References
1. Proyaeva I.V. Zadachi na postroenie v shkol'nyh uchebnikah geometrii v XVIII veke. Nauka i tehnika: voprosy istorii i teorii. Tezisy XXXI mezhdunarodnoj godichnoj konferencii Sankt-Peterburgskogo otdeleniya Rossijskogo nacional'nogo komiteta po istorii i filosofii nauki i tehniki RAN. Sankt-Peterburgskij filial Instituta istorii estestvoznaniya i tehniki im. S.I. Vavilova Rossijskoj akademii nauk. 2010: 185 - 187.
2. Proyaeva I.V., Safarova A.D., Uskova M.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po kursu «'Elementarnaya geometriya (chast' 1)». Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2017.
3. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Geometriya. Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2014; Tom 3.
4. Polyakova T.S. Istoriya matematicheskogo obrazovaniya vRossii. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2002.
Статья поступила в редакцию 27.07.18
УДК 793.3: 7.077(47+57)
Sibiryakova L.V., senior teacher, Acting Head of Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected].
GENESIS OF AMATEUR CHOREOGRAPHY IN SOVIET RUSSIA. The paper gives a review of genesis of amateur choreography in Soviet Russia. For seven decades of the last century, the development of Russian amateur choreography was conformed with solving state tasks in education, upbringing, and apart from it in political propaganda. Soviet amateur artistic endeavour was the unique phenomenon at the global scale. Since the first quarter till the last decade of the 20th century, amateur artistic endeavor in the Soviet Union had caused the public's strong interest, was massive, high-level conceptually and in performing aspect. The amateur artistic activities were very popular among the different categories of the USSR population: on the total number of amateurs, amateur choreography had ranked third among all types of amateur activities. Children's amateur dance activities in the Soviet Union developed gradually, it was aimed at key issues of the young generation's aesthetics and artistic education, at harmonic developing a personality's moral and creative capabilities. Today's non-professional choreographic ensembles preserve and develop rich traditions of Soviet amateur artistic activities.
Key words: amateur artistic endeavor, amateur artistic activities, amateur choreographic activities, children's amateur choreographic activities.
Л.В. Сибирякова, ст. преп., и. о. зав. каф. хореографии, Алтайский государственный институт культуры,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В статье обзорно рассмотрен процесс становления и развития самодеятельного хореографического творчества в советской России. На протяжении семи десятилетий прошлого века развитие художественной самодеятельности в нашей стране было подчинено решению государственных задач просветительно-воспитательного, обучающего характера и, кроме того, политической пропаганды. Советская художественная самодеятельность представляла собой уникальное в мировом масштабе явление. Начиная с первой четверти двадцатого столетия до последнего десятилетия века, любительское творчество в Советском Союзе вызывало к себе живой интерес со стороны культурной публики, носило массовый характер, отличалось, в целом, достаточно высоким концептуальным и исполнительским уровнем. Самодеятельное хореографическое творчество получило широкое распространение среди различных категорий населения СССР, занимая по совокупной численности любителей третье место среди всех направлений самодеятельности. Детское самодеятельное танцевальное творчество в Советском Союзе развивалось постепенно, по нарастающей, решая ключевые вопросы эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения, формирования духовно-творческого потенциала гармонично развитой личности. Современные непрофессиональные хореографические коллективы сохраняют и развивают богатые традиции советской художественной самодеятельности.
Ключевые слова: любительское творчество, художественная самодеятельность, хореографическая самодеятельность, детское хореографическое творчество.
Художественная самодеятельность относится к основным структурным элементам современной народной художественной культуры. Разноплановое и многожанровое самодеятельное творчество в исследованиях ведущих ученых в области социально-культурной деятельности, культурологов, педагогов представляется как саморазвивающийся механизм, связанный с искусством и традиционным народным творчеством. Вопросы становления и развития отечественного самодеятельного художественного творчества в разное время освещались такими исследователями, как Л.С. Андрусенко, Т.И. Бакланова, А.С. Кар-гин, Н.Г. Михайлова, Т.В. Пуртова, Е.И. Смирнова, Е.Ю. Стрельцова, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, В.И. Уральская и др.
