Научная статья на тему 'Научно-педагогическое сопровождение формирования исследовательской компетенции студентов педвуза'

Научно-педагогическое сопровождение формирования исследовательской компетенции студентов педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH AND PEDAGOGICAL SUPPORT / FUNCTIONS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФУНКЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SCIENTIFIC / PEDAGOGICAL SUPPORT TO FORM HIGHER SCHOOL STUDENTS'' RESEARCH COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалова Л. П., Колмогорова И. В.

Объективной закономерностью в подготовке студентов к профессиональной деятельности является сформированность исследовательской компетенции, обусловливающей развитие способности решать учебные и научно-исследовательские профессионально-педагогические задачи. Это дает основание утверждать, что необходимо применение новых подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является научно-педагогическое сопровождение. В статье раскрывается логика формирования исследовательской компетенции студентов педвуза на основе научно-педагогического сопровождения, определяющего многообразие форм, методов и средств организации исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' RESEARCH COMPETENCE

The objective regularity in the preparation of students for professional activity is the formation of research competence, which determines the development of an ability to solve educational and research professional and pedagogical problems. This suggests that it is necessary to apply new approaches to the organization of the educational process, one of which is the scientific and pedagogical support. The article reveals the logic of formation of research competence of students of pedagogical university on the basis of scientific and pedagogical support, which determines the variety of forms, methods and means of organization of research activities of students.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическое сопровождение формирования исследовательской компетенции студентов педвуза»

References

1. Terehova N.V. Pedagogicheskoe rukovodstvo samostoyatel'noj rabotoj studentov (Na primere pedagogicheskogo kolledzha). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1996.

2. Yakovec T.Ya. Kompleks pedagogicheskih uslovij formirovaniya gotovnostistudentov vuza k samoobrazovaniyu. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva 2003.

3. Zakirov G.S. Organizaciya samoobrazovaniya uchaschejsya molodezhi. 2-e izd., dopoln. Kazan', 2000.

4. Dyganova E.A. Yavgil'dina Z.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury samoobrazovaniya buduschego pedagoga-muzykanta v processe osvoeniya dirizhersko-horovyh disciplin. Filologiya i kultura. Philology and Culture (Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta). 2013; 4 (34): 278 - 285.

5. Nasipov A.Zh. Kul'tura samoobrazovaniya lichnosti: struktura, kriterii, pokazateli i urovni razvitiya. 'Emissiya - Offlajn. Internet-zhurnal. Fevral', 2011.

6. Dyganova E.A. Formirovanie samoobrazovatel'noj kul'tury buduschego pedagoga-muzykanta. Vestnik TGGPU. 2011; 3 (25): 245 - 250.

7. Skopcova L.A. Pedagogicheskie usloviya individual'no-tipologicheskogo podhoda k razvitiyu kul'tury samoobrazovatel'noj deyatel'nosti uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2010

8. Moskvina T.I. Refleksivnyj praktikum kak sredstvo formirovaniya cennostnogo otnosheniya k pedagogicheskoj deyatel'nosti: v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2009.9. Kutolin S.A. Mir kak trud i refleksiya. Mezhdunar. Akad. Nauk Centra noosfer. zaschity. Him. lab. Novosibirsk, 2001.

10. Azbukina S.Yu. Refleksivnaya kontrol'no-samoocenochnaya deyatel'nost' buduschego uchitelya kak resurs kachestva pedagogicheskoj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2005.

11. Temnyatkina O. V. Ocenka sformirovannosti komponentov deyatel'nosti i universal'nyh uchebnyh dejstvij u obuchayuschihsya. Nauchno-metodicheskj 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; T. 20: 1 - 7.

Статья поступила в редакцию 31.10.18

УДК 37

Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Kolmogorova I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vice-Rector for Academic Affairs, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: [email protected]

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' RESEARCH COMPETENCE. The objective regularity in the preparation of students for professional activity is the formation of research competence, which determines the development of an ability to solve educational and research professional and pedagogical problems. This suggests that it is necessary to apply new approaches to the organization of the educational process, one of which is the scientific and pedagogical support. The article reveals the logic of formation of research competence of students of pedagogical university on the basis of scientific and pedagogical support, which determines the variety of forms, methods and means of organization of research activities of students.

Key words: research competence, research and pedagogical support, functions of scientific and pedagogical support, pedagogical conditions of scientific and pedagogical support to form higher school students' research competence.

Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: [email protected]

И.В. Колмогорова, канд. пед. наук, доц., проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»,

г. Шадринск, E-mail: [email protected]

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА

Объективной закономерностью в подготовке студентов к профессиональной деятельности является сформированность исследовательской компетенции, обусловливающей развитие способности решать учебные и научно-исследовательские профессионально-педагогические задачи. Это дает основание утверждать, что необходимо применение новых подходов к организации образовательного процесса, одним из которых является научно-педагогическое сопровождение. В статье раскрывается логика формирования исследовательской компетенции студентов педвуза на основе научно-педагогического сопровождения, определяющего многообразие форм, методов и средств организации исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, научно-педагогическое сопровождение, функции научно-педагогического сопровождения, педагогические условия научно-педагогического сопровождения формирования исследовательской компетенции студентов педвуза.

Современная парадигма образования нацеливает процесс подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности с позиции формирования целостного психолого-педагогического знания, с позиции компетентностного подхода, определяющего широкий спектр педагогической деятельности: изучение личностных характеристик и особенностей учащихся, моделирование процессов и проектирование инновационных замыслов, формирование стремления к самосовершенствованию, самореализации в формате педагогического мастерства и творчества, умения и готовности проводить опытно-исследовательскую работу и др.

Приоритетным при реализации компетентностного подхода является не информированность обучающегося, не усвоение и репродукция учебного материала, а самостоятельный мотивированный поиск информации, её интерпретация, обработка и анализ с целью получения нового знания, то есть исследовательская деятельность [1].

Исследовательская компетенция означает владение умениями и способами исследовательской деятельности, которые проецируются на решение образовательных проблем, построение образовательного процесса в соответствии с ценностями-целями современного образования. В содержательном конструкте исследовательской компетенции находят выражение совокупность знаний и понятий, совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в знаниях, совокупность умений выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности [2, с. 27 - 34].

Научно-исследовательская компетенция в ходе активной деятельности студентов предусматривает приобретение необходимых навыков творческой исследовательской деятельности, что позволяет самостоятельно решать задачи,

разработанных в науке. Научно-исследовательская компетенция предполагает умение студента поставить задачу на основе анализа имеющейся информации, условий, методов, планирование педагогического эксперимента [3, с. 69 - 77].

В соответствии с новыми общественными потребностями возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности учителя. Концепция высшего педагогического образования определяет в качестве конечной цели подготовку учителя, владеющего опытом творческой деятельности и методологией научного познания, способного самостоятельно обновлять свои знания, расширять кругозор и совершенствовать методическое мастерство. Следовательно, система профессионального образования должна быть направлена на подготовку учителя-исследователя [4].

Таким образом, речь идёт о формировании научно-исследовательской компетенции как сложного системного образования, конституционной структуры, коррелирующей с предметной научно-исследовательской деятельностью; как совокупность системы знаний об исследовательской деятельности, опыт творческой исследовательской деятельности, умения организовать исследовательскую деятельность [5, с. 27 - 31].

В связи с этим на основе фундаментальной общенаучной и специальной подготовки необходимым является усиление роли научно-исследовательской подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности, позволяющей востребовать и реализовать себя в этой деятельности.

Основные методы исследования: теоретический анализ, опытно-поисковая работа. Научно-исследовательская деятельность, процессуально формирующая исследовательскую компетенцию студентов, представляет собой модель самореализации креативного потенциала студентов и преподавателей, и которая на-

правлена на раскрытие способностей студентов к исследованию, их личностных черт характера как будущего специалиста, что содействует обретению студентами собственного мировоззрения. Исследовательская компетенция рассматривается как совокупность личностно-осмысленных исследовательских знаний, умений, навыков, опыта деятельности, ценностных ориентаций, поведенческих моделей, которые могут сформироваться в процессе исследовательской деятельности [6, с. 13].

Данный процесс предусматривает научно-педагогическое сопровождение, которое в своей процессуально-содержательной основе сосредоточивает внимание на организации таким образом научно-исследовательской деятельности студентов, в котором учитываются их индивидуальные возможности в области научно-исследовательской работы, предусматриваются формы организации взаимодействия сопровождающего (преподавателя, руководителя научно-исследовательской работы).

