Научная статья на тему 'Концепция методики формирования артистичности выступлений в спортивной аэробике'

Концепция методики формирования артистичности выступлений в спортивной аэробике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА / СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / CHOREOGRAPHIC TRAINING / METHODOLOGY / EXPRESSIVE MEANS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаренко Л. Д., Касаткина Н. А., Тимофеева Е. К.

Повышение уровня подготовленности гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой, представляет собой проблему, сложность которой состоит в необходимости решения комплекса задач: не только повышения показателей физической, технической и психологической подготовленности, но и формирования артистичности, которая оценивается наравне с технической. Материалы. В данной статье предлагается новый подход к разработке методики формирования артистичности в спортивной аэробике. Методика основана на комплексном подходе, обеспечивающем информационное просвещение спортсменок, целью которого является понимание смысла каждого выполняемого двигательного действия, его эстетического содержания, а также возможности использования средств выразительности, с помощью которых занимающиеся спортивной аэробикой выстраивают диалог с судьями и зрителями. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Данная концепция основана на широком применении хореографических упражнений, способствующих повышению двигательной и музыкальной культуры при использовании классической, духовно-нравственной и высокохудожественной современной музыки. Авторы данной методики обращают внимание на значимость формирования индивидуального стиля выступления каждого гимнаста как результата творческого подхода при создании художественно-музыкального образа двигательного действия, конструирования композиции. Для объективной оценки технической подготовленности и артистичности были разработаны специальные критерии, отражающие качество пространственно-временных и пространственно-силовых параметров движений, четкость и выразительность линий верхних и нижних конечностей, тела; статическую и динамическую осанку. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенного подхода к организации тренировочного процесса юных квалифицированных гимнасток на основе творческого использования широкого арсенала средств выразительности, высокого уровня хореографической и музыкальной подготовки, понимания эстетического содержания каждого двигательного действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF PERFORMANCES ARTISTRY FORMATION METHODOLOGY IN SPORTS AEROBICS

The level of readiness increase among gymnasts, who go in for sports aerobics, is a problem, the difficulty of which is in the necessity to solve a complex of objectives: not only physical, technical and psychological readiness indices increase, but also artistry formation, which is estimated together with the technique. Materials. The article is about a new approach to the methodology creation of artistry formation in sports aerobics. The methodology is based on a complex approach, which provides informational enlightenment of female athletes, in order to understand the essence of each fulfilled motional action, its aesthetic content and the opportunity to use expressive means, with the help of which athletes have a dialogue with audience and judges. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, statistical data handling. Results. This conception is based on a wide use of choreographic exercises, which provide physical and musical culture improvement while using classical, spiritual-moral and highly artistic modern music. The authors of this methodology pay attention to the importance of an individual style of performance formation of each gymnast as a result of a creative approach while creating artistic-musical image of a physical action, composition construction. For an objective estimation of technical readiness and artistry special criteria were created, which reflect the quality of spatio-temporal and spatio-power parameters of movements, accuracy and expressiveness of the upper and lower extremities lines, body; static and dynamic bearing. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of the offered approach to the training process organization of young qualified female gymnasts on the basis of expressive means wide arsenal creative use, high level of choreographic and musical readiness, aesthetic content of each motional action understanding.

Текст научной работы на тему «Концепция методики формирования артистичности выступлений в спортивной аэробике»

DOI 10.14526/01_2017_179 УДК 796 ББК 75.6

КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ АРТИСТИЧНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Л.Д. Назаренко - доктор педагогических наук, профессор, Н.А. Касаткина - кандидат педагогических наук, доцент, Е.К. Тимофеева - магистрант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: ld [email protected]

