Одним из слагаемых эффективной защиты населения от аварий, катастроф и стихийных бедствий является подготовка и обучение различных категорий населения и специалистов к действиям в условиях экстремальных ситуаций природного и техногенного характера [4, с. 36].
Опыт предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что людские и материальные потери могут быть значительно меньше, если действия специалистов-спасателей и руководителей работ будут высокопрофессиональны, а подрастающее поколение будет обладать навыками поведения в экстремальных ситуациях.
Повышение уровня профессионализма специалистов и обучение школьников - это первоочередной резерв в деле уменьшения возможного ущерба и потерь от экстремальных ситуаций.
Как создать для специалиста-спасателя, работника производства, руководителя, учащегося, простого обывателя жизненную среду, наполненную катастрофами и угрозами катастроф, чтобы добиться от него освоение знаний и навыков, необходимых в чрезвычайных ситуациях? Не окажется ли эта затея слишком ресурсоемкой, да и захотят ли люди систематически на какой-то срок отправляться на полигоны выживания? Вряд ли это реально.
Тем не менее, такую среду обитания создать можно. В неё без ущерба для бытового комфорта можно погрузить миллионы людей, она может меняться в зависимости от профессиональной специфики работников, региона проживания людей, она будет относительно недорогой, гибкой, адаптирующейся к способностям и навыкам обучаемых. Речь идёт о создании специфической информационной среды.
Современные информационные технологии позволяют моделировать на экране компьютера изображение, создающее эффект присутствия обучаемого «внутри» моделируемого видеопространства. Обучаемый, взаимодействуя при помощи несложных манипуляций с такой искусственной средой, изменяет ее и, в соответствии с заданными правилами действий и изменениями, произошедшими на экране, строит следующий шаг своей деятельности. В качестве примера можно привести эмуляторы для подготовки летчиков, медиков и т.д.
Многие, особенно представители молодого поколения на себе испытали гипнотическую силу компьютерных игр, причудливый сюжет которых, масса условностей совершенно не препятствуют человеку часами жить в этом искусственном мире.
Стоит только изменить сюжет, и перед «игроком» окажется разрушенный район его проживания, где источником опасности будет соседний институт микробиологии, нефтехранилище или ядерный реактор.
Чтобы выжить, победить в такой игре, нужно хорошо знать ее правила. А «правилами» ее станут эксплуатационные инструкции и инструкции по технике безопасности, формулы и программы для расчёта зон поражения и потерь людей, правила пользования спасательными инструментами, знание мероприятий плана по ликвидации экстремальных ситуаций.
Изменяясь в ответ на действия сидящего за компьютером, искусственная среда постепенно вырабатывает у обучаемого прочные и полные навыки правильных действий в тех или иных критических ситуациях при помощи видеокомпьютерных средств.
Библиографический список
При традиционном обучении обычно человек использует в своей жизни лишь незначительную часть своей памяти (табл. 2).
Интерактивные видеокомпьютерные игровые программы, диалогически взаимодействуя с обучаемым, создают проблемные ситуации, из которых он дол-
Таблица 2
Эффективность усвоения информации
жен найти выход. Чем точнее видеокомпьютерная программа отражает реальные процессы, тем в меньшей степени вырабатываемые навыки и полученные знания требуют дальнейшей «доводки» в реальных условиях.
Достаточно эффективны для этого процесса мультимедиа-технологии. Они позволяют создавать, а затем и воспроизводить учебный материал. При этом возможно воспроизводить и речь, и музыку, а также рисунки, фото, видео, различные звуковые эффекты и анимационные фрагменты, создавая эффект присутствия, и усвоение материала происходит более эффективно.
Тем самым дидактические возможности мультимедиа-технологий заключаются в управлении вниманием учащихся, глубоком погружении сознания в моделируемую среду, управлением психическим состоянием обучаемых за счет создания разного рода проблемных ситуаций [5, с. 47].
В результате информация, предъявляемая обучаемому при помощи средств мультимедиа, позволяет примерно в 10 - 100 раз уплотнить поток учебной информации благодаря комплексному воздействию на органы чувств и активным взаимодействием учащихся и моделируемой среды.
