Научная статья на тему 'Особенности и проблемы изучения классического танца в китайском вузе'

Особенности и проблемы изучения классического танца в китайском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHINESE UNIVERSITY / CHINESE CLASSICAL DANCE / TEACHING FEATURES / КИТАЙСКИЙ ВУЗ / КИТАЙСКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Инь Бовэнь

В статье представлен авторский взгляд на особенности и проблемы изучения классического танца в китайском вузе. Автор отмечает, что для существующих на данный момент методик преподавания классического танца в Китае не характерны ни свобода хореографии, ни наличие элементов импровизации. В статье представлены практические предложения автора по совершенствованию преподавания классического танца в среднем и высшем профессиональном хореографическом образовании Китая. Автор подчеркивает, что в условиях современности культурные традиции национального китайского классического танца не должны подвергаться трансформации, они развиваются в соответствии с новыми направлениями, что сохраняет этнические корни танцевального искусства Китая, а профессиональная хореографическая подготовка становится более универсальной и готовой к вызовам глобального образовательного рынка и адаптирована к тенденциям культурной интеграции в хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PROBLEMS OF STUDYING A CLASSICAL DANCE IN A CHINESE UNIVERSITY

The article presents the author’s view on features and problems of studying classical dance in a Chinese university. The author notes that the currently existing methods of teaching classical dance in China are not characterized by either the freedom of choreography or the presence of elements of improvisation. The article presents the author’s practical suggestions for improving the teaching of classical dance at the level of secondary and higher professional choreographic education in China. The author emphasizes that in modern conditions the pedagogical tradition of the Chinese national classical dance should not be transformed, it should develop in new directions, which will preserve the historical forms of choreographic art of China, and the choreographic educational system itself can become more universal and ready for the global educational market and trends of integration in culture.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы изучения классического танца в китайском вузе»

трудно определить на глаз. Вокруг такая красота! Бабочки-боярышницы не дают покоя. На пути обнаружили следы медведя самки, с прошлогодним отпрыском. Видимо, гонялись за бурундуком. Чем ближе к охотничьей сторожке, тем гуще становятся заросли карликовых берез. Далее путник делится своим впечатлением, пишет, что растительность меняется на глазах, начинается подлесок, переходящий в сосново-лиственничный лес. Древостой спелый, диаметр стволов от 20-30 см в среднем. На берегу реки Западная Градыка стоят чудом сросшиеся ели, памятник Природы. Харыанчыка - местность неописуемой красоты. Вокруг буйная зелень. Удивительный аромат. У ног - кусты пахучей смородины, у подножья горы синеют водосборы (кстати, по всему пути нигде не встречались) и это на высоте 590 м. Но преобладает кедровый стланик, изредка кажущийся таким пушистым, мягким - хоть ложись да отдохни».

Таким образом, детско-юношеский туризм уникален тем, что в турист-ско-экологических экспедициях в непринужденной обстановке повышается наблюдательность у школьников, развивается логика суждения, расширяется мировоззрение. Поскольку каждый экстремальный туризм школьников сопровождается взрослыми, между ними крепнет сотрудничество, что дает возможность для более глубокого усвоения полученной информации, получения опыта жизни в полевых условиях, для развития творческих способностей и воспитания экологической культуры школьника. Любовь к природе не приходит сама собой - её необходимо пробудить. Школьники проявляют заботу и бережное отношение к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в других случаях в их поведении может проявляться нейтрально-безразличное, а нередко и отрицательное отношение.

Благодаря работе клуба «Айан» в школе хорошо налажено взаимодействие с другими школами улуса. С этими школами проводятся совместные туристско-э-кологические экспедиции. Круглогодичная деятельность клуба во время весенних и летних каникул не прекращает свою работу. Например, в летнее время ходили в походы «Киэн Эбэ», путешествовали в Хангалаский район Республики Саха (Якутия) в бизонарий (территория обитания лесных бизонов, завезенных в 2006 году на территорию республики с целью размножения исчезающей популяции лесных гигантов) Усть Буотама, в Ледник «Булуус» (огромная наледь, сформированная благодаря подземному источнику в зимний период, летом образуются многочисленные расщелины и пещеры. На льду температура не поднимается выше +4°С +6°С даже в 30-градусную жару). А также ездили в центр республики в город Якутск в Музей Мамонта, в институт Мерзлотоведения, а в весенние каникулы посетили «Оймякон - полюс холода» Оймяконского района Республики Саха (Якутия).

