являются детерминантами» [3, с. 4]. Но эту свободу дает подростку наличие сознания, а его надо формировать, и каким оно станет, зависит от тех условий, в которых это сознание формируется, то есть речь идет о том, что духовность надо формировать с раннего детства, когда только-только зарождается подсознательная сфера, питающая, а затем и определяющая жизнь самого сознания.
Ребенок испытывает влияние окружающей среды с рождения. Ласка, родительское тепло, нежность формируют в нем доброе начало. Она (среда) становится неотъемлемой частью его жизни, необходимым условием формирования чувства духовной защищенности, привязанности к родному краю, к Отечеству. Если молодой человек равнодушен к истории своего села, улицы, значит, упущено в воспитании что-то очень важное, основополагающее, невосполнимое.
К.Д. Ушинский глубоко ценил воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [4, с. 135].
Чем выше образованность и духовная воспитанность человека, тем шире диапазон его интересов, тем глубже стремление проникнуть в тайны наследия народов. Основу культуры любого народа составляет национальный характер, являющийся значительным компонентом национальной психологии и без учета этого и многих других факторов невозможно учитывать и управлять главными направлениями жизни и деятельности любого народа. Изучение традиционных норм воспитания детей и использование народной педагогики, национальных традиций сегодня, как и вчера, является актуальной проблемой и представляет не только научный, но и практический интерес. В республике проводят большую целенаправленную работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подростков на основе возрождения национальных традиций и обычаев чеченского народа.
Традиции и обычаи чеченского народа складывались веками и передаются от старших к младшим. Традиции всегда носили поучительный характер. Их содержание являлось своего рода эталоном, по которому люди оценивали свои поступки, свою деятельность. Благодаря этому формировался идеальный образ личности.
Традиции четко определяют поведение человека в обществе, в собственном доме, в общении с родственниками, и с незнакомыми людьми. Главным мерилом всех дел и поступков, которые совершает человек, стремящийся быть благородным, является его нравственность.
Нравственность, у чеченцев оговорена отдельным законом - «Г1иллакх», точного перевода этого слова на русский язык нет, но многие известные авторы, публицисты, историки обраща-
лись к этой теме. Так, известный чеченский писатель, драматург Муса Ахмадов является автором одной из таких работ под названием «Чеченская традиционная культура и этика». Размышляя над такими понятиями, как «г1иллакх» и «оьздангалла», которые являются неотъемлемой частью «Кодекса чести чеченцев», автор пишет: «В первую очередь, необходимо определить содержание употребляемых в чеченском языке терминов «оьздангалла» и «г1иллакх». По нашему мнению, понятие «оьздангалла» по своему содержанию гораздо шире понятия «г1иллакх». Г1ил-лакх - это внешние формы проявления родственных и других взаимоотношений между людьми. В качестве таковых они являются частью понятия «оьздангалла» - культура. Более того, оьздангалла» есть чистота тела, сердца и мыслей человека, неразрывно связанных с верой во Всевышнего... Культура проявляется не только в поведении и в характере человека, но в первую очередь должна присутствовать в его душе и сознании».
Сегодня в чеченской республике действует «Программа духовно-нравственного воспитания молодежи», открыты сотни спортивных залов, мечети, школы, молодежные центры. Но с общепринятыми нормами нравственности, правилами поведения, неписаными законами взаимоотношений ребенок встречается в семье.
В чеченской семье в воспитательном процессе предпочтение отдается воспитанию таких качеств как честность, справедливость, доступность, вежливость, уважение к старшим.
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание во все времена считалось у чеченцев доминантой в воспитании здоровой личности. Большое внимание уделялось воспитанию таких нравственных категорий как почитание старших, чувство долга, верность в дружбе, любовь к родине, дисциплинированность, милосердие, ответственность.
Одним из действенных методов воспитания в чеченской семье является поощрение за достойные дела. Часто в воспитательных целях используется похвала, выражение удовлетворения за какой-то поступок. Еще одна форма поощрения - похвала в адрес подростка родственниками, соседями, знакомыми.
С детства подросткам внушалась мысль, что они в неоплатном долгу перед родителями. Чеченская мудрость гласит: «Ял-смане нснан когаш к1елахь ю» - «Дорога в рай находится под ногами матери». Следует подчеркнуть, что эта мысль настойчиво вбивалась в сознание детей на протяжении столетий, подкрепляя ее неписаными законами и установками.
