Научная статья на тему 'Роль самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности младших школьников'

Роль самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1330
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОДЕЯТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ / САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / CREATIVE ACTIVITY / AMATEUR CREATIVITY / CHOREOGRAPHIC ART / BALL DANCE / AMATEUR CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрикеева Светлана Анатольевна

Статья посвящена проблемам формирования творческой активности младших школьников, которые входят в число актуальных направлений в области социально-культурной деятельности. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его познанию и преобразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF AMATEUR CREATIVITY IN THE COURSE OF FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Article is devoted to problems of formation of creative activity of younger school students which are included into number of the actual directions in the field of social-cultural activity. Development of scientific interests in this direction revealed complexity and a many aspects of this phenomenon that caused emergence of various approaches to its knowledge and transformation.

Текст научной работы на тему «Роль самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности младших школьников»

РОЛЬ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С. А. ПАТРИКЕЕВА

Статья посвящена проблемам формирования творческой активности младших школьников, которые входят в число актуальных направлений в области социально-культурной деятельности. Развитие научных интересов в этом направлении выявило сложность и много-аспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его познанию и преобразованию.

Ключевые слова: творческая активность, самодеятельное творчество, хореографическое искусство, бальный танец, самодеятельный хореографический коллектив.

В настоящий момент самодеятельное творчество представляет собой общественно-историческое явление, имеющее определенную природу изменяющихся функций и объективных закономерностей, воздействующих на сферу творческой активности личности и социально-культурные процессы общества.

Самодеятельное творчество на протяжении всей истории своего существования всегда являлось не только средством воспитания, но и средством творческого развития личности.

Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активная мотивация участников самодеятельных коллективов, отсутствие у участников специальной подготовки.

Главной задачей при изучении проблемы формирования творческой активности младших школьников является раскрытие сущности самодеятельного творчества средствами хореографического искусства как одного из видов самодеятельного творчества, где важная роль отводится бальному танцу как рекреационной технологии социально-культурной деятельности.

Рассматривая самодеятельное творчество, необходимо подробнее раскрыть понятия «творчество» и «мастерство», которые являются его основными составляющими.

Понятие «творчество» основывается, прежде всего, на том, что творчество - это появление чего-то нового применительно ко всем процессам жизни человека. В основе творчества и мастерства заложен природный талант личности. Мастерство - умение овладеть каким-либо ремеслом,

применяя опыт предшественников. Можно быть мастером, но не быть творцом. Творчество - это свободное выражение своей индивидуальности, результатом которого может быть нечто качественно новое [3].

Именно творческий потенциал личности и потребность самоактулизации, самоорганизации движет врожденным свойством младших школьников к результату творческого саморазвития. Творческий потенциал в отличие от уровня мастерства личности не зависит от социальных условий - в этом их принципиальное различие. Поэтому творчество является условием становления личности младшего школьника, в котором возникают и удовлетворяются ее нравственно-эстетические потребности.

Проблема творчества в педагогике рассматривается как приоритетное направление в работах Л. Б. Ермолаевой - Томиной, Д. Б. Богоявленской, В. С. Шубинского, Я. А. Пономарева и других, раскрываются методологические вопросы творчества в разных областях человеческой деятельности. Особенности художественного творчества детей, возможности его формирования были изучены К. В. Тарасовой, Д. Б. Кабалевским,

Н. А. Ветлугиной, Б. М. Неменским.

Научное обоснование самодеятельное творчество получило лишь в начале ХХ столетия, когда возник основательный интерес к проблематике воздействия творчества на состояние и психику людей.

Советская педагогика рассматривала самодеятельное творчество как важное средство просвещения и воспитания трудящихся масс, приоб-

щения их к культурным ценностям. А. В. Луначарскому, Б. В. Асафьеву принадлежат первые попытки научного обоснования ценности самодеятельного творчества как воспитывающего фактора. Асафьев неоднократно обращал внимание на особое психологическое воздействие творчества. «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других» [1].

Ряд принципиальных положений о методике самодеятельности был высказан П. П. Блонским. В 1919 г. в работе «Трудовая школа» он обосновал положение о широком внедрении творчества в процесс воспитания подрастающего поколения. По его мнению, путь здесь лежит через обучение учащихся навыкам и умениям, но не в плане «специализации в технике данного искусства», а в пробуждении у человека общего стремления к искусству, к его познанию и созиданию [2].