Таким образом, каждая экспедиция уникальна и поучительна, каждый поход разнообразен и масштабен. После каждой поездки участники с восхищением вспоминают и описывают свое путешествие-исследование. Например, участники экспедиции Самсонов Владик, Сметании Алик в своем эссе «Надёжное плечо друга» не скрывают свое удивление по поводу двери сторожки (домик для охотника): «Нас поразила своей «архитектурой» дверь сторожки. Сделана она из досок толщиной в пять сантиметров, не на петли одевающаяся, а легко снимаемая. А при уходе взамен досок в определённые ячейки ставятся бревна диаметром в 20 см. Вот это выдумка! В такую дверь

Библиографический список

даже хозяин тайги не вломится. Хотя их в тайге можно увидеть, вот например, на другой день по пути мы наткнулись на старую, давно заросшую медвежью берлогу».

С 2002 г на базе клуба «Айан» написано много докладов для научно-практических конференций разного уровня. А в некоторых экспедициях школьники, на свое удивление, прямо на ходу сочиняют стихотворения.

И в заключении перечислим некоторые из многих достижений Хара-Алдан-ской средней общеобразовательной школы:

- в 2005 г Самсонов Владислав в Республиканской научно-практической конференции с докладом «Гора Пионер» стал кандидатом в стипендиаты Фонда «Бар5арыы», руководитель - Самсонова Матрена Николаевна;

- 2007 г Старостина Саргылана с докладом «Фауна и экологические особенности булавоусых чешуекрылых в окрестностях с. Хара-Алдан» заняла 1 место, в региональной научно-практической конференция «Шаг в будущее - Ин-никигэ хардыы» имени академика В.П. Ларионова, научный руководитель - Тара-букин Иван Иванович, Ытык-Кюель, Таттинского улуса.

- 2015 г. по итогам фестиваля «Салют, Победа!» Винокуров Гриша выиграл путевку по маршруту «Дорога жизни» в город Санкт-Петербург;

- 2015 г хозяином Гран - При Международного конкурса «Бриллиантовые нотки», стала драма коллектива начальных классов с музыкальной постановкой «Р.А. Кулаковскай «Пионер» хайа чыпчаалыгар» («РА. Кулаковский на пике горы «Пионер»);

- по итогам 2015 учебного года школа включена в общероссийскую базу «1000 лучших школ России» и в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», Москва;

- 2016 г., школа стала лауреатом Всероссийского образовательного форума «Проблемы и перспективы современного образования в России» «Сельская школа- 2016», Санкт-Петербург

Заключение

Таким образом, детско-юношеский туризм в сельской местности оказывает огромное влияние на всестороннее развитие школьника. Показатели мониторинга уровня воспитанности по методике Т.И. Галкиной показывают, что все обучающиеся МБОО «Хара-Алданская средняя общеобразовательная школа им Г В. Егорова» повысили активность участия во всех школьных мероприятиях - 98% учащихся участвовали в районных, республиканских соревнованиях, конкурсах, смотрах, научно-практических конференциях. По причине малочисленности школьников один обучающийся за учебный год может участвовать до 9 раз в районных и республиканских мероприятиях. Все школьники 100% занимаются в секциях, кружках, клубах по 5 направлениям ФГОС: общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно оздоровительное, социальное. По уровню социального развития наблюдается 100% взаимодействие друг с другом в различных ситуациях (брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе), все обучающиеся показали себя активными, инициативными, уважающими коллектив. Уровень культурно нравственного развития у всех учащихся - 100%. С 2015 учебного года в школе нет правонарушений. Все школьники участвуют во всех проводимых субботниках, тимуровских работах, уборках классов.

1. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2022 годы и на плановый период до 2026 года». Available at: http://docs.cntd.ru/document/545223902?block=1#top

2. Указ главы РС (Я) «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)». Available at: http://ysia.ru/ajsen-nikolaev-opredelil-tri-klyuchevye-zadachi-v-sfere-obrazovaniya/

3. Шипко А.Л. Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018; 3: 90 - 106.

4. Капилевич Л.В. Основы спортивно-оздоровительного лагеря. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011.

