УДК 7.011
Zuo Jiazhen (China), MS student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
EMOTIONAL EXPRESSION IN THE CHINESE FOLK DANCE. The article is dedicated to emotional expressiveness in Chinese folk dance, which is studied by students of art schools of a choreographic orientation. The article provides a historical analysis of the development of Chinese art and dance in the culture of China. The author emphasizes that the Chinese folk dance is not just a way of self-expression, it is a complex and entertaining action. The Chinese folk dance combines a dance itself, some elements of martial art, theatrical setting, parade, etc. Chinese folk dance is a poetry of the soul and body that helps people express their feelings and experiences. Teaching choreographers to Chinese folk dance in an art school of a choreographic orientation leads not only to expanding their horizons, studying the world dance culture, but also presents great opportunities in the development of students' emotional expressiveness and dance plasticity.
Key words: Chinese folk dance, emotional expressiveness.
Цзо Цзячжень, магистрант 2 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Гэрцена,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В КИТАЙСКОМ НАРОДНОМ ТАНЦЕ
Статья посвящена эмоциональной выразительности в китайском народном танце, который изучается студентами художественных вузов хореографической направленности. В статье дается исторический анализ развития китайского искусства и места танца в культуре Китая. Автором подчеркивается, что народный китайский народный танец является не просто способом самовыражения, он являет собой сложное и зрелищное действо. В китайском народном танце сочетаются танец, элементы боевого искусства, театральная постановка, парадное шествие и т. д. Китайский народный танец является поэзией души и тела, помогающей людям выразить свои чувства и переживания. Обучение педагогов-хореографов китайскому народному танцу в художественном вузе хореографической направленности ведет не только к расширению их кругозора, изучению мировой танцевальной культуры, но и представляет большие возможности в развитии у студентов эмоциональной выразительности и танцевальной пластичности.
Ключевые слова: китайский народный танец, эмоциональная выразительность.
Китайский танец очень выразителен, он является не только отражением индивидуальных эмоций и чувств танцора, но и несет ярко выраженный эмоциональный характер. Хореография через образ танцующего, отражает его мироощущение, что и объясняет, почему комбинация форм и телодвижений - так называемая техника тела, и духовный мир танцора, все вместе влияют на внутреннее значение танца. Китайский танец является поэзией души и тела, помогающей людям выразить свои чувства и переживания.
Словарь по современному искусству [1] гласит: «Китайское искусство никогда не следовало интересам религии, философии или политики. Если религия и философия - это искусство жизни, тогда жизнь - искусство. В учениях древних философов Лао-Ц-зы (китайск. «Старый Учитель»; 604 г. до н. э. - ?) и Конфуция (552 - 479 гг. до н. э.) утверждалось, что характер искусства не определяется материальными условиями жизни, а напротив -художественное мироощущение учит труду, философии, морали и праву (отдельного понятия «художественность» в Китае не существовало, оно растворялось в жизни)».
Первые упоминания о китайском искусстве датируется 10000 до н. э., преимущественно состоящие из простой керамики и скульптуры. Дальнейшие упоминания после раннего периода китайского искусства связаны, как правило, с культурным наследованием правящих династий китайских императоров, большинство из которых длился несколько сотен лет. В истории искусства Древнего Китая выделяют периоды:
- неолитических культур Яншао (5-3-е тыс. до н. э.) и Лун-шань (3-е - нач. 2-го тыс.до н. э.);
- царства Шан (или Инь; нач. 2-го тыс. до н. э. - 1122 г. до н. э.);
- царства Чжоу (1122 - 403 гг. до н. э.);
- эпоху Чжаньго («Воюющих царств»; 403-221 гг. до н. э.);
- периоды правления династий Цинь (221-206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).
Развитие китайского искусства в эпоху Средневековья (3 - сер.19 в.) подразделяют на периоды:
- Вэйского царства (4-6 вв.);
- правления династий Тан (618-907);
- правления династий Сун (960-1279);
- монгольской династии Юань (1280-1368);
- Мин (1368-1644); Цин (1644-1911).
Многие искусствоведы отмечают, что китайское искусство является старейшей непрерывной традицией в мире и характеризуется необычной степенью преемственности. В отличии от
развития культур Древнего Египта, Индии и Вавилона история китайского искусства никогда не прерывалась, от истоков до настоящего времени китайское искусство находится в постоянном развитии, представляя разнообразие форм, ширину охвата. Войдя в музей китайского искусства, человек отправляется в волшебное путешествие мира искусств: каллиграфия, живопись, скульптура, театр, музыка, танец и т. д.