Обращаясь к научным изысканиям обнаруживаем определение научно-педагогического сопровождения как процесса, идея которого основана на принципах максимального использования научного потенциала вуза, на сопровождение деятельности каждого компонента обучающегося [7, с. 14].

Ресурсная постановка научно-педагогического сопровождения зависит от научного и инновационного потенциала вуза, кафедры, обеспечивающих своевременное реагирование на изменения во внешней среде, активизировать научно-исследовательскую работу студентов, разрабатывать научные основы профессионально педагогического образования.

Функционально научно-педагогическое сопровождение осуществляется в соответствии с принципами, определяющими направления деятельности кафедры в организации научно-исследовательской работы студентов: приоритет научных интересов студентов; педагогическая поддержка студентов; обеспечение ценностно-смыслового вхождения в научно-исследовательскую работу; разнообразие форм сопровождения в выполнении научно-исследовательской работы студентами.

Функции научно-педагогического сопровождения в формировании исследовательской компетенции студентов нами обозначены как: аналитическая, ориентационная, прогностическая, моделирующая. Аналитическая функция заключена в установлении причинно-следственных связей между компонентами образовательного процесса, в выявлении условий, в которых осуществляется процесс формирования исследовательской компетенции студентов. Ориентаци-онная функция направлена на формирование у студентов представлений о цели, плане и средствах осуществления исследования, умений определять направление исследовательской работы, прогнозировать её результаты. Прогностическая функция предполагает выявление у студентов наличия умения предвидеть конечной результат исследовательской деятельности. Научно-педагогическое сопровождение в данном аспекте направлено на формирование умений прогнозировать, опираться на знания сущности, закономерностей, логики педагогического исследования, формирование умения выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи предстоящего исследования, выбрать способы достижения поставленных целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического исследования, распределить время, спланировать и составить алгоритм своих действий, использовать комплекс методов и методик, адекватных исследованию [8].

Моделирующая функция реализуется в построении процесса сопровождения в формировании исследовательской компетенции студентов: консультирование, совместное проектирование работы, обсуждение прогнозов к решению поставленных задач, корректировка структуры, предмета, объекта, внутренних связей исследовательской работы, позволяющих, позволяющие сделать выводы и обосновать результаты внедрения в практику образовательного процесса школы.

Важно создать условия, в которых научно-педагогическое сопровождение обеспечивает формирование исследовательской компетенции студентов, включающей в свой смысловой и операциональный состав способность видеть и формулировать проблему, определять цель исследовательской работы; понимать и обосновывать актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость задач исследования; выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать решение, используя готовые и собственные алгоритмы и схемы; самостоятельно осваивать новые методы исследования, приобретать знания, в том числе с помощью информационных технологий; проводить исследование по готовой или самостоятельно разработанной программе; представлять результаты своей работы [9, с. 76].

В целях продуктивной реализации процесса формирования исследовательской компетенции студентов на основе научно-педагогического сопровождения нами выделены следующие педагогические условия:

1) информационно-методическое обеспечение, которое содержательно направлено на информацию о методологии, методах, формах организации исследования в конкретной предметной области, проецируется на формирование у студентов способности к анализу собственной деятельности, формирование инициативности и самостоятельности в выполнении различных видов исследовательских работ. В этом необходимым является разработка спецкурса «Основы научно-исследовательской деятельности» как специально-организованного средства научно-педагогического сопровождения, предполагающего последова-

тельное прохождение этапов самостоятельно педагогического научного исследования [10, с. 17].

Целью научно-педагогического сопровождения в формате данного спецкурса является активизация познавательной деятельности студентов, формированию их творческого мышления, исследовательских умений и навыков, умение самостоятельно анализировать и находить правильное научно обоснованное решение в конкретных педагогических ситуациях, формирование научно-исследовательской самостоятельности в выполнении различных видов работ подобного рода. Содержательное наполнение спецкурса включает в себя методологические основы педагогического исследования, методы исследования педагогических проблем, структурная композиция педагогического исследования, организация опытно-поисковой, опытно-экспериментальной работы, структура, содержание, требования к курсовой работе, выпускной квалификационной работе, требования к их защите;