5. Шаламова А.С. Система менеджмента в детско-юношеском туризме на разных этапах развития. Материалы IX международной научно-практической конференции, посвященной памяти Пирусского «Физическая культура, здравоохранение и образование». 2015 год. Ред.: Шилько В.П Томск ТПУ 2015: 318 - 322.

6. Сивцева С.С. О работе А Е. Кулаковского по изучению флоры Якутского региона. Вестник СВФУ. 2012; Т. 9; № 2: 14 - 18.

References

1. Gosudarstvennaya programma Respubliki Saha (Yakutiya) «Razvitie obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) na 2016- 2022 gody ina planovyjperiod do 2026 goda». Available at: http://docs.cntd.ru/document/545223902?block=1#top

2. Ukaz glavy RS (Ya) «O strategicheskih napravleniyah razvitiya obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya)». Available at: http://ysia.ru/ajsen-nikolaev-opredelil-tri-klyuchevye-zadachi-v-sfere-obrazovaniya/

3. Shipko A.L. Detsko-yunosheskij turizm v kontekste nauchnogo issledovaniya. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya. 2018; 3: 90 - 106.

4. Kapilevich L.V. Osnovy sportivno-ozdorovitel'nogo lagerya. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 2011.

5. Shalamova A.S. Sistema menedzhmenta v detsko-yunosheskom turizme na raznyh 'etapah razvitiya. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii, posvyaschennojpamyati Pirusskogo «Fizicheskaya kultura, zdravoohranenie iobrazovanie». 2015 god. Red.: Shil'ko V.G. Tomsk TGU, 2015: 318 - 322.

6. Sivceva S.S. O rabote A E. Kulakovskogo po izucheniyu flory Yakutskogo regiona. Vestnik SVFU. 2012; T. 9; № 2: 14 - 18.

Статья поступила в редакцию 08.06.19

УДК 37.013.43

Yin Bowen (China), postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES AND PROBLEMS OF STUDYING A CLASSICAL DANCE IN A CHINESE UNIVERSITY. The article presents the author's view on features and problems of studying classical dance in a Chinese university. The author notes that the currently existing methods of teaching classical dance in China are not characterized by either the freedom of choreography or the presence of elements of improvisation. The article presents the author's practical suggestions for improving the

teaching of classical dance at the level of secondary and higher professional choreographic education in China. The author emphasizes that in modern conditions the pedagogical tradition of the Chinese national classical dance should not be transformed, it should develop in new directions, which will preserve the historical forms of choreographic art of China, and the choreographic educational system itself can become more universal and ready for the global educational market and trends of integration in culture.

Key words: Chinese university, Chinese classical dance, teaching features.

Инь Боеэнь, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В КИТАЙСКОМ ВУЗЕ

В статье представлен авторский взгляд на особенности и проблемы изучения классического танца в китайском вузе. Автор отмечает, что для существующих на данный момент методик преподавания классического танца в Китае не характерны ни свобода хореографии, ни наличие элементов импровизации. В статье представлены практические предложения автора по совершенствованию преподавания классического танца в среднем и высшем профессиональном хореографическом образовании Китая. Автор подчеркивает, что в условиях современности культурные традиции национального китайского классического танца не должны подвергаться трансформации, они развиваются в соответствии с новыми направлениями, что сохраняет этнические корни танцевального искусства Китая, а профессиональная хореографическая подготовка становится более универсальной и готовой к вызовам глобального образовательного рынка и адаптирована к тенденциям культурной интеграции в хореографии.

Ключевые слова: китайский вуз, китайский классический танец, особенности преподавания.

Введение

Две тысячи лет назад в Китае возникли два направления танца: гражданские (которые зачастую были ритуальными) и военные (которые имитировали сражение с элементами восточных единоборств). Оригинальностью и уникальностью классического китайского танца удивляются многие исследователи, они объясняют данное обстоятельство глубокой философской основой китайского искусства, пронизанного глубокой связью духовной и философской связями с мироощущением китайского народа, объясняя то обстоятельство, что все боевые искусства Китая объединены духовными практиками Тай Чи. Классическая балетная школа в КНР прижилась и, вкупе с традиционными мотивами в творчестве, стала давать невероятные плоды на радость ценителям. Использует форму театрального танца в рамках подготовки к китайскому классическому танцу, сочетая в себе методы обучения балету, которые в значительной степени формируют китайскую систему образования классических танцев.

