УДК 792.5 ББК 85.327р
Д.И. Дмитриева
педагогические подходы в обучении классическому танцу
В статье рассматриваются педагогические подходы в обучении классическому танцу в отечественном хореографическом образовании. На основе работ известных балетных педагогов и исследователей ХХ-ХХ1 вв. предпринята попытка изучения особенностей преподавания. Автор делает вывод, что к ним относится применение интегрированного, практико-ориентированного и индивидуального подходов.
Ключевые слова: педагогический подход, балетное образование, классический танец, методика преподавания, содержание урока.
D.I. Dmitrieva
pedagogcial approaches to classical dance training
The article considers pedagogical approaches in the process of teaching classical dance in the national choreographic education. Based on experience of well-known ballet teachers and researchers of the XX-XXI centuries, an attempt has been made to study the peculiarities of teaching. The author concludes that these are the use of integrated, practice-oriented and individual approaches.
Key words: pedagogical approach, ballet education, classical dance, teaching method, lesson content.
В современное время наблюдается многообразие педагогических подходов, которые в перспективе дальнейшей разработки требуют более тщательного рассмотрения и выявления специфики профессионального хореографического образования, имеющих многовековую традицию и определенные каноны (см. балетное образование).
Как полагает исследователь В.В. Сериков, педагогический подход - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с учащимися, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности [11, с. 152]. Это взаимообусловленный процесс, где главное значение имеют: 1) организация учебного процесса (педагог - обучающийся -педагог); 2) всестороннее и гармоничное развитие обучающегося. При этом следует указать и на такие обстоятельства, как создание необходимых условий для учебы, состоящих из подготовки места работы, оснащения необходимым свето-
и звукооборудованием, сочетания учебы с отдыхом (см. здоровьесберегающее образование), медицинское и психологического наблюдения за обучающимися, их обеспечения проживанием и питанием. К специфике отечественного хореографического образования исследователи относят особые требования к подготовке артистов балета с его содержанием, технологией и контролем [14, с. 3-6].
Балет - это высокое искусство, требующее гармоничного развития физических и психических свойств, музыкальных способностей личности, высокого технического уровеня исполнительского мастерства. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования 52.02.01 «Искусство балета» балетом начинают заниматься с 10-11 лет. Продолжительность обучения занимает 7 лет 10 месяцев, в течение которого обучающиеся получают основное общее образование и сразу после него - среднее профессиональное образование. Образовательная программа
является интегрированной, т.к. в ней учащиеся параллельно изучают учебные дисциплины общеобразовательного (математика, химия, биология, география и др.), общепрофессионального (введение в профессию, история изобразительного искусства, теория музыки, игра на фортепиано и др.) и специального (классический танец, историко-бытовой танец, народно-сценический танец, сценический репертуар и др.) циклов. Разделяют мужские и женские классы, а также младшие, средние и старшие классы. Первые два из них соответствуют 5-9 классам общеобразовательной школы, а третий -1-3 курсы средне-специального учебного заведения.
Дисциплины специального цикла представляют собой творческий вид деятельности, где большое время уделяется овладению техникой и методикой исполнения движений классического танца, также работе над созданием хореографического образа. Поэтому учащиеся с малых лет исполняют концертные номера, сольные и второстепенные партии в балетных спектаклях учебного театра и профессиональных театров.
Учебный процесс занимает сочетание теоретических и практических занятий, которые проводятся как в групповой, так и в мелкогрупповой и индивидуальной формах. Обучающиеся должны овладеть технически сложными движениями хореографии - вращениями, прыжками и т.д., а девушки сложной пальцевой техникой. Значит, высокое техническое исполнение требует наличия большого количества способностей, которые необходимо развивать с малых лет.
Исследователь А.В. Фомкин определил, что традиционными специфическими особенностями балетного образования в России являются: состояние здоровья (телесная природа и специальные параметры); ранняя профессионализация; специальный конкурсный отбор и др. [14], к которым можно добавить методику обучения классическому танцу со своей структурой и содержанием; связь балетной школы с театром; профиль-ность подготовки специалистов в области хореографического образования.
