Научная статья на тему 'К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий'

К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / EDUCATION / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / COMMUNICATIVE CULTURE / ВОСПИТАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А.

Формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой. Авторы отмечают, что в республиках Северного Кавказа, в которых проводился эксперимент, исторически сложилось многонациональное общество с разными культурами и традициями, что обуславливает повышение требований коммуникативному взаимодействию и развитию коммуникативной компетенции личности. Целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД на занятиях с младшими школьниками требует педагогического сопровождения. Важными формами организации внеклассной работы, направленной на формирование коммуникативных УУД являются «школьные недели», использование метода проектов, фестивали и конкурсы по общению и коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN YOUNGER PUPILS

Formation of communicative universal learning activities in primary school children is an important social problem, whose solution is important both for people and for the society. The authors note that in the republics of the North Caucasus, where the study's experiment is conducted, there is a historically multiethnic society with different cultures and traditions, which leads to the increasing demands of the communicative interaction and the development of communicative competence of the individual. Purposeful work on formation of communicative universal learning activities in the classroom with younger students requires pedagogical support. Important forms of organization of extracurricular work aimed at the formation of communicative universal learning activities are “school weeks”, using the method of projects, festivals and competitions in dialogue and communication.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий»

Библиографический список

1. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Самара: СГПУ, 1998: 26.

2. Цалиев В.М. Психолого-педагогические особенности сотворчества преподавателя и студента в процессе обучения исполни-тельскомумастерству. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2003. Available at: http://www.lib.ua-ru.net/diss/ cont/118778.html

3. Никитина Е.И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

4. Прокофьев Д.В. Формирование музыкально-ценностных ориентаций учащихся при обучении игре на синтезаторе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

5. Ян Сюйджун. Педагогические условия формирования толерантных отношений студентов различных национальностей музыкально-педагогическими средствами. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2009.

6. Кабкова Е.П. Региональный компонент в учебных программах высшей школы.

7. Лихачев Д.С. Экология культуры. Москва: Искусство, 2000.

8. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2008; Уколова Л.И., Цзян Вэйцян. Музыкальная культура в пространстве мира музыки. Образование и наука в современных условиях: материалы международной научно-практической конференции. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2016: 127 - 129; Уколова Л.И., Сокерина И.В., Цзян Шанжун. Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры растущего человека. Мир науки, культуры, образования. 2016; (56): 213 - 216.

9. Никитина Е.И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

References

1. Zinchenko V.P. Psihologicheskaya pedagogika. Materialy k kursu lekcij. Chast'I. Samara: SGPU, 1998: 26.

2. Caliev V.M. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti sotvorchestva prepodavatelya i studenta v processe obucheniya ispolnitel'skomu masterstvu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2003. Available at: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/118778.html

3. Nikitina E.I. Sotvorchestvo pedagoga i uchaschihsya na zanyatiyah hudozhestvennym dvizheniem v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

4. Prokof'ev D.V. Formirovanie muzykal'no-cennostnyh orientacij uchaschihsya pri obuchenii igre na sintezatore. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

5. Yan Syujdzhun. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya tolerantnyh otnoshenij studentov razlichnyh nacional'nostej muzykal'no-pedagogicheskimi sredstvami. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2009.

6. Kabkova E.P. Regional'nyj komponent v uchebnyh programmah vysshej shkoly.

7. Lihachev D.S. 'Ekologiya kul'tury. Moskva: Iskusstvo, 2000.

8. Ukolova L.I. Pedagogicheski organizovannaya muzykal'naya sreda kak sredstvo stanovleniya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2008; Ukolova L.I., Czyan V'ejcyan. Muzykal'naya kul'tura v prostranstve mira muzyki. Obrazovanieinauka vsovremennyh usloviyah: materialymezhdunarodnojnauchno-prakticheskojkonferencii. Centrnauchnogo sotrudnichestva «Interaktivplyus». Cheboksary, 2016: 127 - 129; Ukolova L.I., Sokerina I.V., Czyan Shanzhun. 'Esteticheskoe vospitanie kak general'noe uslovie razvitiya duhovnoj kul'tury rastuschego cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; (56): 213 - 216.