Изложение основного материала

История боевых искусств (ушу) началась несколько тысячелетий назад, в Китае. На многие виды танцевального искусства тогда влияли элементы боевых искусств: техника, прыжок, специальные телодвижения. В истории пяти тысяч лет процветания китайской культуры, хореография во многом обогащалась «физиче-скми юнь». Так родился стиль, заимствованный китайский классическим танцем в своём историческом развитии: часто танцоры какой-либо этнической группы совершали такие танцевальные движения, которые отражали особенности жизни этого этноса.

На протяжении веков в стране отсутствовали какие-либо методики обучения танцу. В древнем Китае танцы практиковались в популярных в то время театрализованных постановках. В театре опытные исполнители учили новичков, передавая знания основ китайского хореографии из поколения в поколение. С раннего возраста молодой танцор обучался опытным мастером и постепенно становился профессионалом. В театрах при императорском дворе исполнители передавали искусство танца из поколения в поколение, учась друг у друга, часто танцевальное искусство передавалось как семейная традиция. Современные системные методы обучения танцевальной хореографии появились в Китае в первой половине XX века.

Процесс интеграции придворных танцев в китайскую систему образования прошел через два больших периода развития. Первый период - это период до и после создания государства - до 1980-х годов, когда танцоры признали необходимость создания сильного национального танцевального искусства Китая, а также, исходя из многолетнего опыта практики, была обобщена система обучения танцевальному искусству. Второй период был основан в середине 1980-х годов, когда тщательное переосмысление, основанное на предыдущей системе образования в Китае, сочетало практику с теорией и проводило исследование театрального классического китайского танца.

Классический китайский танец поражает зрителя своей многогранностью. Это и богатый мир эмоций, и демонстрация уникальных способностей человеческого тела, и завораживающее своей красотой зрелище. Одна из отличительных особенностей китайского танца - это его язык. Двигаясь, танцор вкладывает в свои перемещения и изгибы незримый смысл. Даже наблюдая со стороны, зритель должен проникнуться духом китайского искусства, а также понять потаенную суть танца. Особое внимание в классическом китайском танце уделяется гармонии тела и духа. Исполнитель должен прочувствовать каждое свое движение изнутри, чтобы максимально насытить танец эмоциями. Танец достигает полной выразительности лишь тогда, когда тело находится в абсолютной власти внутренних чувств и переживаний танцора.

Современное искусство китайского классического танца сохранило старинные ритуальные черты. Своеобразные танцы-обряды - танец льва и танец

дракона - до сих пор исполняются в Китае во время массовых торжеств и церемоний. Танец льва демонстрирует публике танцующую фигуру царя зверей. Гигантской марионеткой изнутри управляют двое танцоров - «голова» и «хвост». Они мастерски исполняют танец с элементами китайских боевых искусств.

В работах Ли Вэй [1], Лю Гуйфан [2], Чжу Лижен [3] отмечается также, что классический танец развивается, на него оказывает влияние современная культура, в связи с этим методики обучения классическому танцу также меняются. Система преподавания не должна рассматриваться как нечто, раз и навсегда установленное и не подверженное изменениям. Преподаватели должны сами корректировать имеющиеся методики, опираясь на опыт.

Помимо этого, преподаватели должны главной целью ставить пробуждение у учеников интереса к классическому танцу, развитие у них элементарных представлений о красоте этого танца. Методики преподавания должны быть направлены на то, чтобы научить более вдумчиво и ответственно подходить к заданиям. Отмечается, что преподаватели должны приветствовать инициативу учеников в привнесении чего-либо нового в танец или в методику его преподавания.

К примеру, для существующих на данный момент методик преподавания классического танца в Китае не характерны ни свобода хореографии, ни наличие элементов импровизации. Кроме того, преподавание классического танца в КНР не индивидуализировано, преподаватель не уделяет достаточно внимания личности каждого учащегося.

Кроме того, в колледжах и университетах КНР уделяется мало внимания общему культурному образованию учащихся. Студентов учат бездумно повторять те или иные танцевальные движения, не обучая их пониманию того, что они делают. Помимо этого, мало часов посвящено изучению смежных дисциплин: музыки, литературы, психологии, другими словами - развитию общего кругозора. Однако, чтобы передать эмоции своего героя, танцор должен прочувствовать их сердцем, а не просто выполнить те или иные движения.

