Научная статья на тему 'Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности'

Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4728
481
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТАНЕЦ / ТРАДИЦИИ / SOCIALIZATION / DANCE / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарская Тамара Борисовна

Рассматривается деятельность педагога-хореографа как фактор социализации детей и подростков. Дано обоснование обращения к танцевальному классическому наследию и хореографическому искусству в целом для приобщения учащихся к социально-культурным ценностям, воспитания гармонично развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарская Тамара Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPH’S ACTIVITY AS A FACTOR OF CREATIVE PERSONALITY SOCIALIZATION

The article describes professional activity of a choreography teacher as a factor of children and teenagers socialization. The author proves that addressing to the classical dance heritage and to the art of choreography on the whole is very important for familiarizing of schoolchildren to social-cultural values in bringing up harmoniously developed personality.

Текст научной работы на тему «Деятельность хореографа как фактор социализации творческой личности»

УДК 793.3

Т. Б. Нарекая

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХОРЕОГРАФА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Рассматривается деятельность педагога-хореографа как фактор социализации детей и подростков. Дано обоснование обращения к танцевальному классическому наследию и хореографическому искусству в целом для приобщения учащихся к социально-культурным ценностям, воспитания гармонично развитой личности. Ключевые слова: социализация, танец, традиции

Изучение процесса социализации подрастающего поколения привлекает внимание как специалистов-практиков, так и исследователей различных областей гуманитарного знания, что доказывает актуальность обращения в целом к проблеме усвоения личностью определенных норм, установок и ценностей. Авторы анализируют данный вопрос в зависимости от научного интереса: так, Р. А. Литвак рассматривает социально-педагогические предпосылки социализации личности [2]; И. Э. Бриске - феномен хореографии социокультурной деятельности [1]; Р. Р. Лыкова - теоретические подходы к социализации младших школьников в детской хореографической студии [3]; Р. Р. Сибгатова - танец как средство социализации младших школьников на уроках хореографии [5]. Ранее мы уже обращались к танцу как явлению общественной жизни, системе обучения и воспитания в России [4].

Перечисленные и другие исследования связаны с педагогическим процессом, отсюда их многообразие. Но, несмотря на обилие работ в данной области, на наш взгляд, по-прежнему недостаточно раскрыта именно деятельность педагога, кроме того, нас интересует эта проблема с позиции осуществления социализации с помощью хореографического искусства. Многие воспринимают обучение и воспитание средствами хореографии как подготовку к профессиональной деятельности. В творческих, хореографических объединениях (клубах, группах, студиях и т. д.) обучение и воспитание ориентируется преимущественно на профессиональную педагогическую деятельность, формирование разносторонне и гармонически развитой личности. Социализация в деятельности хореографа должна быть

основой в целеполагании и поддержании устойчивого интереса участников организаций.

В данном отношении огромную роль могут сыграть любительские коллективы, объединяющие детей и подростков по интересам. Искусство в этих коллективах является мощным рычагом в познании мира, приобщении к прекрасному, умении отличать истинные ценности от ложных.

В настоящее время популярность хореографических коллективов среди подрастающего поколения велика. Широко заявили о себе тенденции, связанные с обращением к синтезу танцевальных форм и направлений. Именно это, а также свобода, индивидуализация творчества способствуют развитию духовных факторов и обуславливают появление большого количества хореографических школ, студий, направлений. Практика раскрывает многожанровость хореографического искусства. Хореография - синтетический вид искусства, значимый в гармоничном формировании личности, ибо комплексно воздействует разными видами танца, а также смежными видами искусства на все стороны духовной культуры человека. Хореографическая деятельность в разных образовательных и культурно-просветительских учреждениях характеризуется вычленением социально значимых качеств и свойств личности как объектов этой деятельности.

Цель нашего исследования - привлечь интерес к проблеме воспитания средствами и методами хореографической педагогики, акцентируя внимание на деятельности преподавателя в деле социализации личности.

Хореографическая педагогика вышла далеко за пределы подготовки артистов балетного театра, профессиональных ансамблей танца

118

разных направлений и жанров. Хореография как метод обучения востребована в спорте, театре, культурно-просветительных учреждениях, школах искусств и т. д. Основная часть детей и подростков занимается танцем как очень привлекательным видом искусства. Поэтому именно в танцевальных коллективах (в том числе и школах искусств) необходимо придать значимость вопросу социализации личности, выделить методы, средства и разработать их как организационно-методические и эстетические направления в совместной деятельности руководителя-педагога и участников коллектива.

