БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
С. А. ПАТРИКЕЕВА
Статья посвящена вопросам формирования творческой активности младших школьников средствами бального танца в самодеятельном хореографическом коллективе. Автор обращает внимание на бальный танец как источник формирования творческой активности и отмечает, что самодеятельное творчество имеет определенную природу и объективные закономерности, воздействующие на социально-культурные процессы в обществе и сферу творческой активности именно в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: творческая активность детей младшего школьного возраста, самодеятельное творчество, художественная самодеятельность, бальный танец, самодеятельный хореографический коллектив.
Основную роль в структуре самодеятельного творчества в настоящее время играет художественная самодеятельность. Ее история насчитывает не одно десятилетие. На пути своего развития самодеятельность формировалась как структурно, так и по содержанию. Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме самодеятельного творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.
Художественную самодеятельность можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать ее от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несет в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.
Самодеятельность - «форма, предполагающая не только вообще наличие творческих моментов, но и определенные средства организации» [3].
Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта осо-
бенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.
Перед каждым самодеятельным коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива творческого роста. Она заключается в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, человек или коллектив получают широкое признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе самодеятельности выросли многие профессиональные ансамбли. За счет талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.
И все же основное назначение самодеятельности заключается в другом. Она дает возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определенного уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.
Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны и движимы прежде всего интересами самих участников.
В отличии от профессионального искусства, которое можно назвать работой, самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.
Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему классификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится любительское творчество.
К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества относится: театральное искусство, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, музыкальное искусство, цирковое искусство, киноискусство, техническое творчество и, конечно же, хореографическое искусство.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Одним из наиболее ярких и красочных видов хореографии является бальный танец, где ведущая роль отводится не только формированию эстетической и художественной культуры личности, но и выработке у младшего школьника потребности к творчеству в соответствии с постигаемыми законами красоты.
Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и воспитания. Без формирования способности к творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности младшего школьника. Совершенно очевидно, что педагог-хореограф средствами бального танца готовит младших школьников к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у младших школьников потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и потребность к познаниям.
Воспитательная работа в самодеятельном хореографическом коллективе - коллективе бального танца процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обучающей программы организационно-педагогических и художественнотворческих направлений. Каждое направление в практике педагога-хореографа имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только учебной, но художественнотворческой деятельности.
Специфика воспитательной работы в самодеятельном хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием общепедагогических, художественно-творческих и социальных
моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога-хореографа направлены на формирование у младших школьников мировосприятия, мироощущения и мировоззрения увлекая учащихся в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы, тем самым активизируя на практике творческую активность. Поэтому первый уровень воспитания младшего школьника в самодеятельном хореографическом коллективе - это обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование младшего школьника как личность, развивая в нем гражданские, нравственноэстетические качества, формируя общую культуру в области бального танца, когда воспитанник не только осознает материальные и духовные ценности предшествующих поколений, но и способен оценивать свой личный вклад в культурообразующий процесс.
Необходимо создание благоприятных условий для проявления активности в самоопределении личности детей младшего школьного возраста, формирование направленности личности; обеспечение условий для дальнейшего развития способностей учащегося направленными на преобразование тех или иных профессиональноличностных качеств.
Участие в самодеятельном хореографическом коллективе развивает чувство ответственности. Именно младший школьник стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить руководителей коллектива и других участников. Добровольное посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, и т. д.) способствует поднятию уровня творческой активности детей младшего школьного возраста.
Сегодня на фоне ряда деструктивных явлений, таких как увлечение в духовном смысле зарубежным искусством, десоциализация подрастающего поколения, отстранение ее от гражданских идеалов и ценностей, от социума, - на этом разрушительном ландшафте самодеятельное творчество становится одним из главных механизмов эстетического спасения населения. Современные и традиционные формы самодеятельного творчества позволяют с разной степенью полноты и завершенности реализовать, обновить тот духовный потенциал, который есть в каждом человеке и каким он может противостоять социально-моральному разрушению. Этим, в первую очередь, обусловлена социальная ценность самодеятельного творчества, его важная роль в эстетическом воспитании младшего школьника.
Самодеятельное творчество - это важнейший пласт нашей национальной культуры, ее основа, без которой невозможно формирование национального сознания и развития профессионального искусства.
«Массовость, присущая самодеятельному творчеству, позволяет ему быть основой культурной жизни человека, носителем и показателем его потенциальных возможностей в культурной деятельности. Сегодня это сильное социальнохудожественное движение объединяет в своих рядах большое количество человек, участвующих в самодеятельных хореографических коллективах» [3, с. 4].
В последнее время наблюдается тенденция уменьшения участия населения в самодеятельности, особенно взрослого, изменяется возрастная структура в сторону детской художественной самодеятельности. Понятно, что этот факт можно рассматривать, как положительный, т.к. одна из актуальных проблем, связанных с моральным оздоровлением общества и его будущим, - это поиск оптимальных вариантов организации свободного времени младших школьников.