Аннотация. Повышение уровня подготовленности гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой, представляет собой проблему, сложность которой состоит в необходимости решения комплекса задач: не только повышения показателей физической, технической и психологической подготовленности, но и формирования артистичности, которая оценивается наравне с технической. Материалы. В данной статье предлагается новый подход к разработке методики формирования артистичности в спортивной аэробике. Методика основана на комплексном подходе, обеспечивающем информационное просвещение спортсменок, целью которого является понимание смысла каждого выполняемого двигательного действия, его эстетического содержания, а также возможности использования средств выразительности, с помощью которых занимающиеся спортивной аэробикой выстраивают диалог с судьями и зрителями. Методы исследования: анализ и систематизация научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. Данная концепция основана на широком применении хореографических упражнений, способствующих повышению двигательной и музыкальной культуры при использовании классической, духовно-нравственной и высокохудожественной современной музыки. Авторы данной методики обращают внимание на значимость формирования индивидуального стиля выступления каждого гимнаста как результата творческого подхода при создании художественно-музыкального образа двигательного действия, конструирования композиции. Для объективной оценки технической подготовленности и артистичности были разработаны специальные критерии, отражающие качество пространственно-временных и пространственно-силовых параметров движений, четкость и выразительность линий верхних и нижних конечностей, тела; статическую и динамическую осанку. Заключение. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенного подхода к организации тренировочного процесса юных квалифицированных гимнасток на основе творческого использования широкого арсенала средств выразительности, высокого уровня хореографической и музыкальной подготовки, понимания эстетического содержания каждого двигательного действия. Ключевые слова: хореографическая подготовка, методика, средства выразительности, педагогический эксперимент.

CONCEPTION OF PERFORMANCES ARTISTRY FORMATION METHODOLOGY IN SPORTS AEROBICS

Ludmila D. Nazarenko - doctor of pedagogics, professor, Natalia A. Kasatkina - candidate of pedagogics, associate professor, Evgenia K. Timofeeva - undergraduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: ld [email protected]

Annotation. The level of readiness increase among gymnasts, who go in for sports aerobics, is a problem, the difficulty of which is in the necessity to solve a complex of objectives: not only physical, technical and psychological readiness indices increase, but also artistry formation, which is estimated together with the technique. Materials. The article is about a new approach to the methodology creation of artistry formation in sports aerobics. The methodology is based on a complex approach, which provides informational enlightenment of female athletes, in order to understand the essence of each fulfilled motional action, its aesthetic content and the opportunity to use expressive means, with the help of which athletes have a dialogue with audience and judges. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, statistical data handling. Results. This conception is based on a wide use of choreographic exercises, which provide physical and musical culture improvement while using classical, spiritual-moral and highly artistic modern music. The authors of this methodology pay attention to the importance of an individual style of performance formation of each gymnast as a result of a creative approach while creating artistic-musical image of a physical action, composition construction. For an objective estimation of technical readiness and artistry special criteria were created, which reflect the quality of spatio-temporal and spatio-power parameters of movements, accuracy and expressiveness of the upper and lower extremities lines, body; static and dynamic bearing. Conclusion. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of the offered approach to the training process organization of young qualified female gymnasts on the basis of expressive means wide arsenal creative use, high level of choreographic and musical readiness, aesthetic content of each motional action understanding. Keywords: choreographic training, methodology, expressive means, pedagogical experiment.

Актуальность. Спортивная

аэробика является одним из художественных видов спорта,

направленных на формирование двигательной культуры, а также выразительного, грациозного выполнения движений, способствующих повышению уровня духовно-нравственного развития, эстетического воспитания зрителей. Усвоение рациональной техники сложных моторных актов обусловливает

необходимость увеличения показателей разнообразных двигательно-

координационных качеств: мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и др., оптимальное соотношение которых на каждом этапе спортивной подготовки позволяет осознать

эстетическую сущность каждого элемента,

особенности его структурного содержания, формы, характера взаимосвязей с другими моторными актами. Результативность соревновательной деятельности в спортивной аэробике определяется:

- виртуозным исполнением сложных элементов различной трудности, соединений аэробных движений и переходов;

- артистичностью выполнения двигательных действий, составляющих содержание данного вида спорта, умением с помощью средств выразительности создать художественно-музыкальный образ каждого упражнения [4 ].

Одной из основных задач спортивной аэробики является воспитание чувства прекрасного; понимания духовно-нравственного содержания классической

духовной и современной музыки, ее благотворного воздействия на душу человека в сочетании со средствами данного вида спорта; приобщение к накопленным человечеством ценностям физической культуры и спорта, усвоение которых способствует пониманию значимости физических упражнений для гармонизации интеллектуального и физического развития, единства умственного и двигательного потенциала [3]. Выступление в спортивной аэробике основано на использовании разнообразных базовых шагов в сочетании с танцевальными движениями глубокого эстетического содержания. Их выполнение требует соответствующих эмоций и переживаний, что обусловлено

требованиями к артистичности исполнения соревновательной программы, без которой невозможно создание художественно-музыкального образа, обеспечивающего возникновение ответных чувств зрителей, интереса к спортивной аэробике.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости формирования навыков артистичного выполнения композиции для повышения уровня духовно-нравственного развития спортсменок и эффективности их соревновательной деятельности.