Подготовка артистов балета в России связана с именем двух известных балетных школ России - Академии русского балета им. А.Я. Вагановой и Московской государственной академии хореографии. Изучив историю хореографического образования XVIII - первой половины XIX вв., нами определены следующие главные моменты в обучении классическому танцу того периода: профильное обучение (танцовщик, музыкант, драматический актер, а впоследствии только танцовщик); дифференциация обучения (классы, программы с учетом способностей обучающихся, углубленное изучение отдельных учебных предметов); индивидуальный подход (разделение на группы и проведение дополнительных индивидуальных занятий); определение физических данных и способностей воспитанников, их учет и развитие при обучении танцу; форма контроля и результат (участие в спектакле). При этом важным являлась тренировка тела и психофизического состояния будущего артиста, его подготовка посредством разучивания роли и публичное выступление на сцене - создание хореографического образа (см. техника исполнения + актерское мастерство).
Испокон веков в балетной школе разделяют метод подготовки ведения мужских и женских классов, а также методы работы в младших и средних классах, где закладывается фундамент освоения исполнительского искусства. Поэтому содержание занятий классического танца в этих классах отличается от занятий для старших классов, которые уже в некоторой степени освоили определенные профессиональные умения и имеют небольшой практический опыт (см. сценический репертуар).
В нашей статье сделана попытка выявления особенностей содержания и преподавания классического танца в отечественном хореографическом образовании на основе работ известных отечественных педагогов А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова, A.A. Писарева, Е.П. Валу-кина, В.Н. Костровицкой, Н.П. Базаровой и В.П. Мей, А.В. Никифоровой. Известно, что одним из главных правил в исполнении классического танца являет-
ся классическое «pas» (движение) экзерсиса у станка и на середине зала [8, с. 14].
В методике А.Я. Вагановой порядок движений урока выстроен от исполнения простых постепенно к сложным и особое внимание заслуживают движения рук, корпуса и головы. Здесь обучающимся нужно знать каждое предназначение того или иного движения. Как пишет ее ученица - балерина Т.М. Вечеслова, руки поддерживают корпус танцовщицы, помогая ему в прыжках и пируэтах, при которых огромное значение имеет координация (см. «танцевальная гармония»). При этом особое внимание отводится движениям кистей рук, которые влияют на их грациозность. На занятиях пятая позиция - выворотность стопы, ее аккуратность являлись одним из главных моментов [6, с. 44-52] обучения классическому танцу.
Также настойчивая выработка сил и энергии движений, и как пишут развитие «стального ар1отЬа», опоры в корпусе, взятие запаса силы руками для туров и прыжков, правильной координации совершенствуют технику исполнения. Только выработав необходимую устойчивость и гибкость своих учениц, педагог А.Я. Ваганова вводила в экзерсис различные формы "fouette", "renverse" и др., основанные на поворотах корпуса [3, с. 7-8], что повлияло на развитие техники женского исполнительства. При постановке корпуса изучали сначала начально "plie" с первой позиции, направленные на выработку «aplomb» как фундамента для туров и сложных прыжков в "allegro". Особое внимание педагог уделяла рукам, которые должны были быть выразительными, легкими, «певучими» и помогали совершать движения в турах и прыжках "forse" [3, с. 7-8]. В сопоставлении отметим, что замечательный педагог Н.И. Тарасов также уделял внимание правильному положению и движениям рук, которые помогали удерживать равновесие тела. Ведь руки должны работать соразмерно и очень точно, в одном темпе с движениями всего тела, и педагог должен знать и уметь укрепить в своих учениках стройную и устойчивую систему движения рук. Так, его ученики,
осваивая различные позиции рук, начинали вырабатывать "aplomb", определенное их положение в пространстве и умение перемещать руки из одной позиции в другую. Но, важно знать, что именно позы помогают фиксировать различные танцевальные положения рук, их уверенность и активность в исполнении движений [13, с. 40]. Значит, одним из главных моментов обучения классическому танцу является согласованное исполнение движений, т.е. рук и ног танцовщика.
