Помимо этого, в программу балетных учебных заведений должны также входить история танца, вокал, актёрское мастерство, пантомима, фортепиано. Изучаться на этих предметах должны шедевры культуры и искусства как Европы, так и Азии, а также всех остальных регионов мира. Очень часто, в ходе преподавания мировой культуры, всё внимание сосредоточено на изучении наследия всего нескольких стран, несправедливо обходя вниманием опыт и достижения всего остального мира.
Помимо этого, необходимо развивать танцевальное образование не только в университетах первого класса, но и в других ВУЗах. В Китае 4 класса университетов: первый - самый лучший, и четвёртый - самый худший. В университеты поступают по результатам гаокао аналог российского ЕГЭ). От уровня университета напрямую зависит зарплата и положение в обществе выпускника.
В настоящий момент классический танец преподают лишь в университетах первого класса. Помимо танцевальных звёзд, нужны преподаватели танца в начальные и средние школы, а также танцоры для небольших театров и студий. Поэтому необходимо развивать преподавание китайского классического танца в Университетах второго, третьего и четвёртого классов. Также, в рамках изучения классического танца желательно изучать и сравнивать китайский и европейский классический танцы, искать как сходства, так и различия, это поможет им ощутить танец как часть единой для всех мировой культуры.
В достижении этой цели также может помочь проведение художественных обменов между университетами, как внутри Китая, так и за его пределами. Можно посылать китайских студентов на семестр или два во Францию, в Россию или в Италию с целью культурного обмена и совершенствования своих навыков у лидеров отрасли. Также, правительство Китайской Народной Республики могло бы выдавать стипендии лучшим студентам на обучение классическому танцу за рубежом по полной программе бакалавриата или средней танцевальной школы. Помимо развития толерантности (которое неизбежно при общении с представителями иных культур), студенты, которые общались с живыми итальянцами или даже учились в Италии, намного лучше понимают чувства героев итальянского и в целом европейского классического танца.
Необходимо чаще проводить художественные конкурсы, благотворительные мероприятия и студенческие танцевальные фестивали. Такие мероприятия являются также и хорошим информационным поводом для новостей на местном телевидении или репортажа в Интернет-издании. Публикация данной новости может привлечь изучать китайский классический танец множество новых желающих.
Крайне желательно, чтобы студенты сами организовывали эти мероприятия: договаривались со СМИ, проектировали дизайн сцены, приглашали гостей, заказывали угощение, готовили китайские классические танцевальные постановки и номера. Это разовьёт их творческую деятельность.
Танец - своеобразная летопись жизни народа. Преобразования в жизни народа отражаются на развитии народного искусства. В хореографию приходят
Библиографический список
новые темы, сюжеты, образы. За последнее время сценический танец заметно обогатился техникой, стал более выразительным, сложным. Но по-прежнему в этих танцах отражается душа народа, подчеркивается та или иная манера исполнения. Одной из сокровищниц народного искусства является китайский классический танец.
За последнее время сценический танец заметно обогатился техникой, стал более выразительным, сложным. Все это требует создания новых технологий обучения, которые бы смогли обеспечить самореализацию в творчестве, развитие профессиональных компетенций, потребность в самообразовании.
Теория танца фокусируется на взаимосвязи танцевального искусства и общественной жизни, характеристиках танцевального искусства, законе развития танцевального искусства и других вопросах. Танец и другое искусство одинаковы, являются отражением социальной жизни человеческого общества, социальной идеологии; танец и другое искусство является основным различием между исполнением инструментов и средств выражения различных. Основным инструментом танцевального искусства является человеческое тело, основным средством выражения - движения тела. Танец - одна из древнейших форм искусства общественной жизни человека, в основе которой лежит динамичный образ человеческого тела.
Классический китайский танец способен захватить даже самое притязательное воображение. Он буквально пронизан изысканными деликатными движениями в сочетании с самыми сложными акробатическими элементами. Благодаря этому контрасту покорности и боевого духа искусство китайской хореографии является поистине впечатляющим.
