Научная статья на тему 'Рефлексивный научный семинар как средство формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности'

Рефлексивный научный семинар как средство формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ГОТОВНОСТЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY / REFLEXIVE-SCIENTIFIC SEMINAR / ЛОГИКИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / LOGIC OF SCIENTIFIC RESEARCH / С ПОЗИЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PERSPECTIVE OF DIDACTIC SUPPORT / РЕФЛЕКСИВНО-НАУЧНЫЙ СЕМИНАР / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕФЛЕКСИВНО-НАУЧНОГО СЕМИНАРА / FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF REFLEXIVE-SCIENTIFIC SEMINAR / ЛИЧНОСТНОГО САМОДВИЖЕНИЯ И ЗНАНИЕВОГО ОБОГАЩЕНИЯ МЕТОДОЛОГИИ / THE PERSPECTIVE OF PERSONAL SELF-PROMOTION AND KNOWLEDGE ENRICHMENT OF METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалова Л.П.

Изменения в экономической сфере современного общества, потребности в специалистах, готовых к преобразованиям жизни общества и профессиональной деятельности, обусловливают необходимость осуществления инновационных процессов в образовательном процессе вуза, цель которых сопряжена с ориентацией на подготовку творческих специалистов, умеющих ставить профессиональные, исследовательские задачи, проводить и анализировать исследование в конкретной сфере профессиональной деятельности. В системе многоуровневого высшего образования магистратура призвана обеспечивать возможности магистрантов в самореализации, расширении интеллектуально-творческого потенциала, самостоятельности, формировании исследовательской самостоятельности, являющихся частью профессиональной деятельности. Это определяет проблему поиска средств, направленных на формирование готовности магистрантов педагогического вуза к исследовательской деятельности, определения путей реализации программ, которые ориентированы на конкурентоспособность и мобильность, успешность в будущей профессиональной деятельности. В статье описываются содержательные компоненты готовности к исследовательской деятельности обучающихся в магистратуре, характеризуется педагогический функциональный потенциал научного семинара как средства формирования магистрантов к исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXIVE SCIENTIFIC SEMINAR AS A MEANS OF FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES OF UNDERGRADUATES

Changes in the economic sphere of modern society, the need for specialists who are ready to transform the life of society and professional activities, make it necessary to implement innovative processes in the educational process of a university, whose goal is to focus on training creative professionals, who are able to set professional research objectives, conduct and analyze research in a particular field of professional activity. In the system of multilevel higher education, the master's degree is designed to provide opportunities for undergraduates in self-realization, expansion of intellectual and creative potential, independence, formation of research independence, which are part of professional activity. This determines a problem of finding funds aimed at the formation of readiness of students of pedagogical higher education institution for research activities, determining the ways of implementing programs that are focused on competitiveness and mobility, success in future professional activities. The article describes the content components of readiness for research activities of students in graduate school, characterized by the pedagogical functional potential of the scientific seminar as a means of formation of undergraduates for research.

Текст научной работы на тему «Рефлексивный научный семинар как средство формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности»

Библиографический список

1. Горбунова Л.Н. Исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Барнаул, 2010.

2. Яковлева Н.И. Социокультурные основы модернизации системы переподготовки педагогических кадров. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.

3. Акимова O.E. Сущность, формы и особенности сценарного подхода в современном управлении. Диссертация ... кандидата социологических наук. Москва, 2006.

4. Матюшкина М.Д. Проспективная оценка качества постдипломного педагогического образования. Диссертация . доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2013.

5. Перцева М.А. Сценарный подход к моделированию производственной функции предприятий в условиях неопределенности параметров внешней и внутренней сред. Фундаментальные исследования. 2014; № 8 (2). С. 410 - 413. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/stsenarnyy-podhod-k-modelirovaniyu-proizvodstvennoy-funktsii-predpriyatiya-v-usloviyah-neopredelennosti-parametrov-vneshney-i

6. Пригожин А.И. Методы развития организаций. Москва: МЦФЭР 2003.

7. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика: итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до. 2020 года. Москва, 2008.