2) педагогическая поддержка студентов в осознании себя субъектом исследовательской деятельности, предусматривающую сопровождение в развитии навыков самоанализа (знание и принятие своих сильных и слабых сторон), вхождению в рефлексивное позиционировании относительно готовности к выполнению научно-педагогических исследовательских задач. Научно-педагогическое сопровождение в контексте данного условия осуществляется за счет развития способностей к анализу и оценке собственной деятельности студентам посредством заданий различного исследовательского уровня, оценочно-аналитических задач, требующих доказательства, составления структурно-логических схем; задач практической направленности, проектно-технологических [9, с. 78];

3) создание научно-предметно развивающей среды, направленной на стимулирование выполнения исследовательской работы, что предусматривает представление возможности выбора форм и способов аудиторной и самостоятельной учебно-исследовательской работы, уровня сложности заданий, темы исследований; использование активных методов и форм обучения; включенность студентов в деятельность по рецензированию работ других студентов. Подчеркнём, что ведущими являются организационно-деятельностные игры, рефлексивно-деятельностные интерактивы, базирующиеся на индивидуальных переживаниях, самоанализе, осознании собственных знаний и умений в реальной действительности: самооценка, самоанализ и пр.; семинары-погружения, обеспечивающие интенсивное освоение как индивидуального, так и группового опыта, корректировку знаний; инновационно-деятельностные занятия, моделирование, в ходе реализации которых важным требованием является взаимодействие и сотрудничество студентов с преподавателем, помощь педагогов студентам. Все это должно обеспечить повышение студентами своей собственной исследовательской самостоятельности [10; 11];

4) создание педагогически комфортной среды, содействующей самореализации студентов, самостоятельности в решении возникающих трудностей; создание условий для инициативности и самостоятельности студентов при выполнении исследовательских работ;

5) включенность студентов в разнообразные виды внеаудиторной творческой исследовательской деятельности, направленной на активизацию исследовательской деятельности студентов. Для этого создаются творческие лаборатории, объединяющие различные учебные дисциплины, научные сообщества студентов и преподавателей, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной практической деятельности, мобилизации творческого потенциала студентов и преподавателей. Результаты участия работы студентов в творческих лабораториях представляются на конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях.

Создание указанных условий научно-педагогического сопровождения, осуществляемого кафедрой представляет единство психолого-педагогического, мотивационно-целевого, информационно-методического, организационно-управленческого компонентов деятельности преподавателей кафедры. При этом ведущей становится деятельность, связанная с сопровождением студентов в усвоение целей, задаваемых предметом исследования; превращением мотивов в цели; преобразованием неосознанных мотивов в осознанные цели, а также организационно-управленческая деятельность, включающая совокупность способов и средств для выстраивания субьект-субьектных взаимоотношений преподавателя и студента, их совместной деятельности при доминирующей самостоятельности студента. Научно-педагогическое сопровождение процесса формирования исследовательской компетенции студентов педвуза таким образом, сосредоточено на проведении диагностики мотивации студентов к исследовательской деятельности (в ходе экспериментального исследования динамика составила от 57% к 89% студентов); самооценку сформированности групп умений, обеспечивающих успешность исследовательской деятельности (умение анализировать, прогнозировать и определять задачи исследования на конец исследовательского эксперимента показали высокий уровень 75% студентов), выявление личностных качеств, способствующих становлению личности педагога - исследователя.

Другой важный аспект научно-педагогического сопровождения сосредоточен на выявлении проблемных аспектов при формировании исследовательской компетенции студентов (основными проблемами явились методологические аспекты исследовательской работы, студенты отмечали недостаточность знаний

и умений в определении категориально-методологического аппарата - 65%, на конец эксперимента по окончании спецкурса процент методологической грамотности возрос до 74%).

В целом экспериментальное исследование, связанное с организацией научно-педагогического сопровождения процесса формирования исследова-

Библиографический список

тельской компетенции студентов педвуза позволило нам выявить, обосновать, проверить и доказать то, что при организации соответствующих педагогических условий, обозначенных выше, у студентов формируется исследовательская компетенция, которая является важной составляющей успешности в рамках профессионально-педагогической деятельности.

1. Лобова ПН. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. Москва, 2000.

2. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. Педагогика. 2000; 3: 27 - 34.

3. Комарова Ю.А. Научно-исследовательская компетентность специалистов: функционально-содержательное описание. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2008, сентябрь; Выпуск 11 (68): 69 - 77.

4. Чикунова ПК. Подготовка учителя к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.

5. Шадриков В.Д. Модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход. Высшее образование сегодня. 2006; 8: 27 - 31.

6. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2011.

