УДК 793.38
МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
П.М. Кочерин - аспирант Е.В. Буранова - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет
Ульяновск
METHODS OF THE AESTHETIC EXPRESSIVENESS' EDUCATION IN SPORTS BALLROOM DANCING
P.M. Kocherin - postgraduate student E.V. Buranova - postgraduate student Uliyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: спортивные бальные танцы, эстетическая выразительность, техническая подготовленность, методика, средства, педагогический эксперимент.
Аннотация. Статья посвящена формированию эстетической выразительности в спортивных бальных танцах как ведущего фактора зрелищности танцевального спорта, привлекающего внимание спортсменов и зрителей. Выявлены ведущие средства выразительности, усвоение которых обеспечивает рост спортивного мастерства танцевальных пар. Разработана методика формирования эстетической выразительности танцевальных движений, эффективность которой доказана в ходе проведения педагогического эксперимента. В работе выявлены основные и дополнительные средства выразительности, выбор которых, а также их рациональное сочетание, способствуют повышению показателей технической подготовленности и позволяют создать индивидуальную манеру выступления каждой танцевальной пары, в которой подчеркиваются сильные стороны технической подготовленности, достигаемые соответствующим уровнем хореографической подготовленности; пластичности движений, одухотворенности и артистичности.
Keywords: sports ballroom dancing, aesthetic expressiveness, technical preparedness, methods, facilities, pedagogical experiment.
Summary. The Article is dedicated to the aesthetic expressiveness formation in sports ballroom dancing as a leading factor of dance sport's staginess, attracting attention of athletes and spectators. There are revealed leading means of expressiveness, which assimilation provides the growing athletic skill of dance couples. The methods of the aesthetic expressiveness' formation of dance motions are developed, which efficiency is proved in the pedagogical experiment. In our work main and additional means of expressiveness are revealed, choice of which, as well as their rational combination promotes increasing of the indicators of technical preparedness, and allows to create an individual manner of each dance couple's performance, in which strong points of technical preparedness are emphasized, reached by the corresponding level of choreographic preparedness, plasticity of motions, inspire and artistry.
ВВЕДЕНИЕ
Зрелищность спортивного бального танца, привлекающая внимание спортсменов и зрителей, обусловлена рациональным использованием разнообразных средств выразительности, с помощью которых создается неповторимый музыкально-художественный образ, раскрывающий эстетическую сущность танцевального спорта [1-3, 5]. Выбор средств выразительности определяется индивидуальностью танцевальной пары, создающей свой собственный стиль выполнения танцевальных упражнений, отражающий уровень их спортивного мастерства, степень музыкальной и двигательной культуры. Эстетическая выразительность спортивного бального танца в значительной мере определяется степенью хореографической подготовки, обеспечивающей формирование высокой культуры движений, статической и динамической осанки; усвоение высокохудожественных статических и динамических поз, жестов и мимики.
Отличительной чертой спортивного бального танца является артистичность и пластичность движений, соответствие направленности и содержания музыкального произведения форме и содержанию моторных актов, составляющих выступление танцевальных пар.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной работы является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка значимости формирования эстетической выразительности выступления танцевальных пар как фактора повышения их спортивного мастерства.
Задачи исследования:
1. Выявление средств эстетической выразительности спортивного бального танца.
2. Разработка методики рационального использования средств эстетической выразительности в спортивных бальных танцах и экспериментальная проверка ее эффективности.
Артистичность достигается умением выявить и передать смысловое содержание каждого танцевального элемента, способностью расставлять акценты в конце музыкальной фразы, окончание которой подчеркивается оригинальным движением, усиливающим индивидуальность спортсменов. Яркая артистичность, одухотворенность и эстетическая выразительность выступления танцевальной пары достигается формированием индивидуального двигательного ритма, своевременной сменой темпо-ритмовых параметров танцевальных движений.
Содержание спортивных бальных танцев представляет собой оригинальную форму взаимосвязи искусства и спорта и характеризуется большим разнообразием ритмов, что обусловливает проявление творческой индивидуальности, способности к особому восприятию внешней среды путем двигательной и музыкальной интерпретации ритмов народных и бальных танцев.
Творческий подход к составлению композиции спортивного бального танца проявляется в формировании чувства индивидуального стиля, основанного на тонком ощущении соразмерности танцевальных движений с мелодией, собственным эмоциональным состоянием и мировоззрением. Реализация творческого потенциала спортсмена предусматривает рациональный выбор средств выразительности из широкого спектра элементов хореографии, художественной и спортивной гимнастики, танцевальных движений, прыжков, поворотов, вращений, динамических поз, жестов, мимики, имеющих определенный смысл и логическую завершенность [4].