8. Сайт Бюджетного образовательного учреждения Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области». Available at: http://irooo.ru

References

1. Gorbunova L.N. Issledovatel'ski orientirovannoe povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov v kontekste razvitiya sovremennogo rossiJskogo obrazovaniya. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2010.

2. Yakovleva N.I. Sociokul'turnye osnovy modernizacii sistemy perepodgotovki pedagogicheskih kadrov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

3. Akimova O.E. Suschnost', formy iosobennostiscenarnogo podhoda vsovremennom upravlenii. Dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Matyushkina M.D. Prospektivnaya ocenka kachestva postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2013.

5. Perceva M.A. Scenarnyj podhod k modelirovaniyu proizvodstvennoj funkcii predpriyatij v usloviyah neopredelennosti parametrov vneshnej i vnutrennej sred. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 8 (2). S. 410 - 413. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnyy-podhod-k-modelirovaniyu-proizvodstvennoy-funktsii-predpriyatiya-v-usloviyah-neopredelennosti-parametrov-vneshney-i

6. Prigozhin A.I. Metody razvitiya organizaciJ. Moskva: MCF'ER, 2003.

7. Strategiya 2020: Novaya model'rosta - novaya social'naya politika: itogovyJ doklad o rezul'tatah 'ekspertnoJraboty po aktual'nym problemam social'no-'ekonomicheskoJ strategiiRossii na period do. 2020 goda. Moskva, 2008.

8. SaJt Byudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya OmskoJ oblasti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya «Institut razvitiya obrazovaniya OmskoJ oblasti». Available at: http://irooo.ru

Статья поступила в редакцию 16.05.18

УДК 37

Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University

(Shadrinsk, Russia), E-mail: lada7.54@mail.ru

REFLEXIVE SCIENTIFIC SEMINAR AS A MEANS OF FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITIES OF UNDERGRADUATES. Changes in the economic sphere of modern society, the need for specialists who are ready to transform the life of society and professional activities, make it necessary to implement innovative processes in the educational process of a university, whose goal is to focus on training creative professionals, who are able to set professional research objectives, conduct and analyze research in a particular field of professional activity. In the system of multilevel higher education, the master's degree is designed to provide opportunities for undergraduates in self-realization, expansion of intellectual and creative potential, independence, formation of research independence, which are part of professional activity. This determines a problem of finding funds aimed at the formation of readiness of students of pedagogical higher education institution for research activities, determining the ways of implementing programs that are focused on competitiveness and mobility, success in future professional activities. The article describes the content components of readiness for research activities of students in graduate school, characterized by the pedagogical functional potential of the scientific seminar as a means of formation of undergraduates for research.

Key words: research activity, readiness for research activity, reflexive-scientific seminar, functional characteristics of reflexive-scientific seminar from the perspective of personal self-promotion and knowledge enrichment of methodology, logic of scientific research, perspective of didactic support.

Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический

университет, г. Шадринск, E-mail: lada7.54@mail.ru

РЕФЛЕКСИВНЫЙ НАУЧНЫЙ СЕМИНАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ МАГИСТРАНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изменения в экономической сфере современного общества, потребности в специалистах, готовых к преобразованиям жизни общества и профессиональной деятельности, обусловливают необходимость осуществления инновационных процессов в образовательном процессе вуза, цель которых сопряжена с ориентацией на подготовку творческих специалистов, умеющих ставить профессиональные, исследовательские задачи, проводить и анализировать исследование в конкретной сфере профессиональной деятельности. В системе многоуровневого высшего образования магистратура призвана обеспечивать возможности магистрантов в самореализации, расширении интеллектуально-творческого потенциала, самостоятельности, формировании исследовательской самостоятельности, являющихся частью профессиональной деятельности. Это определяет проблему поиска средств, направленных на формирование готовности магистрантов педагогического вуза к исследовательской деятельности, определения путей реализации программ, которые ориентированы на конкурентоспособность и мобильность, успешность в будущей профессиональной деятельности. В статье описываются содержательные компоненты готовности к исследовательской деятельности обучающихся в магистратуре, характеризуется педагогический функциональный потенциал научного семинара как средства формирования магистрантов к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, готовность к исследовательской деятельности, рефлексивно-научный семинар, функциональные характеристики рефлексивно-научного семинара с позиции личностного самодвижения и знаниевого обогащения методологии, логики научного исследования, с позиции дидактического сопровождения.