Развитие средств массовой информации, повышение уровня образования, процессы урбанизации несколько снизили значение культурнопросветительной функции художественной самодеятельности. Но в масштабах общества все большее значение приобретают такие функции, как развитие художественных способностей, формирование творческой активности личности младшего школьника. Таким образом, самодеятельное творчество сегодня более ориентировано на личность. Установка на самореализацию, самоорганизацию, на отношения с единомышленниками - это и есть современная функциональная нагрузка, приходящаяся на самодеятельность.
Трансформация политической, экономической и социальной систем не смогли не сказаться на социально-экономической среде функционирования культуры. С одной стороны, сегодня важнейшими социальными институтами «транслирования» достоянии культуры являются профессиональные творческие коллективы театров, государственных и частных концертных объединений, средства массовой информации - радио, телевидение и многое другое. С другой, значительное место в подготовке и передаче «продуктов» культуры по-прежнему занимает самодеятельные творческие объединения дворцов и домов культуры.
Следует отметить, что на данном этапе развития общества самодеятельное художественное
творчество трудящихся качественно изменилось. Если в течение длительного времени главным была пропаганда искусства средствами самодеятельности, то сейчас ее основой является удовлетворение художественно-эстетических потребностей человека, личности, потребности в самовыражении, приобщении к культурным ценностям.
В работе самодеятельных коллективов все более важной становится функция развития способностей, формирования личностных качеств, усиления эстетических аспектов воспитания для развития активности детей. Новой определяющей функцией становится установка на самоорганизацию, самоориентацию, на отношения, на поиск собственного «я» именно в младшем школьном возрасте.
В сфере художественной самодеятельности происходит параллельное развитие творческих направлений, видов, жанров, на основе разных традиций и в связи с разными уровнями художественной направленности: бытовой, классиче-
ской, фольклорной, массовой, элитарной, авангардной и т. д.
Таким образом, самодеятельное творчество не только открывает новые возможности для духовного роста личности младшего школьника, способствует развитию творческих способностей, повышению их образовательного уровня, вызывает улучшение физического и психического состояния младшего школьника путем благотворного влияния на его эмоциональную сферу, но и позволяет личности проявить индивидуальное самосознание, улучшить понимание своего поведения или мотиваций, способствовать формированию адекватной самооценке, выйти на путь самопознания и самореализации [1].
Это достигается решением нескольких задач: оздоровительных, воспитательных, психологических, эстетических [2].
Оздоровительные задачи сконцентрированы на физическом развитии ребенка, его оздоровлении и формировании ценности здорового образа жизни, осознании значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Воспитательные задачи направлены на выявление и развитие у учащихся природных способностей и творческого потенциала, оказание помощи в определении учащимися смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических преобразований, новых форм хозяйственной деятельности; формирование у детей чувства собственного достоинства, постоянного стремления к духовному совершенству.
В основе психологической задачи лежит раскрытие предпосылок, условий и движущих сил
психического развития младшего школьника, описание динамики развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.
Эстетические задачи обращены на создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к творческой активности.
Использование самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности младших школьников окажет позитивное влияние на психологический, эмоциональный фон ребенка. Для достижения этой цели необходимо реализовать ряд подцелей, включая: повышение качества педагогического процесса, удовлетворяющего современные требования личности, общества, государства; доступность различных форм обучения, свободу выбора методики, средств обучения; расширение границ образовательного пространства в области бального танца; опережающее развитие информационно-методического обеспечения, учебной, деятельности в самодеятельном коллективе бального танца.
Основными функциями технологий обучения в самодеятельном коллективе бального танца являются: мотивационная, развивающая, прогностическая, контролирующая, корригирующая, моделирующая, коммуникативная, - все они направлены на оптимизацию учебно-воспитательного процесса и развития творческой активности детей младшего школьного возраста.
В качестве дидактических условий обучения в самодеятельном коллективе бального танца определены: учебно-методическая обеспеченность педагогического процесса; введение в педагоги-
ческий процесс новых организационных форм, способствующих формированию творческой активности детей младшего школьного возраста; разработка и обоснование критериев сформиро-ванности творческой активности в самодеятельном коллективе бального танца; кадровое обеспечение; административно-хозяйственное и материальнотехническое обеспечение педагогического процесса в самодеятельном коллективе бального танца.
Литература
1. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2001.
2. Пуляева Л. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учеб. пособие. Тамбов, 2001.
3. Смагин А. И. Организация художественного творчества. Курс лекций. ИСЗ. 2007. С. 30.
* * *
BALL DANCE AS THE MOST IMPORTANT
ASPECT OF CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN AMATEUR CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE
S. A. Patrikeyeva
Article is devoted to questions of formation of creative activity of younger school students by means of ball dance in amateur choreographic collective. The author pays attention to ball dance as a source of formation of creative activity and notes that amateur creativity has a certain nature and the objective regularities influencing social-cultural processes in society and the sphere of creative activity of younger school age.
Key words: creative activity of children of younger school age, amateur creativity, amateur performances, ball dance, amateur choreographic collective.