Анализ положения дел с применением в России обучающих программ, использующих средства мультимедиа, позволяет сделать вывод о том, что есть необходимость в разработке специальных учебных программ по вопросам ГОЧС, ориентированных на подготовку различных категорий специалистов и обучение населения. Это обусловлено тем, что, во-первых, в нашей стране такие обучающие программы до настоящего времени практически не выпускались, во-вторых, характер деятельности специалистов МЧС специфичен настолько, что требует разработки специальных обучающих программ, а не использование импортных, изготовленных для совершенно других целей и ориентированных на иные профессиональные цели [6, с. 22].
Свою задачу мы видим в том, чтобы за счёт использования новых современных информационных технологий в значительной мере улучшить подготовку специалистов и обучение школьников к действиям в условиях экстремальных ситуаций, дойти до как можно большего количества людей за счет широкого и постоянно расширяющегося внедрения компьютерной техники во все сферы жизни, включая производство, школу, ВУЗы, дом.
На наш взгляд, уровень разработок, выполненных нами, позволяет достаточно близко подойти к имитации псевдореальных экстремальных ситуаций и как следствие позволит изучить способы поведения для преодоления их последствий. Для создания качественных учебных программ необходима тесная кооперация со всеми службами, участвующими в данном процессе.
Усвояемость информации
прочитанной информации до 10% услышанной информации до 20% услышанной и увиденной информации до 50% если интерактивно участвует в процессе обучения - больше 50%
1. Абдуллаев Х.А., Гасанов А.Н. ЧС природного и техногенного характера. Особенности 1-ой медицинской помощи и противоэпидемических мероприятий. Махачкала, 2003.
2. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
3. Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2006.
4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2015.
5. Гражданская оборона. Под редакцией В.И. Завьялова. Москва: Медицина, 1989.
6. Денисов В.В., Денисова И.А., Гутенев В.В., Монтвила О.И. Безопасность жизнедеятельности. Москва, 2013. References
1. Abdullaev H.A., Gasanov A.N. ChSprirodnogo i tehnogennogo haraktera. Osobennosti 1-oj Tedicinskojpomoschiiprotivo'epideTicheskih meropriyatij. Mahachkala, 2003.
2. Federal'nyj Zakon RF «0 zaschite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tehnogennogo haraktera» ot 21 dekabrya 1994 g. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/
3. Abramov V.V. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGUP, 2006.
4. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.
5. Grazhdanskaya oborona. Pod redakciej V.I. Zav'yalova. Moskva: Medicina, 1989.
6. Denisov V.V., Denisova I.A., Gutenev V.V., Montvila O.I. Bezopasnost'zhiznedeyatel'nosti. Moskva, 2013.
Статья поступила в редакцию 19.09.19
УДК 371
Elsieva M.S., teaching assistant, Department of Methodology of Primary Education, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
ETHNOPEDAGOGICAL POTENTIAL OF PROJECT ACTIVITY IN FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article reveals the role of ethnopedagogic potential of project activity in formation of communicative universal learning actions in primary school students. The program of project activities for the formation of communicative universal learning actions covers all aspects of the communicative development
of the personality of younger students on the basis of the specification of current trends "Unified concept of spiritual and moral education of the younger generation of the Chechen Republic", the study of folk epic and legends about the heroes of "Nokhchalla", the use of methodological principles of Vainakh ethics. The project activity organized on such grounds forms a high level of communicative universal educational actions of primary school students.
Key words: communicative universal learning actions, junior schoolboy, project activity, ethnopedagogic potential.
М.С. Эльсиева, ассистент, Чеченский государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье раскрывается роль этнопедагогического потенциала проектной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников. Программа проектной деятельности по формированию коммуникативных УУД охватывает все стороны коммуникативного развития личности младших школьников на основе конкретизации актуальных направлений «Единой концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Чеченской Республики», изучения народного эпоса и легенд о героях «Нохчалла», использования методологических принципов этики Вайнахов. Организованная на таких основаниях проектная деятельность формирует высокий уровень коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, младший школьник, проектная деятельность, этнопедагогический потенциал.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в свете реализации требований ФГОС НОО становится одной из актуальных задач современной начальной школы, так как степень их сформиро-ванности влияет на результативность обучения детей и развитие межнационального общения в поликультурных регионах нашего государства.
На современном этапе проектная деятельность считается одной из эффективных инновационных технологий в формировании КУУД младших школьников для адаптации ребенка в социуме в период их поиска своих личностных интересов в окружающем социуме. Средства проектной технологии позволяют ребенку выбрать область интересов, развить свои коммуникативные способности, научиться учиться - познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.