В современном обществе признается приоритетным представление ценности человека как личности и как профессионала, в связи с чем и возрастают требования к профессиональному саморазвитию, к уровню интеллектуального развития, формированию готовности к дальнейшему совершенствованию. И одной из ведущих целей высшего образования является обеспечение профессиональной подготовки магистрантов к деятельности, в который они «способны к адекватной оценке образовательных ситуаций, проектированию и творческому осуществлению педагогического процесса» [1, с. 140], формирование у них готовности к исследовательской деятельности в сфере образования.

Анализ научных источников позволяет говорить о много-чтимости понятия «исследовательская деятельность», которое определяют: как умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы; способность научно подойти к решению педагогической проблемы является одним из ключевых условий, гарантирующих профессиональное становление будущих специалистов [2, с. 33]; как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [3, с. 108]; как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения [4, с. 47].

Важно учитывать, что исследовательская деятельность понимается не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании студентами исследовательской работы, а шире [5, с. 106].

В этом аспекте подчеркивается, что при формировании готовности магистрантов к исследовательской деятельности, основными задачами преподавателей вуза становятся: «актуализация исследовательской потребности магистрантов; вовлечение в поисковую деятельность; поиск средств, активизирующий процесс познания; содействие в осознанном целеполагании; доведение до результативности в деятельности» [6].

Формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности в обучении является необходимым элементом качества образования и требует принципиального осмысления понятия «готовность к научно-исследовательской деятельности». Исследователей объединяет смысл данного понятия в том, что личностное образование, в котором отражены совокупность методологических знаний, исследовательских умений [7]; также готовность к научно-исследовательской деятельности рассматривается как овладения личностью знаниями, умениями и навыками, важными для успешного выполнения исследовательской деятельности [8, с. 16]: как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивацион-но-ценностное отношение к исследовательской деятельности, систему методологических знаний [9, с. 60 - 62].

Примем за основу готовность магистрантов к научно-исследовательской деятельности как личностное образование, в котором функционально проявляются личностное принятие и осознание значимости научно-исследовательской деятельности в будущей профессиональной деятельности, знания о логике и этапах научного исследования, методологическом аппарате, умения планировать и реализовать исследовательскую деятельность, рефлексия, предполагающая способность к самоанализу, преодолению трудностей на основе рефлексивного позиционирования.

На основании согласования составных научно-исследовательской деятельности определяются основные пути и средства формирования этой готовности. К условиям, которые способствуют эффективному формированию готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности, отнесены: курсы, содержащие введение в содержание основ методологии и теории научного исследования, вовлечения магистрантов в научные исследования, помощь в выборе и решении исследовательских задач, создание возможности для свободного выбора исследовательских задач и др. [11, с. 14 - 19].

В качестве продуктивного средства в процессе формирования готовности магистрантов к научно-исследовательской деятельности мы видим рефлексивный научный семинар. Следует

указать его функциональные характеристики с позиции личностного самодвижения и знаниевого обогащения методологии, логики научного исследования, с позиции дидактического сопровождения.

С позиции личностного самодвижения - это: во-первых, рефлексивно-научный семинар позволяет фиксировать и делать предметом рефлексии личностные изменения, которые происходят с магистрантами; во-вторых, рефлексивно-научный семинар позволяет направить магистрантов на процесс осмысления ситуаций связанных с научно-исследовательским поиском; в-третьих, рефлексивно-научный семинар способствует переходу магистрантов на новую ступень самореализации.