Это трепетное отношение к матери воспитывалось с детства. Её (мать) нельзя было обидеть не только словом, но и взглядом. Во многих семьях женщина терпеливо сносила все обиды со стороны родственников мужа ради детей. Дети всегда советовались с матерью. «Да благословит тебя Аллах», -напут-
Библиографический список
ствовала мать сына, отправляющегося в дорогу. По возвращении из любой поездки сын обязательно заходит сначала к родителям, а затем к своей семье.
В Чеченской республике нет домов престарелых, домов-интернатов для сирот и т. д. Отношение к старикам и сегодня-мерило здорового общества. К детям в чеченских семьях относятся с любовью и заботой. Детей, особенно маленьких, балуют.
Важной составляющей в духовно-нравственном воспитании подростков является религиозное воспитание, которое представляет собой процесс сознательного формирования и развития у молодежи нравственных ориентиров, патриотизма, креативности, толерантности, уважения к труду, творческому процессу и т. д. Созданная в Чеченской республике Централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман» (ЦРО ДУМ ЧР) координирует работу мусульманских общин по духовно-нравственному воспитанию молодежи через представителей муфтията, председателей советов имамов районов и имамов мечетей.
Огромный потенциал по духовно-нравственному воспитанию молодежи имеют мечети. Их насчитывается более тысячи. В них читают проповеди, проводятся беседы, способствующие укреплению общественной нравственности [5 - 9].
Огромна роль в нравственном воспитании молодежи Российского исламского университета имени Кунта Хаджи, в котором обучается около 500 студентов.
Как известно, человечество в XXI веке переживает процессы глобальной перестройки. В такие нестабильные периоды страдает молодое поколение. Среди молодежи, особенно подростков, усиливаются негативные процессы: подростковая преступность, немотивированная жестокость, нигилизм и т. д.
Важно выяснить психологические особенности современных подростков и определить, в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения.
Изучение проблемы показало, что, будучи главными конституирующими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ мышления подростка, на его поведение. Каждый ребенок, его внутренний мир-это необыкновенное богатство, не всегда проявленное, неразгаданное. Открыть это богатство, создать условия, в которых ребенок раскроется, почувствует желание творить добро, создавать красоту, используя широкие возможности чеченских народных традиций. Вот главная задача школы, общественности и семьи в духовно-нравственном воспитании подростков.
1. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. Санкт-Петербург, 1996.
2. Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития. Грозный, 2011.
3. Бетильмерзаева М.М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ). Ростов-на-Дону, 2011.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Москва, 1978.
5. Вагапов Я.С. Вайнахи и сарматы. Грозный, 1990.
6. Гайнутдин Р. Ислам: Ответ на вызовы времени: выступления, статьи, интервью, документы. 1994 - 2008 гг. Москва: Эксмо, 2011.
7. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской республики. Грозный, 2013.
8. Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на основе ценностей народной педагогики и диалога культур. Мир образования - образование в мире. Москва, 2016. № 2(62): 63 - 68.
9. Халадов Х.-А.С. Современная молодёжь Чеченской Республики. Грозный, 2003.
References
1. Baryshnikov E.N., Kolesnikova I.A. O vospitanii i vospitatel'nyh sistemah. Sankt-Peterburg, 1996.
2. Gadaev V.Yu. Molodoe pokolenie Chechenskoj Respubliki: problemy duhovnogo razvitiya. Groznyj, 2011.
3. Betil'merzaeva M.M. Mental'nost' v kontekste kul'tury (filosofsko-kul'turologicheskij analiz). Rostov-na-Donu, 2011.
4. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moskva, 1978.
5. Vagapov Ya.S. Vajnahi isarmaty. Groznyj, 1990.
6. Gajnutdin R. Islam: Otvet na vyzovy vremeni: vystupleniya, stat'i, interv'yu, dokumenty. 1994 - 2008 gg. Moskva: 'Eksmo, 2011.
7. Edinaya koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya podrastayuschego pokoleniya Chechenskoj respubliki. Groznyj, 2013.
8. Magomeddibirova Z.A., Yusuphadzhieva T.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie podrastayuschego pokoleniya na osnove cennostej narodnoj pedagogiki i dialoga kul'tur. Mir obrazovaniya - obrazovanie vmire. Moskva, 2016. № 2(62): 63 - 68.
9. Haladov H.-A.S. Sovremennaya molodezh' Chechenskoj Respubliki. Groznyj, 2003.
Статья поступила в редакцию 15.09.18