Формирование художественной самодеятельности в России обусловлено влиянием социально-экономических, политических, духовных преобразований, происходивших в стране. Пройдя путь от «...примитивных... созидательных актов к подлинному творчеству, к разнообразной по содержанию и формам деятельности» [1, с. 45], советская самодеятельность превратилась в сферу самореализации личности. Зародившись в системе культпросвета, самодеятельность «на протяжении десятилетий была направлена на решение задач просветительно-воспитательного, обучающего характера, являясь своего рода проводником культурной революции, средством театрально-концертного обслуживания в условиях дефицита «продукции» профессиональной
художественной деятельности» [2, с. 6]. При этом государственные интересы ставились во главу угла, художественная самодеятельность была призвана оперативно откликаться на веяния времени, решая задачи политической пропаганды. Художественное творчество при умелом манипулировании превращалось в «голос народа», «рупор общественного мнения», демонстрацию новой свободной жизни, что, несомненно, происходило в интересах партийно-государственной системы [3].
Самодеятельное хореографическое творчество в советский период было достаточно популярным, занимая по численности участников третье место среди всех направлений самодеятельности. Главным образом, участниками самодеятельности являлось взрослое население, детская самодеятельность в течение ХХ века развивалась постепенно, по нарастающей. Цель детского хореографического творчества определялась как эстетическое и художественное воспитание подрастающего поколения, формирование духовно-творческого потенциала всесторонне и гармонично развитой личности.
В начале советского периода наблюдалось активное развитие любительского творчества. 1920-ые годы создали основу для более полного приобщения широких масс к культуре и творчеству [4]. Художественная самодеятельность на данном этапе выполняла функцию эстетического ликбеза. Многочисленные самодеятельные коллективы для взрослых и детей организовывались
в домах культуры и клубах, на заводах и фабриках, в учебных заведениях и различных учреждениях. Репертуар коллективов отличался ярко выраженным агитационным характером и просветительской направленностью. «Просветительской работе предъявлялись требования предельной доступности, доходчивости, простоты, образности» [3, с. 65], что было продиктовано социально-культурными условиями времени. В начале 1920-х годов в России, когда две трети населения оставались неграмотными или малограмотными, художественная самодеятельность предоставляла возможность формирования «нового человека». Самодеятельными коллективами зачастую руководили энтузиасты-общественники.
1920-е годы можно обозначить как период становления детского хореографического творчества. Именно в это время приобретался опыт в формировании сценического репертуара для детей. Наиболее распространенным видом художественной деятельности были синкретические спектакли, что объясняется уровнем усвоения элементарных знаний в овладении языком различных искусств. Детское хореографическое творчество основывалось в основном на методах ритмического воспитания и гимнастических системах. Эстетическому и художественному воспитанию отводилась функция социального становления подрастающего поколения [5].
В 1930-е годы в культурной политике государства прослеживается направленность на всестороннее развитие личности, обеспечение общедоступности ценностей культуры, сохранение и развитие традиционного народного искусства, обеспечение права каждого гражданина на творческую самореализацию. Создается регламентированная система руководства культурой, набирают популярность смотры, олимпиады, фестивали самодеятельного творчества, начинают работу государственные учреждения и методические службы по руководству самодеятельностью, формируется сеть внешкольных учреждений и куль-турно-досуговых центров, становится повсеместной шефская помощь профессиональных артистов и балетмейстеров любителям.
Установка на пропаганду национального искусства привела к развитию народно-сценической хореографии. Этому содействовали такие значимые мероприятия, как Международный фестиваль народного танца в Лондоне (1935), открытие Всесоюзного театра народного творчества в Москве (1936), Всесоюзный фестиваль народного танца (1936). Большую популярность приобрели самодеятельные ансамбли народного танца, ансамбли песни и пляски, занимающиеся разработкой принципов сценической интерпретации танцевального фольклора.
Народный танец прочно входит в репертуар практически каждого хореографического коллектива. Понятие современности в этот период связывают с сюжетными и тематическими номерами. Действие в танце, как правило, развивалось при помощи пантомимы, бытовых движений и жестов. «Танец использовался для раскрытия эмоционального, в основном бодрого и оптимистичного, состояния героев и носил дивертисментный характер» [5].
Л.С. Андрусенко отмечает, что в 1930-е годы наблюдалось активное развитие детского самодеятельного танцевального творчества, закладываются основы системы обучения и воспитания детей средствами хореографии. Появляются детские ансамбли песни и пляски, ансамбли народного танца, объединявшие музыку, песню, танец, игру. Однако такие сложные формы организации детской самодеятельности не получили большого распространения, поскольку требовали квалифицированного руководства и соответствующей материальной базы.
