Научная статья на тему 'К вопросу о формировании исследовательской культуры школьников'

К вопросу о формировании исследовательской культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESEARCH CULTURE / PROJECTS / RESEARCH ACTIVITIES / TYPES OF PROJECTS / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Д. М., Милиев И. Х.

Статья посвящена проблеме формирования исследовательской культуры школьников. Описываются составляющие исследовательской культуры: научно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность. Автор рассматривает роль проектной деятельности в формировании исследовательской культуры школьников, на примере научного кружка «Правовед», где учащиеся реализуют практико-ориентированные мини-проекты, творческие проекты. Авторы приходят к выводу, что творческое саморазвитие учащегося, самоопределение и социализация личности являются условиями и результатом её исследовательской деятельности, что позволяет определить исследовательскую культуру личности, как компонент базовой культуры, как ее интегративное качество, которое характеризуется представлением целостной картины мира; умениями и навыками научного познания; ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее её самоопределение и творческое саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF FORMATION OF RESEARCH CULTURE OF PUPILS

The article is dedicated to a problem of forming research culture among school pupils. The study describes elements of research activity: research, project-research activity, educational research activity. The author considers the role of project activity in the formation of research culture of pupils, for example, work in a scientific group “Jurist”, where students use in practice mini-projects, do creative case studies. The authors come to the conclusion that creative self-development of a student, self-determination and socialization are conditions and results of his or her research activities. They allow defining research culture of a personality, as a component of basic culture, as its integrative quality, which is characterized by the presentation of integral picture of the world; skills of scientific knowledge; valuable relation to the results and ensuring its self-determination and creative self-development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании исследовательской культуры школьников»

Библиографический список

1. Методология. Философский словарь. Москва, 1987: 278 - 279.

2. Категория. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1982: 557.

3. Образование. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1982: 907.

4. Ситаров В.А. Дидактика. Москва: Академия, 2008.

5. Белкин А.С. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет; Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2005.

6. Самообразование. Философский словарь. Москва: Политиздат, 1975: 318.

7. Колесников Л.В., Турченко В.Н., Борисова Л.П. Эффективность образования. Москва: Педагогика, 1991.

8. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск: Издательство БГУ, 1981.

9. Самообразование. Российская педагогическая энциклопедия. Москва: БРЭ, 1993; Т. 2: 306.

10. Громцева А.К. Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ленинград, 1972.

11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Москва: Школа-Пресс, 1995.

12. Панасенко Ю.А. Формирование умений и навыков самообразовательной деятельности у курсантов в условиях военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2005.

13. Ключарев Г.А. Самообразование и радикальная педагогика: возможен ли компромисс? Сборник материалов конференции. Серия «Симпозиум». Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2003: 322 - 324.

14. Компонент. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1982: 613.

References

1. Metodologiya. Filosofskijslovar'. Moskva, 1987: 278 - 279.

2. Kategoriya. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 1982: 557.

3. Obrazovanie. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 1982: 907.

4. Sitarov V.A. Didaktika. Moskva: Akademiya, 2008.

5. Belkin A.S. Dissertacionnyj sovet po pedagogike (opyt, problemy, perspektivy). Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet; Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, 2005.

6. Samoobrazovanie. Filosofskij slovar'. Moskva: Politizdat, 1975: 318.

7. Kolesnikov L.V., Turchenko V.N., Borisova L.P. 'Effektivnost'obrazovaniya. Moskva: Pedagogika, 1991.

8. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologiya vysshejshkoly. Minsk: Izdatel'stvo BGU, 1981.

9. Samoobrazovanie. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Moskva: BR'E, 1993; T. 2: 306.

10. Gromceva A.K. Problema samoobrazovaniya uchaschihsya na sovremennom 'etape razvitiya sovetskoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Leningrad, 1972.

11. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu. Moskva: Shkola-Press, 1995.

12. Panasenko Yu.A. Formirovanie umenij i navykov samoobrazovatel'noj deyatel'nosti u kursantov v usloviyah voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2005.

13. Klyucharev G.A. Samoobrazovanie i radikal'naya pedagogika: vozmozhen li kompromiss? Sbornik materialov konferencii. Seriya «Simpozium». Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obschestvo, 2003: 322 - 324.