Задачи: 1. Выявить средства и методы повышения артистичности занимающихся спортивной аэробикой.

2. Разработать методику

формирования навыков артистичного выполнения соревновательной программы и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Материалы. Спортивная аэробика представляет собой систему

гимнастических и акробатических элементов, музыки и танцевальных движений. Сочетание разнообразных шагов, подскоков, бега, поворотов и вращений, смена положений рук, головы и т. д. создают условия для творческой самореализации, конструирования

художественно-музыкальных образов, высокоэстетичных, выразительных поз,

жестов, мимики, обеспечивающих эмоциональное общение спортсменов с судьями и зрителями.

Правилами соревнований по спортивной аэробике уровень артистичной подготовленности гимнастов оценивается наравне с уровнем технической. Исследования Ю.С. Филипповой, 2006, свидетельствуют о том, что виртуозность выступления спортсмена увеличивает психофизиологический эффект при управлении психоэмоциональным

состоянием. Высокая эмоциональность, грациозность способствуют повышению эффективности процессов регуляции нервной, иммунной, эндокринной и других физиологических систем организма.

Формирование музыкального и двигательного ритма в ходе выполнения соединений аэробных движений специалисты по спортивной аэробике рассматривают как способность передачи различных оттенков музыкального произведения посредством красивых поз, жестов. Это позволяет судьям и зрителям воспринимать эмоциональную

выразительность, грациозное выступление гимнастов как высокий уровень артистичности [2, 6, 7, 8 и др.] Занятия спортивной аэробикой направлены на совершенствование

сложнокоординированных моторных

актов, их виртуозное исполнение, что требует системного подхода к развитию мышечной силы, скорости, выносливости, ловкости, пластичности, равновесия и других двигательно-координационных качеств; выявление и реализацию волевого потенциала, танцевального мышления, обеспечивающих четкость,

выразительность и грациозность движений.

В спортивной аэробике большое значение придается:

- согласованности

разнонаправленных и различных по сложности двигательных действий с общим двигательным ритмом

программного выступления;

- красоте линий верхних и нижних конечностей, а также тела;

- динамической и статической осанке при высоком уровне технического выполнения элементов различных групп трудности. Эстетическая сущность движений выступает мощным стимулом для формирования устойчивого интереса к художественным видам спорта. Совершенная красота моторных актов привлекает больше, чем техническое выполнение сложных гимнастических и акробатических элементов. Артистичность выступления спортсменов воспринимается в полной мере при гармоничном проявлении скоростно-силовых качеств, гибкости, устойчивости тела, пластичности и ритмичности движений; управлении психоэмоциональным состоянием в напряженной, полной драматизма борьбе.

Виртуозное исполнение

композиции, восторг зрителей создают атмосферу завораживающего зрелища, обеспечивающего пространство для демонстрации индивидуального стиля, характеризующегося личностным

проявлением грациозности, пластичности. Л.Д. Назаренко, Н.А. Касаткина, 2016, рассматривают виртуозность как качественный параметр двигательной деятельности, характеризующейся

совершенной техникой выполнения сложнокоординированных приемов или элементов, усиливающих их эстетическое восприятие.

Состязание примерно одинаковых по уровню спортивного мастерства гимнастов, невозможность

прогнозирования победителя наполняют соревновательную деятельность остротой эмоциональных переживаний и выдвигают на первый план необходимость проявления высокого уровня артистичности при технически совершенном исполнении сложных элементов различных групп трудности. Анализ специальной литературы показал, что основным критерием прекрасного в спортивной аэробике являются:

- степень эстетического воздействия выполняемых двигательных актов на судий, зрителей и самого гимнаста;

- проявление индивидуального стиля исполнения упражнений, представленных в соревновательной программе [2, 3, 5]. Высокий уровень артистичности в спортивной аэробике позволяет создать модель физического совершенства, стимулирующую формирование потребности в приобщении к систематическим занятиям физическими упражнениями, отвечающими возможностям и способностям каждого человека. Проявление артистичности оценивается по показателям двигательной и музыкальной культуры, хореографической подготовки; разнообразию двигательных действий; легкости и свободе движений при выполнении технически сложных гимнастических и акробатических элементов; сохранению равновесия в динамически неустойчивых связующих моторных актах.