К началу 1940-ых годов художественная самодеятельность проявляет себя как система эстетического воспитания и просвещения населения, становясь самой массовой отраслью художественной культуры [6]. Хореографические кружки, студии, ансамбли приобретают огромную популярность. Существенно увеличилось количество участников самодеятельных коллективов, возросло их исполнительское мастерство. В сельской местности и небольших городах, не имевших профессиональных театров и ансамблей танца, художественная самодеятельность становилась основным источником удовлетворения эстетических потребностей населения.
В годы Великой отечественной войны художественная самодеятельность выступает одной из действенных форм массовой агитации на фронте и в тылу. Происходит значительное сокращение числа самодеятельных коллективов, оставшиеся концентрируют свою деятельность на работе в агитбригадах. В военных условиях художественная самодеятельность максимально уве-
личивает количество концертных выступлений. Репертуар, представленный различными жанрами самодеятельного творчества, приобретает выраженную патриотическую направленность. При всех сложностях военного периода самодеятельное творчество получает определенное развитие, что связано с лучшим обеспечением кадрами. Эвакуированные из Ленинграда деятели искусства и культуры возглавляли самодеятельные коллективы в провинциальных городах, отдаленных районах. Не прекращалось проведение смотров художественной самодеятельности, выставок народных ремесел, которые также являлись стимулирующим фактором для развития любительства. Таким образом, самодеятельное творчество давало возможность людям отвлечься от тяжелой действительности, поддерживало моральный дух.
В послевоенные годы начинается восстановление творческих коллективов, намечается дальнейшее развитие художественной самодеятельности. Происходят изменения в репертуаре, содержании, формах организации самодеятельного творчества. При этом возрастает общественная престижность художественной самодеятельности, ориентирующейся на удовлетворение новых духовно-эстетических запросов населения.
К началу 1950-х годов художественная самодеятельность успешно восстанавливает свои ряды. Начинается планомерная работа по обеспечению самодеятельных коллективов профессиональными кадрами. Популярной становится шефская помощь профессиональных артистов, балетмейстеров в формировании репертуара самодеятельных коллективов. Организуется система государственных учреждений и методических служб по руководству самодеятельным творчеством. В конце десятилетия возрождается большое количество студий, коллективов художественной самодеятельности, в том числе крупных по своему составу (оркестры, ансамбли и т. д.), имеющих возможность осуществлять исполнение сложных произведений. Несомненно, эти факторы способствовали достижению качественно нового уровня исполнительской и общей культуры самодеятельного творчества, отражало динамичный процесс самодеятельности.
Детское танцевальное самодеятельное творчество в данный период получает активное развитие: формируется система смотров, олимпиад, фестивалей детского творчества, организуется сеть внешкольных учреждений и культурно-досуговых центров, закладываются основы системы обучения и воспитания детей средствами хореографического искусства, к руководству детскими студиями, ансамблями песни и пляски приходят высококвалифицированные специалисты [5].
1950-70-е годы исследователи называют периодом расцвета художественной самодеятельности в СССР Огромное число участников указывает на массовость самодеятельного течения. Требования к репертуару художественной самодеятельности диктовались партийными и правительственными решениями, и были нацелены на высокий идейно-художественный уровень. Актуальными темами являются борьба за мир и социальный прогресс, солидарность с народами, борющимися за свое освобождение, трудовые свершения советских людей. Происходит перестройка художественной самодеятельности с акцентом на профессиональное искусство. Это нашло отражение в организации деятельности самодеятельных коллективов, в отборе участников. При этом значительно возрос уровень любителей. Во время различных смотров, конкурсов профессиональное мастерство участников самодеятельных коллективов получало достаточно высокую оценку профессионалов.
Большую популярность имели Всесоюзные фестивали и смотры художественной самодеятельности (Всероссийские смотры сельской художественной самодеятельности 1963 - 1965 годов и 1972 - 1973 годов; Всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества трудящихся 1975 - 1977 годов), которые не ограничивались конкурсными мероприятиями, а представляли собой массовые общественные компании по пропаганде и развитию советского самодеятельного искусства.