Заключение
Изучение специальной китайской литературы по обучению китайской хореографии показало, что большинство авторов отмечают необходимость расширения спектра специализаций хореографического образования в связи с подготовкой исполнителей, которые будут работать в европейской танцевальной традиции. В этой связи предлагается включать такие дисциплины в учебные программы вузов, как историко-бытовой танец, дуэтный танец, джазовый танец, классический европейский танец, а кроме этого, историю европейского хореографического искусства, актерское мастерство, искусство балетмейстера, методы обучения хореографии в европейской традиции. Отмечается важность обмена опытом с различными европейскими и российскими хореографическими школами с целью внедрения сценической практики европейского классического танца в программы китайских хореографических вузов, а также внедрять разнообразные профильные курсы повышения квалификации для преподавателей вузов, академические обмены преподавателями с разными европейскими хореографическими университетами. Необходимо ввести методы общей физической подготовки танцоров балета в практику систематической подготовки будущих исполнителей китайского классического танца. Это заложит прочную основу в исполнительском искусстве будущих танцоров и артистов балета.
1. Ли Вэй. Культура танца. Сичуань: Сичуанский университет издательство, 2010.
2. Лю Гуйфан. Исследования по обучению танцам в учительских колледжах. Журнал Шаньдунского молодёжного административного кадрового института. 2004; 6; 112 - 113.
3. Чжу Лижен. Избранные произведения современного западного искусства - танцевальная эстетика. Ляонин: Издательский дом «Весенний бриз», 1990. Refеrences
1. Li V'ej. Kul'tura tanca. Sichuan': Sichuanskij universitet izdatel'stvo, 2010.
2. Lyu Gujfan. Issledovaniya po obucheniyu tancam v uchitel'skih kolledzhah. Zhurnal Shan'dunskogo molodezhnogo administrativnogo kadrovogo instituta. 2004; 6; 112 - 113.
3. Chzhu Lizhen. Izbrannye proizvedeniya sovremennogo zapadnogo iskusstva - tanceval'naya 'estetika. Lyaonin: Izdatel'skij dom «Vesennij briz», 1990.
Статья поступила в редакцию 01.07.19
УДК 37
Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Chaschina O.V., Head of Postgraduate Studies Department, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),
E-mail: [email protected]
FORMATION OF PEDAGOGICAL MOBILIZATION AND FUNCTIONAL COMPETENCE OF STUDENTS. The reform of the educational system to improve the quality of professional training of graduates of a pedagogical university is the result of fundamental changes taking place in various spheres of modern society. In this regard, the social order of the society focuses higher education on improving the quality of professional training of specialists who are ready and able to perform professional functions, in particular, in the field of teaching. One of the mandatory and necessary functions of teachers, teachers, educators is mobilization and functional competence, which is formed in the educational process of a pedagogical university, aimed at the development of mobilization knowledge, skills, abilities and motivation, which requires the exclusion of arbitrariness in the choice of methods and forms of its formation.
Key words: pedagogical mobilization-functional competence, components of mobilization-functional competence.
Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,
E-mail: [email protected]
О.В. Чащина, начальник отдела аспирантуры, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Реформирование системы образования в направлении повышения качества профессиональной подготовки выпускников педвуза является следствием кардинальных изменения, происходящих в различных сферах современного общества. В связи с этим социальный заказ общества ориентирует высшее образование на повышение качества профессиональной подготовки специалистов, которые готовы и способны выполнять профессиональные функции, в частности, в сфере педагогической деятельности. Одной из обязательных и необходимых функций учителей, педагогов, работников сферы образования является мобилизационно-функциональная компетенция, которая формируется в образовательном процессе педвуза, направленным на развитие мобилизационных знаний, умений, способностей и мотивации, что требует исключения произвольности в выборе методов и форм её формирования.
Ключевые слова: педагогическая мобилизационно-функциональная компетенция, компоненты мобилизационно-функциональной компетенции.
Современная образовательная политика России задает тенденцию реализации компетентностного подхода в системе высшего образования. В качестве результатов обучения выступают компетенции, которые отражают виды деятельности, к которым должны быть готовы выпускники. Актуальной является проблема формирования педагогической мобилизационно-функциональной компетенции студентов, что ведет за собой конкретизацию задачи - подготовка компетентного специалиста, обладающего требуемым уровнем развития мобилизационных знаний, умений, способностей и мотивации, необходимых для решения профессиональных задач.
Состав понятия «мобилизационно-функциональная компетенция» включает два взаимосвязанных понятия - мобильность и функциональность. Исходя из их смысловой связи (функциональность означает последовательность действий, которые приводят к определённым результатам, необходимым для конкретного объекта. Мобильность - подвижность, способность к быстрому действию) и определяется мобилизационная функциональность.