Творческое начало в спортивном бальном танце невозможно без вдохновения и фантазии, позволяющих выйти за рамки привычных представлений, устоявшихся традиций, общепринятого стандарта, путем тонкой импровизации, интуитивного выбора единственно верного решения двигательной задачи, благодаря специфическому ощущению гармонии движений. Без творчества невозможна активизация движущих сил саморазвития.
Спортивные бальные танцы отличаются:
- быстротой и стремительностью движений, скоростно-силовой направленностью;
- высокими показателями гибкости, обеспечивающими зрелищно значимую легкость, свободу и амплитуду двигательных действий;
- специальной выносливостью, создающей ощущение легкости и непринужденности выступления спортсмена.
Все это, наряду с пластичностью, ритмичностью, адекватной скоростью двигательной реакции, составляет содержание кинезиологического потенциала танцора, рациональное использование которого совершенствует внутримышечную и межмышечную координацию, способствует экономичности энерготрат, обеспечивает гармоничное развитие, единство физического и духовно-нравственного совершенствования.
Воспитание музыкальной и двигательной культуры является объективно значимым направлением повышения спортивного мастерства танцоров. Интегрируя в себе спорт и искусство, спортивные бальные танцы широко используют средства хореографии как основы эстетической привлекательности танцевальных движений, обеспечения их соразмерности и гармонии. Формирование двигательной культуры осуществляется путем творческого использования следующих средств выразительности:
- красоты линий и форм тела;
- пластичности движений;
- статической и динамической осанки;
- оригинальных поз;
- внешней и внутренней грации;
- сохранения равновесия в горизонтальных и вертикальных позах;
- проявления особого стиля как собственного понимания эстетики движений; привнесения в известный моторный акт нового качества: оптимальной амплитуды; рационального расположения частей и звеньев;
- импровизации двигательных действий;
- создания впечатления свободы, легкости, грациозности.
Особое место в воспитании двигательной культуры принадлежит средствам хореографии, которая включает в свое содержание движения классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементы художественной и спортивной гимнастики. Большое разнообразие средств хореографической подготовки успешно развивает гибкость, координацию движений, способствует формированию статической и динамической осанки, укреплению мышечно-суставного аппарата, В процессе занятий хореографией необходимо уделять большое внимание движениям, с одной стороны, содействующим устойчивому положению тела; сохранению и подчеркиванию рисунка позы, с другой стороны -способствующим выражению эмоций, усиливающим смысловое содержание танца.
Степень выразительности может быть оценена с помощью специальных тестов и критериев оценок, использование которых позволило дать объективную оценку выступления танцевальных пар.
Для оценки эстетической выразительности танцевальных дорожек и других связующих элементов нами были разработаны соответствующие требования к оценке по 5-балльной системе. Оценивалась также степень усвоения педагогических приемов, способствующих повышению выразительности танцевальных движений.
Критерии оценки:
5 баллов - применение оригинальных танцевальных дорожек; новых выразительных средств; использование неожиданных вариантов связок при выполнении танцевальных шагов;
4 балла - включение в композицию танцевальных дорожек несколько излишней длительности, что приводило к снижению темпа выступления;
3 балла - недостаточное количество танцевальных дорожек, переходов; оригинальных, высокохудожественных поз;
2 балла - включение в программное выступление известных, часто используемых связок, дорожек, поз и жестов;
1 балл - отсутствие эстетической выразительности и эмоциональных переживаний в танцевальных дорожках, связках и позах.
Кроме того оценивалось:
- количество и рациональное распределение сложных упражнений;
- эффектное начало и окончание выступления.
По каждому критерию выставлялись от 5 до 1 балла.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Материалы наших исследований свидетельствуют о том, что ведущими показателями эстетической выразительности спортивного бального танца являются: яркий индивидуальный стиль; хореографическая подготовка; соответствие характера музыки и движений; высокохудожественные позы, жесты, мимика; артистичность и пластичность движений; смысловое содержание поз и жестов; высокая степень согласованности действий партнеров.
Направленное формирование эстетической выразительности позволило повысить уровень технического мастерства танцевальных пар, что было подтверждено проведением педагогического эксперимента, в котором участвовали 14 танцевальных пар 14-15 лет. Были организованы контрольные (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ), в каждой по 7 пар. Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились по методике, рекомендованной федерацией художественных видов спорта, в ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования эстетической выразительности танцевальных движений.
Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень эстетической выразительности танцевальных движений спортсменов КГ и ЭГ. Обработка полученных данных не выявила достоверных различий по показателям эстетической выразительности танцевальных пар КГ и ЭГ (р>0,05).
