УДК 793.3
Н.В.Мочалова, Д.В.Мочалов
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
В статье рассмотрена временная шкала становления методик классического танца, проведен их сравнительный анализ. Показано, что в основе методик преподавания классического танца лежат не только общие традиционные подходы, но и особенности, как результат профессионального труда выдающихся балетмейстеров, мастеров хореографии. В современных условиях требуются новые подходы к преподаванию классического танца, ориентированные на развитие профессионального мастерства хореографа.
Ключевые слова: классический танец, балетмейстер, педагог-хореограф, методика преподавания, ценности, профессионализм.
N.V.Mochalova, D.V.Mochalov MODERN APPROACHES TO IMPROVEMENT OF A TECHNIQUE OF TEACHING OF CLASSICAL
DANCE
The article considers the timeline of the formation of the methods of classical dance, their comparative analysis is conducted. It is shown that the basis of methods of teaching classical dance is not only common, traditional approaches, but especially as a result of professional work of the outstanding ballet-masters, masters of choreography. In contemporary conditions require new approaches to teaching classical dance, focused on development of professional skills of the choreographer.
Keywords: classical dance, choreographer, teacher, choreographer, methods of teaching, values, professionalism.
Современная хореография довольно разнообразна своей системой преподавания, но в ее основе лежит классический танец. [1]
Реформирование и совершенствование преподавания классического танца основывается на новых идеях и технологиях, формах и методах его преподавания, с целью не только творческого и профессионального развития личности, но и передачи через танец достояний новой эпохи, новых, присущих ей внутренних мотивов и ценностей.[5]
Законы хореографического искусства, заложенные в классическом танце, представляют собой универсальную основу для других танцевальных направлений, несут в себе отпечаток всех эпох, от средневековой философии и елигии до современности, поэтому классический танец, и сегодня и в прошлом, остается одновременно одним из самых спорных и самых востребованных явлений в искусстве. По мнению Антонио Арена, танец есть утеха превеликая. [3]
В хореографии под методом понимается совокупность способов привития умения выражать чувства инструментом танца и приемов познавательной деятельности. Относительно классического танца - это методика достижения точности исполнения движений. Школа классического танца является системой воспитания человеческого тела на профессиональном уровне. Современные методики классического танца базируются на опыте предыдущих поколений, на той теоретической и практической базе, которая досталась из прошлого опыта. Однако, наряду с этим, в процессе эволюции и смены поколений классический танец обогащался новыми приемами его преподавания, разнообразием теоретических знаний и практического опыта известных педагогов-балетмейстеров. [2]
Исторически известными методиками преподавания классического танца являются методы К.Блазиса, Ф.Тальони, А.Я.Вагановой, В.С.Костровицкой, А.М.Мессерера и других известных педагогов-хорео-графов. [1]
В методике К.Блазиса основное внимание уделяется преподаванию театрального танца и классификации движений и «па» на жесты естественные (психологические) и искусственные (описательные, условные). К.Блазис сопровождает методический материал объясняющей иллюстрацией в виде рисунков и схем, и далее в своих постановках-пантомимах применяет те или иные жесты для реализации своего замысла и вызова у зрителя непроизвольных ассоциаций с известными спектаклями и представлениями. [3]
Вся методика преподавания Филиппо Тальони, итальянского танцовщика, выдающегося хореографа, балетмейстера и педагога эпохи романтизма, ориентирована на создание воздушного танца, танца-полета. Балерина должна порхать по паркету, а не ходить по нему. Будучи ярким представителем знаменитой балетной династии, который в 1794 году начал собственную артистическую деятельность, Ф.Тальони полностью посвятил свою творческую жизнь хореографической деятельности. Он один из немногих балетмейстеров - новаторов, создавших новый воздушный стиль танца, который воплотила в жизнь его дочь, знаменитая балерина Мария Тальони в своем бестелесном танце. Методика Ф.Тальони раздвинула границы жанра хореографии, тематическое содержание балетных спектаклей, в которые были включены стилизованные народные танцы, пантомимы, жанровые и бытовые эпизоды. [6]
Известны также работы профессора хореографии В.С. Костровицкой, ученицы А.Я. Вагановой, которая доподлинно изучив методику, сохранила все ценное, что в ней заложено, и смогла передать последующим поколениям балетмейстеров-педагогов основы методики в их правильном исполнении. [3]
Общепризнанными и основополагающими методиками преподавания классического танца в русской хореографической школе являются педагогические приемы профессора-хореографа А.Я. Вагановой и выдающегося балетмейстера А.М.Мессерера. Сравнительная характеристика методик Мессерера А.М.и Вагановой А.Я. представлена ниже.
