10. Царева, Е.Г. Программа развития культуры как фактор социально-экономического развития региона // Справ. руководит. учреждения культуры. - 20О9. - № 9.
11. Ерастов, Н.П. Культура умственного труда: о рациональной организации познавательной деятельности. - Ярославль, 1973.
12. Канн-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1981.
13. Ямбург, Е.А. Школа и ее окрестности. - М., 2011.
Bibliography
1. Matis, V.I. Pedagogicheskaya sociologiya. - Barnaul, 2010.
2. Nayjn, A.Ya. Kuljtura delovogo obtheniya. - Chelyabinsk, 1996.
3. Senjko, Yu.V. Gumanitarnihe osnovih pedagogicheskogo obrazovaniya: kurs lekciyj: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj.
- M., 2000.
4. Slastenin, V.A. Professionalizm uchitelya kak yavlenie pedagogicheskoyj kuljturih // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2005. - № 3.
5. Shapovalov, A.A. Az i Buki pedagogicheskoyj nauki: vvedenie v pedagogicheskoe issledovanie. - Barnaul, 2002.
6. Efremov, A.A. Trend kreativnoyj ehkonomiki i problemih pravovogo regulirovaniya informatizacii sferih kuljturih // Informacionnihe sistemih dlya nauchnihkh issledovaniyj: materialih XV Vseros. objhedinennoyj konf. «Internet i sovremennoe obthestvo». - SPb., 2012.
7. Ryazanceva, L.M. Sekretih uspekha proektnoyj deyateljnosti // Sprav. rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 4.
8. Gorushkina, S.N. Upravlenie proektami kak instrument kuljturnoyj politiki // Sprav. rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 1.
9. Kirova, M.S. Socialjno-kuljturnihe predposihlki proektnoyj deyateljnosti v sfere organizovannogo turizma // Soc. politika i sociologiya. - 2008.
- № 2.
10. Careva, E.G. Programma razvitiya kuljturih kak faktor socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya regiona // Sprav. rukovodit. uchrezhdeniya kuljturih. - 2009. - № 9.
11. Erastov, N.P. Kuljtura umstvennogo truda: o racionaljnoyj organizacii poznavateljnoyj deyateljnosti. - Yaroslavlj, 1973.
12. Kann-Kalik, V.A. Uchitelyu o pedagogicheskom obthenii. - M., 1981.
13. Yamburg, E.A. Shkola i ee okrestnosti. - M., 2011.
Статья поступила в редакцию 30.01.13
УДК 371
Dzhagaeva T.E., Zhuykova N.A. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CREATIVE ABILITIES FORMATION OF CHILDREN IN THE CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE. The relevance of this study is due to the necessity to work out the system of conditions for the development of children's creative abilities in the choreographic ensemble. The developed creative personality in the choreographic team is the result of natural talent, and favorable social circumstances, and conscious focus on self-development, involving their own efforts and work. Only the unity of these factors gives a person the chance to held a creative personality
Key words: pedagogical conditions, teacher of choreography, dance, choreography, upbringing, children.
Т.Е. Джагаева, д-р пед. наук, проф. межфакультетской каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский гос. университет им. К.Л. Хетагурова»; Н.А. Жуйкова, соискатель каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский гос. университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
В статье рассматриваются практические вопросы развития творческих способностей детей в хореографическом ансамбле. Состоявшаяся творческая личность в хореографическом коллективе - это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. По мнению автора, слияние этих факторов дает шанс человеку состояться в качестве творческой личности.
Ключевые слова: педагогические условия, педагог хореографии, танец, хореография, воспитание, дети.
Танец существует как излюбленная досуговая деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при формировании нравственных ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей средствами танцевального искусства помогает всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе. Формы и методы педагогической работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. Обучение детей языку танца - это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни. Изобразительновыразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией.
В хореографии, как и в любом искусстве, нет педагогических методов и приемов, хороших и годных на все времена. Педагогический прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную систему, служит раскрытию выразительной природы
танцевальной образности. Современность хореографического искусства - это, прежде всего, современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве. Хореографическая образность, решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики [1]. Достижение этих целей невозможно без комплексного подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и без осознания специальных педагогических и творческих условий обучающей среды.
