Научная статья на тему 'Бальные танцы в системе дополнительного образования школьников'

Бальные танцы в системе дополнительного образования школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1070
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / BALLROOM DANCES / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ADDITIONAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжуан Яньюй

В статье представляется бальный танец в системе дополнительного образования школьников. Дополнительное образование школьников рассматривается как компонент воспитательной системы школы, подробно автор останавливается на художественно-эстетическом воспитании. Автор считает, что бальный танец является уникальнейшим средством духовноэстетического воспитания, развития социально активной, творческой личности. Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения бальный танец занимает особое место. Обучение бальным танцам не только развивает понимание прекрасного, но и учит создавать это прекрасное, развивается образное мышление и фантазия школьника, способствует гармоничному пластическому развитию. Бальные танцы позволяют раскрыть индивидуальность каждого участника хореографического коллектива, пробуждать активное начало в исполнительском искусстве и формировать социально-активную позицию. Занятия бальными танцами развивают дисциплинированность, трудолюбие и терпение, чувство ответственности, аккуратность в исполнении движений, опрятность в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALL DANCES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article presents a ballroom dance in the system of additional education for schoolchildren. Additional education of schoolchildren is considered as a component of the educational system of the school, the author dwells in detail on the artistic and aesthetic education. The author believes that ballroom dance is the unique means of spiritual and aesthetic education, the development of a socially active, creative personality. Among the many forms of artistic and aesthetic education of the younger generation, ballroom dance occupies a special place. Training in ballroom dances not only develops understanding of beauty, but also teaches to create this beautiful, develops figurative thinking and imagination of the schoolboy, promotes harmonious plastic development. Ballroom dances allow revealing the individuality of each member of the choreographic collective, to awaken the active principle in the performing arts and to form a socially-active position. Classes in ballroom dancing develop discipline, diligence and patience, a sense of responsibility, accuracy in the performance of movements, neatness in life.

Текст научной работы на тему «Бальные танцы в системе дополнительного образования школьников»

движения этого традиционного для Китая танца могут проглядываться в большинстве китайских боевых искусств. Танец льва исполняется на разных фестивалях, празднованиях, например, китайский новый год, этот праздник традиционно отмечается китайскими общинами по всему миру и очень популярен в России.

С момента основания КНР правительство страны уделяет пристальное внимание сохранению культурного наследия, обычаев и традиций многочисленных этнических групп Китая, благодаря чему и народный танец получил государственную поддержку. Чтобы восстановить утерянные традиции, в Китае проводятся специальные исследования в области искусства, и в частности

Библиографический список

хореографического искусства, результатом чего мы видим удивительное богатство китайского народного танца во всех проявлениях: выразительная хореография, репертуар, костюм. Сегодня китайский народный танец признан в мире важной составляющей мирового культурного наследия. Его выразительность и пластичность отмечается во многих исследованиях [3; 4].

Обучение будущих педагогов-хореографов китайскому народному танцу в художественном вузе хореографической направленности ведет не только к расширению их кругозора, изучению мировой танцевальной культуры, но и представляет большие возможности в развитии у студентов эмоциональной выразительности и танцевальной пластичности.

1. Словарь по искусству. Режим доступа: http://www.c-cafe.ru/words/239/23817.php

2. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Изучение влияния социально-культурной среды на личность. Мир науки, культуры, образования. 2013: 6 (43); 179 - 181.

3. Касиманова Л.А. Функции и технологии обучения студентов основам пластических коммуникаций. Перспективы развития и инновации художественного образования: материалы 4-й научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2009; 118 - 121.

4. Атитанова Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов. Автореферат диссертации ... кандидата культурологии. Саранск, 2000.

References

1. Slovar'po iskusstvu. Rezhim dostupa: http://www.c-cafe.ru/words/239/23817.php

2. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Izuchenie vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na lichnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013: 6 (43); 179 - 181.

3. Kasimanova L.A. Funkcii i tehnologii obucheniya studentov osnovam plasticheskih kommunikacij. Perspektivy razvitiya i innovacii hudozhestvennogo obrazovaniya: materialy 4-j nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2009; 118 - 121.