Отмечаем то, что в методике А.Я. Вагановой ученики обладали умением видеть и управлять своим корпусом, т.к. все движения исходили из «центра». Исполняемые движения рук и позы оттачивались до совершенной формы, и таким образом вырабатывалась правильная манера исполнения [2, с. 444-445]. В младших классах движения неоднократно повторяются с целью закрепления учебного материала, а в старших классах эти движения варьируются.
Дифференциация в обучении классическому танцу предполагает раздельное проведение занятий для учениц и учеников, т.к. существуют отличия в стиле их исполнения, используемых приемах и материалах образовательной программы [13, с. 98], а также на специальные дисциплины.
На наш взгляд, в методике педагога Н.И. Тарасова особое значение имеет постановка тела обучающегося в целом -ног, корпуса, рук и головы, совершенное владение которыми определяет исполнительский уровень танцовщика. Автор считает, что мастерство будущего артиста балета в процессе обучения должно развиваться более основательно, последовательно и планомерно в соответствии с усложненностью исполнения движений. Ценность имеет то, что у педагога был свой подход и особенности работы над комбинациями. Так, в первом классе комбинировать движения, которые уже проходили, не рекомендуются, а во втором - нужно комбинировать два движения наиболее простой формы. А затем, в средних и старших классах, постепенно увеличивается количество движений в комбинациях и их ритмичность
X
го
I-
^
s о
О ф
т s
о о го
X
ф
т
ю о
-О
о
X
ч о с
о ф
т
го
ч ф
с
[13, с. 89-90]. В отличие от него А.Я. Ваганова предлагает в младших классах не давать разнообразные комбинации, потому что сначала ученик должен проработать то или иное движение. В средних классах можно давать комбинации с осторожностью, т.к. в этот период ученикам нужно выработать силу [3, с. 18-19].
Далее для Н.И. Тарасова характерны учет индивидуальных особенностей обучающихся особенно в освоении движений экзерсиса и их неоднократного повторения. Автор в своей книге «Классический танец» пишет, что индивидуальность обучающегося начинает проявляться еще в младшем классе путем проявления простого физического действия, отношения к труду, чувства свободного творчества, пластики танца, воспринимаемых музыкой и характером упражнений [13, с. 69, 89-90].
Кандидат педагогических наук П.А. Силкин выделил, что Н.И. Тарасов в своей работе придерживался принципов «воспитывающего обучения», где с освоением техники классического танца ученики должны научиться дисциплинированности, прилежному отношению, воспитанию силы воли, развивал в своих учениках правильное чувство ритма и умение передавать в движении эмоционально-смысловое содержание музыки [12, с. 225-227].
Из сказанного видно, что педагог учитывал индивидуальные особенности своих учеников - их стремления, творческие способности (чувство пластики движения и музыки, "pas" и позы и т.д.). Все это показывает, что соблюдение правил техники движения воспитывает и творческую индивидуальность ученика, его выразительность.
Балетмейстер-хореограф В.С. Ко-стровицкая определила, что каждое классическое движение экзерсиса является одним из элементов в исполнении классического танца. Она уделяет внимание движению "temps plie", на которое приходится исполнение многочисленного количества комбинаций. Уже ученики младших классов исполняют простую форму этого движения, которое в средних и старших классах намного услож-
няется. Далее к комбинациям этих движений педагог рекомендует добавить исполнение комбинаций с туром "lent" (спокойно-медленным), а затем воздушные "temps plies" и завершение его на пальцах [6, с. 14-18]. Указываем, что эти упражнения помогают обучающимся выработать устойчивость и координацию исполнения всех движений, где тело работает в комплексе, соразмерно со всеми его частями (голова и взгляд, шея, корпус, руки и ноги).
Главными профессиональными требованиями в обучении классическому танцу являются - выворотность ног, большой шаг, гибкость тела, устойчивость, координация, а также музыкальность, ритмичность, пластичность и артистизм. Кроме того, необходимо развить у будущего артиста балета внимание, восприятие, воображение, память, образное мышление и т.д.