Представляется интересным и перспективный анализ, сделанный П. П. Блонским: эстетическое воспитание в широком (воспитание чувств, привычки к творчеству, определенных нравственных качеств и т.п.) и узком (развитие технических навыков, получение специальных знаний) смыслах. В. А. Сухомлинский рассматривал самодеятельное творчество учащихся в общей системе их образования и воспитания. Реализация в полном объеме возможностей творчества связана, по его мнению, с комплексным использованием различных жанров творчества, активным освоением его отдельных видов, созданием методических основ творчества. Творчество в педагогической системе В. А. Сухо-млинского - один из важнейших рычагов формирования эмоциональной и нравственно-эстетической культуры младшего школьника. По мнению В. А. Сухомлинского музыка «объединяет моральную, эмоционально-эстетическую сферу человека». Анализ теоретических положений В. А. Сухо-млинского дает основания говорить о том, что большинство из них являются общезначимыми, важными в целом для раскрытия творческого процесса и его влияния на личность. «Процесс самодеятельного творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. Одухотворение и вдохновение одной личности порождает одухотворение и вдохновение других людей. Самодеятельное творчество - это незримые ниточки, соединяющие людей. Чтобы человек благотворно влиял на человека, утверждайте в духовной жизни коллектива и личности самодея-

тельное творчество. Возможности для самодеятельного творчества безграничны». Безграничные возможности самодеятельного творчества в воспитании личности обусловливаются, по словам Су-хомлинского, тем, что творчество, как «живая вода», вливает свежие вдохновенные силы в человека, оттачивает тонкость и чувственность души, без чего не может быть подлинной воспитанности, подлинной культуры.

Следовательно, самодеятельное творчество играет одну из ведущих ролей в процессе формирования творческой активности младших школьников.

Следует отметить, что самодеятельное творчество - сложное, многогранное и разноплановое проявление досуговой деятельности человека, постоянно эволюционирующее в зависимости от социально-исторических и современных условий развития общества. В результате индивидуального развития личности средствами бального танца происходит потребность самим участвовать в процессе создания духовных ценностей, через творческую активность практической деятельности.

Формой самодеятельного творчества является художественная самодеятельность - массовое непрофессиональное искусство, которое включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей. Участники художественной самодеятельности, как правило, объединяются в различные самодеятельные коллективы, кружки, студии, центры, ансамбли и т. п. Основными организациями развития самодеятельного творчества служат дома и дворцы культуры, клубы и другие культурно-просветительные учреждения.

Одним из видов самодеятельного творчества является хореографическое искусство. Именно самодеятельный хореографический коллектив дает возможность организовать обучение основам бального танца и развития творческой активности младших школьников. В основе данного процесса лежит способность младших школьников к эстетическому восприятию тех ценностей и норм, которые наполнены значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Такая личность готова к социальным действиям, в том числе к действиям, происходящим в организованном и неорганизованном свободном времяпрепровождении. Участие в самодеятельном творчестве оказывает значительное воздействие на формирование и развитие творческой активности младших школьников.

Творческая активность - это качество личности, которое характеризуется динамичностью и интегративностью ее потребностей, интересов,

мотивов, способностей, отношений, направленности, знаний, умений и навыков, необходимых для проявления творческой активности в разнообразной деятельности, обеспечивающих обнаружение нового в постановке и решении проблем, принятии оригинальных решений; проявлением самостоятельности в выборе замысла предстоящей деятельности и его воплощении; активным участием в творческом преобразовании окружающей действительности.

Специфическими особенностями процесса формирования творческой активности у младших школьников выступают: опора на «пик любознательности» младших школьников, диалогичность (обращенность к диалогическим формам обогащающего обучения и воспитания), обеспечение единства творчески развивающих влияний на личность младшего школьника, стимулирование инициативы самостоятельности, осуществление продуктивного сотрудничества педагога [4].

Важное место в процессе формирования творческой активности младших школьников отводится самодеятельному творчеству, где бальный танец выступает как средство гармоничного развития личности.

Самодеятельный хореографический коллектив есть особый художественно-воспитательный институт и особая организация младших школьников, объединенных художественно - эстетическими ценностями и установками. Организованная деятельность самодеятельного хореографического коллектива, с одной стороны, является институтом, в котором участники под руководством педагога-тренера-хореографа, включены в художественно-воспитательные процессы, а с другой -институтом, в котором участники осуществляют пропаганду и популяризацию бальных танцев.