Результаты и их обсуждение. Анализ научной и научно-методической литературы, материалы наших

собственных исследований позволили выявить средства формирования артистичности квалифицированных

гимнастов, занимающихся спортивной аэробикой:

- оригинальные связки сложных двигательных действий;

- высокохудожественные позы с красивыми линиями верхних и нижних конечностей, тела, положений головы;

- оптимальное количество поз с учетом их структурной сложности;

- необычные танцевальные дорожки;

- использование различных направлений передвижений по площадке с рациональным выбором основного, позволяющего продемонстрировать наиболее зрелищные элементы и соединения в выгодном ракурсе;

- глубокое смысловое содержание используемых поз, жестов и мимики;

- акценты на наиболее выразительных двигательных действиях;

- соответствие характера музыки и движений;

- индивидуальный двигательный ритм и пластичность.

Наиболее сложным средством формирования артистичности многие специалисты по спортивной аэробике считают становление яркого

индивидуального стиля исполнения композиции [3, 5]. Под индивидуальным стилем мы понимаем манеру выступления гимнаста с присущими ему признаками, позволяющими отличить способы его выполнения двигательных действий, составляющих основное содержание соревновательных программ.

В основе формирования

индивидуального стиля заложена музыкальная и хореографическая подготовка, способствующая

формированию двигательной культуры. Усвоение навыков сохранения идеальной статической и динамической осанки в упражнениях различных групп трудности, в соединениях аэробных движений и связующих элементах является основным условием проявления артистичности выступления в спортивной аэробике. Комплекс специальных упражнений у опоры и на середине площадки направлен на следующее:

- укрепление и развитие силы мышц спины, брюшного пресса, нижних конечностей и др.

- воспитание чувства соразмерности разнохарактерных и разнонаправленных движений;

- упрочение навыков управления пространственно-временными и пространственно-силовыми параметрами двигательных действий;

- усвоение специфических хореографических положений и движений рук, их сочетание с гимнастическими упражнениями, выполняемыми прямыми руками с вытянутыми кистями и пальцами.

Грациозность, выразительность, законченность музыкальной фразе, а также

танцевальной или акробатической части композиции придают движения головы. Ее повороты, перемещения вправо, влево, вверх, вниз в сочетании с движениями верхних и нижних конечностей, линиями тела позволяют передать смысловое содержание каждого моторного акта; создать музыкально-художественный образ, раскрыть внутренний мир спортсмена, выстроить диалог с судьями и зрителями.

Анализ научной и научно-методической литературы, материалы наших собственных исследований показали, что результативность

соревновательной деятельности в спортивной аэробике в значительной мере определяется стабильностью выполнения двигательных действий, составляющих содержание программного выступления. Стабильность определяется комплексом факторов, среди которых ведущее место занимают:

- уровень физической, технической и психологической подготовленности;

- сформированность навыков управления психоэмоциональным состоянием;

- уверенность в своих силах;

- согласованность двигательных и вегетативных функций;

- способность к своевременному распределению и перераспределению мышечных усилий и др.

Реализация данных факторов связана с разработкой методики спортивной подготовки, выбором наиболее эффективных методов и методических приемов, а также созданием условий, способствующих усилению мотивации к самосовершенствованию средствами

спортивной аэробики и повышению интеллектуальной и физической работоспособности. Двигательные

действия гимнастов в спортивной аэробике характеризуются непрерывной сменой двигательных и музыкальных ритмов; сложных акробатических элементов и прыжков, базовых шагов; выразительных поз, жестов; ярким музыкально-

художественным образом. Это требует высокого уровня развития мышечной силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, прыгучести, равновесия, подвижности, гибкости и других качественных сторон двигательной деятельности. По мере прироста показателей двигательно-

координационных качеств увеличиваются возможности для совершенствования технической подготовленности - базиса формирования композиции.

Особенностью спортивной

аэробики является выполнение хорошо усвоенных моторных актов различной сложности, с разной степенью выразительности, грациозности,

пластичности; возможностью придать одному и тому же элементу неодинаковое смысловое значение, усилить или уменьшить экспрессию - все это придает программному выступлению новизну, оригинальность, неповторимость.

