УДК 792.08
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ
© Светлана Анатольевна ПАТРИКЕЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной культурной деятельности, e-mail: svetlana.drobysheva.87@mail.ru
Рассмотрены вопросы сущности и специфики формирования творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах, которые входят в число актуальных направлений в области социально-культурной деятельности. Отмечается, что с целью воспитания гуманистической личности возникла потребность в формировании творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах, обращается внимание на творческую активность как показатель социализации личности и результат определенного воспитания.
Ключевые слова: творческая активность; бальная хореография; бальный танец; самодеятельный хореографический коллектив.
В настоящий момент модернизация российского образования требует активных преобразований в сфере социального и культурного воспитания младших школьников. Занятия бальными танцами в самодеятельных хореографических коллективах являются одним из интересных направлений социального и культурного развития младших школьников. Потребность в самовыражении, общении, желание приобщиться к искусству и стремление участвовать в общественной жизни побуждают младших школьников заниматься в самодеятельных хореографических коллективах.
С 1995 г. бальные танцы официально признаны видом спорта. Как социокультурное явление, бальные танцы существуют в России с середины 1950-х гг., являются частью культурно-досуговой деятельности и развиваются в рамках художественной самодеятельности не только в крупных центрах, но и в самых отдаленных регионах России.
В настоящее время бальный танец представляет собой явление, соприкасающееся с широким аспектом понятий, касающихся спорта, искусства и целого ряда наук (педагогики, психологии, этики, социологии, философии, эстетики). Самой важной является психология танцевального спорта, которая включает в себя следующие аспекты: взаимоотношения педагога - тренера - хореографа с учеником и его родителями в творческом процессе, атмосферу самодеятельного хореографического коллектива, процесс соз-
дания образа танцевальной пары, влияния всех перечисленных аспектов на формирование личности танцоров, на развитие сценического мастерства и результаты пары на соревнованиях.
В результате влияния каждого аспекта на личность младшего школьника и на его танцевальный образ складываются особенности восприятия бального танца, что, в свою очередь, определяет характер его взаимоотношений с танцевальной деятельностью. Включая бальные танцы в программу обучения в самодеятельных хореографических коллективах, не стоит акцентировать внимание на соревновательном моменте. Программа танцевальной подготовки должна обеспечивать условия для проявления способностей каждого ученика, роста его потенциальных возможностей.
Обучение бальному танцу является одним из важных факторов формирования творческой активности младших школьников. Бальный танец развивает чувство ритма, гибкость и силу, улучшает телосложение, координацию движений, повышает физическую работоспособность и умственную активность, способствует развитию свободы движений, элегантности, грациозности, ответственности, доброжелательности, порядочности и вежливости, а также благодаря занятиям бальными танцами младшие школьники обогащают свои знания о культуре в целом [1]. Танцевальная подготовка создает благоприятные условия для раскрытия
творческого потенциала младшего школьника, является эффективным средством физического, эстетического, нравственного и интеллектуального воспитания. Занятия бальным танцем позитивно влияют на различные психические процессы; сочетание физической тренировки и эстетического творчества благотворно сказывается на становлении гармоничной личности младшего школьника. Правильная организация педагогического процесса преподавания бальных танцев в самодеятельных хореографических коллективах позволяет наиболее полно развить творческую активность младших школьников.
Участники самодеятельных хореографических коллективов занимаются бальными танцами из потребности самореализации, самоутверждения как проявления внутренних побуждений личности. Процесс самореализации включает в себя следующее:
1) самопознание и самосознание;
2) самомодель;
3) объективная деятельность;
4) самоутверждение;
5) самосовершенствование.
Самопознание и самосознание заключается в познании и осознании собственных интересов, потребностей, способностей.
Самомодель представляет собой своеобразный стимул развития и способствует осознанию своих возможностей, а также недостатков, слабых сторон.
В полной мере самореализация начинается, когда потребность в саморазвитии реализуется в действии, деятельности и художественной самодеятельности.
Деятельность по самореализации ведет к самоутверждению и, в конечном счете, к самосовершенствованию личности.