Обращение к наследию, традициям, художественным ценностям, выработанным в процессе исторического развития, позволяет осмыслить опыт, выбрать правильные ориентиры дальнейшего совершенствования воспитательного процесса, сохранив самобытность, своеобразие национальной культуры. Танец необходимо рассматривать как богатейший источник эстетических впечатлений, эмоциональных переживаний, посредством которых формируется художественное я личности. В системе хореографической педагогики определены социально и художественно значимые виды танца, среди них классический, народный, бальный и современный.

Рассмотрим виды хореографии и их возможности в отношении формирования культурной, социально свободной личности.

Классический танец чаще всего воспринимается как основа обучения артиста балета, но он таит много полезного и необходимого для физического развития: формирование гармоничной фигуры, укрепление костно-мышеч-ного аппарата, воспитание походки и осанки, исправление физических недостатков, сочетание движения с музыкой, осмысление исполнительской практики, эмоциональное наполнение, умение слышать и слушать музыку. Арсенал движений этого вида танца безграничен. Грамотность педагога-руководителя позволит отобрать из них необходимые участникам коллектива того или иного направления. Приобщение к классическому наследию сделает понятным театральное искусство, которое способствует

духовному обогащению. («Приобщенный» знает, как управлять своим телом, идет красиво; осанка сопутствует ему независимо от рода избранной деятельности; он физически вынослив, ему комфортно в выбранном коллективе, он свободен в выборе формы досуга!)

В коллективе народного танца познается многообразие творчества многих народов необъятной Родины через практическое освоение репертуара. Знание и владение этим видом танца помогает стать открытым, коммуникабельным; дает возможность познать выразительные средства народного танца, воспитать уважение к культурам разных этносов, расширить представление об окружающем мире; способствует патриотическому, интернациональному воспитанию. Культура каждого народа формировалась веками, бережно сохраняя самобытность. Информация об обычаях, укладе, костюмах, музыке сочетается с исполнительством самих участников, что создает условия для самореализации личности, вызывает интерес к познанию окружающего мира. В коллективе народного танца закладывается уважение и терпимость к культуре других народов. Руководитель-педагог находит разумное соединение теоретического обоснования и практического воплощения в репертуаре, многожанрово отображая окружающую среду.

Историко-бытовые танцы из века в век воспитывали культуру общественного поведения, обучая этикету, рыцарскому отношению к женскому полу, уважению к старшим. Умение приветствовать (сделать поклон), танцевать в паре, проявить почтение к окружающим служило мерилом воспитанности и делало человека приятным во всех отношениях, при этом сохранялась мужественность кавалера и грация дамы. Данное направление передает опыт отношения к одежде, прическе, обуви, внешнему виду. Одежда имеет свойство выражать внутреннее содержание человека. Вышеизложенное сопутствует по жизни каждому, кто владеет культурой поведения.

Стремительным развитием современной хореографии, клубного, уличного танцев, обогащенных современными ритмами, синтезом

119

движений, их изобретением, характеризуется XXI в. В основе же их содержания и культуры исполнения лежат традиционные школы танца, исторический опыт развития танцевального искусства. Интерес к этим видам огромен благодаря их доступности, близости к темпу и ритмам повседневной жизни. Они позволяют выразить себя здесь и сейчас. Очень важно раскрыть их связь с культурными традициями того или иного народа. При этом изучение танцевальной культуры Европы и Америки необходимо хореографам России, чтобы доступно разъяснить их связь с народными корнями. Но важно, чтоб новизна не явилась поводом выбросить рациональное зерно социализации личности, ибо выбор направления танцевального коллектива для участия в нем сугубо индивидуален.

Деятельность хореографа направлена также и на приобретение участниками коллектива качеств, необходимых в становлении молодого человека: трудолюбия, терпимости, настойчивости в достижении цели, ответственности перед товарищами, требующих дисциплинированности и умения выслушивать критику в свой адрес.

Результатом коллективного труда является концертная деятельность. Она позволяет ощутить значимость личного вклада, вызывает радость и удовлетворение от эмоционального сопереживания со зрителем. Аплодисменты - это признание успешности личного творчества, они побуждают к еще большему овладению танцевальным искусством. Чтобы успех сопутствовал и в повседневной жизни, необходимо закрепление полученных знаний участниками коллектива не только в рамках практических занятий, сегодня стал насущным поиск иных форм организации просвещения через хореографическое искусство.

Социализация личности - нескончаемый процесс. В нем необходимо совместное активное участие, желание и усилия не только хореографов, но и родителей участников коллективов, учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, деятелей культуры и искусств.

В условиях недостаточности уровня общей культуры детей и окружающей их среды тре-

буется обновление методов воспитания, сохранения менталитета российской молодежи. Именно в танцевальных коллективах возможна интеграция разных видов танцев, составление программ обучения в зависимости от конечной цели, при этом подбираются необходимые хореографические средства и приемы для творческой деятельности коллектива. Здесь очень важен профессионализм руководителя.