4. Atitanova N.V. Tanec kak smyslovaya universaliya: ot vyrazitel'nogo dvizheniya k «dvizheniyu» smyslov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata kul'turologii. Saransk, 2000.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 374

Zhuang Yanyu (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: zhuangyanyu1993@qq.com

BALL DANCES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. The article presents a ballroom dance in the system of additional education for schoolchildren. Additional education of schoolchildren is considered as a component of the educational system of the school, the author dwells in detail on the artistic and aesthetic education. The author believes that ballroom dance is the unique means of spiritual and aesthetic education, the development of a socially active, creative personality. Among the many forms of artistic and aesthetic education of the younger generation, ballroom dance occupies a special place. Training in ballroom dances not only develops understanding of beauty, but also teaches to create this beautiful, develops figurative thinking and imagination of the schoolboy, promotes harmonious plastic development. Ballroom dances allow revealing the individuality of each member of the choreographic collective, to awaken the active principle in the performing arts and to form a socially-active position. Classes in ballroom dancing develop discipline, diligence and patience, a sense of responsibility, accuracy in the performance of movements, neatness in life.

Key words: ballroom dances, additional education of schoolchildren, educational system.

Чжуан Яньюй, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: zhuangyanyu1993@qq.com

БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье представляется бальный танец в системе дополнительного образования школьников. Дополнительное образование школьников рассматривается как компонент воспитательной системы школы, подробно автор останавливается на художественно-эстетическом воспитании. Автор считает, что бальный танец является уникальнейшим средством духовно-эстетического воспитания, развития социально активной, творческой личности. Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения бальный танец занимает особое место. Обучение бальным танцам не только развивает понимание прекрасного, но и учит создавать это прекрасное, развивается образное мышление и фантазия школьника, способствует гармоничному пластическому развитию. Бальные танцы позволяют раскрыть индивидуальность каждого участника хореографического коллектива, пробуждать активное начало в исполнительском искусстве и формировать социально-активную позицию. Занятия бальными танцами развивают дисциплинированность, трудолюбие и терпение, чувство ответственности, аккуратность в исполнении движений, опрятность в жизни.

Ключевые слова: бальные танцы, дополнительное образование школьников, воспитательная система.

Сегодня большую популярность среди детей школьного возраста и их родителей приобретает дополнительное образование. Кроме учреждений дополнительного образования для детей, имеющихся в каждом даже маленьком городке, в учебные планы общеобразовательной школы введены часы на дополнительное образование, несвязанное со школьными учебными предметами. Введение в школах часов дополнительного образования позволило наиболее полно удовлетворять познавательные по-

требности и интересы учащихся, воспитать интерес к исследовательской и проектной деятельности, укрепить соматическое здоровье, а, кроме того, развить мотивацию к выбору совей будущей профессии.

Часы дополнительного образования хорошо дополняют систему внеклассной работы в образовательном учреждении, помогая организовать тематические вечера, праздники, балы. Воспитательная роль школьного бала много шире, чем просто

реализация художественно-эстетического и этического воспитания учащихся, а также приобщение к культурному общению, развитие социальной активности школьников [1]. Среди компонентов дополнительного образования особо выделяется хореографическое направление.

Бальный танец является уникальнейшим средством духовно-эстетического воспитания, развития социально активной, творческой личности. Процесс обучения бальному танцу способствует пробуждению художественного начала в ребёнке, который не просто пассивно воспринимает красивое на занятиях по бальному танцу, школьник преодолевает физические нагрузки, трудности постижения пластической выразительности, осваивает танцевальную лексику и т. д., проделывая большую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познавая красоту творческого процесса, школьник может глубже почувствовать прекрасное во всех его проявлениях: в природе, искусстве, жизни.

Многие ученые отмечают [1; 2], что в основе духовно-нравственного развития ребёнка лежит художественно эстетическое воспитание. Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения бальный танец занимает особое место. Обучение бальным танцам не только развивает понимание прекрасного, но и учит создавать это прекрасное, развивается образное мышление и фантазия школьника, способствует гармоничному пластическому развитию.

Обучение бальному танцу - процесс длительный, однако бальный танец является богатым источником художественно-творческих впечатлений школьников, развивает его художественное «я» и как следствие - развитие его индивидуальности. Бальный танец является средством раскрытия красоты движений человеческого тела, умения управлять своим телом, развитие навыков координации и синхронизации танцевальных движений [3; 4]. Чем совершенна техника исполнения фигур, тем движения человека естественны, красивы, целесообразны и продуктивны. Школьник, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом.