Соединение прыжков, вращений, акробатических элементов в одну связку с логическим переходом из одного эмоционального состояния в другое оказывает значительное эмоциональное воздействие на судей и зрителей. Грациозность исполнения композиции достигается путем рационального выбора темпа и ритма двигательных действий, высоким уровнем ориентировки в пространстве, свободой и легкостью движений, что обеспечивает

артистичность выступления.

Для проверки эффективности разработанной нами методики

формирования артистичности был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 27 квалифицированных гимнасток 12-15 лет III и II разрядов. Были организованы контрольная (КГ) - 13 человек, и экспериментальная (ЭГ) - 14 человек, группы В КГ тренировочные занятия проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных

гимнасток. В ЭГ использовалась

разработанная нами методика

формирования артистичности движений с учетом фенотипических особенностей спортсменов.

Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности. Использовались следующие контрольные упражнения: бег 100 м (с); прыжок в длину и высоту с места (см); прыжок в высоту с места с поворотом в верхней точке вылета на 180 градусов (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); наклон вперед до касания пола, стоя на скамейке (см); бег 3000 м (мин).

Уровень технической

подготовленности определялся по следующим показателям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- серии прыжков: толчком двух прыжков ноги врозь в шпагат (правая нога впереди), согнувшись - pike jump; «казак» - cossak jump;

- соединению аэробных движений из различных базовых шагов: поворот в прыжке на 360° в стойку на одной ноге (вертикальная поза с произвольным положением частей и звеньев тела); прыжком падение в упор лежа - free fall airborne;

- прыжку в шпагат, упор лежа, круг двумя ногами у в упор присев.

Выступление спортсменов

оценивалось экспертной группой в количестве 5 ведущих тренеров по спортивной аэробике. Для объективной оценки данных показателей нами были разработаны специальные критерии, отражающие пространственно-временные и пространственно-силовые параметры, легкость и свободу движений; четкость, устойчивость и мягкость приземления; амплитуду движений, высоту вылета в прыжках.

Критерии оценки:

5 баллов - высокий вылет в прыжке, разведение ног в верхней точке безопорной фазы; рациональное расположение частей и звеньев в пространстве; яркий индивидуальный

стиль выполнения базовых шагов; четкое исполнение поворота в высшей фазе полета с приземлением в полуприсед; оптимальная амплитуда движений при выполнении поперечного шпагата с максимальной высотой вылета;

4 балла - незначительное мышечное напряжение при выполнении тестов;

3 балла - отсутствие легкости и свободы движений;

2 балла - недостаточная высота прыжков, отсутствие слитности движений;

1 балл - выполнение отдельных моторных актов в каждом контрольном упражнении.

Для оценки уровня

сформированности артистичности

выполнения соревновательной программы применялись следующие тесты:

- серия базовых шагов, прыжок «казак», прыжок в полукольцо с произвольным положением рук и головы;

- соединение аэробных движений, прыжок в группировку «tuck jump»; прыжком опускание на пол с произвольным положением рук, головы и ног в грациозную выразительную позу;

- прыжок в полукольцо с приземлением в полуприсед, поворот переступанием на 720°, приседая и вставая, прыжок толчком двух с поворотом на 540°.

Критерии оценки:

5 баллов - идеальная статическая и динамическая осанка, четкость и выразительность линий верхних и нижних конечностей, тела; высокоэстетичные жесты, мимика, положение головы; своевременная смена положения тела, высокий уровень развития двигательного ритма; яркий, индивидуальный стиль;

4 балла - снижение темпа перед сложными элементами;

3 балла - недостаточно выразительные позы и скорость движений;

2 балла - значительное мышечное напряжение, отсутствие свободы и легкости движений;

1 балл - низкая высота прыжков, недостаточная выразительность и

слитность движений, слабо выраженный двигательный ритм.

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по уровню физической, технической

подготовленности и степени

сформированности артистичности (р>0,05) у гимнасток КГ и ЭГ. Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике, в соответствии с программой спортивной подготовки квалифицированных гимнастов в спортивной аэробике, утвержденной федерацией гимнастики РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика совершенствования

артистической подготовки, включающая в свое содержание рассмотренные элементы и средства артистичности, среди которых большое внимание уделялось

формированию индивидуального стиля и артистической подготовке. Методика разрабатывалась с учетом факторов, влияющих на стабильность исполнения композиции, и условий, направленных на воспитание артистичности выполнения элементов и движений, составляющих содержание программы соревновательной деятельности.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической и технической подготовленности, а также уровня артистизма у спортсменок КГ и ЭГ. Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, с явным преимуществом гимнасток ЭГ. Так, в КГ при исходных данных в беге на 100 м 16,0±0,26 с к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 15,9±0,31 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 16,05±0,70 с к завершению педагогического

