Научная статья на тему 'Китайский народный танец как средство приобщения к Великой китайской культуре'

Китайский народный танец как средство приобщения к Великой китайской культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
937
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / CHOREOGRAPHIC ART / КИТАЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ / CHINESE FOLK DANCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжан Юйтун, Сюй Вань Линь

Статья посвящена искусству в жизни человека на примере китайского народного танца. В статье представляется хореографическое искусство Китая в богатой палитре великого китайского искусства. Хореографическое народное искусство рассматривается как необъемлемая часть познавательного интереса, как потребность человека, направленная на развитие устойчивого интереса к традиционному хореографическому народному искусству. Автор показывает особенности китайского народного танца, предметом которого становится не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Долгая и разнообразная история китайского народного танца обогащает его различными телодвижениями, утонченностью форм, и богатством характера. Обучение хореографическому искусству Китая понимается как реализация собственных потенциалов в народном творчестве, усиление творческого начала, коммуникативных и рефлекторных способностей, потребности в позитивной самореализации в свободном творческом самоосуществлении обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE FOLK DANCE AS A MEANS OF INITIATION TO THE GREAT CHINESE CULTURE

The article studies the art in human life with reference to a Chinese folk dance. The article presents the choreographic art of China in a rich palette of great Chinese art. Choreographic folk art is considered as an inalienable part of the educational fun, as human need, aimed to develop sustainable interest in traditional folk choreographic art. The author shows the characteristics of a Chinese folk dance, the subject of which becomes an image of character and spiritual ideals, and the life of nature. A long and varied history of Chinese folk dancing enriches its various movements, subtle forms, and a wealth of character. Learning the choreographic art of China is understood as a realization of their potentials in national creativity, increasing creativity, communicative and reflexive abilities, the need for positive self-fulfillment in a free and creative self-realization of the student.

Текст научной работы на тему «Китайский народный танец как средство приобщения к Великой китайской культуре»

УДК 7.011

Zhang Yutong (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: 130021129@qq.com

Xu Wan Lin (China), MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: 943596395@qq.com

CHINESE FOLK DANCE AS A MEANS OF INITIATION TO THE GREAT CHINESE CULTURE. The article studies the art in human life with reference to a Chinese folk dance. The article presents the choreographic art of China in a rich palette of great Chinese art. Choreographic folk art is considered as an inalienable part of the educational fun, as human need, aimed to develop sustainable interest in traditional folk choreographic art. The author shows the characteristics of a Chinese folk dance, the subject of which becomes an image of character and spiritual ideals, and the life of nature. A long and varied history of Chinese folk dancing enriches its various movements, subtle forms, and a wealth of character. Learning the choreographic art of China is understood as a realization of their potentials in national creativity, increasing creativity, communicative and reflexive abilities, the need for positive self-fulfillment in a free and creative self-realization of the student.

Key words: culture, choreographic art, Chinese folk dance.

Чжан Юйтун, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: 130021129@qq.com

Сюй Вань Линь, магистрант 1 курса Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Гэрцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: 943596395@qq.com

КИТАЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ВЕЛИКОЙ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена искусству в жизни человека на примере китайского народного танца. В статье представляется хореографическое искусство Китая в богатой палитре великого китайского искусства. Хореографическое народное искусство рассматривается как необъемлемая часть познавательного интереса, как потребность человека, направленная на развитие устойчивого интереса к традиционному хореографическому народному искусству. Автор показывает особенности китайского народного танца, предметом которого становится не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Долгая и разнообразная история китайского народного танца обогащает его различными телодвижениями, утонченностью форм, и богатством характера. Обучение хореографическому искусству Китая понимается как реализация собственных потенциалов в народном творчестве, усиление творческого начала, коммуникативных и рефлекторных способностей, потребности в позитивной самореализации в свободном творческом самоосуществлении обучающегося.

Ключевые слова: культура, хореографическое искусство, китайский народный танец.

У любого народа в его истории и социальной жизни имеется целый набор видов искусства с определенными культурно-эстетическими отличиями, выражающими жизнь, чувства и эмоции этого народа. Танец является самым ранним видом искусства для каждого этноса, будучи самым длительным в истории, самым распространенным и самым доступным для выражения эмоций видом искусства, это самый наглядный вид искусства, представляющий этнические особенности, выражающий национальный характер народа и его эстетический вкус. Представители любого народа лучше всего воспринимают знакомую им с детства музыку или танцевальный рисунок, чувствуют, как эта мелодия или этот ритм отзываются до всех частей тела, и само тело начинает естественные движения. Этот феномен - выражение этнического инстинкта, эстетического сознания данного этноса. Поскольку разные народы живут в разных географических, политических условиях, у них разная история, религия и народные обычаи, формируются стили с разными национальными и локальными особенностями. Во многих танцевальных стилях заложен эстетический вкус народа и его эстетические характеристики.