Коммуникативные универсальные учебные действия влияют на успешность формирования социально-коммуникативных умений ребенка, которые обеспечивают ему эмоционально-психологическую комфортность и продуктивность во взаимодействии и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми [1], [2].
Коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, так как дети вступают в школьную жизнь с очень малым социальным опытом и низкими коммуникативными умениями [3].
В связи с этим перед начальной школой возникает необходимость целенаправленного и систематического формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий ученика - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.
Итогом работы должен стать перевод ребенка на более высокий и качественно новый уровень социального функционирования, позволяющий расширить его взаимоотношения и создать условия для гармоничной и личностно актуальной социализации ученика в меняющемся мире.
Программа внеучебной деятельности по формированию коммуникативных УУД охватывает все стороны коммуникативного развития личности младших школьников. Нами были конкретизированы актуальные направления «Единой концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Чеченской Республики» для проектной деятельности младших школьников, такие как сохранение национальных традиций; духовно-нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие толерантности.
Вовлекая детей в спортивно-оздоровительные, духовно-нравственные, социальные, общеинтеллектуальные, экологические, общекультурные проекты, мы прогнозировали высокий уровень коммуникативного взаимодействия детей в сфере материальной культуры (одежда, украшения; вид поселения, архитектура; национальная кухня; труд с учетом его специфики); духовной культуры (народные обычаи, обряды, праздники; народное искусство); нормативной культуры (общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми).
Имеющийся опыт в отечественной и зарубежной школе по формированию коммуникативных умений школьников доказывает, что в младшем школьном возрасте целесообразно проектировать сюжетно-ролевые игры как наиболее точную и доступную модель совместной деятельности детей. Основа таких игр представлена процессом ролевого общения между учащимися в соответствии с распределенными среди них ролями и наличием коммуникативных игровых ситуаций, объединяющих игровой материал [3].
В сюжетно-ролевых играх происходит формирование информационно-коммуникативных умений (вступление в общение, ориентирование в партнере и си-
туации общения, соотнесение средств невербального и вербального общения); регуляционно-коммуникативных умений (согласования своих действий, мнений, установок с потребностями товарища по общению; доверия, помощи и поддержки того, с кем ведешь общение; применения индивидуальных умений в разрешении совместной задачи; оценки результатов совместного общения; аффективно-коммуникативных умений (рассказывать о своих чувствах, интересах, настроении партнерам по общению; быть чутким, отзывчивым, сопереживающим, заботливым по отношению к партнеру по общению; выполнять оценку эмоционального поведения друг друга) [2].
Развитие совместной деятельности в процессе ролевого общения учеников учитель осуществляет поэтапно, его задачи заключаются в следующем:
- раскрыть учащимся значение совместной деятельности;
- познакомить учеников со структурой и содержанием умений в процессе распределения ролей;
- включить учеников в совместное выполнение игрового задания;
- совершенствовать усвоенные учащимися коммуникативные умения в их творческой деятельности.
Замысел первого долгосрочного проекта «Живое слово» способствовал созданию условий адаптации первоклассников, а также формированию правильной самооценки у младших школьников.
Проект реализовывался на основе плотного сотрудничества младших школьников 1-го и 4-го классов. Учащиеся 4-х классов обучали первоклассников азбуке. На первом этапе четвероклассники помогали собрать в копилку азбуки интересные материалы по каждой букве. Поисково-исследовательская работа школьников проходила в библиотеке школы. Далее первоклассники изучали найденный материал вместе с учителем, изготавливали модели букв с родителями и представляли разработанные АЗБУКИ на выставку в музее школы.
В конце года совместными усилиями младших и старших учащихся начальной школы в библиотеке был организован праздник Букваря, в который включили весь собранный материал. Первоклассники читали стихи, пели песни, разыгрывали сценки, а четвероклассники показали представление «Тайная сила Буквы».
Согласно мониторингу проекта была выявлена существенная динамика касательно познавательной активности школьников 4-го класса, выраженная в желании успешно провести самостоятельный поиск, а ученики 1-го класса легко адаптировались и вписались в новый творческий коллектив. Благодаря проекту преподаватели оценили личностную сферу всех учащихся в целях проектирования последующих индивидуальных воспитательных работ.