9. Nikitina E.I. Sotvorchestvo pedagoga i uchaschihsya na zanyatiyah hudozhestvennym dvizheniem v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

Статья поступила в редакцию 21.11.16

УДК 371

Elsieva M.S., postgraduate student, Chelyabinsk State Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: aripov50@mail.ru

Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: aripov50@mail.ru

ABOUT THE FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN YOUNGER PUPILS. Formation of communicative universal learning activities in primary school children is an important social problem, whose solution is important both for people and for the society. The authors note that in the republics of the North Caucasus, where the study's experiment is conducted, there is a historically multiethnic society with different cultures and traditions, which leads to the increasing demands of the communicative interaction and the development of communicative competence of the individual. Purposeful work on formation of communicative universal learning activities in the classroom with younger students requires pedagogical support. Important forms of organization of extracurricular work aimed at the formation of communicative universal learning activities are "school weeks", using the method of projects, festivals and competitions in dialogue and communication.

Key words: competence, primary school students, education, universal educational actions, communicative culture.

М.С. Эльсиева, аспирант ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: aripov50@mail.ru

З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф. ДГПУ, г. Махачкала, E-mail: aripov50@mail.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой. Авторы отмечают, что в республиках Северного Кавказа, в которых проводился эксперимент, исторически сложилось многонациональное общество с разными культурами и традициями, что обуславливает повышение требований коммуникативному взаимодействию и развитию коммуникативной компетенции личности. Целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД на занятиях с младшими школьниками требует педагогического сопровождения. Важными формами организации внеклассной работы, направленной на формирование коммуникативных УУД являются «школьные недели», использование метода проектов, фестивали и конкурсы по общению и коммуникации.

Ключевые слова: компетенция, младшие школьники, воспитанность, универсальные учебные действия, коммуникативная культура.

В условиях перемен в идеологии современного общества образование призвано воспитывать у обучающихся чувство гражданской идентичности и ответственности за свои реше-

ния и поступки, патриотизм, стремление к умению общаться и проявить уважение не только к родной культуре, но и к языку и культуре других народов. Владение умениями устанавливать

межличностные и межкультурные отношения определяется как необходимое условие социальной успешности. Исходя из этого, растет потребность в расширении коммуникативного компонента в процессе воспитания и обучения школьников. В республиках Северного Кавказа исторически сложилось многонациональное общество с разными культурами и традициями, что обуславливает повышение требований коммуникативному взаимодействию и развитию коммуникативной компетенции личности.

Компетенция (от лат. competentia - согласованность) - определяется как «осведомленность, опытность в какой-либо области» [1].

В общем смысле коммуникативная компетенция - это «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. Коммуникативная компетенция предполагает определенный уровень владения речевыми и социокультурными знаниями, навыками и умениями, позволяющий приемлемо и целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от ситуации общения [2]. Исследуя проблему формирования коммуникативной компетенции, мы считаем необходимым сказать о формировании коммуникативной культуры школьников. В научно-педагогической литературе понятие «коммуникативная культура» относительно новое. Его осмысление развивается на основе нормативно-этического подхода к проблемам общения. Коммуникативная культура - это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении. Коммуникативная культура - это управление общением. На основе изучения психолого-педагогической литературы [3; 4] мы пришли к выводу о том, что овладение учащимися коммуникативной культурой предполагает развитие трех групп умений.

I группа - коммуникативные или речевые умения: ясно и четко излагать мысли, опираясь на словарный запас; владеть логикой и синтаксисом языка, правильно использовать необходимые стилистические обороты и словосочетания; различать особенности устной и письменной речи; находить и реализовывать адекватную форму изложения материала, включая образность и выразительность речи, интонацию и силу необходимого звучания.

II группа - перцептивные умения (умения восприятия): сводятся к наиболее общему умению - понимать других (учащихся, учителей, родителей).

III группа - умения взаимодействия в процессе общения: проводить беседу, переговоры, обсуждение, задавать вопрос, отвечать на вопрос, принимать участие в диалоге (в том числе -в этикетном диалоге), полилоге, дискуссии [4].

Общение - сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, социальной психологией, философией, педагогикой, социологией, лингвистикой и др. Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить с ним в контакт, а затем попытаться достичь общего понимания.