Признание приоритетности формирования творческой активности младших школьников делает актуальным обращение к хореографии, а именно к бальному танцу как особому средству развития творческой активности младших школьников.

Бальный танец своей яркостью, эмоциональностью, образностью, естественностью оказывает влияние на эмоциональный мир младшего школьника, без дополнительных преобразований входит в его духовную сферу и является действенным средством развития творческих способностей.

Занимаясь бальными танцами в паре или соло, младший школьник многому учится и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроиться на партнера, контроль над собой, но и культура общения с преподавателем,

партнером и другими участниками группы (коллектива). Учащиеся постигают азы бальной хореографии: язык бального танца, вариации и композиции и т. д.

Главной целью формирования творческой активности младших школьников в самодеятельном хореографическом коллективе выступает: 1) приобщение детей к прекрасному виду хореографического искусства - бальному танцу, 2) формирование знаний, умений и навыков в области бального танца; 3) раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей (эмоциональность, воображение, фантазия, ассоциативное мышление и др.).

На сегодняшний день повышению художественного мастерства участников самодеятельного творчества способствует систематически приводящиеся фестивали и конкурсы самодеятельных хореографических коллективов, где огромное количество младших школьников из городов и сел показывают свои творческие достижения.

Происходящие организационные процессы в области самодеятельного творчества имеют прямое воздействие на формирование творческой активности младшего школьника.

Следовательно, самодеятельное творчество выполняет функцию творческого развития участников с тем, чтобы они становились подлинными творцами художественно-эстетических ценностей.

Вместе с тем, самодеятельное творчество имеет и организационно-педагогические функции. К ним относятся функции организации, руководства и управления процессами включения участников в художественно-творческую деятельность и активный отдых, окрашенный положительными эмоциями, процессами их обучения, образования, воспитания и развития.

Таким образом, анализ самодеятельного творчества позволяет охарактеризовать взаимосвязанную систему, направленную на развитие творческой активности младших школьников, на гармоничное развитие личности.

Невысокий уровень творческой активности участников в самодеятельных хореографических коллективах создает значительные трудности в достижении идейно-художественного замысла хореографического произведения. Неудовлетворительная организация педагогического процесса учебно-репетиционных занятий, недооценка задачи расширения общекультурного кругозора серьезно затрудняют реализацию задач развития творческой активности младших школьников. Руководитель является в коллективе главной фигурой формирования и развития творческой ак-

тивности участников. Отображение его значимости как специалиста, педагога-тренера-хореог-рафа и личности в известной мере позволяет обнаружить действенность его воспитательного влияния на внутренний мир участников.

Исследования показывают, что в самодеятельных хореографических коллективах, где создана обстановка подлинно творческого достижения хореографического искусства в условиях общеколлективной деятельности, активизируется процесс познания и интенсивно формируются знания, умения и навыки в области бального танца, накопленные социально важным содержанием. Вместе с тем, данные свидетельствуют и о том, что в работе руководителей самодеятельного творчества имеются значительные резервы формирования у младших школьников ценностей, которые наиболее успешно содействуют решению задач профессионального образования.

Следовательно, самодеятельное творчество необходимо понимать как социальное движение культуры, которое представляет собой многоплановое явление, включающее ценностные ориентации. Результатом этого движения является обогащение и видоизменение форм структурной организации и содержательных сторон и жанров хореографического искусства, а сам процесс творчества требует поиска нового, оригинального, нестандартного.

Таким образом, творческий поиск, нестандартный подход к проблеме развития и становления таланта способен зародить интерес к самодеятельному творчеству. Эта предрасположенность к творчеству заложена в самой природе человека. Поэтому XXI в. определяет множество

задач в организации целенаправленного и систематического педагогического процесса по формированию и развитию творческой активности младших школьников.

Литература

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. С. 25.

2. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979. Т. 2.

3. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество. История, теория, практика. М., 1988.

4. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся. М., 2001.

5. Сухомлинский В. А. Избр. собр. соч.: в 3 т. М., 1979. С. 74.

* * *

ROLE OF AMATEUR CREATIVITY IN THE COURSE OF FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

S. A. Patrikeyeva

Article is devoted to problems of formation of creative activity of younger school students which are included into number of the actual directions in the field of social-cultural activity. Development of scientific interests in this direction revealed complexity and a many aspects of this phenomenon that caused emergence of various approaches to its knowledge and transformation.

Key words: creative activity, amateur creativity, choreographic art, ball dance, amateur choreographic collective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.