Цели образования и воспитания - научить младшего школьника, развить его познавательные и творческие способности, где важная роль отводится самодеятельным хореографическим коллективам, определяется содержание модернизации образования и воспитания.
С научно-педагогической точки зрения на данном этапе модернизации образования серьезное внимание уделяется формированию творческой активности младших школьников, т. к. деятельность человека невозможна без активного творчества. Воспитание представлений о значимости бального танца в целом,
о его духовных основаниях, о роли личности в истории бального танца является целью формирования творческой активности личности младшего школьника в самодеятельном хореографическом коллективе. Посещение занятий бального танца в самодеятельных хореографических коллективах в младшем школьном возрасте помогает преодолеть эмоциональное отчуждение, дефицит общения и наличие дискомфорта у учеников, снижает повышенную раздражительность, разлад с собой и окружающими.
В результате анализа основных подходов к формированию творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах возникли некоторые противоречия между:
- острой потребностью общества в воспитании высококультурной, творчески активной личности и недостаточной сформи-рованностью необходимых социально-культурных условий использования самодеятельных хореографических коллективов;
- отсутствием системных научных подходов самодеятельного воздействия на личность и возникшей объективной необходимостью в формировании качественно нового уровня мышления и творческого стиля жизнедеятельности младших школьников;
- педагогическими возможностями самодеятельного хореографического коллектива, разработанных в социально-культурной сфере, и отсутствием инновационных методик их использования в процессе формирования творческой активности младших школьников;
- отсутствием целостной концепции использования самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности младших школьников и значительным потенциалом учреждений социально-культурной сферы.
Таким образом, с целью воспитания гуманистической личности возникла потребность в формировании творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах.
Понятие «творческая активность» тесно переплетается с понятием «творческая деятельность». Творческая деятельность, изменяя сознание людей средствами бального танца, формирует положительное и отрица-
тельное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирует их мировоззрение.
На основе широкого комплекса потребностей, с помощью которых порождается творческая деятельность: познавательных, нравственных, эстетических, потребности в общении, выражении в творчестве, - творческая деятельность создает широкое пространство для развития личностных качеств человека.
В контексте нашего исследования творческую деятельность мы будем рассматривать как динамическую систему взаимодействия учащегося и педагога-тренера-хореог-рафа, в процессе которой происходит развитие творческой активности средствами бального танца в самодеятельном хореографическом коллективе.
В структуре свойств личности младшего школьника творческой активности отводится доминирующая роль. В свою очередь, творческая активность отражает определенный интерес младших школьников к обнаружению нового, оригинального в постановке и решении проблем, принятие оригинальных решений, проявление самостоятельности в выборе замысла предстоящей деятельности и его воплощении, активное участие в творческом преобразовании окружающей действительности.
Так как цели, мотивы, формы проявления творческой активности порождены той социальной средой, в которой формируется личность, значит творческая активность личности социальна. Следовательно, творческая активность - есть показатель социализации личности, результат определенного воспитания, а в результате взаимодействия личности с внешним миром и окружающей средой еще и условие ее становления и развития [2].
Исходя из вышеизложенного, творческую активность мы будем рассматривать как содержательную характеристику творческой деятельности младших школьников, которая выражается в стремлении личности к обнаружению новых культурных ценностей, к эффективному овладению знаниями и способами творческой деятельности.
Творческая активность младших школьников ставится в прямую зависимость от активности мышления, формирование которого возможно в создаваемых педагогом-трене-ром-хореографом обстоятельствах. В про-
цессе формирования творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах важно учитывать следующие характеристики творческого мышления: креативность, мобильность, независимость, системность.
Основой творческого мышления является воображение, позволяющее младшим школьникам ориентироваться в ситуации. Творческое воображение тесно связано с творческим мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения и мотивируется потребностями личности.
Таким образом, в процессе формирования творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах творческое воображение играет важную роль, т. к. предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в хореографическом искусстве.