эксперимента результаты улучшились до 15,79±0,41 с (р>0,05). В КГ при исходных данных выполнения прыжка в длину с места 176,49±9,35 см к окончанию педагогического эксперимента показатели

возросли и составили 179,15±8,16 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 176,73±7,83 см к завершению педагогического

эксперимента результаты возросли до 187,11±6,85 см (р<0,05). Подобная динамика более существенного улучшения показателей физической подготовленности в ЭГ выявлена и по другим контрольным упражнениям. Достигнутое преимущество гимнасток ЭГ обусловлено

использованием специальной методики, стимулирующей повышение двигательной активности и физической

работоспособности.

Анализ динамики показателей технической подготовленности также выявил их существенное преимущество у спортсменок ЭГ. Так, если в КГ при исходных данных за выполнение серии прыжков толчком двух, кружок ноги врозь в шпагат (правая нога впереди); согнувшись - pike jump; «kassak»-kassak jump - 3,12±0,33 балла, к окончанию педагогического эксперимента результат улучшился до 3,39±0,26 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,07±0,26 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 4,41±0,29 балла (р<0,05). Более существенное улучшение результатов в ЭГ связано с усвоением новых средств выразительности, что способствовало улучшению

психоэмоционального состояния

спортсменок; стимулировало стремление к самосовершенствованию, достижению более высоких результатов. В КГ при выполнении связки базовых шагов при исходных данных 3,81±0,25 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 3,93±0,36 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,79±0,21 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 4,49±0,19 балла (р<0,05). В КГ при выполнении связки прыжок в шпагат, упор лежа, круг двумя ногами в упор присев при исходных данных 3,79±0,19

балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,88±0,25 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,81±0,21 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 4,37±0,27 балла (р<0,05). Преимущество гимнасток ЭГ было достигнуто более совершенной пластичностью движений, красивыми линиями рук и тела, изящными поворотами головы, высоким уровнем двигательного ритма.

Динамика показателей

артистичности в ходе педагогического эксперимента изменилась следующим образом. В КГ при исходных данных выполнения серии базовых шагов, прыжок «казак», прыжок в полукольцо с произвольным положением рук и головы 3,68±0,21 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели повысились до 3,77±0,19 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,72±0,20 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,52±0,25 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных выполнения серии базовых шагов, прыжок в группировку «tuck jump», прыжком опускание на пол - 3,69±0,16 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 3,78±0,14 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,66±0,24 балла к завершению педагогического

эксперимента показатели улучшились до 4,47±0,17 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных за выполнение связки -прыжок в полукольцо с приземлением в полуприсед, поворот переступанием на 720°, приседая и вставая, прыжок толчком двух с поворотом на 540° -3,61±0,12 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 3,73±0,16 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,68±0,21 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 4,35±0,18 балла (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность подхода к разработке методики совершенствования артистичности в спортивной аэробике путем творческого использования широкого арсенала средств

выразительности на основе высокого уровня хореографической и музыкальной подготовки, культуры движений, понимания эстетического содержания каждого двигательного действия, входящего в содержание композиции. Большое значение для формирования артистичности имеет также учет факторов, влияющих на грациозность и пластичность выполнения разнообразных упражнений различной трудности; условий повышения артистичности выполнения танцевальных, прыжковых и акробатических упражнений. Результатом комплексного подхода к формированию артистичности выполнения двигательных действий должна стать заинтересованность каждого спортсмена в формировании индивидуального стиля выполнения композиции, отражающего самобытность личности гимнаста, его стремление к самореализации и самосовершенствованию средствами

спортивной аэробики.

Литература

1. Аэробная гимнастика (спортивная аэробика). Правила соревнований FIG2013--2016 / Международная федерация гимнастики. - М., 2012. - 236 с.

2. Касаткина, Н. А. Структура и содержание надежности соревновательной деятельности в спортивной аэробике / Н. А.Касаткина, Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 77-80.

3. Касаткина, Н.А. Формирование оперативного мышления как фактор повышения уровня технической подготовленности в спортивной аэробике /Н.А. Касаткина, Е.О. Панова, Л.В. Разумова// Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9. - № 3. - С. 3440. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/100. html. DOI: 10.14526/08_2014_05.