Другой причиной уменьшения интереса к учёбе является излишнее внимание к теории классического танца и недостаток практического обучения. Очень много внимания уделяется изучению истории и культуры Китайского классического танца и мало - самому танцу.

Методики преподавания также должны быть направлены на то, чтобы научить более вдумчиво и ответственно подходить к заданиям. Преподаватели должны приветствовать инициативу учеников в привнесении чего-либо нового в танец или в методику его преподавания.

Китайский классический танец развивается, на него оказывает влияние современная культура, в связи с этим методики обучения классическому танцу также меняются. Система преподавания не должна рассматриваться как нечто, раз и навсегда установленное и не подверженное изменениям. Преподаватели должны сами корректировать имеющиеся методики, опираясь на предыдущий опыт и собственные знания.

Необходимо сделать методы обучения более гибкими, а формы обучения - более приемлемыми. После выполнения задания преподаватель должен объяснить трудности и ключевые моменты данной задачи и указать на проблемы, которые возникают во время её исполнения. Необходимо сделать обучение китайскую классическую танцу более индивидуализированным. Современная система образования китайскому классическому танцу в Китае очень стандартизирована. Она подавляет студента и мешает раскрыться его личности. А там, где задавлена личность исполнителя, очень сложно ожидать появление звёзд с мировым именем, представляющих страну на ведущих танцевальных площадках.

Там, где подход к обучению стандартизированный, вырастают в основном достаточно средние профессионалы. Один или два звёздных танцовщика ещё могут «зажечься», но только там, где поощряется личность студента, вырастает много талантливых исполнителей с мировым статусом.

Помимо этого, в программу балетных учебных заведений должны также входить история танца, вокал, актёрское мастерство, пантомима, фортепиано. Изучаться на этих предметах должны шедевры культуры и искусства как Европы, так и Азии, а также всех остальных регионов мира. Очень часто, в ходе преподавания мировой культуры, всё внимание сосредоточено на изучении наследия всего нескольких стран, несправедливо обходя вниманием опыт и достижения всего остального мира.

Помимо этого, необходимо развивать танцевальное образование не только в университетах первого класса, но и в других ВУЗах. В Китае 4 класса университетов: первый - самый лучший, и четвёртый - самый худший. В университеты поступают по результатам гаокао аналог российского ЕГЭ). От уровня университета напрямую зависит зарплата и положение в обществе выпускника.

В настоящий момент классический танец преподают лишь в университетах первого класса. Помимо танцевальных звёзд, нужны преподаватели танца в начальные и средние школы, а также танцоры для небольших театров и студий. Поэтому необходимо развивать преподавание китайского классического танца в Университетах второго, третьего и четвёртого классов. Также, в рамках изучения классического танца желательно изучать и сравнивать китайский и европейский классический танцы, искать как сходства, так и различия, это поможет им ощутить танец как часть единой для всех мировой культуры.

В достижении этой цели также может помочь проведение художественных обменов между университетами, как внутри Китая, так и за его пределами. Можно посылать китайских студентов на семестр или два во Францию, в Россию или в Италию с целью культурного обмена и совершенствования своих навыков у лидеров отрасли. Также, правительство Китайской Народной Республики могло бы выдавать стипендии лучшим студентам на обучение классическому танцу за рубежом по полной программе бакалавриата или средней танцевальной школы. Помимо развития толерантности (которое неизбежно при общении с представителями иных культур), студенты, которые общались с живыми итальянцами или даже учились в Италии, намного лучше понимают чувства героев итальянского и в целом европейского классического танца.

Необходимо чаще проводить художественные конкурсы, благотворительные мероприятия и студенческие танцевальные фестивали. Такие мероприятия являются также и хорошим информационным поводом для новостей на местном телевидении или репортажа в Интернет-издании. Публикация данной новости может привлечь изучать китайский классический танец множество новых желающих.

Крайне желательно, чтобы студенты сами организовывали эти мероприятия: договаривались со СМИ, проектировали дизайн сцены, приглашали гостей, заказывали угощение, готовили китайские классические танцевальные постановки и номера. Это разовьёт их творческую деятельность.

Танец - своеобразная летопись жизни народа. Преобразования в жизни народа отражаются на развитии народного искусства. В хореографию приходят

Библиографический список

новые темы, сюжеты, образы. За последнее время сценический танец заметно обогатился техникой, стал более выразительным, сложным. Но по-прежнему в этих танцах отражается душа народа, подчеркивается та или иная манера исполнения. Одной из сокровищниц народного искусства является китайский классический танец.