Одним из средств эстетической выразительности танцевальных пар является яркий индивидуальный стиль танцоров, для становления которого в ЭГ выявлялись особенности характера каждого спортсмена, его мотивации. При примерно одинаковых исходных данных, характеризующих степень его проявления у спортсменов КГ и ЭГ (р>0,05), к окончанию педагогического эксперимента проявилось существенное преимущество танцоров ЭГ. Так, при исходных данных в КГ 2,36±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли на 22,37%; в ЭГ при исходных данных 2,30±0,11 баллов результаты повысились на 25,09% (р<0,05).
Становлению яркого индивидуального стиля танцоров ЭГ способствовала направленность учебно-тренировочных занятий на выявление особенностей характера каждого спортсмена, его мотивации, интересов, склонностей, предпочтений, танцевальной манеры, содержания музыкального произведения. Кроме того, спортсмены ЭГ выполняли танцевальные движения в разном стиле, с изменением их темпо-ритмовых параметров, в сочетании с различными подготовительными действиями, танцевальными дорожками.
Такая личностно-ориентированная организация тренировочного процесса позволила выявить присущий только ей стиль. Выбор собственной манеры исполнения танца придал дополнительный импульс к занятиям избранным видом спортивной деятельности, повысил самодисциплину, организованность; стимулировал творческое отношение к учебно-тренировочному процессу, что положительно сказалось на характере оценок экспертной группы.
Хореографическая подготовка является основой формирования индивидуального стиля танцевальных пар. Она создает условия для усвоения культуры двигательных
действий; постановки красивой осанки, походки, поз, жестов; понимания внешней и внутренней красоты движений, их соразмерности, слитности выполнения; пластичности. Высокий уровень хореографической подготовки обеспечивает необходимую уверенность в себе, формирует осознанное убеждение в эстетичности своих движений, их положительном восприятии окружающими людьми; определяет характер, сложность и структурное содержание композиции спортивного бального танца. Поэтому хореографической подготовке танцоров ЭГ уделялось большое внимание.
Анализ полученных результатов показал, что при сравнительно одинаковых исходных показателях хореографической подготовки у спортсменов КГ и ЭГ к окончанию педагогического эксперимента в ЭГ был достигнут гораздо более высокий результат. Так, если в КГ при исходных данных 2,74±0,17 балла к концу педагогического эксперимента результат улучшился на 17,97%; в ЭГ при исходных данных 2,79±0,20 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли, соответственно, на 31,62% (р<0,05). Достигнутый результат обусловлен, очевидно, направленностью учебно-тренировочных занятий на усвоение средств хореографии - одного из ведущих компонентов спортивного бального танца. Хореография в спортивной подготовке танцевальных пар занимает особое место. Она формирует высокий уровень культуры танцевальных движений, умение красиво держаться. Соответствие характера музыки и танцевальных движений создает яркое впечатление о содержании спортивного бального танца, его эстетическом воздействии на спортсменов и зрителей.
Результаты педагогического эксперимента показали, что при незначительном расхождении в исходных показателях технической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ к завершению педагогического эксперимента танцоры ЭГ имели более высокие показатели эстетической выразительности танцевальных движений. Так, в КГ при исходных показателях 2,86±0,20 балла, к концу педагогического эксперимента результат возрос на 14,89%; в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,88±0,19 балла показатели увеличились на 31,60% (р<0,05). Это обусловлено, по-видимому, тем, что использование в ЭГ личностно-ориентированного подхода обусловило тщательное изучение индивидуальных предпочтений, характера мелодии, а также выбора основных и дополнительных средств выразительности. Благодаря использованию различных по жанру, характеру, музыкальной выразительности, экспрессии произведений удалось найти оптимальное сочетание музыкального сопровождения с формой и содержанием танцевальных движений, что позволило раскрыть в полной мере имеющийся двигательный потенциал танцевальных пар ЭГ, придать их танцу яркий индивидуальный почерк.
Оригинальные позы, жесты и мимика являются одним из важных средств выразительности спортивных бальных танцев; их рациональное количество, соответствие каждой части композиции придают выступлению танцоров логичность, четкость и завершенность. При исходных данных, незначительно отличающихся друг от друга, в КГ и ЭГ к концу педагогического эксперимента разница достигла более существенных величин. Так, в КГ при исходных данных 2,54±0,14 балла к концу педагогического эксперимента результаты улучшились на 22,57% (р<0,05), в ЭГ при исходных данных 2,63±0,11 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли на 36,48% (р<0,05). Достигнутое преимущество танцевальных пар ЭГ связано, очевидно, не только с более строгим подходом к выбору формы, структуры и эмоциональности позы, но также и с рациональным выбором времени и места их использования в композиции спортивного бального танца. Точно подобранные жесты и мимика усиливают эмоциональное и эстетическое восприятие поз и других танцевальных движений.