Известный педагог и ученый Е.П. Ва-лукин в своей монографии «Система мужского классического танца» представил последовательность программы обучения мужской техники исполнительства. Он предлагает учитывать особенности физического строения учащихся в процессе обучения и на основе огромного опыта вносит свои педагогические приемы [4]. Особое внимание уделяет всей пластике тела (ноги, корпус, руки, голова), где движение головы не только завершает рисунок позы, но и выражает характер движения и внутренние мысли. При движениях головы значение имеет направленность взгляда, создающая гармонию частей тела вместе с руками, корпусом, ногами [4; 5, с. 308-313].
Педагоги Н.П. Базарова и В.П. Мей пишут, что на основе богатого опыта русской балетной школы они выработали свои подходы в обучении классическому танцу. Так, в младших классах, прежде чем заниматься выработкой выворотности ног, педагог занимается постановкой мышц тела, т.к. маленьким тоже важно чувствовать силу мышц в ногах (бедрах, голени и коленях). При этом они должны стоять, подтянув мышцы живота (диафрагмы тоже) и спины, сохраняя вертикаль с помощью подтянутых ягодичных
мышц. Здесь тело не должно давить своим весом на ноги и все должно быть устремлено вверх вместе головой. В отличие от ног, шея и плечи должны быть свободны в суставах, и в руках тоже никакого напряжения не должно быть. Руки как бы сами себя должны поднимать, раскрывать и закрываться, а затем опускаться, причем движение рук начинается от пальцев. Лопатки не зажимаются, они должны быть свободны и опущены вниз, а мышцы рук сосредоточены в спине под лопатками, точнее в подлопаточных мышцах спины. При исполнении движений сначала идут глаза, вместе с ними поворот начинает голова, а затем шея, и должно быть такое ощущение, как будто спина летит вверх. Исполнение этих упражнений воспитывает в учениках младших классов не только силу мышц, но и выносливость, терпение, выдержку и силу воли [1, с. 18-24].
Также значение имеет проведение дополнительных занятий с обучающимися, которые не освоили задание с целью улучшения результата. Главное значение имеет развитие средних полупальцев, т.к. их используют при выполнении упражнений у палки и на середине. Назначение средних полупальцев - развитие всех мышц подошвенной части ноги, голеностопа, силы мышц пятки и соответственно, достижение «двуногой» выворотности [1, с. 24-26].
Следует остановиться и на методике педагога А.В. Никифоровой, которая при обучении классическому танцу предлагает создать «образ движений» (по А.Я. Вагановой), начиная с младших классов. Ведь последовательное исполнение набора движений обычно приводит к схематичному заучиванию элементов танца, а не к танцу. Правильная выворотность ног достигается следующим образом: чувствовать ось корпуса, которая проходит от центра головы вниз через тело, опускаясь к середине I позиции ног. Нужно стремиться сохранить это движение, в также поворот икр вперед и отведение бедер к наружной мышце назад. При этом опорный бок должен стремиться приблизиться к центру оси, удерживая лопатку опорного бока приближенной к центру оси (при опущенных плечах).
Ягодицы должны быть сближены и прижаты к паху, при условии отведения бедер. Научить учащихся удерживать это положение и постоянно тренировать их в каждом движении, достичь желаемого результата [9, с. 15].
В постановке ног, корпуса, рук и головы педагогу важно учитывать их взаимосвязь. При постановки корпуса работают ноги (во всех его положениях), спина, руки, при которых корпус не должен отклоняться, оттягиваясь назад за пятку опорной ноги (оседать). Здесь опорная нога создает основу для свободного и уверенного владения всем телом. Главное значение отводится стопам, которым необходимо уметь распределять количество движений и их сочетание. Так как в правильно тренированной стопе мышцы и связки способны удержать и защищать кости от повреждения [10, с. 11-32, 73].