Мы пришли к выводу, что организованная таким образом структура проектной студии стимулирует интерес младших школьников к участию в проектной деятельности. Также в совместной деятельности у младших школьников формировалось умение общаться и отношение соблюдать субординацию. Эти отношения постоянно менялись, готовя учащихся к активной творческой и общественно-полезной деятельности на определенных образцах толерантного поведения.
Такое же влияние оказывала на младших школьников структура самоуправления: общее собрание, конференция, координационный совет. Младшие школьники участвовали в проведении круглого стола при планировании замысла проекта, в мозговом штурме при внесении идей названия проекта и выбора цели и задач, учились делать пометки, использовать «запуск алгоритма», на «горячем стуле» тренировались высказывать свое мнение о продвижении работы над проектом, вкладе каждого, работе группы. Таким образом, во внеурочной деятельности каждый ребенок берет для себя индивидуальное исследовательское задание по теме проекта и выбирает способы его выполнения.
Эффективность проектной деятельности в младшем школьном возрасте во многом зависит от умений учителя заинтересовать ребенка. Целью приобщения детей к исследовательской деятельности должен быть сам процесс получения
УУД, а не результат. Главное - вовлечь учащихся в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
В информационно-ориентированном проекте «Моя родословная» акцент переносился на коллективное сотрудничество родителей и детей. Активная позиция родителей в коллективном проектировании оказывает весомое влияние на результативность деятельности, сближает семьи школьников, развивает коммуникативные навыки, развивает партнерские отношения с семьей. В ходе выполнения творческого проекта повышается интерес детей и родителей к истории семьи, семейным традициям, родословной, развивается сплоченность учащихся, формируется коллектив учащихся и родителей, дружеские взаимоотношения родителей на долгие времена.
Конечным продуктом данного творческого проекта учащихся 1 - 2 классов было создание генеалогического древа семьи. Дети собирали информацию о своих предках и с помощью родителей оформляли генеалогическое древо в виде творческих работ. Четыре семьи подготовили презентации своих семейных альбомов; оформили семейную фотовыставку.
Ученики 3 - 4 классов написали сочинение на тему «Имена, которыми я горжусь», где был собран материал о близких, которыми они гордятся, семейных традициях, реликвиях. Сочинения были прочитаны перед коллективом. Проект закончился праздником «Я, ты, он, она - вместе целая семья».
На контрольно-оценочном этапе данного проекта определился когнитивный компонент представлений учащихся о семье, нравственном отношении к семейным традициям, дети научились разбираться в родственных связях, сформировалось правильное представление о понятиях «род», «родители», «генеалогическое древо», «родословная», «семья». Данный проект способствует формированию речемыслительных навыков учащихся и пополнению словарного запаса в обсуждении истоков своего рода и родословной, национальных и семейных традиций и обычаев.
В анкетировании учащихся и родителей выявилось, что данный проект имел воспитательное значение не только для детей, но и для родителей: «Поняла, что нужно гордиться своими предками...», «У меня возникло чувство ответственности перед ними и своими детьми.».
По инициативе старшеклассников был организован долгосрочный проект «История сказочных героев». Для выполнения данного проекта потребовалась помощь родителей, библиотеки, музея, сельских аксакалов. Старшеклассники изучали народный эпос и легенды, сложенные чеченским народом о настоящих героях разных времен с развитым началом «Нохчалла». Затем в беседах у «Очага» младшие школьники перенимали у них эти предания и легенды, делали у себя пометки главных достоинств настоящего мужчины и на презентации проекта приклеивали на макет национального богатыря, подготовленного для них взрослыми, отражающие умственные, волевые, физические, благородные душевные качества образа «Героя своего народа»: мозг - мудреца, язык - храбреца, руки -богатыря, сердце - льва; голова - ум, язык - друг руки - труд, сердце - отзывчивость; голова - думает, язык - согревает, руки - отдают, сердце - сострадает и т.д.
Группа экспертов провела интервью у каждой группы, в которых были выяснены причины выбора тех или иных качеств. В воображении детей были яркие
Библиографический список
образы национальных героев, которые в детском сознании являлись настоящими спасателями и защитниками своей семьи, родственников, соседей, сельчан, народа, Родины, и они хотели быть похожими на них, когда вырастут.