По нашему мнению нужно соединение следующих факторов. Необходимо глубокое знание физических, психических и возрастных особенностей личности, её потребностей и возможностей [2]. Должен быть высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания [3]. Следует учитывать законы гармоничного развития личности, согласно которым: духовное развитие невозможно без развития телесного; семантика тела является ключом к бессознательному; при развитии двигательно-координационных способностей ребенка развивается его сознание;
освоение техники движения позволяет расширить границы сознания, снять страх перед обществом, увеличить доверие к себе и окружающим.
В процессе обучения детей танцу приоритет отдается занятиям творческого содержания, на которых ребенок должен сам находить правильные движения: овладение техникой в данном возрасте находится в подчиненном положении. Важен индивидуальный подход, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других - наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает. Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития личностных и креативных способностей, то есть научить творчеству и импровизации нельзя, но им можно научиться; заинтересованность обучаемого и вовлеченность его в процесс во многом определяет успех обучения.
Использование в процессе обучения разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса. Помимо использования репродуктивных методов обучения: словесных, наглядных, практических, распространенных в традиционных школах танца и основанных на показе и повторении, необходимо использовать продуктивные методы: поисковый, исследовательский, свободное творчество; а также игровой метод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия. Использование разнообразных педагогических форм работы детей на занятии, чередование таких форм деятельности, как самостоятельная работа и специально организованная коллективная и индивидуальная деятельность, позволяет добиваться высоких результатов.
При оценке развития технических способностей важно оценивать каждого ученика не в сравнении с другими, а оценивать его рост относительно его прежних результатов. Необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач. Сформированная творческая личность - это результат и природной одаренности, благоприятных педагогических условий и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь совокупность этих факторов дает шанс человеку состояться как творческой личности.
Приступая к постановочной работе, необходимо рассказать детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.
Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую и т.д. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина - это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.
Большую педагогическую работу выполняют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь
Библиографический список
друг другу [4]. Встречи с талантливыми творческими людьми, их рассказы о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне [5]. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе. Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.
Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.). Коллектив воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, зависти, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.
Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств, для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте, и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь.
Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность и распущенность. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество - чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело. Систематические занятия приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством, они определяют педагогические и организаторские способности детей.
Педагог должен создать такие условия работы, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами. Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла педагогическая система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный метод развития пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности. Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является хореографическое творчество, характерные выразительные движения, педагогика хореографии по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения.
1. Тарасов, Н.И. Классический танец: школа мужского исполнительства. - СПб., 2005.
2. Крутецкий, В.А. Возрастная психология. - М., 1984.
3. Березина, В.Г. Детство творческой личности I В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. - СПб., 2004.
4. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников. - М., - 1991.
5. Богданов, Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. - М., 1982.
Bibliography
1. Tarasov, N.I. Klassicheskiyj tanec: shkola muzhskogo ispolniteljstva. - SPb., 2005.
2. Kruteckiyj, V.A. Vozrastnaya psikhologiya. - M., 1984.
3. Berezina, V.G. Detstvo tvorcheskoyj lichnosti I V.G. Berezina, I.L. Vikentjev, S.Yu. Modestov. - SPb., 2004.
4. Matyushkin, A.M. Razvitie tvorcheskoyj aktivnosti shkoljnikov. - M., - 1991.
5. Bogdanov, G.F. Formih sovershenstvovaniya organizacionnoyj i vospitateljnoyj deyateljnosti v samodeyateljnihkh khoreograficheskikh kollektivakh. - M., 1982.
Статья поступила в редакцию 30.01.13
УДК 159.923.1
Rudensky E.V DEPRIVATIONAL VIKTIMIZM AS SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MECHANISM INDIVIDUAL DEVELOPMENT PERSONAL VIKTIMNOST. In article the deprivational viktimizm as a phenomenon of a social and psychological viktimologiya and the mechanismindividual developmenta personal viktimnost reveals. The understanding of a basic concept of a social and psychological viktimologiya - ontogenetichesky victimization of the personality, from a position of sotsializatsionno-competence-based approach of a kliniko-sociological paradigm of research of social pathology of the personality developed by the author and methodology of viktimologichesky determinism locates.