Формирование творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах представляет собой универсальный процесс, обеспечивающий успешное выполнение специфических видов деятельности, таких как познавательная, художественно-творческая, коммуникативная, духовно-нравственная, эстетическая. Реализация данных видов деятельности способствует созданию творческой атмосферы, доверия, открытости, защищенности для всех и каждого, пониманию и принятию ценности и уважения каждого члена самодеятельного хореографического коллектива, адаптации младших школьников к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.
Младший школьный возраст, по мнению В.А. Сухомлинского, есть особый период нравственного, интеллектуального, физического и эстетического развития личности. На данном возрастном этапе о широких возможностях развития младшего школьника свидетельствуют глубокие изменения, происходящие в его психологическом облике. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал ребенка как активного субъекта, приобретающего собственный опыт действования в этом мире, а также познающего мир и самого себя [3].
Относительно нашего исследования мы выделяем четыре этапа развития творческой
активности младшего школьника (от 6 до 11 лет) на уроках бальных танцев в самодеятельных хореографических коллективах. Специфика развития творческой активности на каждом году обучения определяется социально-культурными, психолого-педагоги-
ческими новообразованиями личности, присущими каждому этапу.
Первый год обучения. Начальный период школьного детства (6-7 лет) характеризуется несоответствием между относительно высокими возможностями восприятия бальной хореографии и несовершенной техникой исполнения. Новыми знаниями, умениями и навыками ученики овладевают с готовностью, интересом и старательностью. Для младших школьников характерна потребность во внешних впечатлениях, выполняемой деятельности и потребность в активной игровой деятельности в движениях, фигурах и вариациях бальных танцев. Для творческой активности характерна эмоциональность восприятия, которая выражается в том, что младшие школьники находятся во власти ярких образов, возникающих во время исполнения бальной хореографии педагога-тренера-хореографа.
Включение в новую социальную среду требует от младшего школьника качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и высокой способности к управлению своим поведением. Но возможности младшего школьника в этом плане еще достаточно ограничены. Внимание учащихся имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Однако у младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Ведущая деятельность - игровая [4]. Доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Находясь на воспроизводящем уровне, творческая активность характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания и умения на уроках бальных танцев, проявляя самостоятельность в выборе музыкального материала (понравившаяся мелодия), хореографии (танец или базовые фигуры) и его воплощении.
В возрасте 6-7 лет младшие школьники на уроках бального танца получают базовые навыки грамотного и гармоничного движения под музыку, изучая основные шаги и фигуры танцев, развивают чувство ритма, формируют красивую осанку, выразительность, культуру движения, получают элементарные представления о бальной хореографии, знакомятся с особенностями и с историей бальных танцев в России и за рубежом.
Второй год обучения. Во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик творческих процессов: восприятия,
внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Все творческие процессы становятся произвольными (ребенок сосредоточивает свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (младший школьник получает конечный продукт) и устойчивыми (внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Все процессы, новообразования развиваются именно в процессе учебы, которая определяет характер творческой активности, т. к. ведущей деятельностью в это время является учебная.
Особенностью младшего школьного возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти. В эмоциональной среде происходят определенные изменения: учащийся уже может передавать свои эмоции в танце.
Самооценка младшего школьника зависит от его успеваемости, от его положения в самодеятельном хореографическом коллективе, от отношения к его успехам и неудачам его родителей и педагога-тренера-хореог-рафа. На данном этапе этот уровень может быть завышенным, или заниженным. В этом возрасте ребенок также во всем ориентируется на оценку взрослого.
Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к художественно-творческой и духовно-нравственной деятельности, закреплению внутренней позиции. Творческая активность становится более устойчивой, находится на воспроизводяще-интерпретирующем уровне и предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности не только по образцу, но и в новых социально-культурных условиях. В возрасте 8-9 лет младшие школьники на уроках бального танца изучают механику и технику основных шагов и фигур индивидуально и в
паре, знакомятся с классификацией международной программы бальных танцев, овладевают принципами гармонии, общения и взаимодействия в паре, формируют эстетическую культуру, развивают свой творческий потенциал, умеют ориентироваться в танцевальных ритмах.
