References
1. Devyatko V.V. Social'no-psihologicheskij trening kak sredstvo povysheniya kompetentnosti molodyh oficerov v obraschenii s podchinennymi. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1990.
2. Syromyatnikov I.V. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u buduschih oficerov v processe professional'noj podgotovki v vuze. Innovacii v obrazovanii. 2003; 3.
3. Severin M.M. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u buduschih oficerov-vospitatelej Available at: <http://www.rae.ru/ forum2012/290/2079>
4. Petrovskaya L.A. Obschenie - kompetentnost'- trening. Moskva, 2007.
5. Zhukov Yu.M. Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obschenii. Moskva, 1991.
6. Emel'yanov Yu.N. Aktivnoe social'no-psihologicheskoe obuchenie. Leningrad, 1985.
7. Shpeht M.V. Osobennosti transformacii kommunikativnyh harakteristik v processe podgotovki specialistov v voennom vuze. Razvitie cheloveka v sovremennom mire. Novosibirsk. 2014; Chast' 2.
8. Emelin A.I. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti u buduschih oficerov-finansistov sredstvami social'no-psihologicheskogo treninga. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Yaroslavl', 1999.
9. Matyash N.V. Metody aktivnogo social'no-psihologicheskogo obucheniya. Moskva, 2007.
Статья поступила в редакцию 03.12.14
УДК 378.14
Vostroknutov Ye.V., senior teacher, Psychology and Pedagogy Department, Penza State Technological University (Penza,
Russia), E-mail: [email protected]
POSSIBILITY OF RESEARCH ACTIVITIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF CREATIVE TECHNICAL COLLEGE STUDENTS. This article deals with the problem of formation of professional and creative competence of students of a technical institute in the course of research activities. Particular emphasis is focused on the concepts of "research activity" and "research activities of students" and on identification of species and forms of scientific and research activity of students of a technical college. The research is based on the analysis of the scientific literature and allows establishing the relationship of research and creative activity. In conclusion, the author discloses the correspondence of organizational forms of research activities with forms of the creative professional competence of students of a technical institute. The experimental work is conducted in 2011- 2013 in Penza State Technological University. The results of the experiment serve evidence of the increase of effectiveness of forming of professional and creative competences of students.
Key words: research activities, research activities of students, professional and creative competence.
Е.В. Вострокнутов, ст. преп. каф. педагогики и психологии Пензенского государственного технологического
университета, г. Пенза, E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В данной статье рассматривается проблема формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в процессе научно-исследовательской деятельности. Особое внимание уделено характеристике понятий «научно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская деятельность студентов», выявлению видов и форм научно-исследовательской деятельности студентов технического вуза. На основании анализа научной литературы устанавливается взаимосвязь исследовательской и творческой деятельности. В заключение раскрывается соответствие организационных форм научно-исследовательской деятельности формируемым профессионально-творческим компетенциям студентов технического вуза.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность студентов, профессионально-творческие компетенции.
В настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет выпускник высшей технической школы, нацеленный на поиск новых, неординарных решений технических задач со сформированным творческим стилем профессионального мышления. Именно поэтому особую актуальность приобретает проблема повышения качества подготовки студентов технического вуза путём формирования у них профессионально-творческих компетенций (ПТК). В педагогическом плане, основная проблема заключается в том, что в условиях сокращения времени на подготовку на уровне бакалавриата целесообразно формировать профессионально-творческие компетенции средствами научно-исследовательской деятельности (НИД). Это позволит к 7-8 семестру сформировать студента, готового к реальному дипломному проектированию, востребованного на предприятии, имеющего рекомендации для поступления в магистратуру, имеющего результаты научной деятельности и способного реализовывать собственные идеи.
В исследованиях В.И. Загвязинского, В.В. Краевского НИД рассматривается в «контексте проблем совершенствования содержания и структуры профессионального образования» [1,
с. 23]. И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов отмечают значение НИД в «стимулировании личностно-профес-сионального становления специалиста и обеспечении высокого уровня профессиональных компетенций» [1, с. 23]. Авторы связывают научно-исследовательскую деятельность с формированием и развитием компетенций.