Определение мобилизационно-функциональной компетенции как педагогического феномена раскрыто в исследованиях, сосредоточенных на рассмотрении её как совокупность взаимосвязанных качеств личности (мобилизационных знаний, умений, способностей и мотивации) [1, с. 11].
Данное понятие рассматривается с точки зрения стандартных требований как одна из обязательных и необходимых составляющих профессиональной подготовки будущего учителя независимо от его профилирующей специальности [2].
Не разрушая целостности содержания рассматриваемого понятия, исследователи отдают предпочтение выделению мобилизационных знаний в контексте профессиональной компетенции [3].
В формате профессионально-педагогической компетенции исследователи сосредоточивают внимание на деятельностном контексте мобилизационно-функ-циональной компетенции, соотнося его с высоким уровнем осуществления профессиональной деятельности [4, с. 17].
Исходя из функциональной составляющей педагогической деятельности исследуемого понятия - мобилизационно-функциональная компетенция- дается следующее определение - результат овладения знаниями, умениями, навыками основных педагогических функций; целостная, системно-организованная, лич-ностно обусловленная характеристика будущего учителя, как субъекта деятельности, адекватная целям и содержанию данного вида профессионально-педагогической деятельности [5, с. 27 - 39].
Исследователи также прибегают к определению мобилизационно-функци-ональной компетенции как свойства личности, способствующего быстрому реагированию на ситуацию затруднения и актуализирующее все потенциальные возможности субъектной активности студента при выборе вариантов и способов решения профессионально-педагогических задач и прогнозирования профессиональной самореализации [6, с. 16].
Обобщая указанные дефиниции, можно определить педагогическую моби-лизационно-функциональную компетенцию как личностное качество, в составе которого совокупность мобилизационных знаний, умений, способностей и мотивации к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.
В составе педагогической мобилизационно-функциональной компетенции исследователи выделяют совокупность взаимосвязанных компонентов:
- когнитивный, операционно-деятельностный, личностно-мотивационный [1, с. 12];
- исполнительская деятельность, контрольная деятельность, функциональная грамотность [7, с. 12];
- в аспекте характеристики личности учителя, реализующего мобилиза-ционно функциональную компетенцию, выделяются следующие компоненты: когнитивный (предусматривает наличие у учителя совокупности знаний, необходимых для составления и реализации программы действий по мобилизации учащихся, а также анализа результатов этих действий); деятельностный (перечень мобилизационных умений); психологический (психологическая характеристика учителя) [8].
Можно, обобщив выделенные компоненты, обозначить их в следующем составе:
- мотивационно-ценностный компонент (стремление к усвоению функций выполняемой деятельности и принятие мобильности как ценности);
- мобилизационно-деятельностный (способности гибкого реагирования, преобразования профессиональной деятельности);
- когнитивный компонент (знания профессионально-педагогической деятельности, её функциональных особенностей, умения применять полученные знания в профессиональной деятельности);
- рефлексивный компонент (способность оценивать свою деятельность, закреплять успешные действия, корректировать дальнейшие действия через рефлексивное позиционирование).
Формирование мобилизационно функциональной компетенции студентов педвуза процессуально исходит из поставленной цели: формирование представлений о данном феномене, формирование мобилизационных знаний, умений, мотивация к овладению функционально-мобилизационном спектре деятельности.
Содержание процесса формирования мобилизационно функциональной компетенции студентов педвуза обеспечивается дидактико-методическим сопровождением. Дидактико-методическое сопровождение обеспечивается разработкой банка учебных ситуаций, направленных на поступательное, приобретение студентами мобилизационных умений, способностей.
Организационное сопровождение процесса формирования мобилизацион-но функциональной компетенции студентов педвуза реализуется через создание условий, нацеленных на успешную реализацию процессуально-дидактико-мето-дических составляющих.
Одним из условий, обеспечивающих эффективность данного процесса, является включенность студентов в процесс освоения мобилизационных знаний и умений, развития мобилизационных способностей. Необходимо также создание среды, оказывающей эмоционально-интеллектуальное взаимодействие студентов и преподавателей, дающей возможности для реализации САМО-про-цессов (самореализация, самоощущение). Важным педагогическим условием является и побуждение к рефлексивной деятельности, обеспечивающей развитие и саморазвитие, способствующей творческому осмыслению профессиональных функций и их реализации в будущей профессионально-педагогической деятельности.