С точки зрения психологии общением называют процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Именно психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь и взаимодействие для решения разных задач, но и взаимный обмен эмоциями, сопереживание, сострадание и сорадость. Педагогика дает свое определение общению, это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из факторов психического и социального развития ребёнка.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования наиболее актуальна задача формирования коммуникативных «универсальных учебных действий» (УУД) у младших школьников.

Библиографический список

Коммуникативные «универсальные учебные действия» предполагают обеспечивать у обучающихся социальную компетентность, умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества» [5, с. 37].

Таким образом, формирование коммуникативных УУД младшего школьника является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Коммуникативные УУД делятся на две условные подгруппы:

- умения коммуникации - умение работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием, формулировать вопросы на основании услышанного и прочитанного;

- умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в парах, группах, командах.

Для формирования коммуникативных УУД у младших школьников мы в своем исследовании систематически включали каждого учащегося в соответствующие ситуации и организовывали рефлексию учащимися своих действий в этих ситуациях.

Рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения. В условиях учебного диалога появляется возможность для формирования у учеников желание встать на место другого человека, понять причины его действий, адекватно оценить себя и принять ответственность.

1. С целью формирования и развития умения слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному предлагались задания на: интерпретацию; поиск верных и неверных утверждений; анализ устного ответа товарища; постановка вопросов, направленных на понимание или обсуждение слушаемого текста; формулировка собственных выводов.

2. Для формирования умения оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения предлагались: выступления с докладом от малой группы; выступления заданного объема на определенную тему; пересказ текста; устный анализ текста.

3. С целью формирования и развития умения оформить свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажения предлагали задания на: составление предложений, текстов по опорным словам или вопросам; письменный пересказ; письменное изложение определенного вопроса заданного объема; письменный анализ текста.

Каковы же особенности деятельности учителя с целью развития у младших школьников коммуникативности и общения?

1. Учитель постоянно следит за тем, чтобы собеседники понимали друг друга.

2. Организует работу ученика в соответствии с алгоритмом выполнения задания, учит ставить задачу и определять последовательность действий.

3. Отслеживает и корректирует порядок взаимодействия учащихся друг с другом.

4. Учитель регулярно осуществляет рефлексивные остановки.

Работа учащихся в парах, группах и индивидуально требует педагогического сопровождения. В этом и заключается целенаправленная работа по формированию коммуникативных УУД на занятиях. Важными формами организации внеклассной работы, направленной на формирование коммуникативных УУД являются «школьные недели», использование метода проектов; фестивали и конкурсы по общению и коммуникации.

1. Большой словарь иностранных слов. Москва, 2008.

2. Балыхина Т.М., Игнатьева О.П. Словарь терминов и понятийлингводидактической теории ошибки. Москва, 2006.

3. Лебединцев В.Б. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий. Волгоград, 2012.

4. Бодалев Л.А. Личность и общение. Москва: Международная педагогическая академия, 1993.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва, 2010.

References

1. Bol'shoj slovar'inostrannyh slov. Moskva, 2008.

2. Balyhina T.M., Ignat'eva O.P. Slovar' terminoviponyatijlingvodidakticheskoj teorii oshibki. Moskva, 2006.

3. Lebedincev V.B. Formirovanie regulyativnyh i kommunikativnyh uchebnyh dejstvij. Volgograd, 2012.

4. Bodalev L.A. Lichnost' i obschenie. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1993.

5. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. Asmolova. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 23.11.16

УДК 378

Tohchukova D.Z., senior teacher, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Aliev (Karachaevsk, Russia),

E-mail: tohchukoff@mail.ru

HISTORY OF FOREIGN DESIGN EDUCATION. The article shows a brief history of the development of foreign design education, since the beginning of XX century to the present time. The article gives a brief analysis of the benefits of foreign design education in the countries of Western Europe and the United States. First of all, as positive features of foreign design education advocates active government support for design education, which is reflected in the funding of training programs and assistance in sending students on internships, including in other countries; the development and implementation of government programs, in which design acts as an instrument of national policy, constructive factor in increasing the welfare of the country, improving the quality of life. Positive as well is the integration of design education in many developed foreign countries and the economy of the region, developed relationships with the social partners. This is especially true as a positive example for regions with a developed tourist cluster, distinctive crafts.