Сравнительная характеристика методик АМ.Мессерера и АЯ.Вагановой
Критерии
А.М.Мессерер
А.Я. Ваганова
Эпоха преподавания:
1921-1992 года
Период: годы ВОВ, послевоенные годы_
1916-1951 года
послереволюционное время, годы ВОВ, натиск псевдоноваторов_
«Девиз» преподавания:
«Я за эксперимент, обновления или смерть»
«Я хочу совершать движения - но не своими, а руками и ногами учащихся, выпрямлять не свою, а их спину, поворачивать не свою, а их головки»
Задачи:
-ублажить, облегчить жизнь танцовщика;
-раскрыть в полной мере индивидуальности каждого
ученика;
-проведение урока как для себя
-делать так, как надо; -осмысленный выразительный танец; -развитие понимания правильной координации движений; -научиться танцевать всем телом
Правила исполнений движений:
-расслабить нервную систему и мышцы, чтобы было работать приятно;
-индивидуальная подборка движений для каждого; -развитие движений, хорошо дающихся ученику_
-развитие правильной координации движений;
-крепкая постановка корпуса; -устойчивость и гибкость; -правильная постановка рук; -развитие выворотности, большого шага, крепости пальцев_
План урока:
Урок не похож на предыдущий. Повторяется только начало, до него разогрев у станка, затем комбинации
Проделать весь тот же экзерсис, который изучался с самого начала, выворотность, упражнения для корпуса, рук и ног_
Настраиваются мышцы и тело, чтобы потом тело артиста развязывалось как узел, появлялась легкость, и свобода на сцене_
Все движения рук, вообще все то, что относится к «позированию», облекаются на уроке в формы до крайности скупые, отвлеченные и очищенные_
Исходя из данных, представленных в таблице, можно увидеть «плюсы» и «минусы» двух методологий преподавания классического танца.
Методика А.Мессерера больше подходит для обучения классическому танцу в балетной среде. Критерием методики является урок, который рассматривается как урок для себя, то есть педагог должен строить урок таким образом, чтобы он был интересен для него самого как по нагрузке, так и по эстетическому содержанию. Задачей педагога является облегчение жизни танцовщика, посредством расслабления нервной системы, в нужном направлении мышц, чтобы танцовщику было приятно работать. [4]
Педагогический талант Асафа Мессерера заключался не только в искусстве обучения исполнителя хореографической технике, но и, в первую очередь, в умении в полной мере раскрыть индивидуальность каждого исполнителя, увидеть в нем личность и те грани таланта, которые присущи лишь этому исполнителю, чтобы в дальнейшем участвовать в их развитии [3].
Система А.Я.Вагановой сложилась благодаря синтезу особенностей русской и европейской школ классического танца. Создавая свою систему, А.Я. Ваганова из большого числа элементов отбирала наиболее универсальные, развивающие максимально профессиональные качества исполнителя. Методика А.Я. Вагановой формировалась в тесном контакте с театральной практикой, которая стала уникальной системой воспитания классическим танцем, универсальность которой заключалась в правильном развитии тела исполнителя. Занятия по методике А.Я. Вагановой развивали понимание правильной координации движений, свободного владения телом в танце, крепкой постановки корпуса, правильной постановки рук. Система А.Я. Вагановой направлена на танец всем телом, гармоничность движений, расширение диапазона выразительности [1].