14. Komponent. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva, 1982: 613.

Статья поступила в редакцию 09.11.15

УДК 371

Abdurazakova M.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theory and Methods of Teaching Law, DSPU

(Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

Miliev I.H., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

ON THE QUESTION OF FORMATION OF RESEARCH CULTURE OF PUPILS. The article is dedicated to a problem of forming research culture among school pupils. The study describes elements of research activity: research, project-research activity, educational research activity. The author considers the role of project activity in the formation of research culture of pupils, for example, work in a scientific group "Jurist", where students use in practice mini-projects, do creative case studies. The authors come to the conclusion that creative self-development of a student, self-determination and socialization are conditions and results of his or her research activities. They allow defining research culture of a personality, as a component of basic culture, as its integrative quality, which is characterized by the presentation of integral picture of the world; skills of scientific knowledge; valuable relation to the results and ensuring its self-determination and creative self-development.

Key words: research culture, projects, research activities, types of projects.

Д.М. Абдуразакова, д-р пед. наук, проф. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

И.Х. Милиев, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования исследовательской культуры школьников. Описываются составляющие исследовательской культуры: научно-исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность. Автор рассматривает роль проектной деятельности в формировании исследовательской культуры школьников, на примере научного кружка «Правовед», где учащиеся реализуют практико-ориентированные мини-проекты, творческие проекты. Авторы приходят к выводу, что творческое саморазвитие учащегося, самоопределение и социализация личности являются условиями и результатом её исследовательской деятельности, что позволяет определить исследовательскую культуру личности, как компонент базовой культуры, как ее интегративное качество, которое характеризуется представлением целостной картины мира; умениями и навыками научного познания; ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее её самоопределение и творческое саморазвитие.

Ключевые слова: исследовательская культура, проектная деятельность, исследовательская деятельность, виды проектов.

В современном образовании одной из важных проблем в подготовке школьников к качественному умственному труду является развитие у них умений и способностей адекватно реагировать на изменения окружающей среды.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что исследовательская культура школьника рассмотрена как сложное, динамичное качество, характеризующееся единством знаний целостной картины окружающего мира, умениями и навыками научного познания, ценностным отношением к его результатам и обеспечивающее творческое развитие личности.

Следует отметить, что исследовательская культура, исследовательская деятельность, исследовательская работа взаимосвязаны - операционную часть исследовательской культуры составляет исследовательская деятельность, а результатом исследовательской деятельности является исследовательская работа.

Многолетняя работа авторов со школьниками показала, что исследовательская культура формируется в единстве трех составляющих: научно-исследовательской деятельности, про-ектно-исследовательской деятельности, учебно-исследовательской деятельности. Как подчеркивает РИ. Кузьмин [1], объединения указанных видов исследовательской деятельности происходит в ходе образовательного процесса, так как он характеризуется активным взаимодействием субъектов в системе учитель - ученик.

Как отмечается в исследованиях психологов и педагогов, для учащихся наиболее значима такая деятельность, которая по содержанию, логике и приемам организации, соответствует их стремление к интеллектуальной самостоятельности и носит творческий характер [2; 3].

Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской проблемы, которая предполагает наличие таких этапов, таких как: постановка проблемы, изучение теоретических материалов по проблеме исследования; сбор материала; выбор методик исследования; анализ, обобщение; собственные выводы.

С исследовательской деятельностью связана проектная деятельность, широко используемая в современной школе. В нашем исследовании, в основном исследовательские, практи-ко-ориентированные, творческие проекты. Исследовательские проекты проводились для развития аналитических способностей, критического мышления учащихся. При реализации такого проекта основной задачей учащихся является доказательство или опровержение его гипотезы. В данном случае у школьников развиваются умения проводить эксперимент; анализировать его результат, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, делать выводы, обосновывать свою точку зрения, таким образом формируется мыслительная компетентность.

Для совершенствования практических умений и навыков учащихся учителя в школьном научном кружке «Правовед» используют практико-ориентированные проекты. Например, при изучении темы «Права человека» из курса «Обществознание», в рамках кружковой работы учащимся был предложен мини-проект разработать ситуации, связанные с проблемами защиты прав человека в регионе, ребёнка в школе; подобрать пословицы и поговорки о правах человека; составить сценарий мероприятия «Права ребёнка в школе». В процессе создания таких практи-ко-ориентированных мини-проектов учащиеся осваивают необходимые им предметные знания, умения и навыки, развивают у себя деятельностную компетентность.