С.Л. Белых под научно-исследовательской деятельностью понимает «конструирование собственной картины мира, отражающей систему ценностей человека, опосредованное научными методами познания» [2, с. 24].
И.А. Зимняя рассматривает научно-исследовательскую деятельность в широком контексте информационного пространства, где сама деятельность есть процесс, есть активность субъекта [3].
В.В. Давыдов выделяет компоненты НИД: информационный (получение информации об уже имеющихся знаниях, обобщение этих знаний, фиксация); аналитико-критический (анализ и критика имеющихся знаний, постановка проблемы исследования на основе выявления частично или полностью неопознанных сторон темы исследования); собственно-исследовательский (прове-
дение теоретического и экспериментального исследования для получения нового знания, фиксация промежуточных результатов исследования); трансляционно-оформительский (порождение сообщения и вида научного документа, фиксирования окончательных результатов исследования и получения новых знаний) [4].
Считаем, что в выделенную В.В. Давыдовым структуру стоит добавить рефлексивный (или оценочно-результативный) компонент, предполагающий обсуждение и результатов, изучение положительных и отрицательных сторон для корректировки дальнейшей исследовательской деятельности.
Таким образом, под научно-исследовательской деятельностью понимают: фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний; прикладные научные исследования, направленные на применение новых знаний; экспериментальные разработки на базе знаний, приобретенных в результате проведения научных исследований; создание новых материалов, продуктов, методов и их дальнейшее совершенствование.
Но создание чего-либо нового есть творчество. Можно сказать, что творчество и научно-исследовательская деятельность находятся в тесной взаимосвязи, проследить которую позволяют философские работы И.М. Когана, В.В. Розанова, Ю.А. Урман-цева и др.
Мы разделяем идею И.М. Когана и О.Н. Лукашевич, что творчество и исследовательская деятельность являются взаимообусловленными и взаимосвязанными процессами, основную характеристику которых составляет органичное взаимодействие и взаимопроникновение друг в друга [5].
Следует отметить, что творчество имеет в своей основе два взаимообогащающих начала: личностное и деятельност-ное, которые могут развиваться только друг через друга. Поэтому творчество рассматривается как внутреннее сущностное свойство деятельности личности, проявляющееся как в деятельности вообще, так и в конкретных формах. Такой конкретной формой деятельности выступает научно-исследовательская деятельность.
На основе теоретического анализа было выявлено, что в структуре научно-исследовательской деятельности обнаруживаются все те элементы, что свойственны содержанию творческой деятельности: мотив - совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования; цель - получение объективно нового знания о реальности; объект - выделенный для изучения действительности; предмет - совокупность устанавливаемых свойств объекта; процесс - последовательность действий, протекающих в соответствии с логикой научного исследования; продукт - объективно новое знание о действительности [1, с. 25 - 26].
Можно сказать, что научно-исследовательская деятельность является одной из многочисленных форм творческой деятельности. Кроме того, НИД, как и компетенция, включает мотивационную (потребность личности), деятельностную (продуктивная деятельность) и результативную (получение продукта деятельности) составляющие. Это свидетельствует о том, что научно-исследовательская деятельность способствует формированию и развитию профессионально-творческих компетенций.
Эта взаимосвязь прослеживается в результате анализа ФГОС ВПО, в содержании которых выделена научно-исследовательская деятельность студентов и представлены компетенции, формируемые в этой деятельности.
В образовании главной целью научно-исследовательской деятельности является не столько производство новых знаний, сколько приобретение личностью функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления. То есть, особой чертой научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе является развитие личности студента, а не получение объективно нового результата, как в научной деятельности ученых. Научно-исследовательскую деятельность студентов следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого
функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления. В роли этого механизма у человека выступает мышление.
В последние годы появилось много исследований по научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС), что уже само по себе говорит об актуальности этой проблемы.
Научно-исследовательская деятельность студентов, по мнению Л.М. Манаковой, требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями, что в свою очередь позволяет им наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности.