В детском хореографическом творчестве наблюдается дифференциация различных танцевальных направлений, чему способствовали достижения в области народно-сценической хореографии профессиональных ансамблей, организация государственной системы по подготовке квалифицированных кадров для художественной самодеятельности; государственная поддержка детского хореографического творчества и в связи с этим значительный рост количества детских танцевальных коллективов; укрупнение форм организации в детском танцевальном творчестве (театры балета, ансамбли), позволившее ставить и решать более сложные и серьезные в художественном отноше-
нии творческие задачи, выстраивать самостоятельные концертные программы [5].
В конце 1970-ых годов по постановлению ЦК «О дальнейшем развитии самодеятельного художественного творчества» количество смотров и конкурсов, фестивалей и обменных концертов резко сократилось, а репертуарные рамки еще более ужесточились [7, с. 342], что привело к некоторому спаду самодеятельности.
В 1980-е годы самодеятельное художественное творчество рассматривалось как одно из средств активного приобщения масс к ценностям культуры, организации досуга, отвлечения населения от разных форм асоциального поведения и представляло многообразие видов, жанров, организационных форм. Помимо самодеятельных коллективов в клубных учреждениях большое «развитие получают коллективы при детских и юношеских организациях, учреждениях культуры неклубного профиля, а также творческие коллективы, группы на базе учреждений, не связанных напрямую с культурой... Развивается групповая и индивидуальная художественная деятельность, не связанная с организационной структурой учреждений и их прямыми функциями, но существующая при их поддержке и с использованием их ресурсов» [2, с. 4].
Самодеятельное творчество ориентируется на решение актуальных социальных задач общества через формирование интереса к искусству, организации досуговой деятельности. Прослеживается направленность самодеятельного творчества на потребность личности к саморазвитию, самовыражению, общению, эмоциональной поддержке, кроме того, на образование определенного социального окружения, наполненного разными типами социальных отношений.
При этом исследователями данного периода истории самодеятельного творчества отмечается отсутствие его роста, уменьшение интереса к распространенным направлениям клубной самодеятельности - театральным, хоровым, хореографическим коллективам. Причинами этого явления называли низкий уровень руководства и методического обеспечения, вследствие которых страдало качество репертуара. Одновременно можно говорить о появлении новых видов самодеятельности (вокально-инструментальных ансамблей, рок-групп), повышению интереса к фольклорным объединениям.
Таким образом, художественная самодеятельность в 1980-е годы представляла собой сложное явление в таких проявлениях, как:
- специализированное занятие художественным творчеством определенного вида с интенсивными рабочими ритмами, установкой на внешнюю отдачу;
- экспериментально-поисковая группа, активная в творческом плане, но не всегда поддающаяся оценке по результату;
- крупное театральное, музыкальное, хореографическое объединение типа клуба или своеобразного комбината в рамках преимущественно одного вида искусства, которое включает народный коллектив, детскую студию, кружок или объединение друзей, любителей, критиков театра, музыкального, хореографического искусства, танцзал;
- один из аспектов универсальной организации всей досу-говой сферы определенного контингента населения [2, с. 13].
Отличительной особенностью данного периода является профилирование детских коллективов на одном из танцевальных направлений (народно-сценический танец, бальный, класси-
ческий), что послужило их активному самостоятельному развитию. Специфика коллектива определялась также и репертуаром, основанном на профилируемом виде танца. Значительная роль в подготовке самодеятельных исполнителей, воспитанию их исполнительской культуры отводилась классическому танцу [5]. Детская художественная самодеятельность являлась базой для развития взрослой самодеятельности.
С распадом Советского Союза художественная самодеятельность не прекращает своего существования. Однако реформы данного периода, приведшие к социально-экономическому кризису в России, имели колоссальные негативные последствия для любительского творчества. Упадок самодеятельности имел объективные причины и являлся следствием социально-экономических и культурных перемен в обществе. Среди причин данного явления - изменение массовых вкусов в сторону индивидуальных видов искусства; пресыщение населения массовыми мероприятиями; определенная консервативность самодеятельного репертуара, вследствие ограничений творческой свободы; повышение общественных требований к качеству исполнительства, а так же распространение профессиональной культуры посредством телевидения и гастролей артистов [8]. Смена ценностных ориентиров в обществе, сокращение финансовых ресурсов привели к сокращению масштабов хореографического творчества, численности хореографических коллективов, к расширению практики предоставления платных услуг населению.