Key words: social and psychological viktimologiya, viktimologichesky determinism, deprivational viktimizm, ontogenetichesky victimization, personal viktimnost, personal viktimnost, viktimny personality, defect of socialization, sotsializatsionny defect individual development.
Е.В. Руденский, д-р социол. наук, канд. пед. наук, проф. ФГБОУ НГПУ, г. Новосибирск, E-mail:
rudenskiv@rambler. ru
ДЕПРИВАЦИОННЫЙ ВИКТИМИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОНТОГЕНЕЗА ЛИЧНОЙ ВИКТИМНОСТИ
В статье раскрывается депривационный виктимизм как феномен социально-психологической виктимологии и механизм онтогенеза личной виктимности. Обосновывается понимание базового концепта социально-психологической виктимологии - онтогенетической виктимизации личности, с позиции разрабатываемого автором социализационного-компетентностного подхода клинико-социологической парадигмы исследования социальной патологии личности и методологии виктимологического детерминизма.
Ключевые слова: социально-психологическая виктимология, виктимологический детерминизм, депривационный виктимизм, онтогенетическая виктимизация, личная виктимность, личная виктимность, виктимная личность, дефект социализации, социализационный дефект онтогенеза.
Возникновение новых, инновационных научных теорий детерминируется характером и тенденциями развития социальной реальности. Это принцип социологического детерминизма развития науки. Наиболее продуктивно действие этого принципа проявилось в тенденциях развития социальной психологии: как психологической социальной психологии, исследующей психологические проблемы социального субъекта, так и социологической социальной психологии, в центре внимания которой весь круг проблем социального взаимодействия.
В своих научных исследованиях я придерживаюсь социологической социальной психологии по научной специальности ВАК РФ, по содержанию и методологии научных исследований социально-психологических проблем социального онтогенеза личности. Социологическая социальная психология исследует проблемы взаимоотношения общества и личности (социальные интеракции), в отличие от психологической социальной психологии, исследующей проблемы личности, включенной в социальный контекст.
Для социологической социальной психологии социологический реализм является ведущим методологическим принципом научного анализа социально-психологической реальности. Принцип социологического реализма, интегрированный в систему принципов методологии виктимологического детерминизма, разработке которого посвящено более 100 опубликованныхмной работ, определил концепцию развития клинико-социологической парадигмы социально-психологического анализа реальности современного Российского общества [1].
Реальность современной России такова, что дисфункции в социализационной системе страны приводят большое количество людей к тому, что уровень их социализированности не отвечает условиям жизни и не дает возможность полноценно функционировать в обществе. И это потому, что люди становятся
жертвами дисфункции социализационного механизма онтогенеза личности - социального дизонтогенеза личности [2]. А это создает уникальное по своей сущности и уровню проникновения в судьбы людей социально-психологическое явление - виктимизм.
Виктимизм - это социально-психологическое состояниялич-ности, для которого характерны:
> идентификация себя жертвой обстоятельств,
> дефицит идентификации субъектом собственной жизни,
> социальная дефензивность,
> социальная пассивность,
> социальный инфантилизм,
> социальная гетерономия,
> чувство собственной беспомощности в разрешении проблемных ситуаций жизни,
> рентная установка как стремление получить выгоду из виктимного статуса,
> кверулянтская установка в форме использования жалобы как требования должного,
> жажда агрессивной компенсации собственной социальной дефектности, даже ценной собственной деградации как личности и как социального субъекта.
Социальным зеркалом российского виктимизма стала телевизионная программа А. Малахова «Пусть говорят!». Каждый выпуск программы - это своеобразная онтологическая модель онтогенетической виктимизации личности. И в то же время -это гносеологический объект социально-психологического исследования онтогенетической виктимизации личности с позиции системного анализа.
В этой ежедневной программе телекомпании ОРТ предстает многоуровневая панорама социальной деградации личности и антропологической катастрофы человека эпохи социальной