В процессе НИД студенты приобретают знания в различных областях науки, знакомятся с основными методами исследованиями, усваивают доступные им элементы методики исследовательской деятельности, овладевают умениями добывать и перерабатывать новые знания. Эта деятельность складывается из двух видов: учебно-исследовательской, которая включается в учебные планы вузов, и научно-исследовательской, которая является добровольной формой приобщения студентов к научному творчеству и относится к внеаудиторной (самостоятельной) работе (Т.П. Винничук, Н.Ф. Ганцен и др.) [6].
В статье будем придерживаться структуры научно-исследовательской деятельности студентов, предложенной И.А. Зимней, согласно которой НИДС в вузе реализуется по двум направлениям:
1. Учебно-исследовательская деятельность студентов, включенная в учебный план с предусмотренными формами её выполнения (реферат, курсовая и дипломная работа, полевая практика и др.).
2. Внеучебная НИДС, проводимая по собственной инициативе студента:
1) НИДС, дополняющий учебный процесс;
2) НИДС, параллельная учебному процессу [3, с. 10 - 11].
Внеучебная НИДС, дополняющая учебный процесс, имеет
целью выход за рамки программы обучения, индивидуализацию образовательного процесса, создание предпосылок для обеспечения продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре. Студентам на этом этапе важно научиться использовать освоенные исследовательские навыки при решении исследовательских и практических задач под непосредственным контролем преподавателя;
Внеучебная НИДС, параллельная учебному процессу, характеризуется научной профессионализацией студентов под руководством преподавателей и научных сотрудников. Студенты учатся ставить конкретные научные задачи и находить средства и методы их решения с участием преподавателей и научных сотрудников.
Анализ научной литературы и практического опыта показывает, что организационные формы и виды НИДС во всех вузах практически одинаковые. А вот их содержание может существенно отличаться. Содержание зависит от тех видов деятельности, к которым готовят студентов. Эти виды деятельности определены ФГОС ВПО и конкретизируются перечнем компетенций по каждому виду деятельности.
Обобщая позиции ученых по проблеме научно-исследовательской деятельности студентов (А.В. Ефанов, И.А. Зимняя, В.В Кукушкина и др.), нами определены наиболее характерные для технического вуза формы НИДС:
1) учебно-исследовательская деятельность:
- изучение дополнительной литературы;
- исследовательские и творческие задания в рамках учебных дисциплин;
- рефераты, доклады;
- курсовые и выпускные квалификационные работы;
2) внеучебная НИДС, дополняющая учебный процесс:
- научно-практические конференции;
- научные форумы, конкурсы и др.;
- выставки научно-технического творчества молодежи;
- студенческое научное общество, конструкторское бюро;
3) внеучебная НИДС, параллельная учебному процессу:
- временные творческие коллективы;
- научно-исследовательские работы;
- конкурсы грантов.
НИДС как любой вид деятельности должна иметь некий продукт деятельности. Компетенция тоже включает в себя не только способности, практический опыт, но и конечный продукт конкретной деятельности. Анализ результатов деятельности позволяет
Таблица 1
Соответствие организационных форм НИДС формируемым профессионально-творческим компетенциям
студента технического вуза
Организационная форма НИДС Продукт Формируемые ПТК
Изучение дополнительной литературы Каталог литературы Способность к пополнению знаний для решения профессионально-творческих задач (ПТК-2)
Исследовательские и творческие задания в рамках учебных дисциплин Мини-исследование, мини-проект Способность участвовать в разработке и реализации проектов (ПТК-3); готовность участвовать в проведении научных исследований (ПТК-4)
Реферат, доклад, курсовая работа, выпускная квалификационная работа Описание идеи, исследование, проект, научный доклад Высокая мотивация к профессиональной деятельности (ПТК-1); способность к пополнению знаний для решения профессионально-творческих задач (ПТК-2); способность участвовать в разработке и реализации проектов (ПТК-3); готовность участвовать в проведении научных исследований (ПТК-4)
Студенческое научное общество, конструкторское бюро Техническое устройство или проект; патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец; свидетельство на программу для ЭВМ и БД; портфолио Высокая мотивация к профессиональной деятельности (ПТК-1); способность участвовать в разработке и реализации проектов (ПТК-3); навыки защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ПТК-5)