Тем не менее, демократические перемены, происходившие в нашей стране в 90-е годы ХХ века, расширение различных форм международного культурного сотрудничества привели к эволюции художественных процессов, дали толчок развития как устоявшимся, так и новым направлениям самодеятельного творчества (современные направления хореографии, бальный танец и др.). Качественное повышение уровня репертуара хореографических коллективов в этот период, утверждает Л.А. Андрусенко, объясняется обращением к разнообразному музыкальному материалу, в том числе и высокохудожественному, что становится возможным в связи с развитием звукозаписывающей аппаратуры. Хореографическое образование в детской самодеятельности приобретает все более комплексный характер, что особенно проявляется в деятельности школ искусств - новой формы работы со школьниками, где многожанровый танцевальный материал предусматривает развитие и воспитание ребёнка как разнопланового исполнителя при наличии стержня программы - классического танца [5].
Таким образом, любительское творчество в нашей стране имеет богатую историю. Художественная самодеятельность представляет собой уникальное явление, не имеющее аналогов. На протяжении ХХ века любительское творчество в СССР пользовалось огромным авторитетом, отличаясь массовостью, масштабом и профессионализмом. Сегодня в России коллективы любительского творчества продолжают свою деятельность, во многом сохраняя традиции художественной самодеятельности, сформировавшиеся в советское время [9]. Перед современностью стоят задачи по сохранению и дальнейшему развитию народного художественного творчества, поскольку важным аспектом художественной культуры является её потенциал в формировании нравственности, духовности, патриотизма как подрастающего поколения, так и взрослого населения нашей страны.
Библиографический список
1. Смирнова Е.А. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. Москва: Просвещение, 1983.
2. Михайлова Н.Г. О некоторых общих особенностях современной художественной самодеятельности. Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство, воспитание. Москва, 1985: 3 - 14.
3. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологиче-ского изыскания: монография. Москва, 2003.
4. Цибиков Б.Д. Культурное строительство в Бурят-Монголии в период восстановления народного хозяйства СССР (1921 - 1925). Бурят-Монгольский НИИ культуры. 1955; Выпуск 20: 42 - 68.
5. Андрусенко Л.С. Детское хореографическое творчество в художественной культуре России ХХ - начала XXI вв. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2008.
6. Зяблицева С.В. Клубная художественная самодеятельность Западной Сибири в годы Великой отечественной войны. Вестник Челябинского государственного университета. 2009; 10: 95 - 99.
7. Уральская В.И., Пуртова Т.В. Хореографическая самодеятельность. Самодеятельное художественное творчество в СССР Очерки истории (конец 1950 - 1990-х годов). Санкт-Петербург, 1999: 335 - 354.
8. Гринев В.В. Развитие сельской художественной самодеятельности в 1945-1991 гг. Диссертация ... кандидата исторических наук. Краснодар, 2012.
9. Современные технологии социально-культурной деятельности. Под общей редакцией Е.И. Григорьевой. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
References
1. Smirnova E.A. Teoriya i metodika organizacii samodeyatel'nogo tvorchestva trudyaschihsya v kul'turno-prosvetitel'nyh uchrezhdeniyah. Moskva: Prosveschenie, 1983.
2. Mihajlova N.G. O nekotoryh obschih osobennostyah sovremennoj hudozhestvennoj samodeyatel'nosti. Hudozhestvennaya samodeyatel'nost'. Tradicii, masterstvo, vospitanie. Moskva, 1985: 3 - 14.
3. Strel'cova E.Yu. Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo kak ob'ekt nauchnogo issledovaniya: Opyt istoriko-'epistemologicheskogo izyskaniya: monografiya. Moskva, 2003.
4. Cibikov B.D. Kul'turnoe stroitel'stvo v Buryat-Mongolii v period vosstanovleniya narodnogo hozyajstva SSSR (1921 - 1925). Buryat-Mongol'skij NII kul'tury. 1955; Vypusk 20: 42 - 68.
5. Andrusenko L.S. Detskoe horeograficheskoe tvorchestvo vhudozhestvennojkul'ture RossiiХХ- nachala XXI vv. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Sankt-Peterburg, 2008.
6. Zyabliceva S.V. Klubnaya hudozhestvennaya samodeyatel'nost' Zapadnoj Sibiri v gody Velikoj otechestvennoj vojny. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 10: 95 - 99.