Третий год обучения. Большинство пе-дагогов-тренеров отмечают, что именно с третьего года обучения младшие школьники начинают действительно осознанно относиться к обучению, проявлять активный интерес к творческой деятельности.
Психолого-педагогические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.
В это время начинают активно формироваться аналитическая мыслительная деятельность, способность к определенным обобщениям. Младших школьников начинают волновать вопросы мироздания, проблемы жизнедеятельности, явления человеческой культуры и общения. Ребятам свойственно ощущение, что все окружающее уже знакомо, понятно, поэтому особенно сильно начинает проявляться эмоциональная заинтересованность в узнавании нового, в осмыслении фактов и явлений действительности. Творческая активность предполагает желание применить знания и освоенные способы деятельности в новых социально-культурных условиях.
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением. Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в формировании творческой активности, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей. В возрасте 10 лет младшие школьники формируют эстетическую культуру средствами бальных танцев, готовятся к конкурсному танцеванию, участию в турнирах по бальным
танцам и концертных программах, изучают различные виды бальных танцев: историкобытовых, европейских и латиноамериканских, формируют умения воплощать свои фантазии в танцевальных движениях, воспитывают коллективный характер деятельности, вырабатывают уверенность в себе и коммуникативную активность, внимательность к другим и доброжелательность, развивают творческие способности (создание художественного образа), артистизм (умение преподнести танец), эмоциональность, внимание и память.
Четвертый год обучения. Четвертый год обучения в младших классах завершает обучение в начальной школе. В это время у детей заканчивается формирование основных новообразований, у большинства уже складывается индивидуальный стиль танцевания, который проявляется не только в общем подходе к выполнению творческих заданий, но и в использовании школьниками различных умений и навыков на уроках бального танца. Учащиеся способны качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Это возраст возникновения интеллектуальной и эмоциональной готовности к самостоятельному восприятию бальной хореографии, наблюдается интерес к неожиданностям. Предпочтение тех или иных бальных танцев во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка. Но даже если школьник не выделяется своими успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем танцам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Ведущей выступает творческая деятельность.
В возрасте 11 лет чувства и переживания младших школьников становятся сложнее и богаче, поэтому учащиеся способны изображать действительность в художественных образах на уроках бального танца. Действительность, которую они отображают во взаимоотношении между мальчиком и девочкой. Борьба за сердечное расположение партнера выражается в танце специфическим для этого вида искусства языком: жестов, определенных фигур, па и поз, воспроизводимыми танцорами.
У четвероклассников формируется произвольность творческих процессов: внимания, памяти. Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходит осознание потребности в саморазвитии. Самооценка становится устойчивой. Более зрелым становится общение, развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах.
Таким образом, творческая активность переходит на более высокий качественный уровень и предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению и практическому применению знаний, умений и навыков на уроках бального танца, а также пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем.
В результате проведенного исследования, исходя из возрастной периодизации младших школьников, считаем целесообразным выделить следующее: деятельность по формированию творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах строится исходя из единства целей, содержания, средств данного процесса с учетом функций и во взаимодействии с ведущими общепедагогическими принципами: системности и последовательности, наглядности, всеобщности и доступности, сознательности и активности.
1. Стриганов В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец. М., 1978.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
3. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. М., 1988.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000.
Поступила в редакцию 12.01.2013 г.
UDC 792.08
ESSENCE AND SPECIFICITY OF FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF JUNIOR STUDENTS IN AMATEUR CHOROGRAPHICAL TEAMS
Svetlana Anatolyevna PATRIKEYEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: svetlana.drobysheva.87@mail.ru
The questions of the nature and specificity of the formation of the creative activity of primary school children in amateur dance groups, which are among the important trends in the field of social and cultural activities, are considered. It is noted that in order to foster a humanistic personality there is a need for the formation of the creative activity of primary school children in amateur dance teams, draws attention to the creative activity as a measure of socialization, and the result of a certain education.
Key words: creative activity, ballroom choreography; ballroom dance; amateur dance team.