В развитии творческих способностей большую роль играют творческие проекты, которые позволяют учащимся (речь идёт об учащихся 10 - 11 классов) проявить себя, повысить самооценку, например, в ходе изучения темы «Семейное право», каждому ученику был предложен проект «Мое генеалогическое дерево»,

Библиографический список

«Реликвии моей семьи». В данном случае исследовательская деятельность учеников способствует формированию личного опыта ребёнка. Как показывает многолетний опыт работы с учащимися старших классов, выполнение практико-ориентированных проектов развивает у них в основном коммуникативную компетентность. Следует подчеркнуть, что темы и проблемы проектных исследовательских работ подбираются учителем в соответствии с личностными предпочтениями обучающихся; при выборе формы работы учитываются возрастные особенности, поэтому в старшей школе работа над проектом проводится с привлечением представителей различных профессий, учреждений, организаций; с этой целью проводятся конференции, конкурсы («Шаг в будущее»; Лучший проект и т. д.)

Развитию коммуникативной компетентности способствуют игровые или ролевые проекты. Автор проекта вовлекает во время презентации представителей публики в решении проблемы проекта. Такая проектная деятельность развивает у учащихся организаторские способности, умение говорить. При этом деление проектов на разные виды условно, в одном проекте могут сочетаться различные виды деятельности, однако все зависит от цели, и как правило, один из них все же преобладает. Многообразие видов проектов дает возможность учителю решать разные задачи обучения и воспитания учащихся в привлекательной для них форме. Таким образом, вид проекта зависит от ведущей деятельности школьников.

Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, в которой проявляется творческое исследование проблемы, которая характеризуется ориентацией на решение учебных задач и заданий; педагогической управляемостью; ценностным отношением и самостоятельной поисковой деятельности. Для её успешного осуществления у субъекта должны присутствовать следующие качества: мотивационные, характеризующие отношение личности к деятельности; организационные, выражающиеся в умении использовать приемы самоорганизации в данной деятельности; операционные, то есть умственные приёмы и операции, помогающие осуществить действия [4].

Исследовательская деятельность учащихся рассматривается специалистом, как процесс отражения и преобразования объективной действительности, в котором исследовательская работа как средство организации учебного или научного познания выступает в двуедином качестве: 1) учебное задание (объект деятельности обучающегося); 2) форма проявления обучаемым определенного способа действия.

Анализ исследования показал, что в процессе решения исследовательских задач развиваются такие качества личности, как самостоятельность, критичность, независимость суждений, системность мышления, а также формируются такие новообразования интеллектуального уровня, как чувствительность к проблемам; умение их видеть; умение анализировать ситуацию, выделив в ней данное и искомое; умение самостоятельно формулировать проблему, развивается групповое сотрудничество - всё это свидетельствует о высоком потенциале исследовательской задачи [5]. Следует отметить, что субъект-субъектное взаимодействие в процессе учебного исследования даёт личности возможность успешно входить в социальную жизнь, поэтому учебно-исследовательская деятельность является также и средством социализации личности.

Таким образом, творческое саморазвитие учащегося, самоопределение и социализация личности являются условиями и результатом её исследовательской деятельности, что позволяет определить исследовательскую культуру личности, как компонент базовой культуры, как её интегративное качество, которое характеризуется представлением целостной картины мира; умениями и навыками научного познания; ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее её самоопределение и творческое саморазвитие.

1. Кузьмин Р.И. Формирование учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2007.

2. Патрик Т.Л. Организация учебно-исследовательской деятельности по литературе в профильной школе. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, 2004.

4. Милиев И.Х. Современные тенденции формирования навыков учебно-исследовательской деятельности у учащихся общеобразовательной школы. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 83 - 85.

5. Абдуразакова Д.М., Бускаева Л.М. Возможности интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 101 - 103.

References

1. Kuz'min R.I. Formirovanie uchebno-issledovatel'skoj kul'tury starsheklassnikov sel'skoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2007.

2. Patrik T.L. Organizaciya uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti po literature vprofil'noj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

3. Savenkov A.I. Metodika issledovatel'skogo obucheniya mladshih shkol'nikov. Samara, 2004.

4. Miliev I.H. Sovremennye tendencii formirovaniya navykov uchebno-issledovatel'skoj deyatel'nosti u uchaschihsya obscheobrazovatel'noj shkoly. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 83 - 85.

5. Abdurazakova D.M., Buskaeva L.M. Vozmozhnosti interaktivnyh metodov v aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 101 - 103.