7. Ural'skaya V.I., Purtova T.V. Horeograficheskaya samodeyatel'nost'. Samodeyatel'noe hudozhestvennoe tvorchestvo v SSSR. Ocherki istorii (konec 1950 - 1990-h godov). Sankt-Peterburg, 1999: 335 - 354.
8. Grinev V.V. Razvitie sel'skoj hudozhestvennoj samodeyatel'nosti v 1945-1991 gg. Dissertaciya ... kandidata istoricheskih nauk. Krasnodar, 2012.
9. Sovremennye tehnologii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Pod obschej redakciej E.I. Grigor'evoj. Tambov: Izdatel'stvo TGU im. G.R. Derzhavina, 2002.
Статья поступила в редакцию 24.07.18
УДК 378
Fetalieva L.P., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
STATE REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION. The article analyzes the inclusive aspect of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 to ensure the rights of persons with disabilities to inclusive education, consider a package of documents related to the program that confirm the importance of developing the scientific, theoretical, organizational and legal aspects of inclusive education. The article examines the social and legal aspects of inclusive education. The researcher shows the different levels of globalization, considers globalization trends in the development of education and the model of learning with different categories. Global education is treated at different levels - at the level of the global megasystem (planetary), interaction and mutual enrichment of national educational systems, interstate, interregional links and international cooperation.
Key words: inclusive education, inclusive trend, inclusive educational space, strategy, competence, professional qualities, children with disabilities, legal aspect, psychological and medical and social support.
Л.П. Феталиева, канд. филол. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала., E-mail: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется инклюзивный аспект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы для обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование, рассматривают связанный с программой пакет документов, подтверждающих важность разработки научно-теоретических, организационных и правовых аспектов инклюзивного образования. Также в статье рассматриваются социальные и правовые аспекты инклюзивного образования. В статье указаны разные уровни глобализации, рассматриваются глобализацион-ные тенденции в развитии образования и модели обучения с разными категориями. Глобальное образование трактуется на разных уровнях - на уровне глобальной метасистемы (планетарном), взаимодействия и взаимообогащения национальных образовательных систем, межгосударственных, межрегиональных связей и международного сотрудничества.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивный тренд, инклюзивное образовательное пространство, стратегия, компетентность, компетенция, профессиональные качества, дети с ограниченными возможностями здоровья, правовой аспект, психолого-медикосоциальное сопровождение.
Анализируя инклюзивный аспект Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы для обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное образование, рассматривают связанный с программой пакет документов, подтверждающих важность разработки научно-теоретических, организационных и правовых аспектов инклюзивного образования (О.А. Степанова, РГ. Юсупов). Одной из отправных точек при подготовке данной Программы стали «Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года», разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации в апреле 2012 года [1]. В этом документе среди основных тенденций, определяющих в долгосрочной перспективе развитие российской экономики, зафиксировано начавшееся сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров. За прогнозный период численность населения в трудоспособном возрасте может сократиться примерно на 9,7 млн. человек (или на 11,1%), что приведёт к снижению численности экономически активного населения, сокращению предложения трудовых ресурсов и обострит ситуацию на рынке труда, отмечают разработчики документа. В числе мер нивелирования этих негативных эффектов развития экономики они называют вовлечение в трудовую деятельность
лиц старшего возраста, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, и создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями [2].
Бесспорно, что данные меры имеют высокую социальную значимость, а доступность качественного образования и вовлечения в профессионально трудовую деятельность большой социальной группы, которую составляют лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая инвалидов, может решить как минимум две важные задачи. Первая из них - развитие человеческого потенциала страны. Вектор реализации данной задачи определен Д.А. Медведевым 22 ноября 2012 года на совещании по вопросу трудоустройства инвалидов. Премьер-министр подчеркнул, что сегодня в России около 3,5 млн. людей с ограничениями по здоровью, включая инвалидов, трудоспособного возраста, но работает из них приблизительно пятая часть. Поэтому вовлечение в занятость неработающих трудоспособных граждан с ОВЗ с учётом их возможностей и способностей становится не только целью, но и ресурсом социально-экономического развития страны на ближайшие годы. Вторая задача связана с личностными смыслами и развитием жизненных перспектив лиц с ОВЗ.
Наряду со стремлением сохранить и преумножить достижения в вопросах обучения и социализации детей и молодежи с