Далее педагог делится опытом и выделяет, что от работы мышц корпуса, основного бока и опорной ноги зависит развитие силы стопы танцовщика. Правильного положения стопы на полу можно добиться соотношением голени и стопы друг к другу, стоять икрами вперед, т.е. стоя в позициях икры поворачивать кпереди, в сторону - кнаружи [10, с. 79].
Таким образом, спецификой хореографического образования является взаимосвязь и взаимообусловленность образования (обучения, воспитания и развития) и искусства балета, т.к. становление артиста балета как творческой личности проходит в течение долгих лет жизни и очень кропотливой (каждодневной) работы. Как отмечает исследовательница Е.О. Кабурнеева, одним из отличий хореографического образования от других видов образования является предъявление высоких требований к физическим возможностям обучающихся [7], поэтому существуют особые педагогические подходы в обучении классическому танцу. Из вышесказанного следует, что высокое качество освоения профессиональных знаний, умений и навыков достигается именно путем многократного повторения, обусловленного традициями и канонами балетной педагогики в России, с ее методикой обучения клас-
X
га
I-
^
О ¡£
о ф
т ^
о о го
X
ф
т >
ю о
го
ч ф
с
сическому танцу и особенностями образовательной программы. Различают теорию, историю и методику преподавания классического танца, где значение имеет опыт работы артистов балета и педагогов предыдущих веков. В обучении классическому танцу хочется указать на такие моменты работы, как проведение занятий в больших (25 человек) и в малых группах (10-12 человек). Именно в групповых занятиях, сравнивая способности обучающихся, можно определить уровень освоения профессиональных знаний и умений, а также способности обучающихся. Поэтому при проведении дополнительных занятий можно разделить эти группы еще на подгруппы (4-6 человек), особенно в женском классе, или заниматься с тем или иным обучающимся индивидуально. Все это зависит от педагога, в совершенстве владеющего своей профессией и знающего в комплексе особенности работы с будущими артистами балета. Так как гармония тела в классическом танце достигается путем не только развития головы, рук, корпуса и ног, но и внутреннего мира исполнителя.
Итак, в обучении классическому танцу используются: 1) интегративный, практико-ориентированный и индивидуальный подходы (интеграция учебных дисциплин, доминирование практических занятий, сочетание обучения с творчеством, проведение дополнительных индивидуальных занятий и т.д.);
2) принцип дифференциации в обучении (разделение на классы с учетом половозрастных категорий, разделение на младшие, средние и старшие классы);
3) особенности преподавания классического танца (особое построение урока, его структура, содержание и т.д.); 4) комплексное развитие обучающегося (физическое, нравственное, умственное и т.д.). В современное время сохраняется тенденция раскрытия индивидуальности артиста балета со своеобразным исполнительским стилем и богатым творческим потенциалом. При этом определенную роль играет не только развитие профессиональных качеств, но и личностных (мировоззрение, взгляды на жизнь, ценностные ориентиры, эрудиция, чувственно-эмоциональная сфера и др.).
Библиографический список
1. Базарова, Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения [Текст]: учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2006. - 240 с.
2. Блок, Л.Д. Классический танец. История и современность [Текст] / Л.Д. Блок; вступ. ст. В.М. Гаевского. - М.: Искусство, 1987. - 556 с.
3. Ваганова, А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник [научн. ред. и вст. ст. В.В. Чистяковой] / А.Я. Ваганова. - 5-е изд. - Л.: Искусство, 1980. - 192 с.
4. Валукин, Е.П. Система мужского классического танца [Текст] / Е.П. Валукин. - М.: ГИТИС, 1999. - 456 с.
5. Валукин, М.Е. Система мужского классического танца, разработанная Е.П. Валукиным [Текст] / М.Е. Валукин // Вестник МГУКИ. - 2014. № 5(61). - С. 308-313.
6. Вечеслова, Т.М. Я - балерина [Текст] / М.Е. Вечеслова.- Л.; М.: Искусство, 1964. - 272 с.
7. Кабурнеева, Е.О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е.О. Кабурнеева. - М., 2011. - 183 с.