Содержание процесса формирования мобилизационно функциональной компетенции студентов педвуза состоит из внедрения в образовательный процесс дисциплины «Основы мобилизационно-функциональной компетенции учителя», интегрирующей педагогические, психологические, методические знания и раскрывающие сущность функций педагога, мобилизационных знаний, умений.
Практическая часть этой дисциплины сосредоточено на формирование мобилизационных умений на основе решения педагогических задач, востребующих мобилизационного решения, требующих эмоционального, рефлексивного, творческого отклика и проецированных на формирование студента как функционального субьекта профессионально-педагогической деятельности.
В качестве продуктивного средства формирования мобилизационно-функ-циональной компетенции студентов мы рассматриваем учебные ситуации моби-лизационно-функциональной направленности. Такие ситуации мы рассматриваем как пространство мышления и деятельности студента, которое введено в структуру семинарского, практического занятия и направленную на активизацию деятельности студентов путем осознания ими собственных смыслов в результате деятельности [9, с. 79]. Практико-ориентированные мобилизационного характера ситуации направлены на формирование умений действовать в сложных педагогических ситуациях, готовых к выбору личностно значимых смыслов и ценностей, быть мобильным.
При решении обозначенных ситуаций студенты анализируют образцы педагогических действий, поначалу способствуют адаптации будущего учителя к педагогической деятельности, выступают неким основанием, позволяющим студенту приобрести функциональные умения, мобилизационные умения и навыки вследствие переноса опыта из практико-ориентированной ситуации в профессиональную.
Примером названных ситуаций может являться ситуация «Принятие субъекта образовательного процесса как личности», «Поддержка субъекта образовательного процесса в его стремлении к саморазвитию» - результирующие характеристики решения является осознания будущим педагогом личностной сопричастности и ответственности за жизни и обучение, развитие своих учеников, ответственности за эффективность учебного процесса, и, как следствие, реализуется в стремлении будущего педагога к освоению профессионально-педагогических функций, мобильности и рефлексии, преодолению стереотипов.
Для формирования мотивационного компонента педагогической мобилиза-ционно-функциональной компетенции применимы ситуации - инициации, нацеленные на формирование у будущих педагогов стремления к познанию сущности функциональной характеристики деятельности учителя, мобильности как качества личности учителя.
Студентам предлагается текст, в котором необходимо определить тематику, выбрать из предложенных метафор, проецируемые на функциональную мобильность учителя, открыть личные смыслы в них, сделать умозаключение о значимости и неповторимости детства. Это, как показало исследование, не может не оказывать положительного влияния на мотивацию студентов, стимулируя их к дальнейшему изучению основ мобилизационно-функциональной составляющей деятельности учителя.
Беря во внимание функционально-деятельностный компонент, укажем, что положительное влияние оказывают деятельностный характер учебной ситуации, который заключается в получении личностного опыта в ходе анализа ситуации и разрешения содержащейся в ней проблемы путем планирования деятельности.
Таковыми ситуациями могут быть: «ситуация-проблема» - прототип реальной педагогической проблемы, которая требует оперативного решения; «ситуация-иллюстрация» - прототип реальной педагогической ситуации, которая воссоздает сюжет, поясняющий материал образно. В результате студенты самостоятельно составляют план своей деятельности, выявляют ошибки в плане и исправляют их, проецируют решение в формат функциональной мобильности учителя.
Библиографический список
Ситуации, направленные на востребование знаний об организации со-деятельности с учащимися, в своей постановке задачи требуют от студента «подвижности» в осмысления и прогнозировании результатов организуемых им субъект-субъектных отношений с детьми. Студент переходит в поисковый режим, он начинает мысленно конструировать свою деятельность в соответствии с профессионально-личностной направленностью, рефлексировать [10]. В таком формате решения учебной ситуации у студентов проявляется мобильность, т. е. способность к регуляции собственной деятельности, предметное рассмотрение самого знания о мобильности педагогических функций, деятельности, они критически оценивают и анализируют содержание профессионально-педагогической деятельности в конкретной педагогической ситуации.
Требовалось применение мобилизационно-функционального содержания ситуаций, которые проектировали включение студентов в различные виды профессионально-педагогической деятельности через обсуждение ситуаций, анализ принятия решений в различных педагогических ситуациях, (например, анализ разрешения педагогического конфликта, создания ситуации успеха).