Рассматривая человека как активного деятеля, творца самого себя, философы определяют его как существо, стремящееся к познанию смысла жизни, отмечают творчески-преобразую-щую деятельность человека, направленную на изменение себя и окружающего мира (М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, М.К. Мамардишвили, С.Л. Франк, В. Франкл и др.)

Культура и искусство концентрирует внимание на «Я» человека и круге его проблем - вопросы самопознания, самосозерцания, саморефлексии, выработки подлинного понимания смысла жизни, места, роли и предназначения его в мире. Интерес к народной культуре позволяет каждому индивиду наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал. И. Кант и его последователи рассматривали всю историю мира как непрерывный процесс развития культуры, в ходе которого природа человека облагораживалась, переходя из низшего состояния в высшее, характерное для человека как мыслящего существа.

Природная потребность человека реализовать себя, обретать себя в процессе самосозидательной деятельности на пути движения «к себе - лучшему» обеспечивает развитие личности. Человек постоянно меняется и никогда не совпадает с самим

собой, никогда не равен самому себе. Истинное знание о человеке - это постижение его как неповторимого, незаменимого, индивидуального существа. «Человек находит в себе то, - пишет К. Ясперс [1], - что он не находит нигде в мире - нечто непознаваемое, недоказуемое, непредметное, нечто, что ускользает от любой исследующей науки». Самореализация человека, принимаемая как духовно-практическая деятельность по раскрытию и осуществлению своих потенциальных способностей, усилению творчества, выступает фактором личностно-профессионального саморазвития

Хореографическое народное искусство рассматривается нами как необъемлемая часть познавательного интереса, как осознанная, мотивированная потребность, которая проявляется в направленности субъекта на овладение им конкретными предметами и явлениями эстетической значимости, развитием устойчивого интереса к традиционному драматическому и хореографическому народному искусству; как составляющая часть народного искусства, а «народное искусство, - по мнению Кан-цедикас А. и Разиной Т., - не делает открытий в каждом новом произведении, но в его свободной вариативности раскрывается мощь человеческой фантазии и богатство материального воплощения о прекрасном, способность идеализировать и украшать жизнь» [2, с. 90 - 91]. Хореографическое искусство - тип художественного творчества, часть культуры способствующее развитию образного мышления, воображения, устойчивого интереса к традиционному искусству, эстетического восприятия окружающего мира.

Народное искусство Китая представляет собой оригинальное и целостное историческое направление, складывавшееся в течение многих веков из многообразных этнических источников, т.к. Китай многоэтническая страна. Менталитет и мироощущение китайского народа очень сильно отличается от европейского. В Китае не было линейного развития и изменения художественных направлений и стилей, как у европейцев. Художественные направления не следуют одно за другим, а «стили» и «школы» связываются не с различиями творческих методов, а с техническими приемами и материалами.

В Поднебесной мерой искусства является не человек, а сама природа, бесконечная, а потому непознаваемая до конца.

В народном искусстве Китая происходит не отражение жизни, а как бы ее продолжение в движении кисти и мазках краски. В этом «самотипизация» китайского народного искусства, предметом которого становится не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт народного китайского искусства.

В китайском искусстве, народный танец является не только отражением индивидуальных эмоций и чувств танцора, но и несет ярко выраженный национальный характер. Хореография через образ танцующего, отражает его мироощущение, что и объясняет, почему комбинация форм и телодвижений - так называемая техника тела, и духовный мир танцора, все вместе влияют на внутреннее значение танца. Китайский танец является поэзией души и тела, помогающей людям выразить свои чувства и переживания.

До 1919 года классический китайский танец является народным фольклором, после этого нашлись художники и хореографы, систематизировавшие и документировавшие танцевальные движения, что дало начало формальному обучению классическим китайским танцам. Для развития народного китайского танца, художники и хореографы изучали элементы народной оперы и смешивали техники танца, форму китайских боевых искусств и создали уникальную и особую систему классического китайского танца. Долгая и разнообразная история китайского народного танца обогащает его различными телодвижениями, утонченностью форм, и богатством характера.