В китайском искусстве народный танец является не только отражением индивидуальных эмоций и чувств танцора, но и несет ярко выраженный национальный характер. Хореография через образ танцующего, отражает его мироощущение, что и объясняет, почему комбинация форм и телодвижений - так называемая техника тела, и духовный мир танцора, все вместе влияют на внутреннее значение танца [2].
Китайский народный танец является поэзией души и тела, помогающей людям выразить свои чувства и переживания. Китайские танцоры отличаются гордой осанкой и плавной красивой походкой, что достигается весьма непросто (рис. 1). Поэтому китайские танцоры являются прекрасными спортсменами, обладающими отменным здоровьем. Китайская народная мудрость гласит: занимайся танцами ты совмещаешь полезное с прекрасным.
Китайский народный танец часто называют «классическим китайским танцем», его происхождение связано с древним танцем Дворца Императора, история классического китайского танца насчитывает сегодня не одну тысячу лет. Начиная с династии Чжоу (1122 - 256 гг. до нашей эры) и следующих династий, до эпохи «Пяти династий» (907 - 960 гг. нашей эры), во дворцах императоров существовали школы музыки и танца, в которых обучали музыке и танцу, в них организовывали, исследовали и развивали народные танцы.
Династия Тан (618 - 907 гг. нашей эры) является периодом наивысшего рассвета традиционного китайского танца. После правления династии Сун (960-1279 гг. нашей эры), в моду вошла народная опера, в качестве процветающей формы искусства. Интеграция классического танца в народную оперу возникает из ее потребности. Многие памятники древних времен несут образы танцев из различных китайских династий, показывающие неразрывные связи между оперой и танцем.
В древности китайский танец означал изначально форму физического существования, помогая привести разум и тело к полной гармонии. В 1-ом тысячелетии до н.э. китайский классический танец был разделен на: 1) гражданский танец; 2) военный танец. Известный китайский танец Чжоу танцоры исполняли с
Рис. 1. Китайский народный танец отличается гордой осанкой и плавной красивой походкой танцоров
фазаньими перьями, которые символизировали плоды охоты или улова.
С ростом популярности в Китае боевого искусства У-шу, телодвижения становятся источником дальнейшего развития классического танца. К примеру, Тань-цзы-гун («мастерство телодвижения циновки») есть часть китайского боевого искусства, классический китайский танец заимствовал элементы из Тань-цзы-гун, смешав прыжки, повороты и кувырки в танце. В танке использовались традиционные ценности, такие как Тайцзи и техника владения мечом, которые очень обогащали классический китайский танец (рис. 2).
Народный китайский танец является не просто способом самовыражения, он являет собой сложное и зрелищное действо, где сочетаются танец, элементы боевого искусства, театральная постановка, парадное шествие. Танцевальное представление организовывалось по различным случаям: официальные церемонии, например, банкет в честь высокого гостя (знаменитого итальянского путешественника Марко Поло); коронация вновь избранного императора и т. д. Пример такого танца, известного под названием «Придворные танцы», имеет сложную сюжетную основу, которая посвящена, например, какой-либо знаменитой битве, в которой в сове время одержал крупную победу правящий император; или танец, поставленный при дворе Ли Шими-ня ^ Shimin, 626 г. - 649 г.), который создан в эпоху правления династии Тан (618 г. - 907 г.), призывавший к сохранению готовности отражать агрессию злого врага (рис. 3).
Придворные танцы могли быть и просто адаптаци-ями народных танцев, в таких случаях они видоизменяются, в них появляются новые акценты, простые люди становятся второстепенными героями или даже шутами. Иногда император, узнавший о таких танцах, высмеивающих Двор, мог пригласить танцоров во Двор показать ему эти сценки, чтобы показать подданным свою справедливость и открытость. Кроме того, например, Танец
Рис. 2. Классический китайский танец заимствовал элементы из Тань-цзы-гун, смешав прыжки, повороты и кувырки в танце
Рис. 3. Традиционный китайский танец имеет сложную сюжетную основу, которая посвящена знаменитой битве
Дракона и танец Льва являлись обязательными во время празд- К примеру, танец льва является одним из традиционных ки-
нования Нового Года по лунному календарю, и не только в самом тайских танцев, он представляет фигуру льва, которой управляет Китае, но и в других странах (рис. 4). несколько человек, находящихся внутри самой фигуры. Базовые
Рис. 4. Танец Дракона является обязательными во время празднования Нового Года по лунному календарю
движения этого традиционного для Китая танца могут проглядываться в большинстве китайских боевых искусств. Танец льва исполняется на разных фестивалях, празднованиях, например, китайский новый год, этот праздник традиционно отмечается китайскими общинами по всему миру и очень популярен в России.