В течение десятилетий эта проблема является основой исследований сначала кафедры хореографии, затем хореографического факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств. Все начиналось в 70-е гг. XX в. с анкетирования школьников. Так, его проведение в школе закрытого тогда города Трехгорного дало первый результат. Дети, занимающиеся танцами, в отличие от непосещающих танцевальные занятия, оказались более дисциплинированными, обладали лучшей памятью, быстрой реакцией, ассоциативным мышлением. Это стало началом нашего научного интереса к данной теме.

В 1974 г. Министерство культуры СССР поручило кафедре хореографии ЧГИК (ныне Челябинская государственная академия культуры и искусств) разработать программу по хореографии для музыкальных школ. Так появилась первая школа искусств в г. Южноуральске Челябинской области, которая несколько десятилетий была методическим центром хореографических отделений музыкальных школ всего СССР. Сегодня школы искусств стали естественным явлением. Их определяют как образовательные заведения допрофессионального образования (хотя мы не согласны с таким определением). В настоящее время в Челябинской области функционирует 40 школ искусств. В 1990-е гг., когда рухнула основа существования художественной самодеятельности, комиссия по развитию и пропаганде хореографического искусства Челябинской областной общественной организации «Всероссийское музыкальное общество» и кафедра хореографии ЧГИК предложили ввести танец в расписание в форме урока для школьников 1-4 классов один раз в неделю. Была разработана программа, ко-

120

торая активно осуществлялась выпускниками института. Ее с интересом внедряли директора школ г. Челябинска: Ю. Г. Сепетеров (№ 59), А. Г. Гостев (лицей № 11), Ю. А. Чернышов (школа № 10), Н. А. Чемоданова (№ 15), Е. Л. Савченко (№ 56). Объем статьи не позволяет назвать многих хореографов из области и рассказать об их деятельности. Стояла задача сохранить нравственное начало самобытности народного танца, классического - как основы обучения. Необходимо было создать репертуар, доступный школьникам разного возраста, уберечь от ложного понимания «современного» танца в школьной среде, ибо дети независимо от возраста пытались подражать мало познанному. Программа была направлена на развитие социализации школьников и закрепление навыков и умений как результата обучения и воспитания средствами хореографии. Стали искать такие формы просветительного направления, которые способствовали бы закреплению полученных знаний и умений в хореографических коллективах. С 1991 г. осуществляется просветительная программа. Клуб «В гостях у Терпсихоры» открылся в октябре 1991 г. Ежегодно, в течение 22 лет совершенствуется, обновляется содержание занятий. Структура и форма неизменны: пять лекций-концертов, каждая по одному виду танцу. Ведут занятия профессора, доценты, преподаватели хореографического факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств, исполнители - лучшие танцевальные коллективы г. Челябинска и области, студенты академии, артисты ЧГАТОБ им. М. И. Глинки, театра современного танца, ансамбля «Урал». Занятия проводятся в театральном корпусе ДПиШ им. Н. К. Крупской при поддержке Министерства образования Челябинской области.

Абонементная система позволила реализовать образовательно-воспитательную программу, объединить родителей и детей, сделав их единомышленниками. Это стало возможным на основе совместного проникновения в мир музыки и танца, общего интереса к искусству и познанию культуры общественного поведения. Родителям предстояло вливаться в нетрадиционный мир ребенка, чтобы создать единый,

эмоциональный мир. Возникшую гармонию нельзя разрушать, радостное состояние ребенка (как и после его практических занятий в коллективе) необходимо поддержать, продлить пребывание в мире красоты, рождающей доброту. Ведущий, исполнители непосредственно общаются со зрителями, что делает занятия клуба демократичными, понятными. Таким образом в часовое действо включаются все участники.

В 1991 г. начал осуществляться еще один проект: хореографический конкурс малых форм «Детство». Он включает все виды танца и проводится в двух возрастных группах 7-11 лет и 12-17 лет. Конкурс позволяет видеть индивидуальную работу с исполнителями. (Какое обладание надо иметь, чтобы выйти на сцену одному, в паре, малым ансамблем в одном из видов танцев!) В рамках конкурса отдельно проводится состязание мальчиков, просматриваются творческие работы конкурсантов.

Этот конкурс вызывает огромный интерес хореографических коллективов, став региональным. Министерство культуры Челябинской области, Управление культуры г. Челябинска постоянно поддерживают проекты, достойно оценивая их значимость. Считаем, что нам удается выполнять главную задачу - сохранение народного, классического танца, демонстрация хореографического наследия, культуры исполнения (особенно в современной хореографии).