Научно-исследовательская работа, временный творческий коллектив Технология, алгоритм, метод, опытный образец и др.; акт о внедрении результатов НИР Высокая мотивация к профессиональной деятельности (ПТК-1); способность к пополнению знаний для решения профессионально-творческих задач (ПТК-2); способность участвовать в разработке и реализации проектов (ПТК-3); готовность участвовать в проведении научных исследований (ПТК-4); навыки защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (ПТК-5)
Научно-практическая конференция Научная статья, научный доклад Высокая мотивация к профессиональной деятельности (ПТК-1); способность к пополнению знаний для решения профессионально-творческих задач (ПТК-2); готовность участвовать в проведении научных исследований (ПТК-4)
Научный форум, конкурс и др. Идея, проект Высокая мотивация к профессиональной деятельности (ПТК-1); способность к пополнению знаний для решения профессионально-творческих задач (ПТК-2); способность участвовать в разработке и реализации проектов (ПТК-3); готовность участвовать в проведении научных исследований (ПТК-4)
Выставка научно-технического творчества молодежи Экспонат Высокая мотивация к профессиональной деятельности (ПТК-1); способность к пополнению знаний для решения профессионально-творческих задач (ПТК-2); способность участвовать в разработке и реализации проектов (ПТК-3); готовность участвовать в проведении научных исследований (ПТК-4)
оценить результативность этой деятельности и проконтролировать усвоение студентами профессионально-творческих компетенций.
В предыдущих исследованиях нами были определены: сущность понятия «профессионально-творческие компетенции», структура и содержание профессионально-творческих компетенций [7; 8].
Рассмотрим соответствие организационных форм НИДС в техническом вузе формируемым профессионально-творческим компетенциям студентов (таблица 1).
Под организационными формами НИДС мы понимаем внешнее выражение учебной и внеучебной НИДС, содержание которых отражает конкретную деятельность студентов. Осуществление НИДС приводит к созданию продукта деятельности как результата деятельности и внешнего выражения профессионально-творческих компетенций студента.
В процессе подготовки к участию в той или иной организационной форме НИДС, а также непосредственно в процессе участия, студент получает не только продукт деятельности, но
Библиографический список
и приобретает знания, умения, навыки и способности к решению профессиональных задач, а также бесценный практический опыт, которые являются составляющими профессионально-творческих компетенций.
В заключение стоит отметить, что в 2011 - 2013 гг. нами была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза, используя возможности научно-исследовательской деятельности [9]. Базой эксперимента выступил Пензенский государственный технологический университет. Результаты эксперимента свидетельствовали о повышении эффективности формирования профессионально-творческих компетенций студентов в НИД и подробно представлены в предыдущем исследовании [10].
Таким образом, научно-исследовательская деятельность студента в техническом вузе выступает эффективным инструментом повышения мотивации и успешности обучения в вузе, что обеспечивает формирование профессионально-творческих компетенций.
1. Корчагина М.В. Формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к научно-исследовательской деятельности. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тольятти, 2013.
2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента. Ижевск, 2008.
3. Зимняя И.А. Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентиро-ванной ООПВПО. Москва, 2010.
4. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление. Москва, 1989.
5. Лукашевич О.Н. Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2002.
6. Ганцен Н.Ф. Опережающая профессиональная подготовка будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности в период обучения в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Магнитогорск, 2002.
7. Вострокнутов Е.В., Разуваев С.Г. Сущность понятия «творческие компетенции» в спектре категориально-понятийного поля педагогики. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012; 2 (117).
8. Вострокнутов Е.В. Содержание и структура творческих компетенций студента технического вуза. Вестник высшей школы «Alma Mater». 2012; 3.
9. Вострокнутов Е.В. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческих компетенций у студентов технического вуза во внеучебной научно-исследовательской деятельности. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013; Т. 1, № 11(15). Серия: Социально-гуманитарные науки.