Развиваясь сквозь имена династий и богатую социальную среду, китайский танец демонстрирует многоэтничность, социальные слои, разные периоды истории Китая. Элементы танцев многочисленных этнических групп Китая включаются, интерпретируются и показываются в китайском народном танце. Большинство исследователей китайского танца считают, что китайский народный танец имеет большое развитие в будущем.

Сегодня в КНР проживает 56 этнических групп, каждая из этих групп имеет свою уникальную культуру, в которой важную роль занимает танцевальное искусство. В хореографии каждой из этих этнических групп отражаются, как общие для всего человечества темы: тема любови, ревности, соперничества, способности прощать и т.д., так и особенности быта, культуры и истории данной народности.

Родственные и этнические связи всегда играли немаловажную роль в народных танцах Китая. Одной из основных причин этого - чувство близости представителей своей этнической группы. Народный танец всегда являлся самой важной формой творческого самовыражения китайского народа, народный китайский танец часто называют «самой простой и самой доступной формой народного театра».

Попытки гуманистического обновления хореографического образования состоит в пересмотре конечной цели образовательного процесса в области народной культуры, создании условий для развития интереса к народному искусству различных народов мира и позитивной творческой самореализации личности, пересмотре основных компонентов содержания и объёма получаемого материала, всё это должно рассматриваться как приобретение личностно-значимых знаний, способов и опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру и своему месту в нём, считают Кривых С.В. и Л.А. Касиманова [3].

Обучение хореографическому искусству Китая понимается нами как реализация собственных потенциалов в народном творчестве и общении, усиление творческого начала обучающего и обучающегося, коммуникативных и рефлекторных способностей преподавателя и учащегося, потребности в позитивной самореализации в свободном творческом самоосуществлении. Такое понимание позволяет рассматривать развитие интереса к народному искусству Китая как целенаправленную деятельность педагогов, в ходе которой обеспечиваются условия для учащихся в пробе своих сил в разнообразных видах творческой деятельности и общении, ведущих к обогащению субъективного духовно-нравственного опыта, приобретению знаний умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития и самосовершенствования в сфере народного искусства.

Как было отмечено, народный китайский танец является ярким, выразительным и привлекательным событием, способным вызвать интерес людей всех возрастов. Он насыщен не только зрелищностью, но и глубоким содержанием, философским смыслом. Таким образом, народные китайские танцы являются эффективным средством развития познавательного интереса учащихся и приобщают школьников к великой китайской культуре.

Библиографический список

1. Ясперс К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна. М.: ИФРАН, 2007.

2. Канцедикас А., Разина Т., Черкасова Н. - Les arts traditionnels en Union Soviétique. Народное искусство Советского Союза. Ленинград: Аврора, 1989.

3. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Изучение влияния социально-культурной среды на личность. Мир науки, культуры, образования. 2013: 6 (43); 179 - 181.

References

1. Yaspers K. Velikie filosofy. Budda, Konfucij, Lao-czy, Nagardzhuna. M.: IFRAN, 2007.

2. Kancedikas A., Razina T., Cherkasova N. - Les arts traditionnels en Union Sovijtique. Narodnoe iskusstvo Sovetskogo Soyuza. Leningrad: Avrora, 1989.

3. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Izuchenie vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na lichnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013: 6 (43); 179 - 181.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 378.1

Yamshikova E.G., postgraduate, Novgorod State University, (St. Petersburg, Russia), E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

SOFTWARE AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF A TEACHER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT.

The article analyzes the concept of "support" in psychological-pedagogical science and practice. Considering the support from different sides, the author provides a theoretical analysis of the concept of "software technical support", defining it as an active communication between teacher, learner and information technology. The author dwells on the means of software and technological support of the educational process in the system of training teachers. The work discloses such means of software and technological support of teachers as computer tutorial, video conference, teleleste, virtual laboratory, social networking, wiki-projects, etc. The author reveals the learning management systems in the electronic information-educational environments such as MOODLE, the system ATutor, Claroline system, the system Dokeos, LAMS system, contributing to the development of professional qualities of teachers.

Key words: teacher's improvement of qualification, software and technological support, the learning management system in the electronic information-educational environments.

Е.Г. Ямщикова, соискатель Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Санкт-Петербург, E-mail: olga_melent.eva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.