В заключении подчеркнём, что каждое из обозначенных ситуаций обладает возможностями в формировании как отдельных структурных компонентов мобилизационно-функциональной компетенции, так и целостную педагогическую характеристику деятельности учителя, что дает возможность формировать готовность быть востребованным, готовым к постоянному профессиональному саморазвитию и к выбору в маргинальных ситуациях личностно значимых смыслов и ценностей, быть мобильным.
1. Бебина О.И. Формирование педагогической мобилизационно-функциональной компетенции студентов вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2010.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Москва: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 2007.
3. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вуза как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие Москва, 2006.
4. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1996.
5. Имашев А.М. О понятии «функциональная компетентность» в процессе личностно-профессионального развития будущего учителя физической культуры. Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. 2008; № 8 (3).
6. Никитина Е.А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности будущего педагога. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Иркутск, 2007.
7. Кагазбаева А.К. Функциональная компетентность педагога в условиях перехода к обновленному содержанию образования. Международный журнал экспериментального образования. 2015; 10: 12 - 16.
8. Бебина О.И. Характеристика личности учителя, реализующего мобилизационную функцию. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009; 105: 66 - 70.
9. Синенко Т.Н. Диалогичность учебной ситуации как предпосылка эффективности формирования способности будущего педагога к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности. Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2014; 5 (132): 77 - 80.
10. Качалова Л.П. Рефлексивный научный семинар как средство формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2018; 3 (70): 106 - 107.
References
1. Bebina O.I. Formirovaniepedagogicheskojmobilizacionno-funkcional'nojkompetenciistudentov vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2010.
2. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Gosudarstvennyj komitet RF po vysshemu obrazovaniyu, 2007.
3. Bajdenko V.I. Vyyavlenie sostava kompetencij vypusknikov vuza kakneobhodimyj 'etap proekiirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya: Metodicheskoe posobie Moskva, 2006.
4. Kuz'mina N.V. Psihologicheskaya struktura deyatel'nosti uchitelya. Gomel', 1996.
5. Imashev A.M. O ponyatii «funkcional'naya kompetentnost'» v processe lichnostno-professional'nogo razvitiya buduschego uchitelya fizicheskoj kul'tury. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 'Elektronnyj zhurnal Kamskoj gosudarstvennoj akademii fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. 2008; № 8 (3).
6. Nikitina E.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj mobil'nosti buduschego pedagoga. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Irkutsk, 2007.
7. Kagazbaeva A.K. Funkcional'naya kompetentnost' pedagoga v usloviyah perehoda k obnovlennomu soderzhaniyu obrazovaniya. Mezhdunarodnyjzhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; 10: 12 - 16.
8. Bebina O.I. Harakteristika lichnosti uchitelya, realizuyuschego mobilizacionnuyu funkciyu. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2009; 105: 66 - 70.
9. Sinenko T.N. Dialogichnost' uchebnoj situacii kak predposylka 'effektivnosti formirovaniya sposobnosti buduschego pedagoga k mezhlichnostnomu vzaimodejstviyu v professional'noj deyatel'nosti. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. Seriya: Problemy social'no-gumanitarnogo znaniya. 2014; 5 (132): 77 - 80.
10. Kachalova L.P. Refleksivnyj nauchnyj seminar kak sredstvo formirovaniya gotovnosti magistrantov k issledovatel'skoj deyatel'nosti. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 3 (70): 106 - 107.
Статья поступила в редакцию 20.06.19
УДК 3У172
Kernerman M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Art Director of "Agency Vivat' LLC (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF ORGANIZERS OF CONCERT AND SPECTACULAR PROGRAMS FOR THE YOUTHP. Problems of training of professional experts in the sphere of culture which are engaged in preparation of concert and spectacular programs for youth are considered. The article includes a review of theoretical knowledge and practical experience of work of organizers of concert and spectacular programs. The work considers how to form professionally significant qualities of organizers of concert activity, it is optimized in the course of the professional and pedagogical training at observance of pedagogical conditions. Special attention is paid to how to develop concert and spectacular programs for the youth.
Key words: pedagogical conditions, professional and significant qualities, organizer of concert and spectacular programs, management of welfare activity, youth program.
М.В. Кернерман, канд. пед. наук, арт-директoр ООО «Aгентcтвo Виват» г. Мхква, E-mail: [email protected]