10. Lyussev V.N., Yasarevskaya O.N., Vostroknutov E.V., Kuliamin O.V. The organization of students' research and know-how activity in a regional engineering higher school. Life Science Journal. 2014; 11(12s). Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/102_2653 7life1112s14_474_477.pdf
References
1. Korchagina M.V. Formirovanie gotovnosti buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya k nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tol'yatti, 2013.
2. Belyh S.L. Upravlenie issledovatel'skoj aktivnost'yu studenta. Izhevsk, 2008.
3. Zimnyaya I.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' studentov v vuze kak ob'ekt proektirovaniya v kompetentnostno-orientirovannoj OOP VPO. Moskva, 2010.
4. Davydov V.V. Nauchnoe obespechenie obrazovaniya v svete novogo pedagogicheskogo myshleniya. Novoe pedagogicheskoe myshlenie. Moskva, 1989.
5. Lukashevich O.N. Nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya tvorchestva studentov v obrazovatel'noj sisteme pedagogicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2002.
6. Gancen N.F. Operezhayuschaya professional'naya podgotovka buduschih uchitelej v processe nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti v period obucheniya v vuze. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Magnitogorsk, 2002.
7. Vostroknutov E.V., Razuvaev S.G. Suschnost' ponyatiya «tvorcheskie kompetencii» v spektre kategorial'no-ponyatijnogo polya pedagogiki. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 2 (117).
8. Vostroknutov E.V. Soderzhanie i struktura tvorcheskih kompetencij studenta tehnicheskogo vuza. Vestnik vysshej shkoly «Alma Mater». 2012; 3.
9. Vostroknutov E.V. Soderzhanie i rezul'taty opytno-'eksperimental'noj raboty po formirovaniyu tvorcheskih kompetencij u studentov tehnicheskogo vuza vo vneuchebnoj nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. XXI vek: itogiproshlogo iproblemy nastoyaschego plyus. 2013; T. 1, № 11(15). Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki.
10. Lyussev V.N., Yasarevskaya O.N., Vostroknutov E.V., Kuliamin O.V. The organization of students' research and know-how activity in a regional engineering higher school. Life Science Journal. 2014; 11(12s). Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112s/102_2653 7life1112s14_474_477.pdf
Статья поступила в редакцию 29.01.15
УДК 378
Andreyev N.V., postgraduate, Far East State Humanities University (Habarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
ARTISTIC DRAWING AS AN INDICATOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF ARCHITECTURE AND ARTISTIC PROFILE: UNDERSTANDING ITS BASICS AND EVALUATION CRITERIA. In the research paper in connection with the introduction of new educational standards of the higher educational school the author raises a problem of rethinking of the role of artistic drawing as an indicator of personal and professional development of students' artistic and architectural profile. The researcher justifies the criteria and indicators based on the nature of the pattern of artistic activity and specificity of its performance as a creative work in the educational process. The author also considers such criteria as being interested in the drawing process and professionalism of the performance, the indicators of which are defined to be a line, surface (sense of form, texture), composition through the prism of shaped vision of the themes, possession of drawing skills in expression of images by figurative means. The suggested criteria in organization of artistic activity of students in a university are a useful and clear mechanism to assess students' achievements.
Key words: artistic activity, evaluation criteria of artistic drawing, personal and professional development.
Н.В. Андреев, соискатель Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РИСУНОК КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ: ОСМЫСЛЕНИЕ ЕГО СУТИ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ
В статье в связи с введением новых образовательных стандартов высшей школы поднимается проблема переосмысления роли художественного рисунка как одного из показателя личностно-профессионального развития студентов художественно-архитектурного профиля. Обосновываются критерии и показатели рисунка исходя из сущности художественной деятельности и специфики его выполнения как творческого задания в учебном процессе на факультете архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета. Рассматриваются такие критерии рисунка, как заинтересованность, профессионализм исполнения, в которых показателями определяются линия, поверхность (чувство формы, фактуры), композиция сквозь призму образного видения темы рисунка, владение навыками образных средств изображения и выражения.