С момента основания КНР правительство страны уделяет пристальное внимание сохранению культурного наследия, обычаев и традиций многочисленных этнических групп Китая, благодаря чему и народный танец получил государственную поддержку. Чтобы восстановить утерянные традиции, в Китае проводятся специальные исследования в области искусства, и в частности
Библиографический список
хореографического искусства, результатом чего мы видим удивительное богатство китайского народного танца во всех проявлениях: выразительная хореография, репертуар, костюм. Сегодня китайский народный танец признан в мире важной составляющей мирового культурного наследия. Его выразительность и пластичность отмечается во многих исследованиях [3; 4].
Обучение будущих педагогов-хореографов китайскому народному танцу в художественном вузе хореографической направленности ведет не только к расширению их кругозора, изучению мировой танцевальной культуры, но и представляет большие возможности в развитии у студентов эмоциональной выразительности и танцевальной пластичности.
1. Словарь по искусству. Режим доступа: http://www.c-cafe.ru/words/239/23817.php
2. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Изучение влияния социально-культурной среды на личность. Мир науки, культуры, образования. 2013: 6 (43); 179 - 181.
3. Касиманова Л.А. Функции и технологии обучения студентов основам пластических коммуникаций. Перспективы развития и инновации художественного образования: материалы 4-й научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2009; 118 - 121.
4. Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов. Автореферат диссертации ... кандидата культурологии. Саранск, 2000.
References
1. Slovar'po iskusstvu. Rezhim dostupa: http://www.c-cafe.ru/words/239/23817.php
2. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Izuchenie vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na lichnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013: 6 (43); 179 - 181.
3. Kasimanova L.A. Funkcii i tehnologii obucheniya studentov osnovam plasticheskih kommunikacij. Perspektivy razvitiya i innovacii hudozhestvennogo obrazovaniya: materialy 4-j nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2009; 118 - 121.
4. Atitanova N.V. Tanec kak smyslovaya universaliya: ot vyrazitel'nogo dvizheniya k «dvizheniyu» smyslov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata kul'turologii. Saransk, 2000.
Статья поступила в редакцию 01.10.17
УДК 374
Zhuang Yanyu (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
BALL DANCES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The article presents a ballroom dance in the system of additional education for schoolchildren. Additional education of schoolchildren is considered as a component of the educational system of the school, the author dwells in detail on the artistic and aesthetic education. The author believes that ballroom dance is the unique means of spiritual and aesthetic education, the development of a socially active, creative personality. Among the many forms of artistic and aesthetic education of the younger generation, ballroom dance occupies a special place. Training in ballroom dances not only develops understanding of beauty, but also teaches to create this beautiful, develops figurative thinking and imagination of the schoolboy, promotes harmonious plastic development. Ballroom dances allow revealing the individuality of each member of the choreographic collective, to awaken the active principle in the performing arts and to form a socially-active position. Classes in ballroom dancing develop discipline, diligence and patience, a sense of responsibility, accuracy in the performance of movements, neatness in life.
Key words: ballroom dances, additional education of schoolchildren, educational system.
Чжуан Яньюй, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье представляется бальный танец в системе дополнительного образования школьников. Дополнительное образование школьников рассматривается как компонент воспитательной системы школы, подробно автор останавливается на художественно-эстетическом воспитании. Автор считает, что бальный танец является уникальнейшим средством духовно-эстетического воспитания, развития социально активной, творческой личности. Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения бальный танец занимает особое место. Обучение бальным танцам не только развивает понимание прекрасного, но и учит создавать это прекрасное, развивается образное мышление и фантазия школьника, способствует гармоничному пластическому развитию. Бальные танцы позволяют раскрыть индивидуальность каждого участника хореографического коллектива, пробуждать активное начало в исполнительском искусстве и формировать социально-активную позицию. Занятия бальными танцами развивают дисциплинированность, трудолюбие и терпение, чувство ответственности, аккуратность в исполнении движений, опрятность в жизни.
Ключевые слова: бальные танцы, дополнительное образование школьников, воспитательная система.
Сегодня большую популярность среди детей школьного возраста и их родителей приобретает дополнительное образование. Кроме учреждений дополнительного образования для детей, имеющихся в каждом даже маленьком городке, в учебные планы общеобразовательной школы введены часы на дополнительное образование, несвязанное со школьными учебными предметами. Введение в школах часов дополнительного образования позволило наиболее полно удовлетворять познавательные по-
требности и интересы учащихся, воспитать интерес к исследовательской и проектной деятельности, укрепить соматическое здоровье, а, кроме того, развить мотивацию к выбору совей будущей профессии.
Часы дополнительного образования хорошо дополняют систему внеклассной работы в образовательном учреждении, помогая организовать тематические вечера, праздники, балы. Воспитательная роль школьного бала много шире, чем просто