С позиции знаниевого обогащения рефлексивно-научный семинар направлен на формирование у магистрантов знаний, умений и навыков, которые служат основанием для организации и проведения собственного научного исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы. С этой целью содержание включает изучение вопросов следующего порядка: основные типы исследований в изучаемой области; подходы к организации исследования; основы содержательного и формального планирования исследований; владение теоретическими и практическими методами научного исследования; Формирование умения планировать организацию исследования, самостоятельно проводить исследование и решать научно-проблемные задачи.

С позиции дидактического сопровождения рефлексивно-научный семинар предусматривал определение магистрантами и анализ причин трудностей, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения курсовой работы, выпускной квалификационной работы, педагогической практики. Результатом является выделение проблемного поля и конструирование индивидуального маршрута в решении проблем, возникающих в ходе выполнения различных видов научно-исследовательских работ.

Ведущую роль в данном направлении отводится теоретико-проблемной площадке «Теоретические и методологические основы научно-исследовательской деятельности», цель которой - формирование исследовательской культуры магистранта формирование исследовательской позиции [11, с. 37]. Структура рефлексивного научного семинара складывается из теоретической площадки, практического блока, блока синопсиса и рефлексивного блока. Каждый из них несет смысловую, содержательную и процессуальную нагрузку. Теоретическая площадка целеобусловлена отработкой теоретического материала, подлежащего усвоению; практический блок направлен на отработку умений оперировать методологическим аппаратом, выстраивание логики педагогического эксперимента, этапов и операций организации исследования; блок синопсиса связана с формированием умений конструирования синопсиса по теме курсовой работы, выпускной квалификационной работы, научного обоснования методологического аппарата работы; рефлексивный блок предусматривает активное рефлексивное позиционирование в порядке вхождения в рефлексивную позицию по окончанию занятия. Рефлексия включает исследование ощущений, логический анализ результата, корректировка результата на основе диалога с внутренним Я магистранта при помощи ответа на вопросы: какие ощущения вызвало занятие? Что я хотел от занятия? Что получил от занятия? Что у меня лично получилось? Что не получилось? Почему не получилось? Над чем нужно еще поработать? Такая диалогичность способствует эффективности осуществления рефлексивной деятельности в рамках каждого занятия семинара.

На основе согласования описанных характеристик рефлексивно-научного семинара, подчеркнем, что магистранты в его логико-процессуально-содержательной структуре самостоятельно фиксируют, накапливают и оценивают свои достижения, целенаправленно наращивают результаты индивидуальной научно-исследовательской деятельности, оценивают её соответствие заданным критериям, овладевают критической саморефлексией в оценке своих сильных и слабых сторон, динамики собственных способностей и навыков.

Три составляющих рефлексвно-научного семинара характеризуются направленностью на субъектный опыт магистранта, стимулированием к исследовательской деятельности, прогнози-

руемостью и планируемостью результата формирования научно-исследовательской готовности магистрантов.

Основные принципы реализации рефлексивно-научного семинара как средств формирования готовности к научно-исследовательской деятельности магистрантов: ориентация магистрантов на самообразовательную деятельность; обеспечение выхода в рефлексивную позицию; принцип активизации исследовательской деятельности магистрантов посредством использования рефлексивных технологий обучения; принцип профессиональ-

Библиографический список

ной направленности исследовательской деятельности; принцип творческой самореализации в научно-исследовательской деятельности.

Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности служит достижению одной из важнейших целей - научить магистрантов мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, требующие исследования в профессиональной сфере деятельности, используя актуальный исследовательский инструментарий.

1. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования. Москва: Логос, 2014.

2. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика. Одарённый ребёнок. 2005; 1: 30 - 33.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельности учащихся (сборник статей). Москва: МГДД(Ю)Т, 2003.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Москва, 2006.

5. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. Учен. Зап. Высш. шк. г. Одессы. Одесса, 1922; Т. 2; 102 - 106.

6. Хвостикова Е.С., Очирова Е.В. Исследовательская деятельность как основа формирования исследовательского опыта. Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. Vil междунар. студ. науч.-практ. конф.

7. Баймухамбетова Б.Ш. Формирование готовности магистрантов к исследовательской деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2011.

8. Сельдемирова Р.А. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к исследовательской деятельности в системе дошкольного образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2004.