8. Костровицкая, В.С. Классический танец. Слитные движения. Руки [Текст]: учебное пособие / В.С. Костровицкая. - СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. - 128 с.
9. Никифорова, А.В. Мои мысли об обучении учащихся от 1-х классов до I курса [Текст] / А.В. Никифорова // Вестник Новосибирского государственного хореографического училища. - Новосибирск: Типография SWEF, 2000. - С. 13-15.
10. Никифорова, А.В. Советы педагога классического танца [Текст] / А.В. Никифорова. - СПб.: Искусство России, 2002. - 112 с.
11. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология [Текст] / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена. 1994. - 152 с.
12. Силкин, П.А. История и теория балетной педагогики. Классический танец [Текст]: учеб. пособие / П.А. Силкин. - СПб.: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2014. - 312 с.
13. Тарасов, Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства [Текст] / Н.И. Тарасов. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2005. - 496 с.
14. Фомкин, А.В. Исторические традиции современного балетного образования (на материале деятельности Танцевальной Ея императорского Величества школы - Академии русского балета им. А.Я. Вагановой): [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Фомкин. - СПб., 2009. - 213 с.
References
1. Bazarova N.P. The ABC of classical dance. The first three years of study. SPb.: Lan, 2006. P. 240. [in Russian].
2. Block L.D. Classical dance. History and modernity. M.: Art, 1987. P. 556. [in Russian].
3. Vaganova A.Y. The Basics of Classical Dance. L.: Art, 1980. P. 192. [in Russian].
4. Valukin E.P. System of male classical dance. M.: GITIS, 1999. P. 456. [in Russian].
5. Valukin M.E. The system of male classical dance, developed by E.P. Valukin. Vestnik MGUKI, 2014. No. (61). P. 308-313. [in Russian].
6. Vecheslova T.M. I'm a ballerina. L.-M.: Art, 1964. Р. 272. [in Russian].
7. Kaburneyeva, E.O. Formation and development of pedagogical traditions of choreographic education in Russia. Dis. ... cand. of sciences (Education). M., 2011. Р. 183. [in Russian].
8. Kostrovitskaya V.S. Classical dance. Merged movements. Arms. SPb.: Lan; PLANET OF MUSIC, 2009. Р. 128. [in Russian].
9. Nikiforova A.V. My thoughts on teaching students from the I-st classes to the I-year course. Vestnik Novosibirskoy gos. khoreograph. shkoly. Novosibirsk: SWEF, 2000. P. 13-15. [in Russian].
10. Nikiforova A.V. Teacher's advice in classical dance. SPb.: Art of Russia, 2002. Р. 112. [in Russian].
11. Serikov V.V. Personality Approach in Education: Concept and Technology. Volgograd: Peremena, 1994. Р. 152. [in Russian].
12. Silkin P.A. History and theory of ballet pedagogy. Classical Dance. SPb.: Akademiya russkogo baleta im. A.Y. Vaganovoy, 2014. Р. 312. [in Russian].
13. Tarasov N.I. Classical dance. School of performance for men. SPb.: Lan', 2005. Р. 496. [in Russian].
14. Fomkin A.V. Historical traditions of modern, ballet education (on the basis of the activity of Her Imperial Majesty Dance School - the Academy of Russian Ballet named after A.Y. Vaganova). Dis. ... cand. of sciences (Education). SPb., 2009. Р. 213. [in Russian].
сведения об авторе: Information about the author: X ro 1>.
Дмитриева Дария Ивановна, Dmitrieva Dariya ivanovna, s о ^
педагог классического танца, Teacher of Classical Dance, о ф
Якутская балетная школа (колледж) Yakut Ballet School (college) named т s о
им. Аксении и Натальи Посельских, after Aksenia and Natalia Poselskikh, о го
г. Якутск, Российская Федерация Yakutsk, Russia. §
E-mail: dmitrieva.dariya@mail.ru E-mail: dmitrieva.dariya@mail.ru s X ф т >. ю о CÛ ъ ч о X ч о с ф s о ф т s о го ч ф с