В бальном танце особую роль играет костюм исполнителей, который также развивает художественный вкус и эстетические чувства. Педагог, занимающийся с детьми бальными танцами, постоянно занимается эстетическим развитием участников хореографического коллектива с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию окружающего мира и созиданию красивого быта. В основе художественно-эстетического воспитания лежит формирование познания мировой художественной культуры, народного творчества, интереса и понимание красоты окружающего мира, поведения и общения, стремления самому преобразовывать окружающий мир по законам красоты и гармонии.

Занятия бальными танцами должно проводиться систематически [5]. Педагог должен стараться заинтересовывать школьников, использовать в своей работе способности каждого ученика, его перспективы роста. Необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к радостям и огорчениям каждого участника, к их трудностям и неудачам в школьной жизни.

Сегодня говорят о нравственной культуре человека. Мы считаем, что бальные танцы могут рассматриваться важнейшим средством нравственного развития личности школьника. На за-

Библиографический список

нятиях бальными танцами школьник соприкасается с музыкой и хореографией, литературой, театром, живописью и другими средствами художественно-эстетического воспитания. Педагогу необходимо постоянно убеждать школьников, что, общаясь с прекрасным миром искусства, он способен изменить свою жизнь к лучшему и он сам средствами искусства может нести в мир прекрасное, излечивая души окружающих.

Специфика художественно-эстетического воспитания в детском коллективе бального танца обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога-хореографа должны быть направлены на формирование у школьников отношения к окружающему их миру, высокой нравственной культуры, мировоззрения, в целом. Кроме всего прочего, бальные танцы позволяют раскрыть индивидуальность каждого участника хореографического коллектива, пробуждать активное начало в исполнительском искусстве и формировать социально-активную позицию.

Таким образом, бальные танцы поддерживает умственное, нравственное, эстетическое, физическое, а главное творческое развитие участника хореографического коллектива. На занятиях бальными танцами укрепляется организм ребёнка: улучшается кровообращение, нормализуется нервная и дыхательная системы, развивается и поддерживается мышечный тонус. Однако физическая нагрузка сама по себе воспитательного значения не несет, она в обязательном порядке должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Занятия бальной хореографией способствуют развитию художественно-творческих способностей, музыкально-ритмического чувства, пространственной и временной ориентировки, вниманию, памяти и т. д.

Давая разные творческие задания, педагог-хореограф способствует проявлению у школьников самостоятельности, активности, сообразительности, смекалки, находчивости. Бальная хореография является дополнением и продолжением реальной жизни воспитанника, обогащая её. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить ни из каких-либо иных источников.

В постановочной работе и во время репетиций участников школьного хореографического коллектива приучают к сотрудничеству, развивается умение работать в коллективе. У школьников развиваются творческие способности, художественное воображение, мышечная память. Кроме того, занятия бальными танцами воспитывают у школьников ловкость, точность и четкость исполнения, а также морально-волевые качества личности. Занятия бальными танцами развивают дисциплинированность, трудолюбие и терпение, чувство ответственности, аккуратность в исполнении движений, опрятность в жизни, способствуют воспитанию этикета.

Организация творческой деятельности школьников на занятиях бальным танцам позволяет педагогу-хореографу изучить характер и внутренний мир ученика, найти к нему индивидуальный подход с учетом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в деятельности данного рода, а самое главное выявить и развить его творческий потенциал. Залог эффективности воспитательного процесса в хореографическом коллективе - атмосфера творческой радости от совместной работы, обстановка доверия и требовательности с преимущественной ориентацией на положительное.

1. Кривых С.В. Поликультурное воспитание: современный взгляд. Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008; 45 - 51.

2. Блок Р. Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца. Москва, 1972; 85.

3. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы: Методическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004; 352.

4. Мур А. Бальные танцы: методическое пособие. Москва: ООО Астрель, 2004; 319.

5. Стриганова В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец. Москва: Просвещение, 1978; 422.

References

1. Krivyh S.V. Polikul'turnoe vospitanie: sovremennyj vzglyad. Vospitanie 'elity kak resurs razvitiya regionov strany: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2008; 45 - 51.

2. Blok R. Metodicheskie ukazaniya vpomosch'nachinayuschemu pedagogu bal'nogo tanca. Moskva, 1972; 85.

3. Kaul' N. Kaknauchit'sya tancevat'. Sportivnye bal'nye tancy: Metodicheskoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2004; 352.

4. Mur A. Bal'nye tancy: metodicheskoe posobie. Moskva: OOO Astrel', 2004; 319.

5. Striganova V.M., Ural'skaya V.I. Sovremennyjbal'nyj tanec. Moskva: Prosveschenie, 1978; 422.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.