Статья поступила в редакцию 08.11.15

УДК 378

Mironova I.V., postgraduate, Department of Psychology of Education, Moscow pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL IN UNIVERSITY TEACHERS. In the article the author analyzes views of researchers on a problem of determining the optimal conditions for effective development of innovative potential of university teachers. The article's study outlines the contradictions existing in the system of professional retraining and advanced training in an innovative activity. The article describes and summarizes such types of conditions like motivational-axiological, psychological and pedagogical conditions conducive to the formation of personality, psychological mechanisms of development of innovative potential of university teachers. The author highlights the fundamental basic conditions for the effective formation and development of innovative capacity of a teacher in a higher education school.

Key words: innovation potential of a university teacher, motivational-value conditions, psychological-pedagogical conditions, organizational conditions, methodological climate, basic conditions of development of innovative potential.

И.В. Миронова, аспирант каф. психологии образования Московского педагогического государственного

университета, г. Москва, E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

В статье приведен анализ взглядов исследователей на проблему определения условий для эффективного развития инновационного потенциала преподавателя вуза. В статье обозначены противоречия сложившиеся в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации в инновационной деятельности. В статье рассмотрены и обобщены такие виды условий как: мотивационно-ценностные и психолого-педагогические условия, способствующие формированию личностных, психологических механизмов развития инновационного потенциала преподавателя вуза. Автором выделены основополагающие базовые условия для эффективного формирования и развития инновационного потенциала преподавателя вуза.

Ключевые слова: инновационный потенциал преподавателя вуза, мотивационно-ценностные условия, психолого-педагогические условия, организационные условия, методические условия, базовые условия развития инновационного потенциала.

Актуальность темы исследования. На современном этапе общество предъявляет к уровню подготовки и компетентности преподавателя высшей школы очень высокие требования. Сегодня востребованы преподаватели с нестандартным видением и инновационным подходом к современным образовательным процессам, обладающие креативным и творческим мышлением, способные чутко реагировать на изменения в развитии и запросах общества, преподаватели с высокой инновационной педагогической культурой, преподавательи-новатор, инновато-ры, обладающие высоким уровнем инновационного потенциала и готовности применять инновационные технологии обучения и образования в профессиональной педагогической деятельности [1, с. 136]. Инновационный режим профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза становится повседневной реальностью эффективного и конкурентоспособного вуза [2, с. 270].

Обеспечение готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности, его способности решать инновационные задачи образования, возникающие в структуре и содержании профессиональной педагогической деятельности, развитие инновационного потенциала личности преподавателя становиться одной из первоочередных задач в работе с педагогическими работниками на всех уровнях университета.

В современных условиях качественная подготовка преподавателя вуза к инновационной деятельности, осложнена некоторыми противоречиями [3, с. 77], сложившимися в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников:

- осознание большинством преподавателей необходимости реализации инновационного ресурса личности и отсутствие психолого-педагогических условий для их формирования и развития;

- высокой потребностью интеграции и трансформации образовательного пространства университета в международное поле образовательных услуг и интеллектуальных разработок;

- необходимостью педагогических исследований сущности, содержания, структуры условий формирования и развития готовности к инновационной деятельности преподавателя вуза;

- необходимостью подготовки преподавателя вуза к инновационной деятельности и отсутствием научного обоснования соответствующей модели и условий развития инновационного потенциала преподавателя вуза.

Данные противоречия должны рассматриваться не как барьеры и препятствия, а как источник развития личности преподавателя, способного осуществлять инновационную деятельность, и могут быть отчасти разрешены, на наш взгляд, созданием условий для развития инновационного потенциала преподавателя вуза.

Отображение тематики исследования в научной литературе. Сущностные характеристики инновационного потенциала личности, анализ природы как особого феномена, определение структуры инновационного потенциала педагога нашли отражение в работах отечественных учёных: Ф.Н. Гоноболина, С.М. Годника, В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, А.Е. Кон-дратенкова, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Н.Д. Никандрова, Я.А. Пономарева, В.А. Сластенина, Г.С. Су-хобской, Л.М. Фридмана, А.И. Щербакова и др. Идеи и теории инновационного развития образования педагога отразили Г.А. Бордовский, В.Ф. Взятышев, В.М. Жураковский, Б.С. Гер-шунский, М.В. Кларин, С.Д. Поляков, В.И. Слободчиков, Г.С. Су-хобская, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбекова, В.Е. Шукшунов и др. исследователи. Формированию сущности и содержания понятия «инновационного потенциала личности»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.