7. Лагусева Н.Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2007.

8. Елагина В.С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. Концепт. 2012; 8 (август). Available at: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm

9. Лукашенко С.Н. Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин). Образование и наука. 2012; 1 (90): 76.

10. Савельев П.А. Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования исследовательских компетенций у студентов педагогического колледжа. Среднее профессиональное образование. 2014; 3: 17 - 20.

11. Шнейдер Е.М., Димитрюк Ю.С. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы. Современные проблемы науки и образования. 2017; 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27049

References

1. Lobova G.N. Osnovypodgotovkistudentov kissledovatel'skojdeyatel'nosti. Moskva, 2000.

2. Lazarev V.S., Konoplina N.V. Deyatel'nostnyj podhod k formirovaniyu soderzhaniya pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika. 2000; 3: 27 - 34.

3. Komarova Yu.A. Nauchno-issledovatel'skaya kompetentnost' specialistov: funkcional'no-soderzhatel'noe opisanie. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2008, sentyabr'; Vypusk 11 (68): 69 - 77.

4. Chikunova G.K. Podgotovka uchitelya k issledovatel'skoj deyatel'nosti v processe povysheniya kvalifikacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.

5. Shadrikov V.D. Model' specialista: innovacionnaya podgotovka i kompetentnostnyj podhod. Vysshee obrazovanie segodnya. 2006; 8: 27 - 31.

6. Chernyaeva L.A. Formirovanie issledovatel'skoj kompetencii studentov pedagogicheskogo kolledzha. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2011.

7. Laguseva N.N. Nauchno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo obrazovaniya v gumanitarnom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg 2007.

8. Elagina V.S. Formirovanie issledovatel'skoj kompetencii v processe professional'noj podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza. Koncept. 2012; 8 (avgust). Available at: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12102.htm

9. Lukashenko S.N. Model' razvitiya issledovatel'skoj kompetentnosti studentov vuza v usloviyah mnogourovnevogo obucheniya (na primere izucheniya matematicheskih disciplin). Obrazovanie i nauka. 2012; 1 (90): 76.

10. Savel'ev P.A. Uchebno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya issledovatel'skih kompetencij u studentov pedagogicheskogo kolledzha. Srednee professional'noe obrazovanie. 2014; 3: 17 - 20.

11. Shnejder E.M., Dimitryuk Yu.S. Metody formirovaniya issledovatel'skoj kompetentnosti studentov vysshej shkoly. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27049

Статья поступила в редакцию 02.11.18

УДК 377

Kirilina Yu.P, teacher, Astrakhan College of Culture and Art; teaching assistant, Department of Applied Mathematics, Computer Science and Quality

Management, Astrakhan State University (Astrakhan, Russia), E-mail: [email protected]

Vezirov T.G., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF FORMATION OF MEDIA CULTURE OF STUDENTS. The article describes one of the aspects of forming media culture of students of an average professional educational organization. The project activity within the discipline "Multimedia technologies" of the Astrakhan College of Culture and Arts is considered as such tool. Project activity is focused on the independent activities of students and is learning, research, educational, constructive, creative activity. It is the project activity that allows the student to unleash their creative potential, to show their knowledge, research skills, ability to work in a team, independence, activity, creativity, ability to strategically plan their activities and achieve the expected results. The article shows how to develop students' media culture using project activities.

Key words: media technologies, media culture, media texts, media creativity, tutor, facilitator, project activities, multimedia technologies, library science, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Microsoft Word.

Ю.П. Кирилина, преподаватель, ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств», ассистент кафедры прикладной математики,

информатики и управления качеством, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, E-mail: [email protected]

Т.Г. Везиров, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрен один из аспектов формирования медиакультуры студентов средней профессиональной образовательной организации. В качестве такого средства рассматривается проектная деятельность в рамках дисциплины «Мультимедийные технологии» Астраханского колледжа культуры и искусств. Проектная деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся и представляет собой учебную, исследовательскую, воспитательную, конструктивную, творческую деятельность. Именно проектная деятельность позволяет студенту раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, умение работать в команде, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов. В статье показано, как развивать медиакультуру студентов с использованием проектной деятельности.

Ключевые слова: медиатехнологии, медиатексты, медиатворчество, тьютор, фасилитатор, проектная деятельность, мультимедийные технологии, библиотековедение, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Microsoft Word.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.