Key words: design education, crafts, workshops, national councils on design, design centers and professional association of designers.

Д.З. Тохчукова, ст. преп., Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск,

E-mail: tohchukoff@mail.ru

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ

В статье показана краткая история развития зарубежного дизайн-образования, начиная с начала XX в. и по настоящее время. В статье даётся краткий анализ преимущества зарубежного дизайн-образования на примере стран Западной Европы и США. Прежде всего, в качестве положительных черт зарубежного дизайн-образования выступает активная государственная поддержка дизайн-образования, которая выражается в финансировании учебных программ, организации помощи в направлении студентов на стажировки; разработке и реализации госпрограмм, в которых дизайн выступает инструментом национальной политики, конструктивным фактором повышения благосостояния страны, улучшения качества жизни. Положительным так же является интеграция дизайн-образования многих развитых зарубежных стран и экономики региона, развитые связи с социальными партнёрами.

Ключевые слова: дизайн-образование; ремёсла; мастерские; национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров.

До настоящего времени не существует единого мнения по поводу причин и точной даты формирования дизайна как профессии. Наиболее часто встречающаяся дата - конец XIX века, когда было основано английское «движение искусств и ремесел», во главе которого стоял У. Моррис. Он активно выступал против издержек промышленной революции. Как считают многие исследователи, в рамках «движения искусств и ремесел» были сформулированы главные положения теории и творческие принципы дизайна, концепции предметной среды [1]. Согласно другой точке зрения датой возникновения профессии дизайнера принято считать начало XX в., когда художники заняли ведущие посты в некоторых сферах индустриального производства того времени, например на заводах, выпускающих электротехнические приборы, автомобили. В результате новые технические формы «очищались» от излишней «техноидности», приобретя качества художественных, стилевых форм [2].

Термин «дизайн», образован от английского design, что значит «проект, образ, замысел, идея, необычность нестандартность деятельности, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, чертеж, расчет, конструкция, эскиз, рисунок, узор, композиция, искусство композиции, произведение искусства». В 1920-х - 1930-х годах начал применяться в других странах и только в 1919 году образцы, исполненные промышленным образом, получили название «industrial design» (индастрил дизайн). Лишь в 1958 году в Стокгольме на первом конгрессе Международного совета обществ по художественному конструированию (ИКСИД) этот термин был признан для обозначения новой сферы деятельности художника в промышленности.

Основы западноевропейского дизайна закладывались в теоретических работах писателей, теоретиков искусства, художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, Г. Земпера, В. Гро-

пиуса, Х. ван де Вельде, Ле Корбюзье, У. Морриса, Ф. Роло, Д. Рёскина. Важную роль в разработке теоретических идей и появлении школ в области дизайна в 1950 - 1960 годах сыграли некоторые дизайнерские вузы Европы (Ульманская высшая школа) и США. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникли государственные и общественные организации, решающие задачи развития дизайна - национальные советы по дизайну, дизайн- центры и профессиональные ассоциации дизайнеров.

Между тем, первым учебным учреждением в области дизайн-образования считают Баухауз. Он был образован В 1919 г. в немецком городе Ваймаре в результате слияния и реорганизации Школы изящных искусств и Академии прикладных искусств. Школа «Баухауз» («Дом строительства») стала первой школой дизайна в Германии (1919 - 1933 годы). Основные социальные принципы технической эстетики сформулированы одним из основателей «Баухауза», венгерским художником Л. Мого-ли-Надь - «дизайнер имеет дело с предметами, но его цель не предмет, а человек» [3, с. 250]. Основой образования в Баухауз было прикладное обучение и возврат к ремеслу, а также синтез всех художественно-производственных дисциплин. Для нашего исследования играет важную роль направленность педагогического процесса на развитие художественной индивидуальности студента, его способностей и талантов [3]. Одной из задач обучения в Баухауз было стремление пробудить творческие силы студентов, чтобы личные переживания и особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ. Программа обучения выстраивалась индивидуально для каждого студента. Задания в мастерских также определялись самими учащимися. Каждый из студентов «методом проб и ошибок» самостоятельно определял материал и текстуры для работы, соответствующие его творче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.