9. Железняков А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональной подготовки. Новосибирск, 1995.

10. Шалчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности. Интеграция образования. 2012; 1.

11. Слепнева К.А. Исследовательская компетенция магистров по направлению «Педагогическое образование»: анализ понятия. Международный научно-исследовательский журнал. 2017; 01 (55) Часть 3: 56 - 58.

12. Available at: sibac.info/archive/humanities/7.pdf

References

1. Zagvyazinskij V.l. Nastupit li 'epoha Vozrozhdeniya? Strategiya innovacionnogo razvitiya rossijskogo obrazovaniya. Moskva: Logos, 2014.

2. Savenkov A.I. Issledovatel'skaya praktika: organizaciya i metodika. Odarennyjrebenok. 2005; 1: 30 - 33.

3. Leontovich A.V. Issledovatel'skaya deyatel'nosti uchaschihsya (sbornik statej). Moskva: MGDD(Yu)T, 2003.

4. Savenkov A.I. Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniyu. Moskva, 2006.

5. Rubinshtejn S.L. Princip tvorcheskoj samodeyatel'nosti. Uchen. Zap. Vyssh. shk. g. Odessy. Odessa, 1922; T. 2; 102 - 106.

6. Hvostikova E.S., Ochirova E.V. Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak osnova formirovaniya issledovatel'skogo opyta. Nauchnoe soobschestvo studentovXXI stoletiya. Gumanitarnye nauki: sb. st. po mat. VII mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf.

7. Bajmuhambetova B.Sh. Formirovanie gotovnosti magistrantov k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

8. Sel'demirova R.A. Formirovanie gotovnosti studentovpedagogicheskogo kolledzha k issledovatel'skoj deyatel'nosti v sisteme doshkol'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2004.

9. Zheleznyakov A.S. Nauchnaya rabota studentov ipovyshenie urovnya professional'noj podgotovki. Novosibirsk, 1995.

10. Shalchin I.V. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Integraciya obrazovaniya. 2012; 1.

11. Slepneva K.A. Issledovatel'skaya kompetenciya magistrov po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie»: analiz ponyatiya. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017; 01 (55) Chast' 3: 56 - 58.

12. Available at: sibac.info/archive/humanities/7.pdf

Статья поступила в редакцию 10.05.18

УДК 371

Klushina N.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Social Technologies, North-Caucasian Federal

University (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

Yaschutkin V.A., senior lecturer, Stavropol State Pedagogical University (Stavropol, Russia), E-mail: klnp13@mail.ru

THE QUALITY OF EDUCATION IN HIGHER EDUCATION: BASICS, STRUCTURE AND CONDITIONS. The article deals with essential characteristics of a concept "quality of education" in the philosophical and socio-anthropological aspects. Various interpretations of the quality of higher education are analyzed. The article features a functional-activity approach to structuring the quality system of higher education. The emphasis is placed on general, specific instrumental conditions for improving the quality of higher education. The authors conclude that the quality of higher education shall be determined and provided in the context of other abilities, competencies, behavior, morality and spirituality of each student in concrete life and educational situations.

Key words: quality, quality of education, quality of higher education, quality of structure of higher education, quality management of education.

Н.П. Клушина, проф., Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, E-mail: klnp13@mail.ru

В.А. Ящуткин, доц., Ставропольский государственный педагогический университет, г. Ставрополь,

E-mail: klnp13@mail.ru

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассматриваются сущностные характеристики понятия «качество образования» в философском и социально-антропологическом аспектах. Анализируются различные трактовки качества высшего образования. Характеризуется функ-ционально-деятельностный подход к структурированию системы качества высшего образования. Делается акцент на общих, специфических инструментальных условиях повышения качества высшего образования. Авторы делают вывод о том, что качество высшего образования должно определяться и обеспечиваться в контексте сформированности способностей, компетенций поступков, поведения, проявления нравственности и духовности каждого студента в конкретных жизненных и образовательных ситуациях.

Ключевые слова: качество, качество образования, качество высшего образования, структура качества высшего образования, управление качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.