Артистичность и пластичность движений выступают значимыми средствами выразительности, так как позволяют донести до зрителей музыкально-художественный образ танцевальной композиции. По данным показателям танцевальные пары КГ и ЭГ перед началом педагогического эксперимента не имели существенных различий (р>0,05). После
окончания педагогического эксперимента результаты в КГ и ЭГ значительно отличались друг от друга. Так, в КГ при исходных показателях 2,47±0,22 балла к завершению педагогического эксперимента улучшение составило 20,07% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,48±0,17 балла, к концу педагогического эксперимента показатели возросли на 35,08% (р<0,05). Такое существенное улучшение в ЭГ обусловлено, очевидно, применением педагогической технологии, предусматривающей использование педагогических приемов усвоения артистичности и пластичности движений, что требовало выявления и реализации комплекса педагогических условий для формирования данных способностей.
Выразительность спортивного бального танца существенно увеличилась за счет применения оригинальных связок и соединений, придающих ощущение новизны, оригинальности и необычности танцевальной композиции. В связи с этим определенный интерес представляет отношение спортсменов к усвоению данных средств выразительности спортивного бального танца. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что перед его проведением танцевальные пары ЭГ и КГ практически не имели преимущества друг перед другом в применении необычных связующих элементов. Однако после завершения педагогического эксперимента спортсмены ЭГ добились гораздо лучших результатов. Так, в КГ при исходных показателях 2,81±0,15 балла к концу педагогического эксперимента танцевальные пары повысили свой результат на 13,01% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,84±0,20 балла показатели возросли на 29,71% (р<0,05). Это, очевидно, связано с тем, что в ЭГ использовались системы специальных двигательных заданий, направленных на поиск и использование необычных связок и соединений между танцевальными движениями; конструировались их разнообразные варианты, экспериментировались различные сочетания простейших движений, что в совокупности позволило существенно обогатить арсенал данных средств выразительности спортивного бального танца.
Одним из ведущих средств выразительности спортивного бального танца является высокая степень согласованности действий партнеров, что свидетельствует об уровне их спортивного мастерства. Перед началом педагогического эксперимента согласованность действий партнеров КГ и ЭГ была на сравнительно низком уровне, поднявшись к завершению педагогического эксперимента до весьма значимых показателей при существенном преимуществе танцевальных пар ЭГ. Так, в КГ при исходных данных 2,47±0,20 балла к завершению педагогического эксперимента прирост составил 22,33% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,43±0,13 балла к завершению педагогического эксперимента результат возрос на 38,02% (р<0,05), что связано с применением в ЭГ системы специальных двигательных заданий, выполняемых не только на тренировочном занятии, но и в дополнительное свободное время. Кроме того, двигательные действия, обусловливающие повышение согласованности движений партнеров, включались в содержание подготовительной, основной и заключительной части тренировки; в специальные танцевальные игры и состязательные моменты, что и обусловило повышение результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ результатов, характеризующих динамику показателей эстетической выразительности спортивного бального танца, показал эффективность предложенной нами педагогической технологии повышения спортивного мастерства танцевальных пар, где большое значение придавалось усвоению средств выразительности.
Литература:
1. Кирнарская, Д.К. Музыкальное восприятие : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.К. Кирнарская. -М., 1997. - 22 с.
2. Коваленко, А.А. Поурочное планирование занятий по ритмике и танцам для начинающих танцоров / А.А. Коваленко // Спортивные танцы : бюллетень. - 2001. - № 10. - С. 31-33.
3. Коджаспиров, Ю.Г. Психолого-педагогические основы оптимизации физкультурно-спортивных занятий средствами функциональной музыки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю.Г. Коджаспиров. - М., 1994. - 25 с.
4. Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 249 с., ил.
5. Стриганова, В.М. Современный бальный танец / В.М. Стриганова. - М. : Просвещение, 1998. - 185
с.
Literature
1. Kirnarskaya, D.K. Musical perception : synopsis of a thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences / D.K. Kirnarskaya. - M., 1997. - 22 p.
2. Kovalenko, A.A. By the job scheduling of classes in rhythmics and dancing for beginners dancers / A.A. Kovalenko // Sport dances : bulletin. - 2001. - No. 10. - P. 31-33.
3. Kodzhaspirov, Yu.G. Psycho-pedagogical foundations of optimization of physical and sports training by means of functional music : synopsis of a thesis ... Dr. of Ped. Sciences / Yu.G. Kodzhaspirov. - M., 1994. - 25 p.
4. Nazarenko, L.D. Aesthetics of physical exercises / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2004. - 249 p., 1ll.
5. Striganova, V.M. Modern ballroom dancing / V.M. Striganova. - M. : Prosveshcheniye, 1998. - 185 p.
Статья поступила в редакцию 13.09.2011 г.