За последнее время сценический танец заметно обогатился техникой, стал более выразительным, сложным. Все это требует создания новых технологий обучения, которые бы смогли обеспечить самореализацию в творчестве, развитие профессиональных компетенций, потребность в самообразовании.

Теория танца фокусируется на взаимосвязи танцевального искусства и общественной жизни, характеристиках танцевального искусства, законе развития танцевального искусства и других вопросах. Танец и другое искусство одинаковы, являются отражением социальной жизни человеческого общества, социальной идеологии; танец и другое искусство является основным различием между исполнением инструментов и средств выражения различных. Основным инструментом танцевального искусства является человеческое тело, основным средством выражения - движения тела. Танец - одна из древнейших форм искусства общественной жизни человека, в основе которой лежит динамичный образ человеческого тела.

Классический китайский танец способен захватить даже самое притязательное воображение. Он буквально пронизан изысканными деликатными движениями в сочетании с самыми сложными акробатическими элементами. Благодаря этому контрасту покорности и боевого духа искусство китайской хореографии является поистине впечатляющим.

Заключение

Изучение специальной китайской литературы по обучению китайской хореографии показало, что большинство авторов отмечают необходимость расширения спектра специализаций хореографического образования в связи с подготовкой исполнителей, которые будут работать в европейской танцевальной традиции. В этой связи предлагается включать такие дисциплины в учебные программы вузов, как историко-бытовой танец, дуэтный танец, джазовый танец, классический европейский танец, а кроме этого, историю европейского хореографического искусства, актерское мастерство, искусство балетмейстера, методы обучения хореографии в европейской традиции. Отмечается важность обмена опытом с различными европейскими и российскими хореографическими школами с целью внедрения сценической практики европейского классического танца в программы китайских хореографических вузов, а также внедрять разнообразные профильные курсы повышения квалификации для преподавателей вузов, академические обмены преподавателями с разными европейскими хореографическими университетами. Необходимо ввести методы общей физической подготовки танцоров балета в практику систематической подготовки будущих исполнителей китайского классического танца. Это заложит прочную основу в исполнительском искусстве будущих танцоров и артистов балета.

1. Ли Вэй. Культура танца. Сичуань: Сичуанский университет издательство, 2010.

2. Лю Гуйфан. Исследования по обучению танцам в учительских колледжах. Журнал Шаньдунского молодёжного административного кадрового института. 2004; 6; 112 - 113.

3. Чжу Лижен. Избранные произведения современного западного искусства - танцевальная эстетика. Ляонин: Издательский дом «Весенний бриз», 1990. Refеrences

1. Li V'ej. Kul'tura tanca. Sichuan': Sichuanskij universitet izdatel'stvo, 2010.

2. Lyu Gujfan. Issledovaniya po obucheniyu tancam v uchitel'skih kolledzhah. Zhurnal Shan'dunskogo molodezhnogo administrativnogo kadrovogo instituta. 2004; 6; 112 - 113.

3. Chzhu Lizhen. Izbrannye proizvedeniya sovremennogo zapadnogo iskusstva - tanceval'naya 'estetika. Lyaonin: Izdatel'skij dom «Vesennij briz», 1990.

Статья поступила в редакцию 01.07.19

УДК 37

Kachalova L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: [email protected]

Chaschina O.V., Head of Postgraduate Studies Department, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: [email protected]

FORMATION OF PEDAGOGICAL MOBILIZATION AND FUNCTIONAL COMPETENCE OF STUDENTS. The reform of the educational system to improve the quality of professional training of graduates of a pedagogical university is the result of fundamental changes taking place in various spheres of modern society. In this regard, the social order of the society focuses higher education on improving the quality of professional training of specialists who are ready and able to perform professional functions, in particular, in the field of teaching. One of the mandatory and necessary functions of teachers, teachers, educators is mobilization and functional competence, which is formed in the educational process of a pedagogical university, aimed at the development of mobilization knowledge, skills, abilities and motivation, which requires the exclusion of arbitrariness in the choice of methods and forms of its formation.

Key words: pedagogical mobilization-functional competence, components of mobilization-functional competence.

Л.П. Качалова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: [email protected]

О.В. Чащина, начальник отдела аспирантуры, ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.