Проанализировав девиз А.М.Мессерера, можно прийти к выводу, что он актуален для современных условий. Сегодня как публика, так и исполнители предпочитают инновации, а инновации в танце - это, по сути, экспериментальная работа с движениями и с комбинациями. Внося изменение в одно простое движение, например, plie, добавив к нему эффектности, можно заинтересовать артиста: plie на двух ногах из любой существующей позиции на всей стопе, пальцах, полупальцах, либо plie на одной ноге в любой из поз. Имеются свои «плюсы» и у методики А.Я.Вагановой, согласно которой на первом месте стоят движения, которые закреплены и являются основой классического танца. Поэтому, вначале должно быть обучение базовым движениям, для того, чтобы в последующем, уже зная базу, экспериментировать с ней.
Если ставить эксперимент в классическом танце, то стоит обратить внимание на то, что сейчас привлечет молодое поколение заниматься классическим танцем или просто, хоть раз посетить урок или выступление.
Возможно, будет интересным, если добавить в методику преподавания классического танца, например,
элементы Танца модерн, зародившегося в США и Германии, как направление современной хореографии конца XIX -начала XX вв., и элементов Strip Dance, как танца нового направления XXI века. Основными принципами Танца модерн являются отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами, Strip Dance ориентирован на развитие грации и пластики, и сегодня они интересны молодежи. Так, например, добавление элементов Strip Dance в мужские и женские движения, составление совместных комбинаций, позволяет получить новшество, интересное для многих.
В заключение выделим элементы универсальности системы преподавания классического танца, к числу которых можно отнести:
- постановка урока, ориентированного на развитие интереса к классическому танцу;
- иллюстрация и адекватное объяснение движений, «па» и комбинаций классического танца;
- обучение овладению собственным телом и мышцами;
- воспитание самоконтроля и самообучения.
Чем богаче арсенал методов и приемов, которыми владеет современный педагог, тем ярче и многограннее его мастерство, которое способствует обогащению исполнителя в том числе, поскольку в этой цепочке происходит не только обобщение, сохранение опыта лучших педагогов многих поколений, но и передача этого опыта другим поколениям, стратегическое развитие хореографического искусства.
Прогресс хореографического искусства начинается с творчества, открытия новых методов, форм организации обучения классическому танцу на основе синтеза традиционных подходов с элементами современности.
Литература
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова. - СПб.: Лань, 2001. - 158 с.
2. Иванова С.А. Творческие контакты с педагогами и учащимися балетных школ Италии / С.А Иванова, Л.А Коленченко // ACADEMIA.- 2012 .- № 2. - С. 95 - 99.
3. Костровицкая В.С. Классический танец / В.С. Костровицкая. - СПб.: Лань, 2009. - 116 с.
4. Мессерер А.М. Уроки классического танца / А.М. Мессерер. - СПб.: Лань, 2004 - 376 с.
5. Мочалов Д.В. Развитие творческой направленности личности в современных условиях /Д.В.Мочалов // Вестник Каз. гос. унив-та культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 104-108. (0,68 п.л).
6. Чеккетти Грациозо Manuale completo Di Danza classica: пер. с итал. Е. Лысовой / Грациозо Чеккетти. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 504 с.
1. Vaganova A.Ja. Osnovy klassicheskogo tanca / A.Ja. Vaganova. - SPb.: Lan', 2001. - 158 s.
2. Ivanova S.A. Tvorcheskie kontakty s pedagogami i uchashhimisja baletnyh shkol Italii / S.A. Ivanova, L.A. Kolenchenko // ACADEMIA.- 2012 .- № 2. - S. 95 - 99.
3. Kostrovickaja V.S. Klassicheskij tanec / V.S. Kostrovickaja.
- SPb.: Lan', 2009. - 116 s.
4. Messerer A.M. Uroki klassicheskogo tanca / A.M. Messerer.
- SPb.: Lan', 2004 - 376 s.
5. Mochalov D.V. Razvitie tvorcheskoj napravlennosti lichnosti v sovremennyh uslovijah /D.V.Mochalov // Vestnik Kaz. gos. univ-ta kul'tury i iskusstv. - 2012. - № 2. - S. 104-108. (0,68 p.l).
6. Chekketti Graciozo Manuale completo Di Danza classica: per. s ital. E. Lysovoj / Graciozo Chekketti. - M.: AST, Astrel', 2010. - 504 s.