4. Костюнина, Л. И. Педагогическая концепция обеспечения согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности в процессе спортивной подготовки : автореф. дис. ...

д-ра пед. наук / Л. И. Касаткина. - Набережные челны, 2013. - 55 с.

5. Крючек, Е. С. Специализированная подготовка к обучению упражнениям спортивной аэробики : учеб.-метод. пособие. СПб. : С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2002. -37 с.

6. Назаренко, Л. Д. Эстетика физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. -249 с.

7. Назаренко, Л. Д., Формирование надежности соревновательной деятельности как фактор повышения ее результативности / /Л. Д. Назаренко, Н. А. Касаткина, Л. В. Разумова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта / Электронный журнал Камской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - 2012. - Том 7. - № 1. - С. 47-55. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/magazine/25.html.

8. Назаренко, Л. Д. Концепция формирования виртуозности движений в подготовке высококвалифицированных спортсменов / Л. Д. Назаренко, Н. А. Касаткина // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 6. - С. 72-75.

9. Поздеева, Е. А. Совершенствование исполнительского мастерства в спортивной аэробике : учебно-методическое пособие / Е. А. Поздеева. Г. Н. Пшеничникова. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. - 104 с.

10. Филиппова, Ю. С. Физиологические основы занятий спортивной аэробикой / Ю. С. Филиппова. - Новосибирск : Параллель, 2006. - 100 с.

References

1. Aerobic gymnastics (sports aerobics). Rules of competitions FIG2013—2016.

Mezhdunarodnaya federatsiya gimnastiki [International gymnastics federation]. Moscow, 2012, 236 p. (in Russian).

2. Kasatkina N. A., Nazarenko L.D. Structure and content of competitive activity reliability in sports aerobics. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2011, no 9, pp. 77-80. (in Russian).

3. Kasatkina N.A., Panova E.O., Razumova L.V. Formation of operational thinking as a factor in increasing the technical level of preparedness in sports aerobics. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2014, vol. 9, no 3, pp. 34-40. Available at: http://journal-science.org/ru/article/100.html. DOI: 10.14526/08_2014_05.

4. Kostyunina L. I. Pedagogical conception of unity provision between motional and intellectual activity during sports training. Extended abstract of

Doctor's thesis. Naberezhnye Chelny, 2013, 55 p. (in Russian).

5. Kryuchek E. S. Spetsializirovannaya podgotovka k obucheniyu uprazhneniyam sportivnoi aerobiki [Specialized training for teaching exercises from sports aerobics]. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State Academy of Physical Culture named after P. F. Lesgaft, 2002, 37 p. (in Russian).

6. Nazarenko L. D. Estetika fizicheskikh uprazhnenii [Aesthetics of physical exercises]. Moscow, "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2004, 249 p. (in Russian).

7. Nazarenko L. D., Kasatkina N.A., Razumova L.V. Reliability formation of competitive activity as a factor of its effectiveness increase. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of

Подано: 20.01.2017 г. Принято: 23.01.2017 г.

physical culture and sport], 2012, vol. 7, no 1, pp. 4755. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/25.html.

8. Nazarenko, L. D., Kasatkina N.A. Conception of virtuosity of movements formation in training highly-qualified sportsmen. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2016, no 6, pp. 72-75. (in Russian).

9. Pozdeeva E. A., Pshenichnikova G.N. Sovershenstvovanie ispolnitel'skogo masterstva v sportivnoi aerobike [Performing mastery improvement in sports aerobics]. Omsk, Siberian State Physical Culture University publishing house, 2008, 104 p. (in Russian).

10. Filippova Y. S. Fiziologicheskie osnovy zanyatii sportivnoi aerobikoi [Physiological basis of sports aerobics lessons]. Novosibirsk, Parallel, 2006, 100 p. (in Russian).

Назаренко Людмила Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой биологии человека и основ медицинских знаний, ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова", Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: ld nazarenkoamail. ru Касаткина Наталья Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, e-mail: ld_nazarenko@,mail. ru

Тимофеева Евгения Константиновна - магистрант факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова", Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: ld_nazarenko@,mail. ru

Для цитирования: Назаренко Л.Д., Касаткина Н.А., Тимофеева Е.К. Концепция методики формирования артистичности выступлений в спортивной аэробике // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 29-38. DOI 10.14526/01 2017 179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.