Содержание проектной деятельности отражает принципы вайнахского общения и способствует формированию этических и моральных основ в общении младших школьников: уважение к человеку, честность, справедливость, благородство, терпение, ответственность за свои слова, эмпатию. В проекте «Я - сын своего народа» младшие школьники совместно со старшеклассниками организовали две группы, каждая из которых развивала тему проекта по своей траектории. Первая группа познавала принципы морально-этического кодекса чеченского народа из рассказов родителей, сельских старожилов, кинофильмов, национального фольклора, в которых воспевали «вайнахов» и на презентации представила свод основных черт характера, которые должны быть воспитаны в человеке, чтобы стать настоящим «вайнахом». Вторая группа организовала и продемонстрировала театр «Мои корни уходят в века», где дети играли в благородных рыцарей своего народа, которые через тернии и препятствия становились национальными героями.
Понятие «къонах» имеет воспитательное значение для развития нравственных начал в социальной позиции и коммуникативном поведении нового поколения для формирования менталитета своей республики. Оно должно быть в сердце у каждого ребенка и молодого человека. Каждый чеченец, пока он жив, должен стремиться к славной высоте по имени «къонах». Заносчивость, эгоцентризм, агрессивность и конфликтность в речевых коммуникациях снижали рейтинг учащихся, поэтому родители и учителя старались, чтобы дети в их командах были благородными и сдержанными в общении, иначе они теряли право называть себя «къонах», что сильно ущемляло их самолюбие и самооценку [4].
Актуализация данного феномена в проектной деятельности имеет эффективное значение для формирования коммуникативных УУД младших школьников как необходимость развивать интеллектуальную смекалку детей, чтобы понять, что основы чеченской морали они могут приобрести только в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, требующем приложения морально-волевых усилий, проявления активной жизненной позиции и взаимопонимания.
Такая работа в первую очередь развивает рефлексивные навыки коммуникативного процесса, раскрывает творческий потенциал учеников, формирует индивидуальность, воспитывает интерес к творчеству.
Диагностика формирования коммуникативных УУД учащихся проводилась эпизодично с помощью анкетирования, регулярно включенного наблюдения, интервьюирования, бесед. Вопросы формулировались таким образом, чтобы дети в своих ответах обнаруживали свою творческую познавательную активность. Организованная на таких основаниях проектная деятельность оправдала себя, так как оказалась весьма эффективной с педагогической точки зрения. У всех участников проекта возникли чувства сопричастности к общему делу, коллективизма и взаимовыручки. У большинства учащихся сформировалась адекватная самооценка. Они научились корректно оценивать себя и других, слушать и слышать собеседника, правильно воспринимать свои и чужие ошибки и вместе радоваться успеху каждого.
1. Африна Е. Учебная работа в группах сотрудничества. Народное образование. 2016; № 5: 81 - 90.
2. Ипполитова М.В. Игровые технологии для детей младшего школьного возраста. Москва: Просвещение, 1993.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г Асмолова. Москва: Просвещение, 2016.
4. Хазбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (Х1Х- начало ХХ вв.). Москва: МГУ 2007.
5. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 6 (61): 136 - 138.
6. Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 120 - 121.
References
1. Afrina E. Uchebnaya rabota v gruppah sotrudnichestva. Narodnoe obrazovanie. 2016; № 5: 81 - 90.
2. Ippolitova M.V. Igrovye tehnologiidlya detejmladshego shkol'nogo vozrasta. Moskva: Prosveschenie, 1993.
3. Kakproektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva: Prosveschenie, 2016.
4. Hazbulatova Z.I. Vospitanie detej u chechencev: obychaii tradicii (H1H- nachalo HH vv.). Moskva: mGu, 2007.
5. 'El'sieva M.S., Magomeddibirova Z.A. K voprosu o formirovanii u mladshih shkol'nikov kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2016; № 6 (61): 136 - 138.
6. Magomeddibirova Z.A., Sel'murzaeva M.R. Razvitie professional'noj kul'tury obscheniya buduschego uchitelya nachal'nyh klassov kak pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 120 - 121.
Статья поступила в редакцию 23.09.19
УДК 371.72
Egorova D.S., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Streltsova E.Yu, Professor, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
RESULTS OF THE PILOT STUDY ON THE STUDY OF THE INFLUENCE OF FOLK TOYS ON THE SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF YOUNGER STUDENTS. The article deals with the problem of formation of spiritual and moral qualities of younger students by introducing them to the values of folk art culture through folk toys. The author emphasizes that the folk toy has a powerful pedagogical and axiological potential, poorly realized by modern education. It is noted that one of the