Только длительная, заинтересованная, грамотная работа позволит сохранить совместный труд руководителей танцевальных коллективов, преподавателей общеобразовательных школ, школ искусств, родителей, учителей, помочь учащимся разобраться в многообразии современного мира, понять, что только труд и обращение к разуму сделают жизнь интересной, помогут научиться отбирать ценное и достигнуть цели. Хореография - надежный помощник в воспитании гармоничной личности. Мы неслучайно говорим о работе педагога только как о факторе в контексте указанной темы, деятельность его -несомненно важнейшее, но только звено всей программы: обновление ее современными достижениями требует поиска новых форм работы, таких как работа с родителями, создание детско-

121

го репертуара, интеграции с такими предметами, как история, литература, иностранный язык в общеобразовательной школе. Нужна готовность к сотрудничеству учителей образовательных учреждений с хореографами, что может дать значительный результат в деле социализации личности. Поэтому рекомендуется ввести в семинар методических чтений вопросы совместного воспитания школьников родителями, учителями и представителями искусства. Общая задача - вос-

питание гармонически развитой личности, творческой личности, готовой войти в мир познания и освоения ценностей, накопленных человечеством, без страха несостоятельности, возможно, при совместной деятельности всех призванных заниматься воспитанием. Это архисложное и необходимое условие, государственная задача, а не оказание услуг (как фиксируют в положениях организаций), сделает реальным сохранение культуры нашего будущего общества.

1. Бриске, И. Э. Феномен хореографии как социокультурной деятельности / И. Э. Бриске // Педагогический опыт и мастерство хореографа : сб. науч. тр. / науч. ред. В. Я. Рушанин, В. И. Панферов, сост. Т. Ф. Берестова; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - С. 89-93.

2. Литвак, Р. А. Социально-педагогические предпосылки социализации личности / Р. А. Литвак // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2009. - № 3. - С. 70-73.

3. Лыкова, Р. Р. Теоретические подходы к социализации младших школьников в детской хореографической студии / Р. Р. Лыкова // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы : сб. материалов II междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2011. - С. 60-62.

4. Нарская, Т. Б. Танец в общественной жизни, системе обучения и воспитания в России / Т. Б. Нарская // Педагогический опыт и мастерство хореографа : сб. науч. тр. / науч. ред. В. Я. Рушанин, В. И. Панферов, сост. Т. Ф. Берестова; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. -С. 156-159.

5. Сибгатова, Р. Р. Танец как средство социализации младших школьников на уроках хореографии в начальной школе / Р. Р. Сибгатова // Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития) : материалы I междунар. науч.-практ. конф. - Москва : Спутник+, 2010. - С. 219-223.

Сдано 16.12.2013

T. B. Narskaya

CHOREOGRAPH'S ACTIVITY AS A FACTOR OF CREATIVE PERSONALITY SOCIALIZATION

The article describes professional activity of a choreography teacher as a factor of children and teenagers socialization. The author proves that addressing to the classical dance heritage and to the art of choreography on the whole is very important for familiarizing of schoolchildren to social-cultural values in bringing up harmoniously developed personality.

Keywords: socialization, dance, traditions_

1. Briske, I. E. Phenomenon choreography as sociocultural activity / I. E. Briske // Pedagogicheskiy opyt I master-stvo choreografa [Pedagogical experience and skill Choreographer]: collection of scientific papers / scientific ed. V. Ya. Rushanin, V. I. Panferov, comp. T. F. Berestova; Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. -Chelyabinsk, 2010. - P. 89-93.

2. Litvak, R. A. Social pedagogical prerequisites of a personality socialization / R. A. Litvak // Vestnik Shadrinskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo instituta [Herald of Shadrinsk State Pedagogical Institute]. - 2009. - № 3. - P. 70-73.

3. Lykova, R. R. Theoretical approaches to socialization of primary schoolchildren in children's choreography studio / R. R. Lykova // Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Modernization of Russian Education: Problems and Prospects]: collection of materials of II distant scientific-practical conference. - Krasnodar, 2011. - P. 60-62.

4. Narskaya, T. B. Dance in public life, system of education and upbringing in Russia / T. B. Narskaya // Pedagogicheskiy opyt I masterstvo choreografa [Pedagogical experience and skill Choreographer]: collection of scientific papers / scientific ed. V. Ya. Rushanin, V. I. Panferov, comp. T. F. Berestova; Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - Chelyabinsk, 2010. - P. 156-159.

5. Sibgatova, R. R. Dance as the socialization means of primary schoolchildren at primary school choreography lessons / R. R. Sibgatova // Munitsipal'naya sistema obrazovaniya (soderzhanie, tekhnologii, perspektivy raz-vitiya) [Municipal system of education (content, technology, development prospects)]: materials of I scientific-practical conference. - Moscow: Sputnik+, 2010. - P. 219-223.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.